Вс уточнил, когда банкрот должен платить ндс. Должники освобождены от уплаты ндс в конкурсном производстве Ндс при реализации имущества банкротов

Вопрос: Общество в 2016 г. судом признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Согласно Закону о банкротстве N 127-ФЗ, имущество общества реализовано с торгов.

Реализованное имущество полностью несамортизировано и имеет остаточную стоимость. НДС по реализуемому имуществу ранее был принят к вычету.

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по НДС.

В результате чего, при реализации имущества НДС начислен не был. С другой стороны, согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, НДС в части остаточной стоимости должен быть восстановлен в том периоде (квартале), в котором оно были реализовано. Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

1. Правомерно ли обществом восстановлен НДС в части остаточной стоимости имущества, реализованного с торгов в процедуре банкротства?

2. Правомерно ли общество сумму восстановленного НДС по реализованному имуществу отразило в составе текущих расходов.

В разъяснениях Министерства финансов РФ (Письмо от 31 октября 2016 г. N 03-07-14/63453, Письмо от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/21121@)) ответ по данному вопросу раскрыт не в полном объеме. Просим конкретизировать пояснения касательно нашей ситуации.

Ответ: В связи с письмом по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в числе которых предусмотрены операции по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 15 указанного пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Таким образом, при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по указанному имуществу, подлежат восстановлению.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

Минфин, в частности, разъяснил, что при реализации имущества должника, признанного несостоятельным (банкротом), суммы НДС, принятые к вычету по данному имуществу, подлежат восстановлению.

Чё-то я не понял.. Ни у кого не появилось вопросов по поводу написанного Судебной коллегией ВС РФ в Определении от 26.10.2018 по делу № А27-11046/2017?

"Судебная коллегия считает несостоятельной ссылку инспекции на письмо Федеральной налоговой службы от 17.08.2016 № СД-4-3/ , в отношении которого по результатам рассмотрения административного искового заявления федерального государственного унитарного предприятия “Машиностроительный завод имени Ф.Э.Дзержинского» Верховный Судом Российской Федерации принято решение от 15.03.2018 № АКПИ17-1162 об отказе в удовлетворении требования о признании этого письма недействительным.
При вынесении названного решения Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что письмо Федеральной налоговой службы от 17.08.2016 № СД-4-4/ не обладает нормативными свойствами и констатировал, что по своему содержанию данное письмо не вышло за пределы буквального смысла подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, но не предрешал вопрос о том, является ли такое толкование закона надлежащим .
Следовательно, рассматриваемое письмо, содержащее разъяснения по вопросам применения норм законодательства о налогах и сборах, не может быть отнесено к числу нормативных правовых актов, которые согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению при рассмотрении дела и не предопределяет, какое толкование нормы должно быть дано судом
".

Не предрешал? Позвольте.. А это что?

Цитата из Решения ВС РФ от 15.03.2018 по делу № АКПИ17-1162:

"Операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ (введен Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ) объектом налогообложения не признаются.
При этом указанная норма не разделяет виды реализуемого должником-банкротом имущества на имущество, включенное в конкурсную массу, и имущество, изготовленное и реализуемое в процессе хозяйственной деятельности предприятия-банкрота , как полагает административный истец.
Следовательно, любая реализация должником-банкротом товаров с 1 января 2015 г. не облагается налогом на добавленную стоимость .
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 38 НК РФ под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Из буквального толкования и смысла приведенных положений следует, что из объекта налогообложения по НДС исключены операции по реализации товаров лицами, признанными несостоятельными (банкротами), но не исключены операции по реализации этими лицами работ и услуг , поскольку на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ только операции по реализации имущества и (или) имущественных прав не признаются объектом налогообложения.
С учетом изложенного доводы административного истца о том, что подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусматривает исключение из объекта налогообложения только операций по реализации должником-банкротом имущества, включенного в конкурсную массу, а изготовленная в рамках текущей производственной деятельности продукция подлежит налогообложению по НДС, основаны на неверном толковании норм права .
..................
Вместе с тем статьей 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. Поскольку требование об уплате НДС по реализованным товарам относится к пятой очереди текущих требований, то в случае признания реализации произведенной должниками в ходе процедуры конкурсного производства готовой продукции объектом налогообложения НДС покупатели указанной продукции при получении соответствующих счетов-фактур будут иметь право на налоговый вычет в том же налоговом периоде, в котором товары принимаются на учет, то есть в большинстве случаев при отсутствии фактической уплаты в бюджет продавцом соответствующих сумм налога.
В связи с этим возникает ситуация, при которой возможно возмещение из бюджета покупателям сумм налога без корреспондирующей этому возмещению обязанности продавца (налогоплательщика-банкрота) по уплате налога в бюджет, что противоречит экономической сущности НДС и действующему порядку его исчисления. НК РФ ставит исчисление и (или) уплату НДС по операциям реализации имущества организации, признанной банкротом, в зависимость от факта принадлежности такого имущества банкроту. При этом категория (разновидность) имущества, реализуемого организацией-банкротом, не имеет значения для целей налогообложения НДС .
Вывод ФНС России, содержащийся в Письме, соответствует и правоприменительной практике
".

Это кто говорит? Не Верховный Суд? Или это судья Назарова "просто так" говорит?

Я не в защиту решения от 15.03.2018, опустим обоснованность позиции. Но все же.. Интересный каламбур получается.. Ну, если там нет единства, да еще по таким вопросам, то что про регионы говорить..

От редакции. Нестабильная ситуация в экономике зачастую приводит хозяйствующие субъекты к банкротству. В общем случае основным признаком банкротства юридического лица является его неспособность реализовать требования кредиторов или обязательства по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Особые признаки и основания для признания банкротом установлены для кредитных организаций, сельхозпредприятий, стратегических организаций, субъектов естественных монополий, предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если организацию признают банкротом, ее руководство должно стремиться к обеспечению минимума отрицательных последствий как для самого должника, так и для кредиторов. В качестве одной из мер по восстановлению платежеспособности должника может быть продажа части его имущества (недвижимости, ценных бумаг, имущественных прав и пр.). Продажа имущества осуществляется в соответствии с планом внешнего управления после проведения инвентаризации. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган могут потребовать проведения оценки имущества, подлежащего реализации.
Поскольку речь идет о реализации имущества, то возникает закономерный вопрос о применении НДС. До 2015 г. нормами НК РФ (п. 4.1 ст. 161) было определено, что при продаже имущества организацией-банкротом обязанность по уплате НДС перекладывалась на плечи покупателя. Он признавался в такой ситуации налоговым агентом, что обязывало его исчислить НДС в общем порядке, уплатить его в бюджет в установленные сроки, после чего у покупателя возникало право на налоговый вычет уплаченной суммы. А сумма, которую покупатель перечислял продавцу за покупку, уменьшалась на сумму НДС. Такой порядок, по сути, "выводил" налог из конкурсной массы и позволял государству получать НДС вне установленной очередности. Напомним, что требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ. Согласно этому пункту платежи в бюджет подлежат удовлетворению в четвертую очередь. Получалось, что при уплате НДС не продавцом-банкротом, а покупателем - налоговым агентом налог благополучно преодолевал барьеры первых трех ступеней очередности. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" указал, что такой порядок противоречит Закону о банкротстве и не способствует достижению, в частности, таких целей, как:
- создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты;
- установление справедливого равновесия между конкурирующими интересами, которые затрагиваются в делах о банкротстве.
Не сразу, но Минфину (Письмо от 03.06.2014 N 03-07-15/26520) и налоговой службе (Письмо от 10.07.2014 N ГД-4-3/13426@ "О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества банкротом") пришлось признать сложившуюся судебную практику и дать разъяснения подведомственным инспекциям, обязывающие руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ N 11 при рассмотрении вопросов о целесообразности доначисления НДС в рассматриваемом случае. Позднее законодатель внес устранившие разногласия поправки в НК РФ, которыми следует руководствоваться с 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. в вопросе начисления НДС для тех налогоплательщиков, которые после указанной даты признаны банкротами, произошли важные изменения.
В комментируемом Письме ФНС России от 29.06.2015 N ГД-4-3/11241@ об этом сказано как-то уж чересчур скромно. Мы немного дополним разъяснения налоговиков.

Обязанности нет ни для продавца, ни для покупателя

Для начала напомним, что поправки в порядок обложения НДС были внесены Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Новые нормы начали действовать с 1 января 2015 г. Суть их в следующем.
В п. 2 ст. 146 НК РФ появился пп. 15, в соответствии с которым операции по реализации имущества или имущественных прав должника, признанного в соответствии с законодательством несостоятельным (банкротом), не являются объектом обложения НДС.

От редакции. Из дословного прочтения нормы, указанной в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС действует лишь в отношении реализации имущества и имущественных прав.

Пример 1. Организация-банкрот в рамках конкурсного производства в сентябре 2015 г. реализует станок. На основании проведенной конкурсным управляющим инвентаризации стоимость станка, согласованная с кредиторами, составляет 90 000 руб. Первоначальная стоимость станка - 140 000 руб.
Сумма начисленной линейным методом амортизации в бухгалтерском и налоговом учете - 50 000 руб.
Станок относится к движимому имуществу, которое входит в конкурсную массу. Поскольку балансовая (остаточная) стоимость станка менее 100 000 руб., по решению собрания кредиторов станок оценен без привлечения оценщика (п. 5 ст. 130 Закона N 127-ФЗ) и продается без проведения торгов.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Поэтому до завершения конкурсного производства организация должна отразить факт хозяйственной жизни, связанный с реализацией станка, в регистрах бухгалтерского учета. Сведения о станке на дату принятия к бухгалтерскому учету и о его состоянии на дату передачи другому собственнику организация-банкрот фиксирует в акте приема-передачи основных средств.
Поступления от продажи основных средств относятся к прочим доходам (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н)). Организация-банкрот вправе уменьшить полученный доход от реализации станка на его остаточную стоимость, которая признается прочим расходом (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н)).
Обязанности по начислению НДС с этой реализации у организации-банкрота после 1 января 2015 г. не возникает.
Факт хозяйственной жизни, связанный с реализацией станка, в бухгалтерском учете в сентябре 2015 г. отражается следующими записями:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы",
- 90 000 руб. - отражен прочий доход от выбытия станка;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации",
- 140 000 руб. - отражена первоначальная стоимость проданного станка в составе выбывающих основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",
- 50 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",
- 90 000 руб. (140 000 - 50 000) - списана остаточная стоимость станка.
Так как операция по реализации основного средства не является объектом обложения НДС, при продаже станка необходимо восстановить НДС пропорционально его остаточной стоимости (пп. 2 п. 3, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ):
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 16 200 руб. (90 000 руб. x 18%) - восстановлена сумма НДС;
Дебет 91-2 Кредит 19
- 16 200 руб. - восстановленная сумма НДС учтена в прочих расходах.
В налоговом учете восстановленная сумма налога в стоимость продаваемого станка не включается, учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Поскольку станок реализован по остаточной стоимости, сальдо прочих доходов и расходов по данной сделке равно нулю.
Что касается покупателя станка, то у него не возникает обязанности по исчислению НДС. Продавцу имущества покупатель должен перечислить 90 000 руб., и эта цена будет у покупателя формировать первоначальную стоимость станка.

Что касается реализации выполненных работ и оказанных услуг должником-банкротом, то о таких операциях в упомянутой норме НК РФ ничего не сказано. А это значит, что они по-прежнему облагаются НДС в общеустановленном порядке. Это (в части оказания услуг) подтверждается и Письмом Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-14/14963.

Одновременно утратил силу п. 4.1 ст. 161 НК РФ, которым была установлена обязанность покупателя имущества или имущественных прав (за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) должника, признанного банкротом, уплатить НДС в бюджет в качестве налогового агента.
Таким образом, с начала текущего года исчислять и перечислять в бюджет НДС при реализации имущества компании, признанной в соответствии с законодательством банкротом, не требуется ни продавцом (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), ни покупателем в качестве налогового агента.

Реализация готовой продукции должника без НДС

Не нужно представлять банкротство предприятия как ситуацию, при которой работа компании-банкрота в один миг останавливается, а все имущество раскупают или раздают кредиторам. На самом деле несостоятельность (банкротство) - это всего-навсего признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона N 127-ФЗ).
Довольно часто производство компании-банкрота ни на миг не останавливается, просто решение его дальнейшей судьбы переходит от владельцев бизнеса в другие руки.
Так вот, из Письма Минфина России от 20.03.2015 N 03-07-11/15436 следует, что освобождение от начисления НДС в случае банкротства распространяется и на выпуск текущей продукции организации, признанной банкротом.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ. При этом в п. 2 ст. 146 НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС. В этот перечень с 1 января 2015 г. входят и операции по реализации имущества или имущественных прав должника-банкрота.
Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Имущество, в том числе изготовленное в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, при реализации объектом обложения НДС также не является, поскольку в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ особенностей для этого вида имущества не установлено.

И права на возмещение тоже нет

А вот в Письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-07-11/15899 чиновники разъяснили, что делать должнику, признанному банкротом, с "входным" НДС.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в стоимости таких товаров, работ, услуг в случае их приобретения для производства товаров, работ или услуг, операции по реализации которых не признаются объектом обложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. Поэтому суммы налога по товарам, работам, услугам, приобретаемым и используемым в ходе текущей производственной деятельности для изготовления имущества, операции по реализации которого не являются объектом обложения НДС, в том числе и на основании пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров, работ или услуг.

От редакции. Проиллюстрируем примером порядок отражения в учете организацией, признанной банкротом, факта приобретения материалов, используемых в текущей производственной деятельности.

Пример 2. Организация, признанная банкротом, в сентябре 2015 г. приобрела запчасти на сумму 59 000 руб., в том числе НДС 18% - 9000 руб. Запчасти необходимы для ремонта оборудования, которое используется для производства продукции, не являющейся объектом обложения НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Факт хозяйственной жизни, связанный с приобретением запчастей, в бухгалтерском учете в сентябре 2015 г. отражается следующими записями:
Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачен счет поставщика запчастей;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", Кредит 60
- 50 000 руб. - оприходованы запчасти;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - отражена сумма НДС согласно счету-фактуре поставщика.
Поскольку запчасти используются для производства продукции, реализация которой не облагается НДС, суммы этого налога, предъявленные согласно счету-фактуре поставщика, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость запчастей:
Дебет 10, субсчет "Запасные части", Кредит 19
- 9000 руб. - включен в стоимость запчастей НДС.

Д.И. Ряховский , проректор по качеству и прогрессивным технологиям Института экономики и антикризисного управления, докт. экон. наук, доцент

А.В. Коцюба , магистрант программы «Налоговая и финансовая политика» Института экономики и антикризисного управления, арбитражный управляющий

Законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется. Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности.

При реализации имущества должников, признанных банкротами, с 1 октября 2011 года НДС исчисляется и уплачивается в бюджет покупателями указанного имущества, поскольку с указанной даты именно покупатели признаются налоговыми агентами по НДС. Новые правила введены Федеральным законом от 27.07.2011 № 245-ФЗ и закреплены в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ.

По новым правилам при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества.

В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны расчетным методом исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых доходов и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации имущества банкрота с учетом НДС.

Таким образом, новые правила предусматривают следующий порядок действий покупателя, приобретающего имущество банкрота.

Исходя из цены реализуемого имущества с учетом налога, определяется налоговая база по НДС. Сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом или статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Например, цена реализации имущества банкрота составляет 16 800 400 руб., следовательно, налоговая база равна 16 800 400 руб.

Расчетным методом вычисляется сумма НДС для уплаты в бюджет. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, налоговая база умножается на расчетную ставку 18/118 или 10/110. Исходя из условий примера, сумма НДС составит 2 562 772,88 руб. (16 800 400 руб. х 18/118).

Исчисленная сумма НДС удерживается из выплачиваемых доходов и уплачивается в бюджет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами – покупателями имущества должников, признанных банкротами. Согласно пункту 3 той же статьи, уплату исчисленного НДС налоговые агенты производят по месту своего нахождения.

Следует сказать, что пунктом 4 статьи 174 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В соответствии с данным порядком уплата налога производится налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным налогоплательщикам. В иных случаях уплата НДС в бюджет налоговым агентом производится в порядке, установленном абзацем 1 пункта 1 статьи 174 НК РФ, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, при уплате НДС налоговым агентом по приобретенному имуществу должников, признанных банкротами, необходимо руководствоваться указанной выше нормой Налогового кодекса РФ.

Хотя у арбитражных управляющих все время возникает вопрос, правомерно ли вообще удержание НДС с выручки от реализации имущества, входящего в конкурсную массу?

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155, при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

Но совсем недавно в правомерности такого подхода усомнился Президиум ВАС РФ (постановление от 21.06.2011 № 439/11). Рассмотрев дело, в котором конкурсный управляющий перечислил в бюджет НДС с выручки от реализации имущества, бывшего предметом залога, с чем категорически не согласился залоговый кредитор (банк), ВАС РФ сделал следующие выводы.

Первый – возложение обязанности по уплате НДС на организации и предпринимателей, реализующих имущество должника, нарушало положения Закона о банкротстве. НДС в таком случае должен уплачивать сам должник как налогоплательщик в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ. При этом обязательные платежи в бюджет уплачиваются с соблюдением очередности, установленной Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требование об уплате указанных платежей относится к четвертой очереди. Преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС недопустимо.

Второй – реализуемое имущество являлось предметом залога, и при выделении и уплате НДС арбитражным управляющим нарушались права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы. Основание – пункт 2 статьи 138 Закона о банкротстве.

Внесенные в НК РФ изменения, действующие с 1 октября 2011 года, не решили проблему, озвученную в упомянутом постановлении ВАС РФ. НДС по-прежнему будет уплачиваться из выручки от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, а значит, будут нарушаться положения Закона о банкротстве.

Ситуация даже изменилась в худшую сторону: если ранее положения главы 21 НК РФ предусматривали предъявление НДС дополнительно к рыночной стоимости имущества, теперь сумма налога определяется покупателем расчетным путем и удерживается из доходов, зачисляемых на расчетный счет должника. И довод Минфина России о том, что права должников-банкротов и их кредиторов не нарушаются, представляется еще более сомнительным.

Но доказывать свою правоту тем и другим, видимо, по-прежнему придется в суде. Только теперь организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовать имущество должников-банкротов, не будут ответственны за преимущественное удовлетворение требований об уплате НДС в нарушение Закона о банкротстве.

Во-первых, организация-банкрот может перейти на упрощенную систему налогообложения (нормативной базой не установлены ограничения для такого перехода). Так как процедура конкурсного производства, как правило, проходит не в один налоговый период, организация-банкрот вправе написать с 1 октября по 30 ноября заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и с 1 января, применяя упрощенную систему налогообложения, продавать конкурсную массу без налога на добавленную стоимость.

Во-вторых, организация-банкрот может получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Тогда конкурсная масса также будет реализована без НДС.

В-третьих, реализацию конкурсной массы производить физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Однако при использовании этого варианта возникают определенные вопросы, связанные со сложностью участия этих лиц в электронных торгах.

В перечисленных трех ситуациях при реализации конкурсной массы не возникает обязанности по уплате НДС ни у продавца, ни у покупателя. Правда, такие пути подойдут не всем организациям-банкротам. Применение «упрощенки» накладывает существенные ограничения на размер выручки (для организации-банкрота конкурсная масса не должна стоить более 60 млн руб. или реализация конкурсной массы должна происходить в течение нескольких налоговых периодов) и не позволяет применять механизм переноса убытков на будущее, предусмотренный статьей 283 НК РФ. А НК РФ предусматривает еще меньший размер выручки от реализации – не более 2 млн руб. за каждые три последовательных календарных месяца.

Порядок уплаты налогов в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры. С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогооблагаемых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть начислен.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ изменил в Законе о банкротстве понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Уплата налога на доходы физических лиц

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями статей и Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Уплата пеней

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения, за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце 3 пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

С 01.01.2015г. вступили в силу изменения, согласно которым в п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ добавлен п.15, вводящий дополнительное исключение для обложения налогом на добавленную стоимость. Так, теперь не признаются объектом налогообложения (в целях исчисления и уплаты ндс) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). Одновременно из Налогового кодекса РФ были исключены нормы (п.4.1 ст.161 НК РФ) о возложении на покупателей имущества должников, признанных банкротами, обязанности по исчислению и уплате ндс как налоговых агентов

Напомним, что ранее п.4.1 ст.161 НК РФ рассматривал покупателей(за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) имущества должников, признанных банкротами, в качестве налоговых агентов по исчислению, удержанию и переислению в бюджет налога на добавленную стомость от стоимости проданного имущества. Вместе с тем, п. 2 Постановления Пленума ВАС № 11 от 25 января 2013 года "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" было установлено, что пункт 4.1 статьи 161 (в действующей редакции) и пункт 4 статьи 161 (в редакции до Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ) НК РФ не могут быть истолкованы как означающие, что реализация имущества должника в ходе конкурсного производства в любом случае облагается налогом на добавленную стоимость независимо от того, является ли должник плательщиком такого налога или облагается ли им реализация определенного имущества. Так, физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, плательщиками данного налога не признаются, а как следует из положений статьи 216 Закона о банкротстве, с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того. указанным Пленумом ВАС РФ №11 от 25.01.2013г. было разъяснено, что исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.

Таким образом, возникла парадоксальная ситуация, когда нормы НК РФ требовали от покупателей удержания суммы ндс с приобретенного имущества, а суды признавали специальный характер норм Закона о банкротстве и уплату суммы ндс возлагали на самого должника. К настоящему времени, законодателем поставлена точка в давнем споре судебных и налоговых органов по вопросу очередности уплаты ндс в процедурах банкротства, и сделан выбор в пользу полной отмены указанного вида обязательных платежей.

Вместе с тем, остается ряд неразрешенных вопросов, связанных с принятием рассматриваемых изменений. В частности, остается неясным, как в переходный период использовать новые нормы НК РФ при проведении торгов по продаже имущества должников, где начальная цена продажи имущества уже была утверждена с включенной в нее суммой ндс. Также, законом не даются разъяснения в части возможности освобождения от уплаты ндс не только при продаже уже существующего на момент открытия конкурсного производства имущества должника, но и создаваемого в процессе продолжающейся хозяйственной деятельности. Очевидно, что ответы на данные вопросы в ближайшее время должны быть сформированы судебной практикой.



Просмотров