Вопросы по подростковой преступности. Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности

С 8 по 11 классы было проведено анкетирование на тему «подростковые правонарушения». Анкета. 5.Как решить проблему подросткового правонарушения? 3.Кто, по вашему мнению, чаще совершает правонарушения? а) дети из неблагополучных семей; б) дети «группы риска»; в) другие; 4. Бывают ли ситуации, когда вы хотите совершить правонарушение? а) да; б) иногда; в) нет; 2. В чем причина роста правонарушений: а) недостаточный контроль родителей; б) влияние окружающей среды; в)другое; Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних: а)отрицательно; б) положительно; в) сомневаюсь ответить;

Слайд 6 из презентации ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних.ppt» можно в zip-архиве размером 1380 КБ.

Скачать презентацию

Правонарушения несовершеннолетних

«Правонарушения подростков» - Социальный контроль за девиантным поведением. Мотивация подростков. Второй аспект. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Современные технологии по педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права.

«Правонарушения в школе» - Воспитательная работа. Внутришкольный учет. Свободное время. Тема педагогического совета. Дополнительное образование во внеурочное время. Учащиеся, состоящие на учете в ОМ №5. 9 детских объединений на базе школы: 189 учащихся (40%). Управление деятельностью по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

«Правонарушения среди подростков» - Преступления против собственности. Вымогательство. Осмысление. Статьи УК РФ. Период. Знания по обсуждаемой проблеме. Хозяин. Срок от пяти до десяти лет. Помещение. Правонарушения. Кража. Грабеж. Преступление против собственности. Осмысление полученной информации. Не дай втянуть себя в преступление. Нападение в целях хищения чужого имущества.

«Несовершеннолетние правонарушители» - Нарушения прав несовершеннолетних правонарушителей. Деятельность уполномоченного по правам ребенка. Причины детской преступности. Понятие ювенальной юстиции. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей. Обеспечение наилучших интересов ребенка. Несовершеннолетние правонарушители -. Уголовная и ювенальная юстиция.

«Правонарушения несовершеннолетних» - Статья 11. Антиобщественные действия. Вступление в силу настоящего Закона. Статья 13. Учебное время. Информационное обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Спасём детей – сохраним себя! Статья 2. Понятия, используемые в рамках настоящего закона. Органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кафедра уголовного права

Дисциплина: Криминология

Задачи по криминологии

Выполнила:

Студентка 5 курса,

группы 1207-03

очного отделения

Узякова Татьяна Ивановна

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Кафедры уголовного права

Айнутдинова Карина Артуровна

Казань – 2011

Задание 1.

На основе изучения анкеты определите:

1. актуальность изучаемой проблемы;

Цели и задачи исследования

Задание 2.

Составьте программу исследования и анкету по проблемам:

А) преступность и политика

Б) преступность и материальное положение населения

В) преступность и мода

Г) оценка населением деятельности правоохранительных органов

Д) интервью для опроса педагогов по теме: «Преступность несовершеннолетних»

Е) преступность и семья

Ж) виктимизация населения

Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его результатов.

А) Анкетирование на тему: преступность и политика.

Актуальность анкетирования: проблема преступности является острой проблемой. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас.

Политическая преступность, оказывают колоссальное воздействие на весь политический процесс в современной России. Данный вид преступлений представлял и представляет в настоящее время значительную угрозу обществу и является серьезным препятствием для нормальной деятельности государства.

В результате распространения преступлений политической направленности на демократические институты получения и распределения власти, политическая и государственная власть оказывается в руках не компетентных, а, порой и криминальных, коррумпированных лиц, вызывая социальное недовольство и общественное напряжение, что неминуемо влечет за собой падение легитимности, как государственной власти, так и демократических процедур и ценностей.

Целью анкетирования является выявление значения политической преступности как фактора политического процесса, степень и направленность влияния на динамику политической системы современной России.

Задачами анкетирования является определение актуальности политической преступности в России; исследование отношения граждан к политической преступности; определение причины существования и распространения политической преступности, причин политической преступности; выявление направлений деятельности органов государственной власти и управления по предупреждению политической преступности.



А) служащие-12 человек

Б) рабочие- 8 человек

В) учащиеся- 14 человек

Г) пенсионеры-6 человек

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц
1. Как вы думаете, следует ли создать специальные подразделения по борьбе с политической преступностью? А) да Б)нет В)скорее да, чем нет Г) скорее нет, чем да 62,5% 12,5% 25% 0%
2. Как вы считаете есть ли в России политическая коррупция? А. да Б. нет В. больше да, чем нет Г. больше нет, чем да 75% 25%
3. Сталкивались ли вы с политическими преступлениями в своей жизни А. да Б. нет В. больше да, чем нет Г. больше нет, чем да 37,5% 20% 27,5% 15%
4. Как вы думаете, необходима ли дополнительная нормативная база для регулирования политической преступности? А) да Б) нет В) скорее да, чем нет Г) скорее нет, чем да 20% 35% 5% 40%
5. Как вы думаете, в каком возрасте люди чаще склонны к свершению политических преступлений? А) от 21 до 25лет Б) от 20 до 30лет В) от 30 до 45лет Г) от 45 и далее 30% 40% 12,5% 17,5%
6. Сталкивались ли вы с проблемой преступности в политике лично? А)да Б)нет В)скорее да, чем нет Г)коре нет, чем да 30% 25% 25% 20%
7.Как вы думаете, каковы мотивы совершения политических преступлений? А)захват власти Б)изменение или прекращение политической деятельности В)удержание власти Г)распределение власти 17,5% 20% 27,5% 35%
8. Согласны ли вы с тем, что жесткий государственный режим, осуществляемый в обществах с тоталитарным политическим строем, обеспечивает общественный порядок, позволяет держать преступность под контролем?
А.да 15%
Б.нет 42,5%
В. больше да, чем нет 22,5%
Г. больше нет, чем да 20%
9. Должно ли влечь за собой личную ответственность должностных лиц, по вине которых было допущено нарушение принципов государственной политики?
А. да 27,5%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 32,5%
Г. больше нет, чем да 22,5%
10. Необходимо ли создание дополнительных норм законодательства в области преступности и политики?
А. да 30%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 27,5%
Г. больше нет, чем да 25%


Выводы:

Я провела опрос 40 человек по теме: преступность и политика. В ходе опроса люди по - разному реагировали на вопросы и следовательно давали разные ответы и даже высказывали свою точку зрения.

Проведя анктирования, можно сказать о том, что общество прежде всего видит связь между политикой и преступностью (62,5%) и понимают что преступления государства, олицетворяющие собой одну из форм организованной преступности, совершаются конкретными людьми (27,5%).

Бытует представление, будто бы жесткий государственный режим, осуществляемый в обществах с тоталитарным политическим строем, обеспечивает сносный общественный порядок, позволяет держать преступность под контролем (15%). По-видимому, до какой-то степени это мнение соответствует истине так же, как и распространенное суждение, согласно которому преступность - часть той цены, которую люди вынуждены платить за высшие блага свободы и демократии.

Т.е. преступность оживляется не только в ответ на расширение свободы и ослабление контроля, но также в ответ на ломку привычного образа жизни при отсутствии ясной объединяющей страну цели и на крушение у определенной части населения надежд.

Проблема преступности заинтересованно воспринимается широкими массами, поскольку она затрагивает их интересы. Только в России ежегодно с ней непосредственно сталкиваются миллионы людей. Было понятно, что преступность по словам респондентов затрагивает и их интересы.

Респонденты неравнодушны к проблеме роста преступности, а также ощущают свою незащищенность, испытывают на себе произвол властей (35%). В то же время в стране сейчас преобладает мнение, что никому нельзя доверять, нужно быть настороже. Так отвечают большая часть опрошенных. Многие уже устали ждать выполнения обещаний власти.

Б) Анкетирование на тему: преступность и материальное положение населения.

Актуальность анкетирования: среди тревог россиян особого внимания заслуживают рост преступности (в наибольшей степени тревожащий низкодоходные слои) и безработица. Снижение жизненного уровня подавляющего числа граждан способствует росту количества лиц, совершающих преступления. С учетом дальнейшего роста безработицы создается резерв для воспроизводства экономической и других видов преступности.

К криминогенным факторам этой сферы относятся недостатки в условиях жизни, организации быта, культуры, социального обслуживания, отдыха, труда, медицинского обеспечения, образования населения. Результатом этих противоречий служат распад семей, обострение миграционных процессов, распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.п.

Криминогенные последствия быта следует рассматривать в тесной взаимосвязи с общими социально-экономическими, материальными и духовными условиями жизни. Особенно наглядно это подтверждается проявлениями современной действительности, когда быт значительных слоев населения находится в прямом противоречии с их стремлениями и ожиданиями. Наиболее уязвимыми в криминогенном плане оказались материальные условия быта (пища, одежда, жилье, средства передвижения и т.д.), а также ценности, дающие материальную базу для удовлетворения духовных потребностей.

Проблема уровня и условий жизни особенно остро стоит в настоящее время, когда отмечаются трудности в экономике, обострение национальных отношений и ухудшение социально-психологической атмосферы в обществе.

Целью анкетирования является выяснить отношение граждан к связи между преступностью и материальным положением населения, оказывает ли безработица воздействие на преступное поведение.

Задачами анкетирования являются определить: способствует ли росту количества лиц, совершающих преступления, снижение жизненного уровня; влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостаточный потенциал правоохранительных органов; влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостатки системы социального контроля над преступностью.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах (%)
1. Оказывает ли рост безработицы существенное воздействие на формирование преступного поведения?
А. да 67,5%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 2,5%
2. Является ли социально-экономическое неравенство важнейшим фактором преступности?
А. да 35%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 30%
Г. больше нет, чем да 20%
3. Согласны ли вы с таким утверждением, что состояние преступности коррелируется не с уровнем материальной обеспеченности, а с различиями в уровне обеспеченности?
А. да 35%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 25%
4.Зависит ли уровень преступности от увеличения уменьшения разрыва между потребностями населения и степенью их фактического удовлетворения?
А. да 32,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 27,5%
Г. больше нет, чем да 10%
5. Является ли следствием экономической неустроенности формирование идеологии с лозунгом "богатство любым путем"?
А. да 25%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 22,5%
Г. больше нет, чем да 35%
6.Способствует ли росту количества лиц, совершающих преступления против собственности, снижение жизненного уровня?
А. да 22,5%
Б. нет 20%
В. больше да, чем нет 30%
Г. больше нет, чем да 12,5%
7. Влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостаточный потенциал правоохранительных органов?
А. да 62.5%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 7,5%
8. Влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостатки системы социального контроля над преступностью?
А. да 67.5%
Б. нет 10%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 5%
9. Помогут ли решать общегосударственные экономические меры снижению преступности?
А. да 42,5%
Б. нет 25%
В. больше да, чем нет 20%
Г. больше нет, чем да 12,5%
10. Представляет ли собой значительную криминогенную опасность резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных?
А. да 30%
Б. нет 27,5%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 17,5%

Выводы:

Проблема исследования социально-экономических факторов преступности является, без сомнения, одной из наиболее значимых в криминологической науке.

Проведя опрос, можно сказать, что более всего граждане обеспокоены ростом цен и угрозой безработицы (67 %). Однако мало респондентов взволнованы задержками зарплаты. В то же время сейчас преобладает мнение, что никому нельзя доверять, нужно быть настороже.

Также возросло число имущественных преступлений, социально-экономическое неравенство является одним из важнейшим факторов (35%). Хотя 30% опрошенных не согласны с этим. На вопрос же о том, что состояние преступности коррелируется не с уровнем материальной обеспеченности, а с различиями в уровне обеспеченности респонденты затруднялись ответить, 25% ответили, что больше согласны, чем нет и столько ответили что больше не согласны, чем да.

Увеличилось число махинаций, больше стало совершаться квартирных краж и угонов автомашин. Криминогенный потенциал отмеченных негативных явлений состоит, прежде всего, в том, что они создают условия для отклоняющегося и антиобщественного поведения, разлагающе действуют в психологическом отношении на окружающих.

Респонленты отметили, что большую роль играют и недостаточный потенциал правоохранительных органов (62,5%), также как и негативное влияние на развитие криминальной ситуации оказывает недостатки системы социального контроля над преступностью (67,5%).

В) Анкетирование на тему: преступность и мода.

Актуальность анкетирования: сегодня можно наблюдать, что все чаще в мире совершается большое количество преступлений против личности, против государства и конституционного строя, а также в экономической сфере.

Некоторые виды преступлений на сегодняшний день становятся наиболее часто совершаемыми и актуальными наряду с остальными.

С помощью опроса населения, мы сможем выявить такие преступления и узнать мнение населения по данному вопросу.

Цель анкетирования: выявить при помощи опроса населения те виды преступлений, которые на сегодняшний день являются наиболее часто совершаемыми по сравнению с остальными преступлениями.

Задачи анкетирования: выявить наиболее часто совершаемые преступления; определить причины и условия их совершения; определить меры по их предотвращению.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц
1.Отражается ли на уровне криминализации общества расслоение общества, разрушение идеалов и ценностей, а также значительные негативные изменения в РФ?
А. да 43%
Б. нет 33%
В. больше да, чем нет 15%
Г. больше нет, чем да 10%
2. Согласны ли вы с тем, что в настоящее время на одном из первых мест по совершаемости стоит мошенничество?
А. да 53%
Б. нет 23%
В. больше да, чем нет 18%
Г. больше нет, чем да 8%
3. Возрастает ли сегодня количество преступлений, совершенных против государственной власти?
А. да 15%
Б. нет 43%
В. больше да, чем нет 10%
Г. больше нет, чем да 33%
4. На сегодняшний день возросло ли количество совершенных преступлений в сфере экономики?
А. да 20%
Б. нет 40%
В. больше да, чем нет 23%
Г. больше нет, чем да 18%
5. получили ли сегодня наибольшее распространение в обществе преступления против военной службы, а именно ст. 339 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем стимуляции болезни или иным способом?
А. да 30%
Б. нет 43%
В. больше да, чем нет 3%
Г. больше нет, чем да 23%
6. В свете последних событий происходящих в мире, можно ли говорить о возрастании преступности, связанной с публичными призывами к осуществлению экстремисткой деятельности, вооруженного мятежа, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля?
А.да 55%
Б.нет 10%
В. больше да, чем нет 28%
Г. больше нет, чем да 8%
7. Возросло ли на Ваш взгляд количество совершенных терактов в мире за последние пять лет?
А.да 100%
Б.нет 0%
В. больше да, чем нет 0%
Г. больше нет, чем да 0%
8.такие преступления, как дача и получение взятки являются самыми распространенными, так как затрагивают многие сферы общественной сферы?
А.да 80%
Б.нет 0%
В. больше да, чем нет 20%
Г. больше нет, чем да 0%
9.Можно ли сказать, что экономические преступления являются менее распространенными, чем остальные?
А.да 35%
Б.нет 40%
В. больше да, чем нет 13%
Г. больше нет, чем да 13%
10.Преступления, совершаемые по ст.134 являются часто совершаемыми нежели преступления, совершаемые по ст.133?
А. да 40%
Б. нет 35%
В. больше да, чем нет 15%
Г. больше нет, чем да 10%

Выводы:

В опросе участвовали 40 человек. Выяснилось, что со стопроцентной уверенностью население ответило положительно на вопрос относительно роста совершения терактов в мире за последние пять лет, это подтверждается анкетой, а также освещается сми. 80 % из числа опрошнных считают, что дача, получение взятки являются самыми распространеными преступлениями в обществе, так как взяточничество присутствует практически в каждой сфере общественной жизни.

Г) Анкетирование на тему: оценка населением деятельности правоохранительных органов.

Актуальность анкетирования: общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности органов внутренних дел имеет большое научное и практическое значение для организации обеспечения безопасности личности, общества, государства от противоправных посягательств. Так, общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности.

Своевременное реагирование полиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с ее деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению и ответственности сотрудников милиции.

Критические предложения населения, направленные на выявление и устранение недостатков в сфере организации обеспечения общественной безопасности, являются действенным средством предупреждения и пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.

Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к полиции определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль полиции в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений.

Целью исследования является анализ структуры трудовой деятельности правоохранительных органов и ее влияния на безопасность населения страны.

Поставленная цель реализуется взадачах исследования. Ими является получение ответов на следующие вопросы:

Какова ситуация с защищенностью населения России от преступных посягательств, какова роль правоохранительных органов в ее обеспечении.

Приходилось ли наблюдать действия сотрудников правоохранительных органов при которых, на ваш взгляд, допускались нарушения прав человека.

Каковы основные факторы, порождающие дефекты трудовой деятельности работников правоохранительных органов.

Как дефекты трудовой деятельности работников полиции влияют на безопасность населения страны.

Взаимосвязь поставленных задач исследования позволяет по-новому взглянуть на проблему ослабления безопасности населения

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах(%)
1.Приходилось ли наблюдать действия сотрудников правоохранительных органов при которых, на ваш взгляд, допускались нарушения прав человека?
А. да 55%
Б. нет 32,5%
В. больше да, чем нет 10%
Г. больше нет, чем да 2,5%
2. Приходилось ли наблюдать незаконные действия сотрудников правоохранительных органов?
А. да 40%
Б. нет 37,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 5%
3. Свойствен ли бюрократизм правоохранительным органам в плане затягивания процесса оформления документов?
А. да 55%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 7,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%
4. Оперативны ли правоохранительные органы?
А. да 35%
Б. нет 40%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 12,5%
5. Доверяете ли вы правоохранительным органам?
А. да 15%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 10%
Г. больше нет, чем да 57,5%
6. Считаете ли вы что деятельность правоохранительных органов вступает в противоречие с законом?
А. да 17,5%
Б. нет 20%
В. больше да, чем нет 30%
Г. больше нет, чем да 32,5%
7. Достаточна ли вам информация о деятельности правоохранительных органов?
А. да 50%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%
8. Способствует ли упрочнению в вашем мнении негативного представления о работе правоохранительных органов преобладание критического в содержании материалов прессы?
А. да 50%
Б. нет 27,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 5%
9. Считаете ли вы, что правоохранительные органы способны обеспечить общественный порядок и личную безопасность граждан от преступных посягательств?
А. да 47,5%
Б. нет 37,5%
В. больше да, чем нет 7,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%
10. Пользуются ли авторитетом и уважением среди населения правоохранительные органы?
А. да 25%
Б. нет 55%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%

Выводы:

Проведенные статистические наблюдения позволили сделать вывод о том, что в отношении респондентов к деятельности правоохранительных органов наблюдается несколько тенденций: негативно настроенные, положительно настроенные, сомневающиеся и равнодушные.

Более активно себя вели и проявляли интерес к улучшению положения на местах преимущественно работающие и студенты.

В тоже время, многие заявили, что не знают: растет ли преступность или снижается. Это свидетельствует о недостаточности представления населению правовой информации о состоянии преступности в регионе (30%). И совсем мало опрошенных считают, что преступность идёт на снижение.

На вопрос: «Доверяете ли Вы сотрудникам правоохранительных органов?» утвердительно ответили 15%. Не доверяют 17,5%.

Оценка деятельности правоохранительных органов проводилась используя вопросы: Оперативны ли правоохранительные органы? (с этим не согласились 40% респондентов); Считаете ли вы, что правоохранительные органы способны обеспечить общественный порядок и личную безопасность граждан от преступных посягательств? (47,5% опрошенных ответили утвердительно).

Большинство населения работу правоохранительных органов оценивают не очень положительно. О том, что правоохранительные органы эффективно исполняют свои функции считает 25% респондентов. По-другому думают 55% респондентов, считающих, что правоохранительные органы неэффективно исполняют свои функции.

Причем обосновывая это тем, что им самим приходилось наблюдать незаконные действия сотрудников правоохранительных органов – 40% и наблюдать действия сотрудников правоохранительных органов при которых допускались нарушения прав человека – 55%.

Д) Анкетирование на тему: преступность несовершеннолетних

(для опроса педагогов).

Актуальность анкетирования: преступность несовершеннолетних составляет примерно одну десятую часть всей преступности, однако ее тенденции и характеристики во многом определяют характер всей преступности. Преступность несовершеннолетних является резервом всей преступности. По экспертным оценкам 60% всех рецидивистов свое первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому изучение особенности преступности несовершеннолетних имеет важнейшее значение не только для анализа самой этой преступности, но и для понимания корней всей преступности.

Одним из негативных последствий современного переходного периода в России является снижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Экономические проблемы, переживаемые взрослыми, прямо сказываются на психологической обстановке в семьях. Это приводит к отстраненности родителей от воспитания своих детей, неблагополучию в семьях. Сохраняется устойчиво высокий уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних и состоящих по этой причине на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Фактически каждый двухсотый ребенок в стране оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям.

Основная цель исследования состоит в решении комплекса криминологических и организационных проблем теоретического и прикладного характера, связанных с анализом преступности несовершеннолетних и выработкой основных направлений борьбы с ней.

Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих исследовательских задач: определить состояние преступности несовершеннолетних; выявить влияние семьи по предупреждению преступлений несовершеннолетних; показать основные криминогенные факторы преступности несовершеннолетних; проанализировать современное состояние правового обеспечения предупреждения преступлений несовершеннолетних; изучить систему организации деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних и показать основные направления совершенствования этой работы в условиях современной действительности.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах(%)
1. Является ли отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей?
А. да 75%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%
2. Играет ли роль в формировании личности факт проживания в распавшейся или несозданной семье и проживание в полной семье, в которой пьянствует отец?
А. да 67,5%
Б. нет 20%
В. больше да, чем нет 7,5%
Г. больше нет, чем да 5%
3. Как вы считаете процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей?
А. да 32,5%
Б. нет 50%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 12,5%
4. Связана ли преступность несовершеннолетних с бедностью, обнищанием населения?
А. да 37,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 2,5%
5. Отражается ли постоянное общение с криминально настроенными членами семьи на направленности преступных посягательств подростков?
А. да 87,5%
Б. нет 7,5%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 0%
6. Отчужденность, конфликтные ситуации, отсутствие эмоциональных отношений в семье ведут к бесконтрольности и безнадзорности детей. Вы согласны?
А. да 75%
Б. нет 2,5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 10%
7. Является ли дополнительным фактором развод родителей?
А. да 32,5%
Б. нет 52,5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 2,5%
8. Оказывает ли решающее влияние эмоциональная атмосфера семьи на развитие эмоций и социальных чувств ребенка?
А. да 67,5%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 5%
9.Бывает ли педагогическая несостоятельность родителей?
А. да 67,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 2,5%
Г. больше нет, чем да 0%
10. Является ли пьянство родителей одним из мощных неблагоприятных факторов, разрушающих душевное равновесие ребенка?
А. да 75%
Б. нет 2,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 5%

Выводы:

Проведя опрос среди педагогов в школе можно говорит о том, что наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни (75%).

В связи с этим следует признать, что в формировании личности подростков большую криминогенную роль играет как факт проживания в распавшейся или несозданной семье, так и проживание в полной семье, в которой пьянствует отец (67,5%).

То, что процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей считают 32,5%, а 50% не согласны с этим. Положение единственного ребенка таит потенциальную возможность для развития у него эгоизма, собственнических устремлений, корыстных мотивов поведения.

Преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения, считают 37,5% опрошенных.

Постоянное общение с криминально настроенными членами семьи также отражается на направленности преступных посягательств подростков (87,5%).

В ходе опроса было выявлено, что одним из мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из-за этого зловещего явления дети усваивают скверные примеры, сами в последующем воспроизводят этот семейный порок (75%).

Проведенное исследование также показало, что большинство родителей подростков, совершивших преступления, характеризуются педагогической несостоятельностью (67,5%). Родителей в таких семьях нельзя упрекнуть в злостном уклонении от выполнения своих обязанностей, однако работа с ними необходима, так как в педагогическом бессилии родителей коренятся многие неудачи.

Вопрос

Известно, что в 2010 г. было зарегистрировано 114 фактов захвата заложников и выявлено 112 лиц, совершивших это преступление. Определите репрезентативность выборки для изучения проблемы предупреждения захвата заложников в РФ, что вы считаете в данном случае генеральной совокупностью, количество уголовных дел о захвате заложников за год или количество захваченных за это время заложников?

На основе таблицы определить ошибку, если у 500 осужденных за грабеж 65 % совершили его вследствие материальной нужды, а при выборочном наблюдении было изучено 50 человек, среди которых удельный вес таких лиц оказался 25%.

Таблица 1

Вопрос

Таблица 1

Вопрос

Вопрос

Кафедра уголовного права

Дисциплина: Криминология

Задачи по криминологии

Выполнила:

Студентка 5 курса,

группы 1207-03

очного отделения

Узякова Татьяна Ивановна

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Кафедры уголовного

Этапы работы

Мониторинг учащихся старших классов по проблемам отклоняющегося поведения, опрос детей и учителей. Разработка инструментария исследования. Подготовка выборки для опроса учащихся и педагогов. Проведение опроса учащихся, педагогов, родителей. Применение программы для компьютерной обработки статистических данных и последовательного анализа полученных результатов. Анализ материалов исследования и описание полученных результатов.

Создание дифференциальной модели программы профилактики потребления психоактивных веществ подростками - учащимися с учетом состояния наркологической ситуации в данном учебном заведении по результатам мониторингового обследования учащихся и педагогов.

Разработка и внедрение мероприятий непосредственно для учащихся, педагогов, родителей: работа с группами учащихся по типу бесед, консультаций и т.д., индивидуальная работа.

Разработка и внедрение комплекса мероприятий для контингента лиц, осуществляющих педагогическое воздействие (педагогов, родителей).

Семинары психологов, по проблеме отклоняющегося поведения подростков.

Обеспечение информационно - консультативной помощи педагогам и родителям (по типу «телефона доверия» или «кабинета доверия»).

Систематическое осуществление профилактических мероприятий в рамках представленной программы имеет конечную цель, связанную с выработкой стойкого и осознанного отрицательного отношения к формам отклоняющегося поведения.

В предыдущих разделах были рассмотрены теоретические вопросы проблемы подростковой преступности. Исходя из данной работы для получения эмпирических данных, методом исследования по выявлению отношения подростков к проблеме подростковой преступности был выбран анкетный вопросник.

Задачи анкетирования:

  • 1. Выявить возраст, который, по мнению опрашиваемых, является наиболее уязвимым (рискованным), чтобы стать жертвой преступности.
  • 2. Выявить, по мнению опрашиваемых, причины преступных деяний несовершеннолетних.
  • 3. Выявить осведомленность несовершеннолетних о том, куда следует обращаться человеку, который пострадал от преступных деяний.

Анкета «Направленная на выявление отношений подростков

к проблеме подростковой преступности»

Для получения эмпирических данных было опрошено 100 человек, учащихся общеобразовательной школы №285 г. Москвы и учащихся Московского строительного колледжа.

Возраст испытуемых: 14-16 лет общим числом 61 человек из них 43 мальчика и 18 девочек; 17-18 лет общим числом 39 человек из них 20 юношей и 19 девушек.

Данные анкетирования показали, что проблема подростковой преступности в нашей стране считают очень значимой 49%, значимой - 41%, не значимой - всего 6% испытуемых.

Следовательно, можно сделать вывод, что проблема подростковой преступности в нашей стране, как значимую отметили большинство респондентов.

На вопрос «Чувствуете ли Вы себя защищенным?» - 50% опрошенных ответили «скорее нет, чем да».

Информация по проблеме подростковой преступности безусловно интересует 39%, скорее интересует 40% опрошенных. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство респондентов интересует проблема подростковой преступности, лишь 14% опрошенных отметили данную проблему как не интересуемую.

Источником информации о видах подростковой преступности для 54% опрошенных являются средства массовой информации, для 42% опрошенных - друзья, лишь 4% - родители. Т.е. можно сказать, что родители избегают разговоров на данную тему.

На вопрос «Как часто Ваши сверстники могут столкнуться с преступной деятельностью?» - 25% респондентов ответили «очень часто», 33% - «часто», 22% - «редко», 2% - «никогда».

  • 42% респондентов отметили, что их сверстники сталкивались с нарушением общественного порядка, 20% - с употреблением наркотиков, 3% - с изнасилованием, 14% - с мошенничеством, 14% - с вымогательством, 7% - с другими видами преступной деятельности.
  • 30% опрошенных считают, что проблема преступности может коснуться их и их близких, 34% - опрошенных предполагают такую вероятность, 17% - опрошенных считают, что эта проблема их не коснется. 55% - респондентов считают, что наиболее рискованный возраст, для того чтобы стать жертвой преступного поведения является возраст 14-16 лет, 20% 17 - 18 лет, 2% считают, что этот возраст должен составлять 25-35 лет, 8% - это возраст 12-13 лет, 5% 9-12 лет. Следовательно, можно сделать следующий вывод: подростки отмечают свой возраст, считая его наиболее опасным для того, чтобы стать жертвой преступного поведения. Однако, повзрослев, обладая уже определенными знаниями и опытом, приходят к мнению, что от возраста вероятность стать жертвой преступного поведения не зависит.

При этом потенциальной жертвой, как считают 47% опрошенных, становится человек, который посещает опасные места. 23% респондентов отметили, что жертвой становится тот, кто не может постоять за себя, 20% опрошенных уверены, что это человек, не имеющий определенного занятия в жизни, а 6% - жертва имеет внешне привлекательный вид.

На вопрос: «Куда следует обратиться подростку, пострадавшему в результате преступной деятельности?» 44% - считают, что необходимо обратиться к родителям, 27% - в милицию, 4% - на телефон доверия и 6% - опрошенных ответили, что следует обратиться к психологу. Можно сделать вывод: в сознании подростков сложилось мнение о том, что родители всегда способны при любых обстоятельствах оказывать реальную помощь. Также считают, что помощь могут оказать, если обратиться в милицию. Доверие же к психологу еще в сознании подростков не сформировалось.

По мнению несовершеннолетних преступные деяния совершаются под влиянием алкоголя и наркотиков - 48%, под влиянием сверстников - 30%, под влиянием родителей - 3%, под влиянием экономического положения - 19%. Причинами подростковой преступности 47% опрошенных отмечают употребление алкоголя и наркотиков, 27% - насилие в нашей стране, 10% - влияние старшего поколения, 5% - влияние родителей и 4% - влияние средств массовой информации

Школьная научно-практическая конференция

Исследовательская работа по теме:

« Подростковая преступность и правонарушения несовершенолетних»

Работу выполнила:

Ученица 8 класс

Рябошапко Светлана Витальевна

Руководитель:

Куприянова Вероника Николаевна

Учитель обществознания

Завьялово 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………..3

    Основная часть……………………………………………………...4

2.1. Причины преступлений несовершеннолетних…………………..4

2.2.Виды правонарушений…………………………………………….8

2.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних ………12

2.4.Особенности правонарушений несовершеннолетних………….18

    Собственное исследование………………………………………

3.1. Материалы и методы исследования………………3

3.2. результаты исследования………………….

4. Заключение……………

5. Список использованной литературы………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

Актуальность: формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции.

Степень изученности: в масштабах России эта тема достаточно хорошо исследуется, но в Тогучинском районе проблема правонарушений несовершеннолетних на данный момент не рассмотрена.

Задачи:

1. Сформировать понятие правонарушение, раскрыть причины правонарушения, выявить виды правонарушений.

2. Анализировать правонарушения, используя статьи из нормотивно-правовых актов и данные из управления внутренних дел по округу Муром.

3. Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Методы исследования:

- использование и анализ нормативно-правовых актов.

    Уголовный Кодекс Российской Федерации

    Кодекс об Административных Правонарушениях

    Данные социологических исследований.

ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Вспомним, что преступление –это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном время препровождении.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг – в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон – никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.).

Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения – вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении.

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Средства массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях.люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии.

Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

Значимость регулируемых правом общественных отношений;

Размер причинённого вреда или ущерба;

Способ, время и место совершения правонарушения;

Личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

Гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

Дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

Виды правонарушений совершаемые несовершеннолетними и криминалистическая характеристика.

Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости.

Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
(ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет
(ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в
ст. 3.2 КоАП РФ. (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и др.).
Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться
(ч.2 ст. 3.9.КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
(ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
- Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкое хищение;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое

УК РФ под угрозой наказания .

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.
В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает
с 16 лет . Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет , перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214).
Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них – с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.
Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний , назначаемые несовершеннолетним:
Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

В процессе написания исследовательской работы нами было проведено анкетирование должностных лиц непосредственно связанных с деятельностью в сфере правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Также мы совершили визит в Тогучинский отдел полиции по делам несовершеннолетних, Где нам был предоставлен отчёт деятельности органов ПДН за 2012-2013 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анкетирования нами было выявлено, что число правонарушений совершаемых иногородними подростками, а также детьми из благополучных семей растёт, по следующим причинам:

Вышли из-под опеки родителей

Возможность иметь много карманных денег

Родители «отмазывают» своих чад, что ведёт к безнаказанности

Недостаточный контроль со стороны родителей.

Из 100% опрошенных 100% определили эти причины.

С нашим мнением, что подростковая преступность напрямую связана:

100% опрошенных были согласны.

На вопрос важно ли то, что деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних является выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность, 100% анкетируемых отметили важным.

Приложение 1

Отчет Ст. инспектора ГПДН Е.В.Дудина.

Подводя итоги служебной деятельности группы по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Тогучинскому району необходимо отметить, что в 2012 году сотрудникам полиции рост детской преступности в районе удалось удержать и даже снизить.Так, на территории района несовершеннолетними в 2012 году совершено 35 преступлений, в основном это кражи чужого имущества. Снизилось на 20% число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения.За 12 месяцев 2012 года на территории Тогучинского района совершено 41 преступление в отношении несовершеннолетних, из них – 27 преступлений насильственного характера. В течение 2012 года несовершеннолетними совершено 7 попыток суицида, из них – 2 оконченных, по которым проведено разбирательство и другие необходимые мероприятия. Вызывает тревогу тот факт, что все участники суицидов – школьники. Наверняка подростки не совершили бы этих страшных испытаний над собственной жизнью, а 2 подростка не свели бы с ней счеты окончательно и остались бы живы, если бы окружающие их люди и родители владели информацией о круге общения, о том, где и как подростки проводят своё свободное время, чем они живут и что чувствуют. Кроме того, на территории Тогучинского района совершено 11 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых пострадало 10 подростков, 1 погиб. Подросток, погибший во время ДТП, находился в автомобиле в компании других подростков, они явились виновниками ДТП, т.к. находились в нетрезвом состоянии; в результате все несовершеннолетние были травмированы, один погиб на месте происшествия. Кто виноват в данной ситуации? Где были родители подростков? Вопросов возникает много и, как правило, после того, когда случилось горе в семье.В предупреждении правонарушений подростков, в выявлении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей, и в последующей профилактической работе с этими семьями инспектора ПДН достаточно серьезно взаимодействуют с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отделом опеки и попечительства, Центром социальной защиты населения Тогучинского района. Сотрудниками осуществляется совместное посещение семей с целью решения вопросов об оказании помощи либо необходимости принятия мер к родителям.Так, с начала 2013 года сотрудниками Группы по делам несовершеннолетних совместно с представителями служб системы профилактики на территории района выявлено 11 малолетних, брошенных родителями на длительное время у чужих людей, либо находящихся в антисанитарных условиях, угрожающих их жизни и здоровью, без продуктов питания и элементарного тепла в доме. Изъятые малолетние все в возрасте 6 лет и младше. Дети помещены в Тогучинскую и Горновскую больницы, а также в социально-реабилитационный центр Тогучинского района. Нерадивые родители привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ; вопрос о возврате детей в семьи будет решен на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних.

Приложение 2

Анкета:

1). Как вы думаете почему растет число правонарушений, совершаемых иногородними подростками, а также детьми из благополучных семей?

2). Согласны ли вы с мнением, что подростковая преступность напрямую связана:

с ослаблением социального контроля,

с нерациональным использованием времени и трудностями в обеспечении наказания.

«Противоправная деятельность становится для некоторых несовершеннолетних своеобразным способом проведения досуга».

4). Важно ли то, что деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних является выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004год, №3 за 2004 год.

    Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. в ред. от 31.12.2014г. № 195-ФЗ
    (изм. внесены Федеральным законом от 31.12.2014г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.; 11.01.2015.

    Конституция Российской Федерации (Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г.
    в ред. от 31.12.2014г. № 63-ФЗ (изм. внесены Федеральными законами
    от 31.12.2014г. № 542-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.17.06.1996.№ 25. Ст. 2954; 02.02.2015.

Вопрос Показатель
1 2
1. Совершаемые должностные преступления в сфере деятельности органов местного самоуправления:

а) злоупотребление должностными полномочиями;

37 %
б) превышение должностных полномочий; 25 %
в) получение взятки должностным лицом; 34 %
г) иные 4 %
2. Поводом к возбуждению уголовного дела явилась информация, полученная от:

а) органов, осуществляющих оперативно-разыкную деятельность;

72 %
б) контрольно-счетных органов; 18 %
в) граждан 10 %
3. Доследственная проверка выразилась: *

а) в проведении осмотра места происшествия;

57 %
б) в получении объяснений, в том числе у заподозренного должностного лица органа местного самоуправления; 93 %
в) в истребовании документов; 87 %
г) в проведении оперативно-разыскных мероприятий 72 %
4. При получении объяснения у заподозренного должностного лица органа местного самоуправлени:

а) оно давало правдивые показания;

13 %
б) оно давало ложные показания; 34 %
в) оно сочетало правдивые показания с ложными; 42 %
г) оно отказалось от дачи объяснений 11 %
5. При выяснении у заподозренного должностного лица органа местного самоуправления наличия особого правового статуса при получении объяснения:

а) оно скрывало особый правовой статус;

52 %
б) оно не скрывало особый правовой статус 48 %

* предусматривает несколько вариантов ответов

1 2
6. Местом совершения рассматриваемых должностных преступлений явился:

а) рабочий кабинет (иное помещение в здании органа местного

96 %
самоуправления); б) транспортное средство; 2 %
в) ресторан, кафе и пр.; 1 %
г) иное место 1 %
7. Время совершения рассматриваемых должностных преступлений:

а) рабочее время - с 9.00 до 18.00

96 %
б) нерабочее время 4 %
8. Сфера совершения рассматриваемых должностных преступлений:

а) земельно-имущественые отношения;

79 %
б) бюджетные отношения; 16 %
в) иные сферы 5 %
9. Совершение рассматриваемого должностного преступления было связано с получением:

а) материальных выгод;

97 %
б) нематериальных выгод 3 %
10. Подготовка к совершению рассматриваемого должностного преступления:

а) проводилась;

92 %
б) не проводилась 8 %
11. Количество участвующих лиц в совершении рассматриваемого должностного преступления: 15 %
б) два и более 85 %
12. Орган местного самоуправления, где выявлено рассматриваемое должностное преступление:

а) администрация сельского поселения;

62 %
б) администрация муниципального района; 19 %
в) администрация городского округа 19 %

1 2
13. Служебное положение на момент совершения рассматриваемого должностного преступления:

а) депутаты муниципальных образований (глава городского округа, муниципального района, городских и сельских поселений);

74 %
б) должностные лица муниципальной власти, относящиеся к высшему руководящему составу (главы администраций, их заместители, начальники управлений и отделов); 25 %
в) должностные лица муниципальной власти, которые не относятся к высшему руководящему составу (заведующие секторами, заместители председателей комитетов, заместители начальников отделов и управлений) 1 %
14. Образование должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) высшее;

90 %
б) среднее-специальное 10 %
15. Пол должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) мужской;

69 %
б) женский 31 %
16. Возраст должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) до 30 лет;

0 %
б) от 31 до 40 лет; 28 %
в) от 41 года до 50 лет; 38 %
г) от 51 до 60 лет 34 %
17. Стаж работы должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление, в органах местного самоуправления:

а) до 5 лет;

3 %
б) от 5 до 10 лет; 39 %
в) от 10 до 15 лет; 35 %
г) от 15 до 20 лет; 17 %
д) свыше 20 лет 6 %
18. Семейное положение должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление:

а) состоит в браке;

85 %
б) не состоит в браке 15 %
19. Место жительства должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление: 19 %
б) сельская местность 81 %
1 2
20. Наличие судимости:

а) судимые;

б) не судимые

0 % 100 %
21. Характеристика должностного лица органа местного самоуправления, совершившего рассматриваемое преступление за период прохождения им службы:

а) положительная;

б) отрицательная

100 % 0 %
22. Какие документы изымались в ходе расследования: *

а) документы, регламентирующие деятельность органа местной власти;

б) документы, отражающие деятельность конкретного

48 %
должностного лица;

в) документы, устанавливающие определенный порядок выполнения действий должностного лица органа местного

100 %
самоуправления;

г) документы, устанавливающие порядок делопроизводства в

100 %
учреждении местной власти;

д) акты проверок контрольно-счетных органов, протесты, представления, предостережения органов прокуратуры, документы

75 %
о привлечении должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности, распоряжения (приказы) о наложении дисциплинарных взысканий на ответственных лиц; е) личные документы виновного должностного лица органа 25 %
местного самоуправления 100 %
23. Изъятие необходимых документов осуществлялось посредством:

а) обыска;

б) выемки;

в) запроса

28 % 63 % 9 %
24. Давались ли в процессе расследования следователем поручения органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность: 84 % 16 %
25. Объем выполненных поручений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность:

а) выполнены в полном объеме;

б) выполнены не в полном объеме;

в) не выполнены

48 % 41 % 11 %
1 2
26. При допросе в качестве подозреваемого должностное лицо
органа местного самоуправления:
а) дало правдивые показания в полном объеме; 21 %
б) сочетало правдивые показания с ложными; 48 %
в) дало ложные показания; 29 %
г) отказалось от дачи показаний 2 %
27. В ходе последующих допросов должностного лица органа
местного самоуправления:
а) не изменило показаний; 62 %
б) изменило показания; 37 %
в) отказалось от дачи показаний 1 %
28. В качестве свидетелей по данным преступлениям
выступили:
а) муниципальные служащие, связанные с выполнением действия; 69 %
б) муниципальные служащие, не связанные с выполнением
действия; 20 %
в) обслуживающий персонал органа местного самоуправления; 7 %
г) иные лица 4 %
29. Следственные действия, проводимые с участием
специалиста:
а) осмотр места происшествия; 20 %
б) осмотр документов; 34 %
в) обыск (выемка); 36 %
г) допрос свидетелей, подозреваемого; 8 %
д) очная ставка; 2 %
30. Назначаемые экспертизы:
а) почерковедческая; 16 %
б) технико-криминалистическая; 14 %
в) дактилоскопическая; 13 %
г) фоноскопическая 5 %
д) психолого-лингвистическая; 2 %
е) психологическая; 2 %
ж) судебно-компьютерная; 3 %
з) химическая; 19 %
и) финасово-экономическая; 1 %
к) иные; 0 %
л) не назначались 25 %
1 2
31. Меры по установлению обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого должностного преступления:

а) принимались следователем;

77 %
б) не принимались следователем 23 %
32. В качестве обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого должностного преступления, выступили:

а) отсутствие или ненадлежащий контроль со стороны

представительного и контрольно-счетного органа муниципального образования за принимаемыми решениями исполнительной власти; б) нечеткая правовая регламентация служебной деятельности 66 %
должностных лиц; 27 %
в) иные обстоятельства 7 %

Приложение 2

Анкета по результатам опроса 100 следователей следственных отделов Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации

по Республике Башкортостан

Вопрос Показатель
1 2
1. Имеются ли, на Ваш взгляд, проблемы, свойственные
расследованию должностных преступлений, совершаемых в
сфере деятельности органов местного самоуправления?
а) да 89 %
б) нет 5 %
в) затрудняюсь ответить 6 %
2. Наличие проблем в расследовании должностных преступле-
ний, совершаемых в сфере деятельности органов местного само-
управления, вызвано:
а) особым правовым статусом, присущим большинству должност-
ных лиц органов местного самоуправления; 63 %
б) высококвалифицированным противодействием, которое носит
разноплановый характер; 21 %
в) сложностью проведения отдельных следственных действий ввиду
сочетания специфических черт личности должностных лиц органов
местного самоуправления с высоким уровнем знания специфики
местного самоуправления, накопленным опытом работы в данной 16 %
сфере
3. Исходя из Вашего опыта расследования должностных
преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов
местного самоуправления, есть ли необходимость в разработке
современных криминалистических рекомендаций по данным
преступлениям?
а) да; 81 %
б) нет; 8 %
в) затрудняюсь ответить 11 %

1 2
4. Применительно к должностным преступлениям, совершаемым в сфере деятельности органов местного самоуправления, какие ошибки наиболее часто, на Ваш взгляд, допускались по результатам проведенных оперативноразыскных мероприятий:

а) оформление ненадлежащим лицом документов оперативноразыскной деятельности;

0 %
б) отсутствие оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий; 3 %
в) неверное отражение в документах оперативно-разыскной деятельности статуса участвующих в нем лиц; 2 %
г) неверное название проводимого оперативно-разыскного мероприятия; 8 %
д) незаконный досмотр лица; 3 %
е) провокация преступления; 6 %
ж) нарушение условий проведения оперативно-разыскных мероприятий; 5 %
з) отсутствие постановления о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности; 10 %
и) непредоставление всех необходимых документов, в которых зафиксированы результаты оперативно-разыскной деятельности; 23 %
к) ненадлежащее оформление изъятых документов; 17 %
л) отсутствие в постановлении о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности перечня предоставляемых документов 13 %
5. В настоящее время, на Ваш взгляд, сложившийся уровень межведомственного взаимодействия следователя с оперативноразыскными подразделениями можно охарактеризировать как:

а) хороший;

17 %
б) удовлетворительный; 47 %
в) неудовлетворительный 36 %
6. В настоящее время, на Ваш взгляд, сложившийся уровень межведомственного взаимодействия следователя с контрольносчетными органами можно охарактеризировать как:

а) хороший;

14 %
б) удовлетворительный; 37 %
в) неудовлетворительный 49 %
7. Имело ли место противодействие расследованию должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления? 72 %
б) нет 28 %
1 2
8. По Вашему мнению, какие основные факторы способствуют оказанию противодействия в процессе расследования должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления:

а) наличие больших возможностей воздействия на криминалистически значимую информацию в целях исключения ее доказательственного значения;

б) наличие правовых средств для защиты прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, то есть «разрешено все то, что не

52 %
запрещено законом»; 21 %
в) зависимость следователей, сотрудников органов дознания от вышестоящего руководства, влекущее за собой их вмешательство в процесс расследования путем создания различных препятствий;

г) отсутствие в Уголовном кодексе Российской Федерации нормы, устанавливающей уголовную ответственность за подкуп или принуждение обвиняемого (подозреваемого) к даче ложных показаний со стороны лиц, не заинтересованных в процессе

16 %
расследования 11 %
9. Какие меры предупреждения должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления, чаще всего используются Вами в процессе их расследования:

а) внесение представления о принятии мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

б) взаимодействие с органами, осуществляющими оперативноразыскную деятельность, муниципальными органами власти, иными

77 %
органами;

в) чтение лекций, участие в круглых столах, конференциях,

17 %
методических семинарах, иных мероприятиях по тематике предупреждение рассматриваемых преступлений; г) направление информации в виде писем (сообщений) главам муниципальных образований (главам администраций), проведение с 2 %
ними индивидуальных профилактических бесед 4 %
10. Консультируетесь ли Вы со специалистами по возникающим вопросам при расследовании должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления?

а) регулярно консультируюсь по возникающим вопросам в процессе расследования;

74 %
б) за консультациями обращаюсь периодически; 22 %
в) необходимости в консультациях у меня не возникало 4 %


Просмотров