Закон о предоставлении субсидий на коммунальные услуги. Субсидии по новым правилам: экономия или справедливость

Правительство изменило с 1 мая правила начисления субсидий. Мы решили детально разобраться, кому грозит получить отказ в назначении госпомощи, а кому придется по-новому доказывать свое право на получение денег.

Кому нужно подать документы повторно?

В этом году в правительстве решили не переоформлять субсидии всем, кто их получал в автоматическом режиме, а обязать некоторых граждан сделать это снова. Повторно заявление и декларацию нужно будет подать следующим категориям граждан:

  • арендаторам жилья;
  • внутренне перемещенным лицам;
  • тем семьям, которым субсидия была назначена не на всех зарегистрированных, а фактически проживающих в квартире лиц;
  • тем семьям, где есть неработающие люди трудоспособного возраста, у которых либо отсутствуют доходы, или они меньше минимальной заработной платы;
  • тем семьям, в которой произошли изменения в составе семьи в течение последнего года;
  • тем семьям, которые по состоянию на май 2018 года будут иметь задолженность за жилищно-коммунальные услуги более 2-х месяцев и не погасят ее до июня 2018 года.

Глава департамента социальной помощи при Министерстве социальной политики Виталий Музыченко заявил, что как минимум 15-20% тех, кто сегодня получает субсидии, потеряют право на льготы с начала нового отопительного сезона.

Автомобиль - не роскошь, а причина для отказа

Теперь давайте рассмотрим новые ограничения на владение дорогим имуществом. В правительстве решили, чтоне будут назначать субсидии, если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее 5 лет, кроме мопеда и авто, предоставленного органом социальной защиты населения.

И вот тут есть несколько интересных моментов. Во-первых, некоторые люди за последние пять лет успели купить - продать автомобиль, но использовали при этом доверенность. То есть, автомобиля у человека нет, а по базам данных он числится за ним. В этом случае нужно будет обращаться в сервисные центры МВД, снимать авто с регистрации и регистрировать его уже на нового владельца.

Второй момент – раньше наличие автомобиля моложе 5 лет не было поводом для отказа в субсидии. Человек мог купить авто в относительно благополучном 2013 году, а потом его материальное положение ухудшилось. Теперь у человека будет стоять выбор – либо продать авто, либо лишиться субсидии.

Квартира или дом большой площади – выстрел по воробьям

Так же в правительстве решили отсечь от субсидий владельцев крупной по площади недвижимости.

С 1 мая 2018 года действует новое правило: субсидия отменяется если площадь квартиры превышает 120 кв. метров, а дома - 200 кв. м, кроме детских домов семейного типа и приемных семей. Владельцы такой жилплощади будут оплачивать услуги в полном объеме, - говорится в сообщении.

  • По сути, эта норма коснется не более 3% населения страны. По разным оценкам, 90% жилого фонда в Украине имеет площадь меньше 100 кв. м и основная часть населения живет в квартирах площадью от 40 до 80 кв. м. Квартиры площадью более 120 квадратов и вовсе редкость – обычно они есть в элитных новостройках, сданных в последние 15-20 лет.

Безработным быть не выгодно

Так же в правительстве решили отсечь от субсидий всех, кто работает нелегально или вообще уехал на заработки. Уже неоднократно поднимался вопрос, что люди не хотят идти работать официально, потому как могут лишиться субсидий. Теперь же в правительстве решили сделать невыгодным ситуацию, когда у людей нет официальных доходов.

Многие украинский работают за границей, но при этом обращаются за назначением субсидий, декларируя нулевые доходы, - сообщили в кабмине. - Теперь тем, кто действительно безработным, необходимо будет встать на учет в центр занятости. А тем людям трудоспособного возраста, кто претендует на субсидию, но не регистрируется как безработный, потому что на самом деле работает без оформления в Украине или за рубежом, органы соцзащиты автоматом считать доход три прожиточных минимума - 5286 гривен.

В прошлом отопительном сезоне при отсутствии доходов им при расчете размера субсидии учитывается два прожиточных минимума - 3368 грн.

Если учесть, что прожиточный минимум постоянно растет, то уже к концу года эта сумма может вырасти до 6 тысяч гривен. В такой ситуации человеку будет выгодней идти работать хотя бы за минимальную зарплату, нежели остаться фактически без субсидии.

Социальные нормы снова урезали

Еще одно новшество следующего отопительного сезона коснется социальных норм, исходя из которых и начисляется субсидия.

С 1 мая правительство социальную норму, согласно которой начисляют объем субсидии с 5 до 4,5 кубометров на каждый метро отапливаемой площади в месяц. Если человек пользуется электроотоплением, то норма устанавливается на уровне 30 кВт*ч на 1 кв. м площади. И это еще не последнее снижение социального норматива.

По словам кабминовских чиновников, существуют планы к 2019 году сократить социальную норму до 4 кубометров газа в месяц на метр отапливаемой площади.

Таким образом правительство пытается стимулировать жителей частных домов использовать меньше газа, утепляя стены и применяя альтернативные методы отопления, например, старыми добрыми печами на дровах или угле.

Монетизация: пока по-прежнему

А вот обещанной монетизации субсидий придется ждать минимум до нового года. В этом году механизм поощрения экономных граждан оставили прежним.

Под монетизацию подпадают сэкономленные домохозяйствами 150 киловатт электроэнергии, если этот ресурс используется для отопления, или 100 кубов газа. В денежном эквиваленте это около 700 гривен. Субсидиантам необходимо до 1 сентября подать заявление в местное управление соцзащиты населения, на основании которого будет осуществляться выплата денежного вознаграждения за энергоэффективность, - заявили в КМУ.

А вот каким будет механизм монетизации субсидий с 2019 года, пока неизвестно. Чиновники озвучивали два возможных сценария. Первый вариант предусматривает, что монетизация субсидий будет осуществляться в один этап – с 1 января 2019 года субсидии населению будут предоставлять наличными.

Второй вариант предполагает два этапа. На первом могут монетизировать субсидии для тех домохозяйств, которые имеют индивидуальное отопление, то есть используют газ или электроэнергию для отопления помещений. Второй этап будет касаться тех, кто получает субсидии, проживая в многоквартирных домах, где есть централизованное отопление.

По словам чиновников, планируется ввести спецсчета куда и будут зачисляться средства от субсидий. Деньги с таких счетов можно будет снять только по окончании сезона, если человек рассчитался с поставщиками коммунальных услуг.

    Приложение. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761
"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

С изменениями и дополнениями от:

18 июня 2007 г., 24 декабря 2008 г., 16 марта 2013 г., 30 июля, 24 декабря 2014 г., 29 декабря 2016 г., 27 февраля 2017 г., 18 апреля, 26 июля 2018 г.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных настоящим постановлением.

установить в 2-месячный срок региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

обеспечивать своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2701);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3671).

Взамен действовавшего ранее Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от 30 августа 2004 года утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Установлено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

На одну семью предоставляется одна субсидия. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Перечисляются документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, устанавливается порядок определения состава семьи заявителя. Установлен запрет на требование при предоставлении субсидий документов, не предусмотренных Правилами. Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Определяются особенности предоставления субсидий сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках.

Предусмотрена возможность предоставления субсидий иностранным гражданам.

Устанавливаются основания, по которым предоставление субсидии может быть приостановлено и даже прекращено. В частности, предоставление субсидии может быть приостановлено в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления постановления в силу, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.


Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"


Решением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N ГКПИ11-1394, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. N КАС11-724, подпункт "б" пункта 8 Правил признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части, препятствующей военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, зарегистрированным по месту жительства по адресам воинских частей, но проживающим ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенных ими договоров найма (поднайма), прилагать к заявлению о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования указанными жилыми помещениями


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:



Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Настоящие Правила, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Обозначение: Постановление 761
Название рус.: О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Статус: действующий
Заменяет собой: Постановление 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства» Постановление 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 10.11.2009
Дата введения в действие: 14.12.2005
Разработан: Правительство Российской Федерации
Утвержден: Правительство Российской Федеpации (14.12.2005)
Опубликован: Российская газета № 288 2005
Собрание законодательства РФ № 51 2005

О предоставлении субсидий на оплату жилогопомещения и коммунальных услуг

Во исполнение статьи159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердитьприлагаемые предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Установить, чторазмеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящегопостановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на которыйсубсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидийувеличиваются.

3. Министерствурегионального развития Российской Федерации совместно с Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2-месячный срокметодические рекомендации по применению предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,утвержденных настоящим постановлением.

установить в 2-месячныйсрок региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемойдля расчета субсидий, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальныхуслуг и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан наоплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

обеспечиватьсвоевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов РоссийскойФедерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанныхс предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг.

5. Признатьутратившими силу:

постановлениеПравительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N490 "О проведении эксперимента по применению экономической моделиреформирования жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2002, N 27, ст. 2701);

постановлениеПравительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3671).

ПредседательПравительства Российской ФедерацииМ.Фрадков

Получательсубсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидиипредставляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходына оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока полученияпоследней субсидии.

Получателисубсидий, использующие для отопления жилого помещения в качестве основного видатоплива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличииэлектрических отопительных приборов), газ (при наличии газовых отопительных приборов),представляют платежные или иные документы, подтверждающие фактические расходы семьина оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по окончании 2 сроков предоставлениясубсидий подряд.

Вслучае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилогопомещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производитсяв порядке, установленном настоящих Правил.

28. При изменениирегиональных стандартов (в случае, указанном в настоящих Правил, - местных стандартов), размеров действующих в субъектеРоссийской Федерации прожиточных минимумов для граждан различныхсоциально-демографических групп, а также условий и порядка предоставлениясубсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом сдаты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателейсубсидий каких-либо документов.

Если размер субсидии,исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточныхминимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возвратизлишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующихизменений до даты перерасчета размера субсидии не производится. В случае есливновь рассчитанный размер субсидии превышает прежний размер, то средства,недоплаченные за период с даты вступления в силу соответствующих изменений додаты перерасчета размера субсидии, подлежат перечислению получателю субсидии впорядке, установленном настоящих Правил.

29. В случаенаступления событий, указанных в настоящих Правил, перерасчет размера субсидии производится при представленииполучателем субсидии необходимых документов или получении уполномоченныморганом от соответствующих органов (организаций) сведений об этих событиях.Субсидия во вновь рассчитанном размере предоставляется в сроки, указанные в настоящих Правил.

30. Результатыперерасчета размера субсидии отражаются в персональном деле. Сведения обизменении размера субсидии указываются в платежных документах или доводятся досведения получателя субсидии иным образом в течение 10 рабочих дней с датыперерасчета.

31 .Установленные органом местного самоуправления в случаях и порядке, определенныхчастью 11 статьи 159 Жилищногокодекса Российской Федерации, местные стандарты стоимостижилищно-коммунальных услуг, местные стандарты нормативной площади жилогопомещения, используемой для расчета субсидий, и местные стандарты максимальнодопустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг в совокупном доходе семьи могут применяться вместо всех или вместоотдельных соответствующих региональных стандартов.

Определение размеровсубсидий с учетом местных стандартов осуществляется в порядке, установленномнастоящими Правилами для определения размера субсидий с учетом региональныхстандартов.

V. Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии

32. Совокупный доходсемьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидииопределяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачизаявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

33. При исчислениисовокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного илисовместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению кполучателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом(супругой);

б) родителями илиусыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетнимидетьми, в том числе усыновленными.

34 .Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целяхпредоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце второмстатьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов ирасчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданинадля признания их малоимущими и оказания им государственной социальнойпомощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст.1257), с учетом:

а) видов доходов,указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчетесреднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина дляоказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключениемденежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий,установленных органами государственной власти Российской Федерации, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальныхуслуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяетсятакже в отношении одиноко проживающих граждан;

б) денежных выплат,предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилогопомещения и коммунальных услуг;

в) доходов, полученныхот сдачи жилых помещений в поднаем;

г) компенсаций наоплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельнымкатегориям граждан;

д) денежных средств,выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного;

е) денежных средств, направленныхна оплату обучения в образовательных учреждениях всех типов, в случаях, когда такаяоплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместнос ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмезднойи безвозвратной основе;

(Измененная редакция. Изм.№ 2 )

ж) доходов, полученныхот заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов,орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, другихлесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки идругих видов побочного лесопользования;

з) доходовохотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового иликожевенного сырья либо мяса диких животных.

35. При исчисленииразмера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина неучитываются:

а) виды доходов,указанных в абзаце двенадцатом подпункта "д" пункта 1 (кроме надбавоки доплат ко всем видам выплат, указанных в этом подпункте), пунктах 2 и 3перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи идохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственнойсоциальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 20 августа 2003 г. N 512;

б) до вступления всилу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты,установленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защитеграждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992г. N 3061-I), федеральными законами "О ветеранах" (в редакцииФедерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), "О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации " и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимсярадиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинскомполигоне";

в) денежныеэквиваленты предоставляемых гражданам мер социальной поддержки по оплате жилогопомещения и коммунальных услуг в виде скидок в оплате;

г) суммы ранеепредоставленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

д) другие видыматериальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи,оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, кроме указанных в подпунктах "б" и "г" настоящих Правил.

36. Если граждане неимеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, заисключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности,они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могутбыть проверены уполномоченным органом в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке.

37. Среднемесячныйдоход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяетсяпутем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, наколичество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данныедоходы.

38. Среднемесячныйсовокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходоввсех членов семьи.

39 .Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем делениясреднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

40 .Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствиис и настоящих Правил, равен произведению среднедушевогодохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя(получателя субсидии), определенное в соответствии с настоящих Правил.

VI. Порядок предоставления субсидий

41. Гражданам и (или) членамих семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящихПравил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляетсясроком на 6 месяцев.

(Измененная редакция. Изм.№ 2 )

42. Уполномоченныйорган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в еепредоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает)соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получениявсех документов, предусмотренных и настоящих Правил.

43. Действие(бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлениисубсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либонеправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

44 .При представлении документов, предусмотренных и настоящих Правил, с 1-го по 15-ечисло месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а припредставлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числаследующего месяца.

45. Уполномоченныеорганы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальныеуслуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранныхполучателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

По решениюуполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки)средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа вслучае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, еслипо состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортнойдоступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счетаили вклады до востребования и пользоваться ими.

Часть субсидии,приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печногоотопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставлениясубсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

(Измененная редакция. Изм.№ 2 )

46. Получателисубсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любыхвидов предоставляемых им коммунальных услуг.

47. При измененииразмера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг ивыполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества вмногоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающимиустановленную продолжительность, и при изменении размера платы за коммунальныеуслуги в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, уменьшениеразмера субсидии не производится, за исключением случая, предусмотренного настоящих Правил.

48. Получатель субсидиив течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а"и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органудокументы, подтверждающие такие события.

(Измененнаяредакция. Изм. № 2 )

49 .В случае если получатель субсидии в установленный срок не представилуполномоченному органу документы, указанные в настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средствазасчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получениесубсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателемсубсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе отдобровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органаистребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.

(Измененнаяредакция. Изм. № 2 )

50 .В случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствиеошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишневыплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном настоящих Правил, а недоплаченные средствавыплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором былаобнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае,когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится напериод, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

VII. Особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан

51 .Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотренавоенная служба, принимают решение о предоставлении субсидий:

а) сотрудникам,проходящим военную службу в указанных федеральных органах исполнительнойвласти, сведения о которых не подлежат разглашению;

б) лицам, проходящимлибо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерациив территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организацияхсоответствующих федеральных органов исполнительной власти.

52. Гражданам,указанным в настоящих Правил,субсидии предоставляются в виде денежной выплаты в размере, рассчитываемом всоответствии с и настоящих Правил с учетом региональныхстандартов.

53. Порядок оформлениядокументов и направления сведений, необходимых для предоставления субсидийгражданам, указанным в настоящихПравил, а также порядок выплаты таким гражданам субсидий определяютсясоответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых закономпредусмотрена военная служба, в пределах их компетенции.

54. Гражданам,проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждениемв порядке и на условиях, которые установлены пунктами - и настоящих Правил.

(Измененная редакция. Изм. № 1 , Изм.№ 2 )

55. В случае еслиразмер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан наоплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьипревышает размер соответствующего федерального стандарта, при расчете размерасубсидии, предоставляемой семье военнослужащего, проходящего военную службу поконтракту, либо семье гражданина, уволенного с военной службы по достижении импредельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военнойслужбы которого составляет 20 лет и более, а при общей продолжительностивоенной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения,применяется размер федерального стандарта максимально допустимой доли расходовграждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходесемьи.

VIII. Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий

56 .Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченногооргана при условии:

а) неуплатыполучателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальныеуслуги в течение 2 месяцев;

б) невыполненияполучателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности,предусмотренного настоящих Правил;

в) неисполненияполучателем субсидии требований, предусмотренных настоящих Правил.

57. Уполномоченныеорганы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причинвозникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или)коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных настоящих Правил, но не более чем на одинмесяц.

58. При наличииуважительных причин возникновения условий, указанных в настоящих Правил (стационарное лечение, смертьблизких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставлениесубсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости отусловий приостановления предоставления субсидии.

59. При отсутствииуважительных причин возникновения условий, указанных в настоящих Правил, предоставление субсидиивозобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашенияполучателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставлениясубсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срокапогашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидиитребований, предусмотренных настоящих Правил.

При принятии решения овозобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, втечение которого приостанавливалось предоставление субсидии.

60 .Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа приусловии:

а) изменения местапостоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основанияпроживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи,материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти измененияповлекли утрату права на получение субсидии);

(Измененная редакция. Изм.№ 2 )

в) представлениязаявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомонедостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставлениясубсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований,предусмотренных настоящихПравил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии оприостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ееобразования);

г) непогашениязадолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одногомесяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставлениясубсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

61. Возврат в бюджет, изкоторого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных вподпунктах "а" - "в" настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а вслучае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа всоответствии с законодательством Российской Федерации.

(Измененная редакция. Изм.№ 2 )

62. Решение оприостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставлениясубсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия.Копия решения помещается в персональное дело.

63. Предоставлениесубсидии прекращается:

со дня принятиярешения о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктами"а" - "в" настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась;

со дня принятиярешения о приостановлении предоставления субсидии в соответствии с настоящих Правил до окончанияпериода, на который субсидия предоставлялась (при отсутствии оснований длявозобновления предоставления субсидий).

64. Факт отсутствия(погашения) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг,заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашениюзадолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей,управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работыпо содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов ипредоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полнотеоплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

IX. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий

65. Расходы, связанныес предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно напредоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления.

66. Финансирование расходовна предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

(Измененнаяредакция. Изм. № 2 )

67 .Финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам, указанным в настоящих Правил, осуществляется засчет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям иорганизациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

(Измененная редакция. Изм. № 1 )

68. Утратилсилу .

69. Утратилсилу .

(Измененная редакция. Изм. № 1 )

70. В случае примененияорганами местного самоуправления при расчете субсидий местных стандартовнормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий,местных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и местных стандартовмаксимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения икоммунальных услуг в совокупном доходе семьи, отличных от установленныхорганами государственной власти субъектов Российской Федерации региональныхстандартов, дополнительные расходы на предоставление субсидий финансируются засчет средств местного бюджета.

71. Порядокперечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшимисполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(Измененная редакция. Изм.№ 2 )

Социальная субсидия - это мера социальной поддержки государства, которая оказывается нуждающимся лицам.

Государственная субсидия характеризуется такими особенностями:

  • предоставляется безвозмездно, т. е. не требует возврата полученных средств;
  • выделяется строго на определенные цели и может использоваться на финансирование целей или удовлетворение нужд, установленных законодательно;
  • носит характер долевого финансирования, в формировании выплат кроме государства принимают участие бюджеты регионов.

Порядок выдачи средств регламентируется законодательством, основные моменты прописаны в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Формы предоставления субсидии

Данная мера социальной поддержки государства предоставляется в виде финансовых выплат на следующие цели:

  1. Создание своего дела официальными безработными.
  2. Оказание помощи инвалидам.
  3. Оплата дорогостоящего или длительного лечения и другие меры социальной поддержки государства.

Кто имеет право на получение бюджетных средств

В России субсидии от государства предусмотрены для следующих категорий лиц:

  1. (семьи).
  2. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  3. (для начала предпринимательской деятельности).
  4. Лица, имеющие знаки отличия или наделенные статусом льготника.
  5. Пострадавшие в результате стихийных или техногенных катастроф.

Помощь малообеспеченным гражданам

В основном государственная поддержка предусматривается для малообеспеченных или незащищенных граждан РФ.

К ним относятся:

  • инвалиды или семьи, на иждивении которых находится инвалид;
  • пенсионеры.

Все они имею право на получение государственной поддержки для определённых целей.

Малообеспеченным считается гражданин (или семья), чей средний общий доход, в расчете на каждого члена семьи, будет ниже минимального прожиточного уровня.

Порядок оформления и выдачи субсидий

Чтобы оформить право на получение бюджетных средств в 2019 году заявителю следует обратиться в управление соцзащиты согласно адресу прописки.

Кроме этого, чтобы ускорить процедуру оформления, можно обратиться в МФЦ или на Портал государственных слуг. В этом случае нужно подготовить к отправке качественные скан-копии всех необходимых бумаг.

В зависимости от целей, на которые выделяются средства, оформлением субсидий в каждом крае (области) занимаются органы социальной защиты, отделы Пенсионного фонда РФ, центры жилищных субсидий и т.д.

Условия получения

Для получения социальной помощи граждане должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Наличие гражданства РФ.
  2. Иметь договор найма жилья или документ, подтверждающий право собственности на жилье.
  3. Наличие постоянной регистрации.
  4. Отсутствие непогашенной задолженности по коммунальным платежам.
В 2019 году субсидии от государства будут предоставляться только в том случае, если лицо (или семья) действительно нуждается в финансовой помощи от государства или не может самостоятельно обеспечить себя и семью.

Процедура оформления выплат

Оформление социальной помощи от государства имеет следующий порядок:

  1. Оценивается степень нуждаемости заявителя и необходимость выделения средств.
  2. Предоставление необходимых документов и заявления от граждан, претендующих на получение выплат.
  3. Рассмотрение документов и принятие решения о выдаче субсидии либо об отказе в получении средств.
Подать документы на получение выплат может любой член семьи. Оформление происходит только согласно адресу приписки заявителя.

Процедура оформления субсидии занимает до 10 рабочих дней. Решение может быть как положительное, так и отрицательное. Всё зависит от того, действительно ли нужна человеку поддержка, были ли предоставлены все необходимые документы, правильно ли составлено заявление и прочее.

При положительном решении заявитель в течение определенного периода будет получать денежную компенсацию. После чего большинству получателей придется повторить процедуру оформления субсидии. От повторного переоформления освобождены одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров, у которых пенсия выступает единственным источником доходов.

Необходимые документы

Обязательными документами для получения любого вида субсидированных выплат являются:

  1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство РФ.
  2. Заявление гражданина, желающего воспользоваться правом на субсидию.

В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.

Для получения жилищной субсидии заявитель должен подтвердить, что он нуждается в . Если выплаты желает получить молодая пара, то им необходимо подготовить документы о браке, наличии детей, справки о доходах.

Если право на получение средств заявляет временно не работающий гражданин, желающий заняться предпринимательством, то потребуются документ о наличии образования.

Для получения помощи на оплату коммунальных услуг, необходимо подтвердить, что заявитель тратит на коммунальные платежи более 22% своего дохода. Подтвердить можно с помощью справки о наличии доходов за месяц.

С собой необходимо иметь оригиналы документов (даже если для подтверждения того или иного факта предоставляется ксерокопия).

Выплата средств

Для каждого вида субсидий установлены различные сроки перечисления средств. Выделенная сумма может быть зачислена на банковский счет получателя или на вклад «до востребования» (если таковой имеется или специально открыт получателем в банке).

Положенную выплату можно получить в местном почтовом отделении связи (если на территории проживания получателя отсутствуют отделения банков) или на дому.

На дом денежные средства доставляются наличными, если получатель в силу возрастных особенностей или по состоянию здоровья не может открывать счет и распоряжаться им. Такое право гарантируется , престарелым, которым нужен постоянный уход (при наличии справки лечебного учреждения), а также заявителям в возрасте более 80 лет.

Срок предоставления государственных выплат зависит от вида субсидии. Перечень документов, на основании которых принимается решение о выдаче субсидий, также обновляется. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный период действия.Поэтому при обращении за помощью обязательно уточняйте список необходимых документов и период их действительности.

Например, если обратиться за расчетом до 16 числа текущего месяца, деньги будут перечислены в этом же месяце. При обращении после 16 числа текущего месяца выплаты начнутся в следующем месяце.

Ответственность получателей субсидий

Все субсидии носят строго целевой характер, поэтому к предоставляемым документам и сведениям предъявляются особые требования.

  1. За достоверность предоставляемых документов и данных несет ответственность заявитель. Если обнаружится, то претендент подал неполную или недостоверную информацию, ему будет отказано в выдаче средств.
  2. Если наступило событие, в результате которого должен быть уменьшен размер установленной суммы или выплата прекращена полностью, получателю средств необходимо в месячный срок представить подтверждающие документы.

Когда прекращается предоставление субсидий

В 2019 году право на получение помощи может быть прекращено при наступлении следующих событий:

  1. Нет больше оснований для получения бюджетных средств. Это может произойти в следующих случаях:
    • если получатель бюджетных средств переедет жить в другое место;
    • при смене состава семьи, смене гражданства получателя средств (членов его семьи);
    • при увеличении доходов льготника.
  2. Если гражданин или члены его семьи не представили документы или подали недостоверную информацию:
    • влияющую на предоставление субсидии или установление ее размера;
    • на основании которых уменьшается размер субсидии или утрачивается право на получение помощи государства.
  3. При возникновении непогашенной задолженности (без уважительной причины) или отсутствии согласованного срока погашения такой задолженности.
Подать корректирующие сведений льготник обязан в течение месяца со дня возникновения вышеуказанных ситуаций. В противном случае перечисление средств будет прекращено.

Изменения в 2019 году

Главная новость в 2017 году - отмена . В последнее время ставки банков по ипотечному кредитованию сравнялись с размером государственного субсидирования. Поэтому предоставление субсидий государством нецелесообразно.

Есть хорошая новость. Программа предоставления жилищных субсидий продлевается до 2019 года.

В связи с актуальностью программы импортозамещения для сельхозпроизводителей в 2017 году также предусмотрены изменения. Государство планирует ввести «единую региональную субсидию», в результате чего количество выдаваемых субсидий уменьшится до 7 (вместо 54).

Смогут воспользоваться государственной поддержкой и оформить кредиты по более низким ставкам.

Апр 6, 2019 17:52 сайт

Новости

  • 28 февраля 2019
  • 19 октября 2018
  • 30 июля 2018
  • 30 июля 2018
  • 24 апреля 2018
  • 17 апреля 2018
  • 23 февраля 2018
  • 15 ноября 2017
  • 19 октября 2017

Постановление Правительства №761 от 2005 года дает малоимущим гражданам право претендовать на материальную помощь от государства – субсидии.

Само постановление способствует реализации норм Жилищного Кодекса, статьей 159 которого определена необходимость социальной поддержки слоев населения с низким доходом.

Согласно постановлению, право на государственную помощь имеют те лица, которые платят за «коммуналку» больше, чем это максимально определено местными нормативами для подобных расходов, с учетом общего дохода семьи.

Прочитайте статью и узнайте, кто, согласно постановлению №761 с последними изменениями, обладает правом на субсидии, как определяется размер выплат в 2017 году.

Кому положены?

В разных субъектах РФ стоимость коммунальных услуг может составлять до 22% от совокупного дохода семьи.

Власти Москвы дают право гражданам на субсидии, если «коммуналка» забирает более 10% дохода ячейки общества – это один из самых невысоких порогов по России.

Также субсидии платятся малоимущим семьям, которые живут в плохих условиях и частично благоустроенных помещениях – без горячей воды, отопления, большой семьей в комнате общежития или тесной «однушке».

Субсидия будет определяться в зависимости от степени благоустроенности жилища.

  1. Владельцы жилых помещений (квартир, домов, долей домов).
  2. Лица, снимающие квартиры по договорам социального и коммерческого найма.
  3. Члены строительных и жилищных кооперативов.

Если гражданин, имеющий право на выплаты, находится в местах «не столь отдаленных» или на принудительном лечении, служит в ВС, признан пропавшим без вести по решению суда, деньги от государства будет получать его семья при условии проживания в том же помещении, которое раньше занимал сам гражданин.

Отказ в оформлении субсидии обуславливается следующими причинами:

  1. Материальное положение и условия проживания гражданина не соответствуют требованиям для выдачи субсидии – человек, по мнению государства, живет слишком хорошо, чтобы претендовать на финансовую помощь.
  2. Гражданин несвоевременно предоставил документы, халатно отнесся к установленным срокам.
  3. Заявитель пытался обмануть государство, предоставив ложные сведения о собственном благосостоянии.
  4. Гражданин имеет долг по квартплате и не прикладывает никаких усилий к его погашению.
  5. Заявитель не имеет документов, способных подтвердить, что он является пользователем или собственником жилья.
  6. Заявитель не имеет гражданства РФ или другого государства, с которым у России есть договорные обязательства.

Каков размер?

Статья IV постановления №761 определяет способ расчета размера субсидии. Применяется такая формула:

С = ССЖКУР * n – (МДД / 100 * Д)

Уточним, что: ССЖКУР – величина стоимости «коммуналки» на одного члена семьи для конкретного субъекта РФ; n – число членов семьи; МДД – максимально допустимая доля оплаты за «коммуналку» в общем доходе семьи (исчисляется в процентах); Д – общий доход семьи за последние 6 месяцев.

Для расчета размера субсидии возможно использовать специальный сервис – калькулятор субсидий на оплату ЖКХ , однако, и самостоятельное применение формулы (несмотря на ее страшный вид) особых затруднений не вызовет. Например, если бабушка из Москвы (где норматив – 10%), проживающая одна и имеющая доход в 12 тыс. рублей, платит по 2 тыс. рублей за ЖКХ, размер субсидии составит:

С = 2000 – (12000 * 0.1) = 800 рублей

Если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, формула немного корректируется – вводится поправочный коэффициент:

С = ССЖКУР * n – (МДД / 100 * Д * К)

Размер поправочного коэффициента считается как частное от деления среднедушевого дохода семьи на прожиточный минимум.

Существует предел совокупного дохода семьи при расчете величины субсидии: для одиноко проживающих лиц – это 18 тыс. рублей, для пары – 30.4 тыс. рублей, для семьи из 3 и более членов – 43.1 тыс. рублей.

Перечень документов

Паспорта РФ и свидетельства о рождении (для детей до 14 лет).

Семьям, в которые не входят неработающие пенсионеры, нужно приготовить такие бумаги:

  1. Документ, подтверждающий, что жилье находится в собственности заявителя (свидетельство о праве собственности).
  2. Документы, подтверждающие, что заявитель добросовестно оплачивал коммунальные услуги и долгов не имеет (чеки, квитанции об оплате).
  3. Справки о доходах членов семьи за последние полгода.
  4. Банковские реквизиты, по которым будут перечислены деньги. Подойдет и номер социальной карты москвича.

Неработающие пенсионеры избавлены от необходимости предоставлять справки об уровне дохода, но должны подтвердить факт совместного проживания с другими членами семьи посредством единого жилищного документа.

Куда обращаться?

С пакетом бумаг заявителю нужно идти в отдел жилищных субсидий своего района.

Заявителем может быть любой из членов семьи, которая соответствует требованиям предоставления государственной помощи.

Есть несколько аспектов предоставления субсидий, о которых обязан знать всякий заявитель:

  1. Если гражданин имеет право на субсидии сразу по нескольким жилым помещениям, это не значит, что он получит ряд выплат. В этом случае выплачивается субсидия на оплату «коммуналки» по месту регистрации.
  2. Субсидии выплачиваются в течение 6 месяцев . Важна дата предоставления документов: если заявление подано с 1-го по 15-е число, выплаты начинаются с текущего месяца, если с 15-го по 30-е число – со следующего.
  3. Выплаты производятся только наличными средствами на банковские счета «Сбербанк» и «СГБ». Общая выплата семье перечисляется на один расчетный счет и не может дробиться – кто из членов семьи будет получателем, решать самой семье.

Возможно ли прекращение выплат?

Постановление Правительства №761 перечисляет несколько оснований, по которым выплаты субсидий могут быть приостановлены:

  1. Семья, претендующая на государственную помощь, изменила состав.
  2. Произошло повышение совокупного дохода семьи, вследствие чего она перестала соответствовать требованиям постановления №761.
  3. Субсидент изменил место проживания.
  4. Выяснилось, что при оформлении субсидии субсидент сообщил ложные данные.

Также выплаты прекращаются, если получатель субсидии перестал платить по «коммуналке» и «отрастил» долг. В этом случае предоставление субсидий приостанавливается на 2 месяца, и субсиденту дается месяц на погашение долга.

Последние изменения

Изменения в постановлении Правительства №761 касаются следующего:

  1. Рассмотрение заявления о субсидии может быть отложено не более чем на 1 месяц, если заявитель в течение 10 дней после первого появления в отделе жилищных субсидий не предоставил часть обязательных документов.


Просмотров