Защита прав и свобод человека находится в. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина

Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,“конституционные”и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).

В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства” 1 .

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит:“Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод других лиц”.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.

    Система механизмов обеспечения и защиты

прав и свобод.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.

Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится:“Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).

    Международная защита прав и свобод человека

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.

Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью” 1 . Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время” 2 .

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции “по мотивам гуманности”,для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан,“то надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела 3 .

В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;Международный пакт о гражданских и политических правах;Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и д.р.

ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате международных преступлений государств.

В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституции. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.

Заключение

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса:а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.

Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности – юридической и нравственной.

Список использованных источников и литературы.

Нормативные акты

    Конституция Российской Федерации 1993 г.

    Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Изд.Юрайт-М, 2002.

    Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Под ред. Б.Н. Топорнина – М.:Изд. Юридическая литература, 1994.

Научная литература

    Алексеев С.С. Россия у критической черты. М.:Изд. Юрист, 1995.

    Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.:Изд. Юрист, 1994.

    Батлер У., Нерсесянс В.С. История права:Англия и Россия. М.:Изд, Норма,1996.

    Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М:Изд. Норма, 1998.

    Государственное право Российской Федерации. /Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Изд.Юридическая литература, 1996.

    Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18-го века. М.: Изд. Юрист,1994.

    Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М.:Изд. Юрист, 1996.

    История политических и правовых учений. Учебное пособие. /Под ред. В.С. Нерсесянца – М.:Изд. Юридическая литература, 1995.

    Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.

    Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.:Юрист, 1996.

    Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М.:Изд. Норма, 1997.

    Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.:Изд. Юрист, 1994.

    Лившиц Р.З. Теория права. М.:Изд. Юрист, 1994.

    Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.:Изд. Юрист,1997.

    Назаренко Г.В. Теория государства и права. М.:Изд. Норма, 1998.

    Основы государства и права. Учебное пособие. /Под ред. О.Е. Кутафина. – М.:Изд. Норма, 1994.

    Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1997.

    Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.:Изд. Норма, 2003.

    Русинов Р.К. Теория государства и права. М.: Изд. Юрист, 1997.

    Теория государства и права. Выпуск 1. /Под ред. А.Б. Венгерова. М.:Изд. Юридическая литература, 1993.

    Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М.:Юрист, 1995.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М.:Изд. Норма,1993.

    Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. М.: Изд. Юрист, 1995.

    Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.:Изд. Юрист, 1996.

    Шилобод М.И. Политика и право. – М.:Изд. Юрист,1995.

Приложение 1.

В схемах. М.: Изд. Норма, 1999.

Система юридических

Общетеоретические и исторические Прикладные юридические

юридические науки науки

Отраслевые юридические Международное Юридические науки,

науки право изучаюшие организацию

и порядок деятельности

отдельных

государственных органов

Науки о материальном Науки о процес-

праве суальном праве

Схема “Система юридических наук”.

Приложение 2.

Баранов В.Г. и др. Теория государства и права

в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.

Источники права

Правовой обычай Нормативный правовой акт

государственного органа

Юридический прецедент Договор нормативного

содержания

Религиозные тексты Общие принципы права

Правовая

доктрина

Схема “Источники права”.

Приложение 3.

Баранов В.Г. и др. Теория государства и права

в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.

Признаки норм права

Государственно – властный Двустороннее правило

характер поведения

Общее правило поведения Обязательное правило

поведения

Формально-определенное Системное правило

правило поведения поведения

Схема “Признаки нормы права”.

1Аристотель.“Этика”СПб.,1908. С. 91.

1Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 219.

1Кипп Т. История источников римского права. СПб.,1908. С. 7-8.

1Гроций Г. О праве войны и мира. М.,1956. С.74.

2Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2. М.,1957. С. 261.

3Там же. С. 300.

4Локк Д. избранные философские произведения Т. 2. М., 1960. С. 34.

1Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.,1949. С. 130,176- 177,437.

1Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого/ / Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.

2Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М., 1995. С. 21.

3Там же. С. 312.

1Государственное право Германии. Том 2. М., 1994. С. 167.

1Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т. 1. СПб., 1882. С. 327

2Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.

3Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.

В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

Свобода личности. Право личности на свободу это право индивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых имеет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

  • 1. Право беспрепятственного передвижения.
  • 2. Право на частную жизнь.
  • 3. Право на семейную жизнь.
  • 4. Право располагать своим достоянием.

Последние две разновидности прав по существу лишь модифицируют право на частную жизнь. Защита свободы передвижения. «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следовательно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвижения не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Так же, согласно ратифицированным международным соглашениям (ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена защита этого права.

В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ достаточно четко защищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточно конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.

Защита права на частную жизнь. Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так, как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору. Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы. Но в таком случае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состояние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья.

  • 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
  • 2. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст. 23 КРФ)

«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24 КРФ).

В этом вопросе Конституция РФ четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26 КРФ).

«Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). Таким образом, рассмотрев текст Конституции РФ по данной проблеме, мы можем видеть, что принцип неприкосновенности частной жизни защищен вышеприведенными статьями Конституции РФ. Однако стоит заметить, что эти положения соответствуют принципу либерализма «Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя».

Защита права на семейную жизнь. «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст. 38 КРФ) «Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для развития» (10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года). На мой взгляд последняя формулировка более конкретна, чем первая. Согласитесь, что «условия для развития» являются более серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семейную жизнь, чем «защита государства». Но для сравнения: «Нация обеспечивает...» - «под защитой государства». Само по себе государство теоретически ничего защищать не может, а, точнее не должно. Защищает безусловно народ, но посредством такого искусственно созданного механизма для исполнения своей воли, как государство. Нас не должно смущать слово «нация». В переводе на российскую действительность оно звучало бы как «многонациональный народ» (такому словосочетанию нашлось место лишь в насквозь декларативной Преамбуле к Конституции РФ). Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пытались придать ей (по крайней мере внешне) явно либеральный характер. В связи с этим я считаю необходимым напомнить: Конституция - не «вещь в себе», а всего лишь инструмент по передаче полномочий от народа системе государственной власти. Поэтому гарантом защиты прав и свобод не может являться государство, как всякое вторичное явление. Думаю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на ней больше задерживаться.

Защита свободы распоряжаться своим состоянием. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности» (ст. 34 КРФ). Этот принцип, как видим, так же нашел своё отражение в тексте Конституции РФ.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Это значит, что именно государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

Важнейшими организационно-правовыми гарантиями прав и свобод граждан является соответствующая деятельность государственных органов и в первую очередь Президента РФ, гаранта прав и свобод гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). В обязанности Президента, в частности, входит:

1) обеспечение условий, при которых работали бы все государственные структуры в строгом соответствии с формулой «разрешено только то, что дозволено», в том числе в сфере обеспечения внутригосударственного механизма, реализации защиты правового статуса личности;

2) обеспечение согласованности функционирования всего государственного механизма в интересах общества и достижения общегосударственных целей;

3) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (с учетом общественного мнения);

4) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

5) осуществление пoмилования (п. в ст. 89 Конституции РФ).

В ст. 45–55 Конституции РФ предусмотрен юридический механизм, который призван обеспечить переход от декларативного провозглашения личности высшей ценностью к реальному контролю за соблюдением прав и свобод. К сожалению, сегодня для российского общества «это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но труднодостижимый».

Сегодня социально-экономическое положение широких масс населения находится в совершенно неудовлетворенном состоянии, объектами каждодневных грубых посягательств стали некоторые основные права человека, и прежде всего, право на жизнь и личную безопасность, а в целях противодействия нестабильному положению в обществе и последствиям региональных конфликтов должностные лица и члены местных администраций то там, то здесь организуют своего рода «облавы по национальному признаку».

Среди основных путей правовой реформы – законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего, реальных гарантий прав и законных интересов личности.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Следует подчеркнуть, что, во-первых, речь может идти лишь о возможных ограничениях, но не обязательных, во-вторых, их перечень является исчерпывающим и соответствует общепринятым международным стандартам. Возможно ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, за исключением тех прав, которые предусмотрены в ст. 20–21, ч. 1 ст. 23, 24, 28–29, ч. 1 ст. 40, 46–54 Конституции РФ. В частности, речь идет о праве на жизнь, праве на обеспечение достоинства личности, т. е. о тех правах, которые получили статус естественных и неотчуждаемых (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Так как на практике достаточно часто нарушаются права человека, важнейшая задача конституционного контроля – не допустить злоупотребления ограничениями, ибо они должны быть соразмерными грозящей опасности.

Еще одной гарантией осуществления прав и свобод человека является создание различных форм контроля гражданского общества над государственным аппаратом, в том числе привлечение представителей общественности к работе коллегиальных органов. Сюда относится, например, включение 10 представителей общероссийских общественных объединений и правозащитных организаций в состав Высшей квалификационной коллегии. Кроме того, практически все без исключения общественные объединения в той или иной мере участвуют в общественном контроле в соответствующей сфере государственной деятельности.

Среди институтов защиты прав человека особое место занимает уполномоченный по правам человека. Основными его задачами являются: восстановление нарушенного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение и т. д. Популярность этого института защиты прав человека (во всяком случае, в западных странах) обусловлена независимостью и неподотчетностью государственным органам, несменяемостью в течение всего срока полномочий, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур рассмотрения жалоб и т. п.

Для того чтобы обеспечить приоритет прав личности, необходимо признание человека высшей ценностью не на словах, а на деле, т. е. создание системы реальной их защиты. Такая система должна включать в себя, во-первых, целенаправленную деятельность всех без исключения государственных органов (а не только судебных и иных правоохранительных органов), во-вто­рых, конкретные процедуры защиты и самозащиты в случае необходимости вплоть до возможности обращения в международные органы по защите прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции РФ), в-третьих, активное воздействие негосударственных структур (референдум и др.) на государственную власть.

Вместе с тем нет смысла противопоставлять гражданское общество и государство. В гражданском обществе создаются все условия для самореализации и автономии личности, исключающие любое вмешательство в жизнь индивида, позволяющие ему руководствоваться исключительно своими частными интересами, а государство обязано гарантировать их осуществление в повседневной жизни. Это связано с основным предназначением государства – обеспечивать свободу и безопасность общества путем охраны общественного порядка и разрешения с помощью права тех или иных социальных конфликтов. Более того, институт прав и свобод человека не может рассматриваться обособленно от всего механизма правового регулирования.

Советом Федерации принят Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека». Должность уполномоченного по правам человека в РФ, говорится в законе, учреждается «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Среди негосударственных институтов следует выделить специально созданный Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 ноября 2004 г., Совет призван осуществлять подготовку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Однако пока что эффективность его работы, так же, как и работы Общественной палаты РФ, оставляет желать лучшего.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина – прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России. Статус гаранта соблюдения Конституции и одного из главных защитников прав человека отражает огромное число обращений, поступающих в адрес Президента – примерно в 10 раз большее, чем к Уполномоченному по правам человека.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Существуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации и Уполномоченные по правам ребенка субъектов Российской Федерации, Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Нельзя сказать, что перечисленные выше уполномоченные формируют единую систему или иерархически выстроены – все они независимы друг от друга, хотя и оказывают друг другу необходимую поддержку и действуют по аналогичной правовой схеме. Также налицо специализация задач уполномоченных: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных.

Следует отметить, что все уполномоченные на том уровне, на котром они действуют выполняют единую задача: способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Они рассматривают жалобы на действия и бездействие органов государственной власти (исключая решения Федерального Собрания и представительных органов регионов страны), местного самоуправления, их должностных лиц, проверяют сообщения о фактах нарушения прав человека и гражданина, осуществляют экспертно-консультативную деятельность, формируют и публикуют отчеты о своей деятельности.

Меры по восстановлению нарушенных прав заключаются в: даче заключения о нарушении прав и свобод, обращению в суды и компетентные государственные органы за защитой нарушенных прав и свобод, проверкой ранее принятых решений, устранением недостатков законодательства, обращению в государственные и муниципальные органы власти, к должностным лицам, допустишим нарушение прав человека.

Очевидно, что уполномоченные по правам ребенка ограничны вопросом восстанвовленя нарушенных прав детей – т.е. всех несовершеннолетних, уполномоченные по защите прав предпринимателей защищает экономические права предпринимателей независимо от формы осуществления ими предпринимательской деятельности.

Правом обращения к уполномоченным обладают как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Обращение или жалоба должны соответствовать формальным требованиям по её составлению и должны быть поданы в течение года со дня нарушения/обнаружения нарушения прав и свобод заявителя. Сроков давности не установлено для обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.



Просмотров