В. Баглай

© Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., 2003

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003

* * *

Введение

Особенность развития конституционного права Российской Федерации, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований существенно оторвано от реалий времени и практической жизни.

Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться единство коренных целей общественного развития и главных путей их достижения. За время действия Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя дальнейшее расслоение общества продолжается. Многое из уже сделанного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается практически всех сфер нашей жизни и в области экономики, финансов, земельных отношений, и в области прав личности. Пока не приняты базовые законы, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Это ведет к нарушениям прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма и в сфере федеративных отношений.

Сказанное позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции Российской Федерации, в последовательном осуществлении демократического курса государства и обеспечении верховенства Конституции РФ и ее прямого действия.

Необходимо в интересах укрепления целостности государства последовательно реализовать принцип федерализма в правовой системе, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной инициативы, усиление контроля за изданием подзаконных актов.

Предстоит завершение институционализации судебной системы, принятие новых законов о Верховном Суде РФ, о роли мировых судей, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демократических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граждан. Особого внимания заслуживает не разрешенная до настоящего времени проблема развития института присяжных заседателей.

Назрела острая необходимость сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов.

Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей» нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытку объединения.

Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе и самих граждан.

Несмотря на то, что теоретические положения курса «Конституционное право Российской Федерации» требуют дальнейшей разработки, его изучение поможет студентам систематизировать полученные знания, усвоить идеи и положения конституционной реформы и государственного строительства в Российской Федерации.

Глава 1
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука

1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права – составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но равновесие между властью и свободой необходимо соблюдать, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права и борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике именуются ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.

Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко установить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать – фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

2) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений и обеспечивает единство общества:

– лежащими в основе общества принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

– механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода.

Рассмотрим их более подробно.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России – ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком (обществом) и государством.

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Специфика конституционных норм характеризуется: 1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство). В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные . Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии). Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях – трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия, поведение с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108). Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы разных видов с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния, характерная черта которых – четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т. е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых – права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.). Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане, и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

Конституционное право Российской Федерации - Баглай М.В - Учебник - 2007 - 6 - е издание

Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.
В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.


Содержание
Предисловие
Раздел I. Основы теории конституционного права
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права

§ 1. Понятие и роль
§ 2. Предмет
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах
§ 4. Социальная природа российского конституционного права
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы
§ 6. Конституционное право и политическая система
Глава 2. Источники и система конституционного права
§ 1. Источники
§ 2. Система конституционного права
§ 3. Коллизии в конституционном праве
§ 4. Ответственность в конституционном праве
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право
§ 3. Демократическое конституционное право
Раздел II. Конституция
Глава 4. Основы конституционной теории

§ 1. Конституция и государство
§ 2. Определение конституции и ее содержание
§ 3. Прямое действие конституции
§ 4. Виды конституций
§ 5. Конституции в федеративном государстве
§ 6. Соблюдение и охрана конституции
§ 7. Толкование конституции
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
§ 1. Необходимость смены Конституции
§ 2. Конституционная комиссия
§ 3. Конституционное совещание
§ 4. Развитие конституционного кризиса
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции
Раздел III. Основы конституционного строя
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя
§ 1. Понятие конституционного строя
§ 2. Человек, его права и свободы - высшая ценность
§ 3. Суверенитет народа
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства
§ 1. Демократическое государство
§ 2. Федеративное государство
§ 3. Правовое государство
§ 4. Социальное государство
§ 5. Светское государство
§ 6. Республиканская форма правления
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
§ 1. Суверенитет Российской Федерации
§ 2. Разделение властей
§ 3. Органы государственной власти
§ 4. Местное самоуправление
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя
§ 1. Принципы рыночной экономики
§ 2. Собственность
§ 3. Земля и другие природные ресурсы
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие
§ 5. Общественные объединения
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Глава 10. Общие положения

§ 1. Учение о свободе
§ 2. Природа конституционных прав и свобод
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 183
§ 4. Международно-правовой базис прав человека
§ 5. Классификация прав и свобод
§ 6. Ограничения прав и свобод
§ 7. Равенство и равноправие
Глава 11. Личные права и свободы
§ 1. Право на жизнь
§ 2. Достоинство личности
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность
§ 4. Право на частную жизнь
§ 5. Неприкосновенность жилища
§ 6. Национальная принадлежность
§ 7. Свобода передвижений и места жительства
§ 8. Свобода совести и вероисповедания
§ 9. Свобода мысли и слова
Глава 12. Политические права и свободы
§ 1. Свобода печати и информации
§ 2. Право на объединение
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства
§ 5. Право избирать и быть избранными
§ 6. Равный доступ к государственной службе
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия
§ 8. Право обращений
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
§ 1. Право на экономическую деятельность
§ 2. Право частной собственности
§ 3. Трудовые права и свободы
§ 4. Защита материнства, детства и семьи
§ 5. Право на социальное обеспечение
§ 6. Право на жилище
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
§ 8. Право на образование
§ 9. Свобода творчества
§ 10. Право на участие в культурной жизни
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
§ 1. Защита прав и свобод - обязанность государства
§ 2. Самозащита прав и свобод
§ 3. Судебная защита
§ 4. Международная защита
§ 5. Возмещение вреда
§ 6. Неотменяемость прав и свобод
§ 7. Возраст
II. Конституционные гарантии правосудия
§ 1. Гарантии подсудности
§ 2. Право на юридическую помощь
§ 3. Презумпция невиновности
§ 4. Запрет повторного осуждения
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
§ 6. Право на пересмотр приговора
§ 7. Гарантия от самообвинения
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
§ 9. Запрет обратной силы закона
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина
§ 1. Равенство обязанностей
§ 2. Соблюдение Конституции и законов
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
§ 5. Получение основного общего образования
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
§ 7. Уплата налогов и сборов
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
§ 9. Защита Отечества
Глава 16. Гражданство
§ 1. Понятие гражданства
§ 2. Двойное гражданство
§ 3. Гражданство и брак
§ 4. Приобретение гражданства
§ 5. Прекращение гражданства
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
§ 7. Правовое положение иностранцев
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция
Раздел V. Федеративное устройство
Глава 17. Общие положения
§ 1. Понятие и формы государственного устройства
§ 2. Исторические этапы российского федерализма
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
§ 1. Состав субъектов Федерации
§ 2. Территория Российской Федерации
§ 3. Государственный язык
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
§ 7. Правовая система Российской Федерации
§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств
§ 12. Государственные символы и столица
Глава 19. Субъекты Российской Федерации
§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации
§ 2. Особенности правового статуса республик
§ 3. Особенности правового статуса автономий
Раздел VI. О р г а н ы государственной в л а с т и в Российской Ф е д е р а ц и и
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти
§ 1. Понятие органа государственной власти
§ 2. Классификация органов государственной власти
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы)
§ 5, Международно-правовые стандарты
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс)
§ 7. Референдум
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Глава 22. Президент Российской Федерации
§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
§ 5. Формирование Совета Федерации
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты
§ 7. Компетенция Федерального Собрания
§ 8. Порядок принятия федеральных законов
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Глава 24. Правительство Российской Федерации
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации
§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации
§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
Глава 25. Судебная власть
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти
§ 2. Конституционно-правовой статус судей
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
§ 6. Прокуратура Российской Федерации
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 2. Органы исполнительной власти
§ 3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации
§ 4. Органы судебной власти
Раздел VII. Местное самоуправление
Глава 27. Организация местного самоуправления
§ 1. Конституционно-правовые основы
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
§ 5. Гарантии местного самоуправления
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
Глава 28. Общие положения
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации

6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. 784 с.Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук. В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих
нрава и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.Содержание.
Предисловие.
Основы теории конституционного права.
Понятие, роль и предмет конституционного права.
как отрасли права.
Понятие и роль.
Предмет.
Конституционное право или государственное право?
Спор о терминах.
Социальная природа российского конституционного права.
Конституционно-правовые отношения и нормы.
Конституционное право и политическая система.
Источники и система конституционного права.
Источники.
Система конституционного права.
Коллизии в конституционном праве.
Ответственность в конституционном праве.
Исторические этапы развития.
конституционного права России и науки о нем.
Дореволюционное конституционное.
(государственное) право.
Тоталитарное конституционное.
(государственное) право.
Демократическое конституционное право.
Конституция.
Основы конституционной теории.
Конституция и государство.
Определение конституции и ее содержание.
Прямое действие конституции.
Виды конституций.
Конституции в федеративном государстве.
Соблюдение и охрана конституции.
Толкование конституции.
Особенности принятия.
Конституции Российской Федерации 1993 года.
Необходимость смены Конституции.
Конституционная комиссия.
Конституционное совещание.
Развитие конституционного кризиса.
Референдум и выборы 12 декабря 1993 года.
Конституционное развитие после принятия Конституции.
Основы конституционного строя.
Гуманистические основы конституционного строя.
Понятие конституционного строя.
Человек, его права и свободы — высшая ценность.
Суверенитет народа.
Конституционные характеристики.
Российского государства.
Демократическое государство.
Федеративное государство.
Правовое государство.
Социальное государство.
Светское государство.
Республиканская форма правления.
Основы организации государственной власти.
и местного самоуправления.
Суверенитет Российской Федерации.
ение властей.

Местное самоуправление.
Экономические и политические основы.
конституционного строя.
Принципы рыночной экономики.
Собственность.
Земля и другие природные ресурсы.
Идеологическое и политическое многообразие.
Общественные объединения.
Права и свободы человека и гражданина.
Общие положения.
Учение о свободе.
Природа конституционных прав и свобод.
Права человека и права гражданина: в чем отличие?
Международно-правовой базис прав человека.
Классификация прав и свобод.
Ограничения прав и свобод.
Равенство и равноправие.
Личные права и свободы.
Право на жизнь.
Достоинство личности.
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на частную жизнь.
Неприкосновенность жилища.
Национальная принадлежность.
Свобода передвижений и места жительства.
Свобода совести и вероисповедания.
Свобода мысли и слова.
Политические права и свободы.
Свобода печати и информации.
Право на объединение.
Право на мирные собрания и публичные манифестации.
Право участвовать в управлении делами государства.
Право избирать и быть избранными.
Равный доступ к государственной службе.
Право участвовать в отправлении правосудия.
Право обращений.
Экономические, социальные и культурные права.
Право на экономическую деятельность.
Право частной собственности.
Трудовые права и свободы.
Защита материнства, детства и семьи.
Право на социальное обеспечение.
Право на жилище.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право на образование.
Свобода творчества.
Право на участие в культурной жизни.
Конституционные гарантии прав и свобод.
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод — обязанность государства.
Самозащита прав и свобод.
Судебная защита.
Международная защита.
Возмещение вреда.
Неотменяемость прав и свобод.
Возраст.
Конституционные гарантии правосудия.
Гарантии подсудности.
Право на юридическую помощь.
Презумпция невиновности.
Запрет повторного осуждения.
Недействительность незаконно полученных доказательств.
Право на пересмотр приговора.
Гарантия от самообвинения.
Права потерпевших от преступлений.
и злоупотребления властью.
Запрет обратной силы закона.
Конституционные обязанности человека и гражданина.
Равенство обязанностей.
Соблюдение Конституции и законов.
Уважение прав и свобод других лиц.
Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
Получение основного общего образования.
Забота о памятниках истории и культуры.
Уплата налогов и сборов.
Сохранение природы и окружающей среды.
Защита Отечества.
Гражданство.
Понятие гражданства.
Двойное гражданство.
Гражданство и брак.
Приобретение гражданства.
Прекращение гражданства.
Государственные органы по делам гражданства.
Правовое положение иностранцев.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Право на политическое убежище. Экстрадиция.
Федеративное устройство.
Общие положения.
Понятие и формы государственного устройства.
Исторические этапы российского федерализма.
Общая характеристика современного.
российского федерализма.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
Состав субъектов Федерации.
Территория Российской Федерации.
Государственный язык.
Таможенная, денежная и налоговая системы.
Предметы ведения Российской Федерации.
Предметы совместного ведения.
Федерации и ее субъектов.
Правовая система Российской Федерации.
Организация исполнительной власти.
Федеральные округа.
Единая судебная власть и прокуратура.
Основания для федерального вмешательства.
в права субъектов Федерации.
Участие в межгосударственных объединениях.
Содружество Независимых Государств.
Государственные символы и столица.
Субъекты Российской Федерации.
Правовой статус
Особенности правового статуса республик.
Особенности правового статуса автономий.
Органы государственной власти в Российской Федерации.
Общая характеристика органов государственной власти.
Понятие органа государственной власти.
Классификация органов государственной власти.
Федеральные органы государственной власти.
с особым статусом.
Избирательная система и референдум.
Российской Федерации.
Значение выборов в демократическом государстве.
Понятие избирательной системы.
и избирательного права.
Система правовых актов о выборах и референдуме.
Принципы избирательного права.
(избирательной системы)., Международно-правовые стандарты.
Проведение выборов (избирательный процесс).
Референдум.
Особенности избирательных систем.
и референдума в субъектах Российской Федерации.
Президент Российской Федерации.
Положение Президента Российской Федерации.

Порядок избрания Президента Российской Федерации.
Прекращение его обязанностей.
Полномочия Президента Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации.
Исторические корни принципа.
народного представительства.
Федеральное Собрание в системе органов.
государственной власти Российской Федерации.
Структура Федерального Собрания. Состав палат.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы.
Формирование Совета Федерации.
Внутренняя организация палат. Регламенты.
Компетенция Федерального Собрания.
Порядок принятия федеральных законов.
Статус депутата Государственной Думы.
и члена Совета Федерации.

Общая характеристика роли исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации.
в системе органов государственной власти.
Состав, формирование и отставка.

Компетенция Правительства Российской Федерации.
Порядок деятельности.
Правительства Российской Федерации.
Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации.
Судебная власть.
Общая характеристика организации.
и функций судебной власти.
Конституционно-правовой статус судей.
Конституционный Суд Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации.
Органы государственной власти.
субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовые основы организации.
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти.
Органы законодательной власти.
субъектов Российской Федерации.
Органы судебной власти.
Местное самоуправление.
Организация местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы.
Органы и должностные лица местного самоуправления.
Формы прямого волеизъявления граждан.
Финансово-экономическая основа.
местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления.
Ответственность органов и должностных лиц.
местного самоуправления.
Конституционные поправки.
и пересмотр Конституции Российской Федерации.
Общие положения.
Теоретические основы учредительной власти, .
правомочной изменять конституцию.
Порядок пересмотра и внесения поправок.
в Конституцию Российской Федерации.
Изменение состава Российской Федерации.
и наименований субъектов Российской Федерации.


§ 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции

Раздел III. Основы конституционного строя Российской Федерации

Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина

Раздел V. Федеративное устройство Российской Федерации

Раздел VI. Система органов государственной власти в Российской Федерации

Шахрай С.М. Конституционное право РФ. 2017.

Роль конституций в жизни обществ и государств трудно переоценить. Конституция - это основа легитимности власти, ядро правового сознания и опора гражданского общества. Устойчивость Основного закона является залогом политической стабильности и успешного развития любого государства.

Но конституция - это не просто текст, не свод абстрактных норм. Конституция - это динамично развивающийся феномен, который не только активно взаимодействует с общественно-политической действительностью и претворяется в системе права, но также самым непосредственным образом влияет на ход истории и траекторию развития страны.

Важно понимать, что условия, благоприятствующие развитию экономики и общества, гарантии прав и свобод человека и гражданина, не возникают сами по себе и не существуют в "безвоздушном пространстве". Для того чтобы их создавать, развивать и поддерживать, нужны сильные государственные институты и эффективная правовая система. Как подтверждает опыт последних десятилетий XX в., реальная свобода и саморазвитие возможны только при наличии эффективно работающего государства и стабильной, но при этом динамично развивающейся конституции.

Это обстоятельство неоднократно подчеркивал и Президент РФ В.В. Путин: "Основной Закон... это живой инструмент, но в то же время нужно очень бережно относиться к его основам. Основной Закон должен быть стабильным. В этом, в его стабильности, значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации" <1>.

Любой гражданин России должен знать Конституцию своей страны не только потому, что этот базовый акт гарантирует его права и свободы, но и потому, что именно этот документ содержит в концентрированном виде описание "действующей модели" общества и государства, в котором он живет, а также представления о желаемом будущем, о том, куда мы движемся, о целях общественного развития.

Еще важнее получить знания о конституции, ее устройстве и принципах функционирования будущим профессионалам, которые встанут на командные высоты в экономике и государственном управлении. Уровень правовой культуры и ответственности элит имеет особое значение для перспектив развития страны, поскольку в силу своего положения именно эта часть общества делает выбор между альтернативными возможностями и тем самым непосредственно влияет на результаты воплощения в жизнь конституционного проекта будущего. Текстуальное знание статей Основного Закона, безусловно, полезно, однако это мало что даст на практике, если специалист в области государственного или экономического управления не понимает, как устроена и работает конституция страны.

Настоящий учебник восполняет этот пробел и наводит мосты между конституционно-правовой теорией и практикой государственного управления.

Эта книга написана соавтором (вместе с С.С. Алексеевым) проекта действующей Конституции РФ, а потому у читателей есть редкая возможность получить, как нынче принято говорить, инсайдерские ответы на многие важные вопросы, которые помогут будущим лидерам принять правильное решение в ситуации неожиданного вызова или сложного выбора.

Как известно, Конституция РФ 1993 г. принималась в очень сложный период российской истории и не была плодом согласия элит. В условиях приближающейся социально-экономической катастрофы, которая становилась все более очевидной на фоне отсутствия единства по поводу стратегии и тактики антикризисных действий, разработчикам действующего Основного Закона пришлось решать очень непростую задачу, поскольку требовалось создать конституцию, которая могла бы стать основой для возрождения общественного согласия и в то же время эффективным инструментом трансформации социально-экономической системы.

Думаю, я вправе сказать, что эта задача была решена успешно. Основной Закон собрал наше общество и государство из хаоса и начинавшейся гражданской войны.

Сам факт, что действующая Конституция РФ занимает сегодня второе место по "продолжительности жизни" среди всех российских конституций, говорит о ее жизнеспособности и эффективности.

Впервые в истории конституционного развития России содержание действующей Конституции не ограничивается только текстом Основного Закона. Оно включает как минимум шесть ключевых элементов.

  • "базовый текст" Конституции РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • решения Конституционного Суда РФ, содержащие толкование норм Основного Закона;
  • договоры, принятые для реализации ч. 3 ст. 11 Конституции РФ;
  • указы Президента РФ об изменении наименований субъектов Российской Федерации;
  • международные договоры Российской Федерации, связанные с участием России в межгосударственных объединениях (ст. 79 Конституции РФ).

Особенностью этого учебника является демонстрация тесной связи конституционного права с политической и общественной практикой, а потому многие теоретические постулаты и выводы детально разъясняются на конкретных примерах.

Например, для иллюстрации неисчерпанности потенциала Основного Закона приведены примеры, демонстрирующие, каким образом можно обеспечивать юридическое закрепление результатов конституционно-правового творчества и новых политических традиций без вмешательства в текст Конституции. В частности, речь идет о возможностях реализации модели правительства парламентского большинства, различных направлениях модификации избирательной системы, дальнейшем совершенствовании принципов формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, регулировании уникального статуса Калининградской области и др.

Фактически Конституция РФ не содержит препятствий даже для восстановления СССР - формирования нового интеграционного союза, точнее, для вступления России в новый союз государств на территории постсоветского пространства. Согласно ст. 79 Основного Закона "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации".

Указанная норма была успешно реализована в процессе укрепления интеграционных связей Российской Федерации и Республики Беларусь, ознаменовавшихся учреждением в 1999 г. Союзного государства России и Белоруссии. Этот политический и юридический опыт может быть использован в процессе дальнейшей реинтеграции государств на постсоветском пространстве.

Еще одной особенностью этой книги является широкое привлечение материалов Конституционного Суда РФ, который в сложнейшие годы становления нового Российского государства надежно выполнял функции защитника чистоты конституционных принципов и разъяснял законодателям на всех уровнях - от федерального до муниципального - смысл и суть важнейших положений Основного Закона страны.

Освещение фундаментальных проблем становления и развития в России современного конституционного права сквозь призму решений Конституционного Суда РФ дает возможность представить читателям учебника "живое конституционное право" во всем его многообразии и вооружить их практическим путеводителем в мире современных правовых реалий.

За годы, прошедшие с момента предыдущего издания учебника (2011 г.), в российском законодательстве и политической практике произошел целый ряд изменений, которые нашли отражение в этой книге. Упоминаемые акты, за исключением случаев, когда это прямо указано, используются в действующей редакции (с учетом последних изменений).

Надеюсь, что учебник станет полезным путеводителем для всех, кто вступает на путь познания обширных и не до конца изведанных просторов Terra Constitutio.



Просмотров