Замен российских водительских прав на чешские. Замена водительского удостоверения в праге


Posted: 12 Jan 2015 04:46 AM PST

На встрече направления Познай себя мы узнали много интересных подробностей владения автомобилем в Чехии. С теми, кто не смог посетить встречу Светлана Барабанова в своих статьях щедро делится знаниями и оптом.
Если у вас возникают вопросы или дополнения, можете написать их

Познай себя за рулем!


Автомобильная тема продолжает традиционно считаться более мужской, чем женской, хотя прекрасная половина человечества уже давно и надежно обосновалась за рулем. Я уверена, что среди наших читательниц найдется немало милых дам, которые уже являются автолюбительницами или собираются ими стать.

Думаю, что и в других чешских городах все происходит по похожему сценарию.

Как получить водительские права в Праге?

Если у вас еще нет водительских прав, то, естественно, следует записаться на курсы в одну из автошкол Праги, получив предварительно справку от врача о том, что ваше здоровье позволяет их иметь. Медкомиссии здесь не существует в российском понимании, обычно врач задаёт несколько вопросов и выписывает справку о пригодности, взяв с вас 500 крон. Мой терапевт, например, спросил о том, буду ли я водить автомобиль в очках или без и какого цвета карандаши у него на столе.

В Праге открыто около 200 автошкол (http://www.vsechny-autoskoly. cz/), не возьмусь делать сравнительный обзор их деятельности, но насколько можно судить по информации на сайтах, обучение не имеет сильных различий. Таким образом, лучшим критерием для выбора автошколы является, пожалуй, близость к месту жительства. Стоимость курса - от 7 до 12 тысяч крон, цена зависит в большей мере от продолжительности обучения, чем от чего-либо другого. Экспресс курсы стоят больше.

Обучение в автошколах Праги включает в себя несколько часов теоретической подготовки и около 30 часов практического вождения. Я занималась в автошколе, где предусматривались три лекции по безопасности дорожного движения, одна лекция о первой помощи и 28 часов практики. Причем два первых практических занятия проходили на тренажере, а на третьем занятии мы уже ездили по городу. Больше всего инструктор обращал внимание на то, чтобы я всегда отслеживала помеху справа и вовремя переключала передачи. За время обучения я привыкла, что действую по указке, еду туда, куда он говорит и не думаю куда мне поворачивать на следующем светофоре. Потом пришлось болезненно перестраиваться.

Площадок для отработки водительских навыков в Праге не встретила ни одной. Школы безопасного, спортивного или экстремального вождения существуют, но за Прагой или в других городах Чехии. Автодромы есть в городах Most, Jihlava, Hradec Kralove, Ceska Lipa, Vysoké Mýto.

Бывалые водители говорят мол ничего страшного, вам дали основные навыки, а потом в процессе самостоятельного вождения научитесь всему. Но, знаете, Прага помимо всего, еще и очень не равнинный город и учиться трогаться с ручника, когда ты стоишь в горку перед светофором, а сзади над тобой нависает автобус, очень неприятно. Я это к тому пишу, что после окончания автошколы новичкам еще надо довести до автоматизма полученные навыки. Для этого, например, полезно найти безлюдную улицу недалеко от дома и вечером там оттачивать мастерство.

Что касается правил дорожного движения, то предполагается, что учащиеся изучают их в основном самостоятельно. Материалы популярного учебника по ПДД Зденека Шротера есть в свободном доступе на сайте http://schroter.cz/ .

После окончания курса проводятся экзамены в два этапа. Сначала сдается компьютерный тест в Магистрате г. Праги. Стандартные вопросы можно посмотреть на сайте Министерства дорожного движения, там же пройти он-лайн тестирование (http://etesty.mdcr.cz/). С моей точки зрения, разумнее учить сразу все в чешском варианте и сдавать тест без переводчика, так как при переводе вопросов с чешского можно вообще не понять о чем идет речь. Непосредственно перед прохождением теста необходимо заплатить Магистрату за услугу 800 крон.

Второй экзамен, по вождению, проходит в присутствии вашего инструктора и приглашенного инспектора, длится 15-30 минут. Мой опыт показал лояльное отношение инструктора к экзаменующимся.

Когда успешно сданные экзамены позади, необходимо взять протокол в автошколе об этом выдающемся событии, фотографию и подать заявление о выдаче водительского удостоверения в Регистр водителей (Registr řidičů), который находится на Вышеграде (http://www.praha.eu/jnp/cz/ potrebuji_resit/zivotni_ situace/dopravnespravni_ cinnosti/registr_ridicu/ registr_ridicu-ridicske_ prukazy_vystaveni_vymena.html) . Права выдадут где-то через три недели. О их готовности можно узнать там же (http://www.praha.eu/jnp/cz/ potrebuji_resit/zivotni_ situace/dopravnespravni_ cinnosti/ridicske_prukazy/ index.html). Чтобы получить готовое водительское удостоверение (řidičský průkaz) следует заплатить 50 крон в кассу.

Следует обратить внимание, что для получения прав вы должны иметь действующую визу и регистрацию в Праге.

Небольшой нюанс - получая права категории «В» вы становитесь счастливым обладателем прав на мотоцикл, правда ездить сможете только по территории Чешской Республики.

Если у вас уже есть права, полученные до приезда в Чехию, то их необходимо поменять на чешские.

Как поменять водительские права в Праге.

Обмен водительских прав в Праге осуществляется также в Регистре водителей (Registr řidičů) с уплатой 50 крон.

Если вы имеете гражданство какой либо другой страны ЕС, и, соответственно, там получали права, то вы можете, но не обязаны менять водительское удостоверение проживая на территории Чешской Республики.

Если права были выданы одной из третьих стран, то вы должны обменять их на чешские в течение трех месяцев проживания на территории ЧР при наличии ВНЖ или ПМЖ. Обмениваются права только нового образца, которые выдаются на Украине с 2010г, а в России и Белорусии с 2011 г.

Изначальное водительское удостоверение попросят сдать и оно будет отослано по месту выдачи.

Надеюсь, данная информация поможет кому-то из вас сделать первый шаг на пути к свободе передвижения. Буду весьма признательна, если поделитесь собственным опытом.

Ваша, Светлана Барабанова

Продолжение следует...

Актуальность информации: 2019-01-23

В данной статье пойдет речь о замене российского водительского удостоверения на чешские права.

Обязанность иностранца
Иностранец который не является гражданином ЕС, имеет визу действие которой свыше 1 года, обязан поменять водительские права на чешские в течение 3 месяцев, со дня получения визы.

Условия
Обмениваются права только нового образца, которые выдаются в России и Белоруси с 2011 г., и на Украине с 2010 г. (так называемые пластиковые карточки).

Бланк заявления
Для замены водительских прав необходимо заполнить заявление Žádost o vydání řidičského průkazu. Используется только оригинальный бланк, заявление имеет свой уникальный регистрационный номер и несколько степеней защиты, поэтому распечатать его на компьютере нельзя, электронная подача не рассматривается.

Необходимые документы
– Заполненное заявление;
– Загранпаспорт;
– Карточка ВНЖ ;
– Российские водительские права;
– 1 фотография, формат 35 × 45 mm;

Где можно поменять водительские права?
Обмен водительских удостоверений производится в отделении муниципалитета с расширенными полномочиями, по месту постоянного проживания в Чехии.

Предварительная запись
В Праге посетить регистр водителей вы можете по предварительной записи. Запись осуществляется онлайн, выберете для вас удобный день и час посещения: Online objednávky k přepážkám registru řidičů

Подача заявления
Заполненное заявление и подготовленный комплект документов подается в Департамент транспорта. Сотрудник проверит документы и попросит не ранее, чем через 20 дней принести справку-подтверждение подлинности ваших российских прав из консульства России.

Заверение прав в посольстве РФ
В Российском посольстве необходимо получить справку-подтверждение подлинности водительских прав, т.е. нотариально заверить водительские права. Для этого вам потребуется паспорт и оригинал российского водительского удостоверения, за нотариальное заверение вам придется заплатить определенную сумму денег.

Сроки
– Стандартный срок замены: 20 дней;
– Замена в короткий срок: 5 дней;

Стоимость
– Стандартный срок замены: 50 CZK ;
– Замена в короткий срок: 500 CZK ;

Ваши российские права отправят на родину
При получении чешских водительских прав, вас попросят сдать выданные вашей страной права. Ваши оригинальные, российские права отправят по месту получения.

Каков срок действия водительских прав в Чехии?
– Водительские права для категории C1, C1+E, C, C+E, D1+E, D, D+E выдаются сроком на 5 лет;
– Другие категории водительских прав выдаются сроком на 10 лет;

Ключевые слова: чехия, обмен, замена водительских прав

В течение первого года пребывания в Чехии иностранцы могут пользоваться родными водительскими правами, но по истечении этого срока обязаны обменять права на чешские (по стандарту ЕС). Обязанность наступает спустя год пребывания, но добровольно можно обменять права уже спустя 185 дней пребывания. К счастью, соблюдение обязанности по обмену прав не контролируют даже полицейские при проверке документов. Но т.к. я максимально законопослушен и мне не жалко денег даже на смену прописки я решил не испытывать судьбу и обменять и получил их:

На обороте приведены категории:

Выданные права действуют на территории ЕС и всех стран, подписавших Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. А для использования в странах, подписавших Женевскую конвенцию ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, требуется иметь и национальные, и международные права (за 50 крон можно получить в формате книжечки, как в России) с указанием именно данной конвенции 1949 года. Внимание, выдаются также международные права по конвенции 1968 года, не запутайтесь. Для упрощения привожу карту:

Всем настоятельно рекомендую менять права во время обучения в Подебрадах, в Подебрадах все намного проще. Я, к сожалению, занялся этим вопросом несвоевременно, не изучал заранее все подводные камни и поэтому обмен занял у меня полтора года ожидания, несколько дней оформления в России и существенную сумму денег.

Обмен прав

С формальной стороны все просто, спустя 185-365 дней пребывания в Чехии нужно обратиться по месту своей прописки в городскую администрацию, отдел учета транспорта (чеш. Oddělení dopravně správní ), где вам нужен кабинет с табличкой «Учет водителей» (чеш. Evidence řidičů ). Подробная информация о данном отделе в Подебрадах доступна на официальном сайте . С собой не забудьте взять:

  • родное водительское удостоверение с указанием подкатегорий;
  • фотография 35×45 мм любого цвета;
  • 50 крон наличными для оплаты сбора.

Обращаю ваше внимание на то, что международное водительское удостоверение в форме книжки не требуется, достаточно карточки. Права должны быть с подкатегориями, в России такие начали выдавать только с марта 2011.

После подачи заявления вас попросят подойти спустя 2 недели и забрать права, отдать российские. Российские, как сказали, отправляют в Россию. Никакой мед. комиссии, никаких грабительских пошлин или очередей. Мне очень нравится чешская система получения всех документов в своей гор. администрации — и удостоверение личности, и загранпаспорт, и права, и номера, и свидетельства о браке или рождения, все в одном месте. Очень удобно.

Это в идеале так проходит обмен, а я был менее удачлив и пошел на обмен уже в Праге.

Как я менял права (и как делать не надо)

Этап №1 — апрель 2011 — осознение необходимости обмена

В апреле 2011 я освоился в Праге, влился в учебу и решил поменять российские права на чешские, краем уха где-то о такой возможности слышал. Зачем и почему не знал, но раз можно — значит, надо идти. Пришел в магистрат со своими старыми красными правами 2005 года, а пани в пражском магистрате охладила мой пыл: я пришел ровно через 2 недели после окончания действия красных прав за пределами России и обменять их теперь нельзя.

2 недели назад можно было, а теперь нельзя. Если в ЕС на новый международный образец прав перешли еще в 2004 году, то Россия затянула начало выдачи прав по новому стандарту до последнего возможного месяца, марта 2011 года.

Ну, думаю, не велика беда, летом 2011 я собирался ехать в Россию по делам и, думаю, заодно поменяю права, а потом быстро в Чехии получу чешские!

Этап №2 — август 2011 — мед. комиссия

Одним из основных пунктов моей поездки в Иркутск (где у меня уже не было никакой прописки) был обмен прав на новые. В первые же дни я пошел на платную мед. комиссию в поликлинике ГУВД, заплатил 450 рублей. Все бы ничего и даже удалось каждому врачу объяснить статус моих отношений с военкоматом , они всех интересовали больше, чем самочувствие. 450 рублей творят волшебство, всего за 1 день я прошел мед. комиссию у всех врачей поликлиники (хирург, окулист, терапевт, ЛОР, невролог).

И в целом понравилась поликлиника ГУВД — сразу видно, что для людей, не то что обычные поликлиники городские, даже никто и не хамит. Жаль, что никто так и не объяснил, зачем девушкам для получение прав проходить гинеколога — меня этот вопрос всегда интересовал.

Первый же врач на мед. комиссии у меня спросили насчет местной прописки — а ее у меня нет, из иркутского общежития я был вынужден выписаться обратно домой на Камчатку перед получением диплома, без выписки не хотели давать диплом. Но т.к. я платил 450 рублей, то справку по врачам мне выдали без проблем.

Куда сложнее все оказалось с наркологическим и психоневрологическим диспансерами, где за заключения от нарколога и от психиатра надо отдать по 150 руб. В диспансерах пришлось стоять классическую русскую очередь в полуразбитых коридорах, это заведение для пролетариата. Минуты сменялись часами, а очередь не заканчивалась. Когда я попал к психиатру, то первым делом врач спросила у меня насчет прописки — а прописка-то камчатская! То, что я на Камчатке уже не живу 7 лет и могу это подтвердить документально — ее не интересовало. Визы, штампы о въезде и выезде из России, старые штампы о прописке в Иркутске — все оказалось бессильно. Прописка на Камчатке, пускай там и не живешь давным-давно — вези оттуда. Псих или не псих, наркоман или не наркоман — никого не заботит, бюрократия выше здравой логики. Ножками-ножками ехать, удаленно ничего не запросить. К слову, расстояние между Иркутском и Петропавловском-Камчатским — 4 500 км. Аналогичным образом меня послал на Камчатку нарколог.

По пути домой позвонил родителям на Камчатку и объяснил ситуацию, на следующее утро мама поехала в диспансеры в Петропавловске. Справки ей на меня дали, вроде как должны бы принять присланные по факсу, каждая — по 150 рублей.

Принимаю факсом справки с Камчатки, иду в диспансеры — несколько часов в очередях, стандартные «Употребляете? Часто?» и после повторной оплаты по 150 руб (на чай — святое) я получаю нужные штампы в справку. Ура!

Еду в иркутский ГИБДД, там даже очередей нет, Сбербанк поставил свою будку для оплаты, но, увы, «система региональная» и поэтому доступа к камчатской базе нет. Была бы прописка в Иркутске — дали бы. А так прописки нет и поэтому не дадут. Крепостным не положена по империи ездить. Смешно о таком ограничении слышать инженеру по интернет-технологиям, да, хе-хе. Видимо, не судьба — забрал результаты мед. комиссии, погрузился в Боинг в направлении на Мюнхен и вернулся в Чехию: нужны будут права — пойду в чешскую автошколу.

Этап №3 — ноябрь 2011 — обмен российских прав

В ноябре 2011 года по семейным обстоятельствам я срочно вылетел на несколько дней на Камчатку и под конец пребывания решил зайти в ГИБДД для обмена. Все прошло как по маслу, очередей толком не было — квитанция об оплате 800 рублей пошлины за новые права, 1000 рублей на международные права на всякий случай, мед. справка из Иркутска (пришлось доложить свидетельство больницы, регион-то другой), фотографии, водительская карточка. Вуаля, у меня новый комплект:

Таких прав ни у кого из знакомых нет, все удивленно разглядывают. Пакуюсь в самолет и через всего 14 часов в воздухе и я в Праге.

Этап №4 — ноябрь 2011 — подача заявления на обмен на чешские

Сжав в руке новые права, я жму кнопку электронной очереди в магистрате и спустя считанные минуты ожидания я радостно отдаю заполненное заявление на обмен и российские права, благоухающие свежим пластиком. Все ок, новые права подходят, международные права у меня даже не стали смотреть, а вот приложенная фотография не понравилась — на правах и при подаче у меня шевелюра на голове (см. фото прав выше), а на фотографии для прав за август у меня короче стрижка (см. фото в начале заметки).

Пани отчаянно отказывается принимать фотографию, требует свежую. По ее мнению я на фотографии 4-месячной давности и я сейчас — совсем разное лицо. Я, в свою очередь, с такой стрижкой фотографию делать не хочу — обычно я так не выгляжу. 5-минутное препирательство закончилось тем, что я ей пообещал сейчас выйти из магистрата, дойти до ближайшей парикмахерской и вернуться точь-в-точь как на фотографии. Она сдалась, здравый смысл торжествует.

Заявление упаковано, ни кроны денег с меня не взяли, права остались на руках. Пани пообещала позвонить как только они получат из МВД России подтверждение о том, что мои права действительно были выданы. К сожалению, по новым правилам они обязаны проверять выдачу прав. Упоминание российских органов меня насторожило, и не зря.

Этап №5 — 2012 год — ожидание решения

При подаче заявления было сообщено, что все займет эдак порядка 2 недель. В течение 3 месяцев я не получил никаких ответов, никто мне не звонил и я решил уточнить, не забыли ли обо мне, может не дозвонились. Пишу на эл. почту в магистрат в отдел учета водителей, а оттуда мне пишут, что ответа из России пока не получили:

vážený pane Rudomilove, Vaše žádost o výměnu řidičského průkazu není dosud vyřízena, protože jsme dosud neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu od příslušných orgánů v Rusku. Na odbavovací přepážce jste byl informován o tom, že po obdržení ověření z Ruska budete kontaktován na Vámi uvedeném telefonním čísle.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů


tel. 236 005 953

Ждем дальше. Лето минуло. Год с момента подачи прошел, ноябрь, пишу вновь и получаю ответ, что из МВД ответ не поступал, отправили новый запрос, а также в связи с изменением механизма проверки документов я могу сам зайти в посольство России для заверения водительского удостоверения:

vážený pane, do dnešního dne jsme neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Od 1.10.2012 došlo k úpravě systému ověřování, proto Vám doporučuji navštívit Velvyslanectví Ruské federace, kde Vám ověří pravost Vašeho řidičského průkazu, které doručíte na náš úřad. Současně i my dnešního dne zasíláme urgenci žádosti o prověření Vašeho průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravněsprávních činností
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

e-mail: [email protected]

Идти в посольство России — последнее дело, там традиционный русский сервис. Удаленно на Камчатке запросил справку о выдаче прав, в феврале 2013 заслал скан в магистрат, но она их не удовлетворила:

vážený pane, dne 21.1.2013 jsme z Ministerstva dopravy obdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Do 29.1.2013 jsme se Vám pokoušeli dovolat a sdělit Vám, že k podání žádosti nám pouze chybí prověření pravosti Vašeho řidičského průkazu. Jak jsem Vám již dříve psala, je nutné, abyste přinesl svůj řidičský průkaz na Velvyslanectví Ruské federace v Praze, kde Vám ověří jeho pravost. Toto ověření doručte na informační přepážku evidence řidičů, Magistrátu hl.m.Prahy.

Vámi uvedené potvrzení nelze použít jako podklad pro vydání českého řidičského průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravně správních agend
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

На мой уточняющий вопрос о том, что же надо по сути, как документ должен выглядеть, пани ответила, что это будет копия прав с печатью:

Udělají fotokopii Vašeho řidičského průkazu a na ní dají razítko s ověřovací doložkou, že je pravý.

Zolnirčíková I.

Ок, раз так — идем в посольство.

Этап №6 — февраль 2013 — заверение прав в посольстве РФ

Дорогие друзья, дай вам бог пореже обращаться в родное посольство. Консульский отдел встретил нас заснеженной лестницей, закрытыми воротами и толпящимися перед ними соотечественниками. За воротами перед зданием есть навес, скамеечки — но туда ни-ни. Охранник группами людей запускает внутрь здания, а там — рамка, электронная очередь. Удивило, что кому-то в голову пришло поставить в и без того тесный консулький отдел несколько терминалов по оплате — такие же русские ставят в Праге, смысла в них в консульском отделе нет.

Чтобы не было так обидно идти в консульский отдел из-за одной бумажки, я заодно решил встать на консульский учет. Отдал сразу и лист постановки на учет, и попросил заверить права. На выходе за 330 крон я получил банальную заверенную копию:

Я был в шоке — это просто заверенная копия, но в 11 раз дороже, чем у чешских нотариусов. Сдаю копию в магистрат, вроде все подходит. К вечеру на эл. почту сообщают о том, что 6 марта могу идти забирать права, наконец-то!

Этап №7 — 6 марта 2013 — получение прав

В этот знаменательный день я побывал в магистрате трижды.

Сначала я поехал в магистрат просто так. Просто, с документами, правами. Пани стала листать визы, затем я ей дал биометрическую карточку ВНЖ. Но карточка-то закончилась 31 августа, а сейчас 6 марта, решение по визе все еще не принято и даже с povoleni.ru уведомление о готовности не приходило. По мнению пани у меня нет действующей визы, поэтому ничего она мне выдать не может. Раз заявление все еще рассматривается — пожалуйста, покажите подтверждение о подаче документов.

Еду домой за подтверждением о подаче в июле 2012 документов на продление ВНЖ, через полчаса я вновь в магистрате с новым номерком у той же пани. Она разглядывает подтверждение и внизу видит примечание «Подтверждение действительно 6 месяцев»:

Как итог — подтверждение просрочено на полтора месяца. Решение лишь одно — ехать в полицию по делам иностранцев за новым подтверждением. Мне взгрустнулось — время 16:00, полиция работает до 17:00, явно придется и следующий день посвящать эпопее по обмену прав. Но я рискнул и поехал в полицию.

В полиции поднялся на последний этаж на Коневова, теперь на нем не граждан ЕС обслуживают, а предоставляют информацию и принимают дополнения заявлений у граждан третьих стран (т.е. нас). 10 минут — и у меня новое подтверждение:

А заодно молодая пани обрадовала — принято решение по моей визе (всего-то 7,5 месяцев спустя). Мчусь в магистрат, успеваю до закрытия, пани удивляется, что я успел все так быстро («Хм, а все говорят, что это очень долго и трудно»).

5 минут формальностей, оплата сбора в 50 крон, подписываю обязательство об отсутствии других водительских прав на территории ЕС, отдаю российские права — и готово. Обращаю внимание — в России обмен прав обошелся в 1150 крон (800 рублей сбор, 1050 рублей за мед. комиссию), а в Чехии это лишь 50 крон. Аналогично 50 крон стоят международные права (в России — 600 крон, т.е. 1000 рублей).

Итого

Суммарно у меня ушло на обмен прав примерно 50 часов времени и чуть больше 2000 крон на мед. справки и прочие бумаги.

  1. Каждый гражданин третьей страны после проживания в одной из стран Евросоюза обязан заменить своё водительское удостоверение (ВУ) на водительское удостоверение той страны, в которой живет, в нашем случае это Чехия.
  2. Если вы проживаете в Праге, и вы из России, то вы сможете без проблем заменить российское ВУ на чешские права.
  3. Чтобы заменить ВУ в Праге, нужно отправиться в магистрат, который расположен по адресу Na Pankráci 1685/17,19 (Business Centrum Vyšehrad).
  4. Необходимо собрать полный пакет документов: водительское удостоверение нового образца (старые розовые права уже не меняют); фото 35х45 мм; заполненная анкета (анкету выдают в магистрате на рецепшене); документ , подтверждающий ваше легальное проживание в Чехии (например, карточка ВНЖ), если вашу визу ещё не рассмотрели, то в полиции лучше всего взять справку, в которой указано, с какого времени вы проживаете в Чехии, и 50 крон, которые вы заплатите при получении ВУ. На сайте магистрата всегда доступен актуальный список необходимых документов .
  5. После того как вы собрали все документы, вам предстоит поход в магистрат, там нужно взять номерок и дождаться своей очереди. Записаться на прием в магистрат также можно заранее через форму онлайн . Если вы сдали все документы, то начинается момент ожидания.
  6. Во время сдачи документов работник магистрата сообщает, что вам необходимо сходить в российское консульство и заверить своё ВУ (заверение стоит 400 крон) и потом принести это заверенное удостоверение в магистрат. Это заверенное удостоверение сдается на рецепшене.
  7. Как только ваши документы рассмотрят (примерно через 2-3 месяца, ведь нужно ждать подтверждение легальности ваших прав из России), вам позвонят из магистрата и скажут, когда вы сможете забрать ваше чешское водительское удостоверение.
  8. В назначенный день вы просто приходите в магистрат. После того, как вы отстоите очередь на получение, сотрудник магистрата изымет ваше родное ВУ и выдаст чешское. В этот момент вы и заплатите 50 крон (136 рублей).

Подводя итог, скажу, не платите никаким посредникам за замену водительских прав, ведь эту процедуру может пройти каждый человек самостоятельно. Что касается украинских прав, то говорят, что их в Чехии уже не меняют, но более подробную информацию можно получить в магистрате. Но есть одно НО, в магистрате работает много некомпетентных сотрудников, поэтому постарайтесь там найти человека, который наиболее адекватен и даст вам точную информацию.

Как получить водительские права в Чехии June 9th, 2014

Делюсь собственным свежим опытом получения водительского удостоверения. Инструкция не претендует на абсолютную истину, но имеет целью быть полезной для иммигранта с чешским ВНЖ, не имеющего водительских прав и достаточных знаний о механизмах их получения.

Как некоторые из вас знают, я проехал не один десяток тысяч километров автостопом и просто в качестве пассажира, но, дожив до седых волос, не научился управлять автомобилем самостоятельно, более того, совершенно к этому не стремился. В автошколу я решил пойти уже проживая в Чехии. Мотивация: полезный дополнительный навык в работе и необходимый шаг на пути к реализации сразу двух мечт: жизни вдали от цивилизации и .

Вступление.
В Праге огромное количество автошкол – можно выбрать любую: подешевле, поближе к дому или, руководствуясь отзывами в Интернете . При регистрации на курс вас попросят предъявить ВНЖ и справку от доктора (lékařský posudek), подтверждающий, что у вас есть руки, чтобы держаться за руль и глаза, чтобы смотреть, куда едешь. Даже при идеально прямых руках и стопроцентном зрении за справку придётся заплатить примерно в 350 крон.

Теория.
Курс на права категории «В» вряд ли обойдётся вам дешевле, чем 8500 крон. Нищебродам, типа меня, разрешается немножко поторговаться и платить в рассрочку. Не знаю, как с более дорогими автошколами, но, покупая дешёвый курс, не рассчитывайте на какие бы то ни было теоретические занятия. Вам предложат одолжить или купить учебник (200 крон) и дадут ссылку на официальные эл.тесты . Теоретическая часть состоит из 1000 вопросов, 25 из которых будут в вашем экзаменационном тесте. Проштудируйте эти вопросы как можно большее количество раз. Есть неплохое бесплатное приложение под Android , которое позволяет тренироваться на смартфоне.

Что касается учебников, то я ознакомился с двумя: первый (бесплатно одолженный) сухим бюрократическим языком тупо описывал закон, другой (купленный с рук за 35 крон) повествовал в более дружелюбной форме, вплетая правила рассказ автора-инструктора. Читать или не читать - зависит от степени вашей подкованности в вопросах ПДД. Я в виду слабого владения вопросом, читал, хоть и выборочно; более продвинутым вполне хватит и тестов. Год книги особой роли не играет – отличия в законе 2010 года от актуальной версии минимальны и легко выявляются в процессе тренировки на тестах. Тесты и учебники крайне положительно сказываются на навыке владения чешским языком: вы овладеете новой полезной терминологией в области а/м и ПДД.

Вождение.
Поговорим о практической части. Вы заплатили за 28 учебных часов (т.е. 28х45 минут) езды на машине по дорогам с инструктором. График весьма гибкий – фактически это частные уроки для взрослых занятых людей, и на время каждого следующего занятия вы просто договариваетесь с инструктором. Можно наездить всё за месяц, можно растянуть на полгода. Рекомендуется золотая середина: 2-3 месяца от первой езды до экзамена.

В моей автошколе предлагают выбрать авто и учителя в зависимости от ваших потребностей и ранимости. Я выбрал «Шкоду Фабиа» и строгого водителя городского автобуса в качестве инструктора. А потом в конце курса ради разнообразия попробовал ещё поездить несколько часов на «Форде Фузион» с молодым студентиком. Оба типа инструкторов имеют свои преимущества и недостатки, описывать которые здесь нет смысла. Выбор зависит от тонкости вашей личной душевной организации. Что касается моего ощущения от вождения, то это оказалось совсем не сложно, любопытно, но не очень увлекательно. Т.е., перспектива постоянно колесить по городу или пилить несколько часов по автостраде меня совсем не радует, а вот ездить куда-нибудь недалеко по пригородным и просёлочным дорогам – норм.

Кроме 28 часов практики и знания теории, для допуска к экзамену вам понадобится пройти курс первой помощи, организуемый подразделениями Чешского Красного Креста . Выбирайте любой филиал, звоните и договаривайтесь. Курс обойдётся вам в час времени и 300 крон. Также в автошколе ненавязчиво и упорно предложат заплатить чуть дороже и сделать необходимую справку на месте без всяких предварительных записей и лекций.

Экзамен.
Плата за экзамен составляет 700 крон. Он проходит по предварительной записи одновременно для 10-15 человек. Рано утром в будний день в автошколу приезжает инспектор, всех пришедших регистрируют и постепенно пускают за компьютеры писать тест. После того, как все написали тест, начинается вождение. Экзаменационная езда длится около 30 минут или до первой серьёзной ошибки. Обычно в машину сажают сразу два ученика: сначала рулит один, потом его сменяет второй. Ваш инструктор сидит рядом с вами, инспектор располагается сзади, говорит куда ехать и оценивает ваше поведение за рулём. Учтите, что пропускная способность такой системы: 2-4 человека в час. Будьте морально готовы оказаться последним и потратить на ожидание своей очереди несколько часов.

Бывает так, что вы не прошли экзамен с первого раза. Пересдавать можно каждые 10 дней в течение полугода со дня первой попытки. Учтите только, что за каждую пересдачу придётся заплатить 900 крон. Если вы прошли тест, то писать его ещё раз не нужно.

Права.
Счастливчики, сдавшие теоретическую и практическую часть, получают подтверждающий это документ (действителен 6 месяцев), с которым отправляются в новое здание магистрата Праги на пл. Юнгмана (специальный вход с угла здания). Не забудьте прихватить своё фото 3,5х4,5, что-то порядка 50 крон на «поплатек» и удостоверение личности. Здесь вас ждёт последняя бюрократическая уловка: заявление о выдаче водительских прав может подать только человек, умеющий доказать, что он мог находиться в Чехии более 180 последних дней подряд. Т.е., если вашу текущую биометрическую карточку вам выдали менее полугода назад, вас пошлют: а) в полицию по делам иностранцев брать справку, доказывающую историю вашего пребывания* б) вернуться, когда с момента выдачи ВНЖ пройдет 180 дней.

*К сведению, подтверждение истории пребывания в полиции по делам иностранцев делают за 15 крон (платить специальными марками) и 30 дней.

Ваши права будут готовы через 20 дней после подачи заявления. Можно заплатить 500 крон за срочность и получить их уже через три дня.

Лично я попал в такую ситуацию, когда до 180 дней моего ВНЖ остаётся полтора месяца, поэтому поход в «цизинецкую» ускорит дело максимум дней на 10, и права я получу не раньше середины августа.

Примерная смета в качестве подведения итогов:
Курс вождения категории «В» - от 8500 крон
Справка от врача – 350-500 крон
Учебник – 0-200 крон
Курс первой помощи – 300-400 крон
Экзамен – 700 крон
*Каждая пересдача – 900 крон
Водительское удостоверение – 50-500 крон

Удачи на дорогах и в кабинетах!



Просмотров