Верховный суд попросит денег на помощников. Повышение зарплаты аппарату суда свежие новости Стимулирующие аппарату суда в году

Время чтения ≈ 2 минут

Одна из наиболее актуальных тем сегодняшних новостей – грядущее повышение зарплат аппарату суда в 2018 году. Последние новости муссируют тему реорганизации судебной системы, которая началась еще в прошлом году и направлена на оптимизацию работы и устранение коррупционных схем из судопроизводства. Достойная оплата труда, по мнению федерального правительства – основное исключение возможных неправомерных сделок и взяточничества.

Хотя весьма затруднительно утверждать, что судейский состав обделен должностными окладами на высшем уровне, но работники делопроизводства получают намного меньше и могут быть заинтересованы в повышении своих мизерных доходов.

Сегодняшние приоритеты

Уровень зарплат судей составляет развал от 50 до 500 тыс. руб. Так, например, судьи федерального уровня получают 100 тыс. руб. ежемесячно, а Конституционного суда – полмиллиона. В среднем, до 50 тыс. получают судейские помощники, из них в федеральных судах – 35-40 тыс. руб., а в мировых – 30.

При этом работники судопроизводства, призванные обеспечивать законность составления и сохранность важнейшей документации (не только по уголовным, но и по административным, семейным и жилищным делам), еле сводят концы с концами.

У них совершенно другие зарплаты:

  • архивариусы получают от 10 000 (мировой):
  • делопроизводители – от 12 000;
  • секретари судов от 15 тыс. руб.
В 2018 году уровень инфляции равен 5,5 %

Официальное объяснение состоит в том, что вышеперечисленные работники относятся к лицам, сопровождающим деятельность прокуратуры и судейства, но при этом являются госслужащими, а не работниками этих структур.

Поскольку Министерство финансов прогнозирует в 2018 уровень инфляции в 5,5%, зарплаты сотрудников суда и будут проиндексированы соответствующим образом.

Вероятность повышения

Минфин заявил, что в 2018 планируется принятие законопроекта, который гарантирует работникам секретариата на уровне 30 тысяч руб. Такая мера необходима для снижения текучести кадров, составляющей иногда до 400%.


В 2018 году будет повышение зарплат и инфляции

Грядущая индексация, которая находится на стадии рассмотрения, пока что предполагает повышение окладов секретариата, приставов, помощников судей и некоторых категорий судейства.

Работников высших судебных инстанций, зарплата которых составляет от 100 тыс., по просочившимся предварительным сведениям, в этом году повышением ставок баловать не будут. Какие действительно произойдут изменения после принятия судебной , можно будет узнать только по прошествии некоторого времени.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Верховный суд во вторник внес в Госдуму законопроект о судебной службе, по которому все работники аппаратов судов будут выделены в отдельную категорию, а их зарплаты увеличатся. Правительство инициативу раскритиковало

Судья Ленинского районного суда Кирова Алексей Втюрин (Фото: Антон Сергиенко / РБК)

В пакете документов, внесенном в Думу законопроекта ВС во вторник, 14 февраля, имеется отрицательный отзыв правительства. В отзыве за подписью руководителя аппарата Белого дома Сергея Приходько указано, что новый закон «О судебной службе» во многом дублирует нормы закона «О государственной службе».

Как указывается в финансово-экономическом основании к проекту, дополнительных расходов бюджета инициатива не повлечет. Но при этом законопроект вводит новую систему расчетов премий исходя из выслуги лет, указывает Верховный суд. А это повлечет дополнительную нагрузку на бюджет, критикует инициативу в своем отзыве​ правительство.

Проект закона «О судебной службе» в судебном департаменте при Верховном суде еще в 2014 году. Законопроект предполагает ввести новые должности работников судов и присваивать им классные чины. Так, в судах помимо советников могут появиться референты судебной службы, советники и государственные советники.

Законопроект устанавливает, что зарплата сотрудников аппарата суда будет состоять из двух окладов (оклада по должности и по классному чину) и премий, которые​ будут устанавливаться по аналогии с судейскими. В частности, премии за выслугу лет, за особые условия службы, а также премия за работу с секретными сведениями и надбавки за выполнение особо важных заданий.

Премия за выслугу лет будет составлять от 10 до 30% начислений к окладу по должности. А надбавка за особые условия — 200%. Размер же оклада за классный чин, согласно закону, будет отдельно установлен президентом. Оклад по должности будет определяться на местах — отдельно властями регионов.

Инициатива связана с тем, что зарплаты сотрудников аппаратов судов — помощников судей и секретарей — остаются на очень низком уровне. В среднем помощник судьи может в месяц получать 15 тыс. руб., рассказывали источники РБК в судебном сообществе. Зарплаты руководителей аппаратов судов даже федеральных уровней не превышают и 40 тыс. ​руб. в месяц, следует из ежегодных деклараций о доходах сотрудников судов.

Все это приводит к сильной текучке​ кадров и нехватке сотрудников, рассказывает собеседник РБК в судебном сообществе. При этом повысить зарплаты работникам аппаратов, не увеличивая доходы всех госслужащих, невозможно.

«Безусловно, сотрудникам аппарата необходимо повысить зарплаты, — считает адвокат Руслан Коблев. Он отметил, что зачастую в аппарат суда приходят работать люди, которые в будущем намерены сами стать судьями. Но из-за больших нагрузок и маленьких зарплат не все выдерживают, добавил он.

Шаплова Евгения | «Право.Ru»

Сегодня в Москве прошло заседание Совета судей РФ, на котором обсуждались вопросы подготовки к IX Всероссийскому Съезду судей, который состоится 5-9 декабря. На заседании обсуждали вопросы внесения поправок в законодательство, написание новых УК и УПК, повышение оплаты труда сотрудников аппаратов судов, а также вопросы, которые войдут в резолюцию Съезда.

В рамках подготовки к Съезду члены Совета судей обсудили проект итогового документа, который предстоит принять его делегатам. По словам Евгения Голошумова, начальника главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС , в нем будут затронуты вопросы инвестиций на обеспечение судов новыми помещениями, а судей - служебным жильем, совершенствования работы администраторов судов, возможности отказа от подачи документов в суды на бумажных носителях, законодательном закреплении использования аудио- и видеозаписей заседаний в качестве протоколов, нормативов нагрузки судей.

, заместитель председателя Совета судей, судья ВС, рассказал, что делегатам съезда предстоит обсудить, можно ли передать решение вопросов условно-досрочного и освобождения в случае тяжелой болезни общественно-наблюдательным комиссиям, а также поговорить об усовершенствовании механизма при отборе на судейские долности.

Председатель предложил законодательно расширить полномочия Советов судей по защите интересов судей в отставке, а также проработать механизмы взаимодействия судов и СМИ.

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев рассказал, что уже провел совещания с делегатами во всех федеральных округах, кроме Уральского и Центрального, встречи с которыми состоятся в ближайшее время. Он уточнил, что резолюция Съезда еще не готова, она требует редакционных правок и внесения части предложений. Кроме того, в нее еще не внесена часть вопросов. "Некоторые документы не ложатся так на бумагу, как бы нам хотелось их прочитать", - сказал Лебедев, пояснив, что речь идет о законопроекте "О судебной службе", разработка которого ведется с 2014 года, и некоторых поправках правоприменительной практики.

Уже известно, что на Съезде предположительно будут присутствовать председатели ЕСПЧ и Совета Европы, а также делегации из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Кодекс судейской этики поправят в части конфликта интересов

Одним из вопросов, который поднимали все делегаты съезда, по словам Лебедева, было упраздненение или изменение ч. 4 ст. 9 Кодекса судейской этики, которая запрещает судьям рассматривать дела с участием организаций, где работают их близкие родственники. Глава ВС также недоволен этой нормой, которая часто служит причиной отказа в переназначении или назначении судей на новые должности. "Создается парадоксальная ситуация, когда решение или приговор остаются в силе, проходят все инстанции, никто из участников процесса, имеющих право на отвод суда, таких ходатайств не заявлял, а потом выясняется, что нужно поставить вопрос о лишении судьи должности, потому что в Кодексе судейской этики написано, что надо воздерживаться от рассмотрения дел в отношении организаций - сторон по делу, где работают их родственники", - рассказал он.

По мнению председателя Верховного суда, ее необходимо существенно изменить или исключить. При этом положения о недопустимости конфликта интересов в Кодексе должны остаться обязательно как важная концептуальная составляющая правосудия.

Проблему зарплат секретарей и помощников судей решают двумя путями

Глава ВС в очередной раз озвучил животрепещущую проблему: зарплаты сотрудников аппаратов судов не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он напомнил, что раньше на должности секретарей судебного заседания брали выпускников школ, которым нужна была практика работы для поступления в юрвузы. Сейчас же каждый из сотрудников аппаратов судов должен иметь высшее юридическое образование. "Требования высокие, а заработная плата им не соответствует", - считает Лебедев.

Это для нас больная тема, поэтому сейчас мы прорабатываем два пути ее решения: внесение изменений в указ президента о порядке выплат госслужащим и разработка законопроекта о судебной службе", - говорил председатель Верховного суда. По его мнению, принятие нового закона предпочтительнее. "Но мы работаем и по тому, и по другому направлению", - добавил Лебедев.

Неизвестно, правда, когда предложенные ВС поправки смогут вплотиться в жизнь, поскольку накануне Правительство вынесло на общественное обсуждение проект бюджета на ближайшую трехлетку, в котором существенного повышения жалования для секретарей и помощников судей не запланировано (см. "). "Когда-то же эту проблему все равно нужно решать, - прокомментировал это председатель ВС. - Бюджет сформирован, но хотя бы в ближайшем будущем мы этот вопрос поднимем".

Систему арбитражей не будут приводить в соответствие с СОЮ

Также руководитель Верховного суда в очередной раз опроверг информацию о возможных изменениях в арбитражной системе РФ. В этот раз речь шла о приведении четырехуровневой системы арбитражей в соответствие с трехуровневой системой СОЮ. "Не нужно ломать то, что хорошо работает", - прокомментировал глава ВС.

Что рассмотрит Пленум ВС до конца года

Лебедев рассказал, что до Нового года Пленум ВС рассмотрит еще "четыре-пять" проектов постановлений. Ближайшее заседание состоится 3 ноября. На нем предстоит обобщить практические вопросы по применению законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательства и экономической деятельности, а также дел террористической и экстремистской направленности.

Также будет принято постановление о порядке рассмотрения споров об оплате услуг ЖКХ в случае признания недействующими нормативно-правовых актов, устанавливающих тарифы. В планах ВС и обобщение практики по делам о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности политических партий (их представительств), религиозных организаций и НКО.

Разъяснят судам и как следует рассматривать дела, связанные с неисполнением родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, а также дадут разъяснения по вопросам освобождения от уголовной ответственности, в том числе в связи с применением мер уголовно-правового характера (ранее ВС практику по этому вопросу не обобщал).

Еще одно из обещанных руководителем ВС постановлений Пленума будет касаться применения судами положений ГК об обязательствах и их исполнении (гл. 21 и 22 ГК), положений ГПК и АПК о приказном и упрощенном судопроизводстве, а также о досудебном урегулировании споров.

Правки законодательства от ВС

Не забыл глава Верховного суда упомянуть и о предложенных ВС поправках в действующее законодательство. В их числе, например, внесение в АПК ст. 127.1, в которой будут озвучены причины отказа в приеме искового заявления, а также заявления о выдаче судебного приказа. Такая норма существовала в АПК 1992 и 1995 годов, но в действующей редакции ее нет, что приводит к излишней загруженности судов, поскольку прекратить производство по "отказным" делам можно, только начав их рассматривать (ст. 150 АПК) (см. " "). Лебедев сообщил, что Госдума рассмотрит этот законопроект в первом чтении на заседании 21 октября.

Также ВС предлагает внести измения и в ст. 291 АПК (жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции). Поправки дадут возможность кассационного обжалования судебного приказа в судебной коллегии ВС по причине существенного нарушения материального закона (сейчас основанием может быть только нарушение процессуального законодательства). Кроме того, изменения должны быть внесены и в гл. 25.3 НК, где появятся положения об уплате госпошлины при подаче кассационной жалобы на судебный приказ, выданный арбитражным судом.

Кроме того, Верховный суд подготовил законопроект о внесении изменений в ст. 56 ГК (ответственность юрлица). Новеллой предусмотрено, что доказывать соответствие закону акта, порождающего права и обязанности, должен орган, который принял этот акт.

Ст. 122 (требования, по которым выдается судебный приказ) будет расширена, в ней появятся дополнительные требования, по которым может быть вынесен судебный приказ. Кроме того, ВС предлагает ввести единый двухмесячный срок для рассмотрения заявлений по процедуре упрощенного судопроизводства, а также увеличить с 5 до 15 дней срок на подачу заявления об изготовлении мотивированного решения по делам, рассмотренным по упрощенному судопроизводству.

УК и УПК надо переписать

Делегатам Съезда предстоит обсудить вопрос "новой уголовно-правовой концепции", как назвал ее председатель ВС. Речь идет о возможном создании новых УК и УПК вместо их "устаревших" версий.

"Мы работаем над этим, потому что УК в этом году 20 лет, УПК - 15 лет. За это время и в тот, и в другой внесено по 200 федеральных законов. Но если в УК эти изменения связаны с ужесточением наказания, введением новой ответственности за какие-то деяния, то 200 изменений, внесенных в процедуру рассмотрения уголовных дел, уже говорят о ее несовершенстве", - объяснил Лебедев.

Напомнл он и о том, что Конституционный суд в последнее время все чаще выносит определения, которые "буквально не совпадают с действующими нормами УПК и вносят определенные сложности в правоприменение".

"Работать в этом направлении необходимо. Я не знаю, решится ли законодатель создать новую концепцию этих двух законов, но думаю, что их нужно менять", - озвучил свою точку зрения глава ВС. Например, по его мнению, в УК просто необходимо ввести принцип уголовно-административной преюдиции, согласно которому человек, впервые совершивший правонарушение или преступление небольшой тяжести, будет подвергаться административной, а не уголовной ответственности.

Не ювенальная юстиция, но "детские" суды

Также Лебедев сообщил, что России, по его мнению, нужны специализированные суды, которые будут рассматривать любые дела с участием несовершеннолетних, оговорившись, что речь не идет о создании ювенальной юстиции.

Он напомнил, что дела (преимущественно уголовные), фигурантами по которым проходили подростки, всегда доверяли самым опытным судьям, которые дотошно разбирались в том, в каких условиях жил несовершеннолетний и что побудило его оказаться вне закона. Сейчас же, когда спектр дел, затрагивающих интересы лиц, не достигших 18 лет, существенно расширился (в него входят любые вопросы, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишения, приостановления и возобноления родительских прав, работы органов опеки и др.), "детская" специализация для судей просто необходима.

"Конечно, во всем этом надо разбираться, и судья, который будет рассматривать такое дело, должен хорошо знать законодательство, практику и учитывать все особенности дела", - подчеркнул Лебедев. При этом его устроил бы любой путь, которым может пойти законодательная власть в этом вопросе: и создание "детских" судов, и выделение специализированных судей в судах общей юрисдикции.

Какие нарушения допускают суды

Прозвучал на заседании и отчет Дмитрия Матвеева, начальника Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента при ВС . Он рассказал о типовых нарушениях, которые ревизии выявляют в российских судах. По словам докладчика, все их можно условно разделить на три группы.

В первую входит превышение судами и региональными управлениями Суддепа установленных нормативных затрат. «Например, на автомобиль выделяется 1 млн руб., однако в одном из управлений машину купили в два раза дороже - за 2 млн руб.», - привел пример Матвеев.

Во вторую входят нарушения нормативов по жилфонду; в первую очередь они заключаются в том, что в квартирах, которые выделяются для судей, живут сотрудники аппаратов судов. «Это касается прежде всего арбитражных судов. Такой случай был выявлен в : там при шести нуждающихся судьях в трехкомнатной квартире проживала помощник судьи», - поделился докладчик.

Третий крупный блок нарушений связан с 44-ФЗ о закупках. В их числе неверное размещение информации о торгах и результатах аукционов. Так, например, один из облсудов заключил контракт на реконструкцию здания, в котором он располагался на сумму более 20 млн руб. По документам работы были завершены еще в 2014 году, однако в марте этого года проверка выяснила, что здание все еще не отремонтировано, а стоимость выполненных работ составляет не более 4 млн руб. Теперь суду самому приходится взыскивать выплаченные средства с подрядчиков.

При обсуждении новых уровней зарплат особое внимание уделяется высокой текучке кадров младшего должностного состава. Те, кто только вливается в ряды сотрудников судейского аппарата, зачастую не видит перспектив карьерного роста, а уровень доходов на низах не обеспечивает достойный уровень жизни. В этой связи Министерство финансов РФ находится в процессе подготовке проекта закона, который бы гарантировал, во-первых, увеличение минимального уровня зарплат помощников, сотрудников канцелярии и др. обслуживающего персонала в судах, а во-вторых, утвердил бы регулярное поддержание этого уровня на величину инфляции. Зарплата судебных приставов в 2018 году (равно как секретарей, архивариусов и пр.) не должна быть ниже 30 тыс.р. Что ж, инициатива благая – дело за законодателями.

Повышение зарплаты судьям в 2018 году

В результате правительство должно возобновить индексацию зарплат, как только в бюджете появятся необходимые средства. Оплата труда судей значительно опережает среднюю зарплату по регионам, подчеркивают эксперты.


Внимание

Данная категория служащих не столь остро нуждается в индексации, которая после окончания экономической турбулентности снизится до 4%. Основная проблема местных судов – низкие зарплаты служащих аппарата, что приводит к серьезным кадровым проблемам.


Инфо

В свою очередь судьи должны иметь дополнительные виды социальных гарантий, которые будут учитывать престижность и значимость данной профессии. Не судьями едиными Судебная система испытывает недостаток помощников судей и секретарей, что приводит к снижению эффективности работы.


В рамках действующей системы, средний доход помощника судьи составляет 15 тыс. руб., что существенно ниже средней зарплаты.

Повышение ежемесячного премиального вознаграждения судей рф в 2017 году

Соответственно, зарплата судей РФ в 2018 году увеличится существенно. Что изменится в начислении заработной платы Согласно последним новостям, указ вступил в силу с 1 января 2018 года.


Важно

В документе говорится о том, что увеличение окладов происходит в соответствии с ростом инфляции. Это позволит обеспечить соцгарантии госслужащим. Оклады проиндексированы на 4%.


Последний раз рост выплат происходил осенью 2013 года. Индексация тогда составила 5.5%. В федеральном бюджете на увеличение окладов заложили внушительную сумму.

В 2018 году на эти цели дополнительно выделят три с половиной миллиарда рублей. В 2017 на выплаты сотрудникам судебного департамента выделяли 71.4 млрд.

руб. Вместе с судьями повышение зарплат ощутят другие работники государственных органов. Им также повысят оклады на 4%. В их число войдут депутаты, сенаторы, министры.

Зарплаты судей в 2018 году — первое повышение за четыре года

Индексация затрагивает следующие категории:

  • судьи Конституционного Суда РФ;
  • судьи Верховного Суда РФ;
  • судьи федеральных судов общей юрисдикции;
  • судьи федеральных арбитражных судов;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Индексация будет производиться с 1 января 2018 года. Процент индексации тот же, что и для большинства остальных получателей заработных плат и жалований из бюджета - от не затронутых “майскими указами” бюджетников до военнослужащих.
Эти 4% - цифра сама по себе достаточно противоречивая. С одной стороны, это больше, чем инфляция в 2017 году (она составит около 3%), а обычно зарплаты бюджетников и пенсии индексируются как раз на процент инфляции. С другой стороны, поскольку повышение - первое за четыре года, оно не компенсирует накопившуюся за это время инфляцию.

Денежное содержание судей

Зарплата судей в 2018 Как и у любого служащего, получающего доход из государственной казны, зарплата судейского корпуса складывается из ряда компонентов, оценивающих различные стороны его профессиональной деятельности.

  1. Базовая окладная ставка.
  2. Квалификационная надбавочная выплата.
  3. Оплачиваемая выслуга лет.
  4. Индивидуальные спец.доплаты связанные со сложностью профессиональных задач.
  5. Иные премии.

Судейский корпус разделен на уровни: федеральный и местный. Выплаты судьям федерального уровня значительно превосходят зарплаты местному судейскому составу. Кроме того, доход судьи зависит от того суда, где он работает:

  • Мировой суд – з/п до 85 тыс.р.

Ваша честь, с прибавлением

По прогнозам рост составит не более 5,5% (предполагаемый уровень инфляции), что доведет их зарплаты до уровня в 52 450 р. в месяц. Повышение зарплаты судебным приставам в 2018 Кризис, как правило, рождает повышенное количество должников, так что профессиональная нагрузка на судебных приставов будет только расти.
Государство не оставляет своим вниманием этот момент и з/п сотрудников будут проиндексированы. Но величина этого возмещения, скорей всего, не будет выше прогнозируемого значения инфляции, т.е. будет таким же, как и повышение судьям зарплаты в 2018 году — 5,5%. Пока решение не просматривается, но перед Правительством стоит задача – добиться чтобы абсолютный уровень зарплат в сфере исполнения судебных решений находился в диапазоне от 50 до 100 тыс.р. в месяц. Кстати, есть и приятная новость.



Просмотров