Законодательные полномочия совета федерации. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации , его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев , прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты , постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
- Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
- Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
- Комитет Совета Федерации по бюджету;
- Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
- Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
- Комитет Совета Федерации по международным делам;
- Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
- Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
- Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
- Комитет Совета Федерации по социальной политике;
- Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
- Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
- Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
- Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
- Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
- Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
- Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
- Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года? 133-ФЗ).

Функции Государственной Думы и Совета Федерации определены в Конституции. Эти органы относятся к законодательной (представительной) власти в стране. Вместе они формируют парламент – Федеральное Собрание. В Конституции определен количественный состав палат, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности. Рассмотрим далее, каковы основные функции Совета Федерации.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:


Законодательная деятельность

В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:

  1. Государственном бюджете.
  2. Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений.
  4. Войны и мира.

Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.

Самоорганизация

В функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит принятие постановлений и регламентов, регулирующих деятельность верхней палаты. Общие правила устанавливаются в Конституции и ФЗ. Однако изданные СФ нормативные акты по самоорганизации имеют особое значение в деятельности. Эти акты детально регламентируют процедурные и организационные моменты в работе органа.

Структура

В функции Совета Федерации входит избрание своего Председателя и заместителей. Последние представлены в количестве 3-х человек. Кроме того, Совет Федерации образует специальные комитеты, комиссии, деятельность которых осуществляется в конкретные сроки и по определенным направлениям. Кроме того, формируется и аппарат палаты. Председатель и заместители назначаются и снимаются с должностей по решению СФ. Оно принимается большинством от общего количества членов палаты.

Специфика деятельности

Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.

Организация работы

Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

Совместные заседания

В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:


На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.

Заключение

ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

    Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

    В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

    назначение выборов Президента Российской Федерации;

    отрешение Президента Российской Федерации от должности;

    назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов;

Законотворческая деятельность, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная деятельность;

Согласование назначения и отзыва дипломатических представителей;

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»1 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации. Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось по разным направлениям:

1) члены Совета Федерации стали полностью зависимы от тех, кто их делегировал в палату, их в любое время смещают, причем без объяснения причин, порой только для того, чтобы направить в палату «своего» и более удобного представителя;

2) палата стала пристанищем политиков, не нашедших себе более достойного места на федеральном уровне, вытолкнутым из региональных структур;

3) у палаты нет лица и яркого стиля деятельности.

Заключение

Весной - летом 2005 года значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы пятого созыва будут избираться исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому устанавливаются единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также вносятся существенные изменения в внутрипарламентскую деятельность.

В ходе указанной работы по совершенствованию законодательства впервые в современной юридической истории Российской Федерации на уровне Федерального закона было закреплено понятие фракции депутатов Государственной Думы. Как известно, до принятия Федерального закона «О внесении изменений» содержание понятия «фракция» в Государственной Думе закреплялось исключительно в Регламенте Государственной Думы, т.е. в подзаконном акте.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений» Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется ст. 7.1, в которой устанавливается, что фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом.

Исходя из указанной дефиниции фракции, а также принимая во внимание весь комплекс поправок, предлагаемых Федеральным законом «О внесении изменений», можно утверждать, что в Государственной Думе пятого созыва фракция будет единственным депутатским объединением - депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Принимая такое решение, законодатель руководствовался тем, что депутатские группы в современной их концепции являются в первую очередь объединениями депутатов-одномандатников и независимых депутатов. С учетом перехода на полностью пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты будут выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями, депутатские группы становятся лишним элементом.

При этом необходимо отметить, что вышеназванная новелла предусматривает «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции. Как известно, действующие нормы Регламента предусматривают исключительно добровольное вхождение депутата во фракцию после подачи соответствующим депутатом своего заявления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что в дальнейшем в условиях перехода на полностью пропорциональную систему формирования Государственной Думы значительно возрастут материальные, политические, организационные затраты, необходимые политической партии для избирания кандидата. В случае если кандидат после избрания от одной политической партии переходит во фракцию другой партии, то избравшая его партия фактически несет значительные убытки, как политико-репутационные, так и материальные.

Именно желание добиться более жесткой партийной дисциплины, а также защита прав избирателей в части их информирования о действительных взглядах и убеждениях кандидатов послужили причиной фактического закрепления в Федеральном законе «О статусе» запрета на переход депутата во фракцию, образованную не той политической партией, которая его выдвинула, то есть запрет дефекции. Так, полномочия депутата Государственной Думы следующего созыва будут прекращаться в случае его выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со ст. 7.1 указанного Федерального закона.

В мировой практике немало примеров, когда в законодательстве прямо устанавливается санкция в виде лишения депутатского мандата за переход в другую фракцию или политическую партию.

Учитывая вышеизложенные положительные моменты, нельзя не отметить, что в отсутствие сильной системы политических партий в России рассматриваемые новеллы смогут лишь создать некоторые предпосылки для ее формирования, но отнюдь не решат всех вопросов. Так, например, жесткий запрет выхода из фракции отнюдь не запрещает депутату, формально оставаясь членом фракции и не подавая заявления о выходе, не участвовать в ее работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней не состоять.

Безусловно, федеральное законодательство не может содержать подобного рода установлений (в том числе нельзя законодательно установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит), так как они противоречат как букве и духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства. Однако отсутствие таких правовых норм отнюдь не должно рассматриваться депутатами Государственной Думы как их полная бесконтрольность или как возможность избираться, прикрываясь одной политической идеологией, а после получения депутатского мандата действовать в соответствии с совершенно другими идеологией и убеждениями, либо менять свои воззрения в зависимости от сиюминутной обстановки.

Другой принципиальной новеллой, включенной в Федеральный закон «О статусе», стала новая редакция ч. 1 и 2 ст. 8. После вступления в силу указанных положений депутат Государственной Думы будет обязан поддерживать связь с избирателями, то есть рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

При этом депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации). Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости - и в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Российской Федерации будут определяться фракцией в Государственной Думе, в которой он состоит.

Следует отметить, что в соответствии с действующим правовым регулированием поддержание связи с избирателями будет закреплено более императивно и станет прямой обязанностью депутата. Кроме того, впервые на уровне Федерального закона закреплены конкретные сроки, в которые депутат должен, например, встречаться с избирателями.

Вместе с тем как некоторый отрицательный момент следует отметить, что санкция за нарушения указанной обязанности в Федеральном законе «О статусе» установлена не была. Конечно, существуют общеправовые механизмы понуждения должностного лица к выполнению возложенных на него обязанностей, однако полагаю, что в данной ситуации с учетом статуса депутата Государственной Думы они не будут столь эффективны.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.



Просмотров