Законодательная власть: понятие, субъекты, функции. Законодательные органы власти РФ, их структура и функции

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы,
законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.

В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю
многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер.
Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией.
Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

Совет Федерации формируется по 2 представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представит. и исполнит. органов власти) 178 человек (Хазин, Шаклеин). Государственная дума 450 депутатов ½ по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, ½ по системе пропорционального представительства (из списка депутатов партий за которые проголосовало не менее 5% голосов). (Валенчук, Игошин, Разуван – ЕР, Касьянов – СР, Черкасов – ЛДПР)

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ. Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Компетенция парламентов республик складывается из следующих основных групп полномочий: конституционное строительство, экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения.

Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий
депутатов не может превышать пяти лет.
Компетенция законодательных органов субъектов складывается из следующих основных групп полномочий: экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние ношения. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Законодательные (представительные) органы регионов:

Утверждают бюджет;

Принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет;

Регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей;

Утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;

Регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении;

Регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности;

Утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности;

Регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;

Регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона;

Предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.

В области конституционного строительства парламенты республик:

Принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения;

Принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

Осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик;

Принимают решения по вопросам государственного устройства;

Решают вопросы об изменении границ республик;

Принимают решения о проведении республиканских референдумов;

Назначают выборы депутатов и глав республик;

Утверждают структуры органов исполнительной власти;

Дают согласие на назначение прокуроров республик Генеральным прокурором РФ;

Назначают председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком России и др.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик:

Определяют внутреннюю политику республик;

Утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития;

Обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений определяют международные связи республики, ратифицируют и денонсируют международные договоры.

13. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования.

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности. Соответственно местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях (ст. 131 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в рамках административно-территориального устройства (административно-территориальных единиц) ее субъектов в границах их муниципальных образований. К Т.м.о. относятся земли, находящиеся за пределами границ муниципального образования, но переданные ему в собственность (в том числе безвозмездно) для обеспечения развития этих земель, относящихся к государственной собственности (ч. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

Экономические;

Политические;

Законодательные;

Природоохранные;

Инфраструктурные;

Природно-климатические;

Ресурсные;

Демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

Финансовые показатели;

Производственно-технологические;

Инфраструктурные;

Входящие ресурсы;

Состояние менеджмента, маркетинга.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента - активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

(законодательная, судебная, исполнительная) считается самым важным достижением человечества. Это было сделано для решения ряда актуальных проблем, среди которых:

Необходимость предотвращения установления диктатуры, тоталитаризма, авторитаризма и злоупотребления властью;

Необходимость чёткого определения сфер деятельности, основных функций, компетентности и ответственности каждого из государственных органов;

Основанная на разделении властей возможность диалектического объединения таких малосовместимых сфер жизни, как право и власть, свобода и закон, гражданское общество и государство.

Ещё Джон Локк (известный философ XVII века) писал в своём главном трактате о неприемлемости соединения в руках одного правительственного органа исполнительной и законодательной власти, иначе может возникнуть угроза деспотизма, а также произойти ликвидация человеческих прав и свобод. Локк преобразовал теорию разделения властей в некую универсальную доктрину и развил её основные положения: законодательная власть должна реализовываться через представительный орган (выборный), этот орган не должен осуществлять исполнение законов, в связи с этим должна быть создана регулярно действующая структура и т.д.

Сейчас законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, разрабатывающая и принимающая законы (нормативные акты), регулирующие общественную жизнь, а также контролирующие и принимающие бюджет страны.

Субъекты законодательной власти

В современном обществе законодательная власть представлена важнейшими субъектами - парламентами. Парламенты - это высшие законодательные и представительные органы государства. От качества их работы будет зависеть степень эффективности принимаемых в стране политических решений, законодательных актов, идей, взглядов, убеждений, норм, принципов и моделей поведения. Именно Парламент как законодательный орган создаёт объективные условия для осуществления важнейших государственных задач и для формирования человеческих ценностей и идеалов.

Функции законодательной власти

Законодательная власть наделяет представительный орган следующими функциями:

1. Законодательная. Выражается в исключительном праве Парламента издавать нормативные акты, наделённые высшей правовой силой. Другие представительные органы такого сделать не могут.

2. Контрольная. Прежде всего, контроль осуществляется за исполнительной властью при помощи разрешения на назначение руководящих лиц и написания членами правительства отчётов для депутатского корпуса.

3. Финансовая. Тесно примыкает к предыдущей функции и заключается в принятии бюджета и жёстком контроле над его исполнением.

В Конституции РФ эти функции закреплены по-разному, но это не значит, что одни из них основные, а другие - дополнительные. Только в своей совокупности они могут в полном объёме раскрыть содержание термина «законодательная власть».

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.

Законодательная власть один из видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть одновременно является представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением страны. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая- на основе территориального представительства.

Особенность законодательной власти в том, что её органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Парламент России- Федеральное Собрание- состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата считается верхней, вторая- нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах РФ (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховные совет и другие.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

1) законодательная;

2) формирование государственных органов;

3) финансовая;

4) контрольная;

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Понятие и функции органов законодательной власти

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, исключающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Исходя из численности субъектов РФ устанавливается состав Совета Федерации, то есть общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

2) Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

3) Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

4) Назначение выборов Президента РФ.

5) Отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты).

6) Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ).

7) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

8) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) Федерального бюджета.

2) Федеральных налогов и сборов.

3) Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

4) Ратификации и денонсации международных договоров РФ.

5) Статуса и защиты государственной границы РФ.

6) Войны и мира.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

Государственная Дума- одна из двух палат Федерального собрания РФ. Она является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

К ведению Государственной Думы относят:

1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

2) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

3) Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

4) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

5) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

6) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

7) Объявление амнистии.

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной думы -- постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти -- исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

1) Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

2) Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

3) Комитет по труду и социальной политике;

4) Комитет по бюджету и налогам;

5) Комитет по финансовому рынку;

6) Комитет по экономической политике и предпринимательству;

7) Комитет по вопросам местного самоуправления.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут созвать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве России, Государственная Дума не влияет. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству России в целом.



Просмотров