Виды мировоззрения примеры. Формы мировоззрения

Виды мировоззрения

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности .

Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины – естественно-научное, ценность красоты и совершенства – эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости – нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть – это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

представления;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проанализировать текст «Мировоззрение личности» (В. И. Добрынина). Прочитайте текст и выполните задания.

Текст « Мировоззрение личности»

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно мо­жет существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдо­научном знании и т. п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоя­тельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и худо­жественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой че­ловека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жиз­ни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности че­ловека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой фор­мирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентации, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В. И. Мировоззрение, его роль в современном мире // Основы философских знаний. М., 1995.

  1. Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?
  2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»?
  3. Соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения.

4. Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенные в тексте автором.

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.


Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

    Философиия -это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».

Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как « стремление к постижению многих вещей» (Гераклит). Исторически предмет философии изменялся, что обуславливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытие), гносеология (учение о познании), человек, общество.

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

    проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что да­ет общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. 3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования ме­тодов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. 4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. 5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением уста­ревших форм развития культуры и становлением новых форм. Филосо­фия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной историче­ской эпохи.

2. Предпосылки возникновения философии: С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимания действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа(Эдмкнд Гуссель считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества. Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.

4. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире. Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики. Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Типы мировоззрения:

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел) 2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу) 3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира) 4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

5 . Философия как тип мировоззрения

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны -- одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос -- как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

6 . Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф -- это:

1.общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.

2.наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.

3.единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

1.эмоционально-образная форма,

2.очеловечивание природы,

3.отсутствие рефлексии,

4.утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Религия -(от лат. religio -- благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек - субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны -- одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос -- как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир.

7. Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Исторические формы материализма : атомистический, механистический, антропологический, диалектический.

Атомистический материализм . Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Механистический материализм. Механистический материализм - одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим. Антропологический материализм. Антропологический материализм - материализм: - усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию; и - утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Диалектический материализм. Диалектический материализм - направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.

Исторические формы идеализма : объективный, субъективный.

Объективный идеализм .

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности нематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм)

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

8. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:

 космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? ";

 мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

 метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;

 методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом, метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

 эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология) , этика;

 и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

9. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция.

Праксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества.

10. Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

11. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

12 . Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Объяснительная функция направлена на выявление причинно – следственных связей и зависимостей.

13. Средневековая философия - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

3. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм).

4. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник -- Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

7. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

средневековая философия основные проблемы

1. Проблема существования Бога и познания его сущности. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. 2. Проблема соотношения знания и веры. Первые христианские философы считали, что для познания Бога и созданного им мира вполне достаточно истин, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства, по их мнению, стали излишни, когда появилась Библия, другие священные тексты: в их истины нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям, заблуждениям и смертному греху.

3. Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма . Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса.

14. Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и мир.

Имеет 4 основные формы:

1. теомонистический – наделяет существованием только бога, лишая мир самостоятельного бытия.

2. физиомонистический – существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования.

3. трансцендентный (мистический)

4. имманентно – трансцендентный – согласно которому Бог осуществляется в вещах.

15 . Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с

переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы

натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы

познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в

философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:

эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт

как единственный источник знаний; и рационализм , который выдвигает на

первый план логическое основание науки, признает разум источником познания

и критерием его истинности.

16 . Европейскую философию Нового времени XVII-XIX веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Еще одним фактором, определявшим направленность философских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни в европейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Этот процесс сопровождался секуляризацией общественной жизни, и передовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, вырабатывала свое отношение к религии. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

17. Немецкая классическая философия

Определенный период в развитии немецкой философской мысли – с середины 18 до середины 19в., представленный учениями Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Одновременно Н.К.Ф. – это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма.при все разнообразии идей и концепций, Н.К.Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того приверженность Н.К.Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. Н.К.Ф.- это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума.

Из миропонимания человека исходят его поведение, действия и решения. На наши поступки влияет то, как мы представляем себе этот мир, как мы его воспринимаем и относимся к нему. Воззрение есть у каждого человека, но не у всех оно идеально с точки зрения философии, так как она имеет свои представления о том, какое должно быть мировоззрение. Существуют вполне определенные типы мировоззрения, которые носят идеализированный характер, не присутствующий в чистом виде.

Оно не рождается вместе с человеком и не дается генетикой, оно формируется в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. Специфика философского мировоззрения, то есть взгляда на мир, как раз и заключается в изучении, исследовании и анализе отношения человека к миру, учитывая его культуру и цивилизацию, а также взаимоотношение, взаимопроникновение и связь мира с человеком.

Современное мышление

Известнейший в свое время, советский философ Щедровицкий говорил, что подавляющему большинству представителей человечества в современном мире абсолютно не нужно мышление, как таковое. За нас уже многое решили, о многом подумали известные аналитики, которые решали вопросы нашего питания, образования, информирования, одежды и многого другого. Это та ситуация, когда мы стали жить в некоем постоянстве, к которому мы привыкаем.

Современные психологи и философы определяют наше мышление, как способность решать и создавать логические задачи, уметь находить рациональный выход из сложных ситуаций. Анализируя наше нынешнее существование, многие из нас понимают, что в современном мире нам сложно участвовать в процессах такого рода.

Мы часто пытаемся убедить себя, что все пройдет, нашей вины нет, виноваты не мы или нам просто неудобно что-то делать, себе в оправдание. Многим из нас проще придерживаться таких позиций. Вот как раз все это вытекает из нашего миропонимания.

В философском мировоззрении существует утверждение, что мысли материализуются, и действительно, только не по мановению волшебной палочки, а в зависимости от того как мы думаем и о чем. Например, один человек думает о том, что у него может что-то не получиться – это уже его мировоззренческая установка, а другой уверен, что он точно это сможет сделать.

Мы понимаем, что все мы по-разному относимся к своим возможностям и превращаем их в действительность, имеем разные совокупные представления о любых понятиях, которые и получили названия сущное и должное.

Классификация

Мы имеем собственные, оригинальные взгляды, мнения, которые не подвержены стандартам и шаблонному, пропитанному ярлыками и установками взгляду на жизнь.

На картинке справа указаны основные составляющие нашего мышления:

  • Мироощущение определяется первичным мнением человека о мире, так сказать, уровнем комфортного или некомфортного нахождения в нем, уровнем чувственного и эмоционального состояния, которое не подвергается жесткому и рациональному осмыслению.
  • Мировосприятие – это более целостное представление о мире, о людях и о себе, определяющееся уровнем рассудка и смысла, формированием элементарных связей с людьми и окружающим миром.
  • Совокупность понятий, начиная с абстрактного понятия, и заканчивая системами взаимосвязей понятий, существующих в психике личности, определяется миропониманием – единственное, что невозможно без языковых средств. Ничего нельзя себе объяснить, не проговаривая себе объяснения.

Классификация типов мировоззрения имеет еще и подразделения на компоненты, которые включают в себя познавательную, историческую и географическую принадлежности.

К компонентам имеет прямое отношение и эмоциональный фонд (нервная система, тип характера и другое), нормы и практика.

Рассмотрим наше мировоззрение и его типы с исторической позиции. Эти типы мировоззрения формировались и занимали свое место на протяжении всей истории.

Историческая классификация типов мировоззрения складывается из трех основных компонентов. Постараемся выяснить, какие типы мировоззрения выделяет наука.

Миф – форма общественного сознания

Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.

Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.

С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.

Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.

Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.

Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.

Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.

Религия и мы

Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.

С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.

Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.

Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.

Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.

Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.

Философия в нашей жизни

В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.

Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.

Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.

Специфика философского мировоззрения выражается в выработке собственного взгляда на жизненные позиции, не предполагая наличия философского или еще какого-либо образования. Основные черты философского мировоззрения заключены в появлении специфического языка и доказательств, что в других типах не требовалось.

Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.

Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.

Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:

  • Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
  • Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
  • Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
  • Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.

Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.

Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.



Просмотров