Виды норм права по методу правового регулирования. Методы, способы, типы правового регулирования

По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).

Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

Правовое регулирование осуществляется с применением (использованием) определенных способов, также именуемых в теории права методами.

Под способами (методами) правового регулирования понимают определенные приемы и режимы (как сочетание способов) направляющего и закрепляющего воздействия на регулируемые общественные отношения, предназначенные побуждать субъектов этих отношений к определенному (желаемому, допускаемому, необходимому) их поведению и действиям либо воздерживаться от них в интересах общества, других лиц и своих собственных.

В теории права преобладает мнение, согласно которому в правовом регулировании используются три способа: дозволение, обязывание (позитивное) и запрет.

Под дозволением понимается предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах. Под позитивным обязыванием - возложение на лиц обязанности совершать активные действия как приказ, долг совершать такие действия. Под запретом - обязанность не совершать какие-то действия, т.е. обязанность воздерживаться от действий, запрещенных законом.

Называют и другие способы регулирования: - предоставление юридической возможности (субъективного права) и возложение активной или пассивной обязанности (запрет).

Правовое регулирование характеризуется многими приемами и режимами воздействия на общественные отношения, поэтому представляется весьма дискуссионным выделение только двух, хотя бы и основных, способов правового регулирования.

На основе разнообразной, прежде всего, правотворческой практики в теории права выделяют шесть специальных способов правового регулирования : запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

В этом случае под запретом понимается возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Дозволение выражается в предоставлении лицам права действовать определенным образом. Правомочие - наделение нормой права гражданина или иного лица возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Позитивное обязывание - закрепленное нормами права предписание гражданам, иным лицам совершить какие либо действия в пользу другого, управомоченного лица.

Стимулы характеризуются закреплением нормами права определенных материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно (длительно либо сверх обычных требований, по сравнению с другими лицами). Стимулирование - это получение лицом определенных материальных и/или духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения; дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат; почетных званий, государственных орденов и медалей (наград), почетных грамот в значении моральных стимулов. И, наконец, санкции - это установление государством мер наказания в нормах права.


В приведенном перечне представляется нелогичным выделение санкций наряду с запретами, поскольку последние как правовые нормы предполагают санкции (как, впрочем, и другие способы). Без правовой санкции как официальной меры принуждения, включая наказание (уголовное или административное), не существует правового способа, но есть иной, например, моральное воздействие. Наличие санкции присуще любой норме права с любым выражаемым ею способом правового регулирования, в том числе и поощрительной норме (лишение права на получение награды или её самой). Логически санкция - составляющая каждого способа правового регулирования и не может одновременно существовать в качестве способа самостоятельно, отдельно,т.е. не может являться самостоятельным способом правового регулирования,а лишь обеспечительно связана с другими его способами.

Дискуссионным представляется и выделенный способ «позитивного обязывания», поскольку предполагает наличие противоположного по содержанию понятия - негативное обязывание, которого нет, если не считать таковым запрет, обязывающий не совершать определенные действия (бездействия). Но запрет - это самостоятельное понятие, дихотомически противоположное разрешению. Поэтому правильнее употреблять понятие «обязывание».

С учетом изложенного логичны следующие способы правового регулирования (см.схему):

1) обязывание лиц ,

2) установление запретов для лиц ,

3) выражение дозволения лицам ,

4) наделение лиц правомочиями ,

5) стимулирование (поощрение, льготирование) лиц .

Обязывание лиц - это императивное выражение в нормах права (и, соответственно, правоприменителями) предписания гражданам, иным лицам (в т.ч. органам) совершать какие-либо определенные действия либо воздерживаться от них в пользу другого, управомоченного (наделенного правом, в т.ч субъективным) лица.

Установление запретов для лиц - это императивное возложение (как правотворческим, так и, соответственно, правоприменительным органом) на граждан и иных лиц (в т.ч. органов) обязанности воздерживаться от недопустимых для общества и лиц (запрещенных нормами права) действий или, наоборот, не допускать запрещенного бездействия, например, неоказания помощи потерпевшему с оставлением его в опасности для его жизни, уклонения от государственной регистрации сделки, юридического лица и т.п.

Выражение дозволения лицам - предоставление нормами права (и, соответственно, правоприменителями) лицам конкретных прав (субъективных прав) и свобод в виде возможности (дозволения) действовать или бездействовать в определенных случаях (отношениях) и определенным образом. При этом предоставление может быть как диспозитивным, так и императивным для сторон регулируемых этим способом отношений.

Наделение лиц правомочием - это предоставление нормами права (и, соответственно, правоприменителями) гражданам и иным лицам (в особенности органам) возможности требовать определенного поведения от других лиц (или лица), осуществлять определенные виды и направления деятельности (функции), в т.ч. организационно-распорядительную деятельность, связанную с подчинением других лиц (или лица). Данное предоставление также может быть как императивным, так и диспозитивным, а в отношении государственных органов - только императивным (под угрозой наказания их должностных лиц за халатность, т.е. неосуществление предоставленных им полномочий - правомочий).

Стимулирование (поощрение, льготирование) лиц - предоставление нормами права (и, соответственно, правоприменителями) гражданам, иным лицам возможности получения ими (передача им) каких-либо материальных и/или духовных благ за их длительное и/или особо активное и результативное правомерное поведение в интересах общества и других лиц, а также компенсирующих или гарантирующих льгот в различных их формах, включая и привилегии, иммунитеты.

Предоставление поощрений в настоящее время почти во всех государственно организованных обществах (государствах) является диспозитивным, а не императивным. С данным способом правового регулирования в теории права связано введение в научный оборот понятий «поощрительные нормы», «наградное право», «право привилегий». Однако остается не решенным вопрос о том, какой - императивный или диспозитивный - характер должен иметь этот способ правового регулирования, что фактически лишает силы этот способ правового регулирования, несмотря на его очевидную перспективность. Следует учитывать, что при диспозитивности этого способа практика субъективного «усмотрения» в применении поощрений приводит к обратному результату - антистимулированию, девальвации поощрения.

Заметим, что примененное выше словосочетание «и, соответственно, правоприменителями» означает дедуктивное (от общего к частному, конкретно определенному) выражение, предоставление, возложение правоприменителями нормативно предполагаемых субъективных прав и обязанностей в отношении уже конкретно явленных и индивидуально признанных субъектов права (правоотношения). Это связано с необходимостью соблюдения и выражения единства правового регулирования на всех его стадиях, в том числе и в вопросе об однообразном применении в них одного и того же его способа.

Полагаем, что названные пять способов (методов) правового регулирования представляют исчерпывающий перечень(в своем ряду). Однако с учетом постоянного и активного использования в отраслевых юридических науках (например, гражданского права, административного права, уголовного права и т.д.) и в самой теории права таких методов отраслевого регулирования, как императивный и диспозитивный методы, необходимо теоретически выделить и их, но в своем понятийно-логическом ряду.

Это обусловлено тем, что такого рода методы, наряду с предметом правового регулирования, в теории права общепризнанно относятся к основаниям деления права на отрасли в рамках одной системы права, в связи с чем они являются системообразующими основаниями. Так, по преимуществу диспозитивный метод регулирования лежит в основе выделения в системе права некоторых его отраслей, например, гражданского права, а императивный метод - уголовного и административного права как совершенно преобладающий в них.

Наличие в правовом регулировании казуального и нормативного судейского усмотрения, особенно в англосаксонской правовой семье (системе), и казуального административного усмотрения, а также казуального свободного усмотрения самих лиц, имеющих отличие от императивного и даже диспозитивного метода в позитивном праве, предполает вывод о существовании (в их логическом ряду) особого метода (способа) правового регулирования, который можно условно назвать методом «по собственному усмотрению» (методом саморегулирования) .

Иногда называют и рекомендательный метод правового регулирования, в чем-то сходный с диспозитивным методом, а также поощрительный метод , но он не вписывается в данный понятийный ряд, так как имеет другое основание своего выделения (цель, а не характер, степень свободы регулирования). Подобные методы не равнозначны императивному и диспозитивному методам по масштабам и частоте своего использования в правовом регулировании и являются факультативными, т.е. используемыми в отдельных, особых случаях этого регулирования. Примерами использования метода саморегулирования можно назвать предоставление в гражданском праве возможности заключения договоров на основе принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК РФ, или в процессуальном праве - возможности заключения сторонами дела мирового соглашения.

В последнее время в теории права появилось утверждение о существовании в правовом регулировании своеобразного его средства, которое выражается в допускаемой правоустановителями (законодателем) неопределенности в праве. По своему функциональному значению в правовом регулировании данное средство логически можно считать особым способом правового регулирования, близким к диспозитивному методу и методу саморегулирования. Это в особенности свидетельствует о сложности правового регулирования.

Основой видового деления названных и, по существу, общих методов правового регулирования является учет степени обязательности и самостоятельности регулирования общественных отношений (его характер).

Способы (методы) правового регулирования используются в отраслях правового регулирования (отраслях права) не монопольно, в исключительном значении, а в их сочетании (комбинации) и с преобладанием какого-то одного из них либо в относительно равной мере разных способов и т.д.

Например, даже в гражданском праве, наряду с преобладающим диспозитивным методом регулирования (заметим, выражаемым в дозволении, предоставлении правомочия лицам, обязывании и т.д.), применяется также и императивный метод (выражаемый в установлении запретов, например, злоупотребления своими гражданским правами, обязывании лиц, наделении правомочиями, например, в вопросах специальной правоспособности юридических лиц), а также метод саморегулирования (выражаемый в тех же конкретных способах - обязывании, дозволении, стимулировании и т.д., например, в вопросах свободы договора).

В сочетании названных общих методов и конкретных способов правового регулирования проявляется постоянно решаемая проблема практического определения необходимости и достаточности такого сочетания в правотворчестве, правореализации и правозащите, которая напрямую связана с общей проблемой эффективности правового регулирования. Вместе с тем, это сочетание является также способом правового регулирования, названным нами режимом регулирования общественных отношений.


Методы правового регулирования определяются предметом правового регулирования, т.е. многообразием соответствующих общественных отношений. Отношения в первой группе – это отношения между собственниками. Такие отношения не могут строится на основе властеподчинения. Отношения во второй и третьей группах – это отношения между властвующими и подвластными.
В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.
Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначный характер. Последствия его нарушения (санкция) наступает независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).
Метод децентрализованного регулирования основывается на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируется таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения. (Например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод используется для регулирования частно-правовых отношений.
Способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования определяются характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что оно и предоставляет субъективные права и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные). В зависимости от того, что в правовой норме выступает на первый план – право или обязанность - выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.
Управомочивание выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий (субъективных прав).
Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия (активная обязанность).
Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность).
Типы правового регулирования. В теории права выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).
Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что не запрещено (законодательством). Регулирование по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать. Все, что не попадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.
Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершать только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции.
Стадии правового регулирования.
Правовое регулирование начинается со стадии нормотворчества. Создание нормативной основы права – его первая стадия. Созданием правовых норм права могут заниматься различные субъекты – индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры). Легитимным приоритетом в этом процессе обладает государство. Государство создает правовые нормы, которые имеют в потенции все возможности для получения приоритета правового действия. Нормы права определяют правовые возможности своих адресатов: очерчивают круг их прав и обязанностей, устанавливают правовой статус субъектов.
На второй стадии правового регулирования имеет место правовое воздействие норм на членов общества. Такое воздействие, как было отмечено выше, имеет информационный и ценностный характер. Необходимым условием для этого является доведение до сведения всех адресатов содержания правовых норм. В современных государствах это осуществляется путем опубликования тех нормативно правовых актов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения.
Как заметил известный западный социолог Н. Луман, «ценности суть «слепые пятна», которые вооружают способностью к наблюдению и действованию». Но ценности скрыты в коммуникации. «…Самый заметный признак ценностей состоит в том, что коммуницируются они незаметно. Они предполагаются, допускаются в форме намеков и импликаций». Это означает, что правовые ценности оказывают свое воздействие на субъекта путем установления правовой коммуникации, одним из выражений которой является правовое отношение.
Именно на второй стадии правового регулирования устанавливаются так называемые общие правовые отношения, которые вытекают непосредственно из закона (в широком смысле слова) и содержанием которых являются правовые возможности (субъективные права) и правовые обязанности. Правовые действия на этой стадии носят чаще всего пассивный характер (право рассчитывать на определенное поведение и требовать соответствующего поведения – исполнение пассивной обязанности не совершать определенных действий). Таково, например, право на жизнь, или право на собственность. Но если право на жизнь на этой стадии полностью реализуется, то право на собственность реализуется лишь как наличная правоспособность (право на право быть собственником).
Реализация норм права – это осуществление тех правил поведения, которые сформулированы в правовых нормах. В зависимости от того, как сформулировано правовое правило, выделяют такие формы (способы) реализации норм права как использование, исполнение и соблюдение норм права. Использование норм права представляет собой осуществление наличных субъективных прав;
исполнение нормы права – осуществление возложенной на субъекта обязанности;
соблюдение нормы права – соблюдение установленных правовой нормой запретов.
Особой формой реализации права является применение права. (См. лекцию «Применение права»).
На третьей стадии правового регулирования правовые отношения переходят в активную форму. При наличии соответствующих юридических фактов, субъекты правоотношений используют свои права, исполняют активные обязанности, своими действиями порождают новые права и обязанности. (Например, правоспособный субъект покупает недвижимость и после ее регистрации приобретает на нее право собственности). На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия для их реализации через правоприменительную деятельность государства.
Механизм правового регулирования (механизм действия права). Под механизмом правового регулирования понимают систему правовых средств, при помощи которых реализуются правовые цели. Если действие права есть его системное функционирование, то оно осуществляется при помощи специального механизма, который и называется механизмом действия права или механизмом правового регулирования. Как верно подметил В.С. Нерсесянц, «основная регулятивная функция механизма действия права и юридико-логический смысл действия права в целом состоят в том, чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т.е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную «казусную» норму, т.е. в конкретное правило для конкретного случая».
Механизм права (механизм действия права, механизм правового регулирования) состоит из следующих элементов: правовых норм, правовых (юридических) фактов, правоотношений, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей, актов толкования права, правоприменительных актов.
Несколько упрощенная схема действия механизма права заключается в следующем: социально признанные правовые нормы устанавливают общие правовые отношения, которые затем, при возникновении определенных правовых (юридических) фактов, трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных актов реализации прав и обязанностей субъектами. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность. Действия механизма права опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и осуществляется в режиме законности. Результатом действия права является общественный правопорядок.

Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения. В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно друг от друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.

Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:

  • – порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  • – средств их обеспечения (санкций);
  • – степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.

Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.

Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.

Особое значение при применении императивного метода имеет контроль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип – четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.

В-третьих, выполнение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить от должности руководителя и т.п.).

В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может проявляться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.

Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).

В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.

Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов поведения. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.

Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.

Диспозитивность – это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).

При этом диспозитивность, например в гражданском праве, нс тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.

В общей теории права диспозитивность исследуется не в качестве принципа, а как один из методов правового регулирования. При диспозитивном регулировании "правовая энергия" поступает на соответствующий участок общественных отношений не только "сверху", от государственных органов, но и путем совершения правомерных действий самими участниками общественных отношений. Сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному взаимодействию.

Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.

Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.

Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений в этом случае, является волеизъявление субъектов общественных отношений.

Вполне понятно, что указанные выше общие черты диспозитивности конкретизировались в отраслевых юридических науках применительно к особенностям предметов и методов соответствующих отраслей права. Первая попытка усмотреть диспозитивность не только в процессуальных, но и в материальных отраслях права была предпринята О. А. Красавчиковым. С его точки зрения без диспозитивности в гражданском материальном праве нс было бы оснований для рассуждений о данной категории в праве процессуальном.

Аналогичный подход к раскрытию содержания понятия диспозитивности характерен и для работ В. Ф. Яковлева, по мнению которого диспозитивность – эго возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.

Несколько специфично понимание диспозитивности в науке трудового права. Так, по мнению А. И. Процевского, метод правового регулирования раскрывается только в характере правовых норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование – это воздействие, метод – способ такого воздействия. Так, метод правового регулирования трудовых отношений складывается как из способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и из способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы следующим образом: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, т.е. правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

В науке семейного права метод диспозитивности либо вообще не упоминается, либо определяется как дозволительно-императивный (при этом допускается возможность конкретизированного диспозитивного регулирования, осуществляемого с помощью так называемых ситуационных норм, которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы).

Как отмечают специалисты, диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:

  • – равенство субъектов правовых отношений, выражающееся прежде всего в независимости их воли. Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
  • – самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу "дозволено все, что не запрещено". Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.
  • 7. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы
  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 5. По методу правового регулирования:

      императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

      диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

      поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

      рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).

    6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

    ^ обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия;

    ^ управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать

    положительные действия; ^ запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

      По времени : постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

      По кругу лиц :

    ^ общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного

    государства;

    ^ специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-

    нодорожников.

    9. Специализированные нормы:

    ^ компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и

    морального характера;

    ^ коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-

    разному регулируют одни и те же общественные отношения.

    10. В зависимости от характера структурных элементов: У относительно-определенные;

    ^ бланкетные;

    ^ отсылочные

    11. По степени определенности.

    ^ абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все

    условия их действия оговорены в тексте; ^ относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

    ^ альтернативные .

    Структура нормы права - совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять: ^ при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

    ^ какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

    ^ какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

    Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если - то - иначе».

    Гипотеза - указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез :

      простые - ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например , ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие - если заключается договор личного страхования;

      сложные - ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например , ст. 101 СК РФ

    устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают

    совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;

    » альтернативные - связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например , в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

    Диспозиция - содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного

    и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

    » абсолютно-определенные - исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

      относительно-определенные - устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

      бланкетные - отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

    Санкция - называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций :

      абсолютно-определенные - содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

      относительно-определенные - допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до» (характерно для норм УП);

      альтернативные - содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

      кумулятивные - допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

    "


    Просмотров