В России готовится судебная реформа. Как она скажется на юристах, судьях и простых людях

Идея в том, чтобы создать несколько в полной мере самостоятельных инстанций. Кассации и апелляции будут расположены не просто в разных зданиях, но разных городах. Всего планируется создать пять апелляционных и девять кассационных судов, образованных по окружному принципу.

"Новые суды будут иметь межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от органов власти субъектов Российской Федерации", - рассказал недавно Вячеслав Лебедев. За основу взята система, которая давно внедрена в арбитражных судах. Она себя хорошо зарекомендовала. Там на каждом новом этапе дело переезжает в другой суд - вышестоящий. Это повышает гарантии беспристрастного рассмотрения.

В судах же общей юрисдикции так получается, что в одном региональном суде сосредоточено сразу несколько инстанций. В итоге дело может пройти несколько стадий, но так и не выйти за пределы региона, а то и за стены одного суда. Некоторые важные дела региональный суд рассматривает в качестве первой инстанции. Потом там же происходит апелляция. Туда же надо подавать и кассационную жалобу.

Да, каждый раз составы суда разные, то есть дело рассматривают другие судьи. Но рабочий коллектив один. Теперь, как объяснял Вячеслав Лебедев, предложено в судах общей юрисдикции создать полноценную четырехзвенную систему.

Предлагается создать девять отдельных кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции

Построение судов общей юрисдикции по новому принципу повысит объективность и независимость судопроизводства; снизит загруженность судов, в первую очередь региональных.

"Позитивно скажется нововведение и на качестве рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях, - говорит Вячеслав Лебедев. - В целом в Российской Федерации будет создана полноценная четырехступенчатая судебная система как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, включающая суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные суды".

По его словам, возрастет также оперативность и улучшится качество рассмотрения дел в судах первой инстанции. В проекте сказано, что целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного суда общей юрисдикции или кассационного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Такое постоянное судебное присутствие будет обособленным подразделением окружного апелляционного или кассационного суда.

По расчетам разработчиков проекта, для выделения апелляционных судов в отдельную судебную инстанцию потребуется перераспределение существующей штатной численности судей в количестве 181 единиц и работников аппаратов судов в количестве 362 единицы. Для выделения кассационных судов в отдельную судебную инстанцию потребуется перераспределение существующей штатной численности судей в количестве 723 единиц и работников аппаратов судов в количестве 1326 единиц, а также выделение дополнительной штатной численности помощников судей в количестве 723 единицы.

Из средств федерального бюджета на создание кассационных судов потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме до 2,4 млрд рублей. Остальные расходы, возникающие при создании кассационных судов, будут осуществляться в пределах средств, предусмотренных Судебному департаменту на содержание федеральных судов. На создание апелляционных судов, по расчетам, из федерального бюджета дополнительно потребуется до 555 млн рублей. Эти средства нужны на выплату выходного пособия судьям и работникам аппаратов судов: тем, кто попадет под сокращение или откажется переезжать. А также на оснащение рабочих мест и залов заседаний техническими средствами.

Важная информация из Верховного суда РФ для всех юристов. В ходе Пленума ВС РФ судьи поддержали внесение в Госдуму законопроекта о создании в системе общей юрисдикции пяти апелляционных и девяти кассационных судов. Такие инстанции будут межрегиональными и полностью изменят сложившуюся структуру СОЮ.

Что случилось?

Верховный суд РФ собирается полностью изменить действующую структуру судебных округов общей юрисдикции. На Пленуме ВС РФ судьи поддержали внесение в Госдуму соответствующего законопроекта. Журналисты выяснили, что в системе судов общей юрисдикции создадут судебные инстанции , в соответствии с новыми межрегиональными округами. В результате, некоторые дела, рассматриваемые в качестве первой инстанции областными, краевыми и республиканскими судами, будут подлежать обжалованию только в эти апелляционные и кассационные суды. Такие категории дел перечислены в статье 26 Гражданского процессуального кодекса РФ . Это, в частности, дела:

  • связанные с государственной тайной;
  • связанные с признанием и исполнением решений иностранных судов,
  • связанные с признанием третейских судов.

Такую необходимость в ВС РФ объясняют тем, что давно назрело создание в России структурно самостоятельных кассационных судов и апелляционных судов общей юрисдикции. Потребность в функционировании отдельных судебных уровней для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, обусловлена уходом от рассмотрения таких дел в том же суде, который рассматривал спор в качестве первой инстанции. Аналогичная практика уже зарекомендоваала себя положительно в системе арбитражных судов.

Новые межрегиональные суды

Пять новых апелляционных судов, в соответствии с проектом Верховного суда, будут размещены:

  1. в Воронеже (или Иваново) по решениям Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского и Ярославского областных судов, а также Балтийского флотского военного суда;
  2. в Санкт-Петербурге по решениям из Верховных судов Карелии и Коми, Архангельского, Вологодского, Ленинградского, Мурманского, Курганского, Свердловского, Тюменского и Челябинского областных судов, Мосгорсуда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Ленинградского, Московского и Уральского окружных военных судов и Северного флотского военного суда.
  3. в Краснодаре (или Сочи) на решения Верховных судов Адыгеи, Калмыкии, Крыма, Краснодарского и Ставропольского краевых, Астраханского, Волгоградского и Ростовского областных судов, Севастопольского городского суда, Верховных судов Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни, а также Северо-Кавказского окружного военного суда.
  4. в Нижнем Новгороде на решения Верховных судов Башкортостана, Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Пермского краевого суда, Кировского, Нижегородского, Оренбургского, Пензенского, Самарского, Саратовского и Ульяновского областных судов, а также Приволжского окружного военного суда.
  5. в Томске на решения Верховных судов Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского, Камчатского, Хабаровского и Приморского краевых судов, Иркутского, Кемеровского, Новосибирского, Омского, Томского, Амурского, Магаданского и Сахалинского областных судов, а также на решения суда Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, а также Восточно-Сибирского, Дальневосточного и Западно-Сибирского окружных и Тихоокеанского флотского военных судов.

Девять кассационных инстанций будут располагаться:

  • в Калуге,
  • в Москве,
  • в Санкт-Петербурге,
  • в Краснодаре,
  • в Пятигорске,
  • в Казани,
  • в Перми,
  • в Кемерово;
  • во Владивостоке.

Верховный суд утверждает, что принципиальным отличием предлагаемого варианта построения судебной системы от действующего является четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных актов в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы. Законопроект поступит в Госдуму на рассмотрение в ближайшее время. Ожидается, что новые суды будут созданы уже в следующем году.

В 2018 году на территории РФ готовится к внедрению большая и кардинальная судебная реформа. Серьезные изменения коснутся системы кассации: будут открыты дополнительные кассационные и апелляционные суды.

Новый принцип работы системы построен таким образом, что теперь юристам Свердловской области подавать апелляционный иск нужно не в Екатеринбурге, а в Петербурге либо в Перми. Давайте более детально рассмотрим нюансы реформы и попробуем определить точки ее влияния на простых жителей, судей и юристов.

Проект судебной реформы в России 2018 года

Уже давно подобного рода законопроект созревал и готовился к воплощению, так как еще 17 лет назад Госдума в первом слушании приняла законопроект относительно апелляционных и кассационных судов, вот только дальше первого слушания дело так и не пошло, так как законопроект не нашел единомышленников и поддержки. Весной 2017 года снова был поднят данный вопрос. И Вячеслав Лебедев предложил откорректированный проект, с указанием предложений относительно создания судебной линии, с действиями по алгоритму арбитража.

По предложенному проекту подразумевается создание 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Данные цифры были взяты не из воздуха, а на основе проведенного многолетнего анализа нагрузки судов.

На данный момент районные кассации рассматриваются президиумами областных судов, а апелляции — непосредственно областными судами. Те же, в свою очередь, контролируются Верховным судом, для них кассации не существует. По новой задумке система должна не только исправить данный недочет (относительно кассаций), но и существенно разгрузить Верховный суд.

В июле текущего года Верховным судом было вынесено положительное решение относительно данного законопроекта, который предположительно уже появится на обсуждении в осенней сессии Госдумы.

Для юристов

Апелляционный суд (по предварительным задумкам) будет локализован в Петербурге, а в Перми разместят кассационный. Юристы считают, что судебные споры от распределения судов по разным регионам только выиграют, так как максимально исключены моменты с коррупцией.

Для судов

Предусматривается увольнение более трех сотен госслужащих и более сотни судей. В апелляционных судах будет создано 5 мест для судебных председателей, 161 место для судей и 15 для замов председателей. Для открытия кассационных судов будут сокращены порядка тысячи госслужащих, около семи сотен судей. В кассационных судах откроются 9 председательских мест, 678 мест для судей и 36 мест для председательских заместителей. Судьям придется переезжать со своими судьями, в законопроект бюджет для этих целей заложен.

Кто именно попадет под сокращение, можно будет узнать только после утверждения законопроекта.

Для граждан

Граждане ощутят на себе судебную реформу:

    по увеличенной стоимости услуг адвокатов;

    возможность присутствия на судебном заседании посредством видеоконференции;

    исключение непрофессиональных юристов;

    сокращение сроков рассмотрения дел.

Для бюджета

Для того чтобы создать новые ветки судов, необходимо в общей сложности выделить из государственного бюджета порядка 4,5 миллиарда рублей.

Пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции могут появиться в РФ после 1 июля 2018 года. Разместить их предполагается в крупных российских городах, включая обе столицы. Это следует из текста законопроекта (есть в распоряжении «Известий»), который 13 июля рассмотрит на своем заседании пленум Верховного суда РФ (ВС РФ), после чего документ поступит в Госдуму. Такие меры позволят унифицировать работу судов общей юрисдикции по аналогии с арбитражными судами - их вышестоящие инстанции также находятся в других регионах.

Апелляционные суды предлагается разместить в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске. Кроме того, рассматривается вариант размещения суда в Воронеже или Иваново, а также в Краснодаре либо Сочи. Кассационные суды, согласно проекту документа, могут появиться в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке. Как следует из приложения к законопроекту, в кассационных судах будут работать 723 судьи, в апелляционных -181. Дополнительные расходы Судебного департамента при ВС при этом оцениваются в 4,4 млрд рублей - из федерального бюджета на эти цели потребуется 3 млрд рублей, полагают авторы инициативы. Ранее глава ВС Вячеслав Лебедев оценивал связанные с реформой расходы в 3,828 млрд рублей.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Такие новеллы, как объяснял Вячеслав Лебедев, дадут больше гарантий независимости и объективности судей. В качестве аргумента он ссылался на то, что сегодня в судах областного уровня решения райсудов обжалуются в апелляционном порядке, а затем и в кассационном: «Инстанции разные, но коллектив-то один (имеется в виду коллектив суда. - «Известия»). Поэтому резонно каждую инстанцию разделить».

С этим согласны и два собеседника «Известий», знакомых с ходом разработки законопроекта. Они отмечают, что сложившееся положение недопустимо.

Выстраивается стройная, логичная, целостная система судебной власти в стране, которая предполагает жесткое разграничение сфер компетенции, - заявил один из них.

По его словам, при выборе места расположения апелляционных и кассационных судов учитывались имеющиеся возможности (например, наличие в городе подходящих зданий), а также географическое удобство их расположения для граждан.

Также в ходе реализации инициативы возникнет вопрос и с назначением судей в новые суды. Собеседник «Известий» отметил, что на замещение вакансий смогут претендовать судьи, работающие сейчас в областных и краевых судах. При этом на расходах на кадровый вопрос можно будет сэкономить - за счет перераспределения имеющихся сейчас незаполненных ставок в судах.

Поправки в законы в случае принятия их Госдумой могут вступить в силу уже с 1 июля 2018 года, однако начать работу новые суды смогут только после соответствующего решения пленума ВС и после назначения не менее двух третей судей от общего состава.

В Федеральной палате адвокатов ранее положительно оценили идею территориально развести апелляционную и кассационную инстанции, отделив их от региона, в котором находится суд, рассматривающий дело по существу.

Верховный суд дал старт масштабной реформе судов общей юрисдикции. ВС РФ планирует создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе, что даст возможность объективно рассматривать жалобы участников судебных споров. Всего будет открыто 5 апелляционных и 9 кассационных судов. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Госдуме.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Автором инициативы выступил Верховный суд РФ, который планирует создать новую систему судов общей юрисдикции уже к 1 июля 2018 года (именно такая дата вступления в силу фигурирует в проекте).

Новые суды: 5 апелляционных и 9 кассационных

Верховный суд собирается перенести в систему судов общей юрисдикции модель, которая успешно работает в системе арбитражных судов. Для этого необходимо создать суды апелляционной и кассационной инстанций по экстерриториальному признаку. Новые суды будут действовать в составе президиума коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Всего будут созданы 5 апелляционных судов с численностью 37 судей:

  • Первый апелляционный суд общей юрисдикции — город Иваново Ивановской области (или город Воронеж Воронежской области);
  • Второй апелляционный суд общей юрисдикции — город Санкт-Петербург;
  • Третий апелляционный суд общей юрисдикции — город Сочи Краснодарского края (или город Краснодар Краснодарского края);
  • Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции — город Нижний Новгород Нижегородской области,
  • Пятый апелляционный суд общей юрисдикции — город Томск Томской области.

Также планируется создать 9 кассационных судов с разной численностью судей:

  • Первый кассационный суд общей юрисдикции — город Калуга Калужской области;
  • Второй кассационный суд общей юрисдикции — город Москва;
  • Третий кассационный суд общей юрисдикции — город Санкт-Петербург;
  • Четвертый кассационный суд общей юрисдикции — город Краснодар Краснодарского края;
  • Пятый кассационный суд общей юрисдикции — город Пятигорск Ставропольского края;
  • Шестой кассационный суд общей юрисдикции — город Казань Республики Татарстан;
  • Седьмой кассационный суд общей юрисдикции — город Пермь Пермского края;
  • Восьмой кассационный суд общей юрисдикции — город Кемерово Кемеровской области;
  • Девятый кассационный суд общей юрисдикции — город Владивосток Приморского края.

До сих пор апелляционные жалобы по гражданским и уголовным делам рассматривают верховные суды республики или областные (краевые) суды, если решение принял районный суд. Решения таких судов, вынесенные как в первой инстанции, так и во второй инстанции, приходится обжаловать в Верховный суд. Именно так прописано в статье 320 ГПК РФ , а также в УПК РФ . И это собирается изменить Верховный суд РФ. Кроме того, поправки должны быть внесены в Кодекс административного судопроизводства и ряд федеральных законов.

Для чего все это нужно?

В пояснительной записке к законопроекту ВС РФ отмечает, что выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, которые не будут связаны рамками административно-территориального деления субъектов, усовершенствует инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизирует судебную нагрузку. Положительную работу такой модели уже доказала деятельность таких инстанций в системе арбитражных судов.

После того как новый закон пройдет парламент и будет подписан Президентом РФ, Пленум ВС РФ примет решение о дне начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Это может произойти только после назначения на должности двух третей от установленной численности судей соответствующего суда.



Просмотров