Заброшенная усадьба Ярополец Чернышевых — «Русский Версаль. Ярополец чернышевых

Представляю вашему вниманию архивные фотографии, а также схемы планов реконструкции усадьбы Ярополец Чернышевых XX века.

2. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

3. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

4. Парковый фасад дворца. Фото 1930-х гг.

5. Санаторий имени Павлика Морозова в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

6. Главный фасад дворца. Фото 1960-х гг.

7. Парковый фасад дворца. Фото 1950-х гг.

8. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

9. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

10. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

11. Конный двор. Вид с юго-восточной башни. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

12. Ворота конного двора. Фото 1930-х гг.

13. Ворота конного двора. Фото 1950-х гг.

14. Вид дворца и конного двора со стороны парка. Фото из архива Фуфаева А.С. 1940-е гг.

15. Конный двор. Вид с северо-запада. Фото 1950-х гг.

16. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1959 г.

17. Конный двор. Общий вид с юго-востока. Фото Якунина О. 1978 г.

18. Конный двор. Общий вид с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

19. Конный двор. Вид юго-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

20. Конный двор. Вид северо-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

21. Конный двор. Вид с юго-запада. Фото Якунина О. 1978 г.

22. Конный двор. Вид северо-западной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

23. Конный двор. Вид внутри двора. Фото Якунина О. 1978 г.

24. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото начала XX в.

25. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото 1920-х гг.

26. Обелиск. Фото 1920-х гг.

27. Турецкая мечеть. Фото начала XX в.

28. Храм-памятник Екатерины II. Фото начала 1920-х гг.

29. Овальный павильон (Храм уединения). Фото начала XX в.

30. Ворота и ограда парадного двора. Фото 1930-х гг.

31. Церковь Казанской Божьей Матери. Общий вид. Фото 1930-х гг.

32. Выкопировка из генерального плана усадьбы Ярополец Чернышевых. 1768 г.

33. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Седов А.П. 1951 г.

34. Схема парка усадьбы Ярополец Чернышевых. Чертеж Тихомирова Н.Я. 1946-1947 гг.

35. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Проектное задание. 1962 г.

37. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С. 1949-1950 гг.

38. План дворца и конного двора усадьбы Ярополец Чернышевых. Проект приспособления. 1970-е гг.

39. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

40. План второго этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

41. Схема плана дворца Чернышевых.

42. Обмерный чертеж усадьбы 1962-1970 гг.

43. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Маркаров А.А. 1980 г.

44. Схема расположения базисов фотографирования на объекте усадьбы Чернышевых.

45. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

46. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

47. Парковый фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

48. Фасад с парка.

49. Боковые фасады конного двора (левая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

50. Боковые фасады конного двора (правая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

52. Фасад конного двора со стороны Красного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

53. Устройство фундамента под стенами конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

54. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

55. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

56. Подвал северной части конного двора. Чертеж их Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

57. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

58. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Узел А. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

59. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

60. Фасад церкви Казанской Божьей Матери. Чертеж из "Смешанного альбома Казакова М.Ф.". Начало XIX в.

61. План церкви Казанской Божьей Матери. Обмерный чертеж.

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.

(Россия, Московская область, Волоколамский район, Ярополец)

ООО «Парковая реставрация» в марте 20014 г. разработала проектную документацию по реставрации парка и восстановлению исторического облика территории по объекту: «Усадьба Чернышевых», расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, с. Ярополец. Проектные работы выполнялись на субподряде у ООО «АК-Проект» по заказу Министерства Культуры Российской Федерации. В настоящее время усадьба и церковь недоступны — обнесены заборами. В храме ведутся восстановительные работы.

Находится к северо — западу от Волоколамска, в 0,5 км от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово-парковый ансамбль в первой половине 1760-х гг.
Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З.Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы.

План усадьбы

  1. Дворец
  2. Обелиск
  3. Парадные ворота курдонёра
  4. Боковые ворота курдонёра
  5. Конный и скотный дворы
  6. Службы
  7. Церковь
  8. Колокольня

Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.
Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» — портретными барельефами на стенах.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.
Казанская церковь (1798 г.) оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками — насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона — белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
А теперь вернёмся к жестокой действительности… Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы…
Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем.
Что же теперь осталось от «Версаля»? Думаю, Вы видите сами. Унылую картину запустения как нельзя лучше дополняет сказочный ярополецкий парк, с причудливо изогнутыми деревьями...






Усадьба Ярополец Чернышевых-памятник культурного наследия

Данный объект находится в федеральной собственности и в 90-е гг. передан в пользование Московского авиационного института. На сегодняшний день реставрационные работы на объекте не ведутся, а судя по внешнему облику усадебного дома, уже остро стоит вопрос о проведении первоочередных противоаварийных мероприятий.
Красивейший усадебный комплекс федерального значения под равнодушные взгляды приходит в упадок. Пользователь, не имеющий возможности адекватно следить за состоянием объекта и обеспечить проведение всех необходимых работ, при этом рьяно защищает свое право на использование объекта, тем самым не давая собственнику возможность привлечь реальных инвесторов. Начиная с 1966 г. исполнительным органом власти Московской области принимались акты, направленные на сохранение усадебного комплекса и прилегающей территории, а также закреплялась обязанность Московского авиационного института по охране памятника архитектуры.

Источник:
Концепция создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия//Мир искусств (Вестник международного института антиквариата) №1 (5), 2014, с. 71





Персоналии

Граф ЗАХАР ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕРНЫШЕВ

Граф З.Г. ЧЕРНЫШЕВ , 1722-1784, генерал — фельдмаршал, сын графа Григория Петровича (р. 1670 г., ум. 1745) от брака с близкой к Петру Великому особой, Евдокией Ивановной Ржевской („Авдотья - бой-баба р. 1695 г., ум. 1747 г.), родился 18 Марта 1722 г.; начал свое служебное поприще в гвардии, а в 1742 г., в чине капитана, причислен был к русскому посольству в Вене, но был там недолго, и, спустя два года, назначен был камер — юнкером ко двору Наследника престола Великого Князя Петра Федоровича. Здесь он имел возможность обратить на себя внимание Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей Императрицы, и приобрести её особое расположение. Но придворная жизнь Чернышева продолжалась недолго, до 1748 г.; вновь отдавшись военной служба, Чернышев принимал учaстиe в Семилетней войне, при чем командовал корпусом в чине генерал — поручика в битве при Цорндорфе; в 1761 г. умному, распорядительному Чернышеву удалось взять Берлин и наложить на него контрибуцию. По кончине Императрицы Елизаветы, Петр III задумал помочь Фридриху II против Австрии и назначенные для этой цели корпуса поручил в командование Чернышеву. Екатерина, вступив на престол, возвела давнего своего любимца в генерал — аншефы и наградила орденом св. Андрея, а в 1763 г. назначила его вице-президентом Военной коллегии. На этом поприще Чернышев приложил много труда, так как в период его управления коллегией Россия вела беспрерывные войны с Польшей и Турцией, и, кроме того, внутри государства свирепствовал Пугачевский бунт.
В 1775 году Чернышев назначен был президентом Военной коллегии, с возведением в звание генерал — Фельдмаршала, но, вследствие ссоры с Потемкиным, уже в следующем году назначен был генерал — губернатором Белоруссии, только что присоединенной от Польши по первому разделу. Чернышев и здесь много поработал на пользу края, связав Белоруссию крепкими узами с Poccиeй и подняв в ней промышленность и торговлю. Уже в 1780 г. Екатерина, проезжая по Белоруссии, сказала графу: „Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то никому бы не поверила, а дороги ваши, как сады“. Такую заботливость об упорядочении жизни и быта населения проявил Чернышев и в Москве, куда назначен был главнокомандующим 5 Февраля 1782 года.
О Чернышеве сохранилась слава, как о твердом и бескорыстном русском вельможе. Один из самых умных и самых образованных людей своего времени, „горячая голова“, как называла его Екатерина II, он, по отзыву знаменитого современника, князя Н. В. Репнина, „пользовался отличным уважением и был разумным администратором, по военной и гражданской части “.
Женат был па Фрейлине (с 1762 г.) Анне Родионовне Вейдель (р. 1744 г., ум. 9 июля 1850 г.), позднее (с 15 Авг. 1775 г.) статс — даме, женщине гордой и высокомерной; детей у них не было.
Граф 3. Г. Чернышев умер 29 Августа 1784 года.

(С портрета Рослена; собственность Г. Г. Черткова, в С.-Петербурге.)

Н.А. Бондарева Усадьба Ярополец Чернышевых

Однажды побывав в Яропольце Чернышевых, мысленно возвращаешься сюда снова и снова. Увиденное потрясает. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец», волшебный парк с причудливо изогнутыми, странного силуэта деревьями… Все это будоражит воспоминания и будит воображение…
История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. В XVII в. сельцо числилось государевой вотчиной, где были устроены среди многочисленных протоков запруженной Ламы, по одним сведениям, царские псарни, по другим – зверинец. В селе стояла одноглавая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1684 г. по повелению царевны Софьи удаленный от Москвы Ерополч с соседними деревнями и землями был пожалован Петру Дорофеевичу Дорошенко – плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышевым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший часть Ерополча, был из племени «птенцов гнезда Петрова». Он начал карьеру 16-летним юношей в чине стольника, а через четыре десятилетия получил назначение сенатором и был пожалован в генерал-аншефы. Еще через год определен в Московскую губернию генерал-губернатором.
Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г. Позднее этот храм стал важным композиционным звеном в новом планировочном замысле дворцового комплекса.

В 1745 г. усадьбу унаследовал средний сын Чернышева – Захар Григорьевич, предпринявший реорганизацию родового поместья – огромной территории, размером в 6,5 тыс. га, с центром в селе Ярополец. На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений. К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля в духе аристократических резиденций.
Двухэтажный с мезонином дворец, соединенный с пониженными флигелями и хозяйственными корпусами крытыми галереями – является сооружением высокого художественного уровня. Здание возведено в стиле раннего французского классицизма, предположительно архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками.
Внутреннее убранство дома соответствовало его утонченной архитектуре. Особого внимания заслуживал парадный зал с «галереей предков» – портретными барельефами на стенах работы скульптора Ж.-Д. Рошетта.

Пространство перед домом занимал обширный зеленый газон с ровными рядами шарообразных лип. Парадный двор, ограниченный хозяйственными комплексами, имел трое ворот. Из них наиболее представительными были центральные, выполненные в виде круглых зубчатых башен, над которыми некогда развевались фамильные штандарты Чернышевых.
Обогнув ярополецкий дворец, попадаешь на главную, так называемую Версальскую аллею, совпадающую с продольной планировочной осью, один конец которой закреплен Казанской церковью. Навстречу вам открывает объятия странный, будто зачарованный парк с огромными деревьями-«канделябрами», давно не знающими заботливых рук садовников. Парк стремится к большому округлому пруду широкими уступами террас, на самой нижней из них высится обелиск, облицованный розовым и черным полированным гранитом, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. От времени цветной гранит покрылся сетью мелких трещинок, белокаменное основание памятного знака подернулось бархатом мхов…

«Зеленые кабинеты», узорчатые клумбы, фонтаны и мостики – где все эти затеи прихоти, услаждавшие взор?
Нет больше в Яропольцах мечети – символа победоносного мира с Турцией, заключённого в 1774 г. Проект одноэтажного, купольного павильона стиля тюркери, с отдельно-стоящими по сторонам минаретами, заимствовали из альбома чертежей теоретика и практика садового искусства У. Чемберса. Разрушена оранжерея, античные и готические постройки. Утратам Яропольца Чернышевых несть числа… Да и то, что сохранилось (после революционного вихря, после бомбёжек и артобстрелов Великой Отечественной) – оставлено медленно разрушаться и погибать.
В любой момент может обрушится обветшавшая церковь Казанской иконы Божией матери, имеющая деревянные конструкции. Двухкупольное здание, объединившее посредством притвора собственно храм и родовую усыпальницу, связывают с именем Матвея Казакова.

Церковь сооружалась по заказу набожной супруги Захара Григорьевича – Анны Родионовны и была достроена уже после смерти фельдмаршала, в 1798 г. Строительство храма, поставленного на месте предыдущего, возможно, даже с включением стен и фундамента своего предшественника, затянулось почти на два десятилетия.
Интерьеры церкви были решены в излюбленной цветовой гамме архитектора Казакова – синий, белый и золотой.
Зальное пространство Казанской церкви оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая роскошную люстру. Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной ограды с золотыми колонками – насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона – белоснежные. Несколько мрачно, но торжественно.

Зал церкви-усыпальницы З.Г. Чернышева, напротив, жизнеутверждающе светел. В апсиде усыпальницы еще сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева – плоская пристенная пирамида, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами.
В неподвижных водах большого пруда отражается сказочный ярополецкий лес и небосклон, с неподвижно застывшими облаками… Мертвое безмолвие разлилось вокруг… «Русский Версаль» словно погрузился в сон вечности, изредка нарушаемый заезжими туристами.

Наталья Бондарева для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» М., 2007

С. Веселовский Усадьба Ярополец Чернышевых

К числу памятных пушкинских мест принадлежит и Ярополец. Летом 1684 г. он был пожалован гетману Правобережной Украины Петру Дорофеевичу Дорошенко, принесшему присягу русскому правительству. Пушкин упомянул П. Д. Дорошенко в «Полтаве».
Последние годы жизни П. Д. Дорошенко прошли в Яропольце, где он умер в 1698 г. Его могила на центральной площади села отмечена мавзолеем.
После смерти П. Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром. С этого времени судьбы обеих частей Яропольца различны. В одной из них крупным сановником А. А. Загряжским, женившимся на дочери А. П. Дорошенко, был построен в 1770-х годах великолепный дом-дворец и ряд служебных зданий. <...>

Второй половиной Яропольца потомки П. Д. Дорошенко владели до 1717 г., когда ее купил генерал-аншеф Г. П. Чернышев. После смерти Г. П. Чернышева в 1745 г. владение перешло к его сыну 3. Г. Чернышеву, получившему в 1773 г. звание фельдмаршала. Командуя отдельным корпусом, он в 1760 г. взял Берлин. В последние годы жизни (1782-1784) 3. Г. Чернышев был главнокомандующим (генерал-губернатором) Москвы. В это время старшим адъютантом при нем
состоял в чине полковника будущий соратник Н. И. Новикова И. П. Тургенев. Он, очевидно, бывал у своего начальника в Яропольце. Прах фельдмаршала, умершего в 1784 г., покоится в мавзолее приусадебной церкви.

При Чернышеве усадьба отстраивается наново. Главный дом по пышности оформления походил на дворец. Ему предшествовал широкий парадный двор, в который вели чугунные въездные ворота, изысканные по рисунку. По сторонам от них стояли круглые башни, увенчанные зубцами. Великолепный парк, частично регулярный, частично пейзажный, с павильонами, беседками, каналами, спускался от дома к реке Ламе. Этот парк считался одним из лучших в Подмосковье.
С Яропольцем также связан декабрист Захар Григорьевич Чернышев, офицер Кавалергардского полка. По инициативе П. И. Пестеля в этом - самом аристократическом полку царской, армии Южное общество создало свою группу. Южане предполагали в момент восстания использовать эту группу, по своему положению близко стоявшую к правящей верхушке, для провозглашения республики и физического устранения членов царской семьи.

Входивший в нее Чернышев в дни восстания декабристов находился в отпуске, вне Петербурга. Но мужественное поведение на допросах усугубило его вину в глазах Верховного уголовного суда, приговорившего Чернышева к каторжным работам. С 1829 г. он служил рядовым в кавказских войсках, с редкой храбростью участвовал в боях, был тяжело ранен. Лишь в 1833 г. его произвели в офицеры. Через несколько лет Чернышев получил разрешение выйти в отставку и вновь поселился в Яропольце.

Его сестра Александра Григорьевна также связана с Яропольцем. Она была замужем за одним из вождей Северного общества Никитой Муравьевым, автором проекта декабристской конституции. Женщина героического склада, А. Г. Муравьева первая из жен декабристов, последовавших за мужьями, приехала в Читу. С собой она привезла известное стихотворное послание А. С. Пушкина сосланным декабристам «Во глубине сибирских руд...»
Близкие отношения с Чернышевыми поддерживал выдающийся медик М. Я. Мудров. Он обладал замечательной библиотекой по медицинским вопросам. В 1812 г., при приближении войск Наполеона к Москве, «все книги, составлявшие... богатство и ученую роскошь», он вывез в Ярополец. Там они были спасены. В 1813 г. ученый пожертвовал свое книжное собрание Московскому университету.

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву . Из-за своей занятости на государственной службе, новый хозяин не много уделял внимание своему приобретению, воспринимая имение лишь как доходное хозяйство. Однако, несмотря на такое отношение, он выстраивает в 1742 году на территории усадьбы каменную .

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев , известный как блестящий полководец , руководивший, в ходе войны с Фридрихом II, штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй . Императрица высоко ценила администраторские способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб .

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.
Усадьба оставалась во владении семьи Чернышевых до 1917 года. Последними владельцами были Чернышевы-Безобразовы - потомки сестры Захара Григорьевича - Софьи.

После октября 1917 года судьба усадьбы повторила судьбу многих дворянских усадеб России . В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы . Позднее в них расположился санаторий имени Павлика Морозова. Медицинской направленности очень способствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.

В первые месяцы Великой Отечественной войны усадьба попала под немецко-фашисткую оккупацию и после нанесенного фашистами ущерба какое либо практическое использование усадьбы стало невозможным. Лишь в 1953 году на территории усадьбы проходили съемки кинофильма с иронично-пророческим названием - «На графских развалинах»

Сейчас территория усадьбы отгорожена от дороги двухметровым железным забором . На территорию усадьбы проход закрыт, возможно, по соображениям безопасности. Хочется отметить, что несмотря на разрушения, принесенные временем и историей, усадьба хранит остатки былой красоты и величия, и хочется верить, что ее смогут и успеют восстановить.

Как добраться

На автомобиле из Москвы или Истры   116 км.

Наиболее быстрой дорогой для поездки в Ярополец следует признать трассу М9 (новорижское шоссе, Балтия). Если ехать из Истры, то встать на Балтию можно за . Затем, проехав по новорижскому шоссе до Волоколамска, въехать в город и держаться северного направления Направление на Лотошино, Ярополец будет обозначено указателями.



Просмотров