Замена водительского удостоверения в праге. Замена водительского удостоверения в чехии Водительские права поменять на чешские

В течение первого года пребывания в Чехии иностранцы могут пользоваться родными водительскими правами, но по истечении этого срока обязаны обменять права на чешские (по стандарту ЕС). Обязанность наступает спустя год пребывания, но добровольно можно обменять права уже спустя 185 дней пребывания. К счастью, соблюдение обязанности по обмену прав не контролируют даже полицейские при проверке документов. Но т.к. я максимально законопослушен и мне не жалко денег даже на смену прописки я решил не испытывать судьбу и обменять и получил их:

На обороте приведены категории:

Выданные права действуют на территории ЕС и всех стран, подписавших Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. А для использования в странах, подписавших Женевскую конвенцию ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, требуется иметь и национальные, и международные права (за 50 крон можно получить в формате книжечки, как в России) с указанием именно данной конвенции 1949 года. Внимание, выдаются также международные права по конвенции 1968 года, не запутайтесь. Для упрощения привожу карту:

Всем настоятельно рекомендую менять права во время обучения в Подебрадах, в Подебрадах все намного проще. Я, к сожалению, занялся этим вопросом несвоевременно, не изучал заранее все подводные камни и поэтому обмен занял у меня полтора года ожидания, несколько дней оформления в России и существенную сумму денег.

Обмен прав

С формальной стороны все просто, спустя 185-365 дней пребывания в Чехии нужно обратиться по месту своей прописки в городскую администрацию, отдел учета транспорта (чеш. Oddělení dopravně správní ), где вам нужен кабинет с табличкой «Учет водителей» (чеш. Evidence řidičů ). Подробная информация о данном отделе в Подебрадах доступна на официальном сайте . С собой не забудьте взять:

  • родное водительское удостоверение с указанием подкатегорий;
  • фотография 35×45 мм любого цвета;
  • 50 крон наличными для оплаты сбора.

Обращаю ваше внимание на то, что международное водительское удостоверение в форме книжки не требуется, достаточно карточки. Права должны быть с подкатегориями, в России такие начали выдавать только с марта 2011.

После подачи заявления вас попросят подойти спустя 2 недели и забрать права, отдать российские. Российские, как сказали, отправляют в Россию. Никакой мед. комиссии, никаких грабительских пошлин или очередей. Мне очень нравится чешская система получения всех документов в своей гор. администрации — и удостоверение личности, и загранпаспорт, и права, и номера, и свидетельства о браке или рождения, все в одном месте. Очень удобно.

Это в идеале так проходит обмен, а я был менее удачлив и пошел на обмен уже в Праге.

Как я менял права (и как делать не надо)

Этап №1 — апрель 2011 — осознение необходимости обмена

В апреле 2011 я освоился в Праге, влился в учебу и решил поменять российские права на чешские, краем уха где-то о такой возможности слышал. Зачем и почему не знал, но раз можно — значит, надо идти. Пришел в магистрат со своими старыми красными правами 2005 года, а пани в пражском магистрате охладила мой пыл: я пришел ровно через 2 недели после окончания действия красных прав за пределами России и обменять их теперь нельзя.

2 недели назад можно было, а теперь нельзя. Если в ЕС на новый международный образец прав перешли еще в 2004 году, то Россия затянула начало выдачи прав по новому стандарту до последнего возможного месяца, марта 2011 года.

Ну, думаю, не велика беда, летом 2011 я собирался ехать в Россию по делам и, думаю, заодно поменяю права, а потом быстро в Чехии получу чешские!

Этап №2 — август 2011 — мед. комиссия

Одним из основных пунктов моей поездки в Иркутск (где у меня уже не было никакой прописки) был обмен прав на новые. В первые же дни я пошел на платную мед. комиссию в поликлинике ГУВД, заплатил 450 рублей. Все бы ничего и даже удалось каждому врачу объяснить статус моих отношений с военкоматом , они всех интересовали больше, чем самочувствие. 450 рублей творят волшебство, всего за 1 день я прошел мед. комиссию у всех врачей поликлиники (хирург, окулист, терапевт, ЛОР, невролог).

И в целом понравилась поликлиника ГУВД — сразу видно, что для людей, не то что обычные поликлиники городские, даже никто и не хамит. Жаль, что никто так и не объяснил, зачем девушкам для получение прав проходить гинеколога — меня этот вопрос всегда интересовал.

Первый же врач на мед. комиссии у меня спросили насчет местной прописки — а ее у меня нет, из иркутского общежития я был вынужден выписаться обратно домой на Камчатку перед получением диплома, без выписки не хотели давать диплом. Но т.к. я платил 450 рублей, то справку по врачам мне выдали без проблем.

Куда сложнее все оказалось с наркологическим и психоневрологическим диспансерами, где за заключения от нарколога и от психиатра надо отдать по 150 руб. В диспансерах пришлось стоять классическую русскую очередь в полуразбитых коридорах, это заведение для пролетариата. Минуты сменялись часами, а очередь не заканчивалась. Когда я попал к психиатру, то первым делом врач спросила у меня насчет прописки — а прописка-то камчатская! То, что я на Камчатке уже не живу 7 лет и могу это подтвердить документально — ее не интересовало. Визы, штампы о въезде и выезде из России, старые штампы о прописке в Иркутске — все оказалось бессильно. Прописка на Камчатке, пускай там и не живешь давным-давно — вези оттуда. Псих или не псих, наркоман или не наркоман — никого не заботит, бюрократия выше здравой логики. Ножками-ножками ехать, удаленно ничего не запросить. К слову, расстояние между Иркутском и Петропавловском-Камчатским — 4 500 км. Аналогичным образом меня послал на Камчатку нарколог.

По пути домой позвонил родителям на Камчатку и объяснил ситуацию, на следующее утро мама поехала в диспансеры в Петропавловске. Справки ей на меня дали, вроде как должны бы принять присланные по факсу, каждая — по 150 рублей.

Принимаю факсом справки с Камчатки, иду в диспансеры — несколько часов в очередях, стандартные «Употребляете? Часто?» и после повторной оплаты по 150 руб (на чай — святое) я получаю нужные штампы в справку. Ура!

Еду в иркутский ГИБДД, там даже очередей нет, Сбербанк поставил свою будку для оплаты, но, увы, «система региональная» и поэтому доступа к камчатской базе нет. Была бы прописка в Иркутске — дали бы. А так прописки нет и поэтому не дадут. Крепостным не положена по империи ездить. Смешно о таком ограничении слышать инженеру по интернет-технологиям, да, хе-хе. Видимо, не судьба — забрал результаты мед. комиссии, погрузился в Боинг в направлении на Мюнхен и вернулся в Чехию: нужны будут права — пойду в чешскую автошколу.

Этап №3 — ноябрь 2011 — обмен российских прав

В ноябре 2011 года по семейным обстоятельствам я срочно вылетел на несколько дней на Камчатку и под конец пребывания решил зайти в ГИБДД для обмена. Все прошло как по маслу, очередей толком не было — квитанция об оплате 800 рублей пошлины за новые права, 1000 рублей на международные права на всякий случай, мед. справка из Иркутска (пришлось доложить свидетельство больницы, регион-то другой), фотографии, водительская карточка. Вуаля, у меня новый комплект:

Таких прав ни у кого из знакомых нет, все удивленно разглядывают. Пакуюсь в самолет и через всего 14 часов в воздухе и я в Праге.

Этап №4 — ноябрь 2011 — подача заявления на обмен на чешские

Сжав в руке новые права, я жму кнопку электронной очереди в магистрате и спустя считанные минуты ожидания я радостно отдаю заполненное заявление на обмен и российские права, благоухающие свежим пластиком. Все ок, новые права подходят, международные права у меня даже не стали смотреть, а вот приложенная фотография не понравилась — на правах и при подаче у меня шевелюра на голове (см. фото прав выше), а на фотографии для прав за август у меня короче стрижка (см. фото в начале заметки).

Пани отчаянно отказывается принимать фотографию, требует свежую. По ее мнению я на фотографии 4-месячной давности и я сейчас — совсем разное лицо. Я, в свою очередь, с такой стрижкой фотографию делать не хочу — обычно я так не выгляжу. 5-минутное препирательство закончилось тем, что я ей пообещал сейчас выйти из магистрата, дойти до ближайшей парикмахерской и вернуться точь-в-точь как на фотографии. Она сдалась, здравый смысл торжествует.

Заявление упаковано, ни кроны денег с меня не взяли, права остались на руках. Пани пообещала позвонить как только они получат из МВД России подтверждение о том, что мои права действительно были выданы. К сожалению, по новым правилам они обязаны проверять выдачу прав. Упоминание российских органов меня насторожило, и не зря.

Этап №5 — 2012 год — ожидание решения

При подаче заявления было сообщено, что все займет эдак порядка 2 недель. В течение 3 месяцев я не получил никаких ответов, никто мне не звонил и я решил уточнить, не забыли ли обо мне, может не дозвонились. Пишу на эл. почту в магистрат в отдел учета водителей, а оттуда мне пишут, что ответа из России пока не получили:

vážený pane Rudomilove, Vaše žádost o výměnu řidičského průkazu není dosud vyřízena, protože jsme dosud neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu od příslušných orgánů v Rusku. Na odbavovací přepážce jste byl informován o tom, že po obdržení ověření z Ruska budete kontaktován na Vámi uvedeném telefonním čísle.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů


tel. 236 005 953

Ждем дальше. Лето минуло. Год с момента подачи прошел, ноябрь, пишу вновь и получаю ответ, что из МВД ответ не поступал, отправили новый запрос, а также в связи с изменением механизма проверки документов я могу сам зайти в посольство России для заверения водительского удостоверения:

vážený pane, do dnešního dne jsme neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Od 1.10.2012 došlo k úpravě systému ověřování, proto Vám doporučuji navštívit Velvyslanectví Ruské federace, kde Vám ověří pravost Vašeho řidičského průkazu, které doručíte na náš úřad. Současně i my dnešního dne zasíláme urgenci žádosti o prověření Vašeho průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravněsprávních činností
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

e-mail: [email protected]

Идти в посольство России — последнее дело, там традиционный русский сервис. Удаленно на Камчатке запросил справку о выдаче прав, в феврале 2013 заслал скан в магистрат, но она их не удовлетворила:

vážený pane, dne 21.1.2013 jsme z Ministerstva dopravy obdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Do 29.1.2013 jsme se Vám pokoušeli dovolat a sdělit Vám, že k podání žádosti nám pouze chybí prověření pravosti Vašeho řidičského průkazu. Jak jsem Vám již dříve psala, je nutné, abyste přinesl svůj řidičský průkaz na Velvyslanectví Ruské federace v Praze, kde Vám ověří jeho pravost. Toto ověření doručte na informační přepážku evidence řidičů, Magistrátu hl.m.Prahy.

Vámi uvedené potvrzení nelze použít jako podklad pro vydání českého řidičského průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravně správních agend
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

На мой уточняющий вопрос о том, что же надо по сути, как документ должен выглядеть, пани ответила, что это будет копия прав с печатью:

Udělají fotokopii Vašeho řidičského průkazu a na ní dají razítko s ověřovací doložkou, že je pravý.

Zolnirčíková I.

Ок, раз так — идем в посольство.

Этап №6 — февраль 2013 — заверение прав в посольстве РФ

Дорогие друзья, дай вам бог пореже обращаться в родное посольство. Консульский отдел встретил нас заснеженной лестницей, закрытыми воротами и толпящимися перед ними соотечественниками. За воротами перед зданием есть навес, скамеечки — но туда ни-ни. Охранник группами людей запускает внутрь здания, а там — рамка, электронная очередь. Удивило, что кому-то в голову пришло поставить в и без того тесный консулький отдел несколько терминалов по оплате — такие же русские ставят в Праге, смысла в них в консульском отделе нет.

Чтобы не было так обидно идти в консульский отдел из-за одной бумажки, я заодно решил встать на консульский учет. Отдал сразу и лист постановки на учет, и попросил заверить права. На выходе за 330 крон я получил банальную заверенную копию:

Я был в шоке — это просто заверенная копия, но в 11 раз дороже, чем у чешских нотариусов. Сдаю копию в магистрат, вроде все подходит. К вечеру на эл. почту сообщают о том, что 6 марта могу идти забирать права, наконец-то!

Этап №7 — 6 марта 2013 — получение прав

В этот знаменательный день я побывал в магистрате трижды.

Сначала я поехал в магистрат просто так. Просто, с документами, правами. Пани стала листать визы, затем я ей дал биометрическую карточку ВНЖ. Но карточка-то закончилась 31 августа, а сейчас 6 марта, решение по визе все еще не принято и даже с povoleni.ru уведомление о готовности не приходило. По мнению пани у меня нет действующей визы, поэтому ничего она мне выдать не может. Раз заявление все еще рассматривается — пожалуйста, покажите подтверждение о подаче документов.

Еду домой за подтверждением о подаче в июле 2012 документов на продление ВНЖ, через полчаса я вновь в магистрате с новым номерком у той же пани. Она разглядывает подтверждение и внизу видит примечание «Подтверждение действительно 6 месяцев»:

Как итог — подтверждение просрочено на полтора месяца. Решение лишь одно — ехать в полицию по делам иностранцев за новым подтверждением. Мне взгрустнулось — время 16:00, полиция работает до 17:00, явно придется и следующий день посвящать эпопее по обмену прав. Но я рискнул и поехал в полицию.

В полиции поднялся на последний этаж на Коневова, теперь на нем не граждан ЕС обслуживают, а предоставляют информацию и принимают дополнения заявлений у граждан третьих стран (т.е. нас). 10 минут — и у меня новое подтверждение:

А заодно молодая пани обрадовала — принято решение по моей визе (всего-то 7,5 месяцев спустя). Мчусь в магистрат, успеваю до закрытия, пани удивляется, что я успел все так быстро («Хм, а все говорят, что это очень долго и трудно»).

5 минут формальностей, оплата сбора в 50 крон, подписываю обязательство об отсутствии других водительских прав на территории ЕС, отдаю российские права — и готово. Обращаю внимание — в России обмен прав обошелся в 1150 крон (800 рублей сбор, 1050 рублей за мед. комиссию), а в Чехии это лишь 50 крон. Аналогично 50 крон стоят международные права (в России — 600 крон, т.е. 1000 рублей).

Итого

Суммарно у меня ушло на обмен прав примерно 50 часов времени и чуть больше 2000 крон на мед. справки и прочие бумаги.

Путешественникам автомобилистам не стоит менять или получать местные водительские права. Но те, которые остаются в стране на долгий срок, должны знать, как проходит процедура замены прав или как получить новые по чешскому образцу. Тем кто остается в стране на длительный срок следует учитывать и то, что здесь строгий контроль над автомобилями и над количеством веществ, которые они выбрасывают в атмосферу. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать автомобили с ГБО, а приобрести и заказать установку такого оборудования можно .

Обмен

Многие страны ЕС, в том числе и Чешская республика, разрешают пользоваться своими правами на протяжении года, но потом их нужно обменять. Обмену подлежат удостоверения только соответствующие новому образцу, то есть полученные в России после 2011 года. Если вы владеете старыми правами, то придется съездить на родину поменять их на новые, а затем готовить документы для чешского удостоверения.

В данном случае пакет документов небольшой. Он должен состоять из фотографий 3,5×4,5 см любого цвета, удостоверения личности (для иностранцев – загранпаспорта), чека, подтверждающий уплату пошлины, заполненного бланка заявления, который выдает отдел учета транспорта в городской администрации или в министерстве транспорта Чехии. Кроме этого обязательно должны быть документы, подтверждающие законное пребывание в стране, таким доказательством является действующая виза или биометрическая карточка ВНЖ.Получение

Получать чешские права не сложно и не дорого, если сравнивать с другими странами Европы. Для регистрации в автошколе потребуются медицинская справка, которая стоит 350 крон и ВНЖ. За курс обучения придется заплатить в среднем 800 крон. На величину стоимости обучения влияет расположение школы и ее престиж, кроме этого цена снижается, если обучение припадает на осенние или зимние месяца. Недорогие автошколы не преподают теоретический курс, вам придется самостоятельно его изучать по учебнику и сборнику тестов. В принципе будущему водителю, обладающему некоторым опытом вождения, этого вполне достаточно.

Для практической части выделено 28 занятий, одно длится 45 минут. В сроках никто никого не ограничивает, инструктор будет подстраиваться под вас и преподаст все уроки вождения за месяц или растянет на несколько. Параллельно с этим надо получить необходимые навыки по оказании первой медицинской помощи, которые предоставят в любом отделении Красного креста. На это мероприятие вы потратите приблизительно час и 300 крон.

Теперь со всеми этими знаниями можно идти на экзамен, который стоит 700 крон и на который надо предварительно записаться. Первая сдается теория в виде теста, а потом вождение, во время которого в течение получаса вы не должны совершить ни одного промаха. После неудачи, если таковая случится, экзамен можно пересдать дней через 10, заплатив 900 крон.

Готовиться права будут 20 дней, если удостоверение нужно срочно, то придется доплатить и получить его на руки через 3 дня.

Чешские правила дорожного движения практически схожи с российскими, отличаясь не во многом. Допустимая скорость в населенных пунктах - 50 км/ч, до 90 км/ч можно превысить за городом, по автомагистрали можно ездить со скоростью 130 км/ч, в городе - 80. По правилам водитель всегда должен передвигаться с включенным ближним светом. Запрещается разворачиваться на регулируемых перекрестках. Нельзя ездить с детьми, сидящими спереди возле водителя младше 12 лет и ростом меньше 1,5 метра.

В некоторых крупных городах существуют полосы для перемещения только общественного транспорта. С начала ноября и до конца марта по многим дорогам запрещено ездить в шипованной резине, только в зимней.

В Чехии практикуют бальную систему штрафов, для местных нарушителей максимальное наказание 12 баллов, после водительские права забираются.

Предпочитаете самостоятельно планировать свое путешествие, не завися от экскурсионной программы? У вас есть водительские права, и вы уверено чувствуете себя за рулем? Тогда вам, скорее всего, придется по душе идея взять авто напрокат и отправиться исследовать Чехию, заглянув в самые удаленные уголки. Подойдут ли ваши права, нужны ли какие-то дополнительные документы, как получить права, если вы планируете задержаться в стране надолго – ищите ответы на эти и другие вопросы в настоящей статье.

Российские водительские права в Чехии

Чехия входит в список стран, подписавших Венскую конвенцию, а значит, российское водительское удостоверение должно быть действительно на территории Чешской Республики, но с одной поправкой: согласно последним изменениям в Конвенции права должны быть международного образца. Все водительские удостоверения, которые выдаются в России с 2011 года (розовые, пластиковые, ламинированные), соответствуют предъявляемым требованиям. Если же у вас права старого образца, то лучше запастись МВУ (международным водительским удостоверением), которое можно в течение одного дня получить в органах ГИБДД. Спросить у вас их могут в пунктах проката, но делают это редко.

Получение водительских прав в Чехии

Если вы планируете провести отпуск в Чехии, то нет необходимости беспокоиться о замене или получении местных прав. А вот тем, кому предстоит задержаться в стране, информация о процедурах замены водительского удостоверения или получении новых, чешского образца, придется кстати.

Обмен российских прав

Во многих странах ЕС разрешено ездить с национальными правами в течение года, затем вам придется их обменять. Также можно сделать этого, не дожидаясь крайнего срока, по истечении 185 дней вашего пребывания в стране. Обменять можно только права нового образца, т.е. выданные в России после марта 2011 года. Если у вас старое водительское удостоверение, то вам придется поехать на родину, получить новое, а потом уже подавать документы на чешское удостоверение.

Большого пакета документов не потребуется. Кроме прав с подкатегориями, необходимо подготовить следующее:

  • фото 35 х 45 мм любого цвета;
  • удостоверение личности (в нашем случае – загранпаспорт);
  • 50 крон для уплаты пошлины;
  • заполненный бланк заявления, который можно взять в отделе учета транспорта в городской администрации или на сайте министерства транспорта Чехии.

Также вам необходимо будет подтвердить право пребывания на территории Чехии: это может быть действительна виза, биометрическая карточка ВНЖ.

Получение чешского удостоверения

Процесс получения чешского водительского удостоверения приятный и не слишком затратный (по сравнению с другими европейскими странами). Еще один плюс прохождения обучения именно в Чехии – невысокая интенсивность движения в населенных пунктах, конечно, за исключением столицы и пары-тройки крупных городов.

Для того чтобы зарегистрироваться в автошколе, вам необходимо будет предъявить справку, за получение которой придется заплатить 350 крон (около 600 рублей) от врача и ВНЖ. Стоимость всего курса обучения обойдется вам в 12-14 тысяч рублей (7500-8500 крон) в зависимости от популярности и расположения школе, также цена может немного снижаться при обучении осенью и зимой. В недорогих автошколах теоретического курса как такового нет: вам предложат приобрести учебник и сборник тестов и штудировать их. В принципе, если у вас есть опыт вождения, то этого будет достаточно.

Практическая часть состоит из 28 занятий вождения по 45 минут каждое. Срок прохождения этого этапа не ограничен: вы договариваетесь об уроках с инструктором в удобное для вас время. Можно использовать все часы за один месяц, можно растянуть на 2-3 месяца. Перед сдачей экзамена вам также необходимо пройти курс первой медицинской помощи: для этого необходимо обратиться в любое из отделений «Красного креста». Отнимет это удовольствие у вас около часа и 300 крон (500 рублей).

На этом траты не заканчиваются: будьте готовы выложить 700 крон за сам экзамен (1200 рублей). На экзамен необходимости заранее записаться. Сначала вы сдаете тест, потом экзамен по вождению, который длится около получаса или до первого серьезного промаха. Если экзамен провален, через 10 дней можно пройти повторно, оплатив при этом уже 900 крон.

После успешной сдачи, вы можете отправиться за получением прав, имея при себе биометрическую карту, выданную не менее 180 дней назад. Удостоверение будет готово через 20 дней, можно доплатить 500 крон и уменьшить срок до 3 дней.

Особенности дорожного движения в Чехии

Правила дорожного движения в Чехии не имеют каких-либо резких отличий от российских, хотя и есть некоторые нюансы, которые стоит знать.

  1. Разрешенная скорость в населенных пунктах – 50 км/ч, за городом – 90, на автомагистрали за пределами населенного пункта – 130, в населенном пункте – 80.
  2. Ближний свет должен быть включен круглосуточно. Штраф – 2000 крон (около 3500 рублей).
  3. Разворот на регулируемых перекрестках запрещен.
  4. Запрещено перевозить на передних сиденьях детей до 12 лет и ростом ниже 1,5 м.
  5. В ряде крупных городов некоторые полосы выделены под движение общественного транспорта.
  6. В зимний период (с конца октября по конец марта) по большинству дорог разрешено передвигаться только на зимней резине (шипованная запрещена).

В Чехии действует балльная система штрафов для владельцев чешских прав (12 баллов – и вы лишитесь удостоверения), на жителей третьих стран это правило не распространяется.

Аренда транспортных средств

Дороги в Чехии хорошего качества, поэтому, арендуя авто в этой стране, можете рассчитывать на приятное путешествие. Для того чтобы взять машину напрокат, вам должно быть не менее 18 лет, у вас должны быть действующие права и загранпаспорт с действительной визой (на это всегда смотрят очень внимательно). В некоторых пунктах проката с вас могут взять дополнительную плату, если ваш стаж вождения менее 5 лет.

В стоимость аренды входит полный бак бензина, но и вернуть машину вы должны так же с полным баком. Помимо оплаты аренды, с вас возьмут залог (примерно 300 долларов), которые вернуть, если с авто будет все в порядке. Арендовать авто можно минимум на 24 часа, правда, появляются компании, позволяющие взять машину на полдня с почасовой оплатой, но таких – единицы. Отдавать машину можно и в другом городе, если там есть представительство компании, в которой вы оформили аренду. В машине обязательно должна быть аптечка, знак аварийной остановки, светоотражающий жилет, запасное колесо с домкратом, набор запасных ламп и запасные предохранители. Обязательно проверьте наличие требуемого оборудования при приемке машины.

Праздники в Чехии

Чехия, а точнее Чешская Республика, красива во все времена года. Но знакомство со страной будет не полным, если вы не посетите хотя бы несколько праздников и гуляний. Среди них есть даты религиозного характера, интернациональные события, а также государственные торжества. Названия многих вызывают улыбку у непривычных к чешской речи туристов. Но увидев весь размах и прочувствовав атмосферу дружелюбия в этой красивой стране, каждый понимает, что посетив Чехию однажды, обязательно вернется вновь.
Posted: 12 Jan 2015 04:46 AM PST

На встрече направления Познай себя мы узнали много интересных подробностей владения автомобилем в Чехии. С теми, кто не смог посетить встречу Светлана Барабанова в своих статьях щедро делится знаниями и оптом.
Если у вас возникают вопросы или дополнения, можете написать их

Познай себя за рулем!


Автомобильная тема продолжает традиционно считаться более мужской, чем женской, хотя прекрасная половина человечества уже давно и надежно обосновалась за рулем. Я уверена, что среди наших читательниц найдется немало милых дам, которые уже являются автолюбительницами или собираются ими стать.

Думаю, что и в других чешских городах все происходит по похожему сценарию.

Как получить водительские права в Праге?

Если у вас еще нет водительских прав, то, естественно, следует записаться на курсы в одну из автошкол Праги, получив предварительно справку от врача о том, что ваше здоровье позволяет их иметь. Медкомиссии здесь не существует в российском понимании, обычно врач задаёт несколько вопросов и выписывает справку о пригодности, взяв с вас 500 крон. Мой терапевт, например, спросил о том, буду ли я водить автомобиль в очках или без и какого цвета карандаши у него на столе.

В Праге открыто около 200 автошкол (http://www.vsechny-autoskoly. cz/), не возьмусь делать сравнительный обзор их деятельности, но насколько можно судить по информации на сайтах, обучение не имеет сильных различий. Таким образом, лучшим критерием для выбора автошколы является, пожалуй, близость к месту жительства. Стоимость курса - от 7 до 12 тысяч крон, цена зависит в большей мере от продолжительности обучения, чем от чего-либо другого. Экспресс курсы стоят больше.

Обучение в автошколах Праги включает в себя несколько часов теоретической подготовки и около 30 часов практического вождения. Я занималась в автошколе, где предусматривались три лекции по безопасности дорожного движения, одна лекция о первой помощи и 28 часов практики. Причем два первых практических занятия проходили на тренажере, а на третьем занятии мы уже ездили по городу. Больше всего инструктор обращал внимание на то, чтобы я всегда отслеживала помеху справа и вовремя переключала передачи. За время обучения я привыкла, что действую по указке, еду туда, куда он говорит и не думаю куда мне поворачивать на следующем светофоре. Потом пришлось болезненно перестраиваться.

Площадок для отработки водительских навыков в Праге не встретила ни одной. Школы безопасного, спортивного или экстремального вождения существуют, но за Прагой или в других городах Чехии. Автодромы есть в городах Most, Jihlava, Hradec Kralove, Ceska Lipa, Vysoké Mýto.

Бывалые водители говорят мол ничего страшного, вам дали основные навыки, а потом в процессе самостоятельного вождения научитесь всему. Но, знаете, Прага помимо всего, еще и очень не равнинный город и учиться трогаться с ручника, когда ты стоишь в горку перед светофором, а сзади над тобой нависает автобус, очень неприятно. Я это к тому пишу, что после окончания автошколы новичкам еще надо довести до автоматизма полученные навыки. Для этого, например, полезно найти безлюдную улицу недалеко от дома и вечером там оттачивать мастерство.

Что касается правил дорожного движения, то предполагается, что учащиеся изучают их в основном самостоятельно. Материалы популярного учебника по ПДД Зденека Шротера есть в свободном доступе на сайте http://schroter.cz/ .

После окончания курса проводятся экзамены в два этапа. Сначала сдается компьютерный тест в Магистрате г. Праги. Стандартные вопросы можно посмотреть на сайте Министерства дорожного движения, там же пройти он-лайн тестирование (http://etesty.mdcr.cz/). С моей точки зрения, разумнее учить сразу все в чешском варианте и сдавать тест без переводчика, так как при переводе вопросов с чешского можно вообще не понять о чем идет речь. Непосредственно перед прохождением теста необходимо заплатить Магистрату за услугу 800 крон.

Второй экзамен, по вождению, проходит в присутствии вашего инструктора и приглашенного инспектора, длится 15-30 минут. Мой опыт показал лояльное отношение инструктора к экзаменующимся.

Когда успешно сданные экзамены позади, необходимо взять протокол в автошколе об этом выдающемся событии, фотографию и подать заявление о выдаче водительского удостоверения в Регистр водителей (Registr řidičů), который находится на Вышеграде (http://www.praha.eu/jnp/cz/ potrebuji_resit/zivotni_ situace/dopravnespravni_ cinnosti/registr_ridicu/ registr_ridicu-ridicske_ prukazy_vystaveni_vymena.html) . Права выдадут где-то через три недели. О их готовности можно узнать там же (http://www.praha.eu/jnp/cz/ potrebuji_resit/zivotni_ situace/dopravnespravni_ cinnosti/ridicske_prukazy/ index.html). Чтобы получить готовое водительское удостоверение (řidičský průkaz) следует заплатить 50 крон в кассу.

Следует обратить внимание, что для получения прав вы должны иметь действующую визу и регистрацию в Праге.

Небольшой нюанс - получая права категории «В» вы становитесь счастливым обладателем прав на мотоцикл, правда ездить сможете только по территории Чешской Республики.

Если у вас уже есть права, полученные до приезда в Чехию, то их необходимо поменять на чешские.

Как поменять водительские права в Праге.

Обмен водительских прав в Праге осуществляется также в Регистре водителей (Registr řidičů) с уплатой 50 крон.

Если вы имеете гражданство какой либо другой страны ЕС, и, соответственно, там получали права, то вы можете, но не обязаны менять водительское удостоверение проживая на территории Чешской Республики.

Если права были выданы одной из третьих стран, то вы должны обменять их на чешские в течение трех месяцев проживания на территории ЧР при наличии ВНЖ или ПМЖ. Обмениваются права только нового образца, которые выдаются на Украине с 2010г, а в России и Белорусии с 2011 г.

Изначальное водительское удостоверение попросят сдать и оно будет отослано по месту выдачи.

Надеюсь, данная информация поможет кому-то из вас сделать первый шаг на пути к свободе передвижения. Буду весьма признательна, если поделитесь собственным опытом.

Ваша, Светлана Барабанова

Продолжение следует...

Просмотров