Защита от безработицы примеры тк. Право на защиту от безработицы

2.3 Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%) http://abc.informbureau.com .

Безработица: причины, формы, методы регулирования. Рынок труда и механизм его функционирования, безработица в России

Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации...

Государственное регулирование занятости

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Рис. 3...

Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников

Право профсоюзов на содействие занятости и трудоустройству воплощается путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников...

Особенности регулирования труда женщин и несовершеннолетних

В целях охраны материнства и детства запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора с ними по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК). Для беременных женщин и женщин...

Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного

Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд. Содействие этому является обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения. В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости...

Правовой статус безработного

Современная безработица в Российской Федерации - явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось...

Предпринимательское право в Российской Федерации

Основные плюсы сил предприятий (гибкость и многочисленность мелких компаний) уже неоднократно упоминались. Огромному числу ежегодно создаваемых новых компаний противостоит почти столь же большое число ликвидируемых...

Представитель в гражданском процессе: содействие интересам правосудия и представляемого

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одной из гарантий обеспечения данного права выступает институт судебного представительства, благодаря которому граждане и организации...

Проблема занятости и безработицы в Республике Беларусь

Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Трудовом кодексе Республики Беларусь, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативных правовых актах...

Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

Основными видами безработицы являются: Естественная или допустимая - уровень безработицы составляет 5-7 процентов от всего трудоспособного населения. Естественную безработицу образует сочетание фрикционной и структурной безработицы...

Трудовой договор с молодым специалистом

Среди льгот, которые предоставляются молодым специалистам, выделяют две нормы, определенные статьями 26 и 197 КЗоТ...

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

иностранцев в Российской Федерации - иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; - постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т...

Финансовая полиция Республики Казахстан

Активные действия граждан, которые не хотят мириться с коррупцией, дают свои результаты. В качестве примера можно привести реальную ситуацию...

Мы продолжаем знакомить читателей с международными подходами к обеспечению права на защиту от безработицы. Как мы помним, за все время существования данного права юриспруденция сформировала два основных подхода к его обеспечению: через всеобщее и обязательное привлечение к труду в социалистической трактовке данного права и через содействие самостоятельному нахождению работы безработными лицами – в его международно-правовой интерпретации, воспринявшей опыт стран развитой рыночной экономики. Современное российское законодательство о занятости, следуя конституционному принципу свободы труда, отошло от советской концепции занятости в пользу стандартов, предлагаемых международными нормами. Поэтому прежде всего нам необходимо изучить, что собой представляет этот единый международный стандарт защиты от безработицы.

В предыдущей публикации мы перечислили весь спектр международных актов, затрагивающих рассматриваемый вопрос, и выяснили, что основную массу таких актов составляют Конвенции МОТ, посвященные трем основным аспектам реализации права на защиту от безработицы: обязательствам государств и частных структур в отношении безработных лиц, общепризнанным методам содействия занятости, а также профессиональной подготовке как особому методу такого содействия.

Среди Конвенций МОТ, отнесенных нами ранее к первой группе, не наблюдается ни одного акта, ратифицированного РФ. Поэтому для общего представления нам будет достаточно знать, чему посвящен каждый из этих актов.

Приостановка работы и неполное время:

Обязательства государств и частные инициативы по обеспечению занятости

Первоначально МОТ рассчитывала обеспечить решение проблемы занятости исключительно усилиями государства и исключительно на бесплатной основе, поэтому одной из первых ее конвенций стала Конвенция МОТ № 2 (1919 г.), согласно которой государства - члены МОТ принимали на себя обязательства по созданию системы бесплатных государственных бюро занятости и обеспечению равенства размера пособий по социальному страхованию от безработицы граждан страны и работников-мигрантов. Однако уже на следующий год в Конвенции МОТ № 8 появляются первые признаки допуска частных инициатив в сферу защиты от безработицы. Так, на основании ст. 2 данной Конвенции обязанность выплачивать морякам пособие по безработице в случае кораблекрушения налагается не на государственные органы, а непосредственно на судовладельцев и иных лиц, выступающих стороной трудового договора с моряками.

В дальнейшем эти тенденции получили последовательное развитие в Конвенциях МОТ № 44 (1934 г.) и № 168 (1988 г.), предписавших государствам - членам МОТ создать эффективную систему страхования на случай безработицы. Такая система, по мнению МОТ, обязана способствовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости, включая вопросы определения размера соответствующих пособий и характер гарантий по защите прав безработных. На сегодняшний день Конвенция МОТ № 44 закрыта для ратификации с 1988 г. Однако принятая ей на смену Конвенция МОТ № 168 продолжает и развивает ту же тенденцию, расширяя ранее признанные обязательства государств в отношении выплаты пособий по безработице и дополняя их требованиями разработки программ создания дополнительных рабочих мест, профподготовки и профориентации, а также формирования системы дифференцированных норм по обеспечению занятости социально незащищенных категорий лиц.

Вместе с тем не будем забывать, что все приведенные выше акты не обязательны для нашей страны и пока могут служить лишь общим ориентиром, позволяющим уяснить общие тенденции в развитии международно-правового регулирования вопросов занятости и трудоустройства.

Конвенции МОТ о методах содействия занятости

Вторая группа актов, как мы помним, посвящена методике защиты от безработицы. Эта группа предлагает нам уже целых два обязательных для россиян и весьма актуальных нормативных документа - Конвенции МОТ № 122 (1964 г.) и № 179 (1996 г.), а также ряд Конвенций МОТ, пока еще не ратифицированных РФ.

Конвенция МОТ № 122, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., посвящена вопросам государственной политики занятости. Закрепление целей государственной политики содействия занятости в универсальном международном акте, прежде всего, выполняет глобальную задачу постепенной унификации направлений развития национальной политики занятости в различных странах мира на базе общепризнанных гуманитарных ценностей и социальных стандартов. Однако этим ее задачи не ограничиваются.

Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение:
- наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее;
- продуктивности такой работы;
- свободы выбора занятости;
- широких возможностей для работника получить подготовку для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения;
- широких возможностей для работника использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

К сожалению, нынешняя российская политика в области занятости подвергается справедливой критике за излишнее увлечение пособиями по безработице, на выплату которых, по оценкам специалистов, направляется сегодня свыше 80% соответствующих статей бюджета. На поддержку же более активных мероприятий по содействию занятости - проведение профориентации, профподготовки, переподготовки, аналитические проекты и программы содействия лицам, активно ищущим работу - нередко просто не хватает средств.

Возвращаясь к содержанию Конвенции МОТ № 122, подчеркнем, что закрепленные в ней цели государственной политики являются в первую очередь общими ориентирами, а не реально гарантированными правами. Так, на основании ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 невозможно потребовать от государства срочно обеспечить продуктивной и подходящей работой некоего гражданина. Однако эти критерии и не предназначены для разрешения подобных частных вопросов. Их задача состоит в определении единых международно-признанных и общенациональных ценностей государства в сфере занятости.

Формирование единой ценностной системы позволяет, например, сравнительно легко осуществлять конструктивную критику тех законопроектов в сфере занятости, направленность которых недостаточно соответствует заявленным в Конвенции целям. При этом возможность подобной критики со стороны представительных органов работников и работодателей прямо закреплена в Конвенции МОТ № 122. В частности, ст. 3 данной Конвенции обязывает государства учитывать опыт и мнения представителей работодателей и работников при разработке и осуществлении государственной политики в области занятости в ходе специально организуемых консультаций. Более того, при проведении таких консультаций Конвенция МОТ ставит перед государством еще одну важную цель - “заручиться полным сотрудничеством в формулировании и поддержке” разрабатываемой государственной политики. Таким образом, опыт и пожелания как работников, так и работодателей могут получить поддержку на государственном уровне. Впрочем, данная норма вряд ли является сюрпризом для заинтересованных лиц, поскольку родственное ей положение содержится и в российском законодательстве, в ст. 12 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Кстати сказать...

Российское законодательство в ст. 5 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее - Закон о занятости), в целом удачно дополняя комплекс принципов государственной политики в области занятости, приведенный в Конвенции МОТ № 122, допускает, тем не менее, определенное нарушение международного стандарта. При внимательном прочтении данная статья Закона о занятости предоставляет право на добровольный труд и свободный выбор занятости исключительно российским гражданам, привычно оставив “за бортом” работников-мигрантов. Такой подход, не будучи никоим образом связан с деловыми качествами работника, в определенной степени нарушает принцип запрета дискриминации, изложенный в ч. 2 ст. 3 ТК РФ.

Однако еще очевиднее он нарушает положения п. “с” ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122, требующие от государства осуществления политики занятости, направленной на существование свободы выбора занятости, возможностей получения профподготовки и других мер в отношении всех работников, прямо запрещая в данной сфере дискриминацию на основании иностранного происхождения работника. Учитывая конституционный принцип приоритетного действия ратифицированных РФ международных актов в системе российского права, мы можем сделать закономерный вывод о необходимости разработки такой государственной политики в сфере труда, задачи которой не ограничивались бы обеспечением соответствующих прав исключительно гражданам РФ, а распространялись бы на всех работников.

Учет уровня экономического развития государства

Рассматривая Конвенцию МОТ № 122, нельзя не упомянуть и о включении в нее такого важного для нашей страны компонента государственной политики в области занятости, как требование ее соответствия стадии и уровню экономического развития государства. Таким образом, МОТ не абсолютизирует задачи по обеспечению занятости и не навязывает государствам не соответствующие их развитию обязательства. Более того, ч. 3 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 прямо предписывает соотносить цели в области занятости с иными экономическими и социальными целями, а также обязывает государства использовать при реализации такой политики методы, соответствующие национальным условиям и практике.

Таким образом, государства переходного периода, к каковым на сегодняшний день относится и Россия, не обязаны создавать и поддерживать государственную политику в области занятости на уровне лучших мировых стандартов, если такой уровень требует существенных жертв в экономической и социальной сфере. Соответственно такие страны получают возможность последовательно совершенствовать собственную политику в сфере занятости, избегая резких скачков и революционных корректировок. Данное положение следует учитывать и внутригосударственным структурам, участвующим в разработке и согласовании законопроектов в данной сфере, поскольку норма ч. 3 ст. 1 данной Конвенции позволяет законодательным органам государства отклонить предложения по совершенствованию законодательства на основании их несоответствия иным экономическим и социальным целям государства на современном этапе.

Защиту трудовых прав работающих гарантирует Конституция РФ. В статье 352 Трудового кодекса РФ приводятся основные способы защиты трудовых прав работников.

Примеры нарушение трудовых прав

Трудовые права у работника возникают после заключения с работодателем трудового договора. Трудоустроенный имеет право на:

  • выходные дни раз в неделю, нерабочие праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • своевременную и в полном объеме выдаваемую зарплату;
  • возмещение вреда, если таковой возникает в ходе исполнения должностных обязанностей, компенсацию морального вреда.

Трудовые права работников часто нарушаются. Задержка выплаты зарплаты, несоблюдение норм трудового договора, непредоставление оплачиваемого отпуска, неоплата больничного листа, незаконное увольнение - все это является серьезным нарушением трудовых прав.

Правовая защита заработной платы означает недопустимость ограничения ее размеров, за исключением удержания подоходного налога и страховых взносов, удержаний по решению уполномоченного государственного органа. Не допускается задержки выплаты. В случае ликвидации организации гарантируется выплата зарплаты за отработанное время. Работник вправе распоряжаться зарплатой по своему усмотрению (ст. 137 ТК РФ).

Права будущих мам некоторые работодатели также пытаются нарушить. Защита прав беременных на работе предусмотрена нормами Трудового кодекса. Беременную женщину нельзя увольнять и сокращать (ст. 261 ТК РФ).

Работник может защитить свои права, урегулировав спор с работодателем путем переговоров без привлечения третьих лиц. Если этого окажется недостаточно, можно привлечь надзорные органы или обратиться в суд.

Что подразумевает собой защита трудовых прав

Некоторые факты

По Трудовому Кодексу сотрудник в течение восьми часового рабочего дня имеет право на перерыв на обед от 30 минут до 2-х часов, что уже обозначается в Уставе организации и другими нормативно-правовыми документами. При этом прием еды должен происходить либо в специально предназначенных для этого местах, либо же на рабочем месте, при определенных условиях (должен быть стол, стул).

Любые права, в том числе и трудовые, должны соблюдаться. Если трудовые права работника нарушаются, он вправе отстаивать их предусмотренными Трудовым кодексом РФ способами:

  • самозащиты;
  • обращения в государственные надзорные инспекции;
  • привлечения профсоюзной организации;
  • обращения с исковым заявлением в суд.

Понятие и способы защиты трудовых прав работников приводятся в статье 325 ТК РФ.

Какой способ защиты подойдет больше, зависит от причины конкретного трудового спора.

Защита трудовых прав означает предоставление государством возможности каждому участнику трудовых отношений отстоять законные интересы, восстановить свои права.

Защита трудовых прав подразумевает не только их восстановление, но и выплату компенсаций за причиненный вред.

Выбрать способ защиты имеет право сам работник. Конституция РФ гарантирует трудящимся право на защиту своих прав и свобод любыми легальными и допустимыми приемами.

Способы защиты трудовых прав

Как уже говорилось, в Трудовом кодексе приведено несколько способов защиты трудовых прав работников.

Способ 1

С привлечением надзорных органов, уполномоченных государством для защиты прав работающих. Такой организацией является Государственная инспекция труда. Обращение в ГИТ можно сделать через сеть Интернет. Для этого нужно зайти на сайт региональной ГИТ и найти соответствующие контакты.

Если нет возможности написать на электронную почту, свяжитесь по телефону горячей линии ГИТ. К сотрудникам ГИТ можно обратиться не только за помощью в решении проблемы, но и за консультацией или разъяснением. Если вопрос касается нарушения прав и разбирательств с работодателем, обратившийся имеет право получить всю необходимую помощь так, чтобы работодатель не знал, кто конкретно стал инициатором проведения проверки.

Важно! Самовольно заканчивать работу либо уходить с места работы с целью разрешения коллективного или индивидуального трудового спора сотрудником, отвечающим за безопасность определенного вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законом, нельзя.

Такие действия влекут за собой наложение административного штрафа в размере от тысячи до полутора тысяч рублей(ст. 20.26 КоАП РФ).

Способ 2

С помощью профсоюзной организации (ст. 370-378 ТК РФ). Если профсоюз создан в организации, где трудится ущемленный в своих правах, нужно попытаться привлечь профсоюз для разбирательства с работодателем. Как правило, профсоюзы готовы отстаивать интересы работника. Профсоюзная организация должна быть законно избранная, тогда ее вмешательство будет учитываться и приниматься во внимание судом и работодателем. Если профсоюза нет или его действия не помогают, нужно прибегнуть к самозащите.

Способ 3

Дополнительная информация

Виды нарушений трудового законодательства могут быть следующими: «серая» зарплата; отсутствует трудовой договор; не прописаны обязательные условия трудового договора; не выдан сотруднику второй экземпляр трудового договора; назначение на работу в выходной день или сверхурочная работа без письменного согласия сотрудника и без дополнительной оплаты согласно ТК РФ; отсутствие положенного отпуска работнику в течение года; задержка выплаты заработной платы, отпускных и других полагающихся выплат; наложение штрафов на сотрудников;не равноправное назначение льгот и премий; увеличение объема работы без предоставления компенсации (доплаты, надбавки); нарушение требований охраны труда; передача третьим лицам персональных данных сотрудника; незаконное увольнение по инициативе работодателя; увольнение работника из-за личной неприязни работодателя к работнику.

Самозащита предусмотрена ст. 379-380 ТК РФ. Согласно ст. 45 Конституции РФ, гражданин вправе защищать себя сам всеми дозволенными средствами. Самозащита означает: самостоятельно борюсь в своих правах, не привлекая третьих лиц.

Закон разрешает в качестве способа самозащиты применить отказ от трудовой деятельности. Как регламентирует ст. 379 ТК РФ, это узаконенный прием и прибегнуть к нему можно, когда:

  • работодатель поручает исполнение работы вне рамок трудового договора;
  • существует опасность для жизни и здоровья работника;
  • затягивается выплата зарплаты больше двух недель.

Отказываясь от исполнения своих обязанностей, работник должен не устно, а письменно уведомить начальника о предполагаемом отказе. На 16-й день просрочки можно писать уведомление. К уведомлению не предъявляется каких-то особых требований, оно пишется в произвольной форме на имя директора организации или филиала.

Стоит учитывать, что права отказа от работы нет при наступлении чрезвычайных ситуаций, объявлении военного положения, в условиях, когда грозит масштабное бедствие и есть угроза жизни большому количеству населения.

Временный бойкот трудовых обязанностей запрещается, если работник трудится в одной из указанных в абзаце 2 статьи 142 ТК РФ отраслей: военизированные и оборонные структуры, ресурсоснабжающие организации, и др.

На время правомерного прекращения работы допускается находиться на рабочем месте. Как долго работник имеет право бойкотировать исполнение должностных обязанностей, зависит от того, насколько быстро будет устранено нарушение и восстановлены права работника.

В период отсутствия работника на рабочем месте в связи с самозащитой работодатель не имеет права уволить его, нарушить любые закрепленные Трудовым кодексом права. Оплата пропущенных дней должна рассматриваться в рамках норм статьи 220 ТК РФ: оплата за простой не по вине работника.

Если работник не готов отстаивать нарушение трудовых прав самостоятельно, он вправе обратиться в суд.

Способ 4

Судебная защита. В соответствии с ГПК РФ, работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Дела об индивидуальных трудовых спорах рассматриваются в районных судах.

Чтобы урегулировать индивидуальный трудовой спор работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае возбуждения дела, касающегося увольнения работника, срок исковой давности составляет один месяц.

Обращение в суд с иском в рамках урегулирования трудового спора дает работнику право не оплачивать госпошлину и судебные издержки.

Посмотрите ролик который расскажет про нарушение трудовых прав работников

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

В статье 2 ТК РФ приводятся основные принципы правового регулирования трудовых отношений, одним из которых является защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Это означает предоставление государством гарантий и компенсаций при потере работы, а также помощь в поиске работы.

Потеряв работу, гражданин вправе потребовать от государства материальную поддержку, оказание содействия в трудоустройстве. Центры занятости обязаны реализовать предусмотренный законом принцип защиты от безработицы.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы - задавайте их в комментариях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Выполнила студентка

1 курса, 101 группы,

Дурова Л.В.

Руководитель

Макарова А.А.

Санкт-Петербург, 2014

Введение

Безработица -- это отрицательное социальное явление. В данной работе, я попытаюсь обоснованно ответить на вопрос, почему я так считаю.

· с ростом безработицы ухудшается криминогенная обстановка. Молодежь не имея возможности самореализации,но стремясь к материальному благополучию ищет возможность легкого заработка (например, распространение наркотиков, мошенничество, проституция и т.д.). Что ведет к падению нравственных устоев;

· дополнительное бремя государства на социальную защиту безработных (то есть, медицинское обслуживание,выплата пособий и т.д.);

· рост антигосударственных настроений;

· миграция трудоспособного населения за рубеж в поисках работы (что приводит к утечке наиболее работоспособного и высококвалифицированного населения);

· торможение развития внутренней экономики из-за сниженного потребительского спроса на товары длительного потребления;

· социальная нестабильность

Я постараюсь в данной курсовой работе раскрыть, что такое безработица, откуда она берется, каковы её виды и последствия; сделать выводы как избежать безработицы на основе исторического опыта.

Объект исследования -- проблемы социальной защиты безработных на современном этапе в Российской Федерации.

Цель работы -- изучение методов социальной защиты безработных в Российской Федерации, рассмотрение актуальных проблем и возможных путей решения. занятость трудовой безработный правовой

· Выявление факторов влияющих на безработицу в стране.

· Определение методов и причин безработицы

· Выяснение эффективности использования политики страны для преодоления безработицы

· Выявление путей снижения безработицы

Предметом курсовой работы выступает уровень безработицы в России, виды безработицы и её формы, а также специфика защиты от безработицы в современной России.

Глава 1. Неполная занятость и безработица

1.1 Понятие занятости и её формы

Важной деталью экономического механизма общественных преобразований является уровень развития труда. Именно им определяется состояние занятости и трудоустройства в обществе.

Одним из ведущих факторов установления рыночной экономики,основным объемом производства является товарный характер рабочей силы. Изначально он предназначен для обмена. Основная цель этого обмена-получение прибыли. Исходя из этого всего, рабочая сила становится товаром. Таким образом,главным фактором для создания рынка является способность человека трудиться.

Проблемы занятости носят как межрегиональный,так и межгосударственный характер. На XV заседании консультативного совета по труду,миграции и социальной защите населения СНГ (Содружества Независимых Государств), которое состоялось в Молдавском городе Кишиневе в 2002 году было отмечено, что в Армении каждый десятый человек трудоспособного возраста ищет работу, на Украине вынужденно не работают 3,6 процента активного населения, в Кыргызстане - 3,1 , в Беларуси и России - 2,3 процента. Но Российская безработица характеризуется резкими диспропорциями. Если в крупных городах и промышленных центрах она сравнительно невысокая, то в районах Северного Кавказа, Севера она составляет 30 - 40 процентов трудоспособных граждан 1 .

Следует отметить,что в странах Центральной и Восточной Европы очень высоко число неработающей молодежи. В некоторых из них оно превышает количество безработных в целом по стране в 3 - 4 раза. В таких условиях предприятия стараются сохранить рабочие кадры, но при этом перестают принимать новых работников.

Как показывают статистические данные безработица на первоначальном этапе переходного периода была распространена среди квалифицированных работников и специалистов. А с углублением экономического спада она охватила и неквалифицированных работников.

Сохранение высокого уровня безработицы и отсутствие динамики выхода из нее -- это особенность рынков труда в государствах,реформирующих экономику. В странах Центральной и Восточной Европы шансы найти работу значительно меньше, чем в промышленно развитых государствах. Отчетлива видна и проблема сохранения длительного периода безработицы.

Ученые и специалисты по-разному оценивают явление безработицы. Вместе с оценкой ее в качестве социального зла её воспринимают и как цену рыночной экономики. «Некоторый уровень безработицы есть неизбежное свойство свободной рыночной экономики» - таково мнение Р. Джекмана и Д. Фретуэлла 2 .

Р. Джекман и М. Рудковский утверждают: «безработица способствует росту частного сектора в среднесрочной перспективе. Высокий уровень безработицы, по всей вероятности, облегчит создание новых предприятий благодаря обильному предложению рабочей силы. Он позволит также сдержать рост заработной платы и поможет работодателю добиться высокой дисциплины и качества труда» 3 .

Она определяла главенствующие направления и цели деятельности по проведению государственной политики в сфере занятости населения,которая была направлен на развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы ее управления, на повышение мобильности рынка труда,создания необходимых условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

Данной Концепцией отмечено,что в современной России ситуация на рынке труда определяется следующими показателями: рынок был сформирован в условиях переустройства российской экономики и по сей день продолжает подвергаться негативным влияниям социально - экономических факторов, наиболее ясно показавших себя в период кризиса 90-х годов,который сопровождался спадом производства,обострением безработицы. С 1990 по 1998 год число занятых работников уменьшилось на 15,4 процента. Особенно остро этот процесс проходил в промышленности, где в общей численности доля рабочих,занятых в экономике, упала почти на 10%.

Численность граждан способных трудиться к началу 2001 года по сравнению с началом 90-х годов возросла и составила 87,4 млн. человек. Но следует отметить,что большое влияние на этот процесс оказывали миграционные явления,так как увеличение роста населения благодаря миграции уменьшает естественную убыль населения россиян. Намного серьезней ощущается присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов,численность которых (на период 2000-х годов) по оценке специалистов составила более 1,5 млн.человек. И нам есть чему удивиться,ведь эта категория рабочих кадров некоторым образом позитивно влияет на формирование рыночно-трудовых инфраструктур, так как они занимают вакансии должностей работников, которые не пользуются популярностью среди российских граждан. Также нелегальные работники создают и дополнительные рабочие места в малом бизнесе, потому что часть из них становятся предпринимателями. Но все же данные факты имеют и негативные стороны в связи с обострением криминальной ситуации и уходом в теневую сферу деятельности, что порождает коррупцию, взяточничество и ведет к росту корыстных преступлений.

Новый век..и в области экономики заметно поднимается активность, которая вызвана адаптацией работодателей к новым условиям хозяйствования и улучшением условий внутреннего товарного рынка. Этот факт породил спрос на квалифицированную рабочую силу, что значительно простимулировало в первую очередь молодое поколение получить высшее и среднее профессиональное образование. Для экономического развития и роста производства в связи с техническим совершенствованием требуются квалифицированные специалисты нового уровня. Сразу же обнаружились связанные с этим проблемы соотношения спроса и предложения рабочей силы.

Очевидна проблема неэффективной занятости, которая четко определяет меру отставания нашей страны от развитых стран в производительности труда. Понижение конкурентоспособности российских производителей, снижение оплаты труда -- это все потому, что уровень производительности труда в России почти в 3 раза меньше, чем в развитых странах.

Проблема низкой производительности труда соотносится с проблемой развития малого бизнеса, который,в свою очередь, в современной России дает лишь 12% суммарного внутреннего валового продукта, чего недостаточно. Развитие этой части экономики будет способствовать появлению новых рабочих мест, и поднимет жизненный уровень населения.

Видны существенные различия уровня безработицы и уровня занятости по регионам страны. Особенно остро проблема занятости проявляется в населенных пунктах, на территории которых размещены градообразующие предприятия и организации. На данный момент в таких населенных пунктах проживает около 26 млн. человек, у которых нет возможности трудоустроится в другие организации.

Экономический рост в то же время привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной Организации Труда, а также к стабилизации среднегодовой численности безработных, которые зарегистрированы в Органах Службы Занятости Населения.

По прогнозам специалистов, к факторам, определяющим развитие рынка труда в 2003-2005 годах, следует отнести следующее:

· увеличение почти на 1% населения трудоспособного возраста (Наибольший прирост наблюдался в 2003 г., а с 2006 г. начнется стабильное сокращение численности трудоспособных граждан);

· сохранится превышение предложения рабочей силы над её спросом;

· профессиональный уровень основной части работников не соответствует требованиям международных стандартов. В Эти годы сохраняется тенденция к старению и сокращению высококвалифицированных работников и уменьшению объемов профессиональной подготовки кадров непосредственно на рабочих местах и на производстве;

· диспропорции в потребностях рабочей силы на различных территориях страны, проявляющиеся в общем недостаточном спросе на рабочую силу и острой нехватке на нее на рынках труда и т.п.;

· сохранение высокого уровня неэффективности занятости;

· обострение проблем трудоустройства и занятости в сельских районах;

· отток населения из Сибири, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других территорий с богатыми энергетическими, топливными и сырьевыми ресурсами;

· недостаточная степень развития малого бизнеса и предпринимательства;

· низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан трудоспособного возраста;

· усиление требовательности работодателей к квалификации рабочих кадров;

· различие в уровнях занятости и потребности в рабочих кадрах на отдельных территориях и регионах.

В таких условиях первостепенными направлениями в развитии рынка труда являются:

· обеспечение социальных гарантий граждан, которые потеряли работу;

· обеспечение свободной динамики перемещения рабочей силы по отраслевому и территориальному уровням;

· повышение конкурентоспособности рабочих кадров;

· разграничение полномочий и функций в сфере занятости между Российской Федерацией,её субъектами и муниципальными образованиями;

· поддержка малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест;

· развитие условий, которые позволят сократить разрыв между спросом и предложением на рабочую силу;

· легализация миграции иностранной рабочей силы;

· введение системы профессиональной оценки качества рабочих кадров;

· совершенствование системы обучения, повышения квалификации безработных граждан;

· расширение связей между образовательными учреждениями профессиональной подготовки рабочих кадров и потребителями рабочей силы, сближение обучения с реальными условиями производственных процессов;

· развитие законодательства об использовании иностранной рабочей силы российскими работодателями;

· совершенствование информационных ресурсных технологий обработки данных о незанятых рабочих местах, вакансиях, потенциальных работниках, нуждающихся в трудоустройстве;

· ориентация служб занятости на первоочередное трудоустройство социально незащищенных слоев населения;

· устранение дискриминации на рынке труда;

· активизация деятельности органов служб занятости.

Нередко на состояние трудовой занятости оказывают местные условия регионального хозяйствования. Так например, в пики курортного сезона во многих санаториях пропадает безработица и чувствуется нехватка рабочей силы. Товарный характер рабочей силы считается одним из главенствующих факторов становления рыночной экономики.

Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, свободу выбора рода и вида занятости, содействие в трудоустройстве, обучение новой профессии, повышение квалификации, участие в общественной работе на платной основе. Эти гарантии конкретно прописаны в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Издание данного закона вызвало необходимость приведения деятельности по трудоустройству безработных граждан в соответствии с правилами лицензирования. Поэтому было разработано положение о лицензировании деятельности по содействию занятости населения 4 .

Законодательство обозначило занятость населения как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящую трудовой доход в виде заработка.

Закон о занятости устанавливает перечень занятых граждан. К ним относятся: работающие по трудовому договору, действующие в качестве предпринимателей, самостоятельно обеспечивающие себя работой; реализующие продукцию по договорам и занятые подсобным промыслом; члены производственных кооперативов; проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел; обучающиеся очно в учебных учреждениях.

Г. В. Сулейманова рассматривает понятие занятость в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле занятость-это деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных интересов (это касается как приносящей доход деятельности, так и не приносящей). А в узком смысле речь идет о трудовой деятельности, которая основана на различных правовых основаниях и которая приносит регулярный доход 5 .

В Законе о занятости проявляется и принцип свободы трудового договора. Статья 9 этого нормативно-правового акта говорит о том, что граждане вправе реализовывать право на свободный выбор места работы и характер трудовой деятельности в соответствии с профессиональными качествами, квалификацией посредством заключения трудового договора с работодателем или с помощью службы занятости. Во втором случае заключению трудового договора будут предшествовать отношения организационно-управленческого характера по подбору подходящей работы, переквалификации.

1.2 Правовой статус безработного

Трудовое право придает большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Впрочем в современном обществе наравне с занятыми лицами, которые имеют постоянную и временную работу, которых большинство, существует порядочное количество граждан, которые не имеют работы, но являются трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудовые усилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение десяти дней со дня обращения в указанные органы.

Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течении десяти дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу-единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение десяти дней со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу, к исправительным работам без лишения свободы и наказанные в виде лишения свободы.

Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:

· первичная регистрация;

· регистрация в целях поиска подходящей работы;

· регистрация в качестве безработных;

· перерегистрация.

Первичная регистрация является средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации устанавливаются необходимые данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые другие сведения. Гражданин, который обратился, в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.

Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации предоставляют:

· справку о заработной плате за последний три месяца по предыдущей работе;

· документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку и иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п.

Предоставление необходимых документов органу занятости влечет у гражданина, который туда обратился, право постановки его на учет, для подыскания ему подходящей работы. В течении десяти дней со дня регистрации гражданину должны быть предложены варианты работы, включая временную. Предложение содержит в себе в два варианта подходящей работы.

В целях определения гарантий реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в транспортно удаленные места (транспортная недопустимость определяется органами местного самоуправления с учетом развитости транспортной сети на соответствующей территории); в организации, которые не подтвердили наличие вакантных мест; приглашение граждан чаще одного раза в 2 недели, за исключением наличия действительных предложений подходящей работы.

Если подходящей гражданину работы не находится, то ему может быть предложена общественная работа, которая будет оплачиваться.

Регистрация в качестве безработных становится следующей ступенью оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Осуществляется она после регистрации для того, что бы начать поиск подходящей работы и сопровождается тем же пакетом документов.

Перерегистрация реализовывается органом по вопросам занятости, но не реже, чем 2 раза в месяц. И этот случай требует предоставления аналогичных документов.

Существуют установленные законодательством основания, из-за которых безработных граждан снимают с регистрационного учета. В первую очередь это-признание гражданина занятым, далее это-прохождение профессиональной переподготовки, неявка в органы занятости без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации и некоторые другие основания.

Ответственность безработного выражается:

· в приостановлении выплаты пособия по безработице (до 3 месяцев). Применяется в тех случаях, когда безработный отказывается от двух вариантов предложенной подходящей работы; когда гражданин был уволен с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины; когда нарушает сроки перерегистрации в органах занятости и т.п.

· уменьшением размера пособия на четверть (до 1 месяца). Применяется в случаях неявки без уважительных причин на собеседование о трудоустройстве, в течение 3 дней со дня направления службой занятости.

Гарантии материальной и социальной поддержки заключаются в том, что безработный гражданин, который утратил право на получение пособия по безработице по окончанию срока, лицам, которые находятся на его содержании, службой занятости может быть оказана помощь, как материальная так и иная.

Основным видом социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий по безработице. Помимо этого, выплата стипендий в период профессиональной подготовки; участие в общественных работах (оплачиваемых); компенсация затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые другие-являются социальной поддержкой.

Размер пособия по безработице определяется в процентном соотношении к среднему заработку, который был начислен за последние 3 месяца, с последнего места работы. Иные случаи предусматривают установление пособия в размере минимального размера оплаты труда.

Пособие начинает начисляться со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов -- в течение 18 месяцев. А при непредоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право и по истечении 18 месяцев на получение пособия в размере минимального размера оплаты труда.

Пособие по безработице должны плавно вписываться в систему стимулов, предполагающую «оптимальную структуру перераспределения дохода, в частности такую систему пособий по безработице, которая побуждала бы человека скорее вернутся в ряды работающих».

Существующей системе выплаты пособий по безработице предлагаются альтернативные средства. Среди них называется страхование риска оказаться без работы. Как полагает А. А. Соловьев, «страхование от безработицы - это один из важных элементов системы социальных факторов, позволяющих уменьшить влияние экономического кризиса... Поскольку сами работники не страхуют себя соответствующим образом от потери работы в будущем, то государство с помощью обязательного страхования призвано помогать им избежать падения уровня потребления, а следовательно, и уровня жизни».

В качестве правового инструмента влияния на положение безработных граждан в литературе выделяют страхование. Среди проблем страхования от безработицы Н. Барр называет риск безответственности. Суть его проявления автору видится в следующем: если работник оказывается безработным в течение полугода, то это может означать, что он либо искал работу, но не мог найти подходящую вакансию, либо он лишь делал вид, что ищет работу. Поэтому риск поиска или нахождения работы можно считать страховым лишь в первом случае, чего нельзя сделать во втором. Но проблема заключается в том, что страховщик не может знать, какой из приведённых вариантов поведения является истинным. В этой связи частное страхование от безработицы, кроме строго оговоренных случаев, в странах Западной Европы не практикуется 6 .

1.3 Правовые основы трудоустройства

Основной из форм содействия занятости населения является соблюдение трудового договора работодателем, что обуславливает стабильность отношений по применению труда и сохранению рабочих кадров и рабочих мест.

Также формами содействия занятости являются: применение положений коллективных договоров, оказание материальной помощи и трудоустройство высвобождаемых работников за счет работодателя, создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, реализация плана социальных мероприятий на предприятии, в организации, учреждении и соблюдение квоты социально незащищенных граждан.

Социальная политика, направленная на решение проблем безработицы содержит в себе два элемента. Первый заключается в необходимости поддержания определенного уровня доходов безработных. А второй -- в обеспеченности информационными услугами с целью оказания помощи в поиске новой работы, профессиональной подготовке и переподготовке, а также создания новых рабочих мест 7 .

Работодатели сообщают органам занятости данные, которые характеризуют динамику рынка труда. Они финансируют мероприятия, проводимые органами занятости по созданию рабочих мест, переобучению кадров. При отказе в приеме без уважительных причин заявленных выпускников образовательных учреждений работодатель обязывается вносить отчисления в фонд занятости в размере среднего месячного заработка за год.

Работодатели активно участвующие в мероприятиях по трудоустройству и содействию занятости, пользуются определенными налоговыми льготами, получают бесплатную информацию о состоянии рынка труда.

Кроме работодателей в решении проблем содействия занятости населения активно участвует государство. Государственная политика в сфере содействия занятости направлена на развитие трудовых ресурсов, недопущение дискриминации в трудовых отношениях, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, обеспечение социальной защиты в области занятости, предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям государство отказалось от обеспечения конституционных гарантий права на труд. Вместо этого государством лишь сохраняется функция содействия трудоустройства граждан.

Намеченные и претворяемые меры государственного содействия занятости и трудоустройству позволяют всем российским гражданам независимо от пола, возраста, социального положения, политических и религиозных взглядов реализовывать своё право на добровольный труд; создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека путем поддержки трудовой и предпринимательской инициативы.

Закон о занятости нацеливает на стимулирование деятельности тех работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места не только для работников, обладающих полной трудоспособностью, но и для лиц, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу относятся: инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, нуждающихся в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам, а также освободившиеся из мест лишения свободы; лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, впервые ищущие работу; лица пенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей и некоторые другие категории граждан, нуждающиеся в повышенной социальной защите.

При реализации федеральных программ содействия занятости и трудоустройству населения должны сочетаться самостоятельность органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления с согласованностью их действий в социально-правовой сфере.

Реализация программ местного развития осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация общественных работ. Эти работы проводятся с целью обеспечения временной занятости граждан, состоящих на учете в качестве безработных в органах службы занятости, за счет предоставления им общедоступных видов трудовой деятельности. Направление граждан на общественные работы осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14июля 1997 г. №875 7 . С лицами, которые желают участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор в соответствии со ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Оплата труда таких работников производится в соответствии с этим законом.

2. Поддержка малого бизнеса. Она включает в себя создание инфраструктуры в шахтерских городах и поселках; обучение основам предпринимательства; содействие органам местного самоуправления в разработке планов развития территорий, включая поддержку предпринимательства; предоставление целевых субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела.

3. Содействие созданию новых рабочих мест. Оно осуществляется при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих перспективных предприятий, создании новых производств, включая организации малого предпринимательства. Приоритетными проектами в этом направлении признаются те из них, которые содействуют диверсификации производства организаций угольной отрасли с целью создания рабочих мест в секторах экономики, угольной отрасли с использованием местной сырьевой базы и существующих зданий и сооружений поверхостных комплексов ликвидируемых предприятий угольной промышленности для приоритетного трудоустройства высвобождаемых с этих предприятй работников.

Определенные меры намечены в обеспечении занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств России с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости.

Среди мер, направленных на стабилизацию занятости, важное место отводится международному сотрудничеству в области регулирования деятельности российских граждан за рубежом и иностранных гоаждан на территории нашей страны, а также соблюдению международных трудовых норм.

Глава 2. Государственная политика занятости в России

Проблема занятости населения в России связана с развитием рыночной экономики и, прежде всего, рынка труда. Последствиями безработицы являются спад производства и структурное реформирование экономики в результате кризиса 2008 года.

Определением уровня занятости населения в России занимаются такие ведомства:

Федеральная служба госстатистики;

Федеральная служба по труду и занятости граждан;

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ.

Однако, государственная статистика не учитывает скрытую безработицу, а именно тех безработных, которые не получают материальной помощи, поскольку они не зарегистрированы на бирже труда.

Процесс перехода на рыночные отношения показал, что существует много проблем, связанных с низким уровнем жизни и эффективности труда, а также недостаточной подготовкой и переподготовкой кадров. Занятость и безработица в России показывают на неразвитость инфраструктуры рынка труда.

Наблюдается рост скрытой безработицы, увеличивается число лиц, которые обращаются в центр занятости, среди всех лиц, не имеющих возможности заниматься трудовой деятельностью. Вместе с этим, повышается количество выпускников ВУЗов среди всего безработного молодого поколения.

В России количество безработных определяется исходя из числа граждан, которые ищут работу и зарегистрированы в Центрах занятости. Следовательно, не учитываются те, которые ищут работу самостоятельно без регистрации.

Можно назвать несколько причин, по которым люди не желают обращаться в Центры занятости, что исключает их из официальных списков безработных:

1. Сегодня в Российской Федерации функционирует недостаточно бирж труда для такой большой страны. Граждане мало информированы о территориальном расположении таких служб. Негативное значение имеет значительная удаленность Центров занятости от ряда населенных пунктов.

2. По закону граждане РФ, которые получают выходные пособия от организации, не имеют права претендовать на денежные средства по безработице. Это является причиной того, что такие люди не видят смысла обращаться в биржу труда.

3. Организация, уволившая работника, должна информировать его о необходимости регистрации в территориальном Центре занятости. Но в реальности, предприятия не заинтересованы в этом и не обязаны выполнять такую функцию.

4. Большинство работодателей не обращаются за помощью в Центр занятости при поиске и найме рабочей силы, а это, в свою очередь, ограничивает возможности трудоустройства

5. Не факт, что обратившийся в биржу труда получит пособие по безработице, да и размер предлагаемого пособия, как правило, незначительный.

6. Недостаточно эффективно осуществляется переподготовка безработных.

7. В последнее время растет число работников, находящихся в неоплачиваемых отпусках. Часто именно таким методом организация сохраняет численность сотрудников, избегая увеличения налогообложения фонда оплаты труда.

Глава 3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

37 статья Конституции- Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Также, Закон “О занятости населения” предусматривает следующие виды социальной защиты для безработных:

· содействие в трудоустройстве;

· профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

· оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

· оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Учитывая острую необходимость в высококвалифицированных кадрах, ТК РФ определил, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки определяется самим работодателем. Условия и порядок такого обучения определяется коллективными и трудовыми договорами, социально -- партнерскими соглашениями (ст.196 ТК РФ)

В современных условиях особое значение придается содержанию и целесообразности профессионального обучения. Образование, подготовка и переподготовка кадров играют важную роль в обеспечении большей профессиональной гибкости -- качества, облегчающего человеку переход на другую работу; размер заработной платы и в этом случае служит стимулом к повышению квалификации.

По статистике, средний возраст рабочего в современной России составляет 53 года. Потребность в квалифицированных рабочих кадрах очень велика. Почти 90% вакантных должностей приходится на рабочие профессии и специальности.

Стратегия подготовки и переподготовки профессиональных кадров коснулась не только производственных специалистов, но и государственных служащих, в отношении которых введен государственный заказ. Он представляет собой задание по профессиональной переподготовке и повышении квалификации на календарный год.

Ежегодно утверждается Государственный план подготовки управленческих кадров. В соответствии с ним комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства России в начале календарного года объявляет конкурсный отбор специалистов для подготовки управленческих кадров.

Специалисты могут быть направлены промышленными сельскохозяйственными и финансовыми предприятиями, организациями сферы услуг всех форм собственности, в конкурсном отборе участвуют военнослужащие, уволенные в запас в связи с реформой Вооруженных Сил РФ.

Нужно отметить, что законодательством могут определяться случаи, когда работодатель обязывается к организации обучения рабочих кадров новым профессиям, проведению комплекса мероприятий по повышению их квалификации при условии, что это является необходимым условием выполнения работниками трудовых обязанностей по определенным профессиям, специальностям

В большинстве случаев процесс обучения осуществляется без отрыва от основной работы. Этот немаловажный фактор учел законодатель и обязал работодателей создавать работникам, проходящим профессиональное обучение, необходимые условия для основной работы с процессом переподготовки (ч.5 ст.196 ТК РФ)

Таким образом, обучение работников может быть классифицировано следующим образом:

· первоначальное профессиональное обучение;

· переподготовка или переобучение;

· обучение вторым специальностям и профессиям;

· повышение квалификации.

Заключение

В мировой истории общество искало различные пути избавления от безработицы. От утопической идиллии, при которой все работали и в свободное от работы время занимались наукой и искусством. А плоды труда распределялись между всеми членами общества. До рабовладельческого строя, при котором была полная эксплуатация населения.

Но наиболее действенную программу против безработицы предложил президент Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт.

«Новый курс» - так называлась экономическая политика, которая проводилась администрацией Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из Великой депрессии (масштабный экономический кризис 1929-1933 годов).

В течение первых 100 дней после вступления в должность президент продемонстрировал конгрессу на рассмотрение множество законопроектов. Первым действием администрации было временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и возврат доверия к банковской системе. Также были организованны общественные работы для безработных.

На помощь безработным Рузвельт выделил полмиллиарда долларов. К каждому его федеральному доллару руководители штатов добавляли три своих. Итого: два миллиарда. Но не век же кормит обездоленных рыбой! Рузвельт дал им удочку. Миллионы безработных добровольно -- принудительно отправлялись строить дороги, мосты, дамбы, электростанции, аэропорты, рыть каналы. Для молодежи создали полувоенные трудовые лагеря в лесах, необжитых местах (при этом жильем и едой они обеспечивались бесплатно). Зарплата -- 30 долларов в месяц, 25 из которых пересылали семьям. Всего на общественные работы ушло 12 миллиардов. Мосты, электростанции, дороги функционируют до сих пор и по сей день составляют большую часть инфраструктуры страны.

Рузвельт действовал в разносторонних сферах жизни простых американцев. Выделялись средства на обеспечение занятости людей творческих профессий. Создавались фольклорные архивы, картографии, писались энциклопедии, самые разнообразные справочные издания и другой разнообразной деятельность, которая могла быть полезна обществу.

По итогам принятых мер, страна вышла из масштабного экономического кризиса,Рузвельт как руководитель пользовался популярностью в обществе, он стал первым и единственным в американской истории президентом США, которого избирали на этот пост четыре раза.

Но Российская Федерация Должна пойти своим путем, учитывая свои национальные, экономически, политические цели, сохраняя при этом своё своеобразие и самобытность.

Список литературы

Нормативно-правовые источники:

2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.

3.Собрание Законодательства РФ

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»

5.Закон Российской Федерации N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации»

6.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2009 № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» // Российская газета. 2009. № 11.

Учебники:

1. Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства. - М. : Приор, 2000г. - 96 стр.

2. Ершова Е.А. Трудовое право в России М.: Статут, 2007г. -- 231стр.

3.Казанцев В.И., В.Н. Васин Трудовое право. -М. : Академия, 2009г. 425Стр.

4. Фурсова В.Б. Право граждан на защиту от безработицы. - М.: Премиум 2004. - 86стр.

5.Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: переход. период и дальнейшее развитие: пер. с англ. / под ред. Н. Барра; [предисл. В. Гавела]. - М. : ДИС, 1997. - 495 стр.

6.Козинцев И.П., Савенко Л.А. Человек и труд. Справочник по правовым вопросам- М.: Интер, 2007. - 336стр.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения. Пособие по безработице: условия, сроки выплаты. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству. Правовая организация трудоустройства граждан, социальные гарантии.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

    Субъекты правоотношений и государственная политика в области содействия занятости населения. Основные формы обеспечения занятости, предупреждение массовой безработицы, формирование основных принципов социальной защиты, осуществление анализа рынка труда.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Рассмотрение понятия занятости. Определение сущности, условий признания, снятия с регистрационного учета (прохождение профессиональной подготовки, осуждение), правового статуса, мер социальной защиты, помощи в трудоустройстве безработного гражданина.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Государственная политика и законодательство в сфере занятости. Задачи и функции службы занятости в России. Меры активной политики занятости населения. Формы содействия занятости инвалидов. Особенности правового регулирования трудоустройства молодежи.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2011

    Право на труд как основа государственной политики в сфере занятости населения. Организационно-правовые формы и методы предупреждения безработицы. Правовые проблемы реализации государственных программ в сфере занятости в Республике Казахстан и их решение.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Основные понятия и характеристики безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы, как он измеряется. Биржа труда, методы регулирования безработицы. Социальные последствия безработицы и политика занятости. Меры регулирования занятости.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2003

    Изучение отношений на рынке труда, который является объектом государственного регулирования. Понятие и классификация занятости и безработицы. Анализ статистических данных занятости населения РБ в 2007 году. Социальная защита населения от безработицы.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2010

    Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества. Основные причины роста и снижения занятости в стране. Изучение законодательства Российской Федерации в области трудоустройства населения. Виды возникновения безработицы.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2017

    Анализ государственной политики в сфере поддержки занятости населения Российской Федерации. Проведение правовых, организационных и экономических мероприятий правительством с целью снижения безработицы в стране. Регулирование местных рынков труда.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2014

    Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие безработного, его правовой статус. Направления государственной политики в области содействия занятости населения. Анализ ситуации в сфере занятости, на рынке труда в Магаданской области.

  • Понятие, предмет, метод и система трудового права
    • Понятие права на труд в его историческом развитии
    • Регулирование труда на различных этапах общественного развития
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 2
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 3
    • Понятие трудового права как отрасли права
    • Предмет трудового права
    • Метод трудового права
    • Система отрасли трудового права
    • Сфера действия норм трудового права
    • Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
    • Соотношение трудового права с другими смежными отраслями
    • Предмет, методы и система науки трудового права
    • Цели и задачи трудового законодательства
    • Функции трудового права
  • Источники трудового права
    • Понятие источников трудового права и их особенности
    • Классификация источников трудового права
    • Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
    • Факторы дифференциации
    • Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
    • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Международно-правовое регулирование труда
      • Международно-правовое регулирование труда - страница 2
    • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
      • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права - страница 2
    • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений
      • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений - страница 2
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
    • Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
  • Принципы трудового права
    • Понятие правовых принципов и их виды
    • Отраслевые принципы трудового права
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 2
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 3
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 4
    • Принципы институтов трудового права
      • Принципы институтов трудового права - страница 2
    • Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
    • Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
  • Субъекты трудового права
    • Понятие субъектов трудового права
    • Классификация субъектов трудового права
    • Правовой статус субъектов трудового права
    • Граждане как субъекты трудового права
      • Граждане как субъекты трудового права - страница 2
    • Работодатели как субъекты трудового права
      • Работодатели как субъекты трудового права - страница 2
    • Представители работников как субъекты трудового права
    • Представители работодателей как субъекты трудового права
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
    • Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
    • Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • Права профсоюзов в сфере труда
    • Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
    • Защита трудовых прав работников профсоюзами
      • Защита трудовых прав работников профсоюзами - страница 2
    • Основные права профсоюзов, их классификация
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 2
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 3
    • Гарантии осуществления профсоюзных прав
      • Гарантии осуществления профсоюзных прав - страница 2
  • Трудовые отношения
    • Система отношений в трудовом праве
    • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 2
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 3
    • Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
    • Общая характеристика отношений по трудоустройству
    • Отношения по организации труда и управлению трудом
    • Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
    • Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
    • Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
    • Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
    • Отношения по обязательному социальному страхованию работников
    • Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
    • Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
    • Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
    • Отношения по самозащите трудовых прав
  • Коллективные договоры и соглашения
    • Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
    • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
      • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 2
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 3
    • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
      • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители - страница 2
    • Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
    • Структура и содержание коллективного договора
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 2
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 3
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 4
    • Структура и содержание соглашений
    • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
      • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
      • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  • Занятость и трудоустройство
    • Общая характеристика законодательства о занятости населения
    • Понятие занятости и занятых граждан
      • Понятие занятости и занятых граждан - страница 2
    • Понятие безработного гражданина
      • Понятие безработного гражданина - страница 2
    • Правовой статус безработного гражданина
    • Понятие подходящей работы
    • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
      • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице - страница 2
    • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
    • Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
    • Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
    • Понятие общественных работ
    • Понятие массового увольнения и его правовые последствия

Отраслевые принципы трудового права

Отраслевые принципы трудового права – это закрепленные в нормах общей части основополагающие и руководящие начала, отражающие смысл, содержание и применение норм трудового права. Отраслевые нормы-принципы выполняют роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным нормам данной отрасли.

Юридически значимые обстоятельства, вытекающие из содержания отраслевых норм-принципов, подлежат проверке при принятии правовых решений с применением норм трудового права. В связи с этим целесообразно рассмотреть юридически значимые обстоятельства, входящие в содержание отраслевых норм- принципов трудового права.

2.1. Свобода труда и запрещение принудительного труда в трудовых отношениях . Данный отраслевой принцип перекликается с межотраслевым. Применительно к трудовому праву его реализация связана с заключением трудового договора для выполнения определенной в нем трудовой функции. Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

  1. свободное волеизъявление при поступлении на работу, продолжении и прекращении трудовых отношений
  2. отсутствие принуждения при заключении трудового договора и в процессе выполнения трудовой функции

Данный принцип предполагает заключение трудового договора и продолжение трудовых отношений на основании добровольного волеизъявления работника. Данное волеизъявление может быть подтверждено исключительно письменным заявлением работника, составленным без признаков давления на него. Таким образом, заключение и действие трудового договора связаны с добровольным волеизъявлением работника.

Приведенный принцип должен соблюдаться по отношению ко всем без исключения трудовым договорам, в том числе и заключаемым при прохождении альтернативной гражданской службы, заменяющей военную службу. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 28 июня 2002 года с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор.

При заключении данного договора необходимо учитывать волеизъявление лица, имеющего право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, на выбор места ее прохождения. Отсутствие добровольного волеизъявления на прохождение альтернативной гражданской службы в определенном месте, например вне места постоянного жительства лица, позволяет признать трудовой договор заключенным с нарушением рассматриваемого принципа.

По этой причине такой договор в судебном порядке может быть признан недействующим, и место прохождения альтернативной гражданской службы будет определяться с учетом волеизъявления работника. Таким образом данная норма-принцип применима по отношению ко всем без исключения трудовым договорам.

2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве . Следующий отраслевой принцип связан с предоставлением государственных гарантий и компенсаций в период безработицы, а также с мерами по содействию в трудоустройстве.

Из данного принципа в качестве юридически значимых обстоятельств вытекают права лиц, потерявших работу, требовать предоставления гарантий и компенсаций в период безработицы, а равно содействия в трудоустройстве, и обязанности государственных органов службы занятости по предоставлению указанных гарантий и компенсаций и оказанию бесплатной помощи в трудоустройстве.

2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда . Данный принцип распадается на следующие юридически значимые обстоятельства:

  1. наличие условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
  2. наличие установленных законодательством ограничений рабочего времени и предоставление времени отдыха

Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при принятии решений, основанных на применении норм трудового права.

2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников . Данный принцип должен применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Из его содержания можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

  1. обеспечение продвижения по службе (работе) на равной основе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности
  2. обеспечение равного доступа работников к прохождению профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации
  3. обеспечение равенства прав и возможностей при применении других норм трудового права

Таким образом, соблюдение принципа равенства прав и возможностей работников должно проверяться при применении каждой нормы трудового права.

2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда . Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

    1) получение работником заработной платы в установленные законом сроки;

    2) выплату заработной платы в полном размере;

  1. получение работником заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
  2. получение работником заработной платы, обеспечивающей достойное существование самого работника и членов его семьи

Перечисленные юридически значимые обстоятельства должны быть доказаны представителями работодателя при каждом случае получения работниками заработной платы.

Для подтверждения этих обстоятельств могут быть использованы лишь письменные доказательства, свидетельствующие о получении работником заработной платы в размере, предусмотренном рассматриваемой нормой-принципом.

Очевидно, что обеспечение достойного существования самого работника и членов его семьи невозможно при получении им заработной платы в размере ниже прожиточного минимума. В связи с чем каждый работник, получающий заработную плату в размере ниже прожиточного минимума, вправе потребовать на основании данной нормы-принципа выплаты за свой труд заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

Таким образом, рассматриваемая норма- принцип позволяет каждому работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени, требовать выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Отсутствие федерального закона, устанавливающего заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума, не может служить основанием для отказа от применения рассматриваемой нормы- принципа, которая имеет прямое действие.

Поэтому ссылка в ст. 421 TК PФ на необходимость принятия федерального закона, как основания для выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума, не освобождает правоприменителей от обязанности прямого применения нормы-принципа, предусматривающей выплату достойной заработной платы, которая не может быть меньше прожиточного минимума.

Страницы: 1 2 3 4



Просмотров