Яко имущая. Акафист Пресвятой Богородице “Взбранной Воеводе”

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице».

По избавлении от зол и бедствий, радоваться и приносить благодарения всего естественнее и приятнее. Но знаете ли, братие, над кем и в чью пользу совершена победа, за которую мы взбранной Воеводе восписуем ныне благодарственная? Она совершена, как повествует история, в пользу греков и престольного града их – Константинополя, страдавшего от жестокой осады, – совершена над каганом, вождем скифов, в числе которых, по всей вероятности, были и наши предки. Таким образом мы благодарим за чуждое для нас благодеяние, – торжествуем собственное наше поражение!

Что это значит? – То, что христианская вера и в этом отношении, как во многих других, переменила порядок вещей и научила смотреть на события иначе: мудрость мира почитать буйством, а буйство креста – единственной мудростью; слезы покаяния вменять в источник блаженства духовного, а радости и смехи мирские – во зло и пагубу; лишениями дорожить прежде богатства, страданиями – хвалиться, в унижении -торжествовать. Если бы мы доселе оставались во тьме язычества, то воспоминание о чудесном поражении предков наших под стенами Константинополя составило бы предмет печали общественной и сетования; но, поскольку мы благодатью Божией изведены из этой тьмы в чудный свет христианства, то воспоминаем его с нашими победителями, благодарим – за собственное поражение! И поступая таким образом, поступаем совершенно справедливо; ибо в лице, помраченных тьмой язычества, предков наших по плоти, неверие устремлялось против веры, дикая свирепость – против гражданского устройства, алчность добычи – против мирной собственности. Напротив, в лице жителей Константинополя (которые суть также предки наши по вере) через ниспослание им чудесной помощи свыше награждено упование на Бога и молитва: такие добродетели, которыми и мы живем и дышим, от которых ожидаем спасения временного и вечного.

Торжество веры, где бы оно ни открылось, есть торжество всех верующих; награда пламенной молитвы, на кого бы она ни низошла, есть награда всем истинно молящимся; победа христианства, в каком бы то ни было виде, есть общая всем христианам победа. Поэтому нисколько не удивительно, что мы празднуем ныне, некоторым образом, собственное наше поражение. Это совершенно в духе нашей святой веры; ибо «дух истинного христианства в том и состоит, чтобы всегда торжествовать победу над самими собою». Раскроем эту мысль в честь взбранной Воеводы нашей, Которая и в сей внутренней брани есть лучший вождь и помощник.

Святая вера наша, братие, происходя от Бога любви и мира, вся исполнена благодати и щедрот; но вместе с тем она приводит с собой жестокую брань. Христианин должен не воздавать злом на зло (Рим. 12:17 ), «любить самых врагов» (Мф. 5:44 ), молиться за самых распинателей (Лк. 23:34 ); но вместе с тем он должен быть всегда воином и победителем. Мните ли, – вопрошал Сам Господь и Спаситель наш, – «мните ли, яко приидох воврещи мир на землю? – ни, не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10:34 ). И в другом месте, приглашая к мужеству и борьбе на брани духовной, Он же Сам говорит: дерзайте, то есть, стойте и сражайтесь мужественно, «яко Аз победих мир» ! (Ин. 16:33 ). Апостолы Христовы также весьма часто призывают к духовной брани, предлагают для того всякого рода оружия, дают советы, ободряют мужество, указывают на венцы, уготованные победителям; христианин у них есть воин, от колыбели до гроба.

Что же это за брань, которую приводит с собой наша вера святая? Что это за победа, к которой должен стремиться каждый христианин? Это – брань человека с самим собою; это – победа над страстями и плотью, над всем, что в нас есть враждебного Богу и нам самим. Христианин должен, во-первых, победить мир с его прелестями, соблазнами, могуществом, лукавством и заразительной нечистотой. Он должен победить духов злобы поднебесных, с их невидимыми и видимыми нападениями. Но главное поле брани для христианина есть – собственное его сердце. Внешние враги немного значат для него, если внутри нет мятежа; нападения извне пагубны только тогда, когда в самом человеке есть предатели. И против этого-то домашнего зла должны быть устремлены все силы и все мужество христианина. Идти против своих любимых привычек, против требований своей плоти, против желаний собственного сердца часто труднее, нежели идти против тьмы врагов: но – надобно идти!

Кто не ведет этой внутренней брани, тот христианин по одному имени. Только победа над самими собой делает нас истинными христианами. Без этого христианство и человек остаются чуждыми друг другу. Без этого нет и не может быть спасения!

Для совершенного убеждения в этой важной истине, стоит только вспомнить, в каком состоянии теперь человек и для чего нам дана святая вера наша. – Она дана для нашего спасения, для того, чтобы избавить каждого из нас от тех ужасных зол, которые обременяют всех и каждого. Но в чем состоит сущность этих зол и бедствий, от которых христианство должно освободить нас? – Главным образом в том, что мы не свои, что мы в рабстве, в плену, в крайнем утеснении и нищете. Кто враг и притеснитель наш? Грех, чувства и страсти. Они господствуют в нас, все прочее покорствует им и страдает. Страдает ум, наполняясь ложью, обманами, истощаясь в служении пороку; страдает воля, двигаясь непрестанно по ветру чувственных пожеланий и страстей; страдает свобода, не имея силы обратиться к закону и следуя слепо за чувствами; страдает самое тело от неестественных наслаждений, хотя живущий в нас грех всего более греет и питает его. После этого как спасти нас, если не бранью с самими собой, – с тем, что в нас есть враждебного нам самим? – И что другое остается делать святой вере нашей, как не доставлять нам средства к тому, чтобы выходить из этой брани победителями? Так действительно и есть! Вникните в существо и состав христианства; и вы тотчас увидите, что в нем все направлено к этой необходимой цели, – к тому, чтобы освободить человека от плена страстей, от рабства чувств, от унижения духа под владычеством плоти; а поскольку источник и седалище этого зла в нем самом, – чтобы сделать его победителем над собой.

Поэтому самому христианин, как мы сказали, на многое смотрит совершенно иначе, нежели естественный человек. Что для последнего кажется величайшим злом, например, страдания, бедность, уничижение, ибо все это уязвляет его самолюбие, то самое для первого кажется и должно казаться благом; ибо освобождает его от внутреннего рабства и возвращает к свободе духа.

По этому-то святому закону совершаем мы и настоящее торжество наше, несмотря на то, что событие, нами воспоминаемое, несовместимо с народным самолюбием. С самолюбием оно, подлинно, несовместимо; но совершенно совместимо с любовью к Богу, с любовью к ближнему и с чистой любовью к самим себе. Ибо в лице греков, избавленных предстательством Богоматери от осады скифской, награждена вера, упование и молитва: а это те самые добродетели, в которых заключено и наше спасение. Слух о чудесном поражении воинов под стенами Константинополя, распространившийся между древними предками нашими, без сомнения, содействовал произведению в них уважения к вере христианской, и предрасположил их к оставлению язычества, что потом и последовало, – сначала частно, в некоторых лицах, а потом и во всем народе, при святом Владимире. Поэтому самая вера наша есть, некоторым образом, плод того поражения, которое предки наши потерпели от взбранной Воеводы.

Не тем ли, братие, с большим усердием должны мы притекать ныне к пречистому образу Этой Воеводы, Которая, избавив греков от злых , и на наших предков навела злая для того, чтобы привести на них со временем благая (Рим. 3:8 ), которыми пользуемся мы ныне? Но, благодаря Богоматерь за победу над нами внешнюю, не забудем просить о победе над нами внутренней, будучи твердо уверены, что в этой последней победе, над самими собою, состоит и все торжество нашей веры, что от нее зависит самое наше спасение. Аминь.

Среди множества молитвословий, используемых православными христианами для обращения к Божественным Силам, многие часто выбирают акафисты. Это особое песнопение, текст которого наполняет душу теплом, радостью и Божьей любовью. Именно поэтому их чтение так полюбилось верующим людям. Наиболее древним и известным из всех текстов является акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе».

Что такое акафист

В переводе с греческого языка сам термин означает пение, во время которого не сидят. По форме представляет собой благодарственно-хвалебное обращение к Господу Богу , Его Пресвятой Матери или какому-либо святому.

Интересно. Первым из написанных канонических акафистов был именно текст «Взбранной Воеводе», обращенный ко Пресвятой Богродице.

Акафист Божией матери перед ее иконой

Именно на основе этого хвалебного обращения к Божьей Матери со временем стали составляться другие песни, обращенные уже и к самому Господу Богу, и к его святым. Особую любовь чтение акафистов снискало именно на Руси - наш народ жадно впитывал радость, исходившую из этих текстов. Примечательно, что во время гонений на церковь, когда нельзя было достать никакой церковной литературы, сборники акафистов переписывались православными христианами вручную и бережно хранились.

Что говорит православие:

По своей структуре акафист представляет собой большое произведение, состоящее из более чем 20 частей - кондаков (коротких вводных строф) и икосов (более длительных и развернутых текстов). В каждом хвалебном песнопении есть свой припев, который постоянно повторяется. В обращении к Пресвятой Богородице это кондак «Взбранной Воеводе победительная…», по первой строчке которого и было названо все песнопение.

По смыслу данная песнь делится на две части:

  • повествовательно-историческая, в которой рассказывается о рождении Иисуса Христа;
  • нравоучительная, в которой воспевается похвала Божьей Матери и ее величие.
Важно. Именно хвалебное пение «Взбранной Воеводе» входит в богослужебный круг и читается на службе Великого поста .

Любые другие акафисты не входят в состав Литургии, а читаются только лишь на молебнах. Естественно, что очень часто православные христиане читают эти тексты дома, в личной молитве.

Как правильно и в каких случаях читать акафист «Взбранной Воеводе»

Как уже было сказано, данный хвалебный текст раз в году читается на Литургии Великого поста. Каждый православный христианин может в этот день посетить свой храм и постоять на службе. Кроме того, практикуются заказные молебны с чтением акафистов, которые можно заказывать в храмах. Конечно же, заказав службу, очень желательно присутствовать на ней лично.

Помимо церковного чтения, текст можно читать и дома. Обычно для этого берется благословение у духовника или приходского священника, который к тому же расскажет, сколько дней нужно читать. Акафисты могут читаться как разово (например, в день соответствующего праздника), так и длительно (к примеру,40 дней). К длительному чтению прибегают тогда, когда есть какая-либо особая нужда или просьба, с которой обращаются к Божьей Матери.

Икона «Взбранной Воеводе Победительная»

Важно. Совершенно недопустимо относится к обращению к Богородице как к заговору или магическому ритуалу.

Также не стоит забывать, что чисто механическая вычитка текста не несет никакой духовной пользы человеку. Молитва только тогда будет услышана и исполнена Господом Богом, когда она идет от чистого сердца и с искренней верой. Для этого необходимо стараться исправить свою жизнь согласно Заповедям Божьим и христианскому вероучению.

О других акафистах Богородице:

Что касается обстоятельств, в которых читается похвала Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе», то они могут быть практически любыми. С любой бедой, сложными жизненными обстоятельствами, скорбью можно обращаться к Деве Марии. Не стоит забывать и об обратном - получив просимое или благодеяние по молитве к Господу и Его Матери, можно прочесть священный текст с благодарностью.

Текст акафиста

Кондак 1

Икос 1

Кондак 2

Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая. Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии, бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоем Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания. Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая. Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблудшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери. Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием: Радуйся, премудрости Божия приятелище, радуйся, промышления Его сокровище. Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая. Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая. Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости. Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая рaдocть. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа. (Kондак читается трижды)

Икос 14

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 14

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша.

О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла.

Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Посмотрите видео об Акафисте Божией Матери

В самом начале нового века в России произошел ряд чудесных событий. Одно из них произошло в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который являлся первым русским некоронованым царем. Он – один из немногих сподобился еще при жизни посещения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков святых благоверных князей Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой вратами ада Святой Руси.

В судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Божией Матери Владимирской, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Спустя восемь столетий со дня гибели князя, в день его памяти, был убит и последний русский царь – святой мученик Николай Второй. Видимо не случайно, что в Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молятся о даровании им последнего русского царя. (Тропарь, глас 4. Непобедимая Победа, Владычеца Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны достойная грядущему Царю.) Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.

Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.

Подобный случай был и в Киеве.

Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхнетеченском женском монастыре Курганской епархии было явление в тонком сне одновременно двум схимникам Пресвятой Богородицы. В этом монастыре особо почиталась икона Богородицы Ченстоховская или Непобедимая Победа, был составлен особый акафист и постоянно читалась молитва о спасении России. Богородица вышла из иконы Богоматери Ченстоховской и стала как бы переоблачаться в шлем и кольчугу, а в руке она держала крест и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак и акафист. Впоследствии икона Богородицы была названа «Стой за Христа до мученического креста». Стоит отметить, что икона Богородицы Ченстоховская была передана Царице Елене во время обретения ею Животворящего Креста Господня, так что икона празднуется в один день с этим событием по церковному календарю (по новому стилю 19 марта).

Кондак, гл. 4

Пресвятая Дево Марие,/ сораспятая Сыну в Сердце Своем Мати Божия,/ Непобедимое из рода в род наше Оружие,/ неустрашимая Воительнице,/ Укрепи нас на брань против враг видимых и невидимых,/ за Святую Русь и веру Православную,/ и сподоби нас не устрашиться пострадать/ и даже положить живот свой / за Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь, гл. 4

Взбранная Воеводо духовного воинства Христианского,/ Несокрушимое по Бозе Основание нашего спасения,/ грозное устрашение враг видимых и невидимых,/ Пресвятая Владычице Богородице!/ Укрепи наш дух в стоянии за Веру Православную,/ даже до кончины мученической,/ за Господа нашего Иисуса Христа!

Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) «Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни сыны тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облегшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 – 17) «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.»

В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную «Россия». Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания.

Сейчас иконы Богородицы Русской приняты некоторыми воинскими подразделениями как святые хоругви. А многие воины носят с собой полиграфические иконы Богородицы Русской как личные святыни. Многие люди, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице перед этим образом, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.

Р. Б. Игорь и Ольга Дрождины

в честь иконы ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

«Стой за Христа до мученического креста»,

«Взбранная Воевода» или «Русская».

ТРОПАРЬ, гл. 4

Взбранная Воеводо духовного воинства христианского,/ Несокрушимое по Бозе Основание нашего спасения./ Грозное Устрашение враг видимых и невидимых,/ Пресвятая Владычице Богородице!/ укрепи наш дух в стоянии за Веру Православную/ даже до кончины мученической/ за Господа нашего Иисуса Христа!

КОНДАК, гл. 4

Пресвятая Дево Марие,/ Сораспятая Сыну в сердце Своем Мати Божия!/ Непобедимое из рода в род наше Оружие,/ Неустрашимая Воительнице!/ укрепи нас на брань против враг видимых и невидимых/ за Святую Русь и Веру Православную/ и сподоби нас не устрашиться пострадать/ и даже положить живот свой/ за Господа нашего Иисуса Христа!

Избранной на Предвечном Совете быти Матерью Бога нашего/ и всего мира и сугубо рода христианского,/ чистотою Своею Херувимов и Серафимов превосшедшей,/ Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии/ моление сие приносим в честь Ея иконы./ Ей же поклоняемся благоговейно,/ в покаянной радости усердно вопиюще:

Где умножается беззаконие, там преизобилирует Благодать Божия... Сгущается тьма предантихристова: любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат восстает на брата, чада на родители, родители на чада. Уже и секира при корени, но Ты, Мати Божия, не престаеши подавать нам, утопающим во грехах, многоразличную помощь, и мы благодарно вопием Ти:

СПАСИ ны, на Святую Русь вновь призревшая;

СПАСИ ны, прощение грехов наших у Господа просящая;

СПАСИ ны, духовную крепость и мужество воинам Христовым подающая;

СПАСИ ны, Матернюю Любовь всегда нам являющая;

СПАСИ ны, Бога беспрестанно умилостивляющая;

СПАСИ ны, гнев Его на милость прелагающая;

СПАСИ ны, Стено наша Нерушимая;

СПАСИ ны, Победо наша Непобедимая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Не единожды враг рода человеческого напрягал суетною свою силу супртив Святой Руси, но спасала Пресвятая Богородица православных христиан от погибели. Не Матерь ли Божия спасла Церковь русскую, да и саму Отчизну нашу от конечного истребления в годину последней мировой брани, устрашив через Илия, митрополита Гор Ливанских, безбожного правителя, повелев открыть храм и монастыри, вернуть с поля брани и из темниц служителей Божих, дабы пети им с верными: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

С падения денницы не перестает духовная брань на земли. И паки Ты, о Мати Божия, Взбранная Воеводо, воздвизаеши нас, аки и святых сродников наших, супротив всякого зла и подаеши нам Крест. Мы же, принимая Его, с надеждой на Твою всесильную помощь вопием Ти:

СПАСИ ны, Крестами храмы, монастыри и люди Твоя просветляющая;

СПАСИ ны, Светом Христовым всех и вся озаряющая;

СПАСИ ны, из греховной тьмы наше Восстание;

СПАСИ ны, ратовать на мир, плоть и диавола, нам помогающая;

СПАСИ ны, телесных и душевных ран Исцеление;

СПАСИ ны, унывать и отчаиваться нам возбраняющая;

СПАСИ ны, Крест нести помогающая;

СПАСИ ны, Оружие наше Непобедимое;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Рабски припадая к Пречистым Стопам Твоим, Богородице, усердно и смиренно молим Тя: даруй нам токмо малую искру Твоей Любви, в коей несть страха, и Чистоты, дабы попалитися в нас всему нечистому, дабы пети нам свято: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Прорек Спаситель остатку верных: «Не бойся, малое стадо!» И паки рек: «Дерзайте, ибо Аз победил мир!» Сохрани, Мати Божия, сей остаток для Господа и сподоби на всяком месте пети Тебе сице:

СПАСИ ны, грядущих к Тебе не отвергающая;

СПАСИ ны, наше Освящение;

СПАСИ ны, молитвы Архангел и Ангел и всех Святых о нас приемлющая;

СПАСИ ны, рабов Твоих, аки чад, к Господу приводящая;

СПАСИ ны, Раю Словесный;

СПАСИ ны, угодников Божих Небесное Блаженство;

СПАСИ ны, кающихся грешников Прощение;

СПАСИ ны, из ада души изводящая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Непреложны обетования Господни. Небо и земля прейдут, словеса же Божии не прейдут. Суждено в мир прийти антихристу, а после – Господу для Страшного Суда над сим мерзким беззаконником, его слугами и нераскаянными грешниками. О, Богоизбранная Мати! Отдали от нас то ужасное антихристово время, яко немощны есмы. Продли нам, многогрешным, век к покаянию, без коего не зрети нам Рая вожделенного, а во аде же не спети нам Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Державная наша Владычице! Восстави Престол русских Царей. Яви сие чудо нам недостойным. Мы же будем благодарно пети Тебе:

СПАСИ ны, на Престол русский во дни смуты незримо восшедшая;

СПАСИ ны, Скипетр и Державу русских Царей приемшая;

СПАСИ ны, Святой Русью, Домом Своим, прикровенно правящая;

СПАСИ ны, тайне беззакония зде до конца совершитися возбраняющая;

СПАСИ ны, народ русский от духовной смерти прбуждающая;

СПАСИ ны, в храмы Божии все направляющая;

СПАСИ ны, ревность о Бозе в сердцах наших воспламеняющая;

СПАСИ ны, Небеси и земли Царице;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Заступнице наша, Царице Небесная! Вемы яко токмо престолоналедие сильно удержать Державу нашу от конечного крушения, и паче того – соделать богатой и непреоборимой от супостатов. Ибо всяк разумный отец потщится всеми силами утвердить свой дом и в благолепии передать его сыну – наследнику. Тем паче, Православный Царь, боящийся Бога, свое царство. Мати Божия! Расположи сердца непросвещенных и заблудших братий и сестер наших принятия духа неповрежденной Веры Православной, дабы уразумели спасительность для России законной царской власти и пели Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Пресвятая Богородице! Восстави нам Удерживающего всякое зло, без меры умножившееся в Державе нашей Российстей, во избавление ея от жидомассонского христоненавистнического ига, дабы низвергнуть и изгнать из нея богоборцев разных мастей: колдунов и чернокнижников, сатанистов и деторастлителей, магов и гадателей и прочих, им же имя – легион. Вкупе с ними и изменникоа Веры Православной и Отечества нашего. Нас же сподоби невозбранно пети Тебе сицевая:

СПАСИ ны, Святую Русь возлюбившая;

СПАСИ ны, Домом Своим ея соделавшая;

СПАСИ ны, множество чудотворных икон в нем явившая;

СПАСИ ны, угодников Божих без числа зде открывшая;

СПАСИ ны, Веру Православную в стране Русской истребить до конца не попустившая;

СПАСИ ны, яко зеницу ока ея сохранившая;

СПАСИ ны, и новым родом сию Веру дарующая;

СПАСИ ны, ея ради и нас прощающая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Пред Воскресением по Закону Божьему подобает быти Голгофе. Господь нам сие показал. Была она уже у Святой Руси, или еще будет – Бог весть! Укрепи нас, Царице Небесная, словом Сына Твоего: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геене /Мф. 10, 28/. Мы же, обновленные и ободренные, едиными усты и единым сердцем будем взывать к Богу: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог! С нами Бог и Пресвятая Богородица, кто против нас?!.. Мало дано силы нашему времени, но сила Божия в немощи совершается, и на в силе Бог, но в Правде! Сохранить бы то, что имеем, наипаче же Веру Православную. Помози нам в сем, Пречистая, да благодарно будем пети Тебе:

СПАСИ ны, Церкви Торжествующей и Воинствующей Владычице;

СПАСИ ны, христианам православным вспомоществующая;

СПАСИ ны, непобедимыми их сотворяющая;

СПАСИ ны, на подвиг мученичества за Христа укрепляющая;

СПАСИ ны, сердца верных Храмом Божиим соделывающая;

СПАСИ ны, вечерю для Пресвятыя Троицы тамо уготовляющая;

СПАСИ ны, неустанно о нас пекущаяся;

СПАСИ ны, от козней вражиих нас защищающая;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Молитвами Пречистыя Твоея Матери, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, отжени от России дух антихриста, не попусти нам запечатлеться им и работать врагу, но даруй пети Тебе: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Царице наша и Мати, Пресвятая Дево Марие! Отжени от нас все козни диавольские, в сие тяжкое время не отрини наши молитвы и воздыхания сердечные против смертоносного и богомерзкого дуза антихриста, силящегося запечатлеть народ русский на служение себе и отвергнуть его от Благодать Бого Живаго и Истиннаго. Защити нас о коварства звериного, не попусти нас принять егоначертания и поклониться ему, но сподоби пети Тебе сице:

СПАСИ ны, дела вражия разрушающая;

СПАСИ ны, и нам побеждать его помогающая;

СПАСИ ны, Светом Христовым всяку тьму разгоняющая;

СПАСИ ны, Покровом Своим верных покрывающая;

СПАСИ ны, наше Прибежище;

СПАСИ ны, по Бозе наше Спасение;

СПАСИ ны, непрестанно к Нему о нас, грешных, Моление;

СПАСИ ны, наше Прощение;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Грядет неумолимо к нам кончина века, но никто, кроме Бога, не ведает ни дня, ни часа, егда сие будет. Мати Божия! Аще попустит Господь нам жить в последнии времена, сократи молитвами Твоими сии дни великой скорби. Помози нам пред близким, при дверех, Богом пети: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Во дни скорби той, якова не была от начала Творения, солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с Небес. Буди нам тогда, Пресвятая Владычице, немерцающим Светом, мы же будем ублажать Тя словесы сими:

СПАСИ ны, Светом Христовым всю Вселенную озаряющая;

СПАСИ ны, ея Вечная Царице;

СПАСИ ны, красотой и чистотой все творение Божие превосшедшая;

СПАСИ ны, ни с кем не сравнимая;

СПАСИ ны, Богом паче всех возлюбленная;

СПАСИ ны, паче всех Им одаренная;

СПАСИ ны, Дщерь, Невесто и Мати Божия;

СПАСИ ны, Препрославленная и Преблагословенная;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

Силен Бог отдалить приход антихриста в глубь веков. Господь, яко Царь царей, щедр и может даровать тысячу лет и паче. Своими грехами мы сами приближаем страшные времена... Даруй нам, Господи покаяние всецелое, приими его и песнь нашу хвалебную: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Витийствующий язык не может достойно восхвалити Тя, Богородице. Ты еси тот Плод, еже по псалмопевцу даде земля. Заступись за нас, грешных. Останови наше падение в пропасть. С сердечной болью молимтися: во дни оставления земли Божьей Благодатью окорми нас немощных. Кто и что мы без Бога и без Тебя?! Ничто! Прах земный!.. В трудные последние времена спаси тех, кто токмо призовет Имя Божие. А ныне, пока глаголют наша уста, сподоби пети тебе сице:

СПАСИ ны, верных, яко кокош птенцы своя под крыла собирающая;

СПАСИ ны, Сокровище наше неиждеваемое;

СПАСИ ны, Звездо незаходимая;

СПАСИ ны, Вода живая в знойной пустыне мира;

СПАСИ ны, непрестанное ангельское Пение;

СПАСИ ны, всех земных Похвало;

СПАСИ ны, Любы, всякое желание побеждающая;

СПАСИ ны, Радосте всех Радостей;

СПАСИ НЫ, ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО, НА БРАНЬ ПРОТИВ ВРАГ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ НАС УКРЕПЛЯЮЩАЯ.

В назначенный Богом час восстанут от гробов все умершие от века. Кость соберется к кости, и облекутся оне плотию. Души войдут в воскресшие сии телеса, живые же изменятся и восстанут вси пред Господом на Страшный Суд. Тогда праведнии возрадуются, а грешнии восплачутся. А где обрящемся мы?.. Сподоби, Пресвятая Богородице, стати одесную Сына Твоего и Бога Иисуса Христа и вслед Тебе внимати в радость Его, велегласно поюще: АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, АЛЛИЛУИЯ, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ.

Наряду с иконой Иисуса Христа, в доме православного человека должен обязательно присутствовать и образ Пресвятой Богородицы. По некоторым подсчетам существует более 400 иконописных изображений Богородицы, среди которых есть и появившаяся совсем недавно, икона «Взбранной Воеводе Победительная».

История появления образа

Кондак Богородице «Взбранной Воеводе Победительная» составлен в 626 году, когда Константинополь чудесным образом был освобожден от осады войск варваров, после крестного хода с иконой Богоматери вокруг стен. Богородица всегда была защитницей православных в то время, когда они терпели неприятности от своих врагов, защищая их невидимой стеной, которую враг не мог преодолеть. Отсюда и наименование Её такое «Победительная».

Освещение иконы Божией Матери «Победительная»

В отличие от многих других икон Богородицы, нынешний её образ очень осовременен и связан с личностью духовника патриарха Кирилла и братии Оптиной пустыни схиархимандрита Илии (Ноздрина).

  1. Икону в 2016 году написала по благословению отца Илии монахиня Наталия в ознаменование присоединения Крыма к России.
  2. В этот же год «Победительная» была передана на хранение в Патриаршую резиденцию в Переделкино, где проживает схиархимандрит Илия.
  3. В 5 декабря 2016 года из Херсона отправился крестный ход с этой иконой по городам Крыма, в январе 2017 года икона посетила Севастополь.
Интересный факт! В дальнейшем предполагается, что образ побывает и в других городах Крыма и России, обойдя, таким образом, всю страну. Но пока он в Переделкино.

Описание святого лика

Монахиня Наталия писала икону восемь месяцев на липовой доске, покрытой дубовым шпоном, высота которого была больше метра, а ширина около 70 см.

В результате получилось следующее иконописное изображение:

  • в центре иконы распятый Христос;
  • по бокам ангелы;
  • в углах образа, наиболее чтимые на Руси иконы Богородицы: Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, расположение их не совсем понятно, потому что возникает вопрос: а куда делась Донская? И почему ее заменила Тихвинская, но это уже на усмотрение отца Илии и его духовного чада;
  • поверх распятия свв. Дмитрий Солунский, Александр Невский, Георгий Победоносец и Федор Ушаков;
  • под ногами Спасителя восемь архангелов, именно такое соотношение небесных сил отцом Илией считается правильным и дающим силу тем, кто прибегает к такому образу с просьбами о помощи.
Важно! Еще одна новая икона такого типа появилась совсем недавно, но она не соответствует каноническим нормам изображения Богородицы, хотя название её «Икона Божией Матери Взбранной воеводе победительная». В данном случае Богородица изображена в кольчуге и шлеме, что полностью не соответствует православной традиции изображения Пресвятой Девы Марии.

С богословской точки зрения, «воинственность» Божией Матери заключается не в том, что она поражает врагов, каким-то смертоносным действием, а защищает тех, кто подвергается нападению, становится их Покровом. Поэтому облачение Богородицы на иконах в шлемы или кольчуги, является совершенно неуместным действием иконописца.

Икона Божией Матери «Взбранной Воеводе Победительная»

Божия Матерь само умиротворение она не может поражать и убивать людей, она защищает их своим Покровом.

Значение иконы

День празднования иконы 16 марта. К этому времени приурочены все крестные ходы и молебны. Икона побывала в Феодосии и даже добралась до Екатеринбурга.

Икона новая, пока от нее не было чудес, но определенно можно сказать, что её значение заключается в том, что она является покровительницей настоящих патриотов России.

В чём помогает

Как и любой Богородичной иконе, верующий человек молится Божией Матери о заступничество от всяких бед и напастей. О защите семьи и детей в особенности. Не исключение и данный образ, на котором изображены все наиболее почитаемые иконы Русской земли.

Икона Божией Матери «Победительная»



Просмотров