Защита гражданских прав осуществляется путем. Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам (АС) Общая территориальная подсудность

Первый шаг на непростом пути судебной защиты прав - поиск ответа на вопрос в какое судебное учреждение обращаться.

Гражданское законодательство предусматривает возможность отстаивания своих интересов в трех судебных инстанциях: государственных судах, гражданском или арбитражном; коммерческом (третейском) суде (см. ст. 11 ГК РФ).

Какой из указанных судов уполномочен законом разрешать экономические споры рассмотрим в этой статье.

Экономические споры

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «экономический спор». Теория права включает в эту категорию разногласия между участниками предпринимательства, которые непосредственно связаны с их деятельностью.

Экономические споры могут возникать из гражданских, административных или других публичных правоотношений.

Подведомственность и подсудность экономических споров

Определение понятий

Компетенция каждого органа, наделенного властными полномочиями, должна быть однозначно и четко определена, только в этом случае можно обеспечить соблюдение принципа законности. Отсутствие разграничения полномочий может привести к конкуренции судебных решений - ситуации, в которой дело может быть рассмотрено двумя судами, а вынесенные решения противоречить друг другу.

Избежать такой ситуации помогают правила определения компетенции судов, установленные процессуальным законодательством. Полномочия судей, то есть право рассматривать спор и принять решение по тому или иному вопросу, определяются через два понятия: «подведомственность» и «подсудность».

Важно! Судебное учреждение принимает исковое заявление к рассмотрению в пределах, установленной законом компетенции. Спор должен быть не только подведомственен суду, но и подсуден.

Подведомственность - относит спор к компетенции суда в системе судебной власти (суды общей юрисдикции, арбитражные суды или коммерческие арбитражные суды).

Подсудность - определяет в какой конкретно суд, функционирующий в той или иной системе судов, необходимо обращаться.

Иными словами, подведомственность определяет каким судом и по каким правилам судопроизводства будет рассматриваться дело (гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным), а подсудность - где будет происходить судебное разбирательство.

Подведомственность дела определяется по двум критериям:

  1. предмет спорных правоотношений;
  2. участники спора.

Подсудность принято делить на два вида. Родовая - определяет суд какой инстанции (первой, апелляционной или кассационной) должен рассмотреть дело, то есть устанавливает разграничение полномочий по вертикали. Территориальная - распределяет обязанности между судами одной горизонтали.

Направление иска не в надлежащий суд (не по подведомственности) приведет к отказу в его рассмотрении. Конечно, исправить ошибку несложно, достаточно подать исковое заявление в соответствующее судебное учреждение, но потраченное время никто не вернет. В некоторых случаях «просрочка» может привести к невозможности защиты нарушенных интересов.

Важно! Правильное определение компетенции - условие своевременного разрешения спора, восстановления права.

Подведомственность экономических споров

Право рассматривать и выносить решения по экономическим спорам предоставлено арбитражному суду (см. ч. 1 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).

Изучая исковое заявление судья, в первую очередь, устанавливает вправе ли арбитражный суд рассматривать дело. Относится ли оно к его компетенции. По содержанию заявления определяется существо спора, его характер, связан ли он с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности. По приложенным к исковому заявлению документам (свидетельства ОГРН, устава, выписок из ЕГРЮЛ) суд устанавливает обладают ли участники специальным правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (государственную регистрацию).

Процессуальный закон относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение следующих дел (см. ст.-ст. 27 - 29 АПК РФ):

  • экономические споры между субъектами предпринимательства;
  • дела о признании незаконными НПА, изданных Роспатентом;
  • об оспаривании решений, деятельности властных органов или должностных лиц, если они нарушают предпринимательские интересы заявителя;
  • о привлечении ЮЛ или к административной ответственности (подробнее см. четвертый абзац п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
  • о взыскании с субъектов предпринимательства санкций и обязательных платежей.

Перечисленные дела разрешаются арбитражем, если стороной спора является ЮЛ или ИП.

Независимо от субъективного состава участников процесса в арбитражном суде принимается решение по спорам (ч. 6. ст. 27 АПК РФ):

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • корпоративным спорам;
  • связанным с государственной регистрацией ЮЛ или ИП;
  • о деятельности депозитариев, публично-правовых компаний, компаний и корпораций, учрежденных государством;
  • об интеллектуальных правах;
  • о защите репутации предпринимателей и компаний.

На заметку! Подведомственность дел арбитражному суду определяется по двум критериям: характеру спорных отношений и составу участников. Спор должен быть связан с осуществлением экономической деятельности, а его участники обладать формальным статусом - ЮЛ или ИП. В исключительных случаях, перечисленных в АПК, правовое положение сторон дела не имеет значения.

Подсудность экономических споров

Любой спор предполагает наличие как минимум двух участников. Хорошо, если оба располагаются на территории, юрисдикционно подчиненной одному суду. Но в какой суд обращаться, когда ответчик находится на другом конце страны. Для того чтобы избежать возможных коллизий, процессуальный закон установил нормы разграничения территориальной подсудности, зависящие не только от адреса сторон, но и учитывающие специфику спора.

Важно! Если во время процесса выясниться, что иск предъявлен в ненадлежащий суд, дело будет передано по подсудности, а его рассмотрение начнется с самого начала.

По месту нахождения (жительства)

По общему правилу иск надлежит предъявлять (см. ст. 35 АПК РФ):

  • если ответчик ЮЛ - по месту его нахождения;
  • если ответчик ИП - месту жительства.

Уточнить адрес ответчика можно по сведениям из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Альтернативная подсудность

В отдельных случаях истцу предоставляется возможность отступить от универсального правила и обратиться в суд по месту:

  • нахождения имущества ответчика - если сведения о его адресе отсутствуют или он находится за границей;
  • исполнения договора - если в нем указано место, в котором обязательство должно быть исполнено;
  • нахождения обособленного подразделения ЮЛ - если иск вытекает из его деятельности;
  • причинения убытков - по спорам, связанным со столкновениями судов.

Истец в этих ситуациях самостоятельно выбирает наиболее подходящее ему место рассмотрения спора. Если требования предъявлены к нескольким ответчикам, сторона истца вправе выбрать по месту нахождения которого из них будет предъявлен иск.

Договорная подсудность

Какой суд будет рассматривать спор, можно заранее оговорить в договоре, включив в него арбитражную оговорку. Договориться о месте разрешения спора можно и после подписания договора, главное сделать это до принятия иска к рассмотрению, но в любом случае для изменения подсудности требуется согласие другой стороны.

Исключительная подсудность

  • иски о правах на недвижимость - рассматриваются по месту его нахождения;
  • о правах на суда и летательные аппараты - по месту их регистрации;
  • споры, вытекающие из договоров перевозки - иски к перевозчику предъявляются по месту его нахождения;
  • если ответчиком является арбитражный суд - иск подается в Московский арбитражный суд, а требования к нему рассматривает Тверской арбитраж;
  • по адресу должника рассматриваются споры о банкротстве;
  • юридические факты устанавливаются по месту нахождения заявителя, а в отношении недвижимости - имущества;
  • жаловаться на пристава-исполнителя нужно в суд, на территории которого расположено подразделение ССП.

По связи дел

Встречные иски и самостоятельные требования третьих лиц на предмет спора, независимо от территориальной принадлежности, рассматриваются судом, принявшим первоначальный иск.

Компетенция Суда по интеллектуальным правам

Отдельного разговора заслуживают полномочия специализированного суда, созданного в 2011 году в системе арбитражных судов. К исключительной компетенции СИП, как суда первой инстанции, законом отнесено рассмотрение споров:

  • дела об оспаривании НПА Роспатента;
  • дела по спорам о выдаче охранных документов на РИД, товарные знаки, наименования предприятий и т. д.;
  • об установлении владельцев патентов;
  • о признании недействительными патентов, решений о предоставлении правовой охраны ТЗ;
  • о досрочном прекращении ТЗ вследствие его неиспользования.

Правовое положение сторон, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет, не влияет на изменение подведомственности этих споров. Независимо от адреса ответчика иски по таким делам направляются в СИП, расположенный в Москве.

Заключение

Споры между субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями или организациями, рассматриваются арбитражным судом.

Условиями принятия иска к рассмотрению являются, экономический характер разногласий и наличие у сторон государственной регистрации.

В отдельных случаях правовое положение истца и ответчика не имеет значения.

Патентные споры независимо от состава и места нахождения участников рассматриваются в единственном специализированном суде.

Правом разрешать юридические дела, то есть споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим законодательством обладает большое количество органов государственного управления, местного самоуправления, общественных организаций. Отметим, что каждый из данных органов должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий будет важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата. Отсюда следует, что, принимая дело к ϲʙᴏему производству, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий орган должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться данным органом, не отнесено ли оно к ведению другого органа. Иначе говоря, крайне важно определить подведомственность дела.

Подведомственность - ϶ᴛᴏ отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Учитывая зависимость от характера органа, рассматривающего и разрешающего дело, подведомственность подразделяется на:

  1. судебную подведомственность - отнесение дела к ведению судов общей юрисдикции или арбитражных судов;
  2. административную подведомственность - рассмотрение дела находится в компетенции административных органов государства;
  3. подведомственность дел общественным организациям - дела рассматриваются специально созданными органами общественных организаций (например, биржевые комиссии, третейские суды и т. д.)

Следовательно, определить подведомственность дел арбитражным судам означает выяснить, какие именно дела в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

Рассмотрению дела арбитражным судом могут предшествовать обязательные или возможные процедуры, предусмотренные законом или иным нормативным актом, связанные с передачей дела в арбитражный суд. Наличие или отсутствие таких процедур определяет классификацию подведомственности дел арбитражным судам:

  1. исключительная подведомственность - никаких специальных процедур не установлено, дело направляется непосредственно в арбитражный суд (например, требование о возмещении вреда и т. п.);
  2. условная подведомственность - обращение в суд допускается исключительно после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулирования возникшего разногласия между собой (например, ст. 797 ГК РФ - предъявление иска перевозчику возможно только после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора и т. п.)

Какие дела подведомственны арбитражным судам?

Подведомственность дел арбитражным судам определяется ст. 22 АПК РФ через их компетенцию в сфере осуществления правосудия.

Данная статья базируется на положениях ст. 127 Конституции РФ и ст. 4 и 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Отметим, что тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и других органов, в т.ч. судов общей юрисдикции.

В ст. 22 АПК РФ определен субъектный состав участников правоотношений, из кᴏᴛᴏᴩых может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Это, прежде всего, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

При ϶ᴛᴏм АПК РФ исходит из понятия юридического лица, определяемого в ст. 48 и других статьях ГК РФ, и рассматривает в качестве субъектов правоотношений, могущих повлечь подведомственный арбитражному суду спор, как коммерческие, так и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ) Гражданин как участник спора, подведомственного арбитражному суду, признается таковым при наличии условий, предусмотренных ст. 23 ГК РФ. Такими условиями будут осуществление гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация ϶ᴛᴏго гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Арбитражному суду также подведомственны дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между субъектами РФ (п. 2 ч. 1 ст. 22 АПК РФ)

В случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации)

Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан РФ, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Важно заметить, что одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду будет характер правоотношений, кᴏᴛᴏᴩый определен в ст. 22 АПК РФ. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Исключая выше сказанное, арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся споры (ч. 2 ст. 22 АПК РФ):

  • о разногласиях по договору, заключение кᴏᴛᴏᴩого предусмотрено законом или передача разногласий по кᴏᴛᴏᴩому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
  • об изменении условий или о расторжении договоров;
  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
  • о признании права собственности;
  • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
  • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
  • о возмещении убытков;
  • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан:
  • о защите чести, достоинства и деловой репутации;
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по кᴏᴛᴏᴩому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
  • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает и иные дела, в т.ч. (ч. 3 ст. 22 АПК РФ):

  • об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - об установлении фактов, имеющих юридическое значение);
  • о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Указанный перечь не будет исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

Что такое подсудность дел арбитражным судам?

Важно заметить, что одним из основных вопросов, стоящих перед арбитражным судом, принимающим решение о возбуждении дела, будет вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела. Можно различать подсудность судебного органа и подсудность самого дела. Уместно отметить, что определить подсудность того или иного арбитражного суда - значит выяснить круг дел, кᴏᴛᴏᴩые компетентен разрешать по существу данный арбитражный суд. Уместно отметить, что определить подсудность дела - значит выяснить, к компетенции какого из многочисленных арбитражных судов первой инстанции относится разрешение данного дела.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что подсудность - ϶ᴛᴏ компетенция (или полномочия) того или иного арбитражного суда на рассмотрение и разрешение определенных арбитражных дел.

По основным признакам подсудность делится на родовую и территориальную.

В ч. 1 ст. 24 АПК РФ сформулировано общее правило родовой подсудности дел. Родовая подсудность дает возможность определить, какого уровня арбитражный суд в системе арбитражных судов вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности будет род дела (или предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода или предмета спора между арбитражными судами различных уровней, звеньев в системе арбитражных судов.

Общее правило родовой подсудности состоит по сути в том, что дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ. При ϶ᴛᴏм под судами субъектов РФ понимаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды (см. ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 24 АПК РФ) Причем по содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов РФ равны между собой.

Исключением из правила, сформулированного в ч. 1 ст. 24 АПК РФ, будет отнесение некᴏᴛᴏᴩых категорий дел к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. АПК РФ относит к родовой подсудности Высшего Арбитражного Суда исключительно две категории дел: во-первых, экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ и экономические споры между субъектами РФ и, во вторых, дела о признании недействительными ненормативных актов высших органов государственной власти РФ. не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, - Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ.

Это означает, что все другие подведомственные арбитражному суду дела, независимо от того, касаются они имущества, находящегося в федеральной собственности, или имущества, ᴏᴛʜᴏϲᴙщегося к собственности субъектов РФ, муниципальных образований, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ.

Наряду с родом дел или предметом спора, влияющими на определение подсудности, важное значение имеет и определение территории, на кᴏᴛᴏᴩой действует тот или иной арбитражный суд, правомочный рассматривать конкретное дело. Отметим, что территориальный признак дает возможность определить, какому из арбитражных судов одного уровня подсудно данное дело. Такую подсудность принято называть территориальной подсудностью.

В отличие от родовой подсудности, позволяющей разграничить компетенцию между арбитражными судами различных уровней, территориальная подсудность будет основой разграничения компетенции арбитражных судов одного уровня.

Правила определения территориальной подсудности

АПК РФ устанавливает несколько видов (правил определения) территориальной подсудности:

  • общая подсудность (общее правило);
  • альтернативная подсудность (по выбору истца);
  • исключительная подсудность (подсудность строго определенному арбитражному суду);
  • договорная подсудность (по соглашению сторон)

Общее правило территориальной подсудности состоит по сути в том, что дело должен рассматривать арбитражный суд, действующий на той территории, на кᴏᴛᴏᴩой находится ответчик. То есть определение подсудности дела тому или иному арбитражному суду зависит от места нахождения организации или от места жительства гражданина, являющихся ответчиками по делу.

На определение территориальной подсудноститрадиционно не влияет характер дела. Исключение составляют исключительно дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, компетенция кᴏᴛᴏᴩого определена в ст. 24 АПК РФ как исключительная, и дела, названные в ст. 27, 28 и 29 АПК РФ, устанавливающих изъятие из общего правила территориальной подсудности.

Как изъятие из общего правила территориальной подсудности сформулирована и норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 25 АПК РФ. Так, иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъбудет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем норма сформулирована таким образом, что не допускает альтернативы при определении подсудности, то есть истец не может по ϲʙᴏему усмотрению предъявить иск в арбитражный суд либо по месту нахождения обособленного подразделения, либо по месту нахождения самого юридического лица. При этом надо учитывать, что сформулированное таким образом правило подсудности может быть изменено по соглашению сторон (ст. 30 АПК РФ)

В ст. 26 АПК РФ называются случаи, когда истец может выбрать по ϲʙᴏему усмотрению тот арбитражный суд, в кᴏᴛᴏᴩый он хотел бы обратиться за защитой ϲʙᴏего права, то есть предъявить иск в арбитражный суд по ϲʙᴏему выбору. Фактически речь идет о так называемой альтернативной подсудности .

В ч. 1 ст. 26 АПК РФ предусмотрено, что если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территориях разных субъектов РФ, то иск может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков. Истец вправе сам выбрать, в какой арбитражный суд ему при ϶ᴛᴏм обратиться, то есть истцу предоставляется право определить территориальную подсудность спора.

Другой случай, когда истцу предоставляется право определить территориальную подсудность спора, назван в ч. 2 ст. 26 АПК РФ. В случае если неизвестно место нахождения ответчика, то истец может предъявить иск в арбитражный суд по месту нахождения имущества организации или гражданина, являющихся ответчиками по делу, либо такой иск может быть предъявлен в арбитражный суд по последнему известному месту нахождения организации или последнему известному месту жительства гражданина, выступающих ответчиками по делу. При ϶ᴛᴏм имеется в виду последнее известное место нахождения ответчика в Российской Федерации, а не за ее пределами.

Еще одно правило определения альтернативной подсудности содержится и в ч. 3 ст. 26 АПК РФ. В тех случаях, когда ответчиком по делу будет организация или гражданин России, находящиеся за пределами Российской Федерации, на территории другого государства, то истец может предъявить иск в арбитражный суд по ϲʙᴏему месту нахождения или в арбитражный суд по месту нахождения имущества ответчика. При ϶ᴛᴏм предполагается, что имущество ответчика находится на территории Российской Федерации.

По выбору истца может определяться и подсудность дел, вытекающих из договора, в кᴏᴛᴏᴩом указано место его исполнения. В ϶ᴛᴏм случае истец может предъявить иск в арбитражный суд либо исходя из общего правила территориальной подсудности, то есть в арбитражный суд по месту нахождения ответчика, либо в арбитражный суд по месту исполнения договора, если ϶ᴛᴏ указано в договоре.

Исключительная подсудность представляет собой такую подсудность, при кᴏᴛᴏᴩой исключается возможность для определенной категории дел применять иные правила подсудности, чем те, кᴏᴛᴏᴩые установлены АПК РФ непосредственно для данных категорий дел. Нормы об исключительной подсудности сформулированы как изъятие из общего правила территориальной подсудности. При ϶ᴛᴏм выбор того или иного арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела от воли или желания истца по делу не зависит. Не допускается предъявление исков по указанным в ст. 29 АПК РФ категориям дел в другие арбитражные суды, кроме названных в ϶ᴛᴏй статье.

Исключительная подсудность установлена в ч. 1 ст. 29 АПК РФ для споров, связанных с признанием права собственности на здания, сооружения, земельные участки, споров об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, споров об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения. Названные категории споров рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения недвижимого имущества. То есть подсудность таких дел зависит от того, где, в каком месте находятся конкретные здание, сооружение, земельный участок.

Установлена и исключительная подсудность споров, вытекающих из договора перевозки. В ч. 2 ст. 29 АПК РФ предусмотрено, что иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в т.ч. когда перевозчик будет одним из ответчиков, предъбудет по месту нахождения органа транспорта. Во всех случаях такие споры рассматриваются арбитражным судом, действующим по месту нахождения органа транспорта.

Правило исключительной подсудности установлено и для споров, вытекающих из административных правоотношений. Такое правило предусмотрено в абзаце 1 ч. 3 ст. 29 АПК РФ. Законодатель сделал исключение из общего правила и установил, что иски к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта РФ, вытекающие из административных правоотношений, предъбудут в арбитражный суд ϶ᴛᴏго субъекта РФ, а не по месту нахождения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего органа. Это правило надо понимать так: если истец предъявляет, например, требование о признании недействительным ненормативного акта, принятого администрацией Московской области, то он должен обратиться с данным иском в арбитражный суд Московской области, а не в арбитражный суд города Москвы, где территориально расположена администрация Московской области.

Не допускается изменение подсудности дела, если речь идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о делах о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Подсудность данных категорий дел фактически определена как исключительная (ст. 27 и 28 АПК РФ) Дела по установлению фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются по месту нахождения заявителя, кроме изъятий, предусмотренных ст. 29 АПК РФ. Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения должника.

Предусмотренное в ст. 30 АПК РФ правило о договорной подсудности допускает возможность изменения территориальной подсудности, установленной в ст. 25 АПК РФ, и альтернативной подсудности, то есть подсудности по выбору истца, предусмотренной ст. 26 АПК РФ, по соглашению сторон. Подразумевается, что стороны по делу могут заключить письменное соглашение, в кᴏᴛᴏᴩом определят тот арбитражный суд, кᴏᴛᴏᴩому они передадут на рассмотрение и разрешение возникший спор. При ϶ᴛᴏм надо учитывать, что исключительная подсудность изменению по соглашению сторон не подлежит.

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции наименование ст. 27 излагается в новой редакции (ФЗ

АПК РФ Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 1 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 3 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 4 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 5 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

Как, в частности, и гражданский, предполагает установление подведомственности и подсудности различных споров. Только при условии корректного решения данной задачи дело может быть рассмотрено судебным учреждением по существу. В чем заключаются основные критерии определения подведомственности и подсудности конкретно в арбитражах? В каких случаях на их установление может повлиять позиция сторон спора?

В чем заключается специфика подведомственности арбитражей?

Подведомственность, подсудность арбитражного суда регулируются положениями АПК РФ. Первый термин обозначает разграничение установленных законодательством компетенций между КС РФ, арбитражами, а также учреждениями общей юрисдикции. То есть тот или иной суд вправе рассматривать только те дела, которые подведомственны ему исходя из действующих норм права. Что касается арбитражей, их компетенция ограничивается главным образом рассмотрением хозяйственных споров между предприятиями.

Таким образом, основной критерий подведомственности тех или иных дел арбитражу — характер правоотношений. В данном случае речь идет об экономических спорах. Есть еще один важный критерий подведомственности арбитражей — субъектный состав правоотношений. Рассмотрим его специфику подробнее.

Субъектный состав правоотношений как критерий подведомственности: нюансы

В соответствии с положениями АПК РФ, арбитражи рассматривают хозяйственные споры, в которых могут участвовать следующие субъекты:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели;

В предусмотренных законом случаях — физлица, не зарегистрированные как ИП;

Органы власти, а также учреждения, не обладающие статусом юрлица.

С учетом характера правоотношений, а также рассматриваемого критерия арбитражи, таким образом, могут разрешать экономические споры в сфере:

Гражданских правоотношений;

Административных правоотношений.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам могут попадать, таким образом, под юрисдикцию административного права. В данной сфере правоотношений арбитражи вправе рассматривать дела, которые связаны:

С оспариванием нормативных актов, которые нарушают права и интересы хозяйствующего субъекта;

Оспариванием ненормативных актов органов власти;

Административными правонарушениями, в случае если их рассмотрение находится в компетенции арбитражного учреждения.

Есть ряд нюансов, характеризующих подведомственность дел в соответствующих правоотношениях.

Подведомственность дел в арбитражах: нюансы

Так, на практике значительная часть споров, которые находятся в подведомственности соответствующих учреждений (их подсудность арбитражного суда также касается), связана с оспариванием решений и постановлений различных контролирующих органов власти. При этом оспариваться также могут правовые акты, изданные конкретными должностными лицами. В числе иных споров, разрешение которых находится в компетенции арбитражей:

Иски о банкротстве;

Споры об учреждении, реорганизации, а также ликвидации фирм;

Споры о регистрации предприятий;

Споры между владельцами ценных бумаг и хозяйственными обществами;

Дела, связанные с защитой предприятием своей деловой репутации.

Безусловно, в соответствии с законодательством РФ могут возникать иные условия подведомственности дел (виды подсудности) арбитражным судам. В некоторых случаях рассматриваемые учреждения вправе разрешать также Но в этом случае учитываются:

Характер и сущность предмета разногласий сторон правоотношений;

Особенности осуществления предприятием экономической деятельности;

Основания для возникновения правоотношения между сторонами спора;

Особенности организационно-правовой формы предприятия.

Весьма распространено обращение хозяйствующих субъектов в арбитражи при разрешении споров, связанных с неисполнением контрагентами фирм договорных обязательств.

Таким образом, основная сфера компетенции арбитражей — рассмотрение:

Гражданских споров — в рамках правоотношений, которые регулируются прежде всего нормами ГК РФ;

Дел, имеющих отношение к коммерческой или иной хозяйственной деятельности (по спорам, возникающим при выполнении сторонами условий контрактов, осуществлении поставок, перечислении компенсации за те или иные товары и услуги).

Сторонами споров, находящимися в подведомственности арбитражей, чаще всего становятся граждане, зарегистрированные как ИП, владельцы бизнесов, хозяйственные общества. В ряде случаев сторонами споров могут становиться государственные и муниципальные органы власти. При участии арбитражей возможно разрешение споров и в области административных правоотношений, если таковые имеют преимущественно экономический характер.

Подведомственность — это важнейшее условие рассмотрения того или иного дела арбитражным судом. Только в тех случаях, когда судебный спор имеет определенные характеристики, он рассматривается арбитражным учреждением.

В первую очередь во внимание принимается характер правоотношения, в данном случае он должен быть экономическим. Если это не так, то дело может быть отнесено к компетенции

Значение имеет также и правовой статус сторон спора. Если они не являются коммерческими организациями, то дело также может быть подведомственным суду общей юрисдикции. Безусловно, законодательство России может устанавливать исключения из указанных правил.

Наряду с подведомственностью значимую роль в разрешении экономических споров играет подсудность арбитражного суда. Рассмотрим ее специфику подробнее.

В чем заключается специфика подсудности в арбитражном процессе

Подсудность арбитражного суда — это порядок отнесения конкретного дела к компетенции определенного учреждения, исходя из различных его характеристик. Подсудность в арбитражном процессе классифицируется на 2 основные разновидности:

Родовую;

Территориальную.

Рассмотрим, что они представляют собой.

Родовая подсудность

Родовая подсудность дел арбитражным судам предполагает разграничение компетенций по рассмотрению тех или иных дел между учреждениями, находящимися на различных уровнях судебной системы.

Так, в соответствии с нормами АПК РФ споры на уровне первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ. Подобным образом определяется, к примеру, подсудность Арбитражного Санкт-Петербурга. В свою очередь, значительный объем дел находится в компетенции ВС РФ (в 2014 году в его компетенцию перешли дела ВАС РФ в результате судебной реформы), а именно:

Вопросы об оспаривании нормативных актов, подписанных президентом России, изданных правительством, федеральными ведомствами, если соответствующие НПА затрагивают права и интересы хозяйствующего субъекта;

Вопросы об оспаривании ненормативных правовых актов, изданных органами власти, экономические споры между федеральными и региональными органами власти, между субъектами РФ.

Рассмотрим теперь, что представляет собой территориальная подсудность арбитражных судов.

Территориальная подсудность

Данный термин соответствует совокупности арбитражно-процессуальных норм, устанавливающих критерии разграничения компетенции тех или иных учреждений, которые находятся на одном уровне судебной системы. То есть определяется подсудность дел арбитражным судам конкретных субъектов РФ. Все они имеют одинаковый правовой статус. Подсудность арбитражного суда Москвы определяется исходя из тех же критериев, на основании которых аналогичные компетенции устанавливаются в отношении учреждений, которые осуществляют деятельность в любом другом регионе РФ.

Виды территориальной подсудности

В соответствии с АПК РФ территориальная подсудность классифицируется на несколько разновидностей:

Альтернативную;

Договорную;

Исключительную.

Изучим особенности каждой из них подробнее.

Общая территориальная подсудность

Нормы, определяющие рассматриваемый вид территориальной подсудности, предполагают направление арбитражных исков по месту регистрации или проживания ответчика. Либо в соответствии с учредительными документами юридического лица, если оно выступает стороной спора. В свою очередь, подсудность дел арбитражным судам в случае, если одним из субъектов правоотношений является гражданин, может определяться исходя из основного места проживания ответчика.

Альтернативная подсудность

Нормы права, определяющие соответствующий вид территориальной подсудности, предполагают возможность выбора конкретного учреждения, рассматривающего спор, непосредственно истцом. Например, если он точно не знает место регистрации или проживания, то иск может быть направлен по месту расположения принадлежащего ему имущества.

Если в деле несколько ответчиков, то заявление в этом случае направляется в арбитраж по месту регистрации или проживания любого из них. В случае если ответчик находится за границей, альтернативная территориальная подсудность арбитражных судов предполагает направление иска в учреждение по месту нахождения имущества стороны спора.

В случае если предмет разногласий — исполнение договора, то заявление может быть передано в арбитраж по месту реализации контракта. Если сторона спора — филиал организации, который расположен вне места регистрации юридического лица, то иск может быть подан в суд, отвечающий за рассмотрение дел на соответствующей территории.

Договорная подсудность

Договорная подсудность арбитражного суда предполагает возможность изменения критериев, определенных для территориальной или же альтернативной подсудностей в соответствии с соглашением сторон спора. Важно, чтобы данная договоренность была достигнута до того, как арбитраж примет иск к производству.

Исключительная подсудность

Еще одна разновидность территориальной подсудности — исключительная. Она предполагает рассмотрение дела определенной арбитражной инстанцией.

Например, если предмет спора — недвижимость, то истец направляет заявление в суд по месту регистрации здания. (подсудности) в случае, если предмет заявления — объекты в виде судов, воздушных транспортных средств, космических объектов, осуществляется исходя из места государственной регистрации соответствующих объектов.

Если предмет иска — разногласия по договору перевозки, то он направляется в арбитраж по месту регистрации перевозчика. Если обращение в суд осуществляется по вопросам банкротства, то заявление должно быть направлено в суд по месту регистрации должника. Если речь идет об установлении значимых фактов, то подсудность споров арбитражному суду в данном случае определяется исходя из места регистрации или жительства заявителя либо, если предмет спора — имущество, по месту нахождения здания.

Если обращение в арбитраж осуществляется в целях оспаривания действий службы судебных приставов, то заявление подается в учреждение по месту нахождения представителя данного ведомства, который вынес спорные решения либо осуществил неправомерные, по мнению истца, действия.

В случае если стороны спора — российские фирмы, которые ведут бизнес за рубежом, правила подсудности в арбитражном суде предполагают подачу иска в арбитраж по месту регистрации в России.

Если речь идет об оспаривании решения, вынесенного третейским судом, а также выдаче исполнительного листа по соответствующему делу, иск подается в арбитраж в регионе, на территории которого был рассмотрен спор.

Если речь идет о подаче заявления об исполнении решения зарубежных судов, соответствующий документ направляется по месту регистрации или жительства должника или же по месту расположения его имущества.

Итак, мы рассмотрели основные виды подсудности дел арбитражным судам. Рассмотрим теперь ряд нюансов, характеризующий работу арбитражных учреждений при решении задач, находящихся в их компетенции. Так, полезно будет изучить, каким образом определяется подсудность при связанных делах.

Подсудность при связанных делах

Ситуация, при которой появляется необходимость в решении соответствующей задачи, возможна, если, например, в рамках спора подается встречный иск. Вне зависимости от того, насколько очевидна его подсудность, рассматриваться он должен в том же арбитраже, что и первоначальное заявление. В случае если иск подает третье лицо, в соответствии с положениями АПК РФ он должн быть направлен именно в тот суд, который рассматривает конкретный спор.

Подсудность при передаче дел

Еще один примечательный аспект арбитражного процесса — передача дела по подсудности. Арбитражный суд, рассматривая тот или иной спор, может, таким образом, направить его в другое учреждение в предусмотренных законом случаях. Любое дело, которое принято арбитражем к производству, должно изучаться по существу, даже с учетом возможности его передачи другому суду. Передача спора от одного арбитража другому, который находится с ним на одном уровне, осуществляется, если:

Сторона, являющаяся ответчиком, заявит ходатайство о передаче спора в арбитраж по месту жительства или регистрации, если они не были известны заранее;

Обе стороны спора направили в арбитраж ходатайство о рассмотрении возникшего спора по месту нахождения основных доказательств;

Выяснилось, что арбитраж принял дело к производству с нарушениями правил, определяющих подсудность арбитражных судов РФ;

Одна из сторон в рамках спора — арбитраж, который должен рассматривать дело по умолчанию, исходя из критериев установления его подсудности;

Осуществлен отвод судей либо есть иные причины, которые обусловливают отсутствие возможности для формирования состава арбитража в целях рассмотрения конкретного спора.

В случае если осуществляется передача тех или иных дел из одного арбитража в другой, судом выносится соответствующее определение. По закону недопустимо возникновение споров между соответствующими учреждениями о подсудности дел.

Резюме

Итак, мы изучили сущность подведомственности и подсудности в арбитражном процессе. Первый термин соответствует совокупности тех критериев, которые устанавливают, что то или иное дело должно рассматриваться именно в рамках арбитражного процесса. Основные споры, разрешение которых находится в компетенции арбитражей, — хозяйственные.

В общем случае сторонами дела в арбитражном процессе становятся коммерческие предприятия. Но в предусмотренных законом случаях таковыми могут быть граждане, органы власти. В случае если подведомственность спора установлена, необходимо определить его подсудность. Данные понятия, следовательно, во многих случаях рассматриваются в одном контексте. Необходимо, таким образом, определив подведомственность, впоследствии установить критерии отнесения дела к компетенции конкретного арбитражного учреждения.

Основные виды подсудности дел арбитражным судам — родовая и территориальная (которая, в свою очередь, может быть классифицирована еще на несколько дополнительных категорий). В первом случае распределение компетенций арбитражей осуществляется с учетом того, что суды могут осуществлять деятельность на 2 уровнях — региональном и федеральном. Для того или иного спора может быть установлена, к примеру, подсудность Московского арбитражного суда или другого, который осуществляет деятельность как арбитражное учреждение субъекта РФ. В свою очередь, определенные категории споров могут рассматриваться только Верховным судом.

Территориальная подсудность может устанавливаться с учетом большого количества критериев, таких как, например, наличие договоренности между сторонами, действие конкретных норм права, которые обязывают участников арбитражного процесса определять подсудность исходя из конкретных критериев. Возможна передача дела из одного арбитражного учреждения в другое в предусмотренных законом случаях.

Существуют нюансы, характеризующие определение подсудности в рамках споров, по которым появляются встречные иски или же заявления от третьих лиц. Вопросы подсудности не должны предполагать возникновения споров между разными арбитражами касательно рассмотрения тех или иных дел. Основной источник права, на который суды обязаны ориентироваться при согласовании подобных коммуникаций, — АПК РФ. Данный кодекс также регулирует и вопросы подведомственности тех или иных дел арбитражным судам.

Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от дру­гих государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.

До принятия Закона от 21 июня 2001 г. 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:

1) родовую;

2) территориальную.

Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитраж­ными судами. В основе ее лежал предмет спора и уча­ствующие в нем субъекты. Это было разграничение под­судности, так сказать, по вертикали.

К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:

1) когда одной из сторон являлся высший или цент­ральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;

2) если материалы дела содержали государственную тайну;

3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.

Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.


Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсуд­ности в системе хозяйственных судов.

Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяй­ственным судам».

Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополне­на частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответ­чиком является высший или центральный орган ис­полнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республи­ки Крым, областные, Киевская, Севастопольская мест­ные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».

Таким образом, из компетенции Высшего хозяйствен­ного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предус­матривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.

По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным су­дом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование ре­шений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хо­зяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основа­ниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Вер­ховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.


Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяй­ственные споры по первой инстанции.

Закон «О судоустройстве Украины» не предусматри­вает и рассмотрения дел по первой инстанции апелля­ционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-

стве говорится, что апелляционные суды могут рассмат­ривать дела по первой инстанции, но только по админи­стративным, уголовным и гражданским спорам, а по хо­зяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой ре­дакции все споры по первой инстанции отнесла к веде­нию местных хозяйственных судов.

Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компе­тенцию всех трех ступеней системы хозяйственных су­дов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хо­зяйственным судам.

Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению спо­ров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между много­численными однородными местными хозяйственными су­дами.

Территориальная подсудность зависит от трех пока­зателей:

2) местонахождение сторон;

3) специфики спора.

По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возни­кающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возни­кает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исклю­чить слова «уплатить деньги», а слова « как то: пере­дать имущество, выполнить работу, оказать услуги» за­менить словами «... являющиеся главный предметом обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имуще­ства, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обя­зательства, но не главным, а вытекающим из него.

Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Пре­дусматривается рассматривать их по общему правилу тер­риториальной подсудности, т.е. по месту нахождения от­ветчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, по­скольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.

Имущественные споры должны рассматриваться су­дом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица уча­ствует его обособленное подразделение (отделение, фили­ал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рас­сматриваются с учетом местонахождения этого подраз­деления.

Дела о признании недействительными актов соот­ветствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахож­дения должника.

Из этого общего правила территориальной подсудно­сти существует несколько исключений по отдельным категориям споров.

Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, те­перь будут разрешаться хозяйственным судом г. Кие­ва. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсуднос­ти.

Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахожде­ния этого органа.

Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претен­зий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли

бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяй­ственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.

В-третьих, споры о праве собственности на имуще­ство или об истребовании имущества из чужого неза­конного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объяс­няется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.

В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Зако­ном от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной под­судности не позднее пяти дней со дня поступления иско­вого заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с со­блюдением правил подсудности, должно быть им рас­смотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».

Более четкая формулировка этой нормы по сравне­нию- с ранее действовавшей направлена на предотвраще­ние споров между хозяйственными судами о подсуднос­ти некоторых дел.

По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хо­зяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозмож­но рассмотреть его в данном суде. Ранее существовав­шая такая возможность по просьбе сторон в новой ре­дакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит не­правомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «жела­тельном» для них суде.



Просмотров