Ужесточение наказания за пешехода. Ужесточение наказания за непропуск пешеходов

Штраф за непропуск пешехода

🚶🚗👮 Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода? Когда нужно уступать пешеходу? Как правильно пропустить пешехода? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф за непропуск водителем пешехода на пешеходном переходе (штраф за зебру) в 2019 составляет:

от 1500 до 2500 руб.

Статья 12.18. КоАП РФ (Можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней)

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Штраф 1500-2500 рублей за непропуск пешехода в большинстве случаев выписывается сотрудником ГИБДД за одновременное нахождение на зебре ступившего на проезжую часть пешехода и проезжающего перед ним по зебре автомобилиста.


Автомобиль источник повышенной опасности, способный лишить незащищенного пешехода здоровья и жизни. Следуя букве и духу закона, водитель обязан пропускать пешехода почти во всех возможных ситуациях.

Штраф относится как к нерегулируемым пешеходным переходам, так и к случаям поворота на перекрестках. Конкретный размер штрафа определяет инспектор ГИБДД.

Штраф за непропуск пешеходов на «зебре» в 2019 году

Штраф за непропуск пешеходов, переходящих дорогу по зебре (нерегулируемый перекресток, либо поворот на перекрестке налево/направо) предусмотрен Статьей 12.18 КоАП РФ. Он варьируется в размере от 1500 до 2500 рублей.

Статья 12.18 КоАП РФ

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Что значит не уступить дорогу пешеходу?

Споры вокруг Статьи 12.18 КоАП сосредоточены вокруг понятия «уступить дорогу». Трактовка этого понятия несколько раз изменялась, его до сих пор по-разному определяют некоторые водители, суды и сотрудники ГИБДД.

КоАП за разъяснениями отсылает к разделам ПДД РФ.

Определение в комментариях к ПДД РФ пункт 1.2

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

По факту доказать же, что изменение направления движения пешехода и его скорость изменились именно из-за действий автомобилиста чрезвычайно сложно. Формулировка очень расплывчатая и требовала пояснений.

29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

ПДД РФ п.14.1 и п 14.2

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Инструкция: Как пропускать пешехода на зебре?

  1. Обращаем внимание на разметку и дорожные знаки,
  2. Замедляемся перед знаком «пешеходный переход» и разметкой типа «зебра»,
  3. Осматриваем прилегающие к дороге тротуары, выискивая пешеходов, направляющихся к «зебре»,
  4. Оцениваем скорость пешехода и расстояние до зебры. Соотносим эту информацию со скоростью своего автомобиля и расстоянием от машины до зебры.
  5. Если оценка ситуации показывает, что пешеход достигнет зебры быстрее чем вы, снижаем скорость. Если оценка ситуации показывает, что ваш автомобиль достигнет зебры быстрее, чем ее коснется нога пешехода – продолжаем движение с прежней скоростью или ускоряем движение машины.

Не пропустил пешехода - как доказать свою невиновность?

Автомобилист способен причинить пешеходу тяжкие телесные порождения или даже стать причиной его смерти. Автомобиль средство повышенной опасности и забывать об этом не следует. Однако часто сотрудники ГИБДД перегибают палку и ставят выписывание штрафа за непропуск «на зебре» на поток.

Если автомобилисту ставится в вину непропуск пешехода прежде всего стоит разобраться в обстоятельствах предполагаемого правонарушения. Посмотреть видео с инцидентом и по возможности опросить самого пешехода. Зачастую сотрудники ГИБДД сами понимают шаткость своей позиции и отпускают дотошливых водителей.

При неоспоримости вины, в некоторых случаях имеет смысл апеллировать к действиям в ситуации «крайней необходимости». Если вы везли ребенка в больницу или жену в роддом.

Статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Кроме того снизить штраф могут обстоятельства смягчающие вину.

Статья 4.2. КоАП РФ Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

  1. Раскаянье и осознание содеянного,
  2. Добровольное исправление поведения,
  3. Явка с повинной,
  4. Содействие в расследовании дела,
  5. Компенсация последствий (добровольная),
  6. Совершение правонарушения в состояние аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,
  7. Беременность, малолетний ребенок.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо (сотрудник ГИБДД), рассматривающие дело могут принять во внимание другие обстоятельства, смягчающие вину. Главное рассказать стороне, выносящей решение по вашему вопросу, о такой возможности и добавить от себя обстоятельства:

  • Плохая видимость на дороге,
  • Метеоусловия,
  • Неудовлетворительное состояние дорожного полотна,
  • Отвлекающая реклама,
  • Высокая не прогнозируемая скорость пешехода.
Нормы ПДД и КоАП не являются истиной в последней инстанции. Случается, что слепое следование прописанным нормам приводит к еще более печальным последствиям чем их нарушение. Подтверждение этого прописано в Кодексе об Административных Правонарушениях, пункте 2,7 (Крайняя необходимость) . Если непропуск пешехода был вызван экстраординарными обстоятельствами – сообщите об этом сотруднику ГИБДД!

Обстоятельства, при которых не нужно пропускать пешехода на «зебре»

  1. Если рядом с зеброй установлен светофор и для пешеходов горит запрещающий (красный) свет.
  2. Если есть риск столкновения с идущим сзади транспортного средства вследствие вашего экстренного торможения. Такой непропуск следует обозначить звуковым сигналом.

Когда еще нужно уступать пешеходу на дороге?

Уступать (предоставлять преимущественное право движения) пешеходу исходя из ПДД РФ следует не только на зебре! По закону пешеходы могут двигаться без помех и не останавливаясь в следующих случаях:

Правило

Пункт ПДД

Пример

Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорог, а машина появляется из-за поворота

(Пункт 13.1. ПДД РФ )


Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина заезжает с дороги (во двор).

(Пункт 8.3. ПДД РФ )


Пешеход переходит с тротуара на тротуар через дорогу вне зебры на прилегающей территории, а машина выезжает на дорогу (из двора)

(Пункт 8.3. ПДД РФ )


Пешеход слепой

(Пункт 14.5. ПДД РФ )


Пешеходы идут к общественному транспорту со стороны дверей рядом с остановкой

(Пункт 14.6. ПДД РФ)

Нарушение прав пешеходов в местах с отсутствующей разметкой (в местах без зебры) сложно доказать, и сотрудники ГИБДД редко «ловят» этих водителей. Однако, в случае ДТП, если при выяснении всех обстоятельств случившегося, факт нарушения подтвердится, обстоятельство приведет к ужесточению наказания виновного.

Штраф за непропущенного пешехода на зебре с камер ГИБДД

В России несколько лет подряд проводится тестирование автоматической системы фиксации нарушений на зебре (пешеходных переходах).

Эксперимент проводился в Москве и Подмосковье (г. Зеленоград) а также в Бурятии (г. Улан-Удэ).

С одной стороны, новый способ оценки нарушения беспристрастен, всепогоден и обходится государству дешевле содержания патрулей ГИБДД. С другой стороны, программный алгоритм заложенный в основу комплекса все еще часто ошибается и до конца не может вникнуть в суть нарушения.

Если до сих пор таким водителям грозил штраф 1,5 тысячи рублей, то на следующей неделе им будут выписывать постановления на 1,5 - 2,5 тысячи рублей. Напомним, что еще в прошлом году президент давал поручение усилить ответственность водителей за нарушения на зебре. Связано это было с ростом количества сбитых пешеходов именно на переходах. МВД тогда разработало поправки, и теперь они стали .

Столь сурово по статье 12.8 КоАП наказывать будут за "невыполнение требования правил уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей), пользующихся преимуществом в движении". Впрочем, эксперты утверждают, что этого недостаточно.

Как сообщил корреспонденту "РГ" глава "Союза пешеходов России" Владимир Соколов, выписать максимальный штраф водителю может только инспектор, который сам выявил это нарушение и оформил его на месте. Если же нарушение выявлено с помощью комплексов фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, то штраф будет минимальным, то есть, как и прежде, 1,5 тысячи рублей. При этом оплатить его в течение 20 дней можно с 50-процентой скидкой. А это уже 750 рублей. Инспекторов же на каждом нерегулируемом пешеходном переходе не поставишь. У них много других более важных задач.

Мы надеемся, что будет принято решение о предоставлении гражданам возможности снимать нарушения на свои гаджеты и направлять такую съемку в ГИБДД, - говорит Владимир Соколов. Кроме того, есть еще одна проблема: парковка на пешеходных переходах и ближе пяти метров от них. За это у нас штраф тысяча рублей. А такое нарушение не менее опасно для пешеходов.

За непропуск пешеходов на переходе штрафовать теперь будут на 1,5-2,5 тысячи рублей

Кстати, на прошедшем в Орле семинаре руководителей ГИБДД, эксперты сетовали на то, что в правилах пункт, касающийся обязанности водителей уступить дорогу пешеходам написан путано. Из-за этого возникает его непонимание как у водителей, так и у некоторых инспекторов. Сначала мы видим, что надо уступить дорогу, а затем идем в самое начало правил и выясняем, что значит термин "уступить дорогу".

Означает он, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. То есть, если пешеход вступил на переход, это еще не значит, что все машины должны встать, как вкопанные. Если пешеходу до машины далеко, то водитель может и проехать. И это не будет нарушением.

Именно поэтому работа некоторых комплексов фотовидеофиксации непропуска пешеходов не совсем корректна. Они зачастую штрафуют даже в том случае, если траектории движения автомобиля и пешехода не могут пересечься.

Впрочем, руководство ГИБДД на том же семинаре напомнило, что в Германии в правилах написано просто "пропустить пешехода". И все пропускают. А у нас некоторые водители ищут формулировки, чтобы не пропустить пешехода.

Владимир Соколов также напомнил, что из всех наездов на людей 33 процента происходит именно на пешеходных переходах. По данным ГИБДД только за 9 месяцев этого года на пешеходных переходах произошло 11833 наезда на пешеходов. Это на 2,7 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибло 624 человека, что на 11,6 процентов меньше, чем годом ранее.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года .

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот .

В 2019 году размер штрафа составляет 1500 - 2500 рублей .

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть . Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, - это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях . В том числе если:

  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, - это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация - это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, - "Как уступить дорогу пешеходу?". Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты , приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Удачи на дорогах!

Алексей-345

Цитата: "В том числе если:

на перекрестке нет разметки перехода;

водитель едет по главной дороге;

водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;

пешеходу горит красный сигнал светофора."

Вопрос: когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

Да. Потому что иначе в лучшем случае будет штраф обоим, каждому за своё нарушение, а в худшем уголовка за вред здоровью.

Кроме того,

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Так что горящий пешеходу красный на обязанности водителя никак не влияет.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. 14.1: ** Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

Ваше утверждение неверно, Keeper_Riff . В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы. "Пропускать" водитель теперь вообще не обязан, слава богу убрали это понятие. Только уступать дорогу.

Только уступать дорогу.

Абсолютно верно.
Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы.
Нет, не одинаковы. Именно на нерегулируемом перекрёстке, а также на регулируемом, когда у пешеходов "зелёный человечек" , 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

В случае регулируемого перекрёстка и регулируемого пешеходного перехода, когда пешеходам "красный человечек", уступать пешеходам водитель не обязан.

Автомобиль - это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» - то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы - они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 - 2500 рублей.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода - это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.


Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно - на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.


Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход - полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть - «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).


Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 - 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» - это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» - в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода - это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы - достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты - нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость - например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» - в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.



Просмотров