Закон о беспилотных летательных аппаратах. Беспилотники против закона: что надо знать, покупая дрон

Не исключает приобретения беспилотных летательных аппаратов «для проведения государственного земельного надзора». Пока беспилотники не закупались, сообщили «Газете.Ru» в ведомстве, но изучается «целесообразность приобретения и использования таких аппаратов для выявления нарушений земельного законодательства».

Сейчас Росреестр учитывает земельные участки и объекты недвижимости на них при помощи космической съемки или аэрофотосъемки. Но у них точность плюс-минус пять метров. Это много. Это лишние сотки и даже гектары. Из-за большой погрешности границы участков на бумаге и на земле нередко не совпадают для целых садовых товариществ и даже населенных пунктов. Бывает и так, что земельные участки, принадлежащие , накладываются на земли поселений или территории .

По экспертным оценкам, до 70% земельных участков не имеют четких границ и не оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Власти готовы активизировать учет и надзор за земельными наделами и беспилотники, позволяющие детализировать карту местности с максимальной точностью, как нельзя лучше подходят для этой цели.

Беспилотник против глухого забора и злой собаки

Обследовать земельный участок бывает не так-то просто, если он обнесен двухметровым забором и примыкает к такому же соседнему участку. За забором слышен собачий лай, а хозяева не подают признаков жизни. Беспилотник, запущенный над проблемными участками, легко справляется с проблемой доступности. Оператор беспилотника видит сверху все и запросто фиксирует границы участка и объекты недвижимости на нем.

К выходу на новый технический уровень надзора за землей чиновников подталкивают изменения в Земельном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. С прошлого года региональные подразделения Росреестра вправе не спрашивать разрешения собственника земли на фотографирование его участка и могут предъявить претензию, пересчитать налог на землю и имущество, если факт самозахвата установлен дистанционно. «Применение дистанционных методов контроля сокращает число выездных мероприятий, позволяет проводить адресные проверки только в случае обнаружения конкретных признаков нарушений», — поясняют в ведомстве.

Всего в России по состоянию на 1 апреля зарегистрированы права на 34 млн участков (рост к прошлому году — около 3,5 млн участков). То есть это участки, границы которых не определены и в отношении которых не проводилось межевание. А в государственный кадастр недвижимости внесено 57,8 млн участков.

В Московском областном бюро технической инвентаризации тоже не отрицают эффективность беспилотников. А вот власти подмосковного Звенигорода уже наняли частную компанию, которая провела фотосъемку городской территории при помощи беспилотного летательного аппарата. Было сделано 7,5 тыс. снимков на 52 кв. км. На кадастровый учет было поставлено почти 10 тыс. объектов недвижимости.

За эту услугу муниципалитет заплатил 16 млн руб., но за счет уточнения границ и выявления земельных участков без кадастровой стоимости, без определения категории земель, без вида разрешенного использования или с некорректными адресами удалось собрать налогов на 127 млн руб. больше, чем годом ранее.

Штрафы растут десятикратно

Кстати, применение новых технических средств пополняет бюджет не только за счет роста налогооблагаемой базы (то есть прироста количества учтенных земельных участков), но и за счет штрафов. В 2015 году инспекторы Росреестра выявили на 8% больше нарушений, сумма взысканных с нарушителей штрафов в прошлом году выросла более чем в два раза и превысила 400 млн руб., пояснили в ведомстве.

Штрафы исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка. С марта 2016 года размеры штрафов выросли десятикратно.

Поскольку государственный кадастровый учет носит заявительный характер, то в стране остается в тени значительная группа недвижимости, сведения о которой отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Так, у 355 тыс. из 8,8 млн. подмосковных объектов недвижимости в ГКН отсутствуют площадные и протяженные характеристики, более 80 тыс. земельных участков не имеют категории и вида разрешенного использования. «Обладатели таких земельных участков и объектов капитального строительства, находящиеся в собственности физических лиц, не платят в бюджеты ни рубля», — говорит гендиректор Московского областного БТИ .

По экспертным данным, только в одной Московской области свыше 1,1 млн объектов не оформлены гражданами и не учитываются в налоговом обороте. То есть ключевые сведения об этих объектах недвижимости и их владельцах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Для вывода незарегистрированных участков из тени власти используют еще один все более популярный инструмент: садовод может настучать на соседа, который всем на зависть прирезал себе ничейной земли или на месте избушки воздвиг хоромы, но не сообщил об этом властям. Проект называется «Общественная инвентаризация».

Министерство имущественных отношений Московской области выявило к концу прошлого года и вовлекло в оборот 72 тыс. земельных участков, имеющих нарушения законодательства. Это увеличило налоговые поступления в бюджет с 12 млрд до 35 млрд руб.

Если сидел тихо 15 лет

Узаконить самозахват или незаконно прирезанные сотки можно. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие это сделать. При этом есть два варианта решения спора: платный и бесплатный.

Бесплатно прирезать можно не более 10% от площади исходного участка и при условии, что заявитель не менее 15 лет назад установил забор на присоединенной территории, пояснили «Газете. Ru» в Мособлбюро технической инвентаризации.

То есть границы присоединяемой земли не должны были изменяться более 15 лет. Но не факт, что владелец участка и забора может доказать, что этот забор действительно стоит тут 15 лет? Эта законодательная норма явно нуждается в проверке на коррупциогенность.

Второй способ узаконить захваченные сотки — выкупить их за 50% от кадастровой стоимости.

Но тут установлен лимит: можно узаконить 15 соток, если ты садовод, 10 соток положены для огородников и 25 соток — для дачного строительства. «Таким образом, имея в собственности огород площадью 6 соток, можно присоединить еще 4 сотки — естественно, при условии, что выкупаемая земля принадлежит не соседу, а находится в муниципальной собственности», — поясняют в МОБТИ.

Архаика этой нормы показательна: кто ты — садовод, или огородник, или дачник?

Вроде бы ни правительство, ни Кремль не влезают в личную жизнь россиян настолько, чтобы указывать, что им сажать: только ли картошку с капустой, и тогда ты вроде бы имеешь не самый привлекательный статус огородника.

Или ты полноценный дачник и вправе посадить на своем участке и картошку, и яблони в цвету тебе не запрещены, и даже баня с бассейном. Соответственно, и добавить к своим соткам сможешь столько же, сколько огородник с садоводом, вместе взятые. Явная дискриминация по растительноядному признаку.

Амнистии приходит конец

Разбираться с этими проблемами, доставшимися еще от СССР, властям и гражданам придется в оставшиеся полтора года. К этому сроку заканчивается действие «дачной амнистии» — упрощенного порядка легализации прав на спорные участки и постройки. С 1 января 2018 года вступит в силу ст. 19 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Будет запрещено распоряжение землями, в отношении которых отсутствуют сведения о точном местоположении границ. Это значит, что все те, кто не провел межевание земель и не внес итоги этих манипуляций в госкадастр, не смогут ни продать, ни завещать, ни заложить свой земельный участок.

Сейчас не вполне понятно: если гражданин приходит в региональное подразделение Росреестра и говорит, что он хочет узаконить свои права на дачу по схеме «дачной амнистии», то штрафовать за бесплатное пользование землей его не будут. А если владелец дачи (сада, огорода) не пришел сам, но его земельный участок сфотографировал беспилотник, а следом пришел инспектор Росреестра или лесхоза, то амнистия как бы не действует?

Впрочем, граждане пока не торопятся воспользоваться амнистией. За три месяца 2016 года количество регистрационных действий, совершенных в упрощенном порядке («дачная амнистия»), составило всего 138 тыс. (в январе - марте 2015 года — 268 тыс.).

«Закон суров, но он закон»: основной смысл нового законодательства сводится к тому, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) весом более 250 граммов, будь то хоть квадрокоптер, хоть радиоуправляемый самолет, хоть воздушный змей - с 5 июля 2017 года необходимо регистрировать, а их владельцам - получать лицензию внешнего пилота.

Зачем это вдруг понадобилось? В оппозиционных кругах распространена версия о том, что, мол, слишком беспокоятся государственные мужи насчет того, чтобы кто попало не фотографировал их имения с «шубохранилищами» - вот и отбирают у свободных людей их право управлять квадрокоптером.

Safety first

На самом деле, скорее, все дело в безопасности: сейчас квадрокоптеры стали доступны действительно всем желающим, а в неумелых руках такой девайс все-таки довольно опасен. Не ровен час, налетит или упадет куда-нибудь (а приличный дрон весит больше килограмма и развивает скорость свыше 60 км/ч) - серьезных травм не избежать.

Да и пресловутая террористическая угроза - не пустой звук; привязать к дрону мешочек с взрывчаткой и залететь в открытое окно проще простого: любые заборы и охранники ничего не смогут с этим сделать.

Можно привести аналогию с мопедами: долгое время для них не требовалось никаких прав, а хлынувший на рынок поток подержанных скутеров из Японии (по цене от 10 тысяч рублей) сделал «моторянку» доступной любому школьнику, не знающему ПДД и никогда не державшему в руках шлема.

А еще их полюбили любители ездить навеселе: права-то не отберут! Все это привело к лавинообразному росту числа смертельных ДТП с участием скутеристов, и теперь для управления ими нужны права.

Порог в 250 граммов - очень важный момент: легкие дроны не могут нанести заметного вреда здоровью человека или повредить какие-то важные объекты, а грузоподъемность таких БПЛА не позволяет использовать их для террористических целей. Плюс, опять же, дальность и скорость невелика: в случае чего можно быстро найти пилота.

Замкнутый круг

Однако закон оказался совершенно сырым: в нем БПЛА приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер - это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов; пока их нет - не проявляет инициативу и Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД).

Известно лишь о том, что в качестве «номеров» на дрон будут ставиться RFID-метки, которые позволят считывать информацию о беспилотнике на расстоянии до 300 метров. Заниматься регистрацией дронов будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а заявку можно будет подать через интернет, заплатив 200-300 рублей, либо сразу оформить регистрацию при покупке дрона. Но это всё теоретически: по состоянию на конец апреля 2017 года система регистрации лишь находится в процессе разработки.

Где летать - тоже непонятно, потому что даже частный самолет или воздушный шар ведь не летает просто так, он каждый полет согласовывает с множеством ведомств: от Росавиации и ФСБ до авиадиспетчеров. При этом должен быть план полета - то есть, согласованный маршрут в согласованное время.

Где получать лицензию пилота (без действующей лицензии к полету не допустят) - тоже решительно непонятно. Получается замкнутый круг и, де-факто, полный запрет на использование частных БПЛА.

Луч света

Некоторое понимание процесса имеется пока разве что в Департаменте транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа: они сообщают, что нужно получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдают в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург, однако напоминают, что передвижения беспилотных летательных аппаратов над населёнными пунктами могут выполняться при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В разных странах Европы есть свои дополнительные ограничения по дронам (например, в Германии высота не более 100 метров). Фото: Christopher Michel / Flickr / CC BY 2.0

Воруй, убивай

Таким образом, сейчас любой запуск беспилотника - это нарушение закона, за которое предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Впрочем, как это обычно бывает в России, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения: пока известно только два случая, когда за запуск квадрокоптеров задерживали и штрафовали, оба раза в Москве на глазах у полиции (в частности, возле стен Кремля - и именно поэтому теперь, оказавшись около Красной Площади, вы по GPS внезапно перекидываетесь во Внуково - в зоне аэропорта дрон, согласно заложенной в него программе, стартовать откажется).

Обычные же полицейские, как правило, не знают о запрете дронов, так что если они увидят в небе ваш квадрокоптер - никто не будет объявлять план «Перехват»; найти пилота достаточно сложно. Опытные «летуны» перед завершением полета советуют сначала отлететь в сторону и зависнуть, чтобы дезориентировать противника, а затем, держа наготове сумку, резко вернуть дрон на базу, прыгнуть в машину и уехать.

Впрочем, есть один нюанс: вы же наверняка захотите выложить видео с дрона в YouTube, и вот оно уже может вызвать интерес органов (хотя, опять же, никого еще за это не оштрафовали).

Что делать

Пока остается только ждать внесения хоть какой-то ясности. Лоббируются попытки изменить законодательство - вплоть до того, чтобы регистрация и лицензия требовались лишь для коммерческих дронов (весом от 30 кг). Соответствующие поправки были даже приняты в 2016 году, однако с 5 июля они прекращают свое действие.

НП «ГЛОНАСС» считает, что главной целью при формировании системы отношений между участниками сферы создания и применения БАС (беспилотных авиационных систем) должно стать обеспечение безопасности их применения.

В НП «ГЛОНАСС» уверены, что ответственность за организацию воздушного движения, в том числе воздушного движения БВС (беспилотного воздушного суда) в составе БАС, должен нести один оператор.

Полагаем, что целесообразно возложить полномочия по контролю и управлением трафиком БАС, а также полномочия выступать в качестве заказчика создания такой системы, на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

прокомментировали в НП «ГЛОНАСС»

А что у «них»?

Европейское аэрокосмическое агентство (EASA) предписывает не летать на дронах в ближе чем 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними. Также в Европе нельзя летать выше 150 метров. Дроны разделены на 4 категории (A0-A3) в зависимости от веса и скорости.

Лицензия пилота нужна только для тяжелых дронов A3, применяемых для коммерческих работ. Максимальный вес дрона составляет 25 кг: это значение выбрано потому, что для моделей самолетов весом более 25 кг требуется уже сертификация. Цифра в 250 г тоже фигурирует: все, что легче (и не быстрее 15 м/с), то есть, категория A0 - может летать без дополнительных вопросов. Такими дронами могут управлять и дети до 14 лет.

В США много правил, в частности, нельзя летать выше 400 футов (122 метров), расстояние до ближайшего облака должно быть не менее 500 футов по вертикали и 2000 по горизонтали. Но, главное, требуется лицензия на пилотирование дрона.

Кроме того, запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон оснащен габаритными огнями, видимыми не менее чем за 3 мили. При нанесении телесных повреждений или материального ущерба на сумму более 500 долларов пилот обязан сообщить об авиаинциденте в FAA - главный авиационный регулирующий орган.

Вывод

Владеть дроном становится все сложнее. «Вольница», которая действовала еще несколько лет назад, закончилась, и гайки закручивают все сильнее и сильнее. Прежде, чем покупать дрон, подумайте - готовы ли вы нести за него ответственность.

Что будет с 1 июля 2017 года:

  • Дроны массой от 250 г до 30 кг нужно регистрировать с помощью RFID-меток
  • Дроны массой от 30 кг нужно регистрировать как полноценные воздушные суда
  • Для управления дроном нужна лицензия, которую непонятно, где и как получить
  • Перед полетом нужно получить разрешение на использование воздушного пространства

Во время загрузки произошла ошибка.

Беспилотные летательные аппараты — в обиходе коптеры или дроны — прочно вошли в нашу жизнь. Их используют для видео- или фотосъемки, доставки небольших грузов и просто для развлечения. Рассказываем, как правильно запустить беспилотник.

Популярность беспилотных аппаратов ежегодно растет. Вместе с тем прибавляется забот у их владельцев. Согласно последним изменениям в законодательстве, сегодня коптер нельзя запустить просто по желанию, ничего не нарушив при этом. Сначала его нужно зарегистрировать, а затем получить разрешение на использование воздушного пространства Москвы за пределами МКАД.

Для чего нужна регистрация?

Сегодня регистрация беспилотных аппаратов регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно поправкам, внесенным в статью 33, беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов подлежат учету. Норма о регистрации вступила в силу 5 июля 2017 года. Это означает, что ставить на учет придется всю летающую технику — от коптеров до детских вертолетов и самолетов.

Столь строгие меры связаны с проблемами, которые создают беспилотники в воздушном пространстве. Дроны, бесконтрольно парящие в небе, мешают авиации, вводят в замешательство операторов и диспетчеров. К тому же не все «внешние пилоты» соблюдают правила безопасности при управлении аппаратами, и это приводит к серьезным инцидентам. Регистрация беспилотников и дополнительное технологическое сопровождение возьмут ситуацию под контроль.

Как это будет происходить

Несмотря на то что федеральный закон вступил в силу, постановка на учет летающей техники пока не проводится. Это связано с тем, что еще не принят нормативный документ о порядке регистрации беспилотников. Но в скором времени это произойдет: проект соответствующего постановления разработан и готовится к направлению в Минюст и Правительство России.

Регистрацией займется ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. Чтобы пройти эту процедуру, собственник беспилотника должен будет зарегистрироваться на едином электронном портале оператора системы учета. Будет установлен срок, в течение которого он должен это сделать. При этом надо будет указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения). После этого на электронную почту владельца беспилотника придет уведомление об учете воздушного судна. Затем по месту жительства «внешнего пилота» по почте придет учетный опознавательный знак. Он крепится на корпус аппарата. Предполагается, что это будет специальная радиочастотная (RFID) метка. С ее помощью коптер станет распознаваемым на расстоянии до 300 метров.

Процедура учета будет проводиться бесплатно. Владельцы дронов массой меньше 250 граммов по-прежнему могут пользоваться ими без регистрации.

До вступления в силу постановления о порядке регистрации беспилотных летательных аппаратов никаких правовых последствий для владельцев коптеров и других беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов не наступит. Ими можно владеть, их можно запускать, но при условии наличия разрешения на полет.

Что касается беспилотников тяжелее 30 килограммов, то их учет регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Он вступил в силу с 30 марта 2016 года. Регистрацией таких коптеров занимается Росавиация. Заявку в территориальное управление ведомства можно подать лично, через законного представителя, почтой или через курьера. К заявлению следует приложить квитанцию об оплате госпошлины (она составляет 350 рублей) и правоустанавливающие документы на беспилотный аппарат. Рассмотрение займет десять рабочих дней, затем ведомство либо зарегистрирует беспилотник, либо откажет в этом с обоснованием ответа. Важно, что владелец беспилотного аппарата весом от 30 килограммов может быть лишен «авиаправ» из-за судимости или употребления наркотиков.

Как получить разрешение на полет

Однако одной только регистрацией коптера не обойтись. Сегодня воздушное пространство над Москвой закрыто, а значит, для того чтобы запустить аппарат, нужно специальное разрешение. Чтобы его получить, надо подать заявление в городской Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции.

В заявлении юридическим лицам следует указать полное наименование организации, организационно-правовую форму, ОГРН, ИНН, адрес, фамилию, имя и отчество руководителя. Физические лица должны указать фамилию, имя и отчество, номер СНИЛС, место жительства, данные паспорта, номер контактного телефона и адрес электронной почты.

Также в обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер, шумовые характеристики, количество двигателей. Кроме того, надо представить данные свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). Вместе с запросом следует предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя.

После этого заявка будет направлена на согласование в Генеральный штаб, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление Федеральной службы безопасности России по Москве и Московской области, Главное управление Министерства внутренних дел России по Москве, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы, ГУП «Мосгоргеотрест».

Процедура займет не более 24 рабочих дней. Получить ответ можно лично, по почте и через законного представителя.

Нарушители правил, если они не получили в установленном порядке права на деятельность по использованию воздушного пространства, а их действия не содержат уголовно наказуемого деяния, должны будут заплатить штраф. Для граждан его размер составит от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — штраф от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

    в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

    ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

    разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.

Квадрокоптер — это вид летательного аппарата с четырьмя пропеллерами, который управляется ПДУ (пультом дистанционного управления) с земли. Некоторые модели оснащаются миниатюрной видеокамерой и гироскопом.

Гироскоп — это датчик, благодаря которому аппарат становится устойчивым к ветрам во время полета. Даже при сильном боковом ветре он может оставаться неподвижным в воздухе. В более дешевых моделях этого датчика нет. В этом случае владельцу придется корректировать полет пультом дистанционного управления.

В декабре 2015 года в Федеральный закон №60 были внесены изменения. Они вступили в силу 30 марта 2016 года.

Закон гласит, что все квадрокоптеры, взлетная масса которых более 250 граммов, должны быть зарегистрированы и сертифицированы. В государственный орган необходимо предоставить план полета и получить отметку об его согласовании.

На основании полученных документов внешнему пилоту предоставляется официальное разрешение на полет коптера. Высота полета не должна превышать 50 метров. На этой высоте игрушечные квадрокоптеры не помешают воздушным судам.

С точки зрения закона теперь даже для запуска дрона во дворе необходимо разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер запускается на территории Москвы, потребуется разрешение от органов исполнительной власти города Москвы.

Изменения в законе о квадрокоптерах

Закон о квадрокоптерах был создан на основании «Воздушного кодекса Российской Федерации» ФЗ №60. ФЗ был принят 19 марта 1997 года. Последние изменения были внесены 5 июля 2017 года и подписаны Президентом РФ.

В законодательных актах говорится о том, что беспилотные воздушные судна необходимо регистрировать, если взлетная масса превышает 30 килограмм.

Квадрокоптеры с взлетной массой от 0,25 до 30 килограмм подлежат упрощенной регистрации в порядке, установленным Федеральным законом.

Порядок регистрации квадрокоптеров в России

Закон действует на все виды гражданских беспилотных летательных аппаратов (дроны, игрушечные вертолеты и самолеты на дистанционном управлении). Модели с весом более 0,25 кг — это около 70% техники беспилотных аппаратов, которые продаются в России. Но как уже говорилось выше, регистрация дронов происходит в государственных учреждениях.

В законе описывается процедура регистрации коптера. Она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Каждому квадрокоптеру присваивается индивидуальный номер и соответствующая радиометка. Радиометка — это зашифрованные данные о владельце и информация о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» описывает порядок, на основании которого регистрируются БЛА (беспилотные летательные аппараты).

Закон гласит о том, что все беспилотники со взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм, которые были произведены на территории России или привезены из-за рубежа, должны регистрироваться в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

В соответствии с Федеральным законом №60 Министерство транспорта Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер и порядок оплаты.

Регистрация прекращается в следующих случаях:

  • Вывоза квадрокоптера заграницу;
  • Снятия его с эксплуатации;
  • Списания;
  • Перехода права собственности;
  • Нарушения требований к государственной регистрации.

Список необходимых документов, после предоставления которых можно получить разрешение на полеты дронов:

  • Удостоверение квадрокоптера на пригодность к полету;
  • Разрешение на использование воздушного пространства;
  • Документ, который подтверждает, что пилот способен управлять дроном.

Стоимость регистрации — 200-300 рублей, в зависимости от региона Российской Федерации.

Обратите внимание: на съемку с высоты также потребуется специальное разрешение.

Федеральный закон №60 гласит, что если в случае проверки контролирующими органами физического или юридического лица при нем не будут обнаружены необходимые документы, полагается штраф. Для физического и юридического лица — 5 тысяч рублей и 20 тысяч рублей, соответственно.

Основные правила полета квадрокоптера по Федеральному закону:

  • Полеты над территорией с большим скоплением людей нежелательны. Неправильная работа дрона или неверное управление могут повлечь за собой причинение вреда здоровью третьим лицам;
  • Не запускайте дрон в зонах секретного объекта, вблизи военных баз или полигонов;
  • Не повышайте высоту более чем на 150 метров. На некоторых дронах установлено специальное программное обеспечение, с помощью которого поднять летательный аппарат выше допустимого значения в определенных местах не предоставляется возможным.

Прежде чем запустить дрон в конкретной местности, узнайте у органов местного управления о необходимости получения разрешения на полет.

В США закон о регистрации БЛА был принят гораздо раньше, чем в Российской Федерации. К тому же регистрация упрощена. Для того чтобы получить разрешение на запуск беспилотных аппаратов, гражданин Америки должен отправить электронное письмо с указанием идентификационного номера дрона. В течение нескольких минут он получит ответное электронное письмо с присвоенным номером. Последующие дроны будут также зарегистрированы под аналогичными данными. Стоимость регистрации составляет 5 долларов США.

Скачать текст закона об использовании дронов

В статьях «Воздушного кодекса Российской Федерации» установлены правила использования воздушного пространства РФ. Государственный контроль об использовании воздушного пространства и закон о дронах в России был создан в целях безопасности населения.

Основные цели Воздушного кодекса:

  • Обеспечение безопасности государства;
  • Охрана интересов государства;
  • Обеспечение безопасности полетов воздушных судов;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Чтобы скачать Федеральный закон «Воздушный Кодекс Российской Федерации» и просмотреть внесенные изменения и дополнения за 2017 год, перейдите по .



Просмотров