Закон о водительских удостоверениях снг. Закон о водительских правах для иностранных граждан

Депутаты согласились предоставить им отсрочку до июня 2018 года

Фото РИА Новости

Запрет на работу для тех водителей-иностранцев, кто не имеет прав российского образца, может вступить в силу на год позже. 17 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, переносящий час икс с 1 июня 2017 года на 1 июня 2018 года.

Транспортный коллапс может случиться в первый день лета

Действующее законодательство обязывает работающих в России водителей-иностранцев обзавестись российскими водительскими удостоверениями до 1 июня 2017 года. Сделать это, казалось бы, не так уж и сложно: получить медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством и сдать три экзамена - один теоретический и два практических. Учиться в автошколе от владельцев водительских удостоверений иностранного государства не требуется.

Если законопроект об отсрочке не будет принят, несколько тысяч трамваев и автобусов просто не выйдут на линию.

Однако, как сообщил председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв , в Госдуму стали приходить «массовые обращения перевозчиков об имеющихся проблемах и фактической невозможности сдачи практических экзаменов и обмена иностранных водительских удостоверений на российские». Причина - отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, требуемой для иностранных водителей, выяснили депутаты.

«Если законопроект об отсрочке не будет принят, несколько тысяч трамваев и автобусов просто не выйдут на линию, - отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов . - Мы не можем 1 июня оставить миллионы наших граждан на остановках».

Отсрочка стала очередной

Тем не менее необходимость обсуждать предложенную меру возмутила многих парламентариев. Так, по словам вице-спикера Ирины Яровой , только в 2017 году на 11 процентов увеличилось число дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по вине иностранных граждан.

И происходит это во многом как раз из-за того, что квалификация и знание правил дорожного движения у иностранцев зачастую оставляет желать лучшего.

70 тысяч водителей которые работают по найму и не имеют российских водительских удостоверений, больше не смогут сесть за руль с 1 июня 2017 года

«Нам же приходится принимать аналогичный документ уже третий раз подряд, - рассказал накануне журналистам первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников . - Именно столько раз Госдума переносила срок вступления в силу нормы об обмене удостоверений».

По словам Ивана Мельникова, у всех членов Совета Думы было единодушное мнение, что такая ситуация ненормальна.

Как пояснил Евгений Москвичёв, первоначально планировалось, что указанный запрет вступит в силу в 2014 году, однако решение повременить было принято после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. «В двух новых субъектах Федерации большинство водителей, в том числе работающих по найму, имели иностранные, украинские водительские удостоверения, - пояснил депутат. - В итоге было принято решение перенести срок вступления в силу этой нормы на 2015 год».

Однако через год встали другие вопросы: насколько актуальны такие запреты по отношению к водителям из Союзного государства и ЕАЭС и не логичнее ли будет дать им право работать по своим национальным правам? «Эти вопросы, выступая сегодня в Госдуме, подняла и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова», - напомнил депутат. В итоге МВД было дано поручение разработать проект специального межправительственного соглашения. «Проект действительно был разработан, но с 2015 по 2017 год его так и не приняли, - рассказал Евгений Москвичёв. - В результате с 1 июня 2017 года более 70 тысяч водителей, которые работают по найму и не имеют российских водительских удостоверений, сесть за руль больше не смогут. А для справки: всего в России работают по найму более 120 тысяч водителей».

Осознавая это, Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой о содействии в решении проблемы. «Поручение разобраться в ситуации получил наш комитет, - рассказал Евгений Москвичёв. - Что удалось выяснить? Если указанная норма вступит в силу 1 июня, то на работе не смогут оставаться около 11,5 тысячи граждан Белоруссии. Между тем только в Санкт-Петербурге почти 50 процентов водителей из стран СНГ».

Водителей из Узбекистана по-прежнему ждут в России

Поддержать законопроект согласились представители не всех фракций. Так, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) указал на то, что решить проблему можно было бы и другим методом. «Например, можно было бы заключить соглашение с Белоруссией о взаимном признании национальных прав», - сказал депутат. Также, по его мнению, очередная отсрочка на один год слишком длительная, и водители-иностранцы вполне могли бы получить российские права до 1 января 2018 года. «Если же работу по замене водительских удостоверений активизировать ещё больше, то можно было бы уложиться и до 1 июля этого года», - уверен парламентарий.

Если же работу по замене водительских удостоверений активизировать ещё больше, то можно было бы уложиться и до 1 июля этого года.

Что характерно, сами водители-гастарбайтеры угрозы для собственного трудоустройства, похоже, не чувствуют даже сейчас. Так, «Прайм» со ссылкой на министерство труда Узбекистана сообщает, что в республике объявлен набор на тысячу вакансий для работы водителями автобусов в Москве. «Осуществляется набор граждан Узбекистана, желающих осуществлять трудовую деятельность в компании «Мосгортанс» по профессии водителя маршрутных автобусов в городе Москве (вакансии на 1000 человек)», - говорится в сообщении.

Причём делается это в рамках соглашения между правительствами России и Узбекистана об организованном наборе в сотрудничестве с российской Ассоциацией по правовому содействию трудовым мигрантам. «Кандидаты на работу должны обладать хорошим знанием русского языка, отличаться бережным отношением к имуществу и быть внимательными», - сообщает министерство. Успешным кандидатом придётся пройти трёхмесячный испытательный срок. Их заработная плата составит 43-63 тысячи рублей.

В этой статье Вы узнаете:

  • может ли иностранный гражданин ездить на автомобиле в России по водительскому удостоверению своей страны;
  • может ли иностранный гражданин ездить в России по российским правам и какие существуют ограничения;
  • может ли гражданин РФ ездить в России с иностранными правами;
  • каков порядок замены иностранных прав на российские;
  • какие водительские удостоверения соответствуют венской конвенции;
  • какие штрафы предусмотрены за управление авто с иностранными правами.

Нормативные документы, используемые в статье:

  • Венская конвенция - "Конвенция о дорожном движении" (Заключена в г. Вене 08.11.1968);
  • Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
  • Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами";
  • Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995 "Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений";
  • Приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители ТС).

Рассмотрим по порядку различные ситуации.

Вождение в России по иностранным правам

Управлять автомобилем на территории России по иностранным правам можно, если водитель является гражданином иностранного государства.

Не допускается управление ТС на основании иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами (пункт 13 статьи 25 ФЗ № 196 от 10.12.1995 - вступил в законную силу 01 июня 2017 года).

Положение пункта 13 статьи 25 не распространяется на граждан Киргизской Республики , а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (прим. граждан Белоруссии), осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами (в ред. 204-ФЗ от 26.07.2017).

Иностранный гражданин с российскими правами

Иностранные граждане вправе получить водительское удостоверение РФ. Получение российского удостоверения дает иностранному гражданину право работать в сфере автоперевозок на территории России. Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет.

Гражданин России с иностранными правами

Если вы являетесь гражданином России и постоянно проживаете в России, то и ездить вы должны только по российским правам. Право любого государства не признавать действительными иностранные права для граждан своей страны закреплено в Венской конвенциеи о дорожном движении (пункт 7 статьи 41):

участники конвенции не обязаны:

a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другой Договаривающейся Стороны лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;

b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.

Таким образом, будучи гражданином РФ и резидентом РФ, вы не можете использовать иностранное водительское удостоверение на територии России. Даже если вы получили иностранные права в туристической поездке или во время временного проживания на территории другой страны, то использовать их в России вы не сможете.

Граждане и резиденты РФ имеют право управлять транспортными средствами на территории России только по водительским удостоверениям РФ.

Об этом свидетельствует сложившаяся судебная практика, примеры судебных решений:

  • Октябрьский районный суд (г. Санкт-Петербург) -
  • Фрунзенский районный суд г. Владивостока (Приморский край) -
  • Ленинский районный суд г.Тюмени (Тюменская область) -
  • Гатчинский городской суд (Ленинградская область) -

Суды в своих решениях указывают (пример формулировки):

С учетом того, что Тад******ва С.М. является гражданином Российской Федерации, не является лицом постоянно или временно проживающим либо временно пребывающим на территории Российской Федерации, государством национальной (гражданской) принадлежности Тад******ва С.М. является Российская Федерация, следовательно, национальными документами для него являются документы, выданные компетентными органами Российской Федерации для использования на территории Российской Федерации .

Таким образом, положения правовой нормы (статья 25 ФЗ "О безопасности дорожного движения"), позволяющее управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении граждан РФ не применимы, они распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан .

Штраф российским гражданам за вождение по иностранным правам

Если гражданин России управляет автомобилем по иностранному водительскому удостоверению и при этом у него отсутствуют права российского образца, считается, что водитель не имеет права управления транспортными средствами на территории России.

За такое нарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей (статья 12.7. КоАП РФ).

Обмен иностранных ВУ на РФ (порядок замены иностранных прав)

Порядок обмена иностранного водительского удостоверения на российское устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно постановлением от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 04.02.2016) "О допуске к управлению транспортными средствами".

Обмен производится по результатам проведения экзаменов. Желающим получить права российского образца необходимо сдать:

  • теоретический экзамен;
  • экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
  • экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

Таким образом, если Ваше Водительское удостоверение соответствует международным требованиями, закрепленным в Венской конвенции, обменять его на российское можно без прохождения учебы в автошколе.

Для обмена иностранного национального водительского удостоверения представляются следующие документы:

  1. заявление;
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3. медицинское заключение (справка по форме 003-В/у, утверждена приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н);
  4. иностранное водительское удостоверение.

ВАЖНО: Иностранные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат. В таком случае получать водительское удостоверение российского образца необходимо в общем порядке с прохождением учебы в автошколе.

Иностранное водительское удостоверение возвращается его владельцу одновременно с выдачей российских прав. Отметки о имеющемся стаже должны отображаться в пункте 14 полученного водительского удостоверения:

Какие национальные права соответствуют венской конвенции

В международной конвенции «О дорожном движении» определены признаки, которыми должно обладать водительское удостоверение государств, присоединившихся к этому договору, а именно:

  1. водительское удостоверение должно представлять собой документ.
  2. удостоверение печатается на языке или языках, определяемых компетентным органом, который выдает этот документ; однако на нем указывается на французском языке название "permis de conduire", которое может сопровождаться или не сопровождаться названием "Водительское удостоверение" на других языках, а также название и/или отличительный знак страны, в которой это удостоверение выдано.
  3. вносимые в удостоверение записи делаются либо только буквами латинского алфавита или прописью, либо повторяются таким же образом.
  4. в удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения; эти сведения нумеруются цифрами от 1 до 11:
    1. фамилия
    2. имя и отчество
    3. дата и место рождения
    4. место жительства
    5. орган, выдавший удостоверение
    6. дата и место выдачи удостоверения
    7. дата окончания действия удостоверения
    8. номер удостоверения
    9. подпись и/или штамп или печать органа, выдавшего удостоверение
    10. подпись владельца
    11. категория или категории, либо подкатегории транспортных средств, на которые распространяется это удостоверение, с указанием даты выдачи удостоверения и дат окончания действия для каждой из этих категорий.

Таким образом, обменять иностранные права на российские можно без прохождения обучения в автошколе, сдав необходимые экзамены, при условии, что иностранное ВУ соответствует Венской конвенции и указанным выше требованиям.

231461 81

С 1 июня 2017 года иностранные водители, работающие на автотранспорте (на автобусах, грузовых автомобилях, в такси) будут отстранены от работы и не будут иметь права заниматься перевозками согласно ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, если эти иностранные профессиональные не получат российские водительские права, заменив тем самым свои национальные водительские удостоверения.

И так, с 1 июня этого года вступает пункт федерального закона, который запрещает управление автотранспортом иностранными водителями с иностранными правами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, которая непосредственно связана с управлением ТС.

В итоге, те иностранные водители, которые управляют автомобилем с целью предпринимательской деятельности или работают в сфере оказания транспортных услуг будут обязаны получать российские права, пройдя специальную процедуру, которая прописана в законе.

Но прежде чем мы перейдем к обсуждению процедуры замены прав иностранными водителями, стоит сказать пару слов по поводу постоянных отсрочек данного закона.

Проект закона долгое время мариновался в высоких кабинетах, хотя должен был вступить в силу еще четыре года назад, в 2013 году. Однако по ряду обстоятельств принятие постоянно откладывалось. Одним из самых серьезных препятствий стало отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях, в которые для замены прав обращались работодатели у которых работали водители из стран ближайшего зарубежья и сами иностранные водители.

Очередной документ, который должен был перенести принятие закона был предложен в апреле этого года и даже прошел первое чтение. Согласно тексту документа, иностранные водители обязаны были бы получить водительские права , однако, такой отсрочки водителям- мигрантам решено было не давать.

Таким образом профессиональные водители с национальными правами с 1 июня 2017 года окажутся вне закона. Согласно вводимым правилам, иностранные водители будут ОБЯЗАНЫ получить российское водительское удостоверение, иначе у них не будет права работать в России на транспорте.

Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей , говорится в документе.

Что нужно сделать для того чтобы не нарушить закона, если вы являетесь работником транспортной сферы и приехали в Россию из-за рубежа?

Процедура по замене прав иностранными водителями проста:

1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного законодательством РФ возраста.

18 лет для легковых и грузовых автомобилей транспортными средствами категорий "А", "В", "С" и подкатегорий "B1", "C1"

А также управления транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1" - лицам, достигшие 16 лет.

2. Получившие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами (медсправку)

3. Прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение

4. И наконец, самое главное, необходимо пройти экзамен. Обязательным условием обмена водительских удостоверений является сдача трех экзаменов - одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).

Если все испытания были сданы, водитель получает водительские права российского образца.

ВАЖНО! Поскольку практические экзамены принимаются как на автомобилях с механической, так и с автоматической трансмиссией, лицам, сдавшим экзамен на автомобиле с автоматической КПП будут выданы права, дающие возможность управления только транспортными средствами открытых категорий исключительно с автоматической трансмиссией. Если практический экзамен был сдан на «механике», управлять можно автомобилем с любой трансмиссией.

Таким образом для замены иностранного водительского удостоверения на российское потребуются следующие документы:

заявление

паспорт

медицинская справка

иностранные права

Если у водителя открыты одновременно несколько категорий, то ему придется сдать экзамены только 1 раз (на высшую категорию).

ВАЖНО! Зарубежные права, не соответствующие требованиям международных договоров РФ, обменять на российские не получится.

При замене иностранного ВУ на российское, обучение в автошколе проходить не требуется

После запрета на использование водительских прав иностранного образца при осуществлении профессиональной деятельности в России в решили пойти навстречу странам, где русский язык признан на государственном уровне. Так, в среду, 12 июля, в Госдуме во втором чтении приняты поправки к соответствующему законопроекту с тем, чтобы позволить не только гражданам Белоруссии, но и Киргизии работать с национальными водительскими правами. Тем самым приезжих водителей избавят от необходимости проходить обучение в России и сдавать здесь экзамены.

Как рассказал «Газете.Ru» первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков,

поблажка коснется только тех стран, где согласно конституции русский язык является государственным. «К таковым и относятся Белоруссия и Киргизия, — сказал Лысаков. — Всем остальным придется переучиваться. Закон уже вступил в силу, и никто его отменять или продлевать переходный период не будет».

Источник в Госдуме пояснил «Газете.Ru», что ранее в правительство уже поступали обращения с просьбой сделать исключения для белорусов, которые признают российские права и, кроме того, являются членами Таможенного союза, (ЕАЭС).

«В итоге было принято решение сделать так, чтобы

национальные водительские права для профессиональных целей могли использовать не только белорусы, но и обладатели национальных прав тех стран, которые признают русский язык на государственном уровне.

К таковым, например, относится Киргизия, поскольку у них русский язык признан официально. Таким решением мы заодно простимулируем и другие бывшие советские республики, чтобы те поощряли и признавали русский язык и не ущемляли наших соотечественников, как это происходит в некоторых из них. То есть суть этой поправки в том, чтобы разрешить жителям стран, где русский язык закреплен в конституции, работать в России со своими национальными правами. Остальные должны менять», — рассказал собеседник.

В поддержку жителей Киргизии в этом вопросе выступал и спикер Госдумы . Он отмечал, что Киргизия и Белоруссия — единственные на постсоветском пространстве страны, в конституциях которых русский язык закреплен как официальный. «Киргизы учат русский язык в школах и вузах, а знание русского языка является для водителей очень важным фактором», — заявлял Володин « ».

Как, в свою очередь, уточнил Лысаков, после вступления 1 июня в силу закона, запрещающего мигрантам без российских прав работать профессиональными водителями, серьезные проблемы возникли, в частности, в сфере пассажирских автоперевозок: «Проблемы возникли во всех крупных городах, которые традиционно привлекают гастарбайтеров. В одной только Москве половина водителей — иностранцы. Конечно, это не только киргизы, есть и таджики, и армяне — все, кто угодно. Нелегко пришлось не только таксистам, но и водителям общественного транспорта, на котором традиционно работает много жителей соседних государств, поскольку у них на родине низкие зарплаты, были сложности в пассажирских и грузоперевозках».

По словам Лысакова, в экзаменационных подразделениях не оказалось требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок. «Мы изначально говорили, что будут проблемы с потоком желающих переобучиться, однако теперь, когда получать российские права не придется представителям двух союзных республик, этот вопрос будет решен», — сказал депутат.

Лысаков уверен, что законопроект будет принят после третьего чтения, которое состоится 14 июля, и вступит в силу в ближайшее время.

В свою очередь, заместитель руководителя фракции Ярослав заявил «Газете.Ru», что теперь создается ситуация, когда все принятые шаги по запрету неквалифицированным водителям работать в России откатываются назад.

«Мы считаем, что наличие нормы о том, что русский язык в той или иной стране признается на уровне государства, вовсе не гарантирует знания ПДД, — сказал Нилов «Газете.Ru». — Далеко не факт, что русский язык там действительно изучают везде, ну а ПДД в России постоянно меняются и совершенствуются. Для этого изначально и вводился документ — чтобы водители знали ПДД России. Я был в Киргизии — в Бишкеке действительно хорошо говорят по-русски, но за его пределами молодежь этого языка не знает. Да и в целом ссылка на знание языка некорректна, нужно знать ПДД, уметь не просто водить автомобиль, а ориентироваться в больших городах. После введения ограничений начались жалобы. Оно и неудивительно: в автохозяйствах принимали на работу людей, которые сейчас просто не могут сдать ПДД — они не понимают теории, не справляются с практикой».

По мнению Нилова, процесс «отката назад» будет продолжаться и о переменах заговорят только после новых резонансных ДТП.

Напомним, что запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав, . Поправки были приняты еще в 2013 году, но с тех пор их внедрение неоднократно переносилось. Закон обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.

Уже 16 июня глава правительства подписал постановление, согласно которому граждане Белоруссии могут не получать водительские документы российского образца.

Между тем ряд экспертов считает, что теперь получить послабления вслед за Белоруссией и Киргизией захотят и другие страны постсоветского пространства.



Просмотров