Заказчики нашли новые способы не платить по тендерам: что делать бизнесу. Что делать, если заказчик не платит по госконтракту Заказчик не оплатил контракт


Неоплата по контракту на рынке закупок — явление, с которым, к сожалению, может столкнуться любой поставщик. Важно понимать, что ситуация для разных сегментов этого рынка отличается и сильно зависит от уровня регулирования законом конкретного сегмента (а значит, и уровня защищенности ваших интересов как поставщика):

  • рынок госзаказа (44-ФЗ). Этот сегмент наиболее регламентирован законом. Это закон процедурный, им установлены четкие максимальные сроки оплаты по контракту — 30 дней. Для малого бизнеса максимальные сроки оплаты еще меньше и составляют 15 рабочих дней.
  • рынок корпоративных закупок (223-ФЗ). Это закон рамочный. При проведении заказчиком закупки, участниками которой могут быть любые лица, включая субъекты МСП, срок оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, не может превышать 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта приемки поставленной продукции.
  • коммерческие закупки. Это закупки, которые лежат за рамками ФЗ-44 и 223-ФЗ. Ваши взаимоотношения с заказчиком регламентируются договором. Законодательно ваши интересы здесь защищены меньше всего, степень защиты интересов зависит от переговорных возможностей сторон и того, насколько вам как поставщику удастся согласовать в наибольшей степени устраивающий вас вариант договора в части условий оплаты.

Независимо от того, на каком из рынков вы работаете, ситуация с задержкой или отсутствием оплаты по контракту или договору может повлечь за собой различные риски. Например:

  • репутационные риски — невозможность расплатиться с собственными поставщиками может привести к потере доверия);
  • финансовые риски — просрочки по кредитам (при наличии таковых) или кассовый разрыв. Последнее особенно критично для малого бизнеса, поскольку может обернуться полной остановкой его деятельности.

Разумеется, обезопасить себя на 100 процентов невозможно, но некоторые превентивные меры вы можете предпринять. Например: на этапе подачи заявки, до отправки документов, проверьте потенциального заказчика на предмет прохождения им в текущий момент процедуры банкротства или на предмет наличия дел в арбитражном суде с его участием в статусе ответчика. Наличие таких дел будет косвенно свидетельствует не в пользу заказчика. Сегодня сделать такую проверку можно в режиме онлайн, например, при помощи сервиса «ОКонтрагенте». Этот сервис доступен в личном кабинете поставщика на электронной площадке РТС-тендер. Буквально в 3 клика вы получите исчерпывающий отчет о контрагенте со всей нужной информацией.

Что делать, если вам не заплатили? Давайте на примере наиболее регламентированного сегмента закупок (госзакупок по 44-ФЗ), где поставщику проще всего отстаивать свои интересы, рассмотрим алгоритм действий в случае, когда госзаказчик не платит по контракту. Последовательность следующая:

1) написание претензии заказчику с требованием погашения в установленный срок задолженности и указанием, что в случае дальнейшего нарушения срока оплаты в отношении заказчика будет взыскана неустойка в форме пени за просрочку оплаты исполненного обязательства;

2) обращение с иском в арбитражный суд с требованием оплатить выполненные работы и требованием взыскания неустойки с заказчика за просрочку оплаты;

3) обращение в контрольные органы в сфере закупок с требованием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика в связи с нарушением срока оплаты (титры статья 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен штраф на должностное лицо заказчика в размере от 30 до 50 тысяч рублей). Протоколы по этому административному правонарушению могут составить должностные лица ФАС России или ее территориальных управлений. Постановление, т.е. решение по делу, принимает другой контрольный орган в сфере закупок — Казначейство или орган государственного финансового контроля (главное контрольное управление и т.п.).

Важно, что к административной ответственности должностные лица заказчика могут быть привлечены только в том случае, если заказчик подписал акт приемки, но работы в установленные сроки не оплатил. Если заказчик акт приемки не подписывал, т.е. работы не принимал, то и нарушения сроков оплаты не будет, поскольку срок оплаты отсчитывается с даты приемки продукции заказчиком.

В такой ситуации речь будет идти о другом административном правонарушении заказчика — несоставлении документов о приемке либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания (титры ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Напоследок расскажем про такой полезный инструмент для поставщика, как факторинг. Работа на условиях отсрочки платежа встречается в закупках сплошь и рядом. Кассовый разрыв для небольшой компании действительно может оказаться критичным. Здесь и приходит на помощь приходит факторинг. Факторинг — это финансовая услуга, которая позволяет вам, как поставщику, получить досрочную оплату по исполненному контракту. В процессе участвуют 3 стороны: поставщик, заказчик и фактор. Вы уступаете фактору право требования задолженности с заказчика, затем вы получаете от фактора финансирование сразу, не дожидаясь оплаты контракта заказчиком. Все это происходит в режиме онлайн, без личного присутствия.

Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.

— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.

Расскажу, что делать в такой ситуации.

Юлия Князь
Адвокат , осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально

Алгоритм работы с должником

Да, можно звонить своему должнику, встречаться. Пробовать договориться. Но часто это малоэффективно. Расскажу об основных действиях по взысканию долга. Разумеется, если вам вернут средства на первоначальных этапах, то последующие выполнять не надо:

1. Постараться подписать у должника акт сверки-расчета , который будет являться подтверждением задолженности.

Постараться подписать акт выполненных работ.

2. Направить письменную претензию с просьбой произвести расчет. Она составляется в свободной форме. В претензии необходимо:

  • Указать, что в случае неоплаты будут взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке, установленной законодательством (размер процентов определяется ставкой рефинансирования). Или — в размере, определенном вашим договором (обратите на это внимание при его составлении)
  • Отметить, что другие издержки по взысканию долга (расходы на оплату государственной пошлины, юридическую помощь) будут также взысканы с должника

Исполнительная надпись - это документ о взыскании долга, который выдает нотариус, и который подлежит исполнению — по аналогии постановлением суда. Это самый быстрый способ взыскания долга. Ее можно получить, обратившись к нотариусу, если у вас есть:

  • Подписанный двумя сторонами договор
  • Акт выполненных работ
  • Акт сверки расчетов
  • Ответ на претензию, в котором должник признает сумму долга

Если на руках есть не все документы, нужно обращаться в экономический суд и начинать возбуждение искового либо приказного производства.

4. Исковое или приказное производство: в чем разница

В случае приказного производства необходимо подавать заявление о возбуждении приказного производства, приложив документы, подтверждающие задолженность: копии договора, актов, а также почтовые квитанции, по которым видно, что должнику были отправлены претензии.


За взысканием долга в приказном производстве следует обращаться, если на руках: только договор, акт и направленная претензия без ответа. Либо ответ на претензию, в котором сумма долга признается частично.

Заявление рассматривается без проведения судебных заседаний и участия в них сторон. Срок рассмотрения дела: не более 20 дней.

В случае искового производства подается исковое заявление, и к нему прилагаются аналогичные документы. К нему следует обращаться, если должник:

  • Заявляет, что будет оспаривать суммы долга
  • Он не подписал акты
  • Его не устраивает качество выполненной работы (оказанной услуги)

Необходимо будет доказывать в суде, что должник обязан оплатить вашу работу (услугу). Проводятся судебные заседания, в которых принимают участие обе стороны.

Срок рассмотрения дела: не более 2 месяцев

За принятие заявления и иска к рассмотрению надо оплатить государственную пошлину.

Минимальная ставка пошлины в приказном производстве составляет 2 базовые величины (сейчас это 21 рубль), если сумма долга менее 100 базовых величин. Максимальная — 7 базовых величин.

В исковом производстве расчет госпошлины несколько сложнее и ее размер больше. Минимальная ставка в исковом производстве — 25 базовых величин, если сумма долга менее 100 базовых величин. Если выше, максимальная ставка определяется в соотношении 1% или 5% от суммы задолженности.

На что обратить внимание на этапе заключения договора

Если процедура взыскания долга дошла до суда, может выясниться, что в договоре на оказание услуг допущены нарушения.


Например:

  • Четко не определен его предмет — какая работа должна выполняться
  • Не указан точный срок выполнения работы
  • Не указана цена за работу или другие условия в зависимости от категории договора

В этом случае должник может воспользоваться ситуацией и оспорить заключение договора. Чтобы получить деньги за выполненные услуги, необходимо будет повторно обращаться в суд. И взыскивать долг не по договору — а как сумму неосновательного обогащения.

Приведу пример . На практике я столкнулась с ситуацией, когда между сторонами был подписан договор подряда. По его условиям, предприниматель выполнил оговоренный объем работ. Однако когда наступило время для расчетов, вторая сторона уклонилась от того, чтобы подписывать акты выполненных работ. На претензии не отвечала.

А поскольку актов выполненных работ не было, предприниматель был вынужден обращаться в исковом порядке в экономический суд. В ходе судебного спора должник указал, что условия договора подряда не согласованы: не были определены объемы и стоимость работ.

Так как документ был составлен некорректно, суд признал такой договор незаключенным и отказал во взыскании суммы.

После чего предпринимателю, который оказал услугу, пришлось повторно обращаться в суд с новыми требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения. И доказывать, какой объем работы он выполнил и что она была надлежащего качества. Это потребовало привлечения экспертов, т.е. дополнительных расходов.

Вывод: нужно помнить, что каждый шаг в бизнесе должен быть продуман, начиная с заключения договора и оформления документов по выполнению работы.

Представьте ситуацию: вы заключили договор, выполнили весь объем работ по нему, но оплаты не дождались. Произойти это может с каждым, кто оказывает различного рода услуги, и встречается на практике достаточно часто, и поэтому знать о поведении в таких ситуациях необходимо.

В данной статье мы расскажем, как поступить, если заказчик не платит по договору , можно ли взыскать честно заработанные средства и что для этого понадобится.

Порядок действий, если заказчик не платит по договору

В ситуациях, когда контрагент не платит , многие люди теряются, ведь не знают, какие существуют пути для взыскания задолженностей по договору . Тем не менее, существует определённый алгоритм действий, который позволяет успешно отстоять свои права. Вот его основные шаги:

  1. Уточнение причин неуплаты. Вполне вероятно, что заказчик не просто так не внес оплату, может быть, он недоволен качеством услуг, сроками поставки и т.д. В этом случае нужно уточнить все замечания, исправить их, и получить оплату. Также может оказаться, что контрагент на самом деле еще не получил весь пакет услуг по договору (например, задержалась доставка, не подписан финальный акт выполненных работ или подобная ситуация). Потому в первую очередь надо связаться с контрагентом и выяснить, знает ли он, что пришло время оплатить оказанные услуги, а если знает, то почему до сих пор этого не сделал. Исходя из полученного ответа, можно формировать дальнейшие шаги, но существует немалая вероятность того, что возникло банальное недоразумение, и спор разрешится уже на данном этапе.
  2. Написание претензии. если уважительных причин для невыплаты денег у заказчика нет, или он не выходит на связь и не объясняет свои действия, следующим этапом будет подготовка официальной претензии. Претензия – это уже документ с юридической силой, которым вы уведомляете вторую сторону конфликта, что не согласны с текущим положением вещей, и хотите его изменить. Как составить претензию? Вначале укажите все обстоятельства: когда был подписант договор каких работ и в каком объеме касался, были ли работы выполнены в срок. Дальше опишите обязанности контрагента: согласно договору, он обязывается выплатить определенную сумму денег за оказанные услуги. Обязательно укажите, что работы выполнены в полном объёме, но оплата до сих пор не получена. Требования – следующий раздел претензии – выплатить всю задолженность по договору на указанный расчетный счет, с указанием сроков погашения. В противном случае сторон-заявитель оставляет за собой право подать в суд. Кроме того, в суде будут взысканы также проценты за использование средств и расходы на судебные тяжбы. В конце претензии подается список документов, подтверждающих позицию заявителя. Это может быть копия договора, подписанный акт выполненных работ и другие документы, относящиеся к делу.
  3. Подготовка иска в суд. Хотя претензия о взыскании задолженности по договору является достаточно эффективным средством для защиты своих прав в споре с заказчиком, далеко не всегда это позволяет добиться желаемого результата. Потому следующий шаг процедуры – это подготовка искового заявления в арбитражный суд. И в претензии, и в иске подаются схожие данные, только исковое заявление более формализовано и к нему более строгие требования, потому рекомендуется для его составления привлечь адвоката. Суть иска остается прежней: между истцом и ответчиком был договор, который одна сторона (исполнитель) выполнила в полном объеме, а вторая (заказчик) выполнять отказалась. Все это подкрепляется соответствующими документами, которые подтверждают позицию истца.
  4. Обращение в арбитражный суд. Готовый иск подается в арбитражный суд по месту регистрации компании-заказчика, и если при его составлении не допущены ошибки, принимается к рассмотрению. Когда назначено заседание, истцу или его представителю необходимо явиться в суд, подтвердить сведения, указанные в иске, и убедить судью в том, что правда на его стороне. Если это удастся, суд взыщет с заказчика причитающиеся деньги, а также дополнительные средства, если они заявлялись в иске.

И хотя вышеописанный порядок взыскания задолженности по договору не является единственно возможным рекомендуется придерживаться именно его как наиболее действенного для достижения поставленной цели.

Можно ли взыскать задолженность если услуги были оказаны без договора?

Достаточно часто встречаются ситуации, когда стороны работают без формального договора, основывая свое сотрудничество на устных соглашениях. Как и везде, здесь можно столкнуться с неплатежами со стороны заказчика, но доказать свою правоту намного сложнее: нет документов, которые подтверждают существование деловых отношений между сторонами. При этом законодательство говорит о том, что отсутствие договора не может быть основанием для невыплаты средств за выполненные работы. Но в таких ситуациях исполнителю потребуются квалифицированная , ведь придется доказывать сам факт сотрудничества посредством подтверждения услуг, которые были оказаны. Справиться с этим сможет только опытный юрист, ранее занимавшийся подобными спорами.

Заключение

Если заказчик отказывается оплачивать оказанные услуги, причитающиеся средства можно с него взыскать. Но предварительно нужно провести переговоры, поинтересоваться, почему оплата не была совершена, и только если это не дало эффекта, переходить к судебному процессу. На всех этапах спора поможет

«Если хорошо поторговаться, то дважды два будет три»

На первый взгляд кажется, что участие в государственных/муниципальных торгах во всех отношениях выгодное мероприятие. Участник торгов, признанный победителем, получает доступ к бюджетным деньгам, на предложенных им самим условиях выполнения государственного (муниципального) заказа (далее по тексту - «государственный заказ», «государственный заказчик»).

Предполагается, что до момента принятия решения участия в тех или иных торгах, участник проанализировал и рассчитал все возможные расходы, связанные с выполнением заказа, риски, желаемую прибыль.

Но участнику государственного заказа необходимо быть готовым к тому, что в процессе исполнения заказа нередко возникают «непредвиденные» обстоятельства (например, неготовность помещений, в которых исполнитель по контракту должен осуществить установку оборудования; отказ получателя по контракту принимать товар, выполненные работы, оказанные услуги; непоступление средств из бюджета на оплату по контракту и пр.), которые в значительной степени ухудшают положение Исполнителя такого заказа и не только уменьшают размер прибыли по сравнению с той, на которую он рассчитывал, но и не позволяют исполнителю получить оплату по контракту продолжительный период времени.

Как в данном случае вести себя Исполнителю? Как быть, когда государственный заказчик не платит за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги из-за отсутствия бюджетного финансирования? Реально ли возместить дополнительные расходы, понесенные исполнителем в ходе исполнения контракта, которые не включены в цену по контракту?

Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы на основании последних судебных решений.

1.Заказчик должен осуществлять оплату в соответствии с условиями контракта

(п. 9. Ст.9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ)

Нередко по тексту государственного контракта можно встретить следующее положение: «Оплата государственного контракта будет осуществляться Государственным заказчиком на установленных настоящим государственным контрактом условиях, но по мере поступления целевого бюджетного финансирования» . Не зависимо от того, имеется ли по тексту контракта такое положение или нет, Заказчик довольно часто, отказывая в уплате неустойки за нарушение сроков оплаты по контракту, ссылается на отсутствие финансирования из бюджета, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии его вины в просрочке оплаты. Суд придерживается иного мнения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу N А56-72207/2011

Суть спора

Исполнитель исполнил свои обязательство по контракту в установленный срок, что подтверждается представленными в суде материалами дела. В то же время Госзаказчик переданные товары и оказанные услуги оплатил несвоевременно, в связи с чем Исполнитель по контракту начислил неустойку в размере 1 899 045 руб. 15 коп. и обратился в Арбитражный суд за ее взысканием.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме, признав их обоснованными по праву и по размеру.

Кассационная инстанция также не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В свою очередь, в кассационной жалобе Госзаказчик ссылается на то, что на оплату обязательств по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения федеральные средства поступили с опозданием. Поэтому просрочка оплаты обязательств произошла не по вине Госзаказчика. По его мнению, невыделение средств из бюджета Госзаказчику, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных услуг.

Суды установили, что оснований от освобождения Госзаказчика от уплаты законной неустойки применительно к положениям пункта 1 статьи 401 ГК РФ в данном случае не имеется. Так, Заказчиком не представлено доказательств того, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Кроме того, суды правильно указали на то, что не поступление Госзаказчику денежных средств из федерального бюджета не может являться основанием для освобождения Заказчика от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств по Контракту.

2.Порядок возмещения Исполнителем по контракту убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением контракта на поставку товара для государственных или муниципальных нужд (ст. 527, ст.533 ГК РФ)

По общему правилу, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательств контрагентом, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением контрагента и убытками. В то же время контрагент, нарушивший обязательство, вправе доказывать отсутствие своей вины в причинении убытков, если в соответствии со статьей 401 ГК РФ вина является условием ответственности.

Исполнитель заказа должен помнить о том, что:

Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. (ст. 527 ГК РФ)

Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. (ст. 533 ГК РФ).

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2009 N Ф03-1339/2009 по делу N А59-325/2008

Суть спора

Как было установлено судом, Исполнитель надлежащим образом исполнил свои обязательства по госконтракту и обеспечил своевременное прибытие судна в порт под погрузку. Несмотря на это, судно не было поставлено под загрузку в течение еще 20 дней. Причиной несвоевременной подачи Госзаказчиком груза явилось бездействие Заказчика, который не обеспечил своевременную подачу груза. Такая несвоевременная подача груза была обусловлена задолженностью Госзаказчика перед третьим лицом, которое осуществляет для гос.заказчика перевалку груза (выгрузка, хранение и погрузка на транспорт заказчика), и которое по условиям Договора с Госзаказчиком вправе не приступать к выдаче грузов в случае наличия просроченной задолженности по оплате услуг.

Решением арбитражного суда первой инстанции оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда, иск общества удовлетворен полностью.

Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Так как Заказчик не доказал отсутствие своей вины в ненадлежащем исполнении обязательств по госконтракту, а Исполнитель, в свою очередь, представил доказательства как факта простоя судна, так и размера причиненных убытков, то спорная сумма (5 481 829 руб. 20 коп) подлежит взысканию в пользу истца на основании статей 15, 401, 533 ГК РФ и статей 198 - 208 КТМ РФ.

Кроме того, как правильно указано в решении суда первой инстанции, ответчик не представил доказательств того, что, принимая на себя соответствующие обязательства по контракту, он удостоверился в наличии у него возможности исполнять их надлежащим образом и не выяснил причины, при наличии которых исполнение обязательств будет затруднено.

3.Расхождение между поставленным по контракту товаром и техническим заданием к контракту не всегда является основанием для расторжения контракта (ст. 450 ГК РФ)

Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2013 по делу N А40-87734/11-76-566

Суть спора

По результатам открытого аукциона между Агентством (государственный заказчик), ГОУ СПО Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова (выгодоприобретатель), ООО "Блютнер" (Исполнитель по госконтракту) заключен Государственный контракт N 13, по условиям которого Исполнитель обязался поставить выгодоприобретателю концертные рояли в соответствии с техническим заданием к государственному контракту.

В ходе осмотра поставленных по контракту роялей составлен акт и проведена экспертиза, в соответствии с которыми были установлены ряд расхождений технических характеристик поставленных роялей с характеристиками, предусмотренными тех.заданием к контракту.

Госзаказчик потребовал от Исполнителя уплатить неустойку за нарушение контракта в связи с не заменой роялей товаром надлежащего качества и расторгнуть государственный контракт.

В виду отказа Исполнителя от замены роялей, уплаты неустойки и расторжения контракта, Заказчик обратился с иском к Исполнителю о взыскании за нарушение обязательств по Госконтракту штрафа в размере 1 310 400 руб. и о расторжении данного контракта.

Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении требований истца отказал. Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции также не нашел оснований для отмены судебных актов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной.

В качестве существенного нарушения договора Заказчик ссылается на неисполнение Исполнителем обязанности по поставке концертных роялей с характеристиками, указанными в тех.задании к контракту. При этом доказательств того, что 8 имеющихся отклонений значительно затрудняют использование поставленных роялей и причиняют Выгодоприобретателю значительный ущерб, в материалы дела не представлено.

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что истцы не вправе рассчитывать на поставку роялей со всеми перечисленными в техническом задании характеристиками, поскольку на рынке изначально отсутствовал товар, полностью соответствующий техническому заданию. Поставленные ответчиком концертные рояли по большинству характеристик соответствуют техническому заданию, имеющиеся отклонения являются незначительными и не влияют на качественные, потребительские и функциональные свойства товара.

Нарушение условий договора поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Суды правомерно исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства поставки товара ненадлежащего качества и подтверждающие существенное нарушение ответчиком условий государственного контракта и технического задания к нему.

Таким образом, суд пришел к выводу, что истцы не доказали существенного нарушения условий Контракта со стороны поставщика, а наличие в поставленных товарах отклонений по 8 характеристикам само по себе не является основанием для расторжения государственного контракта.

4.В случае нарушения условий исполнения контракта, установленная контрактом неустойка может быть снижена (ст. 333 ГК РФ)

В заключении, хочется отметить, что суды «активно» применяют положения ст.333 ГК РФ и в значительной степени (в некоторых случаях - в десятки раз) снижают искомую сумму неустойки по ходатайству Исполнителя по контракту.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 25.12.2012 по делу N А28-1925/2012: Договорная неустойка по контракту снижена по решению суда с заявленных гос.аказчиком 5 836 798 рублей 96 копеек до 800 000 (восьмисот тысяч) рублей.

Постановлением ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу N А40-36605/11-110-290: Договорная неустойка снижена по решению суда с заявленных гос.заказчиком 137 022 746 руб. до 2 152 320 руб. 80 коп.

________________________

Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что в отношениях «Гос.заказчик – исполнитель», последний занимает более слабую позицию и нередко вынужденно соглашается с невыгодными для себя условиями исполнения контракта.

Практика исполнения госзаказа показывает, что Госзаказчик не самый удобный, и совсем не гибкий контрагент для коммерческой организации.

Жесткие условия контракта, которые в соответствии с законом нельзя менять, жесткие требования к исполнителю и отсутствие заинтересованности, а часто и возможности у Госзаказчика исполнять свои собственные обязательства по контракту создают для Исполнителя препятствия в исполнении контракта и приводят к дополнительным расходам. В результате, «выиграть торги» - еще не означает получить большую прибыль.

При этом не стоит забывать, что в теории «государственный заказчик» – это всего лишь очередной контрагент, которой за нарушение своих обязательств должен отвечать в полном объеме. Остается лишь надеяться, что теоретические основы не будут идти в разрез с практикой их применения.

В свою очередь, надеемся, что приведенные судебные решения помогут Исполнителям по контрактам избежать ошибок и споров либо с успехом выиграть такие споры, воспользовавшись аргументами из уже сложившейся в их пользу судебной практики.

Все положения данного сообщения в равной степени относятся и к муниципальному заказу, муниципальному заказчику.

Статью подготовила:

Вера Шалыпина- юрисконсульт Alta-via

С 1 января 2017 года в России начнёт действовать новое наказание для нерадивых чиновников, которые "кидают" исполнителей госконтрактов - отказываются платить за выполненные работы, затягивают сроки. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится новая статья, предусматривающая штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификацию. Эксперты говорят, что такие изменения помогут отбить у чиновников охоту вымогать у бизнесменов откаты за саму возможность вовремя получать бюджетные деньги по контрактам.

Сентябрь выдался для юристов администрации Краснодара беспокойным. Им пришлось ходить в местный арбитражный суд как на работу. На мэрию подала в суд фирма "Геоинжпроект", которая проектировала для неё новую школу на 1250 учеников в одном из районов города. Проектировщик все требуемые работы выполнил за пять месяцев, за что должен был получить по госконтракту 886 тысяч рублей. Мэрия работы приняла без претензий, но ни копейки денег не перечислила. Вместо этого чиновники говорили, что, мол, работы выполнены не полностью, и тянули с оплатой. Им это удавалось почти 9 месяцев. Суд таких аргументов не принял и обязал администрацию выплатить "Геоинжпроекту" всё причитающееся.

Таких судебных споров между государственными заказчиками и бизнесменами-исполнителями по всей стране - сотни. В последнее время всё чаще и чаще казённые учреждения, будь то школы, министерства, заводы, муниципалитеты, не платят по контрактам или затягивают платежи. Бывает так, что денег нет месяц, другой, третий. В середине этого года дело дошло до того, что правительству пришлось вносить поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок", чтобы заставить нерадивых чиновников быстрей оплачивать выполненные работы. Согласно тем изменениям расплатиться по контракту нужно в течение 30 дней.

Поправки в законы ввели, но ситуация с неплатежами так и не изменилась.

По информации Минэкономразвития, ущемление прав предпринимателей из-за неоплаты госконтрактов носит массовый характер, - говорится в пояснительной записке.

Теперь правительство решило ужесточить наказание для нерадивых госзаказчиков. Минэкономразвития внесло в Госдуму проект новой статьи в Административный кодекс. Статья будет называться "Нарушение срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для государственных нужд". Смысл такой: если чиновник любого ведомства, отвечающий за госзакупки, нарушил правила их проведения или медлит с оплатой, ему грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей. То же наказание применят и в случае, если чиновник не внёс компании-подрядчику аванс в срок, указанный в контракте.

Проект предусматривает усиленное наказание за повторное нарушение. Если кто-то из госслужащих в сфере госзакупок уже раз попадался на просрочке выплат, то во второй раз за аналогичное правонарушение он получит уже дисквалификацию на срок от года до двух. Дисквалификацией называется лишение чиновника должности и временный запрет работать на аналогичных постах в других структурах.

Этот закон можно назвать детищем скандально известного экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он по поручению Дмитрия Медведева начал готовить проект за несколько месяцев до своего задержания, и подпись Улюкаева стоит под финальной версией, отправленной на согласование другим ведомствам. Финальный пакет документов уже подписал первый зампред правительства Игорь Шувалов - именно он в своё время одним из первых ратовал за проработку этого вопроса.

Перед тем как вносить законопроект, его авторы провели большую работу: они выясняли, сколько денег из бюджета он потребует, не появится ли после его принятия новых лазеек для получения взяток и прочее. Как выяснилось, коррупциогенных факторов в новом законе не выявилось. Не потребует он и новых бюджетных инъекций.

Всё уже согласовано с Генпрокуратурой, Минюстом и ФАС. Единственным ведомством, при согласовании с которым возникли проблемы, стало Министерство финансов. В Минфине не согласились с рядом положений проекта, а в Минэкономразвития отказались учитывать их мнение.

Минфин России представил замечания к законопроекту, которые не могут быть учтены, - сообщал в своём письме Дмитрию Медведеву Алексей Улюкаев.

Пока ведомства спорят, какой вид примет новый закон, бизнесмены, работающие по госконтрактам, продолжают страдать. По словам предпринимателя из "Опоры России", главы юрфирмы Urvista Алексея Петропольского, затягивание связано не только с тем, что чиновники не отдают деньги после того, как приняли все работы. Наоборот, они стараются не принять работу, поэтому и тянут с оплатой. Так они вымогают откаты только за саму возможность выплатить законные деньги.

Самая большая проблема - затягивание и вымогательство при подписании актов сдачи-приёмки выполненных работ. Тебе не подписывают акты, находят десять тысяч претензий к тому, какую работу ты выполнял. А до этого деньги не платят. Поэтому 99% заказчиков изначально договариваются, чтобы им эти акты подписали, платят деньги, откатывают 10–20%, и акты подписываются, - рассказал Лайфу Петропольский. - Например, у меня в практике был случай, когда проверяющие придрались к тому, что покрытие на детской площадке было на полсантиметра выше нормы.

Новый закон, говорит Петропольский, направлен в том числе и на борьбу с так называемыми закладками в документах закупки, которые чиновники делают под аффилированные с ними фирмы. Например, сообщил Лайфу эксперт, в закупках раньше часто прописывали, что оплату исполнитель получит не раньше, чем через полгода после выполнения работ и подписания акта приёмки. Этот принцип был нужен, чтобы бизнесмены со стороны испугались и не стали участвовать в тендере.

Новый регламент не позволяет прописать в техзадании сроки оплаты в полгода, - рассказал Петропольский. - Раньше "свои" заходили и выполняли работы, и им платили на следующий день, а "чужие" заходили - им через полгода платили. Это был такой стоп-фактор для написания техзадания, специально, чтобы проходили только "свои".

Многие могут вообще оказаться из-за этого банкротами, говорят эксперты.

Действительно, есть печальная статистика, что чиновники, отвечающие за госконтракты, часто тянут с оплатой, - рассказал Лайфу адвокат Анатолий Вербицкий. - Получается, что, когда бизнесмен получает госконтракт, он сразу вкладывает часть своих денег, чтобы в сроки укладываться, в ожидании, что это будет компенсироваться.

По словам Вербицкого, многие предприниматели вкладывают в госконтракт последние деньги фирмы, рассчитывая по завершении работ гарантированно покрыть расходы и заработать сверху. И, если чиновники подолгу не оплачивают контракт, предприниматели оказываются на мели и рискуют стать банкротами. В таких случаях скорость оплаты имеет очень большое значение.

Слова Вербицкого подтверждаются статистикой судебных исков к государственным учреждениям и ведомствам из-за просрочек выплат. Картотека арбитражных дел выдаёт в результатах поиска только за 2016 год около тысячи исков, поданных из-за неустойки по госконтракту. Большая их часть связана с неплатежами по электроэнергии, как это было, например, с детсадом "Радужный".

Детский сад за три месяца задолжал столичной энергосбытовой компании "Восток" 177 тысяч рублей за электроэнергию. Несмотря на то что энергию поставляли по госконтракту и государство выделило детсаду на это деньги, руководство тянуло с выплатами сколько могло. В итоге исполнитель контракта - "Восток" - пошёл в Арбитражный суд в надежде взыскать просрочку. "Востоку" это удалось.

Впервые о проблеме с чиновниками-неплательщиками сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в своём докладе президенту Владимиру Путину за 2014 год. После этого Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать этот вопрос. Согласно открытым данным, к концу 2015 года общие долги чиновников перед бизнесменами - исполнителями госконтрактов равнялись 25 миллиардам рублей.



Просмотров