Юнг психологические типы читать. Юнг К

Карл Густав Юнг

Психологические типы

Перевод с немецкого Софии Лорие, переработанный и дополненный Валерием Зеленским
М.: «Университетская книга», ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 720 с.
ISBN 5-88230-042-8, ISBN 5-237-00313-3
Серия Классики зарубежной психологии

DJVU 11,5 Мб

Качество: сканированные страницы
Язык: русский

Психиатр и мыслитель, многолетний сподвижник «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда, а в последующем основатель собственного направления в глубинной психологии, так называемой аналитической психологии, Карл Густав Юнг общепризнанно принадлежит к классикам психологической науки XX века. «Психологические типы» - одна из важнейших его работ и, вероятно, самая знаменитая книга из всего его многотомного собрания.
Юнговская типологическая модель выпестовалась из широкого исторического обозрения типологических вопросов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. Это не система анализа характеров и не способ навешивания ярлыков на самого себя или на других. В той степени, в какой человек может использовать компас для определения местонахождения в физическом пространстве на Земле, юнговская типология является инструментом для психологической ориентации. Это метод понимания как самого себя, так и тех трудностей, которые могут возникать в отношениях между людьми.

В. Зеленский. Предисловие 5
От редактора русского издания 1929 г. (Эмилий Метнер) 8
Предисловие к 1-му швейцарскому изданию 23
Предисловие к 7-му швейцарскому изданию 25
Предисловие к аргентинскому изданию 27

ВВЕДЕНИЕ 29

I. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ 35
1. Психология классического периода: гностики, Тертуллиан, Ориген 35
2. Богословские споры в раннехристианской церкви 49
3. Проблема пресуществления 52
4. Номинализм и реализм 55
A) Проблема универсалий в античном мире 56
Б) Проблема универсалий в схоластике 69
B) Попытка примирения противоположностей в учении Абеляра 79
5. Спор Лютера и Цвингли о причастии 99

II. ИДЕИ ШИЛЛЕРА О ПРОБЛЕМЕ ТИПОВ 102
1. Письма об эстетическом воспитании человека 102
а) Ведущая и подчиненная функции 102
б) Об основных влечениях (инстинктах) 135
2. Рассуждения о наивной и сентиментальной поэзии 172
а) Наивная установка 173
б) Сентиментальная установка 174
в) Идеалист и реалист 176

III. АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛО 178

IV. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИИ 190
1. Общий обзор типов Джордана 190
2. Специальное изложение и критика типов Джордана 197
а) Интровертная женщина 197
б) Экстравертная женщина 201
в) Экстравертный мужчина 206
г) Интровертный мужчина 210

V. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ПОЭЗИИ. ПРОМЕТЕЙ И ЭПИМЕТЕЙ КАРЛА ШПИТТЕЛЕРА 213
1. Предварительные замечания о типизировании Шпиттелера 213
2. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете 221
3. Значение объединяющего символа 239
а) Брахманистическое понимание проблемы противоположностей 245
б) О брахманистическом понимании объединяющего символа 250
в) Объединяющий символ как динамическая закономерность 260
г) Объединяющий символ в китайской философии. 266
4. Относительность символа 274
а) Поклонение женщине и поклонение душе 274
б) Относительность поняти Бога у Мейстера Экхарта. 296
5. Природа объединяющего символа у Шпиттелера 316

VI. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В ПСИХОПАТОЛОГИИ 332

VII. ПРОБЛЕМА ТИПИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ЭСТЕТИКЕ 351

VIII. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 364
1. Типы по Джемсу 364
2. Характеристические пары противоположностей в типах Джемса 373
а) Рационализм против эмпиризма 373
б) Интеллектуализм в противоположность сенсуализму (Sensationalism) - такова вторая пара противоположностей установленная Джемсом 378
в) Третья пара противоположностей, установленная Джемсом, - идеализм в противовес материализму 379
г) Оптимизм в противовес пессимизму составляет четвертую пару противоположностей 380
д) Пятая пара противоположностей - религиозность в противовес иррелигиозности 382
е) Шестая пара противоположностей - индетерминизм, противостоящий детерминизму 383
ж) Седьмой противоположностью является монизм и плюрализм 386
з) Догматизм в противоположность скептицизму 387
3. К критике концепции Джемса 387

IX. ПРОБЛЕМА ТИПОВ В БИОГРАФИКЕ 391

X. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ 402
1. Введение 402
2. Экстравертный тип 406
а) Общая установка сознания 406
б) Установка бессознательного 411
в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке:
Мышление - Экстравертный мыслительный тип - Чувство - Экстравертный чувствующий тип - Общий обзор экстравертных рациональных типов - Ощущение - Экстравертный ощущающий тип - Интуиция - Экстравертный интуитивный тип - Общий обзор экстравертных иррациональных типов 416
3. Интровертный тип 455
а) Общая установка сознания 455
б) Бессознательная установка 460
в) Особенности основных психологических функций в интровертной установке:
Мышление - Интровертный мыслительный тип - Чувство - Интровертный чувствующий тип - Общий обзор интровертных рациональных типов - Ощущение - Интровертный ощущающий тип - Интуиция - Интровертный интуитивный тип - Общий обзор интровертных иррациональных типов 463
г) Основные и вспомогательные функции 492

XI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ 496

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 585

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЧЕТЫРЕ РАБОТЫ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ 595
1. К вопросу об изучении психологических типов (1913) 595
2. Психологические типы (1923) 608
3. Психологическая теория типов (1931) 624
4. Психологическая типология (1936) 644

В. В. Зеленский Карл Густав Юнг. Жизнь, личность, работа 661

BIBLIOGRAPHY 695
БИБЛИОГРАФИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ 709
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 711

Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека , к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Интроверты и экстраверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия» . Он ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основные виды направленности личности (эго-ориентации).

Экстраверты - это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.


Интроверты — это такие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов) . Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).


Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.

1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от касаются вопроса о природе либидо . Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.

2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса . Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.

По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладыва­ются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.


3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития - рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.
Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.

4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).

11.05.2016 10:28

Карл Густав Юнг, ученик и соратник Зигмунда Фрейда, почти шестьдесят лет занимался обширной психиатрической практикой. Он много наблюдал за людьми и убедился, что структура психики, которую описывал Фрейд, проявляется не одинаково. Люди по-разному воспринимают действительность.

Обобщив и систематизировав наблюдения, свои и учеников, Юнг описал восемь психологических типов. Его труды легли в основу книги «Психологические типы», которая увидела свет в 1921 году. С позиций Юнга, у каждого человека есть индивидуальные черты и черты, присущие одному из психологических типов. Психологический тип проявляется в раннем детстве и в течение жизни почти не меняется, хотя по мере взросления он может сглаживаться. Стоит подчеркнуть, что типология не ограничивает свободу выбора человека, не является преградой для карьеры или любви, не препятствует его развитию. Это некий каркас, структура личности. Она не отменяет многообразия характеров и индивидуальности человека, представлений о добре и зле, его личного жизненного опыта, собственных мыслей, культурного уровня. Теория Юнга помогает понять, как люди воспринимают мир.

Юнг ввел в науку новые понятия - экстраверсия и интроверсия.

Человек-экстраверт сконцентрирован на внешнем мире. Интроверт черпает силу внутри себя. В мире нет чистых экстравертов и интровертов. Каждый человек всего лишь склонен к тому или другому восприятию мира, иногда ведет себя иначе дома и на работе. Экстраверты более активны, чем интроверты. Им комфортно в современном обществе свободного рынка. Они рвутся к статусу, наградам, достижениям, первенству, отдыхают и черпают силы в компании друзей. Отрицательные проявления экстраверсии - эгоистичность, наглость, своенравность. Поскольку экстраверты стремятся верховодить, то лучше складываются отношения в паре, где мужчина по своему психологическому типу - экстраверт, а женщина - интроверт.

Интроверты ничем не лучше и не хуже экстравертов. У них собственные слабости и преимущества. Интроверты восстанавливают силы, погружаясь в собственный внутренний мир. Чтобы успешно взаимодействовать со сложным для них внешним миром, они целенаправленно фокусируются на отдельных его аспектах. Интроверты - хорошие стратеги, вдумчивые и рассудительные. Они умеют видеть ситуацию глубже и дальше. В отличие от интровертов экстраверты - тактики и рвутся к победе здесь и сейчас. Отрицательные проявления интроверсии - витание в облаках, нежелание следить за своим внешним видом, неумение выражать свои мысли.

Но вернемся к теории Юнга. Следующее понятие, которое ему принадлежит, - психологические функции . По наблюдениям ученого, одни люди хорошо оперируют логическими данными, другие лучше справляются с эмоциональной информацией. Есть люди с великолепной интуицией, и люди, у которых лучше развиты ощущения. Четыре базовые психологические функции, по Юнгу, - это мышление, чувство, интуиция, ощущение.

Мышление помогает человеку установить понятийные связи между содержанием своих представлений. В процессе мышления он руководствуется объективными критериями, логикой. Чувства , напротив, основаны на оценке представлений: хорошо или плохо, красиво или некрасиво. Следующая психологическая функция - интуиция . Она связана с бессознательным восприятием происходящего, инстинктами. Четвертая психологическая функция - ощущения , которые базируются на физических раздражителях, вызванных конкретными фактами. Все четыре психологические функции есть у каждого человека. Они помогают ему выстраивать единую картину мира. Развиты функции по-разному. Как правило, одна доминирует над другими.

В зависимости от преобладания функции Юнг сначала выделил типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Далее он разделил психологические функции на два класса: рациональные функции - мышление и чувство, иррациональные - интуиция и ощущение. Функции образуют также альтернативные пары: чувство и мышление, интуиция и ощущение. Ученый утверждал, например, что чувства подавляют мышление, а мышление способно мешать чувству.

Рациональные функции Юнг называл разумными, потому что они ориентированы на объективные ценности и нормы, накопленные и принятые в социуме. Иррациональное поведение, с точки зрения ученого, - это поведение, которое не основано на разуме. Эти психологические функции не плохие, и не хорошие. В решении всевозможных ситуаций может быть важен как и рациональный, так и иррациональный подход. Юнг отмечал, что иногда чрезмерная концентрация на разумном разрешении конфликта способна помешать найти ответ на иррациональном уровне.

Каждую из психологических функций Юнг проанализировал с позиций экстраверсии и интроверсии и определил восемь психологических типов . Экстраверты и интроверты бывают рациональные и иррациональные. Рациональные экстраверты и рациональные интроверты в свою очередь встречаются мыслительные и чувствующие. Иррациональные экстраверты и иррациональные интроверты бывают ощущающие и интуитивные.

Ярче всего психологический тип проявляется в отношениях. Обычно счастливые пары, идеальные друзья и коллеги - это люди, дополняющие друг друга. Два интроверта могут ждать инициативы от партнера и не дождаться. Два экстраверта не в состоянии ужиться или сработаться, потому что слишком инициативны, каждый тянет одеяло на себя. Человек будет успешнее в той сфере деятельности, которая присуща его психологическому типу, однако ему ничто не мешает развивать в себе и другие качества, необходимые в работе, в общественной или в личной жизни.

Знание своего психологического типа поможет понять свою предрасположенность, активно использовать свои сильные стороны и находить способы компенсации слабых сторон. Бывают случаи, когда тип человека сильно размыт, но это скорее исключение.

Если вы не можете самостоятельно определить свой психологический тип, скорее всего вам просто не хватает информации или вы не хотите быть с собой откровенны. Обратитесь к профессиональному психологу, который протестирует вас и даст нужные вам рекомендации по разрешению жизненных ситуаций, саморазвитию и достижению целей.




Просмотров