В чем особенности поступления на государственную службу. Поступление на государственную службу: право, условия и порядок поступления

Госслужба РФ – профессиональная деятельность граждан, которая направлена на обеспечение реализации полномочий федеральных, региональных и иных структур власти, лиц, замещающих посты, установленные Конституцией РФ, федеральным законодательством. Рассмотрим далее особенности поступления на государственную и муниципальную службу.

Общие сведения

В настоящее время система госслужбы включает в себя государственную гражданскую, военную, правоохранительную службы. Кроме этого, различают деятельность служащих федерального, регионального и муниципального уровней.

Принципы

При поступлении на государственную и муниципальную службу граждане должны знать и понимать основы этой деятельности. Ключевыми принципами организации службы являются:

  1. Федерализм. Он обеспечивает единство системы и соблюдение разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, региональными и местными структурами, установленного Конституцией.
  2. Законность.
  3. Приоритет свобод и прав человека и гражданина, их непосредственной реализации, обязательности их признания и защиты.
  4. Равные права на поступление на государственную службу для граждан.
  5. Единство организационно-правовых основ. Оно предполагает нормативное закрепление единого подхода к поступлению и прохождению государственной службы.
  6. Взаимосвязь муниципальной и госслужбы.
  7. Открытость деятельности служащих, ее доступность для общественного контроля, своевременное и объективное информирование населения о работе уполномоченных лиц.
  8. Компетентность и профессионализм сотрудников.
  9. Обеспечение защиты госслужащих от противоправного вмешательства в их деятельность как со стороны госорганов и должностных лиц, так и организаций и граждан.

Организация приема кандидатов

Согласно порядку поступления на государственную гражданскую службу, лица, желающие замещать вакантные должности, подают заявки на участие в конкурсе. Такая организация приема кандидатов обеспечивает реализацию конституционного права граждан на равный доступ к деятельности. Лица, уже замещающие должности госслужбы, в свою очередь, могут рассчитывать на карьерный рост на конкурсной основе.

Конкурс на поступление на государственную гражданскую и муниципальную службу объявляется на основании решения начальника территориального подразделения федеральной структуры власти, уполномоченной на реализацию функций в сфере контроля миграции. Срок объявления – 10 дней после появления вакантной должности, замещение которой, согласно положениям 22 статьи ФЗ № 79, должно осуществляться на конкурсной основе.

Суть конкурса на поступление на государственную службу состоит в оценке профпригодности кандидатов, их соответствия установленным для вакантной должности квалификационным требованиям.

Права граждан

В законодательстве установлен специальный порядок поступления на государственную службу. Кандидаты должны соответствовать ряду критериев. В первую очередь устанавливается возрастной ценз. Поступление на государственную гражданскую службу в Российской Федерации допускается с 18 лет. Соискатель должен владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральным законом. Порядок поступления на государственную службу будет считаться соблюденным при выполнении всех поставленных условий.

Участвовать в конкурсе может любой гражданский служащий, вне зависимости от должности, которую он замещает на время его проведения.

Квалификационные требования к навыкам и знаниям, которыми обязан обладать кандидат на поступление на государственную службу, темы рефератов (аналитических материалов) направляются в кадровый отдел руководителем подразделения, должность в котором будет замещаться. Передача документации осуществляется в пятидневный срок с даты появления вакансии.

Подготовительная стадия

На первом этапе на сайте УФМС размещается сообщение о приеме документов на поступление на государственную службу РФ. В объявлении указываются также следующие сведения:

  • Название должности, замещение которой предполагается.
  • Условия поступления на государственную службу. Здесь указываются требования к соискателю.
  • Правила прохождения госслужбы.
  • Время, срок и место приема документов.
  • Дата, место, порядок проведения конкурса.
  • Прочие существенные сведения.

Пакет документов

Для поступления на государственную службу необходимо представить следующие бумаги:

  1. Заявление. Оно пишется кандидатом собственноручно.
  2. Анкету, форма которой утверждена Правительством. К анкете прилагается фотография.
  3. Автобиографию. Она пишется в свободной форме и заверяется самим соискателем.
  4. Копию гражданского паспорта. Предоставляются экземпляры всех заполненных страниц. При наличии загранпаспорта предъявляются и его копии.
  5. Копии св-в о госрегистрации актов гражданского состояния (свидетельство о заключении/расторжении брака, смены Ф. И. О., св-ва о рождении детей до 14 л.). Дополнительно предоставляется справка из учебного заведения на ребенка старше 16 л. Указанные копии предъявляются вместе с оригиналами.
  6. Документы, подтверждающие профобразование, квалификацию, стаж. В их число входят, в частности, трудовая книжка (если субъект ранее осуществлял трудовую деятельность), другие бумаги, подтверждающие служебную деятельность лица, копии дипломов о профобразовании, а также (по желанию кандидата) о получении дополнительного образования, ученой степени/звания, заверенные нотариусом или кадровым отделом по месту работы. Указанные документы предъявляются вместе с оригиналами.
  7. Заключение комиссии врачей об отсутствии у соискателя заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу.

Кроме этого, гражданин предоставляет копии:

  • страхового св-ва, ОПС (предъявляются вместе с оригиналами);
  • документов о воинском учете (для военнообязанных и подлежащих призыву в ряды ВС);
  • св-ва о постановке на учет в ИФНС по месту проживания (ИНН);
  • страхового медполиса.

Указанные копии предоставляются вместе с оригиналами. Кроме этого, у соискателя могут быть затребованы и иные документы, включенные в перечень, закрепленный в ФЗ № 79, иных нормативных актах, в т. ч. указах Президента и правительственных постановлениях.

Нюансы

Для участия в конкурсе в госоргане, в котором лицо уже замещает должность, необходимо подать заявление на имя представителя работодателя. Госслужащий, желающий вести профессиональную служебную деятельность в другой госструктуре, представляет заявление и анкету с приложенной фотографией.

Документы на участие в конкурсе для поступления на государственную гражданскую службу направляются до истечения 21 дня с даты размещения объявления об их приеме.

Проверка информации

Сведения, предоставленные гражданином для участия в конкурсе на поступление на государственную гражданскую службу, должны быть проверены, если вакантная должность включена в высшую группу должностей.

Анкета, заполненная кандидатом собственноручно, рассматривается кадровым подразделением. Его сотрудники проверяют правильность оформления документа. После этого анкета подписывается уполномоченным служащим и заверяется печатью кадрового отдела.

Ограничения

Гражданин не допускается к поступлению и прохождению государственной гражданской службы, если он не соответствует квалификационным требованиям, установленным для вакантной должности. Отказ в удовлетворении заявления также может быть связан с ограничениями, предусмотренными в законодательстве. Речь, в частности, о наличии патологий, препятствующих замещению должности. Для установления наличия заболеваний формируется медицинская комиссия. По результатам освидетельствования оформляется заключение.

В поступлении на государственную службу может быть отказано в случае несвоевременного представления документов, при предъявлении их с нарушением порядка оформления или в неполном объеме без уважительных причин.

Дополнительно

Через 21 день после даты объявления об организации и проведении конкурса, если остался один кандидат после проверки поступивших документов, председатель комиссии должен признать конкурс несостоявшимся. Об этом в письменной форме сообщается всем лицам, подавшим заявки.

Тестирование

Участие в конкурсе предполагает прохождение проверки знаний Конституции и законодательства, регулирующего порядок поступления и прохождения госслужбы. Кандидаты должны подготовить реферат на тему, заданную комиссией. Аналитические материалы, представляемые конкурсантами, передаются руководителю структурного отдела, в котором образовалась вакантная должность, а также независимым экспертам.

Решение о месте, времени, дате заседания комиссии принимает руководитель исполнительного органа. Не позже чем за 15 дней до начала 2-го этапа конкурса лицам, допущенным к участию, направляется соответствующее уведомление. Члены комиссии информируются о месте, времени и дате заседания за 3 дня.

Второй этап

Он проводится, если в конкурсе участвует не меньше 2 претендентов. В ходе второго этапа организуется заседание комиссии. Оно признается правомочным, если в нем участвует не меньше 2/3 от числа членов.

На заседании кандидаты оцениваются на основании представленных документов о:

  • прохождении госслужбы или осуществлении иной профессиональной деятельности;
  • образовании.

Кроме этого, оценка осуществляется на основании конкурсных мероприятий, соответствующих методам профпригодности и личных качеств, определенных действующим законодательством и иными нормативными документами.

Особенности проверки соответствия

При оценке личных и профессиональных качеств кандидатов комиссия руководствуется квалификационными требованиями к вакантной должности в соответствии с регламентом к ней, а также прочими положениями, предусмотренными в законодательстве, действующем в сфере госслужбы. При этом во внимание принимается продолжительное безупречное, эффективное исполнение соискателями возложенных на них обязанностей.

В ходе конкурса гражданам гарантировано равенство в соответствии с конституционными положениями.

Подведение итогов конкурса

По результатам заседания комиссия выносит решение. Его подписывает председатель, его заместитель, секретарь и члены комиссии. Решение выступает в качестве основания для назначения гражданина на вакантную должность.

Итоги конкурса подводятся путем открытого голосования простым большинством. По результатам заседания на основании решения представитель нанимателя издает акт о назначении.

Кандидаты получают уведомление об итогах конкурса в письменной форме в течение 7 дней с даты его окончания. Сведения о результатах также публикуются на сайте госоргана в интернете.

Процедурные вопросы

Документы граждан, не допущенных к конкурсу, возвращаются им по их заявлению в течение 3 лет с даты завершения мероприятия. До окончания указанного срока материалы находятся в архиве исполнительной структуры власти. По истечении этого периода документы уничтожаются.

Затраты на участие в конкурсе (расходы на проезд к месту проведения, наем помещения для проживания, питание, услуги связи и пр.) кандидатам не компенсируются.

Гражданин может оспорить решение комиссии в порядке, определенном в законодательстве.

Исключительные ситуации

Законодательство допускает ряд случаев, в которых конкурс не проводится. К ним относят следующие ситуации:

  1. Назначение на должности, замещаемые на определенный период и относящиеся к категориям "помощники (советники)", "руководители", "специалисты" 1-3 разрядов.
  2. Заключение срочного контракта.
  3. Назначение на должность лица, находящегося в кадровом резерве госслужбы.

Конкурс может не организовываться при назначении на некоторые должности, исполнение обязанностей по которым сопряжено с использованием информации, составляющей гостайну.

Анализ действующих правил

Существующий порядок поступления лиц на госслужбу включает в себя три последовательных этапа:

  1. Проведение конкурса.
  2. Издание акта о назначении.
  3. Заключение контракта.

Каждый этап, в свою очередь, включает в себя несколько процедур (все они подробно рассмотрены выше).

Эксперты особое внимание уделяют характеру правоотношений, возникающих в ходе проведения конкурса. Многие специалисты выделяют их в самостоятельную группу.

Так называемые конкурсные правоотношения возникают в момент подачи кандидатом заявления с просьбой принять его на госслужбу.

Решение комиссии следует считать звеном особого юридического состава. Он, в свою очередь, выступает в качестве основания для возникновения служебных правоотношений, наряду с актом госоргана о назначении лица на должность и контрактом.

В соответствии с 23 пунктом Положения о конкурсе, по его результатам утверждается акт представителя работодателя о назначении победителя на должность и заключается контракт. Согласно п. 22 этого же нормативного акта, результаты голосования членов комиссии оформляются решением. На основании ч. 1 26 статьи ФЗ № 79, контракт заключается в соответствии с актом представителя работодателя о назначении лица на должность. Как видно, юридический состав представлен совокупностью фактов, возникающих в определенной последовательности. Только в комплексе все эти обстоятельства могут повлечь возникновение служебного правоотношения, которым представитель нанимателя связан с конкретным гражданином, получившим статус госслужащего.

Из приведенных выше сведений следует, что процесс поступления лица на гражданскую службу либо назначения его на должность госслужбы возможен при наличии 3 документов: решений коллегиального органа в лице комиссии и представителя нанимателя, а также служебного контракта.

Права госслужащего

Государственный служащий имеет право на:

  1. Обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы ему для реализации своих полномочий.
  2. Ознакомление с регламентом и иными нормативными документами, устанавливающими обязанности и права по замещаемой должности, критериями оценки результативности исполнения обязанностей, показателями эффективности профессиональной деятельности и условиями карьерного роста.
  3. Отдых. Он обеспечивается установлением нормальной длительности рабочего дня, предоставлением выходных, праздничных дней, отпусков (ежегодного и дополнительных).
  4. Оплату труда, иные выплаты, установленные законодательством и служебным контрактом.
  5. Доступ к информации и материалам, необходимым для исполнения обязанностей.
  6. Внесение предложений по совершенствованию работы госоргана.
  7. Доступ к информации, относящейся к гостайне, если выполнение обязанностей по должности требует этого.
  8. Ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и иными документами до приобщения их к личному делу.
  9. Внесение в личное дело письменных объяснений и прочих материалов.
  10. Защиту персональных данных.
  11. Дополнительное профобразование в порядке, закрепленном законодательством.
  12. Членство в профсоюзе.
  13. Рассмотрение индивидуальных споров, связанных с несением службы, в соответствии с федеральным законодательством.
  14. Выполнение служебных проверок по его заявлению.
  15. Защиту его интересов и прав.
  16. Медстрахование.
  17. Защиту его здоровья и жизни, имущества, жизни и здоровья членов его семьи.

Заключение

Государственная служба – весьма специфичный вид профессиональной деятельности граждан. К кандидатам на должности законодательство предъявляет повышенные требования. Соискатели должны обладать определенной квалификацией, соответствующей условиям, установленным для конкретного поста, личными качествами, позволяющими им надлежащим образом исполнять обязанности.

Положительно скажется на решении комиссии наличие у кандидата определенного опыта работы в государственных органах, заслуг, высоких показателей работы.

Большое значение при подаче заявки на участие в конкурсе необходимо уделить документам, которые должен представить соискатель. Сведения в них должны быть достоверными и полными. Речь, в частности, об анкете и автобиографии. Государственная служба – деятельность, предполагающая большую ответственность. В связи с этим к ней не могут быть допущены лица, предоставившие ложные сведения о себе, скрывшие какую-либо информацию.

Граждане, желающие поступить на госслужбу, должны быть готовы к тестированию. Им надлежит знать и понимать нормы действующего законодательства, касающиеся прохождения службы.

Конституцией и Федеральным Законом № 79-ФЗ гарантируется равный доступ для лиц, соответствующих установленным требованиям, к участию в конкурсе. Ущемление этого права влечет ответственность для уполномоченных лиц.

Для оценки соответствия кандидатов квалификационным требованиям формируется специальная комиссия, в состав которой входят компетентные должностные лица, служащие в госорганах. На муниципальном уровне комиссия создается при администрациях муниципальных образований.

Слово «служба» у многих ассоциируется с нахождением в вооружённых силах на срочной или контрактной службе либо с работой в силовых структурах. Но согласно федеральному и трудовому законодательству служба на государство может носить и гражданский характер.

Это профессиональная деятельность, осуществляемая гражданами РФ, в различных органах власти как на государственном, так и на региональном уровне.

Попасть на такую службу совсем непросто .

Порядок приёма граждан на такую ответственную работу регулируется отдельным Федеральным законом под номером 79, принятым в июле 2004 года. К вакансий в государственных органах выдвигается ряд требований и условий для приёма на работу. А подачу документов в кадровый отдел предваряет обязательное прохождение конкурсного отбора.

Для привлечения молодых и талантливых специалистов на государственную службу, а также для помощи в раскрытии профессионального потенциала используется целый комплекс материальных и нематериальных стимулов.

В социальном плане такая работа всегда будет престижной. А высокий социальный статус позволяет служащему получать от государства дополнительные льготы и преимущества такие, как:

  • возможность бесплатно лечиться и проходить реабилитационные курсы для восстановления здоровья;
  • льготы в медицинской сфере для членов семьи (государство также оплачивает для них медицинские страховки);
  • оплату расходов, связанных с переездами и (или) ;
  • оплату периодов повышения квалификации, переподготовки и (за служащим сохраняется рабочее место и полное денежное содержание);
  • обеспечение служебным транспортом (для личного транспорта, если он используется по служебным нуждам, предусмотрена компенсация за топливо и техническое обслуживание);
  • предоставление вакантного места при реорганизации или закрытии организации;
    помощь в приобретении жилья (в виде единовременной субсидии);
  • предоставление продолжительного (у чиновников высшего звена до 35 дней);
  • предоставление с обязательным учётом выслуги (максимальная продолжительность 45 дней);
  • защиту персональных данных в системе медицинского страхования;
  • возможность выбора лечебного заведения и лечащего врача вне зависимости от места прописки;
  • получение дополнительных пенсионных начислений за выслугу.

К специальным льготам относят обеспечение социального страхования и сохранение оклада в случае утраты возможности трудиться (согласно ФЗ под номером 255, принятому в декабре 2006 года). Такие гарантии наступают:

  • при ;
  • при необходимости пройти дополнительное лечение или реабилитацию;
  • при уходе в декрет или в отпуск по уходу за детьми (для сотрудниц).

Также региональные законодательные акты могут предоставлять служащим право на бесплатный проезд в городском транспорте, на приём детей в детские сады без очереди, на компенсацию при оплате коммунальных услуг.

Условия для поступления и препятствия

Основные требования к соискателям вакантного места содержат следующие минимальные требования:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • обязательно наличие у него гражданства;
  • необходимо хорошо владеть русским языком;
  • и соответствовать требованиям по квалификации (они отличаются в зависимости от должности).

Также ФЗ под номером 79 предусмотрен отдельный перечень препятствий для службы. Быть принятым на такую работу не может:

  • гражданин, признанный утратившим способность трудиться (недееспособный или с ограниченными физическими возможностями);
  • гражданин, имеющий судимость, в том числе условную;
  • гражданин в судебном порядке получивший дисквалификацию и утративший возможность занимать определённые должности;
  • гражданин, отказавшийся дать письменное разрешение на обработку персональной информации, представляющей государственную или коммерческую тайну;
  • гражданин, имеющий медицинское заключение, подтверждающее негодность к такой службе (имеется заболевание, не позволяющее эффективно исполнять служебные обязанности);
  • гражданин, имеющий близких родственников, уже находящихся на государственной службе (их должность является руководящей или подчинённой по отношению к вакантному месту);
  • лицо, имеющее (исключение случаи, предусмотренные международным договором);
  • гражданин, у которого была обнаружена недостоверная информация по имеющимся доходам (имуществу) или предъявление подложных документов.

Дополнительные ограничения могут быть установлены федеральными органами и носить региональный характер.

Особенности поступления на госслужбу

Соискателю должности в государственных органах достаточно сложно найти вакантное место. можно осуществлять через официальные сайты организаций, специальные доски объявлений, размещённые в интернете, либо при личном визите в отдел кадров местного органа власти.

Следует отметить, что в некоторых случаях нанимателем не проводится конкурсный отбор кандидатов.

К таким исключениям из общих правил приёма на работу относят:

  • Случаи найма временного заместителя для категории служащих «помощник» или «руководитель». Нанятый работник замещает отсутствующего служащего до момента его выхода на работу.
  • Случаи приёма на должности, назначение и освобождение от которых осуществляется непосредственно президентом или правительством.
  • Случаи заключения , когда работник нанимается для выполнения определённого вида работ.
  • Случаи приёма в связи с закрытием другой государственной организации или её . Также по льготным принципам принимаются на работу лица, переведённые на другую должность по медицинским показаниям.
  • Случаи, когда работник уже находился в резерве организации и успешно прошёл конкурсный отбор.

Порядок приема на государственную службу

Общий порядок приёма включает в себя такие основные этапы:

  1. Поиск вакансии и уточнение списка , необходимых для поступления на службу.
  2. Рассмотрение кандидатов специальной конкурсной комиссией. На этом этапе претенденту могут отказать в приёме документов на основании несоответствия квалификационным требованиям, выдвигаемым к конкретной должности.
  3. Комиссия формируется отдельным правовым актом соответствующего органа. Обычно в её состав входит представитель нанимателя, представитель органа, осуществляющего контроль данной службы, действующие служащие из профильного структурного подразделения, приглашённые эксперты (например, научные сотрудники или преподаватели вузов).

Претендент на должность должен предоставить комиссии:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • свой паспорт (его копию);
  • , заполненную на специальном бланке, и фотографию;
  • документы об имеющемся образовании (сюда включают документальное подтверждение повышения квалификации, а также сведения об имеющейся учёной степени);
  • трудовую книгу для подтверждения и имеющихся навыков (квалификации);
  • медицинское заключение, подтверждающее отсутствие серьёзных заболеваний или инфекций.

О прохождении конкурса соискатель уведомляется членом комиссии. После чего необходимо представить в кадровый отдел организации документы, необходимые для .

Пакет формируется:

  • из заявления, содержащего краткую просьбу кандидата о трудоустройстве в конкретной организации;
  • из заполненной лично анкеты установленного правительством образца;
  • из паспорта;
  • из трудовой книги (если человек получает работу впервые, книгу для него заводит наниматель);
  • из страхового свидетельства (если трудоустройство происходит впервые, этот документ предъявлять не нужно);
  • из документа, подтверждающего факт постановки на учёт в местной налоговой службе;
  • из документов о полученном образовании;
  • из воинских документов (предъявляются соискателями мужского пола);
  • из сведений об имеющихся доходах, имуществе, а также обязательств в этой сфере.

На следующем этапе издаётся отдельный акт, служащий основанием для заключения с работником трудового контракта. Соискатель назначается на вакантную должность и ему присваивается классный чин.

Испытательный срок

Дополнительный устанавливается для служащего только в случае, если это предусмотрено локальными актами данной организации. Обычно это период от трёх месяцев до года.

Если в акте организации, изданном по случаю оформления трудового контракта, нет информации по сроку испытания, работник считается принятым на службу без его прохождения.

Испытательный срок не назначается:

  • беременным соискательницам;
  • лицам, поступающим на работу по договору с вузом;
  • временным заместителям;
  • лицам, принимаемым по .

Поступление на государственную службу и ее прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53 - ФЗ "О воинской обязанности и прохождения военной службы": гражданами России - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации их обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции. Законом о системе государственной службы РФ определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту. Согласно ст. 12 Закона, по контракту вправе поступать граждане России, а на военную службу и иностранные граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику службы. Законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту. По контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. государственная служба поступление прохождение

Поскольку в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка необходимо при поступлении на государственную службу в любой государственный орган - федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные государственные органы, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Требование о владении государственным языком относится не только к государственному языку Российской Федерации, но и к государственному языку той или иной республики, если в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ в этой республике установлен свой государственный язык. Иначе говоря, государственные служащие органов государственной власти этой республики наряду с русским должны знать язык, признанный государственным в данной республике. Особые требования законодательство предъявляет к возрасту государственных служащих. В отличие от ТК РФ, который, как общее правило, допускает приём на работу с 15 лет, законодательство о государственной гражданской службе устанавливает более высокий возраст поступления на государственную службу. Для основной категории государственных служащих он составляет 18 лет.

Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила. К их числу относится требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на государственную службу и увольнении с нее по достижении предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы. Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью поддержания ее высокого уровня (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), специфическим характером деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий, закрепленных ч. 4 ст. 32 и ч. 1 ст. 37 Конституции РФ.

Таким образом, при поступлении на государственную гражданскую службу в отдельные государственные органы установлены более высокие требования в отношении возраста. Так, на службу в органы налоговой службы принимаются граждане не моложе 20 лет. На должности прокуроров города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, а на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров - не моложе 30 лет.

Повышение возраста, необходимого для поступления на государственную службу, по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено как спецификой трудовой деятельности государственных служащих и повышенной их ответственностью за исполнение возложенных на них обязанностей, так и специальными требованиями, предъявляемыми к лицам, претендующим на государственную службу, а также тем, что в ряде случаев государственная служба связана со значительными физическими и психологическими нагрузками, с необходимостью применения оружия и др.

Законодательство о государственной гражданской службе предусматривает и предельный возраст поступления на государственную службу.

По общему правилу, установленному законом об основах государственной гражданской службы, он составляет 65 лет.

В отдельных государственных органах предельный возраст поступления на гражданскую службу значительно ниже.

Так, на службу в органы внутренних дел принимаются граждане не старше 40 лет (на службу в полицию - не старше 35 лет).

Государственный служащий для замещения той или иной государственной должности должен отвечать определённым квалификационным требованиям. Они касаются: уровня профессионального образования с учётом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажа и опыта работы по специальности; уровня знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Уровень профессионального образования, необходимый для поступления на государственную службу, зависит от государственной должности, на которую претендует гражданин.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику вида государственной службы. Служебный контракт - это соглашение между конкретным представителем нанимателя (Российской Федерации, ее субъекта) и конкретным гражданином (иностранным гражданином), поступающим на государственную службу. Контракт заключается и государственным служащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещении должности того или иного вида государственной службы и прохождении дальнейшей службы на определенных условиях. Контракт определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или государственному служащему возможность замещения определенной должности соответствующего вида государственной службы, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать денежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенные государственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы и государственный служащий при заключении контракта о дальнейшем замещении должности государственной службы обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке. Правовое значение служебного контракта состоит также и в том, что он независимо от способа замещения должности государственной службы является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего) на конкретную должность. Условия контрактов, порядок их заключения, основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. Контракт может заключаться гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возраст пребывания на государственной службе данного лица. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами, учитывая созданные возможности отбора кандидатов и другие условия, установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1) на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы. Конкурс - важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки каждого кандидата на основании документов и результатов экзаменов, испытаний. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу являются несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным для поступления на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы. Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реализует одно из важнейших конституционных прав равного доступа граждан к государственной службе нашей страны. В его развитие Президентом 1 февраля 2005 г. изданы Указы: № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" и № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации". Этими документами определяются соответственно порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также порядок аттестации тех, кто уже замещает такие должности на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации.

Положением о конкурсе установлено, что претендовать на участие в конкурсе может гражданин в возрасте от 18 до 65 лет, изъявивший такое желание. Он должен представить в государственный орган ряд документов по установленному перечню (личное заявление, собственноручно заполненную анкету и др.). Кроме того, он должен владеть государственным языком и соответствовать установленным квалификационным требованиям к вакантной должности. Проведение конкурса предусмотрено как для впервые поступающего на гражданскую службу, так и для государственного служащего, изъявившего желание участвовать в конкурсе, реализующего свое право на должностной рост на конкурсной основе в соответствии со своей квалификацией независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется постоянно действующая конкурсная комиссия. Ее состав образуется из представителя руководителя государственного органа и уполномоченных им гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения и того, по вакансии которого проводится конкурс), представителя органа по управлению государственной службой, а также независимых экспертов, специалистов в области государственной службы. Число независимых экспертов при этом должно составлять не менее четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе извещается о проведении конкурса и его условиях, а также осуществляется сбор требуемых документов от граждан, пожелавших участвовать в нем, и проверка сведений, представленных ими. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя, о его решении своевременно сообщается кандидатам. Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются кандидатами за счет собственных средств. Согласно Закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" случаи бесконкурсного замещения должностей государственной гражданской службы, по существу, рассматриваются как изъятия из общего правила конкурсного отбора претендентов на должности гражданской службы. Эти изъятия обусловлены определенными причинами. Конкурс не проводится: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; 2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должности гражданской службы; 5) при назначении на должность государственного служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться: а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента; б) по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. Хотя бесконкурсное назначение на должности гражданской службы теперь должно применяться лишь в перечисленных случаях, оно имеет и некоторые положительные стороны, а именно: позволяет руководителям различного уровня (представителям нанимателя) более оперативно, чем при проведении конкурса, и шире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и в межотраслевом и общефедеральном масштабах, подбирать кандидатов из числа известных им лиц по прошлой совместной службе.

Государственная служба — не худший вариант трудоустройства, особенно в кризис. Зарплата у чиновников (на младших должностях) отнюдь не так высока, как кажется народу, но стабильность, неплохие возможности для карьерного роста и высокий статус государственных служащих делают это направление карьеры весьма привлекательным.

Итак, как можно попасть на государственную службу?

Согласно федеральному закону, для замещения каждой должности государственной гражданской службы, должен проводиться конкурс.

Согласно тому же федеральному закону (О государственной гражданской службе Российской Федерации 79-ФЗ от 27 2004) на государственную службу может поступить («устроиться» в официальной практике не употребляется) любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям.

Квалификационные требования обычно заключаются в образовании определенной направленности и опыте работы по специальности (например, если устраиваитесь в учреждение, занимающееся финансами, то таким опытом может быть признана работа в банке или бухгалтерии).
На определенные должности нет требований к стажу, то есть на них может поступить (устроиться) даже вчерашний студент.

Итак, вы прочитали подшивку официальных газет и просмотрели соответствующий раздел сайта (конкурс длится 30 дней с момента опубликования, поэтому можно смотреть и не самые свежие номера), нашли объявление, в котором указываются: сроки проведения конкурса, место, куда необходимо предоставить документы, требования к кандидату.

В общем, информация о конкретной вакансии у вас есть, что делать дальше?

Этапы поступления на госслужбу

1 этап — подготовка документов . Вам необходимо собрать неслабую пачку документов. В объявлении они также указываются, обычно это медицинская справка о возможности поступления на государственную службу, справка из УВД об отсутствии судимости, справка о предоставлении доходов в налоговую, копия паспорта и документа, подтверждающего профессиональное образование (подлинники предъявляются лично), а также фотографии размером 3 на 4.

Когда пакет документов будет готов — обращайтесь в учреждение, которое объявило конкурс. Вам нужно будет написать заявление о поступлении и заполнить анкету (возможно, ее придется взять домой и прийти еще раз — некоторые пункты довольно заковыристые. Приготовьтесь записывать номер ИНН и пенсионного свидетельства).

2 этап — подготовка к открытому (очному) конкурсу . Практически всегда в требованях к кандидатам есть строчка «Знание Конституции РФ, законов, регламентирующих госслужбу и законов о специфике деятельности, а также областного Устава или Конституции республики»). Залезаете на официальный сайт правительства и того органа, куда устраиваетесь и скачиваете эти законы. Найти их несложно. На заучивание законов уходит недели две. Лучше всего прочитать их и зазубрить основные моменты «Что такое госслужба?», «Кто имеет право на поступление на госслужбу?», «Какие права человека устанавливает Конституция».

3 этап — очный конкурс . Может проводиться тест на знание этих же законов + собеседование — кто вы и откуда, чем занимались, почему решили устроиться именно сюда и так далее. После этого вам в течение месяца (обычно раньше) сообщат результаты.

Что насчет коррупции и кумовства?

Многих заботит вопрос — а можно ли вообще устроиться на госслужбу? реально ли это простому человеку без блата?

Ответ: да, реально. Конечно, на руководящие должности без опыта вас не пустят — но и до них реально дорасти.

Да, ходят слухи, что конкурсы проводятся под определенного человека, несмотря на открытую процедуру. Даже если это и так (что далеко не факт) то, человек, «под которого» делался конкурс, может банально провалиться на вопросе независимого эксперта из другого органа власти (они обязательно входят в конкурсную комиссию), заболеть, отказаться и т.п. И вы без проблем получите место.

Добавим также, что коррупция в данном случае почти наверняка сильно преувеличена: места специалистов (1-3 разряда, ведущего, главного) и консультантов — отнюдь не синекура, вкалывать придется немало. И руководители заинтересованы в надежных ответственных людях, которые будут нормально работать. Поэтому шансы есть — и неплохие.

Государственная служба не так уж проста, как кажется, но и таит в себе неплохие перспективы. Скорее всего, после поступления на нее вопрос «Как устроиться на работу?» больше не будет вас волновать никогда.

Удачи вам!

Выписка из Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3
«О государственной гражданской службе города Москвы»

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 17. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям, установленным законодательством о гражданской службе.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им указанного возраста не допускается.

Статья 18. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс на замещение должности гражданской службы (далее также - конкурс) заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Москвы;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении на иную должность гражданской службы гражданского служащего в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 25 и частями 1, 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с федеральным законодательством.

7. Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из структурного подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) структурного подразделения и структурного подразделения, в котором проводится конкурс), представитель органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания их персональных данных. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на результаты принимаемых конкурсной комиссией решений.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с федеральным законодательством.

12. Положение о конкурсе, определяющее порядок и условия его проведения, устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.



Просмотров