Выделение земельных участков под ИЖС — порядок выделения и условия. Пошаговая схема получения земельного участка под строительство дома Оформление земельного участка ижс в собственность

​Оформить в собственность арендованную землю можно на возмездной или бесплатной основе, хотя государство отдает безусловный приоритет выкупу участков. Порядок переоформления прав на землю, находящуюся в аренде, будет существенно отличаться, в зависимости от цели выделения участка и правового статуса арендатора. В этой статье можно узнать, как оформить в собственность арендованный земельный участок, и какие действия предстоит выполнить арендатору.

Что это такое

Заключение арендного договора является одним из легальных способов получить участок из государственного или муниципального фонда. В этом случае надел передается во временное пользование, а у граждан возникает обязанность перечислять регулярные арендные взносы. Наиболее распространенными целями предоставления земли в аренду являются:

  • для возведения частных домов;
  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • для сельскохозяйственных целей.

Указанные виды землепользования фиксируются в условиях арендного договора, арендатор обязан их соблюдать на протяжении всего срока действия соглашения.

На период действия арендных отношений право собственности на землю сохраняется за муниципальными или государственными органами. У арендатора отсутствует право распоряжения землей, за исключением случаев передачи участка другому арендатору с уведомлением собственника. Для переоформления надела в частную собственность арендатор должен обратиться в уполномоченный государственный или муниципальный орган с заявлением.

Зачем необходимо оформление арендованной земли в собственность? После регистрации и внесения сведений в госреестр ЕГРН собственник получит практически неограниченное право распоряжаться участком - продавать его третьим лицам, сдавать в аренду, обменивать и т.д. Кроме того, при смене аренды на собственность устраняется обязанность по перечислению ежемесячных платежей, вместо этого владелец будет уплачивать земельный налог .

Условия переоформления прав на арендованный участок

Получить арендованную землю в собственность на платной или безвозмездной основе можно только в случаях, прямо указанных в ЗК РФ. К таким обстоятельствам относятся:

  1. возведение частного дома на землях ИЖС или ЛПХ, при условии оформления его в собственность через службу Росреестра;
  2. возведение строений и построек на землях, предоставленных в черте населенных пунктов для ведения садоводства и огородничества;
  3. владение участком, входящим в единую территорию СНТ и иных некоммерческих товариществ и кооперативов.

Приоритетным способом оформления прав на землю является ее выкуп у муниципальных образований. Если соблюдены перечисленные выше условия, выкуп земли будет осуществляться без проведения торгов, а выкупная цена участка будет определена исходя из кадастровой стоимости.

Показатель выкупной стоимости будет существенно отличаться для различных категорий населенных пунктов. Для большинства муниципальных образований выкупная цена не превышает 3% от показателя стоимости, а областных центрах и городах федерального значения этот размер может составлять 15-20%.

Значение кадастровой стоимости определяется по итогам государственной оценки земель, эти данные вносятся в ЕГРН и могут быть запрошены при обращении в службу Росреестра.

Безвозмездное получение арендованной земли в собственность возможно только в следующих случаях:

  • если надел выделялся для строительства частного дома - переоформить участок на бесплатной основе можно при условии, что договор был заключен не более чем на 6 лет, а срок фактического владения превышает 5 лет;
  • аналогичное правило действует в случае, если земля выделялась под строительства частных домов сотрудникам муниципальных учреждений (реестр должностей утверждается на региональном уровне);
  • право на бесплатную передачу арендованной земли имеют субъекты, владеющие участками на территориях СНТ.

Помимо этого, оформить право собственности на арендованный участок смогут многодетные семьи, в которых есть не менее трех несовершеннолетних детей. Региональные власти могут расширять перечень лиц, обладающих правом на безвозмездное оформление арендованного надела в собственность.

Как переоформить

Чтобы надлежащим образом оформить права на арендованный надел, граждане должны обратиться в местный властный орган с заявлением. Если арендованный земельный объект не имеет установленных границ, арендатор должен сначала оформить межевой план. Этого документ имеет право изготавливать профессиональный кадастровый специалист - инженер.

Изготовление межевого плана происходит с учетом следующих нюансов:

  1. в процессе кадастровых работ определяются характерные точки границ, которые переносятся в текстовую и графическую часть межевого плана;
  2. границы надела должны быть согласованы с владельцами смежных участков, для этого кадастровый инженер составляет акт согласования;
  3. готовый межевой план направляется инженером в электронной форме в органы кадастрового учета.

На основании представленного межевого плана служба Росреестра поставит земельный объект на кадастровый учет и присвоит участку уникальный кадастровый номер. Выписка из госреестра ЕГРН будет необходима для обращения с заявлением в муниципальный орган власти.

Передача арендованного участка в собственность будет осуществляться на основании распорядительного акта органа власти. При обращении арендатор должен представить следующий комплект документов:

  • заполненный бланк заявления с указанием оснований для приобретения прав на землю;
  • общегражданский паспорт заявителя (если арендаторами являются несколько лиц, документы представляются на каждого заявителя);
  • доверенность на представителя, если оформление документов происходит сего участием;
  • оригинал действующего договора аренды;
  • платежные документы, подтверждающие полную оплату арендных взносов;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость, расположенную на земельном наделе - свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН;
  • выписка из реестра ЕГРН на земельный участок с указание кадастрового номера;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости участка.

Рассмотрение документов осуществляется в срок, не превышающий 30 дней с момента подачи заявления. Вынесение положительного решения по заявлению будет невозможно до момента полной оплаты выкупной стоимости земли.

По итогам рассмотрения документов выносится распорядительный акт - постановление главы местного органа. В постановлении указываются характеристики земельного надела, перечень будущих собственников и условия землепользования. На основании постановления оформляется договор купли-продажи, который содержит все условия переоформления участка в частную собственность. После получения договора землепользователь должен обратиться в службу Росреестра для регистрации прав.

Регистрационная процедура

Подать документы на переоформление арендованного участка в собственность можно следующими способами:

  1. непосредственно в территориальный отдел Росреестра;
  2. путем обращения через систему Многофункциональных центров;
  3. путем подачи заявления в электронной форме через официальный портал госуслуг.

Заявление на регистрационную процедуру подается лично владельцем участка или его представителем. Для обращения через представителя нужно заблаговременно оформить доверенность в нотариальной конторе.

Чтобы зарегистрировать право собственности граждане должны представить следующий комплект документации:

  • заполненный бланк заявления;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • оригинал постановления властного органа;
  • межевой план на земельный надел;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины за регистрационные действия (по состоянию на 2017 год размер пошлины составляет 2000 рублей).

Регистрация прав будет продолжаться в срок от 5 до 9 дней, обращение напрямую через службу Росреестра сократит продолжительность проверки документов. После завершения регистрационной процедуры данные о переходе права собственности будут внесены в госреестр ЕГРН, а правообладатель получит соответствующую выписку.

Нюансы переоформления прав на арендованный участок

Если земля была предоставлена в аренду нескольким владельцам по одному договору, обратиться с заявлением о переоформлении прав можно только при обоюдном согласии всех арендаторов. В этом случае регистрация прав будет происходить в долевой форме, а доли всех собственников будут равными. Если на момент подачи заявления образовалась задолженность по арендным взносам, до их полной оплаты оформление договора купли-продажи будет невозможным.

После регистрации собственности муниципальный орган утрачивает право распоряжения землей, в том числе путем сдачи в аренду иным лицам. Новый правообладатель участка будет обязан соблюдать режим землепользования , ранее закрепленный за арендованным наделом. Например, на земле под индивидуальное строительство будет нельзя возвести промышленный объект (выявление таких фактов может повлечь изъятие участка).

Дальнейшее распоряжение выкупленным участком будет происходить без участия муниципального органа власти. Тем не менее, право собственника может ограничиваться в случаях, прямо указанных в законе (например, при регистрации публичного или частного сервитута).

Пункт 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, а также положениями вашего «местного» Областного закона «О регулировании земельных отношений в *** области» устанавливается перечень и категории граждан имеющих право на предоставление земельного участка с учетом - Нуждаемости.

Обратите внимание, что бесплатно получить земельный участок под строительство дома можно только один раз и только из фонда государственных или муниципальных земель. Земля, находящаяся в собственности других физических и юридических лиц может быть только куплена, подарена или передана по наследству.

Федеральные льготы

Федеральное законодательство закрепляет следующие категории граждан, имеющих преференции по предоставлению земельных участков бесплатно:

  1. Герои России - (Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изменениями и дополнениями));
  2. Герои труда России (Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (с изменениями и дополнениями).

Для граждан, имеющих федеральные награды, выделяются участки от 8 соток в городских поселениях, и от 25 соток - в сельских.

Региональные льготы

На региональном уровне земельные участки предоставляют следующим категориям граждан:

  1. с тремя и более детьми на иждивении родителей;
  2. Граждане, состоящие на учёте в муниципальных органах как нуждающиеся в жилье;
  3. Члены семьи погибшего героя РФ;
  4. Молодые семьи , имеющие ребенка или без детей (2 разные программы);
  5. Молодые специалисты;
  6. Дети-сироты;
  7. Инвалиды 1, 2 и 3 групп , а также семьи, имеющие ребенка-инвалида. Льготой является получение земли в СНТ в аренду в порядке особой очереди (не такая долгая, как например у многодетных семей) и без участия в процедуре торгов;
  8. Ветераны ВОВ и других боевых действий . Ветераны, имеющие боевые награды, могут претендовать на участки до 20 соток в городах и до 40 соток в сёлах;
  9. Сотрудники ОВД;
  10. Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АС;
  11. Пенсионеры (при некоторых условиях);
  12. Работники бюджетной сферы;
  13. Семьи, в которых на иждивении инвалид или ветеран, а также семьи, потерявшие кормильца, погибшего при участии в боевых действиях;
  14. Жители сельской местности при условии, что они достигли возраста 35 лет, прошли профессиональное обучение в области медицины, сельского хозяйства, культуры, образования и работают по специальности;
  15. Граждане, проходящие службу в армии по контракту;
  16. Религиозные организации.

Данный список постоянно обновляется и его нельзя назвать исчерпывающим.

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с «Областным законом» осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. Учет граждан в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется отдельно.

Но есть и плохие новости - для граждан, имеющих трех и более детей, внесли изменения в статью 39.5 Земельного Кодекса. Теперь регионам дали право оказывать поддержку только тем семьям, которые стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или соответствует этому статусу (до 11 кв. метров жилья на человека). То есть будут давать на выбор либо участок, либо иную форму поддержки.

Скорее всего, новое правило начнет распространяться и на остальные категории льготников, которым чтобы получить землю под ИЖС - придется состоят на учете, как нуждающимся в жилье.

Программы по переселению

Если в регионе вашей прописки принята региональная программа предоставления земельных участков, то вы имеете право написать в МФЦ заявление на бесплатное выделение земли из публичной собственности. Очередь будет отдельная от льготников, указанных выше. Примерный срок ожидания в очереди 3-5 лет.

Действующие региональные программы:

  1. Садовые участки для жителей Калининграда.

Действующие федеральные программы:

Так как же можно бесплатно получить землю из государственной или муниципальной собственности?

Способ №1 - подать заявление и ждать очереди

Если вы относитесь к перечисленной выше льготной категории граждан, либо приняли решение участвовать в национальной программе, то вам будет достаточно:

  1. Написать заявление «О постановке в очередь на получение земельного участка» в ближайшем Много Функциональном Центре «Мои документы» (МФЦ). Бланк заявления предоставит сотрудник МФЦ.
  2. Когда подойдет ваша очередь, вас пригласят в администрацию для розыгрыша участка. Да, именно розыгрыша, так как вам предложат вытянуть билет с кадастровым номером земельного участка, который достанется вам. Вы сможете отказаться от «вытянутого» участка, но тогда придется вставать в очередь снова.

Примерный срок ожидания в льготной очереди 2-3 года. По национальным программам землю можно получить за несколько недель.

Напомню. что претендовать на бесплатный земельный участок для строительства жилого дома (ИЖС) можно только в рамках улучшения жилищных условий (площадь жилья по прописке меньше 11 кв.м. на человека). Всем остальным выдают землю под садоводство (СНТ) или огородничество, где тоже можно стоить жилое здание и .

Способ №2 - получить землю от государства без очереди

Если хотите получить землю без очереди, то вам придется самостоятельно искать свободный муниципальный участок, а затем подавать заявление на его получение. Предлагаю рассмотреть данный способ подробнее, так как он дает возможность получить земельный участок за 2-3 месяца.

Шаг 1 - найти муниципальный участок на кадастровой карте

Откройте сайт публичной кадастровой карты: pkk5.rosreestr.ru и наведите курсор на интересующий вас земельный участок. Так в режиме онлайн вы получите минимально необходимые сведения: кадастровый номер, категория земли, площадь, разрешенное использование, адрес, кадастровую стоимость, ограничения и обременения.

Но главное, так можно узнать свободен ли участок от частной собственности. Во вкладке «Услуги» выберите раздел «справочная информация по объекту недвижимости», затем внизу страницы нажимаем «Сформировать запрос» и жмем ссылку с информацией из ЕГРП.

Нас интересует пункт «Права и ограничения», который здесь отсутствует, - значит участок свободен. Здесь же можно оставить заявку на регистрацию прав, нажав соответствующую ссылку.

Шаг 2 - убедиться, что участок находится в публичной собственности

Прежде, чем подавать заявление на найденный участок, советую документально убедиться в отсутствии частного собственника или арендатора. К сожалению, РосРеестр предоставляет информацию о собственниках только на платной основе. Зато в случае, если участок все-таки кому-то принадлежит, но информация на кадастровой карте (как это часто бывает) еще не успела обновиться, - вы сэкономите минимум месяц на ожидании ответа от администрации.

Нам нужно, чтобы в особых отметках раздела №1 выписки из ЕГРН было указано - «Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют». Это означает, что земельный участок находится в публичной (государственной) собственности и не имеет частного собственника или арендатора.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите убедиться в отсутствии собственника быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через - так вы получите документ в течение часа. Стоимость та же - 250 рублей, данные официальные - из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через

Шаг 3 - подать заявление на предоставление земельного участка

Когда свободный участок найден, необходимо подать заявление в районную администрацию (или в тот же МФЦ) заявление о предоставлении земельного участка. Заявление можно подать в электронном виде на портале «Госуслуги» или при личном визите (рекомендовано). В заявлении указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • данные паспорта;
  • адрес прописки и места фактического проживания, номер домашнего или мобильного телефона, адрес электронной почты;
  • описание сути ходатайства;
  • адрес или описание расположения участка;
  • кадастровый номер;
  • перечень прилагаемых документов.

В приложении кроме сведений о земельном участке должны быть документы, служащие доказательством вашего права на бесплатное получение. Если интересы заявителя представляют третьи лица, необходимо наличие нотариально заверенной доверенности. При очной подаче документов сотрудник должен выдать вам расписку в получении документов или входящий номер заявления.

Срок рассмотрения заявления - 30 дней. За это время заявитель должен получить постановление главы администрации о выделении земельного участка или обоснованный отказ. Решение об отказе можно обжаловать в вышестоящих органах власти или в суде.

Шаг 4 - заключить договор с администрацией

По истечении срока рассмотрения, администрация пригласит вас на заключение договора аренды сроком на 3,5,10 или 49 лет (срок аренды зависит от вида разрешенного использования). После подписания и регистрации прав аренды в РосРеестре, вы становить законным владельцем земельного участка.

Заметьте, что владелец и собственник - это принципиально разные понятия. Так как вы подавали заявление на льготное получение земли, то участок будет передан вам в пользование без проведения аукциона. Но нужно быть готовым к возможной жеребьевке с другими претендентами: процесс напоминает игру «Лото», только вместо бочонков будут записки с кадастровыми номерами земельных участков.

Можно ли поменять участок для льготника на участок в другом месте

Поменять земельный участок получится, если только его признают непригодным для целей под которые он выдавался. Т.е. если это ИЖС, а построить дом там нельзя, - тогда поменяют. Основания, как рыночная стоимость и местоположение - не служат поводом для замены земельного участка. В таких случаях рекомендую участок сначала получить/оформить, а затем, в порядке гражданского законодательства, вы сможете заключить договор обмена или купле-продажи.

Так же, уже после получения «льготного» участка, вы имеете право снова обратиться в администрацию по интересующему вас участку, но уже на общих основаниях взять землю в аренду у государства (способ №4). Вас так же не ограничивают на оспаривание постановления в судебном порядке. Если будете обращаться в администрацию обращайтесь в письменном виде, устный отказ ничем не подкреплен.

Зачастую рядовые граждане, желающие приобрести земельные участки, по большому счету, мало разбираются во всех тонкостях законодательства, а у многих просто отсутствует возможность привлечь специалистов, когда покупается загородная недвижимость.

Что такое ИЖС?

В настоящее время многие граждане стремятся купить земельный участок по ИЖС. Что это? Данный термин расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, под которое выделяется земельный участок. В том случае, если земельный участок расположен в пределах определенного населенного пункта, то по завершении строительства дома, его владелец имеет право получить прописку в новом домовладении и получить почтовый адрес.

На земельном участке, предназначенном под ИЖС, можно возвести домовладение по индивидуальному проекту, который будет учитывать личные предпочтения. А когда собственник дома оформляет прописку, то у него появляется возможность пользоваться коммунальными услугами, которые предоставляет местная администрация. Права и обязанности владельцев участков земли, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, подробным образом прописаны в Градостроительном кодексе РФ ст. 49 п. 2.

Следует знать, что если участок земли располагает оформленным разрешенным использованием «ИЖС», то в данном варианте этажность отдельно стоящего дома не должна превышать цифры «3», кроме того, в таком доме может проживать только одна семья.

Возможна ли экономия средств при оформлении земельного участка под ИЖС?

Само понятие индивидуального жилищного строительства предполагает, что земельный участок и все постройки на нем будут производиться за счет индивидуальных средств собственника. Однако при этом все владельцы ИЖС имеют возможность обеспечить свое строительство благами цивилизации.

Дело в том, что строительство, которое осуществляется в рамках программы развития современных населенных пунктов, получает финансирование из районных и областных бюджетов. Сюда включаются расходы на строительство дорог, электрификацию и газификацию. Всеми этими преимуществами пользуется владелец жилой недвижимости, построенной на участке, который имеет назначение использования ИЖС, расположенном на территории населенного пункта.

В том случае, если земельный участок, на котором планируется осуществлять индивидуальное строительство, расположен на территории дачного кооператива или садового товарищества, а данная земельная территория попадает под категорию сельхозназначения, то владельцу подобного участка и строений на данном участке доведется платить за все самостоятельно.

Следовательно, земельные участки под ИЖС приобретать выгодно. Единственный недостаток таких участков заключен в том, что земельный налог на данные территории будет несколько выше, поскольку земли населенных пунктов имеют более высокий налог, чем земли сельскохозяйственного назначения. Однако все остальные имеющиеся преимущества перекрывают этот недостаток.

Оформление земельного участка под строительство

Процедура оформления индивидуального жилищного строительства требует серьезного подхода и определенные знания. Строительство и эксплуатация домовладения будут разрешены только после получения полного пакета документов.

Для того чтобы начать строительство на земельном участке, необходимо:

  • получить разрешение на строительство частного дома;
  • оформить в БТИ технический паспорт на дом.

Далее участку и будущему дому присваивается почтовый адрес. Затем необходимо получить кадастровый паспорт. После того, как будут закончены строительные работы, собственник должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию жилого объекта. И заключительный момент – свидетельство на право собственности на домовладение, которое оформляется в юстиции.

Для оформления разрешения на строительство дома, которое выдается на 10 лет, потребуется обратиться с заявлением в департамент архитектуры. К заявлению необходимо приложить:

  • Документы, подтверждающие права собственности на земельный участок;
  • Градостроительный план участка;
  • Схему планировки участка с указанием места размещения объекта ИЖС.

Для того чтобы объекту ИЖС был присвоен почтовый адрес, надо обратиться с письменным заявлением в орган местного самоуправления. К заявлению необходимо приложить:

  • Разрешение на строительство;
  • Технический паспорт.

Для оформления разрешения на ввод жилого объекта в эксплуатацию необходимо предоставить в департамент архитектуры заявление на ввод и следующие документы:

  • Свидетельство на право владения земельным участком;
  • Разрешение на проведение строительных работ;
  • Градостроительный план;
  • Акт приема объекта капитального строительства;
  • Справка, подтверждающая соответствие построенного объекта жилой недвижимости техническим условиям;
  • Схема расположения домовладения, схема планировки дома, схема сетей.

Преимуществ ИЖС

  • Земельные участки под ИЖС более выгодны для загородного строительства дома.
  • Собственник жилья по ИЖС располагает правом на налоговый вычет.
  • При оформлении земельных участков в ИЖС в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса гражданам выдаются технические условия для инженерной инфраструктуры.

Недостатки ИЖС

  • Освоение земельного участка, предназначенного под ИЖС, необходимо начать не позднее чем через три года с момента регистрации. В противном случае участок может быть изъят.
  • Если с момента регистрации прав на земельный участок пройдет десять лет, а строительство дома не будет завершено, то земельный налог на данный участок будет рассчитываться по двойному коэффициенту.

Перевод земельного участка в ИЖС

Процедура перевода участков земель в категорию ИЖС регламентируется ФЗ № 172. В исполнительный орган власти или в орган местного самоуправления подается ходатайство, в котором указывается категория земельного участка, его кадастровый номер, права на данный участок и обоснование для перевода в нужную категорию. Далее идет рассмотрение ходатайства. В итоге выдается акт о переводе или отказ, основания для которого четко оговариваются. Процедура рассмотрения ходатайства занимает приблизительно два месяца.

Оформление земли под строительство

Видео по теме

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А. ВИЖЕВИТОВА

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Прежде всего определимся с содержанием понятия "линейный объект". Федеральный закон "О переводе или земельных участков из одной категории в другую" относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов - к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д. В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными. При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения. В результате практически невозможно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

Необходимость земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут - законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы речь об установлении частного сервитута. При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена. Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута. Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной. В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется. При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство. К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 - 10 апреля 2009 г. в Барнауле. Конференция проводилась на тему "Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями", в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

Варианты земли под строительство

Первый вариант - внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Существует несколько вариантов, как можно оформить в собственность арендованный земельный участок под ИЖС. В частности данная процедура может быть выполнена как на возмездной основе, так и безвозмездной. Конечно, госорганы выбирают чаще первый вариант. Процесс, в ходе которого переоформляются права, относительно земельного участка, зависит полностью от того, какова была цель для выделения земли, и каким статусом обладает лицо, с кем был заключен договор аренды.

Суть перехода прав

Для того чтобы земля перешла во владение гражданина, может быть заключен арендный договор с органами муниципальной или государственной власти. Когда земля находится в аренде, то у человека имеется обязанность перечислять в пользу органов власти регулярные взносы, которые выступают в качестве арендной платы. Как правило, целью предоставления земельного участка выступает:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • ведение хозяйства, носящего подсобный характер;
  • сельскохозяйственная цель.

Когда вы намереваетесь арендовать землю, то имейте в виду, что цель должна быть прописана в заключенном соглашении. Условия, которые прописаны в договоре, должны соблюдаться на протяжении всего периода действия рассматриваемого документа. Арендуемая земля на весь срок, когда договор действует, принадлежит органам муниципалитета или государства, то есть это говорит о том, что они остаются собственниками. Лицо, которое выступает арендатором, не имеет возможности производить с имуществом действия распорядительного характера. Исключением выступает то, что может произойти передача арендованного участка другому арендатору, при этом обязательно требуется известить владельца земли.

Перевод прав на землю происходит путем подачи соответствующего заявления в орган государственной или муниципальной власти, который на то уполномочен законодательными актами. Данная процедура проводится для того, чтобы собственник имел возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Это станет возможным только после того, как пройдет процедура регистрации, и необходимые сведения будут внесены в государственный реестр ЕГРН. В частности гражданин сможет без каких-либо ограничений проводить сделки с землей, это может быть реализация, сдача в аренду, производство обмена и прочее. Когда земля переходит в собственность человека, то отпадет необходимость каждый месяц вносить платежи в качестве арендной платы, при этом собственник должен будет уплачивать налоговые платежи.

Условия переоформления

Согласно земельному законодательству право собственности относительно земельного участка может перейти как на бесплатной, так и на платной основе. Особенности каждого из вариантов рассмотрены в указанном акте. Перевод прав предполагает соблюдение некоторых условий, к которым относят то, где жилой дом был возведен. В частности стройка может быть произведена на специально отведенных для этого землях либо на земле, которая имеет своей целью разведение личного подсобного хозяйства. Нужно будет соблюсти условие, согласно которому процедура оформления была произведена в уполномоченном на то органе. Кроме того, речь может идти относительно земельного участка, который располагается в черте населенного пункта и имеет своим назначением ведение садоводческих и огороднических работ, при этом на нем имеются постройки. Земля может располагаться на территории СНТ либо прочих кооперативов, или товариществ, которые имеют некоммерческий характер. Приоритет отдается такому способу перехода прав, когда происходит выкуп земли у муниципалитета.

В том случае, когда были соблюдены все перечисленные условия, то приобретение земельного участка осуществляется без организации процедуры торгов. Стоимость будет определена в соответствии с ценой, которая прописана в кадастре. Также нужно обратить внимание на то, что стоимость, на основании которой будет происходить процедура выкупа, находится в прямой зависимости от того, в каком населенном пункте расположен участок, и каким назначением он наделен. В большинстве случаев выкупная стоимости у муниципалитетов составляет не более 3 процентов от общего показателя цены. В то время как в городах, которые имеют федеральное значение либо в центрах областей, этот размер варьируется от 15 до 20 процентов. Для того чтобы определить стоимость, которая будет прописана в кадастре, нужно провести процедуру, направленную на оценку земли, проводится она госорганами. Полученные данные подлежат внесению в ЕГРН, после чего их можно будет получить по обращению в компетентный орган (Росреестр).

Чтобы получить землю на безвозмездной основе, должны быть соблюдены некоторые условий. Они прописаны законодателем. К ним относят: в том случае, когда земельный участок был предоставлен для постройки частного жилого дома, то для его переоформления бесплатным способом нужно иметь в виду, что соглашение должно быть заключено не более чем на шесть лет. В это же время должно быть соблюдено и то, что человек по факту обладает правами на землю более пяти лет. Также правом на бесплатное получение земельных наделов обладают сотрудники органов муниципалитета, целью выдачи земли было строительство жилых помещений. Реестр должностей, которые обладают таким правом, закрепляется на региональном уровне. Помимо указанных, льготами на получение земли, обладают лица, которые имеют права относительно земельных наделов, располагающихся в пределах СНТ. Многодетные семьи, где трое и более детей еще не достигли восемнадцатилетия, также имеют право получить на безвозмездной основе права на участок земли, который они арендуют.

Важно! Органами региональной власти может быть расширен перечень лиц, которые имеют право на оформление земли в собственность на бесплатной основе. При этом обязательно, чтобы до такого перехода прав лица обладали данным участком на основе арендного договора.

Переход прав

Для соблюдения процедуры, установленной в данном направлении законодательством, нужно будет обратиться в органы муниципалитета и написать соответствующее заявление. В том случае, когда участок земли, в отношении которого оформлен договор аренды, не имеет четко установленных границ, которые указаны в официальных бумагах, то изначально потребуется провести процедуру оформления межевого плана. Изготовить эту бумагу может человек, который имеет специальное образование и трудящийся в организации, осуществляющей деятельность в рассматриваемой сфере. При изготовлении плана инженером обязательно учитываются все имеющиеся нюансы, в том числе, когда им проводятся работы, носящие кадастровый характер, то определяются особые точки на границах, которые в последующем переносятся в текст и зарисовку плана. При межевании необходимо получить согласие на проведение этого действия у собственников участков, расположенных по соседству с измеряемым. Для подтверждения получения согласия от соседей инженер составляет соответствующий акт. Далее, когда план изготовлен в электронной форме – он направляется в органы, осуществляющие деятельность по кадастровому учету. Данная документация будет выступать основанием для того, чтобы Росреестр поставил землю на специальный учет и присвоил наделу уникальный номер, который прописывается в кадастре.

Для того чтобы обратиться в органы муниципалитета, нужно будет взять выписку из указанного реестра ЕГРН. Непосредственная передача земельного надела производится, основываясь на акте, носящем распорядительный характер. Выносится он органами власти. Когда лицо, заключившее арендный договор, обращается в органы муниципалитета для получения прав собственности относительно земли, ему понадобится собрать определенный пакет бумаг. К ним относится написанное собственноручно заявление, в котором указаны основания для приобретения правомочий касаемо надела. Документ, посредством которого происходит удостоверение личности автора заявления. В том случае, когда арендаторов несколько, то рассматриваемый документ должен быть предоставлен каждым из них. Если лицо не может самостоятельно участвовать в процессе оформления прав по тем или иным причинам, то имеется возможность написать доверенность. Она должна быть составлена с учетом всех особенностей и заверена надлежащим образом.

Кроме этого представляется документ, который является основанием для арендных прав, бумаги, подтверждающие то, что арендатором исправно вносилась оплата. Документация, которая носит правоустанавливающий характер, она предоставляется относительно объектов строительства, расположенных на земле. Сюда относят соответствующее свидетельство, подтверждающее наличие прав собственности относительно постройки, а также выписка из реестра, в которой указывается кадастровый номер. Также представляются бумаги, подтверждающие, что лицо заплатило стоимость, которая установлена для выкупа. Далее происходит рассмотрение бумаг, это занимает не более одного месяца. Положительное решение не будет принято, пока не внесена вся сумма выкупной цены. После того, как документация рассмотрена, выносится акт.



Просмотров