Важенин обществознание среднее профессиональное образование. Практикум по обществознанию Важенин А.Г

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.

3-е изд., стер. - М.: 2008. - 208 с.

Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора "Обществознание". В нем содержатся задания разного типа - репродуктивного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами.

Для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf / zip

Размер: 7 ,4 Мб

Скачать:

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие общества 5
1.2 Общество и природа 8
1.3. Сферы общества 11
1.4. Деятельность как способ существования общества 14
1.5. Развитие общества 17
1.6. Культура и цивилизация 20
1.7. Общественный прогресс 23
1.8. Глобализация человеческого общества 25
1.9. Типология обществ 28
Глава 2. ЧЕЛОВЕК
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 31
2.2. Бытие человека. Cooтношение бытия и сознания 34
2.3. Цель и смысл жизни человека 37
2.4. Труд и игра 40
2.5. Общение 43
2.6. Человек, индивид, личность 47
2.7. Духовный мир человека 51
2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества 53
Глава 3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Понятие познания 57
3.2. Истина 60
3.3. Научное познание 63
Глава 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
4.1. Культура 67
4.2. Мораль 69
4.3. Наука 72
4.4. Религия 75
4.5. Искусство 79
4.6. Образование 82
Глава 5. ЭКОНОМИКА
5.1. Понятие экономики 85
5.2. Собственность 88
Конституция Российской Федерации 91
Гражданский кодекс Российской Федерации 91
5.3. Производство 93
5.4. Рынок 95
5.5. Государство и экономика 99
Конституция Российской Федерации 101
5.6. Экономика потребителя 102
5.7 Мировая экономика. 108
Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.1. Социальная стратификация 111
6.2. Социальное поведение 115
6.3. Этнические общности 119
6.4. Семья 123
6.5. Молодежь 127
Глава 7. ПОЛИТИКА
7.1. Государство и политическая система общества 131
7.2. Механизм государства 135
7.3. Форма правления 138
7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима 141
7.5. Гражданское общество и правовое государство 146
7.6. Политическая идеология 149
Конституция Российской Федерации 152
7.7. Личность и политика 152
Глава 8. ПРАВО
8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 156
8.2. Норма права. Система права 159
8.3. Формы (источники) права 164
8.4. Правосознание. Правоотношение 167
8.5. Правонарушение и юридическая ответственность 172
8.6. Права и свободы человека и гражданина 177
Конституция США (1787) !78
8.7. Государственное право I 79
8.8. Административное право 183
Кодекс Российской Федерации 186
8.9. Гражданское право 188
8.10. Трудовое право 196
8.11. Уголовное право 200
Литература 205

Обществознание. Важенин А.Г.

9-е изд., стер. - М.: 201 4. - 4 32с. 5-е изд., стер. - М.: 200 8. - 3 68с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности. Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf (2014, 432с.)

Размер: 6,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2008, 368с.)

Размер: 2,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. ЧЕЛОВЕК 5
1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 5
1.2. Человек, индивид, личность 10
1.3. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания 16
1.4. Деятельность человека 22
1.5. Цель и смысл жизни человека 34
1.6. Общение 44
1.7. Познание 48
1.8. Духовный мир человека 60
Глава 2. ОБЩЕСТВО. 66
2.1. Понятие общества 66
2.2. Сферы общества 73
2.3. Общество и природа 79
2.4. Развитие общества 85
2.5. Культура и цивилизация 98
2.6. Типология обществ 106
2.7. Глобализация человеческого общества 111
Глава 3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 119
3.1. Культура 119
3.2. Мораль. 125
3.3. Наука 130
3.4. Религия 144
3.5. Искусство 155
3.6. Образование 163
Глава 4. ЭКОНОМИКА 172
4.1. Понятие экономики 172
4.2. Собственность 178
4.3. Производство 183
4.4. Рынок 189
4.5. Государство и экономика 198
4.6. Экономика потребителя 204
4.7. Мировая экономика 211
Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 217
5.1. Социальная стратификация 217
5.2. Социальное поведение 226
5.3. Этнические общности 233
5.4. Семья 241
5.5. Молодежь 251
Глава 6. ПОЛИТИКА 260
6.1. Государство и политическая система общества 260
6.2. Механизм государства 268
6.3. Три составляющих формы государства. Форма правления 282
6.4. Три составляющих формы государства. Форма государственного устройства и форма политического режима 291
6.5. Гражданское общество и правовое государство 302
6.6. Политическая идеология 310
6.7. Личность и политика 315
Глава 7. ПРАВО 323
7.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 323
7.2. Норма права. Система права 329
7.3. Формы (источники) права 334
7.4. Правосознание. Правоотношение 344
7.5. Правонарушение и юридическая ответственность 351
7.6. Права и свободы человека и гражданина 361
7.7. Государственное право 371
7.8. Административное право 382
7.9. Гражданское право 389
7.10. Трудовое право 398
7.11. Уголовное право 405
Словарь 415
Литература 426

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критическому анализу. Почему человек не может жить вне общества? Почему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? Почему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят войны и революции? Зачем нужно государство?
Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения многих научных дисциплин - философии, социологии, политологии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.
Обществознание - это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, - науки, которые изучают человека и общество с разных сторон. Социология изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир искусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология занимается вопросами политической системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.

Учебник написан в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования. В доступной форме в нем освещаются следующие темы: становление и развитие человеческого общества, проблемы взаимоотношений людей в нем, а так же экономическая, политическая, правовая, культурная и социальная сферы.
Для студентов среднего профессионального образования.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускоренного эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек на фоне других млекопитающих - самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т.д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязви мо. Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу?

Оглавление
Предисловие.
Глава 1. ЧЕЛОВЕК
1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
1.2. Человек, индивид, личность
1.3. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
1.4. Деятельность человека
1.5. Цель и смысл жизни человека
1.6. Общение
1.7. Познание
1.8. Духовный мир человека
Глава 2. ОБЩЕСТВО
2.1. Понятие общества
2.2. Сферы общества
2.3. Общество и природа
2.4. Развитие общества
2.5. Культура и цивилизация
2.6. Типология обществ
2.7. Глобализация человеческого общества
Глава 3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
3.1. Культура
3.2. Мораль
3.3. Наука
3.4. Религия
3.5. Искусство.
3.6. Образование.
Глава 4. ЭКОНОМИКА
4.1. Понятие экономики
4.2. Собственность
4.3. Производство.
4.4. Рынок
4.5. Государство и экономика
4.6. Экономика потребителя
4.7. Мировая экономика
Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
5.1. Социальная стратификация
5.2. Социальное поведение.
5.3. Этнические общности
5.4. Семья
5.5. Молодежь
Глава 6. ПОЛИТИКА
6.1. Государство и политическая система общества
6.2. Механизм государства
6.3. Три составляющих формы государства. Форма правления
6.4. Три составляющих формы государства. Форма государственного устройства и форма политического режима
6.5. Гражданское общество и правовое государство.
6.6. Политическая идеология
6.7. Личность и политика
Глава 7. ПРАВО
7.1. Понятие права. Право в системе социальных норм
7.2. Норма права. Система права
7.3. Формы (источники) права
7.4. Правосознание. Правоотношение.
7.5. Правонарушение и юридическая ответственность
7.6. Права и свободы человека и гражданина
7.7. Государственное право.
7.8. Административное право
7.9. Гражданское право
7.10. Трудовое право.
7.11. Уголовное право
Словарь
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Важенин А.Г., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Учебник обществознания Важенина А.Г. для общеобразовательных дисциплин. В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культур- ная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; осве- щаются глобальные проблемы современности. Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

Введение................................................................................ 3

Глава 1. Общество.................................................................................... 5

1.1. Понятие общества................................................................... 5 1.2. Общество и природа............................................................. 11

1.3. Сферы общества.................................................................... 16 1.4. Деятельность как способ существования общества................ 22 1.5. Развитие общества................................................................ 28

1.6. Культура и цивилизация.................................................... 33

1.7. Общественный прогресс....................................................... 39

1.8. Глобализация человеческого общества................................... 46 1.9. Типология обществ............................................................... 52 Глава 2. Человек...................................................................................... 58

2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции...58 2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания......................... 62 2.3. Цель и смысл жизни человека.................................................... 67 2.4. Труд и игра.................................................................................. 71 2.5. Общение.................................................................................... 77 2.6. Человек, индивид, личность.................................................... 81 2.7. Духовный мир человека............................................................. 86 2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества....................... 91 Глава 3. Познание............................................................................. 96 3.1. Понятие познания..................................................................... 96 3.2. Истина..................................................................................... 102 3.3. Научное познание..................................................................... 106 Гла ва 4. Духовная жизнь общества.................................................. 113 4.1. Культура................................................................................... 113 4.2 Мораль как регулятор социального поведения.......................... 118 4.3. Наука.......................................................................................122 4.4. Религия................................................................................... 128 4.5. Искусство...................................................................................137 4.6. Образование........................................................................... 144 Глава 5. Экономика................................................................................152

5.1. Понятие экономики..................................................................... 152 5.2. Собственность........................................................................... 157 5.3. Производство........................................................................... 161 5.4. Рынок.........................................................................................167 5.5. Государство и экономика............................................................174 5.6. Экономика потребителя..............................................................179 5.7. Мировая экономика.....................................................................184 Глава 6. Социальные отношения....................................................... 190 6.1. Социальная стратификация.................................................... 190 6.2. Социальное поведение........................................................ 198

6.3. Этнические общности................................................................ 204 6.4. Семья..................................................................................... 210 6.5. Молодежь................................................................................... 218 Глава 7. Политика............................................................................. 226 7.1. Государство и политическая система общества..........................226 7.2. Механизм государства.............................................................. 233 7.3. Форма правления....................................................................... 244 7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима.........................................................................................251 7.5. Гражданское общество и правовое государство...........................259 7.6. Политическая идеология..............................................................267 7.7. Личность и политика...................................................................272 Глава 8. Право..................................................................................279 8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм.....................279 8.2. Норма права. Система права.......................................................284 8.3. Формы (источники) права...........................................................288 8.4. Правосознание. Правоотношение................................................296 8.5. Правонарушение и юридическая ответственность......................302 8.6. Права и свободы человека и гражданина.................................... 310 8.7. Государственное право...............................................................320 8.8. Административное право...........................................................328 8.9. Гражданское право......................................................................333 8.10. Трудовое право..........................................................................341 8.11. Уголовное право...................................................................... 347 Словарь....................................................................................... 355 Литература.................................................................................... 363

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

А. Г. В А Ж Е Н И Н

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ДЛЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО,
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
У
ч
е
б
н
и
к
Рекомендовано
Федеральным
государственным
учреждением
«Федеральный
институт
развития
образования»
в качестве учебника для использования в учебном процессе
образовательных учреждений,
реализующих
программы
среднего и начального профессионального образования
Регистрационный номер рецензии 628
от 10 февраля 2009 г. ФГУ «ФИРО»
9-е издание, с т е р е о т и п н о е

Москва
И з д а т е л ь с к и й центр
«Академия»

УДК 3(075.32)
ББК 60я722
В129

Рецензенты:
доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор,
проректор по инновациям и международным связям
Российского университета кооперации Е. А. Певцова,
преподаватель общественных дисциплин
ГОУ Педагогический колледж № 8 г. Москвы С.Л.Василькова

На женин А. Г.
Обществознание для профессий и специальностей техни
ческого, естественно-научного, гуманитарного профилей:
учебник для сред. проф. о б р а з о в а н и я / А.Г.Важенин.
9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия»,
2014. - 432 с.
ISBN 978-5-4468-0384-2

(JjnwUMu
макет
дТГнного
издания
является
собственностью
Издательского
центра
«Академия»,
и
его
воспроизведение любым
(носовом
без
согласия
правообладателя
запрещается

ISBN 978-5-4468-0384-2

Важенин А. Г., 2010
Образовательно-издательский центр
«Академия», 2010
Оформление. Издательский центр
«Академия», 2010

Предисловие

Каждый д е н ь мы с т а л к и в а е м с я с я в л е н и я м и, к о т о р ы е к а ж у т с я
естественными, и поэтому часто не подвергаем их критическому
анализу. Почему ч е л о в е к н е может ж и т ь в н е о б щ е с т в а? Почему с
одними л ю д ь м и мы п о д д е р ж и в а е м д р у ж е с к и е отношения, а с друI и м и н е х о т и м о б щ а т ь с я? Почему о д и н с т р е м и т с я д о с т и ч ь в ж и з н и
о о л ы н е г о, а д р у г о й о с т а н а в л и в а е т с я н а д о с т и г н у т о м? Почему в
о б щ е с т в е е с т ь б о г а т ы е и б е д н ы е? Почему п р о и с х о д я т в о й н ы и ре-
в о л ю ц и и? Зачем н у ж н о г о с у д а р с т в о?
Эти и м н о г и е д р у г и е в о п р о с ы с о с т а в л я ю т п р е д м е т и з у ч е н и я
разных научных дисциплин — философии, социологии, политотогии, э к о н о м и к и, п р а в о в е д е н и я и д р. Все о н и могут б ы т ь о б ъ е д и -
нены в общий комплекс обществознания.
— это и н т е г р а т и в н ы й к у р с, о б ъ е д и н я ю -
щ и й в с е б е ф и л о с о ф и ю, с о ц и о л о г и ю, к у л ь т у р о л о г и ю, эко-
номику, политологию, юриспруденцию — науки, которые
изучают человека и общество с разных сторон.
изучает вопросы ф о р м и р о в а н и я личности, ее взаи-
модействие с другими людьми в рамках больших и малых групп,
о б щ е с т в а в целом.
изучает мир искусства.
рассматривает производство, обмен, распределение, потреб
л е н и е т о в а р о в и услуг, п о в е д е н и е л ю д е й в сфере э к о н о м и ч е с к и х
отношений, проблемы влияния государства на экономику.
занимается вопросами политической системы общества,
власти, устройства и ф у н к ц и й государства.
изу-
чает ю р и д и ч е с к и е п р а в и л а п о в е д е н и я, п р о б л е м ы п р а в о м е р н о г о
поведения, п р а в о н а р у ш е н и й и н а к а з а н и я за н и х.
С древних времен особая роль отводилась
— на-
уке, к о т о р а я з а н и м а е т с я т а к и м и в о п р о с а м и, к а к с м ы с л ж и з н и,
с у щ н о с т ь человека, р а с с м а т р и в а е т о б щ и е з а к о н о м е р н о с т и его р а з -
в и т и я к а к б и о л о г и ч е с к о г о и с о ц и а л ь н о г о с у щ е с т в а. Древние м ы с -
л и т е л и п р е д с т а в л я л и с и с т е м у н а у к садом, в котором к а ж д ы й у ч е -
н ы й — п р е д с т а в и т е л ь т о й и л и и н о й науки — « к о п а е т с я » в своей
«ГрЯДКе», и только философ стоит над всеми и видит все уголки

Предисловие

Сади. Таким образом, именно философия закладывает мировоз-
зренческие основы всех остальных наук.
В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо
общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.
Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетво-
рять, необходимые потребности и оценивать достигнутые резуль-
таты.
Но жизнь в обществе
это еще и ответственность. «Жить в
обществе и быть свободным от общества нельзя», — сказал один
из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, тра-
дициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы
должны следовать установленным государством правовым нор-
мам. Л как защитить свои права в случае их нарушения? В такого
рода вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.
Нередко молодые люди высказывают желание стать социоло-
гом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих про-
фессии. Для целенаправленного выбора будущей профессиональ-
ной деятельности необходимо получить базовые знания в области
обществознания. Эти базовые знания содержит данный учебник.
В нем рассматривается человек как продукт биологической и со-
циальной эволюции, взаимоотношения людей между собой (гла-
ва 1); рассказывается, когда возникло человеческое общество, как
оно развивалось и как взаимодействовало с природой, почему одни
народы развивались быстрее, а другие — медленнее (глава 2);
объясняется, что такое культура и каковы ее проявления (гла-
ва 3); описываются основные законы экономики, сложная струк-
тура экономических отношений (глава 4); разъясняется, что та-
кое стратификация и социальный статус, почему существует не-
равенство (глава 5); раскрывается, какую роль в обществе играет
государство, каковы его структура, функции, место личности в
политической жизни (глава 6); дается представление о праве,
правах п свободах человека и гражданина, основных отраслях
российского права (глава 7). Учебник снабжен словарем и спи-
ском. in гературы.
Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи,
поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей
взрослой ЖИЗНИ.

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего
сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно-
стей. Наука еще в X I X в. доказала, что человек — это существо
биологического вида
(человек разумный), которое
есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за-
далась вопросом отличия человека от животных, разрешением
проблемы ускоренного эволюционного развития человека по срав
нению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано.
Животное рождается с определенным набором инстинктов, кото-
рые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обус-
ловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных усло-
вий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое пове-
дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива
ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей
среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя
нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек на фоне
других млекопитающих — самое беззащитное существо. Детены-
ши животных уже через несколько дней или даже часов могут
сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно
добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, само-
стоятельным он становится только через несколько лет. Многие
животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога,
когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязви
мо. Почему же именно человек в результате эволюции становится
разумным существом, способным активно воздействовать на при-
роду?

Глава 1. Человек

В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаи-
модействия с другими людьми. Таким образом, человек — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стад-
ных животных взаимодействие между людьми в обществе персони-
фицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекало два параллельных
процесса:
— становление человека и социогенез —
становление общества. Современные теории объединяют эти два
процесса в один под названием антропосоциогенез (схема 1).
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла
человека. По словам американского просветигеля I). Франклина, человек — это животное, создающее орудия
груда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок-
ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек
научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель-
ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо-
щью других орудий труда.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз-
ложению инстинктивной основы поведения и появлению абстракт-
ного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда
были орудиями охоты, а значит, убийства. Несомненно, они ис-
пользовались при конфликтах внутри человеческого стада, напри
мер за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само су
ществование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий
С х е м а 1 . Ф а к т о р ы антропосоциогенеза

Груда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных
связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот-
ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри
одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво-
дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно
сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при-
чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в це-
лях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брач-
ного партнера и установления внутристадного мира возникла не-
обходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах
людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного чело-
веческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в ко-
торой существовали определенные правила поведения, в первую
очередь запреты {табу). Появились представления о происхож-
дении племени от общего предка, в большинстве случаев от жи-
вотного (
). Вместе с этим появилось и понятие родства
и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от
поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек
становился единственным существом, осознающим межпоколениую связь, уважающим своих предков.
Со временем установленные правила поведения приобретали
все более сложный характер, что способствовало усилению отли-
чия человека от животных. Запреты касались всех членов общи
ны — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном
мире запреты существуют только для слабых. Поведение челове-
ка уже не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения,
поскольку для него свойственны самоограничение и даже самопо-
жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от
стада животных в первобытной общине существовало требование
поддержания жизни соплеменника независимо от его физических
качеств и приспособленности к жизни.
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и
развитие языка.
Язык — это процесс передачи информации с помощью зву-
ков, объединенных в смысловые речевые конструкции.
Речь имеет предметный характер и напрямую связана с пред-
метно-практической деятельностью людей.
Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных,
было использование огня как источника тепла, средства обороны
от хищников, приготовления пищи.

Глава 1. Человек

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая
деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше
продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном счете к неолитической ре-
п е р е ходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
С завершением антропогенеза человек как биологический вид
перестал меняться, но процесс развития общества продолжается
до сих п о р. Люди могут различаться по ряду биологических пара-
м е т р о в, гаких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более
существенные отличия, например принадлежность к той или иной
национальности, расе, характерные для людей, населяющих раз-
н ы е районы планеты. Однако, несмотря на все различия, люди
являются представителями одного биологического вида и облада-
ют равными способностями.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социально-
го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник-
ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противо-
положных точек зрения. Одна из них — би<
утвер-
ждает первичность биологических начал в человеке, другая —
социологизаторская абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются
и
Они провозглашают превосходство одной расы или нации над
другой, неполноценность представителей низших рас, необходи-
мость опеки над ними, регулирования их численности, а в некото-
рых случаях и уничтожения.
К числу биологизаторских концепций относится
возникший в X I X в. на основе учения Ч.Дарвина. Социалдарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки
зрения теории естественного отбора и борьбы за существование.
Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между сло-
ями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Это учение
было отвергнуто современной наукой, поскольку тезис «выживает
сильнейший» неприменим к человеческому обществу.
Социологизаторские концепции признают несущественным все
проявления биологического в человеке, в том числе и его индиви-
дуальность. Человек воспринимается как часть общества, как вин-
тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол-
нению определенных социальных функций, но ограниченный во
всех других отношениях, которым можно манипулировать в це-
лях достижения определенного общественного идеала.
Б действительности биологическое и социальное существуют в
человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про-

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу
человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле-
мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.
Человек как биологический вид может выжить в различных
условиях окружающей среды. Но его возможности не безгранич-
ны. Единство биологического и социального в человеке — это ре-
зультат длительной эволюции. В условиях стремительно развива
ющейся технической цивилизации ресурсы адаптации человече-
ского организма к меняющимся условиям существования могут
быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммун-
ной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение сре-
ды обитания человека вредными веществами, воздействие радиа-
ции, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов-
ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци-
онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно од-
ной из глобальных проблем стала необходимость сохранения че-
ловека как биологического вида.

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот-
ных?
2. Охарактеризуйте понятия «антропогенез» и «социогенез». Как
протекали процессы антропогенеза и социогенеза?
3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и
язык?
4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций
сущности человека?
6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело
веке?

Немецкий биолог Э. Геккель писал в 1904 г.:
Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положе-
нии между высшими и низшими расами людей в общем хорошо извест-
ны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно пони-
мается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над живот-
ными <...> это культура и более высокое развитие разума, делающее
людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойствен-

Глава 1. Человек

Но только высшим расам людей, а у низших рас эти способности разви-
ты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная
жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному.

1.2. Человек, индивид, личность
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как сино-
нимы. Однако между ними имеются существенные смысловые раз-
личия.
Человек — это существо биологического вида Homo sapiens.
Индивид — это представитель человеческого рода, наде-
ленный особыми, отличными от других людей чертами. Ин-
дивидом является любой из нас.
Каждый человек от рождения наделен особой внешностью,
характером, способностями и т.д. Специфические черты, выде-
ляющие человека из совокупности себе подобных, составляют
его индивидуальность. Она предполагает не



Просмотров