Все мы трактористы – как получить «права» на квадроцикл и снегоход. Езда на снегоходе без прав Удостоверение на управление снегоходом

Снегоход — это средство передвижения на засыпанных снегом дорогах. Некоторые думают, что на них не нужно водительских прав. Но использование даже самой редкой техники не освобождает водителя от ответственности.

Поэтому, если принято решение купить снегоход, следует приготовиться к тому, что инженеры-инспекторы Гостехнадзора вправе соответствие правилам эксплуатации и регистрации.

Владельцу следует подробно ознакомиться, как получить права на снегоход, а также с процедурой регистрации .

Ведь передвигаясь на данной технике, человек становится участником движения и представляет потенциальную угрозу, как пассажирам, так и другим водителям — владельцам авто и мототехники.

Довольно часто возникает вопрос, зачем нужны права, если передвижение будет исключительно по лесам. Но в определенный момент, возможно придется выезжать и на дороги общего пользования. Тогда человек просто не сможет управлять, не зная правил.

Владельцы должны понимать, какие права нужны на снегоход. А они однозначно понадобятся.

Для езды на снегоходе требуется удостоверение тракториста или тракториста-машиниста с открытой категорией А1, что дает право управлять внедорожными автомотосредствами.

Необходимая категория прав на снегоход — А1, открывается на мототранспортные средства, на которых не предполагается движение по дорогам общего пользования, или имеющим максимальную скорость 50 километров в час и меньше. В качестве примера выступает мотовездеход, снегоболотоход.

Актуальным является вопрос, со скольких лет можно получить такие права . В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 796 от 12 июля 1999 года «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, к сдаче экзамена на законную возможность управления самоходными машинами допускаются лица, которым исполнилось 16 лет.

Данное удостоверение можно получить, пройдя обучающий курс в учебных учреждениях, которые имеют лицензию. Она должна позволять ведения образовательной деятельности соответствующей категории.

По окончанию учебы нужно будет сдать соответствующие квалификационные экзамены — теорию и практику. По закону допускается и самостоятельная подготовка для получения прав на управление самоходными машинами категорий А1 и В.

Получение прав на снегоход в будущем позволит управлять квадроциклом. Передвигаются на нем именно на дорогах общего пользования.

Многие интересуются, со скольких лет можно законно ездить на снегоходе. Ведь за отсутствие прав грозит штраф.

Начинать обучение вправе любое лицо, которому исполнилось 16 лет. Перед этим ему следует пройти медицинскую комиссию в установленном порядке.

Данная процедура подтверждает годность к управлению выбранной категории. Обязательно должно упоминаться про самоходные машины.

Справка, выданная комиссией, должна храниться у водителя до окончания срока ее действия. Ее можно использовать при получении водительских прав другой категории.

Обучение длится относительно короткий период . Но практически всегда этого вполне хватает для понятия основ управления снегоходом, всех нюансов его устройства и возможных неисправностей.

Это очень важный момент, ведь любая поломка, случившееся вдалеке от населенного пункта, да еще и при отсутствии связи, может создать серьезные проблемы.

После обучения, можно переходить к процедуре получения водительского удостоверения на снегоход .

Нужно сдать экзамен, что состоит из теоретической и практической части. Отличительной особенностью является то, что принимают его не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Теоретическую часть экзамена необходимо учить по заранее подготовленным билетам . В случае неудовлетворительного результата, пересдать можно будет только через неделю.

Но если кандидат не сдает теоретическую часть три раза подряд, его отправляют на принудительное обучение. Положительный результат действительный только три месяца, по истечению этого срока придется пересдавать теорию заново.

При сдаче практической части нужно подтвердить свое умение управлять данной техникой. Для этого выполняются такие упражнения:

  • движение на эстакаде;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • въезд в ограниченное пространство задним ходом;
  • торможение на различных скоростях.

Чтобы получить права на снегоход необходимой категории А1 и В, кандидат прибывает на экзамен в соответствующую структуру. При этом человек должен знать, какие документы нужно представить:

После подачи вышеперечисленных бумаг сдается экзамен . Кандидатам, которые успешно его сдают, выдаются удостоверения тракториста-машиниста определенной категории.

За выдачу водительских прав национального образца, удостоверения тракториста-машиниста, временного удостоверения на право управления самоходными машинами, а также взамен утраченного или непригодного, в 2019 году взимается государственный сбор в сумме 500 рублей.

После приобретения снегохода, его необходимо зарегистрировать в органах Гостехнадзора в течение 10 дней.

В противном случае собственник получит штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Для юридических лиц — эта сумма будет еще внушительнее — 5000-10000 рублей.

Так что процедура регистрации снегохода является необходимой. Сумма транспортного налога на некоторые модели может достигать значительных величин, в зависимости от мощности техники.

За отсутствие техосмотра или несвоевременное прохождение тоже грозит штраф. Пройти его можно в порядке очередности в отделениях ГИБДД или в коммерческих организациях, что имеют лицензию на подобную деятельность.

Таким образом, передвижение на снегоходе, кроме внимательности и осторожности, требует от водителя иметь при себе полный пакет документов:

  • права на вождение;
  • свидетельство о регистрации;
  • документ, который свидетельствует о прохождении технического осмотра.

Процедура регистрации состоит из таких шагов:

  1. Страхование механизма и получение полиса ОСАГО, если это нужно. Не требуется для техники с конструктивной скоростью равной или менее 20 километров в час.
  2. Поездка в отдел Гостехнадзора для получения заявления и реквизитов на оплату.
  3. Сбор необходимых документов и оплата пошлины.
  4. Обращение в отдел Гостехнадзора с перечнем необходимых бумаг.
  5. Принятие документов на регистрацию.
  6. Получение регистрационных документов:
  • регистрационный знак государственного образца;
  • ПТС с отметкой о регистрации;
  • свидетельство о регистрации.

Документы, которые нужны для процедуры:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт самоходного механизма, где указан собственник;
  • договор купли-продажи и акт приема-передачи с указанием номеров;
  • сертификат соответствия;
  • транзитный государственный регистрационный знак, если он имеется;
  • удостоверение личности собственника.

С начала 2015 года, общий размер стоимости такой государственной услуги, как регистрации снегохода, составляет 2350 рублей.

В 2013 году в Кодекс административных правонарушений были внесены поправки. На их основании размер штрафов увеличился.

Чаще всего, владельцев снегоходов штрафуют именно тогда, когда они ездят по проезжей части, где легко встретить инспектора. Сотрудник ГИБДД вправе остановить любое транспортное средство и проверить документы.

Езда на снегоходе без прав — это нарушение правил, за которое будет выписан штраф. Его сумма составляет 2500 рублей. Важно учитывать, что наличие у водителя прав другой категории не уменьшит размер штрафа.

Единственное исключение, когда отсутствие прав не спровоцирует наказание — это случайная встреча с инспектором ГИБДД в лесу или в поле, которые не относятся к дорогам общего пользования.

Не смотря на это, получение прав на снегоход является обязательным процессом. Собственнику нужно пройти обучение в автошколе или в учреждении, имеющем на это лицензию.

Некоторые люди планируют приобрести снегоход и часто ищут информацию, на какие снегоходы не нужны права и регистрация. А у многих складывается впечатление, что данная техника не серьезная и учится вождению на ней не нужно.

Но для эксплуатации любого снегохода нужны определенные навыки, они приобретаются в процессе обучения и сдачи экзамена.

После получения прав снегоход следует поставить на учет и зарегистрировать. Иногда люди сознательно этого не делают, чтоб не платить транспортный налог. Но за нарушение правил водителю грозит штраф внушительных размеров. На все снегоходы нужны права и регистрация.

На снегоход в России нужны права категории А1, что значит удостоверение тракториста-машиниста . Получить их можно пройдя обучающий курс в учреждениях, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности.

После успешной сдачи экзамена в отделении Гостехнадзора, владельцу снегохода выдают права, соответствующей категории. Процедура регистрации тоже обязательна.

Таким образом, чтобы передвигаться по правилам на самоходной технике, с собой всегда нужно иметь права на снегоход, свидетельство о регистрации и талон технического осмотра.

С наступлением зимнего сезона и появлением долгожданного снежного покрова существенно активизируются любители активного зимнего отдыха. Сегодня перечень зимних развлечений не ограничивается коньками и лыжами, к которым уже давно присоединилось такое развлечение, как гонка на снегоходах, благо подобной техники в продаже появилось предостаточно. Действительно, с прогулкой на снегоходе мало что может сравниться, особенно, если поездка на снегоходе планируется компанией.

Несмотря на то, что приобретение снегохода сегодня не представляет каких-либо сложностей, необходимо понимать, что управление таким транспортным средством - это прежде всего ответственность. Владение снегоходом, равно как и управление им, должно сопровождаться соблюдением установленных норм и правил. Вне зависимости от мощности техники, необходимо регулярно проходить технический осмотр, проводящийся в отделениях ГИБДД, куда он, как правило, доставляется владельцем на предназначенном для этого прицепе.

Можно ли управлять снегоходом, не имея водительского удостоверения

Среди владельцев такой техники весьма распространенным мнением является то, что никаких документов для управления не требуется. Одним из наиболее весомых аргументов для подобных заявлений считается отдаленность мест эксплуатации снегоходов от дорог общего пользования. Вполне естественно, что поездка по лесу или заснеженному полю вряд ли приведет к встрече с сотрудниками ГИБДД, но до того же леса нужно еще как-то доехать.

Согласно закону, лицо, управляющее таким транспортным средством, должно иметь при себе права на снегоход. Конечно, пока не существует отдельной категории, дающей право вождения именно снегохода. Право управлять таким "аппаратом" дает удостоверение тракториста-машиниста категории А (А1). Для получения прав потребуется вначале достигнуть 16-ти летнего возраста и пройти соответствующую медицинскую комиссию.

Несмотря на кажущуюся простоту, управление снегоходом имеет массу нюансов, которые необходимо знать. К примеру, важно чувствовать и уметь правильно смещать центр тяжести этого, далеко не легкого, «аппарата». При этом совершенно неважно, умеет ли человек управлять снегоходом или нет, действующее на данный момент законодательство не только четко определяет, какие права нужны на него, но и исключает возможность их получения экстерном - проходить обучение потребуется в любом случае.

Штраф за управление снегоходом без прав - всегда ли он неизбежен

Основная часть штрафов, накладываемых на владельцев снегоходов, «настигает» их в тот момент, когда они передвигаются по автомагистралям общего назначения, где можно встретить инспектора, который вправе остановить любое ТС и проверить документы. В случае отсутствия прав на управление снегоходом, будет выписан штраф, сумма которого отнюдь не маленькая - 2500 рублей, и наличие у владельца прав другой категории сумму штраф не снизит.

Единственным исключением, когда наложение штрафа будет невозможным, является случайная встреча с сотрудником ГИБДД где-нибудь в лесу или на поле, которые не могут быть классифицированы как дороги общего пользования. С другой стороны, если снегоход используется во дворе многоквартирного дома, остановить для проверки документов водителя может не только инспектор ГИБДД, но и участковый - таким образом, «нарваться» на штраф реально практически везде.

Сегодня получение прав на снегоход в обязательном порядке предваряет обучение в автошколе или ином учреждении, имеющим на это лицензию. Закон, исключающий возможность самостоятельного овладения навыками управления и сдачи "зачета" экстерном действует на территории нашей страны с конца 2015 года. Хотя, перед тем, как получить права на снегоход, при возможности, имеет смысл попрактиковаться в управлении, а также совершении различных маневров, которые входят в экзаменационную программу.

Особенности обучения для получения прав на снегоход

Поскольку штраф за управление снегоходом без прав достаточно внушителен, а избежать его наложения не так легко, имеет смысл затратить немного времени и получить соответствующие права на управления этой техникой. Тем более, что, если исключить финансовую составляющую обучения, времени на это потребуется потратить совсем немного - стандартные курсы длятся не более 2-х недель.

Важно! Получение прав на снегоход, в дальнейшем позволит человеку управлять и квадроциклом, передвижение на котором, часто происходит именно на общих дорогах, а штраф за отсутствие прав также неизбежен.

Начинать обучение может любой человек, достигший 16-ти летнего возраста, и прошедший в установленном порядке медицинскую комиссию, которая подтвердит годность к управлению транспортным средством выбранной категории (обязательно должно быть упоминание про самоходные машины). Выданная комиссией справка хранится у водителя в течении всего срока ее действия, и может быть использована для получения водительского удостоверения любой категории.

Несмотря на короткое время обучения, его обычно оказывается достаточно для понятия основных принципов и нюансов управления снегоходом, его устройства и возможных неисправностей - это важно, поскольку любая поломка, случившаяся вдалеке от населенного пункта, да еще и в случае отсутствия связи, может обернуться серьезными последствиями. По окончании курса, потребуется сдавать экзамен, состоящий из двух частей - теоретической и практической. Принимают его не в ГИБДД, а в гостехнадзоре.

Получение прав на снегоход

Теория, как обычно, сдается по экзаменационным билетам, которые утверждаются министерством сельского хозяйства. Имеет смысл предварительно отыскать их и попробовать решить. Сделать это желательно не один раз, поскольку имеются определенные ограничения. Так, человек, не сдавший теорию с первого раза подлежит переэкзаменовке через неделю. То же касается и практики.

Если же кандидат, претендующий получить права на управление снегоходами не сдает практику 3 раза подряд, он отправляется на переобучении, и допускается к повторной сдаче экзамена лишь после предоставления соответствующей справки. Есть и еще одно условие - результат теоретического тестирования актуален лишь в течении 3-х месяцев, по истечении которых сдавать их придется заново.

Практическая часть экзамена включает в себя два этапа - город и автодром. На автодроме придется выполнить такие упражнения, как начало движения на подъеме, разворот в ограниченном пространстве, прохождение змейки, заезд в бокс задним ходом, движение с прицепом, торможение с разной начальной скоростью, экстренное торможение. В городских условиях проверяются базовые знания ПДД, умение маневрировать в реальных условиях. о некоторых нюансах получения прав рассказано на видео:

Важно! Если у владельца снегохода уже имеется водительское удостоверение категории А, достаточно посетить Гостехнадзор и написать соответствующее заявление на категорию А1. Обучение в этом случае не потребуется.

Требуется ли регистрировать снегоход в ГИБДД

После получения прав на снегоход, его необходимо без задержек поставить на учет и зарегистрировать в ГИБДД. Но, если вопрос нужны ли права на снегоход для водителей более-менее решаем, и большинство предпочитают получить их официальным путем, проблема регистрации снегоходов стоит достаточно остро. Это связано с двумя основными моментами. Во-первых, штраф за езду без соответствующей регистрации составлял до недавнего времени всего 100 рублей, а во-вторых, сумма транспортного налога на отдельные модели может достигать очень значительных величин, что зависит от мощности техники.

В настоящее время законодательство изменилось, и штраф за управление незарегистрированным ТС может достигать уже 2000 рублей. С аналогичной суммой придется расстаться нерадивому владельцу подобной техники, не прошедшей обязательный технический осмотр. Он может проводится в порядке очередности в подразделениях ГИБДД либо в коммерческих организациях, имеющих лицензию на подобную деятельность. Передвижение на снегоходе, помимо соблюдения элементарных предосторожностей, требует от водителя постоянно иметь при себе полный комплект необходимых документов - права, свидетельство о регистрации и талон, выдающийся при прохождении технического осмотра.

Мы много пишем о внедорожной технике: квадроциклах, снегоходах, да и сами эти машины давно перестали быть экзотикой и продаются в России десятками тысяч единиц в год. Однако один и тот же вопрос мне задают любопытные граждане, если встречают меня на снегоходе или квадрике – «а на него нужны «права»»?

Вопрос, действительно, не праздный. Понятно, что человек, не имеющий квадроцикла или снегохода, не обязан знать такие тонкости, пугает иное – зачастую те, в чьих гаражах стоит колесная или гусеничная внедорожная техника, даже не подозревают о том, что на их «коньков-горбунков» водительское удостоверение требуется и очень удивляются, когда в чистом поле их встречает сотрудник гостехнадзора и выписывает штраф, а то и забирает технику на штрафстоянку.

«Права» нужны!

Итак, для управления внедорожным мототранспортным средством, не предназначенным для использования на дорогах общего пользования либо имеющим максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, к коим и относятся снегоходы и квадроциклы, требуется удостоверение тракториста-машиниста, категории АI. Именно в эту категорию попадают абсолютно все квадроциклы и снегоходы. Никаких ограничений или послаблений по фактору мощности или рабочего объема двигателя нет. Зато есть несколько приятных моментов.

Во-первых, за правами на «маленький трактор» можно отправляться уже с 16 лет. Совершеннолетия ждать не нужно, и, получив заветную корочку, можно сразу садиться за руль хоть 150-кубового «китайского» квадрика, хоть за 170-сильный горный снегоход.

Во-вторых, в отличие от последних нововведений в епархии ГИБДД, совершенно необязательно учиться в специальной «тракторной школе». В органах Гостехнадзора до сих пор действует институт экстерната. Может быть, и хотели бы официальные лица сделать учебу обязательной, как это нынче заведено в автошколах, но ресурсов для организации «квадрошкол» у ведомства нет. К тому же пришлось бы растягивать обучение на полгода, ведь пришлось бы обучать езде и на квадроцикле, и на снегоходе, и если зимой можно ездить и на том и на другом, то летом возникает проблема. Либо же пришлось бы вводить отдельные категории на то и другое, что тоже не входит в интересы ведомства, ведь, признаться честно, персональная квадро- снеготехника вообще «пристегнута» Гостехнадзору постольку поскольку. У них и без того хватает забот, ведь в их епархии все – от детских аттракционов и тракторов до башенных подъемных кранов и комбайнов.


В-третьих, есть чудесный пункт правил, который гласит: «Лицам, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А», выданное до 1 января 2000г., удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с разрешающей отметкой в графе «АI» выдается без сдачи экзаменов». То есть, если вы получили «права» на мотоцикл в 1999 году или ранее, вам вообще не надо сдавать экзамен. Достаточно прийти в отделение гостехнадзора с пакетом документов (о котором чуть ниже) и вам выдадут «права» на квадрик автоматом.

Квадроцикл – не квадрицикл

Стоит обратить особое внимание вот на что: после недавней реформы в ГИБДД в автомобильных правах появилась категория BI, на управление «трициклами и квадрициклами». Так вот, квадроцикл и квадрицикл – это совсем не одно и то же. Первое – это мотовездеход или «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа…». Как раз то, о чем мы и говорим.

Квадрициклы же – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторных батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования».

Квадрициклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и к категории «А» (подкатегории «ВI» с 06.11.2013 г.) транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении. Они сертифицируются с выдачей одобрения типа транспортного средства и регистрируются в органах ГИБДД.

Под эту категорию подпадают всевозможные легкие автомобильчики, которых в России вообще практически нет. Или то, что в СССР называлось «инвалидками». Словом, автомобильные права не подойдут для езды на мотовездеходах и снегоходах, как и наоборот.


Готовимся к экзамену

Итак, прежде чем идти на экзамен, стоит разузнать, где вообще в вашем регионе расположилось непонятное заведение с названием Гостехнадзор. В Москве место, где принимают экзамены на категорию АI всего одно и расположено на проспекте Вернадского, д. 50. В регионах же чаще всего отделение технического надзора можно отыскать в райцентрах или областных центрах. Поскольку желающих сдавать экзамены на квадрик, как правило, не очень много, серьезного потока экзаменуемых не наблюдается нигде. Поэтому и регулярных экзаменов, скорее всего, не проводится. Поэтому идем в «гости» в Гостехнадзор, узнаем, кто из инспекторов занимается «нашим» вопросом и выясняем дату ближайшего экзамена.

Пока готовимся к теоретическому экзамену и учимся ездить, готовим необходимые документы. Нам понадобится:

  • заявление (пишем на месте); — паспорт; — медицинская справка (обычная «автомобильная» справка, формы 083, но с вписанным восьмым пунктом «Особые отметки» в котором указано, что водитель годен к управлению тракторами и самоходными машинами).


  • документ о прохождении обучения (если вам удалось таковое пройти);
  • удостоверение тракториста-машиниста (если ранее выдавалось);
  • водительское удостоверение (если имеется);
  • две фотографии 3х4 см на матовой бумаге;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения (это квиточек из банка; сумма госпошлины за выдачу удостоверения на данный момент составляет всего 500 рублей.

Найти в продаже книгу с экзаменационными билетами на категорию АI «тракториста-машиниста» очень непросто, но оно и не нужно. Все они в изрядном количестве есть в интернете, и найти их не составит труда. Сами вопросы довольно простые, многие из них посвящены вопросам эксплуатации и ремонта. Даже если вы никогда не полезете в дорогущий импортный снегоход, все равно придется подучить «будни механика». Как ни крути, квадроцикл – брат трактора, и требования в Гостехнадзоре схожие. Хотя, конечно, к будущим водителям квадроциклов и снегоходов инспекторы относятся более лояльно, нежели инспекторы ГИБДД на автомобильных экзаменах. Да, кстати, очень важно – если на момент сдачи экзамена в гостехнадзоре у вас нет автомобильных «прав», то вам придется сдавать и экзамен по ПДД! Если водительское удостоверение из ГИБДД уже есть, то придется сдавать только «тракторные» билеты.

Еще одна рекомендация: если есть такая возможность, возьмите одно практическое занятие с инструктором. Это поможет понять требования инспектора на экзамене и познакомиться с площадкой и техникой, на которой придется сдавать экзамены.

Экзамен

По сравнению с экзаменами в ГИБДД сдача на «тракторные» права обычно проходит в «теплой и дружественной обстановке». Как ни крути, но претенденты на звание водителей квадроциклов не являются будущими профессиональными трактористами, водителями карьерных самосвалов и операторами шагающих экскаваторов, поэтому отношение к ним соответствующее.

Тем не менее, если вы обладаете особой формой «альтернативной одаренности», и вам не удалось сдать теоретический экзамен с трех попыток (между попытками должно пройти не менее недели, но по факту – может и больше, причину смотри выше), вас не допустят до четвертой попытки без корочки о прохождении обучения. И если в Москве или Питере найти «квадрошколу» не составит труда, то где-нибудь в глубинке может возникнуть проблема. Не говоря уж о том, что это лишние, зачастую совершенно ненужные траты.

С практическим экзаменом тоже все весьма просто. Осмотр техники, запуск, езда передом, задом, змейка, старт на эстакаде… Словом, ничего сложного. Все это сопровождается размахиванием руками (у квадрика нет поворотников). Словом, если вы потратили час на одно занятие с инструктором, то сдадите площадку с закрытыми глазами.

После успешной сдачи экзамена вы получаете заветную корочку, очень похожую на автомобильные «права» старого «бумажного» образца, но серого цвета, и можете выезжать на бездорожье и удивлять друзей. Если вы живете в городе, а не в селе, скорее всего, большинство из ваших друзей будут впадать в ступор, видя в вашем портмоне странный «дубликат» привычной корочки. За этим очень весело наблюдать.


Кстати, гаишники весьма лояльно относятся к людям на квадроциклах, которые передвигаются по вроде бы запрещенным для них дорогам общего пользования при условии наличия у тех удостоверения тракториста-машиниста категории АI, регистрации и техосмотра. Особо ответственные могут даже приобрести полис ОСАГО на квадрик, но о тонкостях страхования внедорожной техники, а также о вопросах регистрации и прохождения техосмотра на внедорожную технику мы поговорим в отдельном материале.

Вопрос о том, нужны ли права на снегоход и стоит ли регистрировать данное транспортное средство, интересует многих владельцев зимних вездеходов, а также людей, которые задумываются над их приобретением. И, действительно, ведь многие из нас сталкивались зимой с тем, что ездить на машине по заснеженным дорогам и холоду бывает весьма проблематично, а порой и невозможно.

Особенно, если речь идет о загородной поездке на машине, где в условиях непроходимых снегов может произойти что угодно. Однако это ни в коей мере не касается снегохода, для которого непроходимых дорог и проблем просто не существует. И вот тут возникает резонный вопрос о том, нужны ли права на снегоход, или это просто, как поездить на велосипеде. Ответ здесь однозначный – да, безусловно, нужны, поскольку относятся к самоходным машинам, и их регистрация является обязательным условием.

Права на снегоход могут получить граждане, у которых уже открыта категория A, а в случае ее отсутствия, данную категорию необходимо открыть в соответствующем месте. После того, как будет открыта эта категория, для получения прав на управление снегоходом, необходимо будет предоставить ряд документов. Прежде всего, это паспорт, удостоверение водителя, медицинская карта и два фото для документов (3×4).

Помимо этого необходимо будет написать соответствующее заявление на получение удостоверения машиниста-тракториста и уплатить госпошлину. Затем нужно будет пройти обучение, которое включает теоретическую часть и вождение, после чего сдать экзамены в Гостехнадзоре, и получить желанную категорию, разрешающую управлять снегоходом. И, наконец, Вы получите удостоверение, которое даст право на управление специальной техникой.

Здесь следует учитывать одну тонкость: категория A1(тракторист-машинист) дает право управлять снегоходом, а вот если у Вас разрешение на управление только мотоциклом, то это не дает права управлять снегоходом, поскольку он не приравнивается к ним, а считается самоходной машиной. Это касается лишь прав, которые были получены после 2000 г. Ранее полученные водительские удостоверения этой категории, дают право на управление снегоходами, при этом нет необходимости проходить обучение.

Если на снегоход нужны права, что еще нужно знать?

Теперь Вы знаете, что экзамены для получения необходимой категории, подтверждающей право на управление снегоходом можно сдать в Гостехнадзоре, причем они состоят из теоретической части и вождения. Теоретическая часть состоит из некоторого числа вопросов, которые содержаться в билетах. Следует помнить, что если человек не сдал экзамен с первого раза, то у него будет еще 2 попытки, с интервалом в неделю. Если после этого экзамен провален, то повторного обучения не избежать. Поэтому к вопросу подготовки следует отнестись со всей серьезностью.

Что касается вождения, то есть практической части, то здесь следует обратить внимание на некоторые нюансы. Вождение снегоходов разделяется на две части, которые заключаются в том, что сначала Вас проверят в условиях оборудованного мотодрома, а также в условиях городских дорог. Перед тем, как получить права на снегоход, Вас ожидает проверка на мотодроме, которая включает в себя также несколько этапов. Подъем с места на эстакаду, совершение разворота в условиях ограниченного пространства, заезд в гараж задним ходом «по зеркалам». После чего представители компетентных органов проверят знание правил дорожного движения, умение управлять ТС в сложных дорожных условиях, и насколько правильно эксплуатируется транспортное средство.

Получить права на снегоход (категория А1) можно после специального курса обучения, как и на квадроцикл. Обозначено такое ограничение в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)». Допуск к вождению можно получить с 16 лет, делают это в Гостехнадзоре. Для этого необходимо:

  • зарегистрировать технику в Гостехнадзоре
  • подать заявление на получение удостоверения вместе со справой о прохождении медосмотра и получении допуска на управление ТС;
  • пройти курсы и сдать экзамен в школе вождения (состоит из практической и теоретической части, если одна завалена – пересдача через неделю, трижды провал – кандидат отправится на переобучение и повторно оплатит курсы);
  • предоставить квитанцию об оплате пошлины за ВУ (500 р.);
  • получить права в Гостехнадзоре.

Срок обучения – 1 месяц. Документ действителен в течение 10 лет.

Можно не проходить обучение, если:

  • есть документ, подтверждающий право вождения, полученный в другом учебном заведении;
  • есть удостоверение категории A, выданное до 1.01.2000 года.

Езда без прав приведет к штрафу в 5000-15000 р, а технику отправят на спецстоянку.

Читайте в этой статье

Какие права нужны на квадроцикл и снегоход

Оба вида транспорта по мощности и скорости не сравнить с автомобилем, у машины эти показатели гораздо больше. И предназначены снегоходы, квадроциклы для передвижения не по обычным магистралям, а по снегу и бездорожью. Но документ, подтверждающий умение эксплуатировать их, нужен обязательно. В «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» сказано, что:

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:

I — внедорожные мототранспортные средства;

К этим видам техники относятся снегоход и квадроцикл. Значит, для управления ими на законных основаниях нужно удостоверение тракториста-машиниста категории A1. Иметь его, а значит, и водить снегоход, квадроцикл, можно с 16-летнего возраста.

Как и где получить ВУ

Права на внедорожную мототранспортную технику выдают не в ГИБДД, эта служба никак не причастна к обучению вождению и оформлению документа. О том, где получить права на снегоход, тоже сказано в «Правилах допуска…». Занимающаяся этим организация – Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор).

Процедура получения документа выглядит следующим образом:

  • нужно написать заявление на приобретение удостоверения тракториста-машиниста (обязательно указать вид транспорта);
  • заранее пройти медицинский осмотр в поликлинике и взять соответствующую справку о допуске к управлению транспортным средством (ее тоже предъявляют с другими документами);
  • отправиться в школу вождения, пройти курс, сдать экзамен;
  • предоставить паспорт, водительские права на автомобиль (если есть), СТС на снегоход или квадроцикл, две фотографии размером 3X4 см, свидетельство об обучении в автошколе;
  • при наличии документа об окончании учебного заведения, где был курс езды на внедорожной мототранспортной технике, предъявить его тоже;
  • оплатить пошлину за ВУ и показать квитанцию;
  • явиться в организацию за получением документа.

Права тракториста-машиниста с категорией A1 отпечатаны на бумаге. Поэтому за их изготовление составит всего 500 р. Документ стоит поберечь, так как действовать он будет в течение следующих 10 лет. Если права утратят нормальный вид, их придется менять раньше.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Даже если человек учился водить только снегоход, с этим удостоверением он имеет возможность ездить и на квадроцикле, самостоятельно приобретя соответствующие навыки. Техника обязательно должна быть зарегистрирована в Гостехнадзоре, в противном случае получить ВУ не удастся. Ведь в документ вносят сведения о транспортном средстве, которые содержатся в СТС.

Можно ли обойтись без обучения и получить права

Несколько лет назад можно было получить права на снегоход без обучения в специальном учреждении. Соискатель самостоятельно или экстерном проходил теоретический курс, затем сдавал экзамен, предъявлял необходимые документы, после чего ему выдавали ВУ. Теперь идти в автошколу не нужно только в двух случаях:

  • если человек прежде учился вождению внедорожной мототранспортной техники в каком-либо учебном заведении (школе, училище, колледже), и у него есть подтверждающий это документ;
  • если у него есть удостоверение категории A, выданное до 1.01.2000 года.

Всем остальным придется учиться в заведении, имеющем лицензию на обучение вождению внедорожной мототранспортной техники. Оно продлится примерно 1 месяц или еще меньше. Снегоход либо квадроцикл, на котором будет проходить обучение, предоставляется автошколой.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

По окончании обучения учреждение выдает свидетельство, которое стоит сохранить. Оно может понадобиться для восстановления утерянных прав, так как не имеет срока давности. В автошколе же оформляют индивидуальную карточку водителя самоходной техники. Если там этого не сделали, ее заводят при получении УТС в Гостехнадзоре.

Экзамен в Гостехнадзоре

Тесты для получения удостоверения на вождение самоходной техники можно разделить на две части:

  • Теоретическая . Включает в себя знание конструктивных особенностей изучаемого транспортного средства, основ управления им, правил техники безопасности, способов оказания первой медицинской помощи. Если у претендента нет водительских прав на автомобиль, ему нужно сдавать еще и ПДД, а также знать об ответственности за их нарушение.

Эта часть экзамена представляет собой ответы на вопросы по билетам.

  • Практическая . Это непосредственно вождение транспорта на полигоне и «в полевых условиях». Соискатель должен уметь выполнить разворот в ограниченном пространстве, движение «змейкой», заезд задним ходом в бокс, экстренное торможение, в том числе на большой скорости. От него также потребуют проследовать по эстакаде с остановкой и продолжением движения, использовать в движении прицеп.

Практика заключается и в выезде на маршрут. Соискатель должен продемонстрировать, как он будет водить в обычных для внедорожной мототранспортной техники условиях. Проверяют также его знание ПДД.

Обычно получить права на снегоход и квадроцикл несложно. Сама техника довольно проста в управлении, а экзаменаторы лояльно относятся к претендентам, поскольку участвовать в движении на обычных трассах последним придется редко. Их дороги расположены в основном там, где не ездят другие виды транспорта.

Тем не менее к обучению и экзамену нужно отнестись серьезно. Отвечать на вопросы и ездить на автодроме, в лесу придется для комиссии, в которую входит сотрудник Гостехнадзора. Если не сдать теорию с первого раза, до практической части кандидата не допустят. Ему придется явиться на экзамен спустя неделю. А положительный результат от сдачи теории действителен только течение 3 месяцев. Если затянуть, на вопросы экзаменатора придется отвечать заново.

То же будет, если первая часть тестов сдана успешно, а практика «завалена». Соискатель сможет пересдать ее тоже через неделю. Троекратная неудача в прохождении практической части приведет к тому, что он вновь отправится учиться в автошколу. Естественно, это дополнительные расходы на повторный курс.

Знать, как получить права на снегоход, важно всем, у кого есть этот вид техники. Конечно, вряд ли в лесу водителя будет подкарауливать сотрудник ГИБДД. Но если инспектор остановит его на дороге без прав, штраф составит 5000-15000 р. по части 1 статьи 12.7. А технику отправят на спецстоянку.

Полезное видео

О том, как получить права на снегоход, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:



Просмотров