Замен российских водительских прав на чешские. Как обменять национальные водительские права на чешские

Предпочитаете самостоятельно планировать свое путешествие, не завися от экскурсионной программы? У вас есть водительские права, и вы уверено чувствуете себя за рулем? Тогда вам, скорее всего, придется по душе идея взять авто напрокат и отправиться исследовать Чехию, заглянув в самые удаленные уголки. Подойдут ли ваши права, нужны ли какие-то дополнительные документы, как получить права, если вы планируете задержаться в стране надолго – ищите ответы на эти и другие вопросы в настоящей статье.

Российские водительские права в Чехии

Чехия входит в список стран, подписавших Венскую конвенцию, а значит, российское водительское удостоверение должно быть действительно на территории Чешской Республики, но с одной поправкой: согласно последним изменениям в Конвенции права должны быть международного образца. Все водительские удостоверения, которые выдаются в России с 2011 года (розовые, пластиковые, ламинированные), соответствуют предъявляемым требованиям. Если же у вас права старого образца, то лучше запастись МВУ (международным водительским удостоверением), которое можно в течение одного дня получить в органах ГИБДД. Спросить у вас их могут в пунктах проката, но делают это редко.

Получение водительских прав в Чехии

Если вы планируете провести отпуск в Чехии, то нет необходимости беспокоиться о замене или получении местных прав. А вот тем, кому предстоит задержаться в стране, информация о процедурах замены водительского удостоверения или получении новых, чешского образца, придется кстати.

Обмен российских прав

Во многих странах ЕС разрешено ездить с национальными правами в течение года, затем вам придется их обменять. Также можно сделать этого, не дожидаясь крайнего срока, по истечении 185 дней вашего пребывания в стране. Обменять можно только права нового образца, т.е. выданные в России после марта 2011 года. Если у вас старое водительское удостоверение, то вам придется поехать на родину, получить новое, а потом уже подавать документы на чешское удостоверение.

Большого пакета документов не потребуется. Кроме прав с подкатегориями, необходимо подготовить следующее:

  • фото 35 х 45 мм любого цвета;
  • удостоверение личности (в нашем случае – загранпаспорт);
  • 50 крон для уплаты пошлины;
  • заполненный бланк заявления, который можно взять в отделе учета транспорта в городской администрации или на сайте министерства транспорта Чехии.

Также вам необходимо будет подтвердить право пребывания на территории Чехии: это может быть действительна виза, биометрическая карточка ВНЖ.

Получение чешского удостоверения

Процесс получения чешского водительского удостоверения приятный и не слишком затратный (по сравнению с другими европейскими странами). Еще один плюс прохождения обучения именно в Чехии – невысокая интенсивность движения в населенных пунктах, конечно, за исключением столицы и пары-тройки крупных городов.

Для того чтобы зарегистрироваться в автошколе, вам необходимо будет предъявить справку, за получение которой придется заплатить 350 крон (около 600 рублей) от врача и ВНЖ. Стоимость всего курса обучения обойдется вам в 12-14 тысяч рублей (7500-8500 крон) в зависимости от популярности и расположения школе, также цена может немного снижаться при обучении осенью и зимой. В недорогих автошколах теоретического курса как такового нет: вам предложат приобрести учебник и сборник тестов и штудировать их. В принципе, если у вас есть опыт вождения, то этого будет достаточно.

Практическая часть состоит из 28 занятий вождения по 45 минут каждое. Срок прохождения этого этапа не ограничен: вы договариваетесь об уроках с инструктором в удобное для вас время. Можно использовать все часы за один месяц, можно растянуть на 2-3 месяца. Перед сдачей экзамена вам также необходимо пройти курс первой медицинской помощи: для этого необходимо обратиться в любое из отделений «Красного креста». Отнимет это удовольствие у вас около часа и 300 крон (500 рублей).

На этом траты не заканчиваются: будьте готовы выложить 700 крон за сам экзамен (1200 рублей). На экзамен необходимости заранее записаться. Сначала вы сдаете тест, потом экзамен по вождению, который длится около получаса или до первого серьезного промаха. Если экзамен провален, через 10 дней можно пройти повторно, оплатив при этом уже 900 крон.

После успешной сдачи, вы можете отправиться за получением прав, имея при себе биометрическую карту, выданную не менее 180 дней назад. Удостоверение будет готово через 20 дней, можно доплатить 500 крон и уменьшить срок до 3 дней.

Особенности дорожного движения в Чехии

Правила дорожного движения в Чехии не имеют каких-либо резких отличий от российских, хотя и есть некоторые нюансы, которые стоит знать.

  1. Разрешенная скорость в населенных пунктах – 50 км/ч, за городом – 90, на автомагистрали за пределами населенного пункта – 130, в населенном пункте – 80.
  2. Ближний свет должен быть включен круглосуточно. Штраф – 2000 крон (около 3500 рублей).
  3. Разворот на регулируемых перекрестках запрещен.
  4. Запрещено перевозить на передних сиденьях детей до 12 лет и ростом ниже 1,5 м.
  5. В ряде крупных городов некоторые полосы выделены под движение общественного транспорта.
  6. В зимний период (с конца октября по конец марта) по большинству дорог разрешено передвигаться только на зимней резине (шипованная запрещена).

В Чехии действует балльная система штрафов для владельцев чешских прав (12 баллов – и вы лишитесь удостоверения), на жителей третьих стран это правило не распространяется.

Аренда транспортных средств

Дороги в Чехии хорошего качества, поэтому, арендуя авто в этой стране, можете рассчитывать на приятное путешествие. Для того чтобы взять машину напрокат, вам должно быть не менее 18 лет, у вас должны быть действующие права и загранпаспорт с действительной визой (на это всегда смотрят очень внимательно). В некоторых пунктах проката с вас могут взять дополнительную плату, если ваш стаж вождения менее 5 лет.

В стоимость аренды входит полный бак бензина, но и вернуть машину вы должны так же с полным баком. Помимо оплаты аренды, с вас возьмут залог (примерно 300 долларов), которые вернуть, если с авто будет все в порядке. Арендовать авто можно минимум на 24 часа, правда, появляются компании, позволяющие взять машину на полдня с почасовой оплатой, но таких – единицы. Отдавать машину можно и в другом городе, если там есть представительство компании, в которой вы оформили аренду. В машине обязательно должна быть аптечка, знак аварийной остановки, светоотражающий жилет, запасное колесо с домкратом, набор запасных ламп и запасные предохранители. Обязательно проверьте наличие требуемого оборудования при приемке машины.

Праздники в Чехии

Чехия, а точнее Чешская Республика, красива во все времена года. Но знакомство со страной будет не полным, если вы не посетите хотя бы несколько праздников и гуляний. Среди них есть даты религиозного характера, интернациональные события, а также государственные торжества. Названия многих вызывают улыбку у непривычных к чешской речи туристов. Но увидев весь размах и прочувствовав атмосферу дружелюбия в этой красивой стране, каждый понимает, что посетив Чехию однажды, обязательно вернется вновь.

В течение первого года пребывания в Чехии иностранцы могут пользоваться родными водительскими правами, но по истечении этого срока обязаны обменять права на чешские (по стандарту ЕС). Обязанность наступает спустя год пребывания, но добровольно можно обменять права уже спустя 185 дней пребывания. К счастью, соблюдение обязанности по обмену прав не контролируют даже полицейские при проверке документов. Но т.к. я максимально законопослушен и мне не жалко денег даже на смену прописки я решил не испытывать судьбу и обменять и получил их:

На обороте приведены категории:

Выданные права действуют на территории ЕС и всех стран, подписавших Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. А для использования в странах, подписавших Женевскую конвенцию ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, требуется иметь и национальные, и международные права (за 50 крон можно получить в формате книжечки, как в России) с указанием именно данной конвенции 1949 года. Внимание, выдаются также международные права по конвенции 1968 года, не запутайтесь. Для упрощения привожу карту:

Всем настоятельно рекомендую менять права во время обучения в Подебрадах, в Подебрадах все намного проще. Я, к сожалению, занялся этим вопросом несвоевременно, не изучал заранее все подводные камни и поэтому обмен занял у меня полтора года ожидания, несколько дней оформления в России и существенную сумму денег.

Обмен прав

С формальной стороны все просто, спустя 185-365 дней пребывания в Чехии нужно обратиться по месту своей прописки в городскую администрацию, отдел учета транспорта (чеш. Oddělení dopravně správní ), где вам нужен кабинет с табличкой «Учет водителей» (чеш. Evidence řidičů ). Подробная информация о данном отделе в Подебрадах доступна на официальном сайте . С собой не забудьте взять:

  • родное водительское удостоверение с указанием подкатегорий;
  • фотография 35×45 мм любого цвета;
  • 50 крон наличными для оплаты сбора.

Обращаю ваше внимание на то, что международное водительское удостоверение в форме книжки не требуется, достаточно карточки. Права должны быть с подкатегориями, в России такие начали выдавать только с марта 2011.

После подачи заявления вас попросят подойти спустя 2 недели и забрать права, отдать российские. Российские, как сказали, отправляют в Россию. Никакой мед. комиссии, никаких грабительских пошлин или очередей. Мне очень нравится чешская система получения всех документов в своей гор. администрации — и удостоверение личности, и загранпаспорт, и права, и номера, и свидетельства о браке или рождения, все в одном месте. Очень удобно.

Это в идеале так проходит обмен, а я был менее удачлив и пошел на обмен уже в Праге.

Как я менял права (и как делать не надо)

Этап №1 — апрель 2011 — осознение необходимости обмена

В апреле 2011 я освоился в Праге, влился в учебу и решил поменять российские права на чешские, краем уха где-то о такой возможности слышал. Зачем и почему не знал, но раз можно — значит, надо идти. Пришел в магистрат со своими старыми красными правами 2005 года, а пани в пражском магистрате охладила мой пыл: я пришел ровно через 2 недели после окончания действия красных прав за пределами России и обменять их теперь нельзя.

2 недели назад можно было, а теперь нельзя. Если в ЕС на новый международный образец прав перешли еще в 2004 году, то Россия затянула начало выдачи прав по новому стандарту до последнего возможного месяца, марта 2011 года.

Ну, думаю, не велика беда, летом 2011 я собирался ехать в Россию по делам и, думаю, заодно поменяю права, а потом быстро в Чехии получу чешские!

Этап №2 — август 2011 — мед. комиссия

Одним из основных пунктов моей поездки в Иркутск (где у меня уже не было никакой прописки) был обмен прав на новые. В первые же дни я пошел на платную мед. комиссию в поликлинике ГУВД, заплатил 450 рублей. Все бы ничего и даже удалось каждому врачу объяснить статус моих отношений с военкоматом , они всех интересовали больше, чем самочувствие. 450 рублей творят волшебство, всего за 1 день я прошел мед. комиссию у всех врачей поликлиники (хирург, окулист, терапевт, ЛОР, невролог).

И в целом понравилась поликлиника ГУВД — сразу видно, что для людей, не то что обычные поликлиники городские, даже никто и не хамит. Жаль, что никто так и не объяснил, зачем девушкам для получение прав проходить гинеколога — меня этот вопрос всегда интересовал.

Первый же врач на мед. комиссии у меня спросили насчет местной прописки — а ее у меня нет, из иркутского общежития я был вынужден выписаться обратно домой на Камчатку перед получением диплома, без выписки не хотели давать диплом. Но т.к. я платил 450 рублей, то справку по врачам мне выдали без проблем.

Куда сложнее все оказалось с наркологическим и психоневрологическим диспансерами, где за заключения от нарколога и от психиатра надо отдать по 150 руб. В диспансерах пришлось стоять классическую русскую очередь в полуразбитых коридорах, это заведение для пролетариата. Минуты сменялись часами, а очередь не заканчивалась. Когда я попал к психиатру, то первым делом врач спросила у меня насчет прописки — а прописка-то камчатская! То, что я на Камчатке уже не живу 7 лет и могу это подтвердить документально — ее не интересовало. Визы, штампы о въезде и выезде из России, старые штампы о прописке в Иркутске — все оказалось бессильно. Прописка на Камчатке, пускай там и не живешь давным-давно — вези оттуда. Псих или не псих, наркоман или не наркоман — никого не заботит, бюрократия выше здравой логики. Ножками-ножками ехать, удаленно ничего не запросить. К слову, расстояние между Иркутском и Петропавловском-Камчатским — 4 500 км. Аналогичным образом меня послал на Камчатку нарколог.

По пути домой позвонил родителям на Камчатку и объяснил ситуацию, на следующее утро мама поехала в диспансеры в Петропавловске. Справки ей на меня дали, вроде как должны бы принять присланные по факсу, каждая — по 150 рублей.

Принимаю факсом справки с Камчатки, иду в диспансеры — несколько часов в очередях, стандартные «Употребляете? Часто?» и после повторной оплаты по 150 руб (на чай — святое) я получаю нужные штампы в справку. Ура!

Еду в иркутский ГИБДД, там даже очередей нет, Сбербанк поставил свою будку для оплаты, но, увы, «система региональная» и поэтому доступа к камчатской базе нет. Была бы прописка в Иркутске — дали бы. А так прописки нет и поэтому не дадут. Крепостным не положена по империи ездить. Смешно о таком ограничении слышать инженеру по интернет-технологиям, да, хе-хе. Видимо, не судьба — забрал результаты мед. комиссии, погрузился в Боинг в направлении на Мюнхен и вернулся в Чехию: нужны будут права — пойду в чешскую автошколу.

Этап №3 — ноябрь 2011 — обмен российских прав

В ноябре 2011 года по семейным обстоятельствам я срочно вылетел на несколько дней на Камчатку и под конец пребывания решил зайти в ГИБДД для обмена. Все прошло как по маслу, очередей толком не было — квитанция об оплате 800 рублей пошлины за новые права, 1000 рублей на международные права на всякий случай, мед. справка из Иркутска (пришлось доложить свидетельство больницы, регион-то другой), фотографии, водительская карточка. Вуаля, у меня новый комплект:

Таких прав ни у кого из знакомых нет, все удивленно разглядывают. Пакуюсь в самолет и через всего 14 часов в воздухе и я в Праге.

Этап №4 — ноябрь 2011 — подача заявления на обмен на чешские

Сжав в руке новые права, я жму кнопку электронной очереди в магистрате и спустя считанные минуты ожидания я радостно отдаю заполненное заявление на обмен и российские права, благоухающие свежим пластиком. Все ок, новые права подходят, международные права у меня даже не стали смотреть, а вот приложенная фотография не понравилась — на правах и при подаче у меня шевелюра на голове (см. фото прав выше), а на фотографии для прав за август у меня короче стрижка (см. фото в начале заметки).

Пани отчаянно отказывается принимать фотографию, требует свежую. По ее мнению я на фотографии 4-месячной давности и я сейчас — совсем разное лицо. Я, в свою очередь, с такой стрижкой фотографию делать не хочу — обычно я так не выгляжу. 5-минутное препирательство закончилось тем, что я ей пообещал сейчас выйти из магистрата, дойти до ближайшей парикмахерской и вернуться точь-в-точь как на фотографии. Она сдалась, здравый смысл торжествует.

Заявление упаковано, ни кроны денег с меня не взяли, права остались на руках. Пани пообещала позвонить как только они получат из МВД России подтверждение о том, что мои права действительно были выданы. К сожалению, по новым правилам они обязаны проверять выдачу прав. Упоминание российских органов меня насторожило, и не зря.

Этап №5 — 2012 год — ожидание решения

При подаче заявления было сообщено, что все займет эдак порядка 2 недель. В течение 3 месяцев я не получил никаких ответов, никто мне не звонил и я решил уточнить, не забыли ли обо мне, может не дозвонились. Пишу на эл. почту в магистрат в отдел учета водителей, а оттуда мне пишут, что ответа из России пока не получили:

vážený pane Rudomilove, Vaše žádost o výměnu řidičského průkazu není dosud vyřízena, protože jsme dosud neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu od příslušných orgánů v Rusku. Na odbavovací přepážce jste byl informován o tom, že po obdržení ověření z Ruska budete kontaktován na Vámi uvedeném telefonním čísle.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů


tel. 236 005 953

Ждем дальше. Лето минуло. Год с момента подачи прошел, ноябрь, пишу вновь и получаю ответ, что из МВД ответ не поступал, отправили новый запрос, а также в связи с изменением механизма проверки документов я могу сам зайти в посольство России для заверения водительского удостоверения:

vážený pane, do dnešního dne jsme neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Od 1.10.2012 došlo k úpravě systému ověřování, proto Vám doporučuji navštívit Velvyslanectví Ruské federace, kde Vám ověří pravost Vašeho řidičského průkazu, které doručíte na náš úřad. Současně i my dnešního dne zasíláme urgenci žádosti o prověření Vašeho průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravněsprávních činností
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

e-mail: [email protected]

Идти в посольство России — последнее дело, там традиционный русский сервис. Удаленно на Камчатке запросил справку о выдаче прав, в феврале 2013 заслал скан в магистрат, но она их не удовлетворила:

vážený pane, dne 21.1.2013 jsme z Ministerstva dopravy obdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Do 29.1.2013 jsme se Vám pokoušeli dovolat a sdělit Vám, že k podání žádosti nám pouze chybí prověření pravosti Vašeho řidičského průkazu. Jak jsem Vám již dříve psala, je nutné, abyste přinesl svůj řidičský průkaz na Velvyslanectví Ruské federace v Praze, kde Vám ověří jeho pravost. Toto ověření doručte na informační přepážku evidence řidičů, Magistrátu hl.m.Prahy.

Vámi uvedené potvrzení nelze použít jako podklad pro vydání českého řidičského průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravně správních agend
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

На мой уточняющий вопрос о том, что же надо по сути, как документ должен выглядеть, пани ответила, что это будет копия прав с печатью:

Udělají fotokopii Vašeho řidičského průkazu a na ní dají razítko s ověřovací doložkou, že je pravý.

Zolnirčíková I.

Ок, раз так — идем в посольство.

Этап №6 — февраль 2013 — заверение прав в посольстве РФ

Дорогие друзья, дай вам бог пореже обращаться в родное посольство. Консульский отдел встретил нас заснеженной лестницей, закрытыми воротами и толпящимися перед ними соотечественниками. За воротами перед зданием есть навес, скамеечки — но туда ни-ни. Охранник группами людей запускает внутрь здания, а там — рамка, электронная очередь. Удивило, что кому-то в голову пришло поставить в и без того тесный консулький отдел несколько терминалов по оплате — такие же русские ставят в Праге, смысла в них в консульском отделе нет.

Чтобы не было так обидно идти в консульский отдел из-за одной бумажки, я заодно решил встать на консульский учет. Отдал сразу и лист постановки на учет, и попросил заверить права. На выходе за 330 крон я получил банальную заверенную копию:

Я был в шоке — это просто заверенная копия, но в 11 раз дороже, чем у чешских нотариусов. Сдаю копию в магистрат, вроде все подходит. К вечеру на эл. почту сообщают о том, что 6 марта могу идти забирать права, наконец-то!

Этап №7 — 6 марта 2013 — получение прав

В этот знаменательный день я побывал в магистрате трижды.

Сначала я поехал в магистрат просто так. Просто, с документами, правами. Пани стала листать визы, затем я ей дал биометрическую карточку ВНЖ. Но карточка-то закончилась 31 августа, а сейчас 6 марта, решение по визе все еще не принято и даже с povoleni.ru уведомление о готовности не приходило. По мнению пани у меня нет действующей визы, поэтому ничего она мне выдать не может. Раз заявление все еще рассматривается — пожалуйста, покажите подтверждение о подаче документов.

Еду домой за подтверждением о подаче в июле 2012 документов на продление ВНЖ, через полчаса я вновь в магистрате с новым номерком у той же пани. Она разглядывает подтверждение и внизу видит примечание «Подтверждение действительно 6 месяцев»:

Как итог — подтверждение просрочено на полтора месяца. Решение лишь одно — ехать в полицию по делам иностранцев за новым подтверждением. Мне взгрустнулось — время 16:00, полиция работает до 17:00, явно придется и следующий день посвящать эпопее по обмену прав. Но я рискнул и поехал в полицию.

В полиции поднялся на последний этаж на Коневова, теперь на нем не граждан ЕС обслуживают, а предоставляют информацию и принимают дополнения заявлений у граждан третьих стран (т.е. нас). 10 минут — и у меня новое подтверждение:

А заодно молодая пани обрадовала — принято решение по моей визе (всего-то 7,5 месяцев спустя). Мчусь в магистрат, успеваю до закрытия, пани удивляется, что я успел все так быстро («Хм, а все говорят, что это очень долго и трудно»).

5 минут формальностей, оплата сбора в 50 крон, подписываю обязательство об отсутствии других водительских прав на территории ЕС, отдаю российские права — и готово. Обращаю внимание — в России обмен прав обошелся в 1150 крон (800 рублей сбор, 1050 рублей за мед. комиссию), а в Чехии это лишь 50 крон. Аналогично 50 крон стоят международные права (в России — 600 крон, т.е. 1000 рублей).

Итого

Суммарно у меня ушло на обмен прав примерно 50 часов времени и чуть больше 2000 крон на мед. справки и прочие бумаги.

Согласно местным законам, автомобили с регистрацией в других странах подлежат перерегистрации в течение 6 месяцев с момента пересечения ее владельцем границ Чешской Республики. Как показывает практика, за соблюдением этого закона местные власти и полиция особо не следит, более того существует множество противоречий и разногласий которые помогают как минимум продлить этот срок или даже полностью обойти его. Даже если возникнет желание узаконить нахождение любимого авто в Чехии, то это достаточно просто сделать в местном магистрате (правда придется расстаться с внушительной суммой денег). Учитывая достаточно насыщенный рынок новых и б/у машин, предпочительней будет купить что-то на местном авторынке.

Водительское удостоверение, как и документы на автомобиль, необходимо обменять. И тут возникает очередная путанница в чешских законах. С одной стороны это надо делать в течение первых 3х месяцев при предполагаемом нахождении в стране более 6 месяцев, а с другой стороны, в магистрате вам скажут совершенно другие цифры: 6 месяцев в течение календарного года. В таком случае, если человек приехал в Чехию в августе 2015 года, то поменять права он сможет только в июле 2016 (183 дня с 1.1.2016). Процесс обмена супер простым не назовешь: принести старые права и сразу же получить новые не выйдет. Поэтому алгоритм примерно следующий:

1. Посетить магистрат с просьбой проверить существующее ВУ на валидность и предмет соответствия их нормам ЕС. Это бесплатная процедура, но займет определенное время (от нескольких недель до пары месяцев). Как они это делают и в каком объеме происходит проверка я не знаю, но общий процесс вполне вписывается в медленно текущие бюрократические процессы Чехии. В качестве бонуса можно отметить тот факт, что послать права на проверку можно до наступление 6-месячного срока, таким образом ВУ будет проверено заблаговременно. Чтобы права прошли проверку успешно, они должны содержать все надписи латиницей (быть переведены на английский язык). В случае если найдется хоть одна непереведенная строчка, права скорее всего проверку не пройдут. Хорошая новость состоит в том что удостоверение которые на данный момент выдается в Украине или России эту проверку проходит.

2. Когда проверка прошла успешно, следует повторно обратиться в магистрат с заявлением на замену ВУ. Полный список документов лучше уточнить по телефону или на сайте ведомства, но на данный момент они требуют достаточно большую пачку доказательств проживания на территории ЧР:

a. Паспорт и виза (биометрическая карточка)

b. Идентификационный номер (Rodne čislo)

c. Договор аренды жилья или документ владения жильем

d. Справку с работы о трудоустройстве (Potvrzeni o zamestnani).

e. Выписку с банка о движении средств / Контакт с интернет провайдером или оператором сотовой связи / др.

Как получить водительские права в Чехии June 9th, 2014

Делюсь собственным свежим опытом получения водительского удостоверения. Инструкция не претендует на абсолютную истину, но имеет целью быть полезной для иммигранта с чешским ВНЖ, не имеющего водительских прав и достаточных знаний о механизмах их получения.

Как некоторые из вас знают, я проехал не один десяток тысяч километров автостопом и просто в качестве пассажира, но, дожив до седых волос, не научился управлять автомобилем самостоятельно, более того, совершенно к этому не стремился. В автошколу я решил пойти уже проживая в Чехии. Мотивация: полезный дополнительный навык в работе и необходимый шаг на пути к реализации сразу двух мечт: жизни вдали от цивилизации и .

Вступление.
В Праге огромное количество автошкол – можно выбрать любую: подешевле, поближе к дому или, руководствуясь отзывами в Интернете . При регистрации на курс вас попросят предъявить ВНЖ и справку от доктора (lékařský posudek), подтверждающий, что у вас есть руки, чтобы держаться за руль и глаза, чтобы смотреть, куда едешь. Даже при идеально прямых руках и стопроцентном зрении за справку придётся заплатить примерно в 350 крон.

Теория.
Курс на права категории «В» вряд ли обойдётся вам дешевле, чем 8500 крон. Нищебродам, типа меня, разрешается немножко поторговаться и платить в рассрочку. Не знаю, как с более дорогими автошколами, но, покупая дешёвый курс, не рассчитывайте на какие бы то ни было теоретические занятия. Вам предложат одолжить или купить учебник (200 крон) и дадут ссылку на официальные эл.тесты . Теоретическая часть состоит из 1000 вопросов, 25 из которых будут в вашем экзаменационном тесте. Проштудируйте эти вопросы как можно большее количество раз. Есть неплохое бесплатное приложение под Android , которое позволяет тренироваться на смартфоне.

Что касается учебников, то я ознакомился с двумя: первый (бесплатно одолженный) сухим бюрократическим языком тупо описывал закон, другой (купленный с рук за 35 крон) повествовал в более дружелюбной форме, вплетая правила рассказ автора-инструктора. Читать или не читать - зависит от степени вашей подкованности в вопросах ПДД. Я в виду слабого владения вопросом, читал, хоть и выборочно; более продвинутым вполне хватит и тестов. Год книги особой роли не играет – отличия в законе 2010 года от актуальной версии минимальны и легко выявляются в процессе тренировки на тестах. Тесты и учебники крайне положительно сказываются на навыке владения чешским языком: вы овладеете новой полезной терминологией в области а/м и ПДД.

Вождение.
Поговорим о практической части. Вы заплатили за 28 учебных часов (т.е. 28х45 минут) езды на машине по дорогам с инструктором. График весьма гибкий – фактически это частные уроки для взрослых занятых людей, и на время каждого следующего занятия вы просто договариваетесь с инструктором. Можно наездить всё за месяц, можно растянуть на полгода. Рекомендуется золотая середина: 2-3 месяца от первой езды до экзамена.

В моей автошколе предлагают выбрать авто и учителя в зависимости от ваших потребностей и ранимости. Я выбрал «Шкоду Фабиа» и строгого водителя городского автобуса в качестве инструктора. А потом в конце курса ради разнообразия попробовал ещё поездить несколько часов на «Форде Фузион» с молодым студентиком. Оба типа инструкторов имеют свои преимущества и недостатки, описывать которые здесь нет смысла. Выбор зависит от тонкости вашей личной душевной организации. Что касается моего ощущения от вождения, то это оказалось совсем не сложно, любопытно, но не очень увлекательно. Т.е., перспектива постоянно колесить по городу или пилить несколько часов по автостраде меня совсем не радует, а вот ездить куда-нибудь недалеко по пригородным и просёлочным дорогам – норм.

Кроме 28 часов практики и знания теории, для допуска к экзамену вам понадобится пройти курс первой помощи, организуемый подразделениями Чешского Красного Креста . Выбирайте любой филиал, звоните и договаривайтесь. Курс обойдётся вам в час времени и 300 крон. Также в автошколе ненавязчиво и упорно предложат заплатить чуть дороже и сделать необходимую справку на месте без всяких предварительных записей и лекций.

Экзамен.
Плата за экзамен составляет 700 крон. Он проходит по предварительной записи одновременно для 10-15 человек. Рано утром в будний день в автошколу приезжает инспектор, всех пришедших регистрируют и постепенно пускают за компьютеры писать тест. После того, как все написали тест, начинается вождение. Экзаменационная езда длится около 30 минут или до первой серьёзной ошибки. Обычно в машину сажают сразу два ученика: сначала рулит один, потом его сменяет второй. Ваш инструктор сидит рядом с вами, инспектор располагается сзади, говорит куда ехать и оценивает ваше поведение за рулём. Учтите, что пропускная способность такой системы: 2-4 человека в час. Будьте морально готовы оказаться последним и потратить на ожидание своей очереди несколько часов.

Бывает так, что вы не прошли экзамен с первого раза. Пересдавать можно каждые 10 дней в течение полугода со дня первой попытки. Учтите только, что за каждую пересдачу придётся заплатить 900 крон. Если вы прошли тест, то писать его ещё раз не нужно.

Права.
Счастливчики, сдавшие теоретическую и практическую часть, получают подтверждающий это документ (действителен 6 месяцев), с которым отправляются в новое здание магистрата Праги на пл. Юнгмана (специальный вход с угла здания). Не забудьте прихватить своё фото 3,5х4,5, что-то порядка 50 крон на «поплатек» и удостоверение личности. Здесь вас ждёт последняя бюрократическая уловка: заявление о выдаче водительских прав может подать только человек, умеющий доказать, что он мог находиться в Чехии более 180 последних дней подряд. Т.е., если вашу текущую биометрическую карточку вам выдали менее полугода назад, вас пошлют: а) в полицию по делам иностранцев брать справку, доказывающую историю вашего пребывания* б) вернуться, когда с момента выдачи ВНЖ пройдет 180 дней.

*К сведению, подтверждение истории пребывания в полиции по делам иностранцев делают за 15 крон (платить специальными марками) и 30 дней.

Ваши права будут готовы через 20 дней после подачи заявления. Можно заплатить 500 крон за срочность и получить их уже через три дня.

Лично я попал в такую ситуацию, когда до 180 дней моего ВНЖ остаётся полтора месяца, поэтому поход в «цизинецкую» ускорит дело максимум дней на 10, и права я получу не раньше середины августа.

Примерная смета в качестве подведения итогов:
Курс вождения категории «В» - от 8500 крон
Справка от врача – 350-500 крон
Учебник – 0-200 крон
Курс первой помощи – 300-400 крон
Экзамен – 700 крон
*Каждая пересдача – 900 крон
Водительское удостоверение – 50-500 крон

Удачи на дорогах и в кабинетах!

Привет. В этой статье речь пойдет о замена водительского удостоверения в Чехии.

Водительское удостоверение можно получить двумя способами

  • пройти обучение в автошколе Чехии
  • поменять водительское удостоверение украинского образца на чешское.

Обучение в автошколе Чехии будет стоить примерно 9000 крон на категорию В. Обучение будет только на чешском языке. Все обучение происходит как и в Украине начитка теории + практика, далее экзамены. Слышал что ввели еще психотесты.

Замена водительского удостоверения в Чехии украинского образца на чешское


Обратите внимание. Водительское удостоверение украинского образца меняется только сине-голубого цвета. Розовые пластиковые, ламинированные и советского образца — книжкой — НЕ МЕНЯЮТСЯ.

Первая замена прав абсолютна бесплатна. Каждая последующая 50 крон.

Вы получите чешское водительское удостоверение вот такого образца

Замена водительского удостоверения в Чехии происходят в таком порядке.

1 нужно просто прийти в место регистрации транспортных средств именно по вашему месту прописки, по чешски — evidence vozidel, там же будет и место регистрации водительских удостоверений по чешски — EVIDENCE RIDICU, .

2 взять с собой водительское удостоверение украинского образца и действующую рабочую карту (POVOLENI K POBYTU)

3 подойти в окошко, написать там очень простое заявление на замену водительских прав. После у Вас спросят, где бы Вы хотели оставить свои водительское удостоверение? Два варианта оставить в Чехии, именно в этом здании где Вы находитесь на сохранение или отправить Ваше удостоверение в Украину. Я бы Вам не советовал отправлять удостоверение в Украину. Лично я оставил их в Чехии, именно в том месте где получил чешское удостоверение. В Украине их можно просто не найти, а вот в Чехии они будут все время в одном месте. При необходимости, права можно поменять обратно и поехать в Украину если будет такое желание.

4 также Вас на месте сфотографируют

5 спустя 3 недели прийти и забрать новое чешское удостоверение. Украинское удостоверение у Вас заберут только тогда, как Вы получите чешское. Без прав Вы ездить не будете.

При каждой последующей смене места жительства, Вам нужно будет менять водительское удостоверение и перерегистрировать авто если оно у Вас будет. Все это привязывается к Вашей прописке. И Вы должны все это поменять в течении 60 дней после смены прописки. Также при смене прописки сначала поменяйте саму рабочую карту, а потом все остальное.

Водительское удостоверение в категорией В будет открыто на 10 лет

Водительское удостоверение с категорией С будет открыто на 5 лет

После окончания срока годности прав, Вы их просто меняете без сдачи экзаменов и медкомиссии.

Имейте введу, если Вы имеете долгосрочную визу более 90 дней в Чехии или рабочую карту, то Вам нужно менять права на чешские. Это абсолютно бесплатно. Если у Вас нет визы или она менее 90 дней менять права не нужно. Также если Вы имеете паспорт ЕС к примеру Литвы или Болгарии, то Вам права менять не нужно на чешские если Вы не оформили карту ВНЖ Чехии и живете дальше по своим паспортам.



Просмотров