Важность знания врачами медицины катастроф. Медицина катастроф
Первую занятие хотелось бы начать с того, что бы посветить Вас в общие требования обучения на кафедре «Медицины катастроф», количество, структуру изучаемых на ней предметов. А также порядок сдачи зачётов и экзамена.
Обучение на кафедре «Медицины катастроф» состоит из трёх самостоятельных циклов изучаемых в течение первого и пятого курсов.
В осеннем семестре на первом курсе изучается школьным методом дисциплина «Первая помощь в ЧС» со сдачей зачёта, в весеннем семестре дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» со сдачей зачёта.
На пятом курсе цикловым методом изучается дисциплина «Медицина катастроф» со сдачей экзамена.
Итак, в осеннем семестре в течение 18 занятий школьным методом изучается дисциплины «Первая помощь в ЧС» с помощью следующих учебников:
Основная:
«Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях» Д.В. Марченко, серия «Медицина», Ростов-на-Дону, «Феникс».
Дополнительная :
1. Веретёнкин Л.А., Бранштейн Л.М., Скорая медицинская помощь: руководство для фельдшеров и медсестёр – М.,Эксмо, 2010.
2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В, Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учебное пособие / под ред. Г.А. Короткина. - 3-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
3. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях: справочник для населения. - Иркутск: АSРгint, 2003. - 62.
4. Сумин С.А. Неотложные состояния - /2-е издание стереотип. Москва «Фармацевтический мир», 2000.
На последнем занятии при изучении дисциплины школьным методом проводится зачёт в виде ответа на зачётный билет, в состав билета входит: 1 –теоретический вопрос, 2 – ситуационная задача, 3 – практический навык.
Студент не может быть допущен к зачёту при наличии задолжностей в виде пропусков практических и лекционных занятий.
Отсутствие зачёта по дисциплине является основание к недопуску к экзаменационной сессии.
Все оценки, полученные в период изучения каждой дисциплины, входят в средний балл по дисциплине, который переводится в 100 бальную систему Студент, имеющий средний балл по текущим оценкам менее 3.0, не может получить зачёт, не отработав неудовлетворительные оценки.
Пропуски практических занятий отрабатываются в дни приёма отработок с представлением разрешения из деканата. При этом студенту даётся возможность письменно ответить на один вопрос по занятию, отработать практический навык по занятию, а так же ответить на тестовый контроль данного занятия.
Пропуски лекционных занятий отрабатываются один раз в неделю без представления разрешения из деканата одним из способов на усмотрения преподавателя, первый - письменно ответить на один вопрос по лекции, второй - тестовый контроль по лекции. Приём отработок осуществляется до дня окончания семестра.
Возможен приём отработок практических и лекционных занятиях, в качестве повторение или закрепления изученного материала на практических занятиях, при этом методика приёма отработки может меняться до заслушивания реферата по пропущенному занятию или показной отработки практического навыка.
Ежемесячно сведения об успеваемости студентов передаётся в деканат факультета.
Студенты, не получившие до конца семестра зачёт, приглашаются на заседание кафедры с последующим оповещением деканата о принятом решении на совещании кафедры по данному студенту. Приём отработок у студентов в период сессии при условии наличия разрешения на продление семестра проводятся ежедневно по индивидуальному графику.
Вопрос № 2. История кафедры «Медицины катастроф».
Первые вехи истории нашей кафедры датированы 1938 годом, когда в Сталинградском медицинском институте была открыта кафедра санитарно-химической защиты . Возглавил кафедру кандидат медицинских наук Николай Федорович Ситников, который в июне 1937 г был уволен из рядов Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В первые годы образования на кафедре уделялось большое внимание не только учебно-методической, но и военно-патриотической, научной работе. В третьем Сборнике трудов Сталинградского медицинского института были опубликованы научные статьи, посвященные оказанию первой помощи и лечению пораженных боевыми отравляющими веществами.
С первых дней Великой Отечественной войны возросла учебная нагрузка и на военную кафедру, так как было необходимо готовить ускоренный выпуск врачей для фронта. Занятия продолжались, пока не развернулись бои на подступах к Сталинграду, и фашисты усилили бомбардировку города. Начальник кафедры Н.Ф.Ситников был призван в действующую армию и в январе 1943-го назначен армейским токсикологом 62-й армии, защищавшей наш город. Вместе с ней он прошел до Одессы, где погиб в апреле 1944-го.
1 октября 1943 года институт возобновил работу. Кафедру военно-санитарной подготовки возглавил доцент Николай Владимирович Лебединский. После Великой Отечественной войны кафедра стала называться кафедрой военно-медицинской подготовки. В первые послевоенные годы в состав кафедры входил курс физического воспитания.
Кафедрой руководили участники войны, имевшие богатый боевой опыт: в период с 1945 по 1947 год полковник м/с Иванов В.И.,
Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях
Прогрессивное развитие научно-технической революции привело к тому, что частота возникновения ситуаций, опасных для жизни людей, не снизилась, а повысилась. Как реакция на повышение риска для жизни, в международных сообществах (ООН, ВОЗ и др.) стали разрабатываться системы медико-санитарной и медико-экологической защиты населения от стихийных бедствий и технологических катастроф.
В начале любой катастрофы возможности для оказания медицинской помощи ограничены и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных резервов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.
Чрезвычайно важное значение службы медицины катастроф состоит в разработке и планировании системы медицинской защиты населения и лечебно-профилактических учреждений от поражающих факторов наиболее вероятных в данном регионе ЧС.
При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.
Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость вовремяго оказания необходимой медицинской помощи, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, резко возрастает роль службы медицины катастроф как организатора и исполнителя мероприятий по оказанию всех видов медицинской помощи и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Работа медицинского персонала бригад службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объём диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды (заражение РВ, АОХВ1, БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.
Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях" 2015, 2017-2018.
Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф с силами быстрого реагирования и постоянной готовности предопределила специальную подготовку не только штатного личного состава формирований и учреждений службы, но и многих других специалистов здравоохранения, а также спасателей, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи пораженному населению в ЧС.
Характер медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует о необходимости знания медиками не только возможной патологии и лечебно-эвакуационной характеристики пораженных в различных ЧС, основ и стандартов оказания экстренной медицинской помощи, но - и это главное - организации медико-санитарного обеспечения населения в сложных экстремальных условиях.
Последнее обстоятельство и побудило осуществлять подготовку медицинских кадров к деятельности при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Первоначально (с 1990 г.) она стала осуществляться в институтах усовершенствования врачей (последипломного образования), а затем и в медицинских высших (с 1992 г.) и средних специальных медицинских (с 1995 г.) учебных заведениях. Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 г.
Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной (рис. 53).
Базовая (додипломная) подготовка в медицинских ВУЗах проводится по программе медицины катастроф на клинических кафедрах и предусматривает обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, возникших вследствие ЧС. Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф, а ряд тем, касающихся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучается на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 (на фармакологическом) до 260 (на лечебном) учебных часов.
В соответствии с рекомендациями Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и МЧС России для других ВУЗов (не медицинского профиля) базовая специальная подготовка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» должна осуществляться не менее чем по 136-часовой программе.
Комплексная подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.
Полученные медицинскими специалистами во время обучения в медицинском учебном заведении знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются па занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны.
Усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф проводится на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования по специально разработанным для них программам. Согласно «Унифицированной программе последипломного обучения врачей (провизоров) по медицине катастроф» 1997 г. па эту подготовку отводится от 72 до 90 учебных часов.
Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны (МСГО) осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.
Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздрав России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России от 23.10.00 № 378). В совет входят ведущие специалисты, занимающиеся подготовкой медицинских кадров.
Совет изучает потребность в кадрах медицины катастроф и вырабатывает предложения по организации их обучения, совершенствованию программ подготовки, осуществляет лицензирование учебной литературы, принимает участие в аттестации образовательных заведений с выдачей свидетельства на право подготовки специалистов службы медицины катастроф и МСГО.
Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф, особенно ее руководящего состава, занимала кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»). Это связано с тем, что центр является головным научно-практическим учреждением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), где разрабатывается идеология развития службы, обобщается опыт работы регионального, территориального и местного уровней службы, имеются возможности для привлечения к учебному процессу руководителей Минздрава России, службы медицины катастроф и высокопрофессиональных научных работников и профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов г. Москвы.
Приказом Минздрава России от 27.10.00 № 380 при ВЦМК «Защита» создан институт проблем медицины катастроф. В его состав входят кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины, научные лаборатории, отдел научно-технической информации с библиотекой.
Институт проблем медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава службы, разработки предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработки федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.
На институт возложены головные учебно-организационные и методические функции по осуществлению образовательной деятельности по базовой (додипломной) подготовке, дополнительного профессионального и послевузовского образования по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС.
При институте функционируют докторантура, аспирантура, ординатура. Институт проводит лицензирование высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации по медицине катастроф.
Основными формами подготовки руководителей здравоохранения являются штабные тренировки, учения, деловые игры, а руководящего состава учреждений здравоохранения - объектовые тренировки и комплексные учения с объектами.
Для более широкого охвата медицинских кадров и эффективного использования потенциала существующих кафедр медицины катастроф используются такие формы и методы обучения, как выездные циклы, краткосрочные семинары, симпозиумы и научно-практические конференции.
Специалисты службы медицины катастроф высшей квалификации формируются также в процессе целенаправленной научно-исследовательской работы, одним из результатов которой является диссертационная работа. В номенклатуру специально-
стей научных работников введена новая специальность 05.26.02 «Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях». При ВЦМК «Защита» по этой специальности создан диссертационный совет.
Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам относятся и работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (Приложение 31).
Аттестация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для РСЧС, и обеспечивает проверку профессиональной, физической и психологической готовности персонала к работе в ЧС. Для ее проведения созданы и работают федеральные, региональные и территориальные аттестационные комиссии. Эти комиссии предназначены также и для аттестации специалистов здравоохранения по специальности «Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях» (рис. 54).
Успеху подготовки медицинских кадров службы медицины катастроф способствует своевременное издание учебников, монографий, учебных пособий.
Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации на Минздрав России возложено методическое руководство подготовкой кадров для ВСМК. Это определяет единство взглядов на данную проблему.
Таким образом, основными принципиальными положениями существующей в Российской Федерации системы подготовки медицинских кадров по медицине катастроф являются:
система подготовки медицинских кадров является государственной;
медицинский персонал получает первичную (базовую) подготовку по медицине катастроф в соответствующих учреждениях среднего и высшего профессионального (медицинского) образования;
уровень знаний и навыков по медицине катастроф постоянно совершенствуется для обеспечения постоянной готовности всех медицинских работников к работе в ЧС;
подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицине катастроф, наряду с обучением по специальным (профессиональным) вопросам, включает изучение организации и условий деятельности службы медицины катастроф, принципов организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
в системе подготовки кадров для службы медицины катастроф особое место занимает подготовка персонала органов управления, формирований и учреждений службы; она обеспечивает приоритетное и постоянное совершенствование навыков и умений, формирование морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в ЧС (фото 14);
при подготовке руководящего состава службы медицины катастроф особое внимание уделяется выработке навыков управления;
качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.
Лекция 1: Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф.
Вопросы:
- медицина катастроф: общая характеристика.
- Виды поражений при катастрофах.
- Служба медицины катастроф: цели, задачи.
- Структура службы медицины катастроф.
- Служба медицины катастроф омской области.
1. Медици́на катастро́ф область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.
Чрезвыча́йная ситуа́ция внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии.
Различают чрезвычайные ситуации локального (110 пострадавших), территориального (1050 пострадавших), регионального (50500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня.
Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды Различают К. по объекту, на котором она произошла, по причинам или характеру воздействия на окружающую среду.
2. Виды поражений при катастрофах:
А) Травма нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.
Б) Ожо́г повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.).
В) Отравле́ние заболевание или иное расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда).
Г) Синдро́м дли́тельного сдавле́ния (синонимы: компартмент-синдром, краш-синдром, травматический токсикоз, синдром (длительного) раздавливания, компрессионная травма, синдром размозжения, эпоним: синдром Байуотерса (англ. Bywaters)) возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения (ишемия) сдавленных мягких тканей токсикоз, характеризующийся, помимо местных, системными патологическими изменениями в виде гиперкалиемии и почечной недостаточности. Встречается у пострадавших при землетрясениях, завалах в шахтах, обвалах и т. п.
Д) Лучева́я боле́знь заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений и характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.
Е) Инфекцио́нные заболева́ния это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).
3. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.
Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Основными задачами Службы являются:
Разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;
Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
Координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
Обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
Участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;
Выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
Совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
Создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;
Разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
Координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
Разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
Создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
Международное сотрудничество в области медицины катастроф.
4. Структура службы медицины катастроф
А) Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас» МЧС РФ единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь. В составе других подразделений МЧС медиков нет. На должность спасателя охотно принимаются люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами и не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе Медицины Катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС.
Б) Головное учреждение СМК Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ. Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня. В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России. Обычно медики полевого многопрофильного госпиталя работают на базе аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» МЧС России или же развёртывается совместный (сводный) госпиталь в районе ЧС. Также авиамедицинская эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей, совместно разработанных специалистами МЧС и ВЦМК «Защита».
В) Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области. В Москве свой отдельный центр Медицины Катастроф Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).
Г) Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.
Д) Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)(в начале 90-х годов 20 века носило название «Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем», «ФУМБЭП» термин иногда встречается в документах того периода и в литературе) правопреемник 3-го Главного управления Минздрава СССР. ВЦМК «Защита» в своё время был организован в самостоятельное учреждение с прямым подчинением Минздраву, из двух подразделений ФМБА и многие медики из больниц и медсанчастей ФМБА работали по совместительству в ВЦМК «Защита». Занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности, военно-промышленного комплекса и других, а также «закрытых» населённых пунктов при засекреченных предприятиях, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в населённых пунктах. Начиная с 2008 года сотрудники ФМБА всё активнее участвуют в ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС совместно с ВЦМК «Защита» и МЧС России.
5. О службе медицины катастроф Омской области
Омская область является высокоразвитой индустриальной и аграрной областью России. Наибольший удельный вес в объеме производства промышленной продукции занимает нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность. концентрация 95% промышленных предприятий, в том числе 100% предприятий ВПК и 100% электроэнергетики делают г. Омск в значительной степени уязвимым от воздействия современных средств поражения и от возможных аварий и катастроф. В результате ЧС, которые могут произойти на территории области, может пострадать большое количество населения, нанесен значительный материальный ущерб области и нарушена жизнедеятельность. Кроме того географическое расположение, климат, большая площадь области не исключают возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера, а наличие в природе области очагов различных инфекционных заболеваний делает возможным массовые эпидемии.
Особенности Омской области, влияющие на организацию защиты населения и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС:
1. Континентальный климат с холодной зимой, непродолжительным летом, со значительными колебаниями по территории области.
2. Выраженное весеннее половодье с подтоплением населенных пунктов.
3. Затрудненное транспортное сообщение с северными районами области, особенно весной и осенью.
4. Значительная протяженность области и большие расстояния между населенными пунктами.
5. Наличие на территории области мощного нефтехимического и обрабатывающего комплекса промышленных предприятий, насыщенных потенциально-опасными производствами.
6. Наличие крупных, большой протяженностью и государственного значения транспортных магистралей.
7. Наличие на территории области магистральных нефте-, прдукто-, газопроводов
8. Наличие в области очагов природно-очаговых инфекций и возможный занос их из приграничных районов Казахстана.
Официально начало созданию в области службы медицины катастроф положено в январе 1992 года, когда было принято постановление Главы Администрации Омской области "О создании в области службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях". В апреле того же года был создан и начал один из первых в России территориальный центр экстренной медицинской помощи. Реально же проблема медицины катастроф встала на повестку дня в области более 15 лет назад, когда в октябре 1984 года в аэропорту города Омска, в результате авиакатастрофы сгорел самолет со 160 пассажирами на борту и практическое здравоохранение оказалось не готовым к действиям в этой ситуации.
Уже в 1985 году на базе МСЧ № 1 было проведено специальное учение
ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ |
Рубрика (тематическая категория) | Военное дело |
ГЛАВА 15
15.1. Особенности работы и требования
к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф
В любой ЧС возможности для оказания медицинской помощи ограничены, и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных ресурсов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.
При возникновении ЧС, резко усложняющей как общую, так и медико-санитарную обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасных объектах, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого числа пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.
Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания медицинской помощи пораженным, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, существенно возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосредственного исполнителя этих мероприятий.
Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В сложных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объём диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе ЧС организовать и в короткие сроки выполнить неотложные мероприятия медицинской помощи по жизненным показаниям, кроме того, уметь оказывать такую помощь при транспортировке пораженных, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пораженных в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. По этой причине экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.
Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые крайне важно выполнять на догоспитальном этапе, причем, как правило, в районе (зоне) ЧС.
При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Выполнить эти обязанности он сможет лишь при всесторонней подготовке как специалиста широкого профиля, который должен:
‣‣‣ хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений; организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;
‣‣‣ знать возможные виды и особенности ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;
‣‣‣ владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, специалисты которых могут работать в службе медицины катастроф;
‣‣‣ быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;
‣‣‣ знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на соответствующей территории (в регионе), места расположения их формирований и учреждений, которые могут привлекаться для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
‣‣‣ уметь правильно и быстро оценивать обстановку в районе ЧС, принимать всесторонне обоснованные решения, своевременно и четко ставить конкретные задачи исполнителям, осуществлять действенный контроль и оказывать им помощь.
Вместе с тем, специалист-управленец отвечает за создание и поддержание в подчиненном ему коллективе нормальных деловых взаимоотношений, способствующих более эффективному решению возлагаемых задач.
15.2. Система подготовки кадров
службы медицины катастроф
Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф с силами быстрого реагирования и постоянной готовности предопределила специальную подготовку не только штатного личного состава формирований и учреждений службы, но и многих других специалистов здравоохранения, а также спасателей, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи пораженному населению в ЧС.
Характер медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует о крайне важно сти знания медиками не только возможной патологии и лечебно-эвакуационной характеристики пораженных в различных ЧС, основ и стандартов оказания экстренной медицинской помощи, но - и это главное - организации медико-санитарного обеспечения населения в сложных экстремальных условиях.
Последнее обстоятельство и побудило осуществлять подготовку медицинских кадров к деятельности при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Первоначально (с 1990 ᴦ.) она стала осуществляться в институтах усовершенствования врачей (последипломного образования), а затем и в медицинских высших (с 1992 ᴦ.) и средних специальных медицинских (с 1995 ᴦ.) учебных заведениях. Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 ᴦ.
Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной (рис. 53).
Базовая (додипломная) подготовка в медицинских ВУЗах проводится по программе медицины катастроф на клинических кафедрах и предусматривает обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, возникших вследствие ЧС. Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф, а ряд тем, касающихся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучается на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, исходя из профиля факультета͵ от 114 (на фармакологическом) до 260 (на лечебном) учебных часов.
В соответствии с рекомендациями Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и МЧС России для других ВУЗов (не медицинского профиля) базовая специальная подготовка по дисциплине ʼʼБезопасность жизнедеятельностиʼʼ должна осуществляться не менее чем по 136-часовой программе.
Комплексная подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.
Полученные медицинскими специалистами во время обучения в медицинском учебном заведении знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются па занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны.
Усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф проводится на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования по специально разработанным для них программам. Согласно ʼʼУнифицированной программе последипломного обучения врачей (провизоров) по медицине катастрофʼʼ 1997 ᴦ. па эту подготовку отводится от 72 до 90 учебных часов.
Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны (МСГО) осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.
|
Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздрав России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России от 23.10.00 № 378). В совет входят ведущие специалисты, занимающиеся подготовкой медицинских кадров.
Совет изучает потребность в кадрах медицины катастроф и вырабатывает предложения по организации их обучения, совершенствованию программ подготовки, осуществляет лицензирование учебной литературы, принимает участие в аттестации образовательных заведений с выдачей свидетельства на право подготовки специалистов службы медицины катастроф и МСГО.
Начиная с 1994 ᴦ., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф, особенно ее руководящего состава, занимала кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф ʼʼЗащитаʼʼ (ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ). Это связано с тем, что центр является головным научно-практическим учреждением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), где разрабатывается идеология развития службы, обобщается опыт работы регионального, территориального и местного уровней службы, имеются возможности для привлечения к учебному процессу руководителей Минздрава России, службы медицины катастроф и высокопрофессиональных научных работников и профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов ᴦ. Москвы.
Приказом Минздрава России от 27.10.00 № 380 при ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ создан институт проблем медицины катастроф. В его состав входят кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины, научные лаборатории, отдел научно-технической информации с библиотекой.
Институт проблем медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава службы, разработки предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработки федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.
На институт возложены головные учебно-организационные и методические функции по осуществлению образовательной деятельности по базовой (додипломной) подготовке, дополнительного профессионального и послевузовского образования по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС.
При институте функционируют докторантура, аспирантура, ординатура. Институт проводит лицензирование высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации по медицине катастроф.
Основными формами подготовки руководителей здравоохранения являются штабные тренировки, учения, деловые игры, а руководящего состава учреждений здравоохранения - объектовые тренировки и комплексные учения с объектами.
Для более широкого охвата медицинских кадров и эффективного использования потенциала существующих кафедр медицины катастроф используются такие формы и методы обучения, как выездные циклы, краткосрочные семинары, симпозиумы и научно-практические конференции.
Специалисты службы медицины катастроф высшей квалификации формируются также в процессе целенаправленной научно-исследовательской работы, одним из результатов которой является диссертационная работа. В номенклатуру специально-
стей научных работников введена новая специальность 05.26.02 ʼʼБезопасность, защита͵ спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуацияхʼʼ. При ВЦМК ʼʼЗащитаʼʼ по этой специальности создан диссертационный совет.
Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам относятся и работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (Приложение 31).
Аттестация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для РСЧС, и обеспечивает проверку профессиональной, физической и психологической готовности персонала к работе в ЧС. Для ее проведения созданы и работают федеральные, региональные и территориальные аттестационные комиссии. Эти комиссии предназначены также и для аттестации специалистов здравоохранения по специальности ʼʼБезопасность, защита͵ спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуацияхʼʼ (рис. 54).
Успеху подготовки медицинских кадров службы медицины катастроф способствует своевременное издание учебников, монографий, учебных пособий.
Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации на Минздрав России возложено методическое руководство подготовкой кадров для ВСМК. Это определяет единство взглядов на данную проблему.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основными принципиальными положениями существующей в Российской Федерации системы подготовки медицинских кадров по медицине катастроф являются:
‣‣‣ система подготовки медицинских кадров является государственной;
‣‣‣ медицинский персонал получает первичную (базовую) подготовку по медицине катастроф в соответствующих учреждениях среднего и высшего профессионального (медицинского) образования;
‣‣‣ уровень знаний и навыков по медицине катастроф постоянно совершенствуется для обеспечения постоянной готовности всех медицинских работников к работе в ЧС;
‣‣‣ подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицине катастроф, наряду с обучением по специальным (профессиональным) вопросам, включает изучение организации и условий деятельности службы медицины катастроф, принципов организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
|
‣‣‣ в системе подготовки кадров для службы медицины катастроф особое место занимает подготовка персонала органов управления, формирований и учреждений службы; она обеспечивает приоритетное и постоянное совершенствование навыков и умений, формирование морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в ЧС (фото 14);
‣‣‣ при подготовке руководящего состава службы медицины катастроф особое внимание уделяется выработке навыков управления;
‣‣‣ качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.
15.3. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны
Специальная подготовка личного состава МСГО является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.
Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполнения обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателем готовности органа управления здравоохранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.
В мирное время для подготовки к работе в состав штабов учреждений и формирований МСГО в обязательном порядке привлекаются работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с законодательством.
Специальная подготовка в органах управления здравоохранением и учреждениях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых, с учреждением или формированием в целом, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.
Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.
Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с формированиями -тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.
Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и формированиями МСГО устанавливаются организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения в области гражданской обороны.
Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.
Усовершенствование руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации медико-санитарного обеспечения населения в военное время проводится на циклах тематического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на местных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.
Приложения
ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ" 2017, 2018.