Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф Законотворческий процесс в рф обществознание
План темы:
I. Система права
1.1 Понятие «система права»
2.1 Основные отрасли права
II. Система нормативно-правовых актов
1.2 Понятие «нормативно-правовой акт»
2.2 Законы
3.2 Подзаконные акты
III. Законотворческий процесс
1.3 Понятие «законотворческий процесс»
2.3 Стадии законотворческого процесса
Система права —это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.
Институт права | Подотрасль права | Отрасль права |
обособленная группа юридических норм ,регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права . В отличие от отраслей права И .п . объединяет нормы , которые регулируют лишь часть отношений определенного вида . | это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. | элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. |
ПРИМЕР:
Основные отрасли права России:
✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;
✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;
✳︎ Конституционное право – отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;
✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;
✳︎ Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;
✳︎ Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;
✳︎ Трудовое право – отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;
✳︎ Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.
✳︎ Гражданско-процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;
✳︎ Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;
✳︎ Арбитражный процесс – процесс прохождения дел в арбитражных судах;
✳︎ Конституционное судопроизводство – судопроизводство в Конституционном суде.
Особой отраслью права является МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Частное и публичное право.
Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;
О частном праве (встречается в ЕГЭ):
✓ частное право регулирует отношения частных лиц между собой;
✓ к сфере частного права относят гражданские, коммерческие, имущественные, семейные отношения;
Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
О публичном праве (встречается в ЕГЭ):
✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;
✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;
О видах права (частное/публичное) и их признаках (встречается в ЕГЭ):
✓ состав участников включает физических и юридических лиц — частное право;
✓ обеспечивает государственные интересы — публичное право;
✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения — частное право;
✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений — частное право;
✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления — публичное право;
Система нормативно-правовых актов РФ.
Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Примеры нормативно-правовых актов и их вид (встречается в ЕГЭ):
✔︎ указ Президента РФ — подзаконный акт;
✔︎ локальные нормативные акты — подзаконные акты;
✔︎ Семейный кодекс РФ — закон;
✔︎ постановление Правительства РФ — подзаконный акт;
✔︎ Уголовный кодекс РФ — закон
О системе российского права (встречается в ЕГЭ):
📍уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера;
📍гражданское право относят к частному праву;
📍правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений;
О нормативно-правовых актах и основе их классификации (встречается в ЕГЭ):
📍акт, принятый на референдуме — основа классификации — субъект правотворчества;
📍подзаконный акт — основа классификации — юридическая сила;
📍акт органа государственной власти — основа классификации — субъект правотворчества;
📍общефедеральный акт — основа классификации — территория действия;
📍локальный акт — основа классификации — территория действия;
Законотворческий процесс – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.
Стадия | Содержание |
Законодательная инициатива |
Президент РФ, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения |
Обсуждение законопроекта |
Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки |
Принятие законопроекта |
Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов |
Утверждение законопроекта |
Принятый ГД закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины от общего числа палаты. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето. Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ. |
Промульгация (публичное объявление) проекта |
Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок |
Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
О законотворческом процессе (встречается в ЕГЭ):
✔︎ законотворческая деятельность в РФ обусловлена необходимостью правового регулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направлениях и отношениях их общественной и государственной жизни;
✔︎ законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ;
✔︎ обсуждение законопроекта проходит в трех чтениях;
✔︎ члены Совета Федерации обладают законодательной инициативой;
✔︎ особое значение в законотворческой деятельности приобретает экспертиза законопроектов;
✔︎ все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ;
Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
3) принятие закона;
Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Обсуждение законопроекта . Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации . Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты . В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
24. Правительство России
Правительство России - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия :
Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
Осуществляет управление федеральной собственностью;
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правительство России состоит из Председателя Правительства России , заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров .
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.
Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения.
В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.
Законодательный процесс
Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:
- законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
- рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
- принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
- одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
- подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
- опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).
Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.
Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.
Стадии законодательного процесса
Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:
1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
Законодательный процесс в Российской Федерации
Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:
- рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
- утверждение (подписание) закона;
- обнародование закона.
Первые две стадии представлены на рис. 1.
Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса
Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.
Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.
Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.
Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.
Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.
После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
- Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.
Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:
- либо подписывает закон и обнародует его,
- либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.
Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.
Вето может быть абсолютным или относительным.
Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.
Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.
В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.
Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.
Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.
Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.
Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.
Система права
Любая система представляет собой некую упорядоченную совокупность - целостное единство - взаимодействующих элементов . Понять, что такое система права, - значит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой ? Система права любой страны складывается объективно, под воздействием реально существующих общественных отношений - политических, идеологических, экономических, культурных и т. д. В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права - конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д. Причём в той или иной стране возможны достаточно глубокие общественные преобразования (какие, например, начались у нас в России в период перестройки, а также после распада СССР), но само внутреннее строение - структура права - остаётся относительно стабильным. Это позволяет сохранять выработанные вековой практикой устойчивые элементы права - нормы, отрасли, институты. Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране.
Способность системы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и регулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие черты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство. Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институты), что объективно обусловлено многообразием сфер общественной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечивается взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей . Такое единство объективно обусловлено внутренним единством самой системы общественных отношений, целостностью основных процессов жизнедеятельности общества. Итак, систему права можно определить как обусловленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов) - норм, отраслей, институтов.
Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором - о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, существующих в государстве. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т. п. Система права лишь одно из слагаемых правовой системы.
Структура системы права.
Система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных отношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На основе этой взаимосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты . Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права ; сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных- отношений регулируют нормы гражданского права , а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, - нормы финансового права и т. д. Отрасль права - это самая крупная часть системы права. Отрасли права формируются естественным путём - из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений. Отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, имущественных, управленческих, трудовых, семейных и др.).
Институт права является составной частью, отдельным звеном отрасли. Если норма права - первичный элемент системы права, то институт - это первичное объединение, первичная группа близких по содержанию (однопорядковых) правовых норм . Такая группа норм складывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общественных отношений внутри сферы. Как и сама отрасль, институт права формируется объективно - под влиянием естественно возникающих потребностей общества. Институт права — объективно обособившуюся внутри отрасли права группа однопорядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, в гражданском праве существует правовой институт собственности , представляющий собой группу однопорядковых норм, регулирующих отношения собственности. В целом же каждая отрасль права складывается из множества различного вида правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.
Весь массив отраслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права. Нормы отраслей материального права закрепляют права и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений. Эту группу составляют конституционное, гражданское, административное, экологическое, семейное, уголовное и др. Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права. К этой группе отраслей относят гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.
Существует также деление права на частное и публичное . К отраслям публичного права обычно относят конституционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного права ; к отраслям частного - гражданское, семейное, трудовое. Вместе с тем современные исследователи подчёркивают, что деление права на чисто публичное и чисто частное не следует абсолютизировать. Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба начала: и публично-правовое, и частно-правовое.
Источники права
В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, дающее начало какому-либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, причиной, исходной точкой. Право берёт своё начало в жизнедеятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Совокупность объективных причин, способствующих формированию права, некоторые юристы называют материальным источником права. Когда право становится юридической реальностью (т. е. официально закрепляется в виде нормативно-правовых актов), оно должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения содержания права принято называть формой права . Форма даёт возможность получить знания о содержании права - его нормах, а также институтах и отраслях (о чём ещё предстоит говорить отдельно). В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.
Источники права - это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права. Традиционно в группу основных включают нормативно-правовой акт, правовой обычай и судебный прецедент. Многие сюда относят и естественное право. Основные источники (формы) права:
Правовой обычай (обычное право) - древнейший источник права, сохранивший своё действие до наших дней. Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязательной нормы права. Не каждый обычай становится нормой права: государство соглашается признать и защищать только то, что считает полезным для общества. Но может быть и другой путь. Обычай нигде документально не закреплён, но государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо»), санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же роль обычая в отечественном законодательстве незначительна.
Судебный прецедент - это судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел. Причём право принимать такое решение имеют только высшие судебные органы. Признание судебного прецедента источником права означает признание за судами права на создание новых правовых норм (правотворческой функции). Наиболее широкое применение судебный прецедент получил в правовых системах Англии, США, Австралии и ряде других стран (англосаксонская правовая семья). В России в настоящее время нет прецедентного права. Вместе с тем высказываются предложения признать источниками права решения Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Нормативно-правовой (или нормативный) акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Он имеет ряд преимуществ перед другими источниками. Прежде всего, это документ официальный, исходящий от государства. Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм. Кроме того, правотворческие органы имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить. Поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. И следовательно, государство может требовать исполнения содержащихся в нём правовых норм. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленности.
Естественное право как источник действующего в стране позитивного права - это официально признанные государством и закреплённые в его конституции и других нормативных актах прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека. Роль естественного права в качестве одного из источников позитивного права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы естественного права оказывали постоянное влияние на развитие позитивного европейского права. В эпоху буржуазных революций и преобразований в Европе и Америке естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах - декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление 4 июля 1776 г. в знаменитой Декларации независимости США. А в 1789 г. во Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека. Начался новый этап в развитии права: естественное право приобрело официальную общеобязательную юридическую силу и, таким образом, стало самостоятельным источником позитивного права. В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника в иерархии источников действующего национального права. Естественное право по самой своей сути и гуманистическому потенциалу продолжает оставаться естественным правом, играть роль императива по отношению ко всему массиву действующего позитивного права.
Основные виды нормативно-правовых актов.
Основанием классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила определяется местом государственного органа, принявшего нормативный акт, в общей системе правотворческих органов страны. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам и регулируют наиболее значимые отношения. Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны - Федеральное Собрание - парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума - всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В своей совокупности законы РФ образуют иерархическую систему нормативных актов различной юридической силы, что отражено в схеме иерархической лестницы нормативных актов: Конституция РФ <= Федеральные конституционные законы <= Федеральные законы <= Подзаконные акты. На вершине иерархии находится Конституция РФ - Основной Закон . Как нормативно-правовой акт, она обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие . Конституция РФ основана на новом, естественно-правовом понимании (идеях естественного права). Закреплённые в ней прирождённые и неотъемлемые права и свободы человека (гл. 2 Конституции РФ) имеют определяющее значение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права. Ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции; в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене.
После Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы , которые разделяют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы . Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности. Для принятия таких законов необходимо квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов) в каждой из палат Федерального Собрания. Предусмотрено принятие 14 таких законов (часть из них уже принята, например федеральные конституционные законы о референдуме РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, об образовании в составе РФ нового субъекта и др.). Федеральные законы также регулируют значимые вопросы жизни общества. Их подразделяют на текущие (обычные) и кодифицированные . К текущим относятся, например, федеральные законы о средствах массовой информации, охране окружающей среды, акционерных обществах и др. К кодифицированным - Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.
Эти законы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция и федеральные конституционные законы, и не должны им противоречить.
Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д. ) в качестве источника права обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов). Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица - Президент, Председатель Правительства, министры и другие лица в пределах своей компетенции. Соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии - с учётом их юридической силы: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов. Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны и не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам. Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых регулируют экономические, социальные и культурные отношения. Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции, постановления, приказы (распоряжения), регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований - указы, распоряжения, постановления и др.
Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления , обычно в форме решений. Они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих органов. Согласно Конституции РФ субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты; кроме того, в республиках - свои конституции, в иных субъектах Федерации - уставы). Статьи 71-76 Конституции строго разграничивают порядок и пределы действия общефедеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ (разграничивают компетенции). Масштаб действия общефедеральных нормативных актов - вся территория страны. Масштаб действия нормативных актов субъекта РФ - только территория субъекта Федерации.Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в компетенции одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида. Рассмотрим их.
Существуют предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства и т. д., которые регулируются исключительно федеральной властью. По предметам ведения РФ принимаются общефедеральные нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут им противоречить.
Есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной государственной властью и властями субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные нормативно-правовые акты и нормативно— правовые акты субъектов РФ. Понятно, что вторые не должны противоречить первым. Наряду с этим вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование: в пределах своей компетенции издают свои нормативно-правовые акты. При этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Так, например, если какой-либо субъект РФ в пределах своей компетенции издаёт нормативно-правовой акт (скажем, об устройстве музея национального искусства), то федеральный нормативно-правовой акт не может его отменить, поскольку этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако - обратите внимание - ни один нормативный акт субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ.
На территории России, как правило, действие нормативно-правовых актов распространяется на всех её граждан, а также иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) и лиц с двойным гражданством. Вместе с тем издаются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан (например, военнослужащих, пенсионеров и др.). Важно отметить, что все граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несёт ответственность по законам своей страны, даже если его деяние не является преступлением на территории той страны, где оно совершено. Особое положение на территории России занимают некоторые сотрудники дипломатических, консульских и иных зарубежных госучреждений. Они пользуются так называемым дипломатическим иммунитетом - целым набором особых прав и преимуществ, которые устанавливаются в соответствии с международным и национальным (внутренним) правом.
Нормы права
Норма права - это регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации. Это особая социальная норма, имеющая свои специфические, только ей присущие признаки. Чтобы охарактеризовать норму права, нередко применяют образные сравнения: «первичная клеточка», «молекула» правовой системы. Этим хотят подчеркнуть, что норма права представляет собой некий первоначальный элемент содержания права в целом. Отдельно взятая юридическая норма обладает теми же чертами, что и всё право в целом.
- Норма права есть мера свободы, граница возможного и должного поведения человека. Поскольку право предназначено для поддержания единого порядка в обществе, то и каждой норме права присущи черты общеобязательного правила: его должны выполнять все. Если, например, в Конституции РФ закреплено положение: «Все равны перед законом и судом» (ч. 1, ст. 19), это означает, что норма распространяется на всех без исключения в равной мере. И не должно быть людей, которые «равнее» других перед законом и судом.
- Норма права - это правило поведения, гарантированное государством. Это значит, что государство не только устанавливает (или санкционирует, подтверждает, допускает) ту или иную норму, но и охраняет её от нарушения . А в случае необходимости применяет меры принуждения, предусмотренные законом за правонарушение.
- Формальная определённость , которая отличает правовую норму от других социальных норм: норма права (и только она) определённо - чётко, недвусмысленно, однозначно - указывает конкретные права, конкретные обязанности и конкретные меры ответственности. Кроме того, формальная определённость проявляется в том, что все нормы права обязательно выражены в письменной, документальной форме. Только в этом случае человек (исполнитель нормы) ясно и точно знает свои права, обязанности и ответственность.
Норма права - общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников. Несмотря на то, что норму права принято называть элементарной частью права, на самом деле она имеет достаточно сложную структуру. Под структурой понимают внутреннее строение правовой нормы, деление на составные части и логику взаимосвязи этих частей (элементов).
В развёрнутом виде логику правовой нормы можно представить примерно так: если субъект права находится в определённой жизненной ситуации, то он вправе или должен совершить только такое, чётко определённое действие, выполнить определённое требование, иначе для него могут наступить неприятные последствия. Прежде всего, необходимо изложить само правило поведения. Это главная часть её содержания, поскольку в ней говорится о том, как субъект права может и должен поступать, но не единственная. Требуется указать на конкретные жизненные обстоятельства (во времени, в пространстве, относительно каких лиц), при которых эта норма вступает в действие. Иначе говоря, нужно определить условия применения правила. Наконец, важно установить правовые последствия нарушения правовой нормы, причём последствия невыгодные, порой даже тяжкие для нарушителя.
Таким образом, юридическая наука выделяет три структурных элемента правовой нормы, каждый из которых имеет своё название, а именно: гипотеза, диспозиция и санкция . Не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных элемента. Вы встретите различные варианты. Есть случаи, и довольно частые, когда включённая в статью норма содержит два или даже один из трёх элементов. Остальные просто подразумеваются самим смыслом статьи или закона в целом. Бывает, что элементы нормы разнесены по разным статьям одного и того же закона и даже по разным законам. Однако следует помнить, что правовые нормы составляют единую систему, которая в целом обеспечивает соблюдение каждой правовой нормы.
Гипотеза правовой нормы закрепляет условия (время, место, состав участников и т. п.), при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.
Диспозиция - основной элемент правовой нормы, закрепляющий само правило поведения, согласно которому должны (или не должны) действовать субъекты права. Можно сказать иначе: диспозиция выражает меру дозволенного и должного поведения субъекта права. И ещё один вариант: диспозиция закрепляет права и обязанности (меру поведения) субъектов права. Диспозиция является смысловой основой, «ядром» нормы, без диспозиции нет и не может быть нормы права.
Санкция правовой нормы указывает на последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых в диспозиции. Вариант: содержит предписание о мерах принуждения за неисполнение правил поведения, закреплённых в диспозиции.
В статье 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» записано: «За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке…» Здесь в одной статье почти идеально просматриваются все три элемента нормы (случай достаточно редкий). Проанализируем её содержание. Норма говорит о противодействии экстремистской деятельности - в этом её основной смысл. Следовательно, слова «за осуществление экстремистской деятельности» - это и есть диспозиция. Другая часть нормы отражает конкретные условия, жизненные обстоятельства (время, место, состав участников), при которых действует норма. Видим, что речь идёт о России, её гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства. Значит, это гипотеза. С точки зрения права в этой части нормы содержится очень важное положение: не вообще кто-то, где-то, а абсолютно точно - граждане РФ и все те, кто находится на территории РФ. Наконец, в самой общей форме указаны последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции: «несут… ответственность». Понятно, это санкция.
Правовые нормы принято классифицировать, т. е. группировать, по разновидностям. Охарактеризуем некоторые виды правовых норм. Одной из наиболее распространённых классификаций является подразделение правовых норм в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. На этом основании выделяют две обширные группы: нормы материального права и нормы процессуального права. Нормы материального права регулируют различные стороны общественных отношений - экономические, политические, социальные и иные, так называемые материальные отношения. Эти нормы определяют правовой статус граждан (права и обязанности), взаимоотношения между гражданами и их организациями, закрепляют основы конституционного строя (определяют государственное устройство, структуру и компетенции государственных органов, принципы их организации и деятельности и т. д.). Столь сложный и обширный объект регулирования делает нормы материального права правовой основой общества и государства. Не случайно в юридической литературе нормы материального права называют первым слоем права. Нормы процессуального права регламентируют (устанавливают) порядок исполнения и защиты норм материального права. Так, право собственности - материальное право. Судебная защита этого права (в случае его нарушения) - процессуальное право. Поскольку нормы процессуального права как бы обслуживают (охраняют, защищают, поддерживают) нормы материального права, их принято называть вторым слоем права (но только не второстепенным!).
Очень близкой к предыдущей является классификация норм по их отраслевой принадлежности (отраслевому принципу). Иначе говоря, нормы права делятся на различные виды по своей принадлежности к той или иной отрасли права: правовые нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, экологического права и т. д.
Ещё один вид классификации - в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний. По данному критерию нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права определённые правомочия, т. е. возможность поступать тем или иным образом. Эти нормы говорят о допустимости тех или иных действий. Например, в части 3 статьи 6 Конституции РФ записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его». Ясно видим управомочивающее положение, согласно которому гражданина Российской Федерации никто не может лишить его права гражданства и вместе с тем права изменить его.
Обязывающие нормы жёстко предписывают субъекту права совершать строго определённые правомерные действия. Так, согласно статье 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Запрещающие нормы содержат запрет совершать те или иные противоправные деяния. Подобные нормы характерны в основном для уголовного и административного права. Так, в части 5 статьи 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Законотворческий процесс
Правотворчеством называется процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов в соответствии с существующими правилами. Разновидностью правотворчества является законотворчество - процесс создания закона, начиная с идеи о нём, появляющейся в связи с выявлением правовой потребности, и заканчивая введением его в действие. Правотворчество - процесс формирования права, а законотворчество - процесс его формулирования. При этом закон призван быть точной формулировкой действительного, объективно возникшего и фактически существующего в обществе права.
Государство в лице компетентных государственных органов осуществляет нормотворческую деятельность, создаёт законы и другие правовые акты. Существуют различные виды этой деятельности государства:
- Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека. Тем самым естественным и неотчуждаемым правам, приобретаемым человеком в любом обществе с рождения, придаётся статус действующего права и обеспечивается механизм их реализации.
- Прямая нормотворческая деятельность государственных органов, в процессе которой принимаются нормативно-правовые акты разного уровня.
- Ратификация (утверждение) международных договоров высшими органами законодательной власти государства. Тем самым нормы международного права включаются в систему норм национального права.
- Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев.
Граждане государства могут непосредственно участвовать в правотворчестве в процессе референдума, т. е. принятия закона путём всенародного голосования. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо утверждении государственных органов. Обычно на референдум выносят вопросы особой важности, касающиеся интересов граждан всей страны: например, предлагается высказать своё мнение о Конституции государства, о его государственном устройстве. Деятельность государства по установлению норм права должна соответствовать ряду основополагающих принципов. Обычно выделяют следующие основные принципы правотворческой деятельности:
- Правовой прогресс. Данный принцип требует, чтобы вся правотворческая деятельность государства была максимально направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства, утверждение прав и свобод человека, принципа верховенства права и других общепризнанных принципов права.
- Законность. Смысл этого принципа состоит в том, что правотворческая деятельность государственных органов должна быть правильной по своей форме, осуществляться в рамках установленных в законах процедур, в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности.
- Обоснованность. Правотворческая деятельность должна опираться на выявление определённой объективной потребности в правовом регулировании, соответствовать задачам устойчивого общественного развития. Кроме того, она должна быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития, на идеях, концепциях и практических рекомендациях современной юридической науки.
- Системность. Действующее право имеет строго организованное и согласованное внутреннее строение - систему права. Поэтому все вновь принимаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всеми уже действующими нормами, «встроены» в существующую иерархию, не должны противоречить принятым ранее нормативным актам.
- Профессионализм. Заниматься правотворчеством должны компетентные люди, имеющие специальные знания как по существу правового регулирования, так и по юридическим вопросам, владеющие приёмами юридической техники. Низкий профессиональный уровень лиц, участвующих в процессе правотворчества, прямо отражается на качестве принимаемых ими актов. К процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты - узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные-юристы.
Правотворческая деятельность состоит из определённых этапов (стадий) . Это цепочка, состоящая из звеньев, имеющих чёткую последовательность и тесно взаимосвязанных между собой. Поэтому в самом начале правотворческого процесса поэтапно осуществляется:
- накопление информации, изучение и выявление потребностей для создания правового акта;
- принятие- решения о подготовке правового акта;
- разработка идеи, концепции будущего акта.
В течение этого периода определяются оптимальные пути выражения в законодательстве установленных общественных потребностей, избираются наиболее целесообразные методы воздействия на общественные отношения, прогнозируется эффективность этих действий и т. д.
Затем наступает период подготовки самого правового акта , разделённый, в свою очередь, на ряд этапов. Если речь идёт о подготовке такого важного нормативного акта, как закон, то эти этапы тщательно прописаны и детально регламентированы в других законах или регламентах деятельности законодательных органов власти.
Здесь следует вспомнить, что именно закон является определяющим звеном законодательной системы. В законах сформулированы самые важные и значимые правовые нормы, принимаемые только высшими органами государственной власти. Закон обладает высшей юридической силой, и любой иной правовой акт, противоречащий ему, отменяется в установленном порядке. Именно поэтому процессу подготовки закона уделяется огромное внимание: законы принимаются по особой процедуре, предусмотренной конституцией и регламентом парламента.
Рассмотрим движение законопроекта на примере организации законодательного процесса в высших органах законодательной власти Российской Федерации - Федеральном Собрании, состоящем из двух самостоятельных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
- Законодательная инициатива — Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений для регламентации которых необходимо его принять. Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с установленной процедурой, что влечёт за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своём заседании (Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный по вопросам их ведения )
- Обсуждение законопроекта — Происходит на заседаниях палат парламента (если парламент двухпалатный) (Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправки )
- Принятие законопроекта — Осуществляется путём голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат (Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов )
- Утверждение законопроекта — принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство (В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации )
- Промульгация (от лат. ргоmulgatio- публичное объявление) закона — Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу (Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок )
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и… Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская…
Система права
Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) - отрасли права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:
а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально государственное устройство страны и т. д.;
б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно семейных отношений;
д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;
е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
з) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:
а) гражданско процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
б) уголовно процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.
Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).
Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.
Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.
1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно правовые гражданско правовые, уголовно правовые и т. п.
2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.
3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).
4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).
5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).
6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно правовым актом).
7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).
8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).
Правотворчество
Большинство ученых понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установленных государством. В соответствии с иным подходом правотворчество рассматривается как завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились.
Основными функциями правотворчества являются:
а) обновление законодательства, издание новых нормативно?правовых актов;
б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;
в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:
а) гласности, подразумевающей, что правотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих процедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма;
б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно?правовых актов;
в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов?практиков к процессу правотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;
г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;
д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно?правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;
е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно?правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффективности права.
Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Различают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно?правовых актов органами гос?ва или непо средственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права.
Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется.
Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1. Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и правительство (причем основная масса законопроектов - до 90% - вносится правительством). В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации в Государственную Думу). Регламенты палат парламента устанавливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:
а) пояснительную записку к законопроекту;
б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;
в) финансово?экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);
г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).
2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух?палатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство - не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
5. Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.