Ы и после приставок примеры слов. А15

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .
Узнай, как писать русские приставки.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка с-.

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный - бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
  • если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.

2. Приставки пра-//про : правнук - прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
  • любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´ з- (ро´ с) : расписать - ро´ спись

Внимание на ударение:

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а : расска´ з,
  • под ударением - о : ро´ сказни.

4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда - прийти , привязать , прикрыть , придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» - премилый, престарый,
  • «пере» - преграда.

Пиши при-, если передаются значения:

  • «приближение» - прийти, приехать,
  • «присоединение» - пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» - прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

И-Ы после приставок на согласный: играть -сыграть

Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и пиши ы!

После приставок,

  • оканчивающихся на согласный, на месте и пиши ы : розыгрыш, безынициативный.
    Исключение: взимать налоги, оплату, штраф
  • меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный.
    Почему? Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы после ж, ш, а также к, г, х,
  • после приставок-«иностранцев» пиши и : суперигра, постимпрессионизм.
    Почему? Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.

Это правило не распространяется:

    на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);

    на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);

    на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);

    а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

Упражнение

1. Два месяца он отлично раз_ грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)

2. Ну что, до_ грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)

3. У черных есть определенная контр_ гра на ферзевом фланге.

4. Раздражали меня пуще всего эти без_ мянные письма. (Ф. М. Достоевский)

5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_ нтересное.

6. Ему, впрочем, небез_ звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)

7. Вот тот пиджак, что вы раз_ скиваете, посмотрите, он даже не помялся. (Н. В. Гоголь)

8. Посему письма сии показались мне не совсем без_ нтересными. (Ф. М. Достоевский)

9. Они как-то очень странно видо_ зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)

10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_ сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)

11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_ нициативным. (Л. Н. Толстой)

12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез_ скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)

13. Энергетикам запрещено вз_ мать штрафы за перерасход электроэнергии.

14. Однако же во что бы то ни стало он решился до_ скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... (Н. В. Гоголь)

15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются... извольте сами нарочно раз_ скать. (Н. В. Гоголь)

16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_ звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)

17. Необходимо наладить выпуск меж_ нтернатской электронной газеты.

18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_ нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)

19. На самом деле ничего супер_ нтересного внутри не обнаружилось.

20. До_ скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)

21. Харьковский завод "Спорт_ нвентарь" был основан в 1948 году.

22. Арагва, обнявшись с другой без_ менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)

23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_ грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)

24. Сборник материалов Четвертой меж_ нститутской научно-практической конференции молодых ученых.

25. Пора уж под_ тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)

26. Транс_ орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.

27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_ скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)

28. За годы войны пед_ нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).

Правописание приставок и соседних с ними букв часто вызывает затруднение не только у школьников, но и у взрослых людей. Это объясняется еще и тем, что данный раздел орфографии несколько раз не очень удачно реформировался. Рассмотрим одну из трудных тем.

Гласные после приставок

«Зачем эти правила? Можно писать так, как слышится!» – такие фразы приходилось слышать, наверное, всем. Но на самом деле писать так, как слышишь, совсем неудобно. И правило, которое мы сейчас будем рассматривать - подтверждение этому факту.

Дело в том, что правописание И и Ы после приставок противоречит основному, фонематическому, принципу русской орфографии. Эти слова пишутся по несвойственному ей фонетическому принципу: как слышится, так и пишется. Однако от ошибок это отнюдь не уберегает, скорее напротив, провоцирует их. Это объясняется тем, что многие из нас отнюдь не отличаются идеальным фонетическим слухом, который встречается не чаще, чем идеальный музыкальный. Иначе мы легко делали бы фонетические разборы, и учить бы ничего не пришлось.

Основной принцип русской орфографии - фонематический. Это значит, что в слабой позиции (например, безударной) пишется то же, что и в сильной (например, под ударением).

Проблема еще и в том, что ни одна из гласных, указывающих на смягчение предыдущего согласного, на самом деле не смягчает последнюю букву приставки. Если за ней следуют Е, Ё, Ю, Я, то после приставки перед этой гласной ставится твердый знак. Если же в этом месте оказывается И, то она превращается в Ы.

Ы или И?

Итак, правило гласит: после приставки на согласную первая буква корня И переходит в Ы .

Примеры : розыск (искать), безынициативный (инициатива), подыграть (играть).

Кроме того, И сохраняется и после приставок сверх-, меж-.

Правило «Ы И после приставок» имеет одно исключение . Это слово взимать , его надо запомнить.

Кроме того, правописание Ы/И после приставок требует написания буквы И, если в этом месте производится перенос слова на другую строку; то есть, например, если мы переносим слово «разыграть», мы оставляем на стоке «раз», а на следующей продолжаем «играть», а не «ыграть».

Объясняется это «неполноправием» Ы. Эта буква обозначает звук, но не фонему (так ученые называют звук не речи, а языка - модель звука в нашем сознании). Поэтому Ы не может быть первой буквой русского слова, не пишется после Ж, Ш и т.д. И мы все, действительно, ощущаем, что с этой буквой «что-то не так», поэтому на такое нетрудное на самом деле правило часто бывают ошибки; задания на него включены в ЕГЭ.

Не надо забывать, что правило распространяется только на гласные после приставок. В сложных словах И сохраняется: двухигольный, специнвентарь .

Примеры :

  • Разыскать.
  • Подыграть.
  • Безыскусный.
  • Безынициативный.
  • Отыграться.
  • Предыстория.
  • Безыдейный.
  • Подытожить.
  • Взыскать.
  • Взимать - искл.
  • Сверхинтеллектуальный.
  • Межинститутский.
  • Дезинфекция.
  • Постимпрессионизм.

Что мы узнали?

После приставки на согласный в корнях, начинающихся на И (-иск-, -инициатив-, -игр-), и предшествующей приставке из- (ис-) вместо И пишется Ы. Это правило основано на фонетическом принципе (пишем так, как слышим). Исключение: взимать. И, а не Ы пишется (сохраняется) также после приставок сверх-, меж- и иноязычных. Буква И пишется и в сложных словах.

Тема « Правописание Ы и И после приставок»

Ход урока:

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво (здороваются).

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Так начнем урок, друзья!

2.Актуализация II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося :

Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

По каким признакам распределяли слова?

Ученики: (По специальному правилу и по сильной позиции)

По спец.правилу По сильной позиции

Предпол а гал со л нышко

Ж ё лто-красным осв е щают

Ра с сыпались

П о суду д а лекие

Осин о вого

К о вром

III. Проблемное объяснение нового знания:

А в какую группу вы отнесли слово ПОДЫСКАТЬ?

(По сильной позиции= ИЩЕТ)

Хорошо, но как быть со словом разЫскивать ? На него тоже падает ударение?

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

- Какова задача урока? Научиться это делать

Проанализируйте такие пары слов:

Заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать

Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях МЕЖ СВЕРХ ВЗИМАТЬ

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

  1. Лексическая работа со слайдами:
  • Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;
  • Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ
  • Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ
  • Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо -ПРЕДЫДУЩИЙ

2 ) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание

Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

3) У вас на столах листы со словосочетаниями. Вова Бутузов, увидев эти листы, сказал:

Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали…

Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными . Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова. - Вот только какая?

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

Дезинфекция, дезориентация, суперинтересный, контригра

Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные)

4)Дайте толкование приставок:

1ряд . Вражеское наступление было запланировано на рассвете. Ночное контрнаступление наших войск было для них полной неожиданностью.

2ряд. Инфекция в местах большого скопления народа распространяется молниеносно. Поэтому дезинфекция в помещениях во время эпидемии должна проводиться особенно тщательно .

3ряд. Супергероем нашего времени должен быть не только сильный и выносливый, но и умный и высокообразованный человек.

К слайду о приставках

  • контр- лат. ПРОТИВ (контрудар, контрразведка)
  • суб- лат. ПОД (субарктический)
  • транс- лат. ПОД (субарктический)
  • пан- лат. ВСЁ (пандемия гриппа)
  • дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1.Попробуйте построить схему или модель правила, которое мы изучили.

2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…игранный

  1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория

Примерная схема правила, изученного учащимися.

Правописание гласных (-Ы, -И-) после приставок, оканчивающихся на согласный.

1. Выделить приставку в слове

2. Определить, какой по происхождению она является

Запомни: взимать произносится и пишется с - И




Просмотров