В каких случаях проводится дополнительная оценка уязвимости. Оценка уязвимости транспортных средств

Уже на протяжении более десяти лет отдельные категории ТС и объектов инфраструктуры, относящейся к транспорту, (ОТИ и ТС) в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» эксплуатируются по определенным правилам. В связи с действующими правилами по отношению к таким объектам проводится оценка уязвимости транспортных средств автомобильного транспорта. В чем заключается оценка, как можно ее заказать, каковы сроки проведения, стоимость и существуют ли штрафы за ее отсутствие?

Что такое оценка уязвимости ТС и для чего она необходима? Подобная мера осуществляется с целью регулирования безопасности эксплуатации автотранспорта и объектов, непосредственно используемых при их использовании. Такие действия применяются по отношению к категориям авто и прочим средств передвижения, а также различных объектов и выполняются после того, как их собственник или владелец уведомляется о том, что ОТИ или ТС включен в такой список .

Порядок проведения оценки уязвимости определяет осуществление мер в срок 3 месяцев с момента включения в опасную категорию . Стоит отметить, что выполнять оценочные действия имеют право исключительно те компании, которые осуществляют профессиональную работу такого характера и имеют соответствующее разрешение, выданное регулирующими гос. органами. Проведению работ предшествует заключение договора между заказчиком (собственником объекта или транспорта) и разглашение результатов (их обнародование) запрещено.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры применяется в отношении как самого автотранспорта, так и объектов, которые включены в инфраструктуру – таким образом обеспечивается безопасность дорожного движения и эксплуатации машин и прочих средств передвижения.

Так к объектам которые подлежат оценке, относят:

  • Мосты, через которые осуществляется движение транспорта;
  • Вокзалы, которые применяются для транспорта, имеющего пассажирское назначение;
  • Депо для различного типа и вида транспорта;
  • Развязки для автотранспорта и прочих средств передвижения, съезды;
  • Объекты, применяемые для эксплуатации ж/д транспорта – вокзалы, станции, депо, платформы, мосты, предназначенные для их передвижения;
  • Для воздушного транспорта – аэропорты, площадки для взлета, комплексы по их заправке, вышки, терминалы.

В рамках проведения оценочных работ определенной степени риска перечисленные объекты анализируют по установленным критериям безопасности по отношению к такому виду и типу транспорта:

  • Транспорт пассажирского назначения – автобусы, троллейбусы, трамваи;
  • Транспорт, являющийся грузовым. К ним также относят те авто, которые эксплуатируются для перевозки грузов, являющихся потенциально опасными;
  • Транспорт, относящийся к легковому;
  • Транспорт, который эксплуатируется в качестве маршрутных транспортных средств.

По требованиям законодательства прохождение процедуры оценки на соответствие всем существующим нормам безопасности может повлечь за собой отказ в получении специализированного разрешения на пользование дорогами. Таким образом перевозчик, являясь организацией государственного типа или в случае принадлежности к коммерческой структуре в первую очередь обязан определить степень безопасности и в соответствии с полученными результатами разработать и утвердить перечень определенных действий для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень безопасности. Разработка такого плана осуществляется в специализированном отделе, который уполномочен выполнять действия по контролю определенной степени дорожной безопасности.

Как провести оценку уязвимости? Подобное действие должно осуществляться в соответствии с такими требованиями и нормами законов и заключается в следующих действиях:

Стоит отметить, что если после осуществления такой проверки были выполнены действия, заключающиеся в изменении конструкции ТС или ОТИ в срок, не более чем один месяц должна последовать дополнительная оценка. Доп. оценка включает в себя те же основные операции, что и основная (первоначальная). По ее окончанию также рассматриваются те факторы, в соответствии с которыми проводится составление и согласование плана эксплуатации и поддержания безопасности при эксплуатации.

Видео: Оценка уязвимости ТС

Какова стоимость проведения оценки? Цена на проведение таких действий находится в прямой зависимости от тарифов, устанавливаемых в компании, имеющей лицензию. Расценки на действие оценщиков устанавливаются на основании приказов действующей в пределах РФ Федеральной службы, которая регулирует внедрение и соблюдение таких тарифов.

При необходимости получения информации и цене на такие работы можно посетить сайт федеральной службы и получить информацию по действующим на текущий год расценкам. Стоит отметить, что общие расходы, связанные с заказом таких работ, будут находиться в зависимости от того, сколько времени будет потрачено на оценку.

Кто проводит последующее согласование оценки? Сразу после того, как организация, проводящая оценку, вынесла свое экспертное заключение, необходимо осуществить согласование – на него дается срок 30 дней и производится в Росавтодоре . Впоследствии вынесенные решения и результаты оценки в течение срока, не превышающего 6 месяцев, должны стать основой для разработки плана по безопасности эксплуатируемых объектов.

Возможные суммы штрафов

В том случае, если организация не исполняет утвержденные на государственном уровне требования по обеспечению безопасности, за такое бездействие может последовать привлечение к административной ответственности с последующим наложением штрафных санкций. Так, при фиксировании такого нарушения величина штрафов в случае первоначального нарушения может быть следующей:

  • Частные граждане – от 3 до 5 тысяч (при повторной фиксации может достигать размера 10 тысяч, если нарушение признано умышленным, то взыскание может быть в сумме до 30 тысяч рублей);
  • Для должностных лиц минимальная сумма штрафа находится в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей . Если оно фиксируется уже не первый раз, то размер взыскания будет достигать 50 тысяч, если нарушение совершено умышленно, то в подобной ситуации может последовать арест на срок до 10 дней или же наложение возможного взыскания величиной до 100 тысяч рублей;
  • Юридические лица могут привлекаться к ответственности с наложением штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей . При повторном нарушении его величина достигает 200 тысяч, в случае умышленного нарушения порядка организации грозит штраф до 500 тысяч рублей с временной приостановкой деятельности.

Время чтения: 5 минут

Оценка уязвимости транспортных средств автомобильного транспорта была учреждена в 2007 году в связи с требованиями ФЗ №16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Она предусматривает комплекс действий, направленных на анализ уровня безопасности транспортных средств от влияния внешних угроз, в том числе террористического характера. Кроме автомобилей, такая же процедура осуществляется в отношении мостов, вокзалов, метро, аэродромов и т. п.

Зачем нужна

Оценка уязвимости ОТИ и ТС необходима, чтобы определить уровень угрозы, с которой можно столкнуться во время эксплуатации любого вида транспорта. Основной акцент при этом делается на террористических угрозах.

Тщательный анализ характеристик транспортных средств поможет выявить их слабые места и позволит провести необходимые мероприятия для превентивной защиты.

Таким образом предполагается повысить уровень безопасности во время езды.

Какие объекты анализируются

Действующие законодательные акты предусматривают оценку безопасности:

  • объектов транспортной инфраструктуры, которые связаны с автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Это мосты, путепроводы, вокзалы, аэродромы, терминалы и т. п.;
  • автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта – автомобилей, локомотивов, вагонов, самолетов, автобусов, трамваев, грузовиков, вертолетов, транспорта для перевозки опасных грузов и т. д.

Без оценки безопасности осуществлять перевозку грузов запрещено. Получить разрешение можно только после проверки уязвимости транспортного средства, а также разработки спецплана по безопасности, который необходимо утвердить в соответствующем органе, отвечающем за безопасность транспорта.

Кто проводит оценку уязвимости ОТИ и ТС

Проведение оценки уязвимости транспортных средств возложено на специальные организации, которые прошли аккредитацию в органах транспортной безопасности. Речь идет о Росавтодоре, Росавиа, Росжелдоре, Росморречфлоте. Каждая из этих организаций оценивает компанию по своему направлению деятельности, после чего с ней заключается публичный договор. Порядок оценки разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти, ответственный за безопасность на дорогах.

В соответствии с законодательством пройти процедуру оценки безопасности должны субъекты инфраструктуры:

  • перевозчики людей, багажа, грузов;
  • юрлица, на балансе которых находятся транспортные средства.

На это отводиться до 3 месяцев с момента внесения автомобиля в Реестр категорированных объектов автотранспорта. Вся полученная в ходе исследования информация имеет ограниченный доступ.

Результаты проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС

Результаты оценки оформляются в виде текстового документа с план-схемами в трех экземплярах – два в бумажном формате, третий в электронном. Документ содержит следующую информацию:

  • основные технические, конструктивные и технологические параметры средства передвижения или объекта инфраструктуры;
  • перечень критических мест;
  • список потенциальных угроз;
  • план-схемы зон транспортной безопасности;
  • расчет количества потенциальных жертв и величины ущерба при наличии угрозы;
  • модели нарушителей;
  • оценка действующих мероприятий по обеспечению безопасности исследуемого объекта;
  • указываются, какие дополнительные меры можно применить, чтобы повысить уровень безопасности.

Порядок проведения оценки уязвимости

Как уже омечалось, оценка уязвимости осуществляется специальными компаниями, которые прошли аккредитацию в профильных ведомствах Министерства транспорта.

Этапы оценки транспортных средств

Оценка автомобилей, автобусов, грузовиков предусматривает следующие этапы:

  1. Техническая проверка транспортного средства, а также изучение особенностей его эксплуатации.
  2. Выявление слабых мест в конструкции машины, нарушений целостности или повреждений, которые могут стать причиной нанесения вреда жизни и здоровью людей.
  3. Изучение систем безопасности, которыми изначально оснащены транспортные средства.
  4. Результаты проверки систематизируются, затем подробно описывается комплекс принятых мер. При этом определяется, насколько каждая из них соответствует действующему законодательству в сфере безопасности.
  5. Изучается возможность нарушения целостности автомобиля мошенниками.

На основании анализа транспортного средства формируется модель потенциального нарушителя, а также определяется комплекс действий, с помощью которых он сможет вмешаться в работу автомобиля.

Проанализировав результаты проверки, специалисты составляют список мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности транспортного средства. Следует отметить, что оценка уязвимости идентичных машин, которые находятся в собственности одного физ- или юрлица, осуществляется на основании исследования только одного транспортного средства.

Проверка объектов транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура оценивается аналогично транспорту. Но в связи с технологическими особенностями все же имеет ряд отличий:

  • обязательно делается оценка рельефа;
  • проводятся гидрологические и геологические исследования;
  • изучается близлежащая местность.

Что предусматривает согласование оценки уязвимости

На основании результатов исследования оценочная компания составляет специальное заключение. Но перед тем как документ обретет юридическую силу, его необходимо согласовать, а затем утвердить в федеральном контролирующем органе. Если проводилась проверка автомобилей – в Росавтодоре, вертолетов – в Росавиа, железнодорожных локомотивов – в Росжелдоре.

На этап согласования отводиться 30 дней. В течение этого срока исследование рассматривается в профильном транспортном ведомстве, затем утверждается или нет.

После завершения согласования и утверждения оценки владелец ТС обязан в течение 3 месяцев разработать план транспортной безопасности и согласовать его в Росавтодоре.

Учитывая сложившуюся практику, согласование оценки занимает около года. Это связано с низким качеством исследований, неправильным оформлением бумаг, недостатком в профильных организациях компетентных специалистов. По статистике, на 85% полученных заявок приходится 1 отказ.

Когда нужна дополнительная оценка уязвимости

Иногда возникает необходимость провести дополнительную оценку уязвимости. Речь идет о:

  • технических, конструктивных или других изменениях автомобиля или объекта инфраструктуры;
  • появлении новых источников угрозы, которые могут привести к вмешательству в целостность конструкции ТС;
  • изменении требований безопасности к ТС или объектам инфраструктуры.

Дополнительная оценка уязвимости утверждается на федеральном уровне в течение трех месяцев.

Какие сроки проведения и стоимость оценки

На проведение исследований аккредитованной компании отводится месяц. Столько же времени предоставляется на оценку безопасности объекта инфраструктуры или транспортного средства в случае изменений конструкции или технологических параметров. В этом случае отсчет 30 дней начинается с момента внесения изменений.

Стоимость исследования зависит от тарифов оценочной компании, объекта оценки, времени на подготовку отчета. Например, компания «СБ-Урал» сделает оценку автобуса в течение 20 дней за 35 тысяч рублей, автовокзала – за 125 тысяч рублей. Но обычно стоимость услуг договорная, и компании редко размещают прайсы на свои услуги в открытом доступе.

О государственном контроле и ответственности за соблюдение требований транспортной безопасности

Обязанность контролировать выполнение ФЗ-16 возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Это ведомство уполномочено проводить плановые и неплановые проверки транспортной инфраструктуры и средств передвижения.

Если во время проверки было обнаружено нарушение законодательства, это послужит основанием для наложения административного штрафа:

  • на физлицо – 3 000-5 000 руб.;
  • на должностное лицо – 20 000-30 000 руб.;
  • на предпринимателя – 30 000-50 000 руб.;
  • на юрлицо – 50 000-100 000 руб.

При повторном нарушении размер штрафа возрастает:

  • для физлиц – 5 000-10 000 руб.;
  • для руководства компаний – 30 000-50 000 руб.;
  • для предпринимателей – 50 000-70 000 руб.;
  • для юрлиц – 100 000-200 000 руб. или запрет на ведение деятельности до 90 дней.

Если субъект умышленно нарушил законодательство, размер санкций возрастет и составит:

  • для физлиц – 20 000-30 000 руб. с конфискацией транспорта/объекта инфраструктуры или арест на 10 суток;
  • для руководителей предприятий– 50 000-100 000 руб. или арест на 10 суток;
  • для предпринимателей – 100 000-150 000 руб. с конфискацией ТС или прекращение деятельности на 90 суток;
  • для юрлиц – 200 000-500 000 руб. также с конфискацией или запрет на ведения бизнеса на 90 суток.

Кроме административного штрафа, к нарушителю могут применить наказание в соответствии со ст.263.1 Криминального кодекса, которая предусматривает:

  • Причинение тяжелого вреда здоровью или крупного ущерба (более 1 млн рублей) – 800 000 руб. или ограничение свободы на 1 год.
  • Смерть человека – принудительные работы до 5 лет с запретом занимать определенные должности до 3 лет или лишение свободы до 7 лет.

Если нарушение допустило лицо, ответственное за транспортную безопасность, наказание будет более жестким.

Заключение

Оценка уязвимости средств передвижения и объектов транспортной инфраструктуры необходима для повышения уровня транспортной безопасности. Регулируется этот процесс ФЗ-16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Прходят процедуру юр- или физлица, владеющие ТС, которые используются для перевозки пассажиров, багажей, опасных грузов.

Оценка уязвимости проводится в течение месяца после присвоения категории ТС или объекту инфраструктуры, а также в случае изменения их свойств и технических параметров. Работы по оценке осуществляют специальные организации, которые имеют соответствующее разрешение, выданное профильными транспортными ведомствами. Исследование обязательно должно быть согласовано и утверждено на федеральном уровне. Заявителю необходимо в течение 3 месяцев разработать и внедрить план транспортной безопасности и утвердить его в Росавтодоре.

За нарушение требований ФЗ-16 на владельцев ТС или инфраструктуры накладывается административный штраф. Если же нарушение транспортной безопасности привело к тяжелым последствиям, наступает криминальная ответственность.

Оценка уязвимости ТС: видео

Специалисты компании РосБезопасность в кратчайшие сроки проведут дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Заказать проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (дополнительная ОУ ОТИ и ТС) Вы можете у нас на сайте оставив заявку или по телефону.

Дополнительная оценка уязвимости ОТИ и ТС. Стоимость и срок проведения

Срок проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ и ТС в соответствии с действующим законодательством не должен превышать 1 (один) месяц . Цена на проведение дополнительной оценки уязвимости зависит от многих факторов: объект проведения дополнительной оценки уязвимости (объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство), количество и тип объектов (в соответствии с законодательством в случае если группа транспортных средств идентична по своим конструктивным и техническим характеристикам и при этом находится в собственности одного субъекта транспортной инфраструктуры или используется им на ином законном основании, то допускается применять результаты дополнительной оценки уязвимости транспортного средства на всю группу ТС), территориальное расположение ОТИ и ТС, тип ОТИ и ТС (Росавтодор, Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот) и др. Таким образом минимальная стоимость дополнительной оценки уязвимости ОТИ - от 25 000 рублей . Минимальная стоимость дополнительной оценки уязвимости ТС - от 20 000 рублей . После проведения дополнительной оценки уязвимости результаты направляются на согласование в компетентный орган (Росавтодор, Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот), который в течении 30 дней принимает решение об их согласовании.

Скидки

Компания РосБезопасность ценит своих клиентов. У нас развита гибкая система скидок на оказываемые услуги:

  • При повторном обращении (скидка 10%)
  • При заказе смежных документов по транспортной безопасности (скидка 10%)
  • При обращении со ссылкой на организации, которые сотрудничали с нами ранее (скидка 5%)
  • При количестве объектов 2 и более (скидка 5%)

Дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Порядок проведения

Обращение в компанию РосБезопасность:

  • определение стоимости работ
  • определение сроков разработки и согласования результатов дополнительной оценки уязвимости
  • подготовка и отправка комплекта документов для Заказчика (коммерческое предложение, презентация, проект договора)

Сотрудничество с компанией РосБезопасность:

  • сбор исходных данных
  • определение даты и времени выезда специалиста для обследования объекта
  • составление Дополнительной оценки уязвимости
  • утверждение разработанного проекта Заказчиком
  • согласование проекта в компетентном органе

Дополнительная оценка уязвимости транспортных средств. Срок действия, периодичность проведения

Дополнительная оценка уязвимости не имеет срока давности и проводится вновь в следующих случаях:

  • при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности
  • при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик
  • при изменении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства
  • при изменении границ акватории морского порта

При этом стоит отметить, что дополнительная оценка уязвимости проводится в месячный срок с момента наступления перечисленных изменений.

Наказание, штрафы за невыполнение требований в области транспортной безопасности

Отсутствие документации транспортной безопасности объекта свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 11.15.1:

  • Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей .
  • Повторное совершение административного правонарушения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

Для каких объектов проводится дополнительная оценка уязвимости

Дополнительная оценка уязвимости проводится в указанных случаях для объектов транспортной инфраструктуры:

  • железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
  • метрополитены;
  • тоннели, эстакады, мосты;
  • морские терминалы, акватории морских портов;
  • порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности;
  • расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
  • аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
  • участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Для транспортных средств:

  • транспортные средства автомобильного транспорта;
  • воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
  • воздушные суда авиации общего назначения;
  • суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда);
  • суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров;
  • железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;
  • транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Руководящие документы

Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ и ТС:

  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»
  • Приказ Минтранса России от 12.04.2010 N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»

О.О. Чёрная,

Помощник первого заместителя Председателя

Комитета Государственной Думы

по бюджету и налогам

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: регулирование и правоприменение

1. Правовое регулирование отношений по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры .

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено: «О ценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства» .

Статьей 4 («Обеспечение транспортной безопасности») Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ определено:

О беспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 1 ст. 4);

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 ст. 4);

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (пункт 3 ст. 4).

Статья 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ регулирует отношения, возникающие при о ценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу пункта 1 ст. 5 порядок оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта) по согласованию с ФСБ России (федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации) и МВД России (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел).

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 .

Пунктом 7 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ предусмотрено, что «о ценка уязвимости воздушного судна, объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 5.7. пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ .

Заметим, что названные «Требования…» применяются, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов», до дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации . Такой нормативный правовой акт принимается Правительством Российской Федерации по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ России и МВД России (ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ).

Существенно, что федеральный закон, возложивший обязанности по установлению требований по обеспечению транспортной безопасности на Правительство Российской Федерации, вступал в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, которое состоялось 23 июля 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). Скоро исполнится полтора года, прошедших со дня вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 16-ФЗ, однако требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, Правительством Российской Федерации не установлены.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ установлено, что «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора».

Согласно пункту 3 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности».

Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта утвержден приказом Минтранса России от 6 мая 2013 г. № 171 .

Таким образом, в отношениях по оценке уязвимости участвуют три независимые организации:

Субъект транспортной инфраструктуры (на котором лежит обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение её результатов; установлен срок – 3 месяца со дня получения уведомления о включении ОТИ в соответствующие реестр);

Специализированная организация (при этом срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца – см. пункт 5 «Порядк а проведения оценки уязвимости...»);

Федеральный орган исполнительной власти, который в 30-дневный срок вправе утвердить или не утвердить результаты оценки уязвимости (см. вышеназванный Административный регламент).

При этом отношения субъекта транспортной инфраструктуры и специализированной организации – гражданско-правовые, основанные на автономии воли и равенстве сторон (следовательно, и механизм воздействия на специализированную организацию, порядок заключения с ней договора регулируются гражданским законодательством); отношения субъекта транспортной инфраструктуры и специализированной организации с федеральным органом исполнительной власти – административно-правовые, то основанные на принципе власти-подчинения, когда какими-либо мерами воздействия на орган публичной власти хозяйствующие субъекты не обладают.

Следует также отметить, что ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ определены п рава и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности.

Субъекты транспортной инфраструктуры имеют право:

В установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности (подпункт 1 пункта 1 ст. 12);

Вносить в Минтранс России, ФСБ России и МВД России предложения по обеспечению транспортной безопасности (подпункт 2 пункта 1 ст. 12).

Субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

Незамедлительно информировать в порядке , установленном Минтрансом России, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (подпункт 1 пункта 2 ст. 12);

Выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности (подпункт 2 пункта 2 ст. 12);

Оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению (подпункт 3 пункта 2 ст. 12;

Предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного данным Федеральным законом (подпункт 4 пункта 2 ст. 12).

Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 ст. 12).

2. Судебная практика.

Существенно, что судебная практика по данному вопросу имеет разнонаправленные тенденции.

2.1. Судебная практика, негативная для субъекта транспортной инфраструктуры .

Имеется ряд решений, исходящих из такой логики: с огласно пункту 5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. Доказательств того, что результаты оценки уязвимости утверждены в установленном порядке, суду не представлено. Вина субъекта транспортной инфраструктуры в совершении административного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования (за нарушение которого предусмотрена административная ответственность), но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Весьма характерным в этом отношении является постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2014 г. по делу № А43-7545/2014. По делу обжаловалось решение Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление) о привлечении к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности. Суд, в частности, отметил, что предприятию (заявителю по делу) в целях исполнения законодательства следовало пройти несколько стадий. Так, предприятие должно было подготовить материалы и направить их в компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов; после получения уведомления на основе публичного договора со специализированной организацией провести оценку уязвимости объекта и составить план обеспечения транспортной безопасности.

Предприятием (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее – ФГУП «УВО Минтранса России», исполнитель) 14 ноября 2012 г. был заключен договор № 35 на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (автостанции). Оценка уязвимости была проведена и ее результаты были направлены для утверждения в Федеральное дорожное агентство. Результаты проведенной оценки уязвимости не утверждались по причине несоответствия полного названия субъекта транспортной инфраструктуры Реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В материалы дела представлена переписка между заказчиком и исполнителем по вопросу проведения оценки уязвимости автостанции (датированная январем и мартом 2014 года), согласно которой на момент проверки Управлением оценка уязвимости автостанции проведена, но до 24 января 2014 г. не отсылалась на утверждение в Федеральное дорожное агентство ввиду того, что в первую очередь Федеральное дорожное агентство рассматривает отчеты объектов транспортной инфраструктуры сочинских Олимпийских объектов.

По оценке суда, предприятие не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о транспортной безопасности. В период с 2012 года по 2014 год предприятие ограничилось лишь направлением двух запросов в адрес специализированной организации.

Между тем, как указал суд, Федеральная служба по тарифам приказами 2012, 2013 годов установила тарифы на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, в которых значится ряд специализированных организаций, оказывающих услуги, аналогичные тем, которые оказывает ФГУП «УВО Минтранса России». Однако возможностью перезаключения неисполненного договора от 14.11.2012 № 35 предприятие в вышеуказанный период не воспользовалось. С документальным обоснованием невозможности своевременного проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры предприятие в Управление не обращалось.

Суд констатировал, что поскольку предприятие при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия (то есть возможность нарушения законодательства), имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер, то оно обоснованно привлечено к административной ответственности .

2.2. Судебная практика, позитивная для субъекта транспортной инфраструктуры.

Другая правовая позиция: по ст. 5 , оценка уязвимости объектов транспортной безопасности проводится специализированными организациями на основании публичного договора, заключаемого субъектом транспортной инфраструктуры. Таким образом, законодатель отстранил субъекта транспортной инфраструктуры от непосредственной оценки уязвимости объектов инфраструктуры, ограничив и круг организаций, имеющих право на проведение такой оценки на договорной основе. С учетом данных положений закона, субъект транспортной инфраструктуры не может нести ответственность за нарушение специализированной организацией сроков проведения такой оценки. Не может субъект транспортной инфраструктуры и нести ответственность за результат проведенной специализированной организацией оценки уязвимости объекта, так как такой результат в силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» утверждается компетентным органом в сфере транспортной безопасности, а не заказчиком по договору .

2.3. Судебная практика об ответственности федеральных органов исполнительной власти в случае не утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Анализ судебной практики по делам, где обжаловались действия федеральных органов исполнительной власти, не утвердивших результаты оценки уязвимости ОТИ, показывают, что доказать незаконность этих действий крайне затруднительно.

В качестве примера можно привести постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 г. № 09АП-28683/2014 по делу № А40-9158/14.

Как видно из судебного акта, ООО «БИПРОАСКО» (являющееся аккредитованной Росавтодором специализированной организацией, осуществляющей оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства), во исполнение муниципального контракта № 04000.13.051, заключенного 15 апреля 2013 г. с Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, провело оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Тюмени - четырнадцати автодорожных мостов и путепроводов.

В соответствии с п. 5.14.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, утверждает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» и в порядке, определенном приказами Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной безопасности и транспортных средств» и от 7 мая 2013 г. № 178 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности», Росавтодор предоставляет государственную услугу в отношении специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности (далее - Заявитель), представивших на утверждение в Росавтодор результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Результаты) в установленной сфере деятельности.

Заявителем проведена оценка уязвимости 14 объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), результаты которых впервые представлены в Росавтодор для рассмотрения и принятия решения об их утверждения или об отказе в их утверждении в мае - июне 2013 года. Результаты рассмотрены в установленные сроки и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. По результатам рассмотрения Результатов принято решение об отказе в их утверждении и Заявителю направлены заключения об отказе в утверждении с указанием причин отказа.

В сентябре 2013 г. в Росавтодор Заявителем повторно представлены Результаты 14 оценок уязвимости ОТИ. Анализ представленных документов показал, что ранее указанные недостатки устранены не в полном объеме. Кроме того, в ходе переработки допущены недостатки, отсутствующие в Результатах при первом их представлении. По итогам рассмотрения представленных Результатов подготовлены и направлены в адрес Заявителя заключения об отказе в их утверждении с приложением причин отказа (исх. от 18.10.2013 N 10-30/16706-дсп).

После устранения заявителем указанных недостатков в Росавтодор в декабре 2013 г. третий раз представлены результаты оценок уязвимости ОТИ. По итогам рассмотрения результатов по 7 ОТИ 13 декабря 2013 г. подготовлены и направлены в адрес Заявителя заключения об отказе в их утверждении с приложением причин отказа. Анализ представленных после переработки документов показал, что ранее указанные недостатки заявителем исправлены не в полном объеме. После устранения в рабочем порядке указанных недостатков 25 декабря 2013 г. принято решение об утверждении Результатов 7 оценок уязвимости ОТИ.

По итогам рассмотрения результатов других 7 оценок уязвимости ОТИ 15 января 2014 г. принято решение об отказе в их утверждении и в адрес Заявителя направлены заключения об отказе в утверждении представленных Результатов с приложением причин отказа в связи с тем, что недостатки, существенно влияющие на обеспечение транспортной безопасности, не устранены. Считая вышеуказанные решения Росавтодора незаконными и необоснованными, общество оспорило их в Арбитражный суд г. Москвы. Решением суда от 14.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано; не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой.

Исследовав замечания, послужившие для Росавтодора основанием для отказа в утверждении результатов оценки уязвимости ОТИ, суд апелляционной инстанции указал, что «незаконности вынесенных отказов, с учетом компетентности и специфики органа, а равно направленности принимаемых решений на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности , судом не установлено».

Кроме того, суд со ссылкой на нормы АПК РФ, ст. 13 ГК РФ и пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отметил, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является «одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием», однако «Заявителем не указаны нормы права, которые нарушены ответчиком при вынесении оспариваемых отказов».

На основании изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2014 по делу № А40-9158/2014 оставил без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения .

3. Проблема реализации административно-правовых норм законодательства о транспортной безопасности (в части оценки уязвимости ОТИ) и ответственности за их несоблюдение в зависимости от гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов .

Как уже указывалось, субъект транспортной инфраструктуры обязан в силу закона заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией, уполномоченной на: а) проведение оценки уязвимости ОТИ; б) представление результатов оценки уязвимости ОТИ в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, государство в лице регулятора (Минтранса России) поставило соблюдение административно-правовых норм законодательства о транспортной безопасности (в части оценки уязвимости ОТИ и их утверждения в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ) и ответственность за их соблюдение в зависимость не только от гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов, но и от отношений с третьим лицом (утверждающим результаты оценки федеральным органом власти), не являющимся стороной договора.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с законодательством заключение договоров со специализированными организациями осуществляется на конкурсной основе.

Так, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № Д28-160, размещение заказа по оказанию услуг специализированными организациями по проведению работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, транспортная безопасность которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации, необходимо осуществлять в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством, регулирующим закупки для государственных нужд .

При этом согласно ст.ст. 49 и 54 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, а контракт заключается не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола .

В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (распространяющимся практически на все организации с государственным участием) извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе .

Следовательно, при реализации положений законодательства о транспортной безопасности, касающихся трехмесячного срока, установленного для проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждения его результатов, примерно от одного до 1,5 месяцев составляет минимальный период, требуемый для проведения конкурсных процедур.

Таким образом, один-полтора месяца необходимо для проведения конкурсных процедур; один месяц установлен для проведения оценки уязвимости; один месяц – для получения заключения государственного органа по результатам оценки. Любой «сбой» в соблюдении указанных сроков ведет к неисполнению вышеуказанных требований законодательства, независимо от того, какие усилия прикладывал субъект транспортной инфраструктуры для получения результатов оценки уязвимости ОТИ (переписка, расторжение договора со специализированной организацией, применение к ней штрафных санкций, проведение конкурсных процедур для заключения договора с иной специализированной организацией и т.д.).

Исходя из реалий можно констатировать, что простой арифметический подсчет вышеназванных сроков и отсутствие у субъектов транспортной инфраструктуры действенных механизмов воздействия на специализированные организации и тем более органы власти, приводят к выводу о высоком юридическом риске заведомой неисполнимости приказа Минтранса России, установившего такие требования к субъектам транспортной инфраструктуры.

4. Проблемы административной ответственности должностных лиц.

Как показывает анализ, нередко контролирующие органы применяют меры административной ответственности к руководителям субъектов транспортной инфраструктуры независимо от наличия или отсутствия правовых оснований. Видимо, считается само собой разумеющимся, что руководитель юридического лица уже в силу занимаемой должности, «автоматически», является виновным в административном правонарушении. Однако такой подход, как представляется, не является законным.

Согласно ст. 2.1. («Административное правонарушение») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность .

Статья 2.2. («Формы вины») КоАП РФ устанавливает, что административное правонарушение признается совершенным:

Умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

По неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

При этом в силу ст. 1.4. («Принцип равенства перед законом») КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. В частности, физические лица подлежат административной ответственности независимо от должностного положения и других обстоятельств.

В силу ст. 1.5. («Презумпция невиновности») КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; по общему правилу, оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 1.6 («Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением») определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 2.4. («Административная ответственность должностных лиц») КоАП РФ устанавливает, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается, в частности, лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти (то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него), а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, признаками должностного лица являются: а) выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; б) наличие полномочий на их осуществление (в силу постоянных либо временных трудовых обязанностей или по специальному полномочию, выраженному в приказе и (или) доверенности).

Если обратиться к Единому квалификационному справочник у должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 32, то изложенные в нем должностные обязанности руководителей сводятся, как правило, к организации процесса деятельности подчиненных работников и структурных подразделений. Например, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: «Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование управления воздушным движением, стратегии открытия новых воздушных трасс, повышение интенсивности воздушного движения с учетом требований по безопасности полетов воздушных судов. Обеспечивает выполнение обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных и трудовых затрат, изучения передового опыта в целях повышения уровня аэронавигационного обслуживания, рационального использования воздушного пространства Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных условий труда. Обеспечивает сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности работников за результаты работы, выплату заработной платы в установленные сроки. Обеспечивает разработку, заключение и выполнение условий коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, использование правовых средств для финансового управления, укрепления и регулирования договорной и финансовой дисциплины. Защищает имущественные интересы в суде, арбитраже, органах государственной власти» .

Таким образом, любой руководитель обязан прежде всего организовать работу структурных подразделений: утвердить положение о таком подразделении, обеспечить трудовыми и имущественными ресурсами, назначить ответственных, определить и формализовать права и обязанности работников. Из вышеизложенных обязанностей не усматривается, что руководитель предприятия может быть признан виновным в совершении административных правонарушений, допущенных иным руководителем или работником предприятия.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в сфере транспортной и авиационной безопасности:

1) невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности (пункт 1 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

2) непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома (пункт 2 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

3) непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами (пункт 3 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

4) доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами (пункт 4 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

5) неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 11.15.1. КоАП РФ);

6) нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

7) нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

8) нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

9) нарушение порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

10) нарушение порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

11) нарушение порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

12) нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

13) непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 19.7.5. КоАП РФ);

14) невыполнение в установленный срок законного предписания , требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности (пункт 10 ст. 19.5 КоАП РФ).

За административные правонарушения, указанные в пунктах 5-12 данного перечня, установлена различная ответственность в зависимости от формы вины (неосторожно или умышленно) и повторности.

Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 1 ст. 19.7.5. КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет ; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

5 . Проблемы заключения договора на охрану объектов ЕС ОрВД РФ с единственным поставщиком .

Вопросы заключения договора на охрану объектов с единственным поставщиком заслуживают отдельного исследования . Вместе с тем, отметим, что главной проблемой является определение экономически обоснованной цены услуг и оптимального, с точки зрения транспортной безопасности, их объема.

При заключении договора на оказание услуг по охране ОТИ надлежит руководствоваться общими правилами, содержащимися в главе 28 («Заключение договора») Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, по ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. На настоящее время государственное регулирование цен (тарифов) на услуги ФГУП «УВО Минтранса России» не осуществляется.

Статьей 432 ГК РФ установлены основные положения о заключении договора. Так, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Отметим, что в силу ст. 438 ГК РФ акцепт (ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии) должен быть «полным и безоговорочным». Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в т.ч. предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Существенно, что согласно ст. 443 ГК РФ акцепт (ответ о согласии заключить договор) на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

Статьей 445 ГК РФ урегулировано заключение договора в обязательном порядке. В случаях, когда в соответствии с законодательством для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона , направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия , возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта .

В случаях, когда в соответствии с законодательством заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий .

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 445 ГК РФ, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

Если сторона, для которой в соответствии с законодательством заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Важно, что по ст. 446 («Преддоговорные споры») ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Таким образом, заинтересованная сторона обязана осуществлять активные юридически значимые мероприятия для обеспечения и защиты прав и законных интересов.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным:

Субъектам транспортной инфраструктуры осуществлять формулирование договоров со специализированными организациями с сокращенными сроками предоставления результатов оценки уязвимости ОТИ (до одного месяца);

Субъектам транспортной инфраструктуры предусматривать расторжение договора в одностороннем порядке без оплаты в случаях: а) ненаправления результатов оценки уязвимости в Росавиацию через один месяц со дня заключения договора; б) отказа в утверждении результатов оценки уязвимости Росавиацией;

Субъектам транспортной инфраструктуры начинать новые конкурсные процедуры незамедлительно после расторжения договора с предыдущей специализированной организацией при условиях, указанных выше;

Усовершенствовать Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40 (в части распределения ответственности за проведение оценки уязвимости ОТИ между всеми участниками данных отношений);

Внести изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», предусмотрев возможность проведения оценки уязвимости ОТИ самими субъектами ОТИ, как это ныне предусмотрено для транспортных средств;

Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обратить внимание территориальных органов и должностных лиц на необходимость дифференциации и конкретизации ответственности должностных лиц при составлении протоколов об административных правонарушениях;

Федеральному агентству воздушного транспорта по представлению субъектов транспортной инфраструктуры утвердить перечни сил и средств охраны конкретных ОТИ воздушного транспорта;

Ввести государственноего регулирования ставок (тарифов) на услуги ФГУП «УВО Минтранса России» при охране ОТИ.

гор. Москва

197-ФЗ № 208-ФЗ

См., напр., постановления: Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. по делам №№ А55-13259/2012 и А55-13254/2012, от 27 декабря 2012 г. по делу № А55-13263/2012; Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2012 г. № Ф09-946/12; Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 г. № 09АП-9984/2013-АК; Определение Ленинградского областного суда от 16 января 2013 г. № 33-107/2013 – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 26.01.2015).

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30 (часть 1), ст. 4571.

См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1 (первоначальная редакция).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочник а должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2009, № 3.

По данному вопросу см., в частности: Шилина В.П. Правовое регулирование обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры в гражданской авиации. В кн.: Безопасность авиационной инфраструктуры: юридический анализ источников и подборка нормативных правовых актов / Под общ. ред. докт. юрид. наук С.С. Юрьева. – М.: Национальная ассоциация воздушного права, 2012. С. 7-43. Волков Г.А., Пиджаков А.Ю., Чернышов С.М. Борьба с терроризмом и гражданская авиация: проблемы взаимосвязи: монография. – СПб.: СПбГУГА, 2010. – С. 166-192.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Оценка уязвимости ТС проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Общие положения проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, закреплены в Приказе Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Данный материал подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - методика), рекомендованными уполномоченными органами исполнительной власти и имеет обобщенный характер.

Первый этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, подразумевает под собой изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, порядка функционирования. Данный этап должен включать в себя выполнение следующих пунктов:

Общая характеристика ОТИ;

2)Описание ОТИ;

3)Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;

4)Определение конфигурации и границ зоны свободного доступа, зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов.

Для подготовки указанных разделов Результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с рекомендациями Федеральных агентств, необходимо получить исходные данные от собственника объекта. В качестве исходных данных могут быть использованы:

  • проектная документация;
  • договоры аренды земли, зданий, помещений;
  • свидетельства о регистрации прав на собственность;
  • локальные нормативно-правовые акты организации;
  • договоры на эксплуатацию и обслуживание технических систем объекта;
  • документы системы контроля и управления качеством;
  • другие документы, содержащие текстовые и графические материалы, описывающие сам объект, его назначение, производственные процессы.

Сотрудники специализированных организаций обязаны:

    изучить:

    геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ;

    генеральный плана ОТИ, технический паспорт ОТИ, план территории ОТИ, состав ОТИ (зданий, сооружений и территории);

    функциональные особенности элементов ОТИ (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а так же режимов их работы и эксплуатации;

    документацию инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо - обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) (с опросом ответственных лиц);

    эксплуатацию (порядка функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо - обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) с фотосъемкой отдельных участков;

    обследовать:

    отдельные элементы зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;

    периметр ОТИ и ограждения периметра ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;

    прилегающую к ОТИ территорию, пути подъезда, подхода, места стоянок и остановки автотранспорта, выявить естественные препятствия и возможные места укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных элементов;

    ближайшие к ОТИ здания и сооружения, оказывающие влияние на уязвимость ОТИ с их фотосъемкой;

    перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площади, площади для высадки пассажиров, остановочные пункты (при их наличии), площадку отстоя ТС, стоянку транспортных средств, в том числе и стоянки личных легковых автомобилей с их фотосъемкой;

    технологические участки инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ с фотосъемкой отдельных элементов;

    точки доступа к внешним коммуникациям ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;

    технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток);

    производственный цикл ОТИ, особенности и временные показатели производственно- технологических процессов, места скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.);

    основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ);

    контрольно-пропускные пункты (постов) обеспечения транспортной безопасности с их фотосъемкой (обследуется при их наличии);

    пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности с его фотосъемкой (обследуется при их наличии);

    определить:

    зоны транспортной безопасности ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности с фотосъемкой отдельных участков;

    сооружения, помещения и технологическое оборудование ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. определить критические элементы.

На основании собранных исходных данных необходимо подготовить ряд схем (в соответствии с представленным ниже списком), они должны быть обязательно включены в отчет в раздел «Приложения»:
1. Ситуационный план ОТИ, на котором должны быть нанесены:

Границы ОТИ (территория, здания и сооружения ОТИ);

Перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки, площадки для высадок пассажиров, а также остановочный пункт (при его наличии)

Ограждение периметра территории ОТИ;

Подъездные пути к ОТИ;

Примыкающие к ОТИ здания и сооружения.


2. Поэтажная план – схема здания ОТИ, где нанесены:

Границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;

Места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;

Места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;

Места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.

3. Схема размещения инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ.

4. Схема размещения инженерно-технических систем, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ

Второй этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры включает в себя изучение систем принятых на объекте транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства, таких как:

    Организационная система;

  1. Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;

  2. Силы охраны;

  3. Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Выполнение первых трех пунктов формализовано, результаты заносятся в таблицы, формат и содержание которых определены в методиках. Их смысл сводится к балльной оценке соответствия системы мер по защите от АНВ к данной категории объектов в четырех-бальной системе (чем выше балл, тем больше соответствие оцениваемого параметра к требуемому). При этом требуемая система мероприятий будет соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов, утвержденным приказами Минтранса.

При выполнении четвертого пункта, по результатам заполнения таблиц, можно сделать вывод о степени соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов. Методиками определен ряд формул для оценки степени соответствия существующей системы мер к требуемой (процентное отношение суммарного количества баллов по всем проверяемым параметрам при максимальной оценке к суммарному количеству баллов которыми оценивается реальное состояние).

Третий этап работ при проведении оценки уязвимости это изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельности ОТИ с использованием «модели нарушителя».

Состав работ на данном этапе приблизительно следующий:

1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

2)Анализ угроз по степени опасности;

3) Разработка модели нарушителя;

4)Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);

5)Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Модель нарушителя - это результат аналитической обработки перечня угроз в отношении исследуемого ОТИ, именно на основании модели нарушителя можно определить необходимость пересмотра категории безопасности объекта.

Разработка модели нарушителя формализована методикой, в которой определен формат таблиц и диаграмм для представления результатов работы в отчете по оценке уязвимости. Перечень угроз определен тройным приказом Минтранса, ФСБ, МВД России .

На этом этапе необходимо провести следующие работы:
1) Определение рекомендаций к организационной системе;
2) Определение рекомендаций к инженерно-технической системе;
3) Определение рекомендаций к силам охраны.

Цель выполнения этого этапа – определить задачи для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. На основании результатов предыдущих трех этапов работы становятся видны тонкие места и бреши в системе безопасности ОТИ - несоответствия существующей системы обеспечения безопасности по отношению к требуемой в соответствии с приказами Минтранса России, утверждающими требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.



Просмотров