Взаимодействие населения муниципального образования с органами местного самоуправления. Формы и методы взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования Взаимодействие местного самоуправления с населением

Незнамова Е.А., доцент кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной и муниципальной службы, кандидат юридических наук.

Отечественный исторический опыт и зарубежная практика местного самоуправления свидетельствуют о том, что для развития местного самоуправления необходима пропаганда правовых знаний, информирование граждан о содержании нормативных правовых актов о местном самоуправлении, создание правовых возможностей для эффективного участия населения в местном самоуправлении.

Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования.

Первоочередной задачей органов местного самоуправления должно стать обеспечение условий, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления.

В настоящее время необходимо создание новой системы взаимодействия между жителями и должностными лицами органов местного самоуправления, основанной на доверии и взаимопомощи.

Одной из задач органов местного самоуправления должно стать информирование населения о возможностях участия в местном самоуправлении и поддержка граждан. В этой связи необходимо проведение следующих мероприятий.

  1. Размещение в местных средствах массовой информации и на сайте муниципального образования сообщений о тематике предстоящих заседаний представительного органа с указанием места и времени его проведения.
  2. Рассылка специальных обращений к населению с просьбой высказать замечания и предложения по вопросам повестки предстоящего заседания представительного органа.
  3. Осуществление работы с местными активистами и общественными группами, с органами территориального общественного самоуправления. Привлечение активных представителей населения к подготовке вопросов, выносимых на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Для реализации названной задачи могут быть созданы органы местного самоуправления, ответственные за связь с населением муниципального образования. Например , в г. Тюмени действует Комитет по организационной работе и связям с общественностью администрации г. Тюмени.

В г. Калининграде распоряжением главы г. Калининграда - мэра города от 19 мая 2006 г. N 308-р утверждено Положение об организационном отделе мэрии г. Калининграда. Организационный отдел является структурным подразделением мэрии г. Калининграда и находится в оперативном подчинении руководителя аппарата, управляющего делами мэрии.

Задачами отдела являются: организационное обеспечение взаимодействие мэрии с общественными и религиозными объединениями, политическими партиями, воинскими формированиями и правоохранительными органами; организационное содействие развитию органов территориального общественного самоуправления в г. Калининграде и др.

Среди основных функций отдела названы: содействие развитию органов территориального общественного самоуправления, оказание методической и организационно-технической помощи в их работе; проведение организационной и методической работы с организаторами публичных мероприятий, проводимых на территории города.

  1. Проведение регулярных (не реже 1 раза в месяц) отчетов депутатов, главы местной администрации, руководителей структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов, контрольных органов перед населением муниципального образования и органами общественной самодеятельности населения.
  2. Систематическое (не реже 1 раза в месяц) проведение семинаров и совещаний с представителями органов общественной самодеятельности населения, органов территориального общественного самоуправления.
  3. Организация совещаний по обмену опытом и практикой работы с представителями самодеятельных организаций населения.
  4. Предоставление оборудования и помещений для работы органов общественной самодеятельности населения.
  5. Ознакомление населения с содержанием нормативных правовых актов о местном самоуправлении, широкое распространение текста устава муниципального образования в различных общественных местах (в библиотеках, в школах, на почте и т.п.).
  6. Организация общественных приемных при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи местному населению и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан.
  7. Проведение еженедельных встреч-бесед с жителями муниципального образования по следующим темам: "Устав муниципального образования: основное содержание", "Права граждан на местное самоуправление и механизмы их реализации", "Правовые основы местного референдума и особенности его проведения", "Муниципальные выборы: значение и сроки проведения", "Порядок подачи обращений в органы местного самоуправления: правовые основы и сроки рассмотрения", "Собрания и конференции граждан", "Публичные слушания: понятие и основание проведения", "Опросы населения - фактор повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления", "Правотворческая инициатива: механизм выдвижения", "Территориальное общественное самоуправление: понятие и порядок создания" и т.п.
  8. Размещение на официальном интернет-сайте муниципального образования информации об органах местного самоуправления, правовых основах местного самоуправления, возможностях населения по участию в управлении; организация работы населения с депутатами и представителями органов местного самоуправления в режиме "вопрос-ответ".

Например , на сайте администрации городского округа "город Калининград" существует раздел "Общение", посредством которого жители могут принять участие в опросах и форумах на темы: реформа жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство города и др., обратиться с вопросом к органам местного самоуправления <1>.

<1> http://www.klgd.ru/ru/contact/forum

В г. Смоленске действует виртуальная приемная администрации г. Смоленска <2>.

<2> http://www.admcity.smolensk.ru/administration/rukovod/glava.html

  1. Создание при органах муниципальных образований молодежных центров для приобщения широкого круга молодых людей к местному самоуправлению.

Очевидно, что привлечение населения к участию в местном самоуправлении следует рассматривать как первоочередную задачу не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и самих граждан. Планомерная и систематическая деятельность со стороны органов власти может оказаться результативной, если основной интерес к местному самоуправлению будет исходить "снизу", от самого населения.

Б.Н. Чичерин в 1899 г. заметил, что свободные учреждения, которые не находят постоянной поддержки в народе, всегда непрочны <3>.

<3> Чичерин Б.Н. О народном представительстве // Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Юристъ, 2001. Т. 1. С. 549.

Таким образом, для эффективности местного самоуправления необходимы прежде всего воля и стремление самих граждан, а также должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления решать данную проблему совместно.

История неоднократно доказывала, что местное самоуправление не может быть долговечным без активной поддержки населения. Будучи установлено "сверху", по инициативе власти, оно должно получить прочную опору "снизу".

Как уже отмечалось выше, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляет населению широкие возможности для осуществления местного самоуправления. Граждане могут принимать индивидуальное и коллективное участие в местном самоуправлении.

Участвуя в муниципальных выборах, местных референдумах, голосованиях по отзыву депутата, опросах населения, направляя обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления и др., граждане выражают свою индивидуальную позицию относительно вопросов местного значения. Как правило, такое участие в процессе осуществления муниципальной власти носит разовый характер.

Наиболее систематической формой участия населения в местном самоуправлении является коллективная работа жителей. Данная деятельность может осуществляться посредством участия в территориальном общественном самоуправлении, в организации собраний, конференций граждан и др.

Мы полностью разделяем точку зрения Г.А. Цветковой о том, что "одной из главных проблем становления отечественного местного самоуправления на протяжении всей его истории выступало практическое отсутствие сплоченных организованных добровольных общественных союзов и ассоциаций, способных к самостоятельному решению вопросов на муниципальном уровне. В этом видится своеобразие отечественных процессов муниципального уровня, когда население из субъекта управления постоянно превращалось в объект управления. По причине отсутствия сплоченных, добровольных объединений большинство реформ местного самоуправления проходило "сверху" (как и в настоящее время), а не "снизу" <4>.

<4> Цветкова Г.А. Местное самоуправление в современной России: состояние, тенденции, эффективность (опыт социологического анализа). Дис. доктора социологических наук. М., 2003. С. 68.

Противоположная ситуация складывалась в государствах, в которых проходило поступательное развитие местного самоуправления.

Н.Г. Широкова справедливо замечает, что в странах с устойчивыми демократическими традициями важнейшую роль в эффективности местного самоуправления играет тесное взаимодействие местной власти с различными добровольными обществами и ассоциациями, т.е. со структурами гражданского общества, с жилищными товариществами и ассоциациями, ассоциациями предпринимателей, национально-культурными обществами, объединениями по профессиональному признаку, по интересам и др. Все они выражают интересы, решают проблемы различных социальных групп населения или информируют о них избранное руководство органов местного самоуправления - мэра, администрацию, депутатов. Из представителей этих организаций создаются специальные общественные советы, с которыми проводятся встречи и консультации <5>.

<5> Широкова Н.Г. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества (сравнительно-политологический анализ): Дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 94.

Анализ зарубежного опыта доказал, что деятельность органов местного самоуправления становится эффективной и отвечающей потребностям населения в том случае, когда сформированы и на постоянной основе действуют разнообразные общественные организации, выражающие интересы местного самоуправления.

Поскольку реальное самоуправление возможно на уровне, наиболее приближенном к населению, федеральный закон должен содержать механизмы, предусматривающие гарантии деятельности органов территориального общественного самоуправления, обеспечивающие их влияние на выработку решений органами местного самоуправления. В этой связи потребуется внесение ряда дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Зарубежная практика и отечественные теоретические разработки свидетельствуют о необходимости образования различных общественных объединений населения, действующих на территории муниципального образования. Основными принципами их деятельности должны стать следующие: работа с активными представителями населения, постоянное участие в решении вопросов местного значения, деятельность активистов на безвозмездной основе при возрастающем общественном значении и уважении к их труду.

Жители муниципальных образований могут участвовать в создании и работе органов территориального общественного самоуправления, домовых комитетов, общественных советов при местных администрациях и других общественных объединений, деятельность которых направлена на активизацию местного самоуправления.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" <6> от 19.05.1995 N 82-ФЗ раскрывает содержание права граждан на объединение.

<6> Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1930.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является орган общественной самодеятельности.

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое для совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Следует, однако, заметить, что в настоящее время органы общественной самодеятельности отсутствуют во многих муниципальных образованиях.

Представляется, что для изменения сложившейся ситуации необходимо принять Федеральный закон "Об органах общественной самодеятельности", регламентирующий цели, задачи и принципы деятельности органов общественной самодеятельности, порядок их формирования и ликвидации, устанавливающий механизмы взаимодействия органов общественной самодеятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другие вопросы организации и деятельности органов общественной самодеятельности.

В завершение еще раз подчеркнем, что для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение ряда согласованных мероприятий как со стороны государственных, так и со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.

При этом особое внимание необходимо уделять повышению значимости, общественного признания и уважения к работе органов общественной самодеятельности как со стороны населения, так и со стороны должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Местное самоуправление может стать жизненной формой осуществления народом принадлежащей ему власти в том случае, когда идея его организации станет понятной населению и каждый найдет приемлемые для себя формы участия в этом процессе.

Взаимодействие органов местного самоуправления с населением направлено на создание условий участия жителей в выработке муниципальной политики путем создания механизмов участия населения в муниципальном управлении и информированности их о социально - экономическом положении муниципального образования. Создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления в большинстве муниципальных образований находится в стадии становления.

Так, по экспертным оценкам, потенциал участия населения в выработке и принятии общезначимых для муниципального образования решений и в контроле за деятельностью администрации и представительного органа составляет не более 5%. Интерес к формированию органов представительной власти проявляет в настоящее время не более четверти избирателей.

Вовлечения населения в процесс разработки и реализации мероприятий по развитию муниципального образования связан с определенными проблемами и трудностями.

Среди важнейших причин, ограничивающих участия населения в формировании и реализации мероприятий муниципальной политики, следующее:

Низкий уровень гражданского создания и готовность жителей участвовать в разработке и реализации муниципальной политики ;

Неготовность органов местной власти к взаимодействию с населением и отсутствие четких процедур согласования решений с населением по ключевым проблемам развития муниципального образования;

Несформированность нормативно - правовой базы по участию населения в принятии и реализации муниципальной политики, неясность в разделении сфер компетенции органов местного самоуправления и структур гражданского общества.

В настоящее время органы местного самоуправления в недостаточной степени информируют население о принятых решениях, что негативно влияет на вовлечения граждан в процесс разработки и реализации муниципальной политики. Однако в условиях самоуправления население должно не только информировано о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и местной власти (рис. 18.1). Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления являются итоги муниципальных выборов.

Информация о деятельности органов

Правовые акты

Результаты деятельности

Органов МСУ

Обратная связь

Мнения, отношения, интересы, критика

Рис. 18.1. Схема взаимосвязей органов местного самоуправления с населением


Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти разнообразны. Основные из них — личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно - информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п.).

Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы.

Справочно-информационные материалы могут выпускаться в муниципальном образовании в виде листков, размещаемых на информационных стендах, а также опускаемых в почтовые ящики. Информационные стенды могут быть пограничные (на въездных магистралях), уличные, размещаемые внутри помещений местной администрации, а также в местах приема населения.

Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.

Отдельные вопросы решаются с помощью справочно - информационной службы, куда приходят или звонят граждане.

Среди всех форм информирования населения особо выделяются печатные, радио и телевизионные средства массовой информации, а также Интернет. СМИ больше, чем другие источники, способны доносить достоверную информацию до населения. Особенно важно развитие местных каналов вещания, издание муниципальных газет.

Для организации эффективного взаимодействия со СМИ в муниципальных органах могут создаваться специальные подразделения: пресс - центр, центр общественных связей, может быть введена должность пресс - секретаря. Эти структуры обеспечивают взаимодействие со СМИ на постоянной основе, снабжают их информацией о деятельности органов местного самоуправления, проводят аккредитацию представителей СМИ, организуют проведение круглых столов, брифингов и пресс - конференций, осуществляют консультирование и подготовку важнейших выступлений первых лиц муниципального образования и т.п.

Большими возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления обладают муниципальные библиотеки. Сотрудники библиотек должны изучать информационные потребности местного сообщества, доводить информацию о деятельности органов местного самоуправления до жителей.

Одной из форм информирования населения могут стоять информационно - аналитические службы, методические кабинеты, создаваемые при местных администрациях. В них должны находиться нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, пакет типовых документов для организации органов ТОС, информационная литература.

Муниципальная власть должна заботиться о своём образе всегда, как в мирные дни, так и в ситуации выборов. Но при этом надо иметь в виду, что часто образ власти формируется как стереотип. Образ муниципальной власти может персонифицироваться, формироваться на основе отношения населения к лидеру. Фигура политического лидера выступает как символическое олицетворение власти. Эту же роль могут играть заместители глав администрации, чиновники аппарата. Взаимодействие представителей власти и населения формирует образ власти, предопределяет электоральное поведение. Причем, это взаимодействие может носить разный характер. Почти каждый пятый житель обращается в администрацию, и только третья часть, которая обратилась в администрацию, смогла решить свои проблемы. Практика показывает, что внедрение местного самоуправления в решающей степени зависит от отношения к нему со стороны населения и властных структур. Сейчас местное самоуправление уверенно выходит на передний план государственного строительства, становится важнейшей составной частью системы управления в России. Однако, эффективность его пока мала по ряду причин. В аппарате органов местного самоуправления почти нет специалистов, способных организовывать по-новому жизненный уклад населения в муниципальном образовании. Число служащих и взаимодействующих с ними руководителей муниципальных учреждений и предприятий к 1999 году составило приблизительно 620 тыс. человек. Из них только лишь 2-3% имеют специальное образование. Дефицит подготовленных кадров, отсутствие системы обучения муниципальных служащих современным методам управления дискредитируют идею самоуправления. Существовавшая система подготовки кадров не способна решать поставленные цели. Новый институт власти требует новые кадры. Муниципальные служащие должны быть профессионалами, обладать относительной самостоятельность при принятии решений в области муниципального управления, управления собственностью отраслевого коммунального управления и т.п. Для профессионала, работающего в органах местной власти становятся необходимыми знания в области юриспруденции, экономики, предпринимательской деятельности, социального и политического управления, управления отраслями коммунального хозяйства и сферой бытовых услуг, а также во многих других отраслях. От контакта с населением зависит успешность многих начинаний муниципальной власти, реализации местных проектов и программ. Доверие населения к власти является решающим условием привлечения местных средств и ресурсов для решения проблем муниципальных образований. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления смогут эффективно функционировать, наладив следующие информационные потоки: изучение и систематизацию всего спектра обращений населения в органы местного самоуправления и структуры муниципального управления; изучение настроений населения муниципального образования;

Разъяснительная работа с населением по вопросам структуры, функциональных обязанностей и полномочий, перечню принимаемых решений и реальных действий органов местного самоуправления и структур муниципального управления. В систему обратной связи по оси "местная власть - население" должны быть включены печатные СМИ, радио и телевидение. Канал "обращений ради общения" отдельных групп населения в органы местного самоуправления должен быть доступен гражданам и формализован минимум по двум позициям:

а) "телефон доверия";

б) справочно-информационная служба.

Несомненно, что развитие самоорганизации населения сулит немало благ для него. Но что зачем это может быть нужно органам местного самоуправления? Здесь можно выделить такие причины:

1) избирательные интересы - совершенно очевидный интерес. Чтобы сохранить за собой власть нужно обеспечить себе поддержку населения;

2) чиновничьи интересы – нужно обеспечить управление муниципальным образованием как управляемой системой;

3) менеджерские интересы - использование не задействованных человеческих ресурсов.

Это едва ли не единственный ресурс, находящийся в распоряжении местного сообщества. Применение этого ресурса позволяет привлечь к работе управления дополнительные ресурсы. Их использование позволяет органам местного самоуправления передать часть своих функции населению, оставляя за собой общую организацию и контроль. Какие цели достает местное сообщество, вовлеченное во взаимодействие с властью? Оно может решать возникающие проблемы: 1) способствовать улучшению жизни в целом;

2) получать возможности для самореализации.

Таким образом, присутствует интерес обеих сторон, и если органы местной власти сумеют активизировать людей для решения конкретных интересов, можно будет говорить о налаживании взаимодействия между ними. Причем задачей органов местного самоуправления является переход на адресную политику общения с населением по ряду причин: органы местного управления лучше знают интересы конкретных групп; привлечение к взаимодействию конкретных групп приведет к тому, что люди больше узнают о работе органов местного самоуправления; Речь идет о вовлечении в контакт всех групп населения по поиску общего решения, которое не может не учитывать интересы этих групп. Работа над совместным решением дает возможность понимания каждой из групп интересы других, возможность почувствовать себя частью сообщества. Местное самоуправление нельзя рассматривать как вещь в себе. Самоуправление вытекает из идеи свободы и встроено в систему рынка как составная часть. И далее следует признать, что даже при наличии сферы детально разработанных законов в сфере местного самоуправления и политической воли государственных деятелей реализовывать эти законы на практике, дело буде стоять на месте. О чем говорит российская действительность. И это будет происходить до тех пор, пока реально не заработают свободные рыночные основы общества. На сегодняшний день в Росси мы имеем, некое подобие, суррогат того, что должно быть в развитом обществе. Хотя следует отметить, что чрезмерная концентрация местной власти на интересах, проблемах одной из групп населения может привести к дисбалансу, формированию «нездоровых» отношений в обществе.

  • 2. Субъект и объект муниципального управления
  • 3. Основные функции муниципального управления.
  • Планирование
  • Организация
  • Мотивация
  • Координирование
  • Контроль
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 2. Методы муниципального управления
  • 1. Общая характеристика методов управления
  • 2. Административные методы управления.
  • 3 Организационные методы управления.
  • 4. Экономические методы управления.
  • 5. Социально-психологические методы управления.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 3. Становление городского самоуправления в России
  • 2. Органы городского самоуправления
  • 3. Компетенция городского самоуправления
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 4. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 1. Конституционные основы местного самоуправления
  • 2. Состав федерального законодательства о местном самоуправлении
  • Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» от 06.10.2003г. № 131 - фз
  • 3. Основы регионального законодательства о местном самоуправлении.
  • 4. Устав муниципального образования.
  • 5. Муниципальные правовые акты.
  • Система муниципальных правовых актов
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 5. Взаимоотношение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 3. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
  • 4. Взаимоотношение органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов рф и территориальными структурами органов федеральной государственной власти.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 6. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации
  • 2. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниципального образования:
  • 3. Новая территориальная организация местного самоуправления
  • Муниципальные образования в Российской Федерации (по состоянию на 30.04.2005 года)
  • 4. Установление и изменение границ муниципального образования.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 7. Муниципальное образование как объект управления.
  • Основные различия между городскими и сельскими поселениями
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 8. Организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации
  • 3. Модели организации местной власти по Федеральному закону
  • 4. Статус и полномочия главы муниципального образования
  • Организационные модели органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований рф
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Организационные модели органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований рф
  • Тема 9. Представительный орган в системе муниципального управления
  • 1. Правовой статус и компетенция представительного органа.
  • 1. Правовой статус и компетенция представительного органа.
  • 3. Организация деятельности представительного органа
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 10. Структура управления местной администрации
  • 1. Правовой статус и основные направления деятельности местной администрации
  • 2. Принципы построения организационной структуры местной администрации
  • 3. Построение организационных структур местных администраций
  • 4. Совершенствование организационных структур местных администраций.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 11. Организация и планирование работы местной организации
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 12. Организация муниципальной службы в органах местного самоуправления
  • 1. Понятие муниципальной службы и классификация ее должностей
  • 2. Прохождение муниципальной службы
  • 3. Права и обязанности муниципальных служащих
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Сведения, которые должны быть отражены в отзыве о муниципальном служащем при проведении аттестации
  • Примерный перечень показателей для оценки профессиональных и личностных качеств муниципального служащего при проведении аттестации
  • Аттестационный лист муниципального служащего
  • Тема 13. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании
  • 1. Понятие территориального общественного самоуправления
  • 2. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 14. Организация работы с обращениями граждан в исполнительных органах местного самоуправления
  • 1. Сущность и формы обращения граждан
  • 2. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления с письменными обращениями граждан.
  • 4. Сроки рассмотрения обращений граждан и контроль за их исполнением.
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Приложение 2
  • Тема 15. Технология муниципального управления
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 16. Управление социально – экономическим развитием муниципального образования
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 17. Информационное обеспечение деятельности органов муниципального управления
  • 5. Использование Интернета в муниципальном управлении
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тема 18. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением, общественными организациями и немуниципальными хозяйствующими субъектами
  • Информация о деятельности органов
  • 2.Пути привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении
  • 3. Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями
  • Вопросы для самостоятельной подготовки
  • Тесты для самоконтроля
  • Ключ к тестам
  • Тематика курсового проектирования
  • Список вопросов к экзамену по дисциплине «Система государственного и муниципального управления - часть II . Муниципальное управление»
  • Глоссарий по дисциплине
  • Список рекомендуемой литературы Нормативно-правовые акты:
  • Учебники и учебные пособия:
  • Дополнительная литература:
  • Тема 18. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением, общественными организациями и немуниципальными хозяйствующими субъектами

      Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

      Пути привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении.

      Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

      Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами.

      Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

    Взаимодействие органов местного самоуправления с населением направлено на создание условий участия жителей в выработке муниципальной политики путем создания механизмов участия населения в муниципальном управлении и информированности их о социально – экономическом положении муниципального образования. Создание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления в большинстве муниципальных образований находится в стадии становления.

    Так, по экспертным оценкам, потенциал участия населения в выработке и принятии общезначимых для муниципального образования решений и в контроле за деятельностью администрации и представительного органа составляет не более 5%. Интерес к формированию органов представительной власти проявляет в настоящее время не более четверти избирателей.

    Вовлечения населения в процесс разработки и реализации мероприятий по развитию муниципального образования связан с определенными проблемами и трудностями. Среди важнейших причин, ограничивающих участия населения в формировании и реализации мероприятий муниципальной политики, следующее:

    Низкий уровень гражданского создания и готовность жителей участвовать в разработке и реализации муниципальной политики;

    Неготовность органов местной власти к взаимодействию с населением и отсутствие четких процедур согласования решений с населением по ключевым проблемам развития муниципального образования;

    Несформированность нормативно – правовой базы по участию населения в принятии и реализации муниципальной политики, неясность в разделении сфер компетенции органов местного самоуправления и структур гражданского общества.

    В настоящее время органы местного самоуправления в недостаточной степени информируют население о принятых решениях, что негативно влияет на вовлечения граждан в процесс разработки и реализации муниципальной политики. Однако в условиях самоуправления население должно не только информировано о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и местной власти (рис. 18.1) 1 . Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления являются итоги муниципальных выборов.

    Информация о деятельности органов

    Органы местного самоуправления

    Население

    Правовые акты

    Результаты деятельности

    органов МСУ

    Обратная связь

    Мнения, отношения, интересы, критика

    Рис. 18.1. Схема взаимосвязей органов местного самоуправления с населением

    Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти разнообразны. Основные из них - личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно - информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п.).

    Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы.

    Справочно-информационные материалы могут выпускаться в муниципальном образовании в виде листков, размещаемых на информационных стендах, а также опускаемых в почтовые ящики. Информационные стенды могут быть пограничные (на въездных магистралях), уличные, размещаемые внутри помещений местной администрации, а также в местах приема населения.

    Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.

    Отдельные вопросы решаются с помощью справочно – информационной службы, куда приходят или звонят граждане.

    Среди всех форм информирования населения особо выделяются печатные, радио и телевизионные средства массовой информации, а также Интернет. СМИ больше, чем другие источники, способны доносить достоверную информацию до населения. Особенно важно развитие местных каналов вещания, издание муниципальных газет.

    Для организации эффективного взаимодействия со СМИ в муниципальных органах могут создаваться специальные подразделения: пресс – центр, центр общественных связей, может быть введена должность пресс – секретаря. Эти структуры обеспечивают взаимодействие со СМИ на постоянной основе, снабжают их информацией о деятельности органов местного самоуправления, проводят аккредитацию представителей СМИ, организуют проведение круглых столов, брифингов и пресс – конференций, осуществляют консультирование и подготовку важнейших выступлений первых лиц муниципального образования и т.п.

    Большими возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления обладают муниципальные библиотеки. Сотрудники библиотек должны изучать информационные потребности местного сообщества, доводить информацию о деятельности органов местного самоуправления до жителей.

    Одной из форм информирования населения могут стоять информационно – аналитические службы, методические кабинеты, создаваемые при местных администрациях. В них должны находиться нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, пакет типовых документов для организации органов ТОС, информационная литература.

    "
    1

    Местное самоуправление, представляя собой сложное явление современной социальной практики, пока еще недостаточно эффективно и не всегда востребовано обществом как самостоятельная форма народовластия. Вместе с тем, утрата обществом традиций самоорганизации для решения вопросов совместного благоустроенного проживания на соответствующей территории, отсутствие должных финансово-экономических основ местного самоуправления, организационно-правовые и кадровые проблемы создают сложные условия для совершенствования практики местного самоуправления. Органы местного самоуправления нередко дистанцированы от населения и его насущных проблем. Это подтверждает то, что осмысление проблемы социального взаимодействия органов МСУ с населением, особенностей применения моделей социального взаимодействия с учетом социальных тенденций в современном обществе остается недостаточно изученным. Практически отсутствуют обобщающие исследования опыта организации социального взаимодействия органов МСУ с населением МО, что делает актуальным освещение данной проблемы авторами в статье.

    деловое партнерство.

    социальное взаимодействие

    муниципальный совет

    муниципальное образование

    местное самоуправление

    1. Вебер, М. Избранные сочинения [Текст] /М. Вебер – М.: Прогресс, 1990. – 805с.

    2. Европейская хартия местного самоуправления [Текст] // Городское управление. – 2009. - № 7.-С.85-91.

    3. Информационная политика органов местного самоуправления [Текст] /Право знать: история, теория, практика. – 2007. - №3-4. – С. 63-64

    4. Павлов, С. Организация деятельности органов МСУ в сфере общественных [Текст] /С. Павлов // Городское управление – 2003.- №9. - С.34

    5. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] /Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 270с.

    6. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. //http://www.consultant.ru/popular /selfgovernment/

    7. Шилкина, Е.Л. Местное самоуправление: история и современность [Текст] /Е.Л. Шилкина – Ростов – на Дону: Изд-во РПГУ, 2009. – 196с

    8. Mead, G. Geist, Inentitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main. – 1973.

    В свете институционального оформления органов местного самоуправления в Российской Федерации одной из наиболее актуальных задач является организация социального взаимодействия органов МСУ с населением муниципальных образований. В ст.3 Европейской хартии о местном самоуправлении говорится, что «под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения» .

    Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития. Так, М. Вебер, определяя социальное действие, провел различие между действием как таковым, которое характеризуется субъективно подразумеваемым смыслом, и социальным действием, которое не просто имеет смысл, но и направлено на поведение другого человека. При этом имел в виду, что подразумеваемый смысл социального действия вносит в социальную реальность определенную упорядоченность .

    Согласно теории социального обмена, «государственные институты» «вырастают» из неформальной практики, т.е. в ходе хозяйственной деятельности возникают некие образцы социального взаимодействия, впоследствии становящиеся легитимными. Их устойчивость объясняется тем, что они наиболее выгодны - по сравнению с другими .

    По мнению Дж. Мида «участники взаимодействия интерпретируют поведение друг друга, что является предпосылкой социального взаимодействия». Согласно его концепции «свобода человека обеспечивается силой импульсивного «Я» и самосознанием человека, которое возникает путем принятия роли другого» .

    В соответствии с теорией Т. Парсонса, «действующие лица не просто обладают статусами с четко установленными правилами и ролевыми ожиданиями, а ставят смысл и значение каждой социальной роли в зависимость от личной оценки ситуации и от того, как сказывается на социальном взаимодействии общее определение ситуации всеми ее участниками» . Следовательно, благодаря взаимной интерпретации социальных действий непрерывно создается смысл социального взаимодействия.

    Понятие «социальное взаимодействие» активно рассматривается в контексте теории социального включения человека социальные структуры. Особая роль в организации социального взаимодействия с целью активизации включения людей в социальные структуры отводится органам местного самоуправления как властным структурам в наибольшей степени приближенных к населению. Следует отметить, что за годы становления местного самоуправления у населения до сих пор не сложился образ муниципальной власти; большинство жителей до сих пор не получили четкого представления о том, что такое местное самоуправление и какова его роль в жизни территории.

    Под «системой информирования населения» понимается комплекс средств создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах общественной деятельности, которыми располагают основные держатели информации .

    Недостаток информации о работе выборных представителей, отсутствие имиджевой политики органов местного самоуправления население ставит под серьезное сомнение полезность данного уровня власти. Муниципальные советы нуждаются в организации связей с общественностью, как в способе управления собственной репутацией в глазах общественности, донесения до каждого жителя правдивой информации о деятельности властных структур с целью формирования позитивной социальной установки по отношению к местному самоуправлению.

    В этих условиях местные органы власти должны действовать на основе коллективной ответственности, требующей делового партнерства и сотрудничества между общественностью и представителями администрации. В качестве наиболее эффективного средства построения социального взаимодействия рассматриваются информационные службы при органах МСУ. Их главная цель - развивать гражданское самосознание и пробуждать у населения активный интерес к проблемам управления территорией. Мероприятия по налаживанию социального взаимодействия внутри коллектива муниципальных служащих включают в себя комплекс мер по повышению лояльности представителей муниципальной власти, повышению мотивации, улучшению отношений, популяризации руководства, разработке внутриорганизационных стандартов. Данную работу следует поручать специально обученным сотрудникам МСУ .

    Однако бюджет многих муниципальных образований Сургутского района весьма ограничен и практически не предусматривает статьи расходов на проведение информационных мероприятий. Тем не менее, любому муниципальному совету должно быть под силу:

    • регулярное информирование населения о заседаниях муниципального совета, о планируемых в округе мероприятиях (объявления на стендах, подъездов домов);
    • организация встреч депутатов с жителями района;
    • выпуск периодической бесплатной муниципальной газеты;
    • информирование районных и местных СМИ о своей работе;
    • проведение опросов общественного мнения (социальная диагностика);
    • привлечение жителей к информационной работе муниципального совета.

    На сегодняшний день муниципальные Советы Сургутского района большей частью ограничиваются организацией концертов и мероприятий, посвященных Дню Победы, чествования ветеранов войны и труда, празднованием Дня молодежи, Дня пожилого человека, новогодних праздников и т.д. Следует отметить, что в процессе организации подобных мероприятий от депутатов муниципальных советов требуется проявление инициативности, добросовестности, организаторских и творческих способностей, в противном случае возникают серьезные препятствия на пути к установлению творческого содружества между населением и выборными представителями.

    Результаты диагностики социальных потребностей и интересов жителей Сургутского района, полученные в ходе социологического опроса в 2014 году, позволяют определить приоритетные направления социального взаимодействия с населением на уровне МСУ. Согласно № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», опросы граждан могут проводиться на всей территории или части территории муниципального образования для выявления их мнения и его учета при принятии управленческих решений должностными лицами местного самоуправления .

    По результатам опроса выявлено, что большинство жителей (63%) не обращались и не планировали обращаться за помощью в муниципальный совет, 17% имели такой опыт, но не всегда удачный, 21% - собираются обратиться в муниципальный совет по интересующему их вопросу, 10% респондентов затруднились в ответе.

    Особое внимание уделяется фиксации замечаний и предложений конкретных жителей муниципальных образований. Чаще всего это касается вопросов благоустройства территории: отсутствие детских площадок, не вывозится мусор, спиливание деревьев, наличие большого скопления машин у подъездов, сломанные почтовые ящики, отключение света в домах, неисправность теплосистем и т.д. Главной причиной безответственного отношения к жилищному фонду. Все это подтверждает несовершенство структуры управления.

    Например, половина респондентов (54,3%) хотели бы видеть городской парк благоустроенным местом отдыха, для 24,4% - парк безразличен. Относительно будущего парка люди высказывались достаточно просто и реалистично. Главная просьба: придать парку ухоженный, благоустроенный вид. Посадить новые деревья, почистить дорожки, установить урны и скамейки, а также, туалеты, желательно бесплатные. Большинство - 36% - положительно относится к установке новых развлекательных аттракционов, 21% - хотели бы видеть в парке спортивный комплекс, 15% высказались за сооружение концертной площадки.

    Отрадно, что именно от населения муниципального образования исходит инициатива по активизации работы с молодежью: спортивно-культурные мероприятия, военно-спортивные игры и т.д. Около половины жителей (48%) высказались за издание бесплатной муниципальной газеты, информирующей население о событиях в районе и округе, деятельности муниципального совета.

    В получении такой газеты заинтересованы практически все возрастные группы населения (из них: до 20 лет - 12%; 20-30 лет - 17%; 30-40 лет - 12%; 40-50 лет - 17%; 50-60 лет - 20%; старше 60 лет - 22%). К тому же 25% респондентов хотели бы видеть в газете материалы, посвященные планам по благоустройства территории. Отчеты депутатов о проделанной работе интересуют 21% населения, а раздел, в котором депутаты отвечали бы на вопросы жителей - 15%. С репортажами о событиях в округе и районе, анонсами культурных мероприятий хотели бы знакомиться 13,5%. «Правовой ликбез» на страницах газеты интересует 12% опрошенных. Кроме того, респонденты выразили пожелания размещать в газете информацию о медицинском обслуживании и аптеках округа. Сегодня в некоторых муниципальных образованиях уже практикуются разнообразные формы распространения газет. Так, газеты выкладывается на стойках в администрации района, крупных торговых точках, поликлиниках, почтовых отделениях.

    На вопрос «Готовы ли Вы к участию в работе органов МСУ?», ответы оказались следующими: лишь треть населения района готова принять участие в работе органов местного самоуправления. В качестве возможных форм социального взаимодействия респонденты рассматривают - помощь в организации и проведении общественных мероприятий, проведение опросов общественного мнения, оказание консультативной помощи муниципальному совету. К сожалению, практика подтверждает, что инициативность жителей не всегда встречает должной ответной реакции и поддержки со стороны муниципальной власти.

    Недостаточно полно используются возможности Интернет как средства для повышения квалификации муниципальных служащих, обмена опытом с другими муниципальными образованиями, налаживания интерактивной связи с населением. К сожалению, большинство сайтов органов местного самоуправления плохо индексируются поисковыми системами Интернета, что затрудняет доступ к этим ресурсам широкого круга посетителей. Представителям муниципальных советов необходимо помнить, что следует систематически поддерживать инициативы населения, поскольку это сплачивает жителей вокруг дел местного значения.

    Таким образом, среди инструментов организации социального взаимодействия органов МСУ с населением можно выделить следующие: взаимодействие с районными и городскими СМИ, издание муниципальной газеты, проведение мероприятий и акций; использование Интернет-технологий в работе с населением, применение методов социальной диагностики (опросы, интервью, анализ документов, проведение фокус-групп). Все выше перечисленное является необходимым условием пошаговой реализации информационной, диалоговой и партнерской моделей социального взаимодействия органов местного самоуправления и населения.

    Рецензенты:

    Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

    Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

    Библиографическая ссылка

    Дурцева А.Г., Осипова Л.Б. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19083 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Просмотров