Я белая ворона в коллективе. "Белая" ворона или что такое моббинг

https://pandia.ru/text/80/093/images/image002_84.jpg" width="599" height="449 src=">

Социальные исследования, проводимые психологами и социальными работниками интересующимися вопросом «Белая ворона» в коллективе показали, что практически в каждом школьном коллективе существует «белая ворона », - существо, отличное от всех остальных, причем неважно в какую сторону: яркие лидеры или забитые парии. Потому и отношение к ним у всех разное.

Было проведено исследование в старших классах, результат оказался следующим. У 50% опрошенных «белая ворона» не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций, поэтому мы назвали эту группу ребят «терпимыми ». 16% относятся к ней негативно: они, условно говоря , «гонители». 14% - «очарованы» блеском экзотической птички. Наконец, 19% опрошенных сами себя считают «белой вороной».

«ОЧАРОВАННЫЕ»

Всего лишь 22 из 156 опрошенных (14%) могут похвастаться своей безграничной любовью и уважением к «белым воронам». В их воображении «белая ворона» - это некий романтический образ: человек своеобразный (82%) и сильный (20%), к которому в классе относятся с интересом (20%) и даже считают гордостью коллектива (еще 15%). О такой идеализации не мечтали даже... сами «белые вороны», которые, что уж греха таить, склонны приукрасить свой быт всякими разными побрякушками.
Поклонники «белой вороны» считают, что последние наделены выразительностью от рождения (59%); загадочный наследственный фактор придает им столь ослепительный ореол, что все реальные минусы изоляции перед ним блекнут. Конечно, в юном возрасте можно ходить и в розовых очках, но ларчик открывается просто: 20% «очарованных» «белую ворону» просто... придумали (ее нет в их окружении). А некоторые тайно относят себя к этому редкому виду птиц, но стесняются в этом признаться (10% не дали ответа на вопрос о цвете собственного оперения).
«Очарованные» склонны приукрасить действительность, им хочется иметь перед собой светлый ориентир. Для них сильная личность обладает притягательным магнетизмом: в 50% случаев они однозначно примут дружбу экзотической птички и в 9% случаев готовы примерить на себя ее оперение. Еще 55% сделали бы это в порядке эксперимента.
Они не верят в то, что во взрослой жизни «белую ворону» ждут большие проблемы, но некоторое сомнение в безоблачности будущего таких людей у «очарованных» все же появляется (41% считает: не стоит надеяться, что мир прогнется под «белую ворону»).
Да, нашим романтикам хочется верить, что неординарность - это козырная карта в жизни (36%), и совсем не хочется признавать, что за это могут, напротив, канделябром по лбу (лишь 20% считают, что «белая ворона» - объект агрессии). И все же, если такое случится, считают «очарованные», надо защищать таких людей, хотя и без вмешательства взрослых.
Конечно, если вдруг «белая ворона» посереет и станет как все, то ее перестанут третировать, но как скучен будет без нее мир! И ни один «очарованный» не пожелал нашей «белой вороне» такой участи.
Итак, уважаемые «белые вороны», знайте, что есть всего 14%, нет, целых 14% ребят, которые восхищаются вами, по-хорошему завидуют вам и всегда готовы с вами дружить!

Единственное пожелание от этой группы:

«Будь собой и дари людям радость!»

«ТЕРПИМОЕ» БОЛЬШИНСТВО


«Белая ворона» - явление редкое, но даже среди нейтрально относящихся к ней людей, а таких 50% (78 человек), никто не считает ее гордостью коллектива. Большинство опрошенных признают, что в классе к ней относятся отстраненно (24%) и даже с пренебрежением (25%).
В вопросе о происхождении «белой вороны» мнения «терпимых» разошлись. Равное количество голосов получили гипотезы о каких-то проблемах (в семье, материальных, травмах) - 34% и о врожденной «белизне» птички - 33%. Но наряду с ними присутствовали и другие мнения: это продукт воспитания (14%), такие люди просто зазнаются (6%) и вообще что «белая ворона» пока новенькая и к ней просто привыкают.
Но, несмотря ни на что, в отличие от ярых противников «альбиноса», среди «нейтральных» нашлось всего 7 человек, которые никогда не стали бы дружить с «редкой птичкой» (9% опрошенных).
Разумеется, на месте «белой вороны» никто не хотел бы оказаться: невзирая на всю свою «терпимость», 72% опрошенных даже не хотят и думать о том, чтобы хоть на минуточку ею стать. Но все же нашлись смельчаки, которые ненадолго, в порядке эксперимента, согласились бы, возможно, оказаться на ее месте (28%).
Самого же «альбиноса» большая часть «терпимых» считают человеком своеобразным (70%), меньшая - забитым (21%), ну и лишь один индивид думает, что наша «птичка» сильная. Видимо, из-за своего своеобразия «белая ворона» часто становится объектом агрессии - так считает половина опрошенных. А вот вмешиваться в эти отношения взрослым, например учителям, не стоит, так как будет только хуже - мнение подавляющего большинства (83%). Но защищать «белых ворон» все-таки надо (62%)...
Кого же винить в изоляции «белых ворон»? 3% опрошенных думают, что виноват переходный возраст. Скептики (13%) выносят приговор: «горбатого могила исправит». А большинство думает иначе: 42% полагают, что «белая ворона» - это состояние вовсе не постоянное и жизнь внесет свои коррективы, 40% - что в другом коллективе этот человек может быть принят как свой. Короче, «нейтральные» считают, что «белая ворона» все-таки имеет шансы войти в «стаю».
А вот насчет дальнейшей судьбы редкой птички многие «терпимые» затрудняются ответить (38%). 15% опрошенных считают, что она сможет занять достойное место в жизни только в том случае, если изменится. 22% пророчат ей большие проблемы. И, наконец, 20% думают, что наш «альбинос», безусловно, найдет себя в жизни.
Но все же надеяться, что «мир прогнется под «белую ворону», не следует: это бессмысленно - таково мнение большинства (53%).
Но не все так страшно. Каждый человек - индивидуальность и личность. И непохожесть «белой вороны» на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором «живет» такой «ценный и редкий вид». Так что если ТЕБЕ плохо в твоей «среде обитания», советует наше «терпимое» большинство, - просто смени ее.

И главное: «Будь собой - не дай СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ!!!»

«ГОНИТЕЛИ»

Около 17% всех опрошенных молодых людей (26 человек) выразили негативное отношение к «белым воронам». Таких радикально настроенных подростков, безусловно, можно встретить в любом коллективе. По мнению 35% «гонителей», в классе к «белой вороне» относятся с явным пренебрежением.
Негативно настроенная группа, в отличие от остальных, считает главной особенностью «белой вороны» ее поведение и привычки. Это «человек в футляре», забитый и неразговорчивый. Среди современной энергичной и продвинутой молодежи он выделяется своей блеклостью. Его внешний вид (и даже движения!) вызывают агрессию со стороны окружающих. Так считает почти половина данной группы (46%). Причиной того, что человек стал «белой вороной», «нетерпимые» считают воспитание. Их диагноз радикален и бесповоротен: «горбатого могила исправит».
А вот в своем прогнозе на будущее они солидарны с остальными тинэйджерами: бессмысленно полагать, что «мир прогнется» под «белую ворону» - ей самой придется «прогибаться» под этот сложный и подчас несправедливый мир. Ее ждут большие проблемы. Всего один «гонитель» не согласился с этим утверждением.
На вопрос о возможности дружбы с «белой вороной» «нет» ответили большей частью именно «нетерпимые», хотя некоторые из них проявили-таки признаки жалости! Большинство из них ни под каким предлогом не хотели бы оказаться на месте «белой вороны», потому что не видят в ее положении никаких плюсов. А главным минусом считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: «У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира - это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!»
Чтобы «белой вороне» вернуться в «стаю», по мнению «нетерпимых», ей срочно надо овладеть чувством «стадности». Многие из них расценивают его как положительную черту, и в жизни стараются быть похожими на других, дабы не выделяться, не привлекать к себе внимание. «Белой вороне» необходимо больше уверенности в себе, открытости и доброжелательности. И тогда она будет ощущать себя частью единого коллектива, что непременно скажется на отношении к ней окружающих.
Некоторые старшеклассники, несмотря на неприятие «белых ворон», дали несколько советов людям, попавшим в подобную ситуацию: больше общаться, прислушиваться к мнению одноклассников, не выделяться среди остальных, «любить себя таким, какой ты есть... в общем: не грусти, похрусти, и все будет о’кей».

«БЕЛЫЕ ВОРОНЫ»

https://pandia.ru/text/80/093/images/image007_24.gif" width="100" height="90 src=">.gif" width="107" height="93 src=">.gif" width="110" height="110 src=">

Мы знаем, что многие из опрошенных нами ребят просто побоялись признаться в истинном цвете своих перьев, несмотря на то что они и есть те самые «белые вороны». Выражаем признательность тем, кто все же решился. К нашему удивлению, их оказалось совсем немало. 19% опрошенных (30 человек) сами относят себя к белокрылым. Конечно, именно эта группа ребят представляла для нас наибольший интерес. Она же и оказалась самой сложной. Каждый давал свое определение «белой вороне». «Птицы» попадались разные, порой они не поддавались никакой классификации.

Но все же можно выделить три группы.

«Стань главным, и люди за тобой потянутся!»

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки . Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести: «Люди гораздо больше забиты, беспомощны и неинтересны, чем я». В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Но способны ли они стать кому-то близкими друзьями - вот вопрос.
«Таким-то людям будет легко пробиться в жизни, - думают одноклассники. - Не они зависят от других, а другие от них». Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. И это еще цветочки.
В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т. д. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим «коршунам» только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же как и что-либо менять в своем положении (они за него столько боролись!).

С удовольствием философствуют на тему своей избранности:

https://pandia.ru/text/80/093/images/image014_6.jpg" width="260 height=221" height="221">

Как видите, направление со стаей все-таки выбрано одно. Следующая группа «белых ворон» пока не спешит затесаться в ряды абсолютных лидеров. Но такие подростки всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать «чужие правила игры» и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом (27%), а если негативно, то отнюдь не все: «У меня много друзей, а враги у человека есть всегда, просто «белым воронам» эти враги высказывают в лицо то, что думают».
Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких «белых ворон» внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со «стаей». Так ответило 52%. Это - яркие личности! Даже судя по анкетам, умные и интересные. Среди них самое популярное определение в самохарактеристике - своеобразные (64%).

«Стадное» чувство их раздражает.
Почему они стали такими? В большинстве случаев «белые вороны» говорили, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи, например: «Частая смена школ, случайные командировки отца в другие города, страны: живя в Европе, имела возможность общаться с интересными людьми».
83% ответили, что оставят все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь. Безусловно, пройдет время и они найдут свое место в жизни.

Их девиз: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

«Надо менять себя полностью...»

14% «белых ворон» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но пока не получается. Застенчивые, стеснительные, не уверенные в себе и беззащитные «белые птенчики». Винят в таком положении они себя и только себя. Тут вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям, ох, как тяжело.
Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. 12% всех «белых ворон» не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на «глупых людей» время и эмоции. «Держи свое мнение при себе», «надо менять себя полностью» - советы братьям по несчастью.
Порой «белых ворон» охватывает отчаяние: «Вообще перестану с ними (классом) общаться». Им (таких 20%) категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению: «Белые вороны» тоже птицы, не судите и не судимы будете, ибо каждый по-своему «белая ворона».
Наверное, «белым птенчикам» надо что-то для начала поменять в себе: может быть, сходить к психологу, а потом даже поменять школу, чтобы легче было создать новый имидж.

Нам очень понравился совет «белым воронам» в одной из «нормальных» анкет:

«Полюби для начала самого себя!» И тогда, возможно, из «белого птенчика» вырастет настоящая сильная

«белая https://pandia.ru/text/80/093/images/image017_6.gif" alt="ОБРАЩЕНИЕ «БЕЛЫХ ВОРОН» К ОКРУЖАЮЩИМ" width="723 height=87" height="87"> Какой оттенок имеет для вас понятие «белая ворона»?

а)Положительный, б)нейтральный, в)негативный.

2. Есть ли в вашем классе, в вашем окружении «белая ворона»?

а)Да, б)Нет

3. Как относятся к «белой вороне» в классе?

а)она гордость коллектива; б)с интересом; в)настороженно; г)отстранённо; д)негативно; е)с явным пренебрежением

4. В чём вы видите её непохожесть на других?

а)в особенностях мировоззрения; б)в особенностях поведения, привычек; в)в необщительности, замкнутости, низкой самооценке; г) в индивидуальности, неординарности; д)в высокой самооценке; е)во внешнем виде, одежде

5. Почему по-вашему побелела «белая ворона»?

а)такой уродилась; б)к этому привели какие-то обстоятельства; в)проблемы в семье, материального характера, травмы; г)это продукт воспитания; д)просто этот человек новенький в коллективе и к нему привыкают; е)зазнаётся

6. Как вы думаете быть «белой вороной» - это временное состояние или постоянное?

а) горбатого могила исправит; б) жизнь внесёт свои коррективы; в) виноват переходной возраст; г)в другом коллективе, даже сегодня, этот человек может быть воспринят как свой

7. Стали бы вы дружить с «белой вороной»?

а)да, б)нет, в)по обстоятельствам

8. Хотели бы вы оказать на её месте?

а)да, б)нет, в)ненадолго в порядке эксперимента

9. Видели ли вы плюсы в положении «белой вороны»?

а)не вижу; б)она – яркая индивидуальность; в)у неё есть свой взгляд на жизнь; г)она независима и естественна; д)к ней хорошо относятся окружающие; е)ей легко пробиваться в жизни

10. А минусы?

а) не вижу; б) она одинока; в) ей надо постоянно бороться за авторитет; г) у нее формируются комплексы; д) забитость, замкнутость, пессимизм; е) она находится в общественной изоляции; ж) над ней издеваются, ей завидуют; з) ей тяжело пробиться в жизни;

11. Чего не хватает «белой вороне», чтобы ее приняли в стаю?

а) общительности, искренности, открытости; б) уверенности в себе, смелости; в) «стадного» чувства, гибкости в общении; г) ощущения себя частью коллектива; д) адекватности мышления, ума; е) адекватности поведения; ж) нормальной внешности, одежды; з) другого общества

12. Продолжите характеристику «белая ворона» – это человек…

а) сильный; б) своеобразный; в) забитый

13. в чем состоит ваше личное противоядие от общественной изоляции?

а) много общаюсь, коммуникабелен; б) жизнерадостен, обладаю чувством юмора; в) естественен, искренен, прямолинеен; г) доброжелателен по отношению к людям; д) не отличаюсь от «стаи»; е) дорожу дружбой


1. Нравится ли вам положение в классе, коллективе?

а) да; б) нет; в) есть свои плюсы и свои минусы

2. В чем вы видите основную причину такого вашего положения в коллективе?

а) себе; б) в окружении; в) в себе и окружении

3. Если причина внутри вас, то какие качества не дают вам слиться со «стаей»?

а) не хватает общительности; б) моя независимость; в) не хватает уверенности в себе; г) застенчивость; д) честность, порядочность, скромность;

4. Если причина в окружении, то какие особенности класса не дают вам возможности быть с ним единым целым?

а) непонимание; б) снобизм; в) жестокость и нетерпимость; г) презрение окружающих; д) люди забиты, неинтересны

5. Были ли случаи агрессии окружающих против вас?

а) да; б) нет

6. Считаете ли вы сложившиеся отношения нетерпимыми?

а) да; б) нет

https://pandia.ru/text/80/093/images/image026_0.jpg" width="602" height="594 src=">

«Белая ворона» в рабочем коллективе

Подойдите к зеркалу и внимательно посмотрите на себя. Попытайтесь объективно оценить свою внешность. Если вы склонны к экспериментам над своими волосами, глазами, руками, ногами и другими частями тела, подумайте, не слишком ли эти эксперименты смелы и не делают ли они вас «белой вороной».

Если ответ положительный, вы должны морально подготовиться к тому, что вас воспримут неадекватно, или же изменить внешность, доведя ее до принятой в обществе нормы.

Рассмотрим первый вариант действий. Если вы – «белая ворона» с принципами и ни за какие блага мира не желаете изменить себе, то вам следует знать следующее.

Общественные предрассудки могут касаться очень многих вещей. Например, внешнего вида человека (одежда, прическа, рост, вес и др.), манеры поведения, профессии, социального и семейного положения и т. д. Если говорить откровенно, то практически все, что с нами связано, укладывается в те или иные предрассудки, постоянно довлеющие над каждым и превращающими все попытки выделиться и показать свою неповторимую индивидуальность в причины конфликтов.

Можно выделить две возможные реакции на навязывание человеку общественным мнением того или иного образа. Первая – это принятие и следование. Попавший под прессинг навязываемых норм индивид рано или поздно теряет свои неповторимые черты и становится одним из множества подобных друг другу, начисто лишенных своеобразия существ.

Вторая разновидность реакции полностью противоположна. Это неприятие и протест. Он может выражаться самыми различными способами: попытками стать еще более выделяющимся, порой доходящими до абсурда, привлечением к себе внимания всеми доступными способами, стремлением протестовать и выступать с обвинительными речами в любом подходящем и не подходящем месте и т. д.

Нужно сказать, что как первый, так и второй способ реагирования в крайних формах представляют собой патологию и должны рассматриваться специалистами более узкого профиля. Мы же можем дать рекомендации только тем людям, которые осознают всю нелепость попыток ломиться напролом и понимают, что общество не может не вырабатывать подобных предрассудков. Но стереотипов них все же можно найти нишу для того, чтобы выразить свою неповторимость, и не быть похожим ни на кого вокруг.

Действительно, «белая ворона» является одним из этих стереотипных предрассудков. Он означает, что человек, заслуживший это прозвище, не просто чем-либо отличается от других, но эти самые другие испытывают затруднения в общении с ним. И проблема вовсе не в «белой вороне». Невозможность найти общий язык объясняется тем, что окружающие попросту не знают, как им самим правильно реагировать на чужую неповторимость, все их затруднения носят чисто этический и личностный характер.

Однако психика человека имеет одну особенность: он скорее обвинит в своей проблеме совершенно неповинного человека, чем признает вину за собой. Именно поэтому люди, на пути которых встречается «белая ворона», начиная чувствовать неудобство и трудности в общении с ней, естественно обвиняют в своем дискомфорте того, кто вызвал эти неудобства, не пытаясь искать причину в себе.

А для того чтобы хоть как-то понять данного индивида (а это понимание – необходимая часть человеческого мышления: ведь все должно быть помещено в стройную систему нашего мироощущения и мировоззрения), мы даем ему название, услышав которое, каждый из нас сразу же понимает, о чем идет речь. А ведь, возможно, этот образ никак не зависит от реальных качеств обсуждаемого.

Таким образом, если вы все же решились отстаивать свои позиции «белой вороны», приготовьтесь к тому, что против вас восстанут не только сотрудники, но и большая часть административного состава вашего учреждения.

Вас будут учить тому, как правильно вести себя, как одеваться, стричься, краситься, разговаривать и т. д. Эти поучения могут быть тем строже, чем престижнее работа и чем выше занимаемая вами должность.

Если же вы хотите любым способом избежать подобного отношения к себе, просто смените имидж на более приемлемый, следуйте общепринятым нормам, старайтесь выделяться тем, что в гораздо меньшей мере способно задеть окружающих (например, станьте самым пунктуальным работником, самым аккуратным, самым профессиональным). И вас никогда не назовут «белой вороной».

Из книги Настольная книга российского карьериста автора Ивлева Валерия Владимировна

Конфликты в коллективе и способы их преодоления Как бы эффективно и правильно не управлялась структура, время от времени назревают и происходят конфликты. Конфликтология в наши дни стала целой наукой, которая изучает противоречия между людьми, причины этого, механизмы

Из книги Семейный бизнес по-русски автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

7.1. Как создать благоприятный психологический климат в коллективе? Более трети своей жизни мы проводим на своем рабочем месте. И от того, каким образом у нас сложатся взаимоотношения с окружающим нас рабочим пространством, социумом, зависит очень многое – и наше

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Из книги Черная риторика: Власть и магия слова автора Бредемайер Карстен

Из книги Пять пороков команды: притчи о лидерстве автора Ленсиони Патрик

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Из книги 50 советов по нематериальной мотивации автора Иванова Светлана Владимировна

40. Проводите интересные конкурсы для создания позитива в коллективе Предлагаю несколько идей интересных конкурсов, которые вы можете проводить на своих корпоративных мероприятиях (или перед ними, а итоги подводить уже в процессе праздника). Если перед вами стоит задача

Из книги Неудача – путь к успеху [Как заставить прошлые ошибки работать на нас] автора Ридлер Билл

Из книги Как стать незаменимым сотрудником автора Крэйг Дональд

7.1. Атмосфера в коллективе Атмосфера в коллективе, или социально-психологический климат – важное понятие современного менеджмента. Специалисты, занимающиеся проблемами управления, делового общения, рабочих взаимоотношений, сходятся на том, что от

Из книги 100 способов избавиться от комплексов автора Черниговцев Глеб Иванович

Белая ворона Этим комплексом, как правило, страдают инфантильные люди (читайте про это в разделе инфантильность) – по какой-то причине они чувствуют себя не такими, как окружающие их люди, и это их очень печалит. Это следствие внутренней незрелости этих людей – они могут

Из книги Салон красоты: от бизнес-плана до реального дохода автора Воронин Сергей Валентинович

Из книги Лайф-менеджмент [Искусство управлять своей жизнью] автора Аленсон Инесса

Общение на рабочем месте Если отношения на рабочем месте с коллегами, начальством или подчиненными строятся на правильно построенных связях, то и результативность работы будет, конечно, на высоте. Рассмотрим те навыки и характер отношений с окружающими в коллективе,

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

Из книги Чему не учат в российских школах бизнеса автора Богаченко Сергей Александрович

Из книги Управление бизнесом. Психология успеха автора Пономарев Антон

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Первый раз с этим сталкиваешься, когда тебе плохо. Эти воспоминания ранят на всю жизнь. «Белая ворона», к сожалению, это не самый-самый, особенный, – это тот, кого изгоняют из стаи.

Школа жизни или путевка в неудачники?

«Меня так мучали…», «Мама, я не хочу ходить в школу», «Это был какой-то ужас!», «Я хочу их всех взорвать», «Школу вспоминать не люблю. Точка» – вот что такое белая ворона. Это не сюжет фильма, в котором одиночка стал лидером, красавицей, олигархом, а горькая обида на всю жизнь, проблемы с обучением, здоровьем, психикой.

«Я была белой вороной в школе. Меня перевели в сельскую школу из города в 5 классе, и как-то не сложилось у меня общение с одноклассниками, но я такую школу жизни прошла за этих 4 года, такой колоссальный опыт получила! Мне приходилось и драться, и убегать… всё было. Я стала сильной личностью, я умею постоять и за себя и за родных, я умею отстоять своё мнение. И за это я благодарна своим недоброжелательным одноклассникам. Конечно же мне очень бы не хотелось что бы мои дети прошли через этот ад, но если придется, буду учить стоять за себя…» – пишет участница одного из харьковских форумов .

Начнем с начала

Почему ребенок оказывается в такой ситуации, становится «белой вороной», изгоем в коллективе?

Причин может быть несколько:

1. «Не такой» по какому-то формальному признаку: цвет кожи; национальность; не так одевается, потому что родители бедные; слишком полный; слишком высокий и худой; говорит на другом языке; переехал из деревни в город…

2. Психологические причины. Ребенок в дошкольном возрасте не привык общаться с детьми: не ходил в садик, сидел дома с бабушкой или мамой, часто болел. Он хорошо понимает язык взрослых, может отлично учиться, но не понимает язык детей, детских шуток и шалостей. Почему они смеются, когда совсем не смешно? Как можно просто так подойти и толкнуть другого человека?

3. Слишком «яркая индивидуальность». Ребенок полностью поглощен каким-то своим увлечением, не проявляет интереса к товарищам по классу, к общим делам, уклоняется от общения.

Я - не очень веселая девочка!

А что делать нам, родителям? Куда бежать и к кому обращаться – к учителю, директору, школьному психологу? Кому верить – ребенку или его одноклассникам? А вдруг это – капризы и скоро все пройдет? Мой ребенок боится трудностей или у него сложности в развитии? Может, достаточно нанять репетитора?

Для начала надо понять: в чем проблема? Она в том, что нашего малыша не принимает коллектив (класс), или он неправильно себя ведет, или просто все выдумывает?

Да, я не зря говорю – малыша, младшеклассника. Мы начнем с этого возраста.

Пару слов о взрослых коллективах, от «белой вороны со стажем».

«Не такой, как все» я была всегда, но это не значит, что мне везде было трудно. Наоборот, в младшей школе я бывала лидером, в новых коллективах бывала и лидером, и тихой одиночкой, и просто участником – заметным, но не «крайним». Но всегда была настороже. И заметила одну вещь: группа случайно собранных людей всегда избирает «крайнего». Какие-то качества группы неосознанно признаются «нормой», и тот, кто не попадает в нее – крайний.

На одной из работ уже во взрослом коллективе я наблюдала, как таким «крайним» стал самый добрый и спокойный сотрудник. Остальные члены группы умели постоять за себя, дать отпор, а он даже не пытался. Над ним шутили, его посылали с поручениями… а он не возражал! Когда он уволился, стало понятно: нам его не хватает! С помощью крайнего группа снимала стресс. А так как это был спокойный, принимающий свою роль человек, а мы все – взрослые люди, понимающие черту допустимого, группа спокойно работала. И вот нас залихорадило. Новой «белой вороной» стала самая раздражительная работница, остро реагирующая на шутки. Следующим кандидатом – самый слабый работник – по характеру и рабочим качествам. Я привожу этот пример потому, что он самый конструктивный. Мы, взрослые, не желали друг другу зла и не гордились своим поведением.

Дети же, как любят говорить взрослые, «жестоки».

Дети бывают жестоки

Почему со мной не дружат? (рассказывает Евгения Левинштейн)

Ребенок приходит из школы и рассказывает: «со мной дети не дружат». Что на это отвечает мама? «Варианты от: «может, тебе это кажется?» до «просто ты у меня умный, а они – дураки, если тебя не ценят».

Мне примерно так отвечали мои хорошие интеллигентные родители. Они и представить себе не могли, какая у меня в школе ситуация. А у нас была форменная дедовщина! Я попала в «белые вороны» по многим причинам: пришла со второго класса, еврейка с характерной внешностью, отличница, неспортивная…

Что могли сделать мои родители, если бы поняли, насколько это для меня критично? Поговорили бы с учителями? Пришли бы на родительское собрание? На классный час? Боюсь, что ситуация от этого бы не улучшилась, а только усугубилась.

Единственная школа, куда мог перейти ребенок из любого района города, была математической, и мне туда не хотелось. Как я теперь понимаю, напрасно – это была прекрасная школа, и не только по профилирующим предметам. Там царила совсем другая атмосфера.

Меня спасало только то, что у меня был крепкий тыл – моя семья, что одноклассникам я была нужна на контрольных, и что в старших классах у меня уже были настоящие друзья вне школы. Все это помогло мне уцелеть как личности, но таких экспериментов со своими детьми я бы никогда проделывать не стала. Я не хочу их учить «стоять за себя» таким образом!

Сейчас у родителей стало больше возможностей принять верное решение.

Верное решение

Итак, «я не хочу ходить в школу». Моя знакомая, мама школьника 2-го класса, поступила так. Она много общалась с учительницей, с психологом, она проанализировала ситуацию. Ребенок не жаловался, но он не спал по ночам. Ему объективно было плохо. Класс, в котором собралось 33 ученика, не был сплоченным коллективом, учительница и психолог не владели ситуацией. Видимо, плохо было не только этому ребенку. Его не травили, но нормально учиться он не мог. Вся его особенность заключалась в том, что он часто болел, и каждый раз после болезни шел в школу «как в первый раз». Мальчик сменил школу. Он стал учиться в классе, где мало учеников, учительница – внимательна, дети – благожелательны к новичкам. Родители мальчика тоже постарались, они продолжают следить за ситуацией.

Что-то не так?

Решение было правильным. Иногда достаточно сменить класс или школу. Психологи подтверждают – смена коллектива в тяжелой ситуации идет на пользу. При условии, конечно, если все дело было в неудачно сложившейся репутации, в месте, которое малыш занял случайно. То, что в одной группе было минусом, в другой может стать плюсом.

Но подчеркну – в этой ситуации родители постарались понять, что не так с их ребенком ! Они продолжают над этим работать, именно это – залог успеха, а не только смена коллектива.

Американская мечта, или «всегда один»

«Мы – одна команда!» – слышишь с экрана в многочисленных фильмах. Иногда меня это страшно раздражает. «Лидис, не отрывайся от коллектива!» – преследует меня голос из детства – весь садик, школу, пионерские лагеря.

Лидис, не отрывайся от коллектива!

Команда – это хорошо, только команда должна быть своя . И у меня не было проблем собрать свою команду или вообще обойтись без нее. Мои проблемы начинались там, где я не желала играть в чужие игры по чужим правилам. На фоне ребят, которые идут против всех в одиночку, мои проблемы –просто чепуха. То есть «я-школьница» такого не сказала бы… а сейчас говорю. Три «ботана» или две «каланчи» – это уже сила! Кстати, объясняет тот факт, почему так много признаков «особенности». Недалекий верзила входит в группу «мальчиков-троечников», толстый тихоня – в группу «твердых тихонь», из пятерых «пришельцев» издеваются только над одним. Да, по моим наблюдениям, хуже всего одиночке. Почему же он один?

Две белые вороны - уже маленькая стая

Часто бывает так, что в новом коллективе новичок не успевает отреагировать на подколки, на проверку. Он не понял, что происходит, по каким правилам тут играют, и зачем ему все эти люди. Каждый день прессинг продолжается, и новичку становится все труднее, все хуже.

Ключевые слова тут – «зачем»? И «кто»? В своей команде ты знаешь, зачем тебе эти люди, решаешь проблемы общения, прикладываешь усилия.

Специально выделяю этот пункт, чтобы родители не спешили вешать на ребенка ярлык «социопат», «не умеет общаться», «аутист» и прочие модные словечки.

Да, ребенок имеет право не уметь общаться с коллективом в 30 человек, если ему непонятно, зачем он тут, если он не нашел себе друга, если он не чувствует помощи и поддержки.

Он пришел в класс таким – научите его быть другим!

Если не обратить на это внимание, оставить все как есть, через несколько лет получите «социопата», вернее – школьника, которому очень и очень трудно. К проблемам общения могут добавиться новые, их-то уж вы заметите!

Иногда в положение «белой вороны» ребенок попадает из-за отношения одноклассников, а иногда – благодаря учителю.

Моя веселая троечница

Рассказывает мама: «Старшая дочка рвалась в школу, и хотя ей было ровно 6, я решилась ее сдать, тем более, что это теперь обязательно.
Учительница была вполне милая и интеллигентная, сказала: «Не важно, что ребенок не умеет читать и писать – научим. Оценок не ставим. Учебники не носим, д/з не задаем».
Через неделю оказалось, что д/з все-таки задают. Через 2 недели оказалось, что учебники все-таки надо носить. Через 3 недели оказалось, что оценки (в виде «хорошо», «молодец», и «см».) все-таки ставят. Еще через какое-то время дочка рассказала, что учительница им говорит: » Ты, Аня, молодец, а ты, Лена, НЕ молодец». На родительском собрании говорю: «Зачем же вы в классе говорите о детских неуспехах? Я не хочу, чтоб моя дочка чувствовала себя унылой троечницей!» А учительница мне: «Вы хотите, чтоб она стала веселой троечницей?» И я честно ответила «Да»!»
Мы перешли в другую школу и через некоторое время проблемы с учебой исчезли.

В одной статье для школьников постарше советуют гордиться тем, что ты «белая ворона», принимать себя таким, какой ты есть. Верно, но… Но, может, родителям стоило раньше начать думать об этой ситуации?

Многие взрослые всю жизнь продолжают нервничать из-за своих особенностей, что уж говорить о детях! «Я – синий, в крапинку, в царапинку…» и это навсегда. Общество не принимает это, я сам против этого, и родители нервничают, суетятся, что-то говорят: «Это ничего, малыш, что ты синий, ты перерастешь». Но ведь это неправда! Синим быть ненормально! Я не хочу учиться в классе, где меня не любят! Я не хочу в школу для синих! Я хочу быть как все!

Что можно сделать? Я знаю такой путь: любить своего малыша, это даст ему защиту и уверенность в себе. Принимать его таким, какой он есть. Вместе с ним мучиться и искать выход из ситуации. У нас, взрослых, опыта все-таки больше, мы можем найти много способов перестать быть синим-в-крапинку, или научиться жить синим, если это никак не поправить.

Делать вид, что это нормально, что это не ранит, незачем. Но в наших силах помочь с этим жить. На каждый случай, почему ребенку было плохо «из-за этого», я знаю больше случаев, когда дети вырастали «с этим» и становились нормальными взрослыми. Более того – знаю примеры, когда «не такие» дети не были белыми воронами, изгнанными из стаи. Они были членами группы, немного особенными.

Так белые вороны находят друг друга

Большие чувства

Взрослые ничего не понимают!

У маленьких людей – большие чувства. Им сложно, они – в первый раз. Как реагировать на обидную шутку? На агрессию? На то, что тебе говорят вслух о том, о чем дома молчат? Что делать, если словами бьют по больному? Если подчеркивают ошибки? Если обвиняют в лицо?
Дома, какими бы родителями мы ни были, мы так не обижаем ребенка, как это сделают его одноклассники. Обидеть и унизить может и учительница, причем случайно. Дети реагируют – плачут, дерутся, и хорошо, если забывают. «Белой вороной» ребенок может стать не из-за внешних отличий, а потому, что остро реагирует. Он становиться мишенью.
Вы подумали об этом? Подготовили малыша к такому? А ведь ему придется с этим столкнуться, как бы вы его не оберегали.
Подготовить – не значит сделать идеальным или грубым, недоступным для насмешек, а научить чувствовать и справляться с собой. Оценивать ущерб, не принимать шутку и глупость всерьез, и наоборот, уметь увидеть «наезд», иронию, злость.
Пока ребенок не вырос и слышит вас, верит вам, это возможно. Что для этого делать? Быть с ним, быть «на связи», и помогать. Это занятие на годы, не на один день. Для чего-то же дан нам наш нелегкий опыт «белых ворон»!

Фото Натальи Машкович, Марины Лидис, Игоря Солунского

Статус «белой вороны» очень легко получить, но от него достаточно трудно избавиться. Дети, зачастую, поступают так, как заведено в их кругу. Все, кто идет против правил, становится изгоем.

Впервые статус «белой вороны» мне присвоили в детском лагере, где я отдыхала вместе с новыми подружками.
Клеймо «белой вороны» и результат - одиночество

После пятого класса во время летних каникул я впервые отдыхала в детском лагере. После недели отдыха я сильно соскучилась по дому и, помучавшись еще неделю, уехала к любимой маме.

Через год, после окончания учебного года, я снова уехала в детский лагерь. Повзрослев за это время, мне было намного интереснее, чем в прошлый раз. Я могла знакомиться с новыми друзьями, читать в библиотеке новые книги, ходить на оздоровительные процедуры и просто заниматься «ничегонеделаньем».

В моей новой компании оказалась большая часть девочек старше меня. Мне было интересно наблюдать (и учиться), как они делали макияж и маникюр, чтобы понравиться мальчишкам из соседних домиков.

Однажды вечером, уже после отбоя, к нам в комнату пришли девочки из соседней комнаты, чтобы научиться курить. Они считали, что это должно понравиться парням и, наверняка, привлечет их внимание.

Каждая девочка в нашей компании брала сигарету из пачки, подкуривала и начинала тихонько кашлять. Сначала все настолько увлечено занимались курением, что не заметили: я не взяла сигарету из пачки.

Мое счастье длилось не долго - стоило только одной девочке высказаться вслух, как «стая черных ворон» набросились на меня с просьбой присоединиться к ним.

Мои убеждения, что курить - это плохо, никого не интересовали. После просьб и шуток начались угрозы и насмешки. «Если ты сдашь нас, то мы скажем, что ты курила вместе с нами!» - грозились еще вчерашние подруги.

Никого я сдавать не хотела. Зачем мне это? Но и курить мне ужасно не хотелось.

В тот вечер я впервые стала «белой вороной», меня теперь не принимали в компанию опытных и старших. Эту ношу нести тяжело и я еще долго себя спрашивала: «Правильный ли я сделала выбор?»

Да, я - белая ворона, но пачкаться в черный цвет не хочу!

Сейчас, вспоминая тот случай, я понимаю, что выбор был трудным и нужна была сила, чтобы сделать его. Правильный ли я сделал выбор? Кто же ответит?

Увидев результаты моего выбора и что самое страшное, что меня может ждать - это одиночество, я смогла еще несколько раз отстаивать свои принципы, но получала очередные звания «белокурой вороны».

В университете я была старостой и не могла давать другим плохой пример. Я не была заучкой, но пропускать пары без причины - не самое лучшее занятие для старосты. Результат - статус изгоя, который сглаживался только тем, что со мной нужно было считаться из-за должности старосты.

Вранье и сплетни в одном из офисов, в котором я работала - был еще одним поводом вновь получить статус «белой вороны». Изгой в коллективе только потому, что не люблю врать и разводить сплетни? Я не буду переступать через себя, лишь бы угодить другим.

Одиночество, одиночество, одиночество...

Трудно сказать каков выбор правильней: поступиться своими убеждениями на радость другим или обрести одиночество в надежде найти тех, кто разделяет мою точку зрения.

Радует только одно - всегда имеется выбор, который решит впоследствии мое будущее. Я была бы не я, если бы в свое время не отстояла свое понимание мира. Возможно, я даже сейчас не знала бы о вашем существовании, не нашла бы этот сайт.

А может, меня бы уже не было, если бы я в тот вечер в лагере не отстояла свои принципы, а вместо этого пристрастилась к сигарете и заболела раком легких...

Вывод я для себя сделала - пусть я лучше буду изгоем и «белой вороной», но я сберегу для себя свои ценности, буду жива и здорова, не стану курить и принимать наркотики, злоупотреблять спиртным и таскаться с мужиками.

Радует одно - у меня всегда есть выбор и сломать меня нелегко!

Дата публикации 13.12.2005

Выражение «белая ворона» редко применяют в кадровом менеджменте. Чаще о белых воронах говорят в школьной педагогике. Однако в некоторых офисах белая ворона – это синоним лидерства, прогресса, положительных изменений на фоне общего застоя, стагнации.

«Птица», которая не в своем уме

Белая ворона – это человек, который не влился в коллектив, не смог в нем добиться серьезных результатов. Однако бывает два подвида белых ворон.

Первый – это когда человек выделяется отрицательными качествами: действительно намного слабее своих коллег, не обладает необходимыми знаниями, а кроме того, асоциален: не умеет одеваться, правильно себя вести, хамит и прочее. В этом случае он тормозит коллектив.

– Недавно к нам на работу приняли сотрудника, от которого исходит неприятный запах, – рассказывает Ирина Витальевна, менеджер по рекламе. – Он странно выглядит: по-видимому, редко моется, не стирает и не гладит свою одежду. Работать рядом с таким сотрудником – сущий ад.

Если белая ворона – синоним отклонений в психике, неуживчивости, то коллективу приходится очень и очень плохо.

– Заместитель нашего начальника – взрывной, неуравновешенный человек, – рассказывает Кирилл Всеволодович, маркетолог. – Он существенно осложняет атмосферу в офисе, потому что все остальные сотрудники у нас – спокойные и целеустремленные. Он выделяется еще и тем, что позволяет себе хамить, а иногда даже ругается матом.

На творческих крыльях – в болото

Однако бывает и другой вариант: когда человек, наоборот, выделяется своими положительными качествами в коллективе-«болоте». Например, весь коллектив ворует, а он – нет. Или: весь коллектив давно перестал заботиться о благосостоянии фирмы, а он – всерьез об этом думает. Или: все вокруг абсолютно не занимаются внедрением новых продуктов и стараются всячески отлынивать от дела, а он прямо-таки горит на работе. В этом случае белая ворона тоже раздражает коллектив, потому что мешает коллегам спокойно заниматься своими делами.

– У нас был очень талантливый бухгалтер, который все время предлагал какие-нибудь новинки, – рассказывает администратор Кирилл Владимирович. – У него была масса идей: по оптимизации налогообложения, по созданию большей прозрачности налоговой отчетности, по уменьшению издержек и увеличению прибылей. Однако все его инициативы разбивались о равнодушие сослуживцев и начальства. Предприятие было государственным. Всем всё было «по барабану». В результате он ушел в другую фирму, где быстро стал коммерческим директором. Эта фирма благодаря ему озолотилась!

Действительно, есть мнение, что отторжение коллективами белых ворон является основной причиной оттока интеллектуального капитала из фирмы в фирму, а также за рубеж.

– Большинство талантливейших людей, уехавших за рубеж, покинули страну только по причине отсутствия самореализации, – говорит социолог Георгий Угланян. – На Западе они из белых ворон превратились в крупных менеджеров и владельцев лабораторий.

В «застойном» коллективе белой вороне сопротивляются, как вообще всякому прогрессу. И тут может быть два варианта развития событий. Либо человек становится лидером и коренным образом перестраивает все вокруг, либо его увольняют.

«Охотниками» на «ворон» чаще всего становятся завистники или просто нетерпимые к чужому мнению люди. «Охотники» сами по себе чаще малокультурны. Лучше всего «охота» удается в закрытых коллективах, где контроль извне затруднен. Чем менее прозрачен коллектив, чем больше руководителю наплевать на происходящее в нем – тем больше шансов «затоптать» индивидуала.

Если в вашем коллективе появилась белая ворона

1. Определите, чем именно выделяется этот человек. Если его позиция и навыки вам симпатичны – примите его сторону, помогите ему адаптироваться. Возможно, в дальнейшем он отплатит вам добром.

2. Белые вороны обычно обладают высоким потенциалом. Учитесь у них мыслить, говорить, действовать.

3. Не преследуйте человека только за то, что он не такой, как все.

4. Помогите этому человеку выразить свои взгляды в оптимальной форме (план по оздоровлению предприятия, предложения по новой системе материального вознаграждения), помогите ему создать команду единомышленников, в которую, кстати, вы тоже можете войти.

Если вы сами оказались в коллективе белой вороной

1. Попытайтесь привлечь на свою сторону начальство, а также определите группу поддержки среди рядовых сотрудников.

2. Определитесь, что именно вы хотели бы изменить в работе коллектива, определите тактику и стратегию поведения.

3. Старайтесь говорить с людьми о сути проблемы, а не о личных амбициях. Не задевайте человеческое достоинство.

4.Покажите коллегам, что если они станут работать по-другому, то вся их жизнь коренным образом изменится.

5. Совершенствуйте свои коммуникативные навыки, учитесь находить общий язык с любым человеком, в том числе настроенным против вас лично.

6. Покажите, что вы не настроены против коллектива, что у вас нет цели кого-то задеть, обидеть. Покажите, что вы работаете на общую задачу и коллективу от вашей деятельности будет только лучше.

Родион ЧЕПАЛОВ,
специалист по персоналу, бизнес-тренер



Предыдущая статья: ->>


Просмотров