Заброшенные военные объекты. Особо секретные объекты ссср: заброшены или временно забыты
Советский союз был огромной державой с такими же масштабными проектами в самых разных отраслях. К сожалению, история так сложилась, что далеко не каждый из этих проектов был осуществлен.
Но случалось и такое, что уже реализованный проект и казалось такой перспективный проект, оказывался не нужен и приходил со временем в упадок. В этом обзоре о 13 загадочных, пугающих, а местами откровенно жутких мест на территории бывшего СССР.
1. Шар под Дубной
Защитный купол, который случайно уронили.В лесу под Дубной, что в России, может быть найден огромный полый шар диаметром примерно 18 метров. Найти его самим будет солоновато, но местные жители всегда с охотой расскажут, как добраться до местной «достопримечательности». С высоты птичьего полета, шар можно принять за НЛО, однако в действительности это диэлектрический колпак для параболической антенны космической связи. Перевозили колпак вертолетами, однако во время транспортировки лопнул трос. Вывозить купол оказалось слишком проблематичным мероприятием. Сделан он к слову, из стеклопластика сотовой структуры. В нем многократно усиливается любой шум и издается мощное эхо.
2. Ховринская больница
Забавно, но корпуса напоминают знак биологической угрозы.
Одиннадцатиэтажная заброшенная, недостроенная больница в Москве. Традиционно попадает во всевозможные не официальные рейтинги самых страшных мест планеты. Строить многопрофильную больницу начали в 80-е годы. Она была рассчитана на 1 300 коек. Остановили строительство через 5 лет, когда все корпуса уже были возведены. По иронии судьбы, все последующие десятилетия ховринская больница не спасает, а калечит и отнимает жизни. Здесь уже давно «прописались» бомжи, наркоманы и любители острых ощущений. Несчастные случаи на территории больные – печальная данность.
3. Крымская АЭС
Полностью разворована.
Недостроенная атомная станция, которая расположена недалеко от города Щёлкино. Первые проектные расчеты были сделаны еще в 1964 году. Началось строительство в 1975 году. Предполагалось, что данная АЭС обеспечит электроэнергией весь полуостров Крым. Она также должна была стать отправной точкой, для дальнейшего развития промышленности в этих местах. Первый реактор планировалось запустить в 1989 году, стройка шла без каких-либо отклонений. Однако пошатнувшаяся экономика СССР, вместе с трагедией на Чернобыльской АЭС поставили крест на крымском проекте. На тот момент на станцию потратили более 500 млн советских рублей, а на складах было материалов и оснащения еще на 250 млн советских рублей. Все это было разворовано в последующие годы. Стоит добавить, что крымская АЭС попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая дорогая электростанция данного типа.
4. Балаклава
Сегодня этот объект могут посетить все желающие.
В 2003 году, впервые за 46 лет своего существования, база подводных лодок Балаклава впервые предстала на всеобщее обозрение. Сегодня это исключительно туристический объект, а некогда базы была одним из самых секретных объектов Советского союза. В огромном подземном комплексе находились подводные лодки. База могла выдержать ядерную атаку мощнейшими зарядами и строилась на случай атомной войны. База состоит из водного канала, сухого дока, многочисленных складов разного профиля и корпусов для военнослужащих. Закрыт объект был в 1994 году, после того, как с него вывели последнюю подводную лодку. Долгие годы гордость советского союза просто разворовывалась.
5. Объект 221
Запасной центр командования сегодня заброшен и разворован.
Недалеко от Севастополя, помимо уже упомянутой базы для ремонта подводных лодок, можно найти еще один, некогда секретный объект Советского союза. Речь идет о бункере – объект 221. У его было много названий, однако за всеми ними скрывался запасной командный пункт черноморского флота. Найти объект можно под деревней Морозовкой. Это был настоящий подземный город. Строить его начали в 1977 году. Объект лежит на глубине 200 метров, где расположено 4 этажа корпусов. Общаяплощадь подземной части комплекса – 17 тысяч кв.м. На сегодняшний день объект полностью разграблен и разорен.
6. Атомный маяк на мысе Анива
Уникальный маяк стоит без дела и почти полностью разворован мародерами.
На Сахалине можно найти мыс Анива, где расположен уникальный атомный маяк. Маяк имеет высоту девятиэтажного дома. Раньше в нем могло дежурить до 12 человек. На сегодняшний день, этот некогда уникальный комплекс, полностью разграблен мародерами и не функционирует.
7. Ракетный комплекс «Двина»
Советское наследие залито водой.
Крах советского союза «подарил» бывшим республикам огромный арсенал самого разного оружия, в том числе и пусковые шахты. Так, под столицей Латвии, в лесах, можно найти некогда уникальный, секретный пусковой комплекс «Двина». Построен он в 1964 году. Это огромный комплекс, состоящий из бункеров и пусковых шахт, большая часть которых на сегодняшний день затоплена. Посещать комплекс крайне не рекомендуется из-за остатков там чрезвычайно ядовитого ракетного топлива.
8. Цех №8 завода «Дагдизель»
Это не форт Боярд, это, некогда, супер секретный цех.
В Каспийске, что в Дагестане, можно найти уникальный заводской цех, построенный прямо на воде. Относился цех к заводу «Дагдизель». Строили его для испытания морских видов вооружений, в частности разнообразных торпед и ракет. Завод был уникальным для СССР. Строили его на котловане объемом 530 тысяч кубометров, который выкопали при помощи специальных снарядов. В него был установлен «массив», на который позже опустили цельнометаллическую 14-метровую конструкцию. Общая площадь построенного цеха превышает 5 тысяч кв.м. Станция была оборудована для постоянного проживания и работы. Однако к середине 60-х годов XX века проект свернули за ненадобностью из-за слишком быстро меняющихся тенденций в области проектировки оружия. С тех самых пор здание заброшено и постепенно разрушается Каспийским морем.
9. Лопатинский фосфаритный рудник
Рудник почти остановлен, разворован и заброшен.
Недалеко от города Вокресенск, что в Московской области, можно без особого труда найти огромный рудник по добыче фосфаритов. Это месторождение является уникальным в Европе и самым крупным. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. На многочисленных карьерах работали все виды многоковшовых экскаваторов: гусеничные, рельсовые и шагающие. У рельсовых экскаваторов было специальное оборудование для передвижения рельс. С 90-х годов рудник фактически заброшен, карьеры залиты водой, а дорогостоящая спецтехника просто гниет под открытым небом.
10. Станция изучения ионосферы
Сегодня этот научный объект посещают только сталкеры.
В Змееве, районом городе в Харьковской области Украины можно найти уникальную станцию изучения ионосферы. Построена она была почти перед самым развалом СССР. Она была прямым аналогом американского проект «Харп», что развернут на Аляске и успешно действует по сей день. Советский комплекс состоял из нескольких антенных полей и одной гигантской параболической антенны с диаметром в 25 метров. К сожалению после развала союза, станция оказалась никому не нужна. Сегодня невероятно дорогое научное оборудование просто гниет или разворовывается сталкерами и охотниками за цветными металлами.
11. «Северная корона»
Самая зловещая гостиница.
Первоначально гостиница «Северная корона» носила название «Петроградская». Строить ее начали в 1988 году. Славится гостиница не своей красотой, а огромным количеством несчастных случаев во время строительства. Не добавило комплексу популярности и то, что в его стенах от сердечного приступа скончался митрополит Иоанн, сразу после освещения здания.
12. Ускоритель элементарных частиц
В СССР мог быть свой коллайдер.
В СССР мог быть свой адронный коллайдер. Уникальный комплекс начали строить в Московской области, в Протвино в конце 80-х годов. Как не трудно догадаться развал СССР фактически поставил крест на научном проекте. Для коллайдера уже был полностью готов 21-километровый тоннель. На объект даже начали завозить оборудование. Работы продолжались и после, однако очень вяло. Финансирование буквально хватало только на освещение приходящих в негодность тоннелей.
13. «Нефтяные камни»
Настоящий город на воде.
В Азербайджане можно найти настоящий морской город. Речь идет о так называемых «нефтяных камнях». Появился он после того, как советские геологи в 40-х годах XX века нашли в Каспийском море огромные залежи нефти. Благодаря развитию добычи появился целый город на насыпях и металлических эстакадах. Прямо на воде строились электростанции, больницы, девятиэтажные дома и многое другое! Всего на воде было около 200 платформ с жителями. Общий километраж улиц составил 350 км. Однако появившаяся позже дешевая сибирская нефть поставила крест на местной добыче, и город пришел в упадок.
25.09.2014
Советская империя умерла, но её призраки до сих пор встречаются как в России, где они никуда и не исчезали, так и в Европе.
Заброшенные военные базы, пустынные больничные палаты и кинотеатры, которые сейчас находятся в тени былой славы – это незабываемые образы призраков за железным занавесом бывшего Советского Союза. Нажимайте на фото для увеличения.
Бузлуджа, Болгария
В период правления Болгарской коммунистической партии (9 сентября 1944 - 10 ноября 1989) Бузлуджа считается святыней болгарских коммунистов. 23 августа 1981 года на вершине был торжественно открыт огромный дом-памятник в честь БКП. Строительство памятника началось в 1974 году. После падения коммунизма дом-памятник БКП полностью разграблен.
Санаторий в России
Санатории в советское время были предназначены для отдыха и медицинского обслуживания «работников народного хозяйства». Теперь большинство из них либо приватизированы, либо пришли в упадок. Хотя некоторые большие предприятия до сих пор сохранили такие учреждения.
Эта больница была посторенна еще в 1898 году для лечения военнослужащих во время мировых войн. Тут лечился и Адольф Гитлер, после ранения в битве на Сомме. Во время холодной войны в группировке советских войск этот военный госпиталь был самым большим за пределами СССР. После воссоединения Германии он был заброшен из-за его «плохой истории».
Этот комплекс площадью 260 га был занят Советской Армией и в начале использовался для управления строительством и эксплуатацией Берлинской стены. В нем жило и работало около 100 тысяч человек.
Батарейная тюрьма, Эстония
Построенное в середине 19 века, как артиллерийская крепость, это здание, к счастью, не участвовало в боевых действиях. Ему была уготована другая судьба. После провозглашения независимости Эстонии в 1918 году крепость стала центральной государственной тюрьмой, коей и оставалась до 2004 года. В сталинские годы это был транзитный пункт для заключенных на их пути в ГУЛАГ.
Железнодорожное депо, Венгрия
Скрунда-1, Латвия
Неподалеку от города Скрунда во время холодной войны находился радарный комплекс, обслуживавший его персонал жил в расположенном неподалеку жилом массиве Скрунда-1. Радар перестал дейстовать 31 августа 1998 года. После демонтажа радара и вывода последних русских войск из региона в октябре 1999 года, Скрунда-1 стал городом-призраком.
Монумент дружбы, Болгария
Памятник стоит на самой высокой точке города — Журавлином холме и представляет собой массивное бетонное сооружение в форме направленного на восток радара. С одной стороны на нем изображены девушки в народных болгарских костюмах, с другой — советские солдаты в касках. Сейчас монумент находится в плачевном состоянии, за ним нет должного ухода, а большой зал под монументом стал в последнее время сборищем наркоманов.
Ирбене, Латвия
Станция космической разведки «Звездочка» была построена в 70-х. Станция представляла из себя систему из 3-х радиолокаторов, предназначенных для перехвата сигналов со спутников, подводных лодок и военных баз, а также слежки за спутниками, и для обеспечения спутниковой связи. В это же время был построен поселок Ирбене. В нем жило несколько сотен человек — военных с их семьями, но на карте поселок не был обозначен в плоть до 1993 года. В настоящее время посёлок превратился в призрак,
Пионерский лагерь, Россия
Пионерские лагеря в СССР создавались для отдыха детей, отдыха родителей от детей и пропаганды среди подрастающего поколения коммунистических идей. Сейчас, если эти площади не выкуплены частниками и организациями, многие лагеря пришли в упадок.
Припять, Украина
Припять, город с населением почти 50 тысяч человек, был полностью заброшен после аварии на близлежащей Чернобыльской АЭС в 1986 году. Теперь там правит природа и город напоминает фон для апокалиптического фильма.
Авиакладбище, Латвия
После падения СССР и демилитаризации бывших советских государств Прибалтики, рижский аэропорт стал кладбищем и музеем для военных самолетов.
Крампниц, Германия
Военный городок, находившийся в 15 минутах езды до Потсдама. Был заброшен в 1992 году.
Больница в Припяти, Украина
После аварии на Чернобыльской АЭС, больница Припяти была превращена в лагерь для пожарных и спасателей, оставшиеся ликвидировать последствия аварии и наблюдать за эвакуацией населения. Они получили самые большие дозы радиации.
Миловице, Чехия
Миловице — город в Чехии недалеко от Праги, где размещался штаб советской Центральной Группы Войск в 1968-1991 годах. Окончательно уже неиспользуемый военный городок с полигоном были упразднены в 1995 году.
Подводная лодка «Черная вдова», Великобритания
Советская подводная лодка Б-39 по прозвищу «Черная вдова» проекта 641, в натовской классификации известного как Foxtrot, уже несколько лет медленно гниет на реке Медуэй, графство Кент. Она сошла со стапелей в Советском Союзе 1 апреля 1967 года. В 1994 году, после 24 лет службы на Балтике, субмарину списали и продали частному покупателю в Великобритании.
К берегам Альбиона лодку привел капитан Виталий Бурда, 23 года командовавший ее экипажем. До 1998 года Б-39 стояла в лондонских доках в качестве плавучего музея. Затем ее перевели в Фолкстоун, где на ее борту вновь был открыт музей. В 2004 году лодку перегнали на реку Медуэй в Кент, где она до сих пор и ждет, пока для нее найдется новый дом.
«Купол» — Германия
Военный аэродром, Германия.
Построен в 1870 году в Пруссии, эта военная база прошла через многие руки прежде чем оказаться в 1994 году центром обучения пилотов советской авиации.
Лаборатория в Латвии
Слой пыли покрывает счеты, бумаги, химические вещества и посуду на заброшенной научной лаборатории в Латвии.
Ракетная база в Словакии
Советская противовоздушная ракетная база в Девинска Кобыла, Словакия. Построена в 1980-е, перестала функционировать в 1990 году. До сих пор остаётся закрытой для посещения.
Военная база в Польше
Заброшенная советская военная база в Крживе, Польша.
Спутниковый центр, Россия
Приемо-передающий РЦ ЦУ спутниковой связи Генштаба России. Позывной «Эврика». Часть была создана в ноябре 1976 года, а расформирована в декабре 2009 года.
Ребекка Личфильд — автор всех этих фотографий, родилась в 1982 году в Лондоне. Получила диплом бакалавра в области графического дизайна в University College for Creative Arts, диплом магистра в области фотографии моды в London College of Fashion и докторскую степень по визуальной антропологии в Roehampon University. Автор книги Soviet Ghosts – The Soviet Union Abandoned: A Communist Empire in Deca’.
, .Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?
Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)
()
- November 18th, 2018 , 12:22 pm
Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как ) или сильно меня впечатливший ( во Владивостоке, в Санкт-Петербурег или красинцовский в Тульской области)
Сегодняшний репортаж - другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 "Орлёнок"
Прежде я однажды уже публиковала , на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода "Волга". С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с "Орлёнком", который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, - но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? - ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, - зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, - всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство - не порок?
Под катом - результат посещения.
()
- May 16th, 2018 , 03:49 pm
Всем доброго времени суток!
Сегодня прогуляемся по пустующим этажам корпусов бывшей Академии РВСН (Ракетных Войск Стратегического Назначения), находившейся в самом сердце нашей столицы, буквально в нескольких шагах от Кремля - сразу за парком "Зарядье", на набережной Москвы-реки.
Два или три года тому назад академия была переведена в Балашиху , где её было решено разместить на базе Военно-технического университета Министерства Обороны. Участок земли перешёл во владения города, после чего вместе со всеми зданиями был выставлен на аукцион с рядом условий. В частности, от будущего инвестора требовалось сохранить и реставрировать все постройки на территории, а также открыть её для посетителей. В бывших корпусах Академии предполагается разместить гостиницу, апартаменты и торговые площади, а также связать получившийся комплекс с парком "Зарядье".
С экономической точки зрения место предельно жирное и для бизнеса подходит гораздо лучше, чем для обучения высшего военного состава... Как бы то ни было, с момента переезда ракетчиков здания академии оказались отключены от электроснабжения и отопления и, по сути, брошены. На углу разместился городок строителей "Зарядья", территорию взяли под вялую охрану несколькими ЧОПовцами.
()
Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь:) https://instagram.com/lanasator
- May 3rd, 2018 , 06:13 pm
Приветствую всех вернувшихся с майских праздников живыми:)
Вот, тоже вернулась и готова порадовать читателей фотками с некоторого количества необычных европейских заброшенных объектов.
В частности, сегодня предлагаю взглянуть снаружи и изнутри на подземные авиабазы.
На этот раз на многих фотках будут силуэты людей - по большей части, для передачи представления о масштабах сооружений.
В связи с тем, что Яндекс решил закрыть проект своих "Фоток", попробую в качестве нового хостинга Фликр - надеюсь, хоть этот не помрёт:)
()
Подписывайтесь на мой инстаграм! https://instagram.com/lanasator
- September 20th, 2017 , 11:50 am
Каждому рассказывали стандартную историю Золушки с хэппи-эндом и безо всякой морали, но сегодня у меня для вас совершенно другая сказка.
Никаких хрустальных туфелек и принцев, готовых тратить время на поиски, - только суровая современность!
()
- February 6th, 2017 , 04:55 pm
На днях в сообществе проскочила инфа, что вот-вот окажется забаянено весьма красивое и необычное место - заброшенный исследовательский стенд. Йуные сталкеры собрались устроить там "сходку" и зачем-то с фотками и описанием анонсировали это событие аж за три недели.
Ну а дальше - кто-то смог сам найти по этим вводным данным, кому-то оказалось проще спросить по знакомым, а кто-то и вовсе бывал возле этого объекта прежде, но недостаточно уделил ему внимание... В общем, как бы то ни было, в минувшие выходные на объект отправились любители истории и ценители эстетики, стремясь опередить не только дестрой-отряды, но и друг друга:)
Объект оказался весьма достойным, хоть и изрядно потрёпанным жизнью... Комплекс построек включал в себя пару исследовательских установок с прилагающимися к ним агрегатами. Одна из установок - аэродинамическая труба - визуально напоминает огромного дракона. Насыщенно прожив 50 лет и промучавшись еще с десяток после застоя 90-х, он умер, оставив ценителям свой эстетически прекрасный и посредственно охраняемый труп:)
()
- October 27th, 2016 , 10:33 am
По факту наличия некоторого количества свободного времени, решила чуть-чуть взбодрить - вдруг ими кто-нибудь хоть иногда пользуется:)
Поставила себе задачу добавить к фотоотчётам метки года съёмки.
Так как даже самой иногда бывает любопытно вспомнить, что в каком году посещали-фоткали. Особенно в контексте повторных визитов.
Пока что сделана лишь часть, но в планах дойти до самых первых постов - и даже грохнуть те, в которых фотки невосстановимо пропали, а то чо они висят. Ну и по возможности восстановить фотки, где слетел хостинг, но сами картинки остались на компе. Хотя это не скоро.
И вот нашелся у меня относительно недавно написанный фотопост про тленные бункеры в , которые довелось увидеть аж в январе 2009 года - семь с половиной лет они лежали на жестком диске, хотя в них ничерта секретного - просто тлен, который лень было выложить.
Никаких зеркалок и RAW - только jpg на мыльницу, но зато со штатива!
Помню, что мой восторг от этих заброшек тогда был едва ли не сильнее, чем нынешние впечатления от небаянных и крутых действующих объектов.
(
На днях один мой товарищ как-то спросил: «А ты бывал когда-нибудь на заброшенных военных базах?» Я ответил отрицательно, и он предложил мне совершить экскурсию на одну из таких баз, оставленную военными много лет назад. К сожалению, в географии я не силён, да и с памятью проблемы, поэтому я решительно не в состоянии вспомнить, где находится это место.
Внизу слева идут железнодорожные рельсы. К базе ведёт та колея, что правее, старая и ржавая - впрочем, она так заросла травой, что на фотографии с первого взгляда кажется просто тропинкой.
Левая колея в рабочем состоянии - изредка по ней ещё ходят составы.
Вот он, вход на заброшенную военную базу. Ворота заперты, зато колючая проволока справа уже кем-то обработана для комфортного прохода на территорию.
«Черт их побрал, очкариков, - надо же, сообразили, где дорогу провесить: по выемке! Ну, и я тоже хорош, куда это мои глаза дурацкие глядели, когда я ихней картой восхищался?»
При виде этого ангара невольно всплыло в памяти из «Пикника» Стругацких: «На пороге остановился, огляделся. Все-таки до чего же проще работать днем, чем ночью! Помню я, как лежал вот на этом самом пороге. Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает,голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно - ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется. А сейчас что! Глаза к сумраку привыкли, все как на ладони, даже в самых темных углах пыль видна. И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку, очень на паутину похоже. Может, паутина и есть, но лучше от нее подальше». Заходить ли?
Впрочем, паутина внутри обнаружилась лишь самая обычная. А ещё - рельсы вокруг ямы: это помещение явно было предназначено не для ремонта «Жигулей».
На стене - раскуроченный распределительный щит: очевидно, местные обитатели давно уже вытащили отсюда всё, что представляло хоть малейший практический интерес.
Щиток предохранителей.
…железнодорожный фонарь советского образца…
…валенки - вполне в пригодном состоянии. Пригодном, разумеется, для дальнейшего пребывания на прежнем месте.
Ну а где валенки - там и сапоги. Военный бутик, выбирай на любой вкус.
Неведомая хрень длиной в человеческий рост. Поднять, судя по внешнему виду, можно было бы разве что домкратом.
Рельсы время не пощадило.
В яму вниз ведут ступеньки.
Поодаль виднеются крытые навесы.
Вдоль проёмов растут очень изящные растения - аккуратно, как по линеечке, и потому у меня создалось впечатление, что их высадили здесь специально. С какими целями, остаётся только гадать, но вряд ли для красоты - других схожих мер по благоустройству территории в округе не наблюдалось.
Крупным планом.
Вся территория базы основательно освоена всевозможной растительностью, и полная тишина, даже птиц вокруг не слышно - за всё время экскурсии нам не встретилось ни единой живой души. А ведь птицы летают даже над автомобильными трассами. Здесь же - никого.
Внутри хорошо сохранившихся построек - полное запустение. Кое-где на дверях висят ржавые замки - при желании можно было бы проникнуть в помещения через окна, в некоторых из них непрошеными гостями были выбиты стёкла. Излишне говорить, что мы с товарищем заходили только в те здания, двери которых были гостеприимно распахнуты. Мимо трансформаторной будки мы прошли не останавливаясь - изнутри до нас, к нашему изумлению, доносился мерный гул, а в наши планы не входило ни изображать из себя барбекю, ни улучшать демографическую ситуацию в округе методом веерного отключения электричества.
Кое-где на полу в помещениях валяются сумки для противогазов.
Здесь незваные гости не только побывали до нас, но и обустроили всё для своих последователей.
Ещё с порога видна полнейшая разруха.
А внутри эта комната чем-то напомнила кадр из фильма «Сайлент-Хилл».
Среди полусгнившего барахла несколько необычно смотрится свеженький пластиковый корпус монитора.
В груде замасленной бумаги обнаружился фильтр для противогаза.
А вот и сам противогаз. Стоит себе на подоконнике.
Щётка весьма необычной конструкции. Вероятно, здесь любили чистоту.
Ещё одна находка. Желающих позаимствовать содержимое ящика, судя по всему, пока не нашлось.
Загадочная неведомая хрень с манометром.
Два совершенно новеньких автомобильных воздушных фильтра в целофановых пакетах. Судя по размерам - ни разу не для бюджет-класса.
Следующее помещение. Слова «неведомая хрень» упорно крутятся на кончике языка.
В одном из фанерных ящиков обнаружился подарочный ремнабор для недетского размера карбюраторов. Ну что, обогнавший меня полдня назад «Мерседес» - вот теперь поговорим?
Вообще, всевозможных ящиков в помещениях полным-полно. Естественно, практически все - вскрытые, взломанные и по большей части пустые.
Или с непонятным хламом внутри.
На полу среди ящиков нашлись две стеклянных рифлёных рейсшины. Как говорят археологи - предметы неизвестного ритуального назначения. Через сотню лет при раскопках, наверное, так и охарактеризуют содержимое этой базы.
Правда, стеклянные рейки археологи там уже не найдут. Без сувениров как-то неловко уходить, да и по числу подходяще - как раз для нас двоих с товарищем. У стекла, говорят, минимальная степень проникаемости химических веществ, уступает только мрамору.
На подоконнике одного из помещений обнаружились документы с номером воинской части. Трогать мы их не стали - пусть остаются на прежнем месте, для потомков. Или для археологов.
Что-то вроде котельной. Характерно, что в этом здании не выбито ни единого стекла, дверь заперта на замок, как и многие другие двери на территории.
Та самая запертая дверь.
На крыльце одиноко стоящего посреди территории военного передвижного вагончика валяется фонарь - точно такой же, как те, что с ржавым скрипом раскачивались в подземельях компьютерной игры «Сталкер».
Кое-где на стенах висят всевозможные щиты, памятки и прочие нормативные документы.
А кое-где документы раскиданы прямо на полу.
Ангары для техники выглядят внушительно как снаружи…
…так и изнутри.
В некоторых из них даже попадаются интересные находки, наводящие на мысль, что, возможно, база не такая уж и заброшенная. Вряд ли местные обитатели притащили бы сюда два новеньких огнетушителя, или же ангар ещё совсем недавно был наглухо заперт.
А при виде этих прицепов снова всё так же невольно вспомнились Стругацкие со своим «Пикником»: «Поднялся я, отряхнул брюхо и поглядел по сторонам. Вон грузовики на площадке стоят, действительно, как новенькие, - с тех пор, как я последний раз здесь был, они, по-моему, еще новее стали, а бензовоз - тот совсем, бедняга, проржавел, скоро разваливаться начнет».
Рядом с прицепами валяется россыпь уже знакомых воздушных фильтров. Военные покинули это место много лет назад, и при виде практически новеньких бумажных фильтров на сыром каменном полу и маслянисто поблёскивающих колёсных дисков прицепов отчего-то становится слегка неуютно. Правда, тени здесь не шалят - лежат точно в соответствии с законами физики, но бодрый аллюр как-то сам собой непроизвольно сменяется на осторожную поступь.
Паллеты не вполне обычные - стальные и ярко окрашенные.
Это не арт-дизайн, как можно было бы подумать с первого взгляда - просто на листах картона стояли бочки, потом листы подняли и прислонили к стене.
Резервуары неизвестного назначения.
Внутри - определённо «сталкеровские» интерьеры. Того и гляди, из дальнего угла кровосос выскочит.
Поблизости - такой же резервуар, но в зеркальном отображении.
В это помещение зайти не удалось - залито водой по пояс. К тому же вода может запросто оказаться под напряжением, а это уже чревато боком и иными аналогичными последствиями. Особенно с учётом гула из трансформаторной будки.
На дне абсолютно пусто - ни ящиков с патронами, ни пулемётных лент для «Максима».
Радостные стикеры на крышке ржавой бочки.
За резервуарами виднеется здание казармы. Запертое и с абсолютно целыми стёклами. Менять статус-кво казармы мы с товарищем посчитали излишним. Таблички «вход запрещён» на границах территории отсутствуют, но и приглашений чувствовать себя как дома мы особо не заметили.
Патрульная вышка. Естественно, абсолютно пустая внутри. «Помните: мы охраняем не Зону от вас, а вас - от Зоны!» Со стороны входа выбито стекло. Интересные артефакты через разбитое окно видны (включая телефонный аппарат и что-то ещё по мелочам), но мы пришли не за добычей, а на экскурсию.
На путях стоит несколько цистерн. Судя по состоянию рельсов - уже не первый год.
По пути заглянули через окно внутрь подвального помещения. Странно - опять Стругацкие, или это помещение кто-то содержит в порядке?
Бочки на всякий случай обошли стороной. В принципе, они здесь стоят уже довольно давно, но мало ли что?
Возможно, здесь раньше тоже стояла какая-нибудь бочка? Впрочем, если так, то судя по результату, самая безопасная дистанция до бочек - не менее пары километров, и то без каких-либо гарантий.
А вот сюда уже точно лучше близко не подходить. Тем более денёк на редкость жаркий. Всему рано или поздно приходит свой срок…
По этим рельсам раньше каталась кран-балка - ржавый мотор висит на них до сих пор (за кадром слева).
Под одной из конструкций нашёл свой последний приют маленький маневровый тепловозик.
Не вполне понятно, зачем кому-то пришло в голову бить в нём стёкла - дверь тепловоза открыта.
Внутри, как и везде, основательно похозяйничали.
Через разбитые стёкла тепловоза окружающий пейзаж выглядит сравнительно мирно и спокойно. Разве что вот только непривычная, мёртвая тишина кругом. И ни единой живой души на территории, кроме нас с товарищем.
На территории бывшего СССР можно обнаружить большое количество заброшенных объектов, напоминающих нам о величии Советского Союза. Военные объекты, техника, заводы, подводные лодки и космические корабли оказались никому ненужными, а потому судьба их сложилась не лучшим образом. Давайте взглянем на наследие СССР времен холодной войны, которое встречается в России и странах ближнего зарубежья.
Заброшенный коллайдер. Протвино, Московская область.
Аральск-7, остров Возрождения. Город-призрак, где по слухам испытывали биологическое оружие. Полностью автономный город был срочно покинут в начале 90-х.
Загоризонтная радиолокационная станция Дуга (РЛС Дуга, Припять, Украина) – создана для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Строительство было закончено в 1985 году вблизи Чернобыльской АЭС.
РЛС Дуга имела циклопические размеры! Высота – 140 м, длина – 500 м. Для строительства было использовано 200 тыс. тонн металла. Станция не стояла на боевом дежурстве и не прошла испытаний.
Кольская сверхглубокая скважина (Мурманская область)- самая глубокая в мире. Ее глубина составляет 12 262 метра; диаметр верхней части - 92 см, диаметр нижней части - 21,5 см. (Архивное фото 1974 года).
Кольская сверхглубокая скважина. Так объект выглядит в наши дни. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.
Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев). Была построена, как аналог американскому проекту HAARP на Аляске, в конце 80-х.
Киевский завод электротранспорта имеет длинную историю. Открытие состоялось 1-го мая 1906 года. На фото: Цех завода в 80-х годах.
В течение 1974 – 1985 гг. с конвейера ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. А так Киевский завод электротранспорта выглядит в наши дни.
АЭС в Щелкино. Крымских секретных (и не очень) заброшенных объектов много, ведь полуостров был рубежом обороны на юге СССР и Российской империи. Эта АЭС, например, должна была снабжать электроэнергией весь Крым.
Начали строить станцию в 1974 году, а в 1987 году, после Чернобыльской трагедии стройку заморозили. Станция уже успела к тому времени занять место в книге рекордов Гиннесса как самый дорогой ядерный реактор в мире.
Объект №221, Крым – это по-настоящему секретный объект. На фото здание-муляж, которое прячет под землей цепь бункеров. Опасаясь ядерного удара руководство СССР построило бункер для Запасного командного пункта.
Тоннели объекта №221 (Крым). Кроме КП, под землю должны были эвакуироваться в случае ядерной угрозы 10 тысяч человек – офицеры и их семьи.
Крымский бункер забросили в 1992 году. По некоторым данным, он был готов на 90%.
Объект 825 ГТС - подземная база подводных лодок в Балаклаве. Секретный военный объект времен холодной войны. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась.
Объект Объект 825 ГТС располагается в горе Таврос и является сооружением первой категории защиты (прямое попадание атомной бомбы 100 кт).
Противоатомные двери Объекта 825.
В это сложно поверить, но существуют целые кладбища техники, оставленной по разным причинам еще во времена СССР. На фото: Техника участвовавшая в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС. Знакомая картина для фанатов S.T.A.L.K.E.R.
Эта печальная картина на фото – заброшенный ангар рядом с космодромом Байконур в Казахстане. Несколько лет назад ангар посетил фотограф Ральф Миребс. Собранные космические челноки Изделие 1.02 "Буран-2" - ответ СССР американским Шаттлам.
В 1988 году космический челнок Буран (изделие 1.01) совершил автоматический полет в космос. В 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 Буран был разрушен.
Распад СССР и рост бюджетных сокращений вынудил сократить и космическую программу.
Космические корабли так и остались застывшими во времени.
Здание не назовешь разрушенным, несмотря на плачевное состояние.
Так ангар выглядит снаружи.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 Лунь - советский убийца авианосцев, как называли его в США. И это было недалеко от истины. Экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара.
Лунь благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.
Лунь прошел большой путь от начала разработок в 70-х до передачи в опытную эксплуатацию в 1990 году. А уже в 1991 году эксплуатация была завершена.
Вот так экраноплан выглядит в наши дни. Он был законсервирован в доке в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Амдерма, РЛС Лена-М. Поселок на берегу Карского моря в советское время был центром крупнейшей военной инфраструктуры в Арктике. Здесь были установлены крупные установки радиолокации базировалась истребительная авиация.
Амдерма, пункт управления радиолокационным комплексом.
Амдерма. Шары радиопрозрачных укрытий для мобильных РЛС.
А это уже Подмосковье, наши дни. Целый арсенал военной техники, брошенной в лесу.
Подобная картина, как утверждают, не такая уж и редкость в нашей стране. Целые военные базы стоят полностью заброшенные.
Скрунда – когда-то секретная военная часть СССР – целый город Латвии стоит заброшенный. Подобных призраков много по всему бывшему союзу.
Заброшенный Восьмой цех завода Дагдизель в городе Каспийск. Испытательная станция морского оружия, которая была сдана в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега.
При желании на просторах бывшего СССР можно найти и заброшенные самолеты. Этот, например, недалеко от аэропорта в Риге.
Да что там самолеты! Целые аэродромы стоят бесхозные. Вот, например, в городе Воздвиженка, Приморский край.
Аэропорт, Воздвиженка, Приморский край.
Заброшенные самолеты, Воздвиженка, Приморский край.
Ракетный комплекс Р-12 Двина (Поставы). Комплекс построен в 1964 году и до 1994 года стоял на вооружении. Один из объектов времен холодной войны.
По некоторым данным, этот снимок был сделан за день до гибели К-159 во время транспортировки на утилизацию.
Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951-1957 годах.