Узбекско казахская граница. Из Оша в Ташкент за один день: граница «Достук

И снова здравствуйте, и снова мы переходим границы. На сей раз из Казахстана мы отправляемся в Узбекистан. Почему? Во-первых, потому что до самых интересных мест Казахстана – Алматы и Астаны было далеко, а во-вторых, так было удобнее осматривать Среднюю Азию. Мы подумали, что на обратном пути в Россию, наверстаем упущенное после Киргизии.

Когда мы подошли к узбекскому пограничному пункту, в глаза сразу же бросается огромная толпа людей что с одной (на входе), что с другой стороны (на выходе). Я кое-как выяснил, что нужно сделать, прежде, чем отправиться на пропускной пункт.

1. Итак, первоначально необходимо взять декларацию (на каждого человека), где необходимо указать всю наличность, имеющуюся во всех валютах на руках вплоть до копейки или цента. Это нужно сделать для того, что если при проверке на выезде из страны обнаружат лишние деньги, существует вероятность попрощаться с ними навсегда. Так же указать в декларации все ценные вещи и количество сумок (не вес, а именно количество).

2. С заполненными декларациями встаем в очередь на пропускной пункт. Нам “повезло” в тот день тем, что мы попали в самый сезон, когда многие узбеки с заработков возвращались домой. Поэтому назвать столпотворение у дверей очередью было довольно сложно. Здесь никто никого не пропускает, даже девушек теснили огромными баулами к стенке. Как говорится: “кто первый встал, того и тапки”, готовьтесь поработать локтями. Обстановка накаляется еще тем, что сами пограничники абсолютно никуда не торопятся. Они могут всей толпой рассматривать “подозрительную” декларацию какого-нибудь узбека, оставив остальные посты пустыми, а злую очередь в длительном ожидании.

3. Когда через час или два мы оказываемся у стола проверяющего, он просто забирает декларацию, ставит на ней печать и попутно задает вопросы типа “куда едете?”, “что хотите посмотреть в Узбекистане?”, “откуда вы?” и т.д. В общем, все как обычно.

Ура! Мучительное прохождение узбекской границы можно считать завершенным. Однако, не стоит рано радоваться, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда аж 500 км безжизненной степи. Естественно, глупо не пытаться сколотить на этом деньги. Так что на выходе придется отбиваться от таксистов.

Пьяные беларусы.

Не смотря на позднее время, мы не теряли надежды попробовать поговорить с кем-нибудь из фурщиков, которые прошли границу. И нам вновь повезло, на наших глазах из ворот в купе с легковушками, увешанными шмотьем и разобранными велосипедами, выехало две фуры с латвийскими номерами, наверняка опять беларусы.

Я подошел к одной из машин и спросил водителя, сможет ли он нас взять до ближайшего населенного пункта. Тот насторожился и сразу же спросил, нет ли у нас оружия. Мы усмехнулись, и сказали, что в России это подсудное дело. Уже более ровным голосом беларус парировал, что у него как раз имеется. Наверное, припугнуть хотел, да не удалось, отказываться от своей просьбы я не намеревался, даже если бы у него под подушкой был пулемет.

Машин снова было две, и они припарковались на обочине в ожидании третьей с “хохлом” за рулем. Но, последний все никак не выезжал с пограничного пункта, и даже не отвечал по рации. Поэтому, беларусы, чтобы скоротать время, решили немного выпить перед сном.

Немного – это, конечно, слабо сказано, когда из холодильника появилась целая бутылка водки.

Я не приверженец езды с пьяными водителями. Однако, за окном уже стемнело, “хохол” на связь так и не выходил, беларусы не собирались ехать сегодня больше 20 км до стоянки, а у нас все равно не было выбора. Не будешь же ночевать в холодной пустыне, когда на 500 км ни одной живой души.

Мы, правда, заволновались, когда после выпитой бутылки водки, беларусы завели мотор и решили проехать до стоянки 20 км. Но, наш водитель ехал с такой маленькой скоростью, что на велосипеде, наверняка, можно было его обогнать. К тому же “встречки” практически не наблюдалось, и я немного успокоился.

Когда мы достигли стоянки, нас с Милой совсем отпустило, а на связь наконец-таки вышел украинец. Мужики решили сходить в кафе, еще поужинать, мы же остались в машине. Не смотря на то, что водитель предложил переночевать в его кабине на второй полке, доверия к нам он все равно не испытывал, поэтому на всякий случай забрал один из наших паспортов.

А по приходу включил фильм на своем ноутбуке на сон грядущий. Только я начинал уходить в царство Морфея, как беларус меня тормошил и спрашивал, сплю я или нет. Я уж думал плюнуть на все и поставить палатку рядом с фурой, если он так боится, но вдруг услышал спасительный храп. Выключил ноутбук, завернулся в спальник и тоже через 5 минут уснул.

600 километров до Хивы.

Утром протрезвевший беларус достал откуда-то припасенный арбуз, который на завтрак пошел “на ура!”. После чего мы снова отправились в путь.

Узбекская полупустынная дорога мало отличается от Казахской, те же степи и спящие водители редких встречных автомобилей. Разве что колдобин больше.

На середине пути беларусы остановились у придорожного кафе, чтобы перекусить. Нас тоже угостили за компанию ухой и жареной рыбой.

За время езды до Беруни мы успели о многом поговорить с дальнобойщиками. Эти, кстати, так же как и предыдущие везли опечатанный американский груз.

— Раньше на узбекских дорогах орудовала целая банда, – делился дальнобойными “сказками” водитель, – поэтому многие боялись сюда грузы возить. Пока не стали фуры опечатывать.
— Что значит опечатывать? – задала встречный вопрос Мила.
— А то и значит, что ни я, ни узбекский “мент”, ни даже пограничник не имеет права открывать опечатанную дверь. Как только печать открывают, об этом сразу становится известно заказчику и тогда тю-тю… считай бесплатно работал и дальше можно не ехать. Да еще и начальство нагоняй получит.
Так вот когда эта банда вскрыла по незнанию пару таких опечатанных машин, американское правительство сразу начало расследование, отчего и почему. А потом дали нагоняй узбекским “шишкам” за то, что не могут у себя в стране за порядком следить.
После этого, когда банда налетела на очередную фуру, там в кузове отряд “омона” сидел. Как вскрыли кузов, так и полегло человек 5-6. Теперь по Узбекистану ездить безопаснее, чем по самой Америке, – засмеялся беларус, – правда теперь от полицаев житья нет. Иной раз едешь домой пустым, наберешь полный кузов дешевых дынь или арбузов, так эти гады почти через каждые 100 км “пасутся”, каждому приходится “пошлину” платить. Вот и получается груз почти золотым. Так… для себя несколько штук берем и ладно.

И действительно, на дорогах очень часто встречались не только полицейские посты, но и просто “прячущиеся в степи” автомобили хранителей порядка. Главное, что нас не трогали и ладно. Бывало, попросят удостоверение личности, сунешь им загранпаспорт, они покрутят его так и эдак, ни персональную страницу найти не могут, ни штампы, смешные.

В общем, за разговорами и день почти пролетел. До Беруни добрались часам к 5 вечера. Оставшийся отрезок до Хивы подобрал пустой туристический автобус, мы даже удивились, довез прямо до старого города. Но, о том, какими мы обязательно расскажем в следующий раз. Будьте на связи!

01.04.2018 Комментарии к записи На границе Израиля и сектора Газа началась акция протеста отключены

Пять палестинцев погибли, 350 пострадали в результате столкновения с израильскими военными на границе сектора Газа. Об этом 30 марта сообщила Би-Би-Си со ссылкой на источники в министерстве здравоохранения Палестинской автономии. Ранее стало известно, что на границе между сектором Газа и Израилем началась многодневная акция протеста палестинцев «Великий марш возвращения». По …

06.03.2018 Комментарии к записи На КПП «Достук» на кыргызско-узбекской границе функционируют 4 дополнительные кабинки отключены

Как сообщает Государственная пограничная служба Кыргызстана, на КПП «Достук» («Дустлик») на кыргызско-узбекской границе начали работать четыре дополнительные кабинки для пропуска граждан. В феврале из-за увеличения числа желающих пересечь границу им приходилось отстаивать очереди по 5-6 часов. 3 марта контрольно-пропускной пункт посетил вице-премьер Дайыр Кенекеев. Граница между Кыргызстаном и Узбекистаном была …

04.03.2018 Комментарии к записи На таджикско-узбекской границе возобновили работу несколько КПП отключены

Заместитель хакима Ташкентской области Алимардон Каршиев заявил на церемонии, что данное событие открывает новую страницу в таджикско-узбекских отношениях. Он выразил надежду, что взаимоотношения между двумя соседними государствами впредь будут лишь развиваться. С таджикской стороны выступил первый заместитель председателя Согдийской области Рустам Рахматзода. КПП «Хаштьяк», расположенный в Спитаменском районе, граничит с …

28.02.2018 Комментарии к записи На КПП на кыргызско-узбекской границе сотни граждан ждут своей очереди на переход отключены

В Кыргызстане на пункте пропуска «Дустлик» («Достук») на границе с Узбекистаном около полутора тысяч человек ожидают очереди на пересечение границы. Пограничники, как сообщается, пропускают пожилых людей и беременных женщин вне очереди, передает сегодня Радио Азаттык (Кыргызская редакция Радио Свобода). Накануне на границе наблюдалось скопление 500 желающих перейти в соседнюю страну. …

Сотни жителей приграничных районов Таджикистана и Узбекистана могут беспрепятственно пресечь линию госграницы в районе КПП «Сарбанд» («Плотина») расположенной рядом с Фархадским водохранилищем. Но жители других районов пока не знают, что визы между Таджикистаном и Узбекистаном отменены, однако соглашение еще не вступило в законную силу. Корреспондент Радио Озоди (Таджикской редакции Радио Свобода) побывал на пункте пропуска «Сарбанд».

Воскресенье, базарный день. У жителей таджикского района Спитамен и узбекского Бекабада праздничное настроение – сейчас граждане двух государств, проживающие в приграничных районах, имеют право без оформления визы посетить территории друг друга в течение пяти суток.

Cоглашение «О взаимных поездках граждан», согласно которому граждане двух стран могут без оформления визы побывать на сопредельной территории до тридцати дней было подписано президентами Таджикистана и Узбекистана 9 марта, во время государственного визита Шавката Мирзияева в Душанбе. В беседе с Радио Озоди некоторые депутаты таджикского парламента и высокопоставленные дипломаты уверяли, что соглашение о введении безвизового режима сроком до 30 дней будет ратифицировано парламентами двух государств в ближайшее время. «Возможно эта процедура займет от одной до несколько недель», говорили наши собеседники.

После подписания соглашения многие граждане двух государств устремились на границу в надежде попасть без визы на территории друг друга.

В подарок –​ миндальное дерево

Гульшан Иноятова, жительница города Бустон (бывший Чкаловск) не думала, что ее на пункте пропуска «Сарбанд» ожидает разочарование.

«Я хотела поехать в Самарканд, к двоюродным братьям. Последний раз мы с ними виделись 20 лет назад. Вчера поговорили с ними по телефону, думали, что сегодня можем без проблем перейти границу. Но наши таджикские пограничники разъяснили, что пока соглашение не вступило в силу и они не могут пропустить нас», –говорит Гульшан Иноятова.

Однако не попали на узбекскую территорию и жители приграничного Спитамена, которые хотели пройти черед границу по пластиковому ID-карту. «У меня с собой был внутренний таджикский паспорт, и я могла спокойно перейти границу. Но моей подруге, у которой было пластиковое удостоверение личности, отказали в переходе на территорию Узбекистана. И я решила отказаться от поездки», –говорит жительница Спитамена Нилуфар Абдуллаева.

Многие жители, которые переходили через пункт пропуска «Сарбанд» везли родственникам гостинцы. Достона Хобилова, жительница Бекабада, везла своим родственникам в Спитамене миндальное дерево. «Пусть посадят у себя в саду, и не забудут, что мы их всегда помним и любим», –говорит она.

Таджикские пограничники покинули мост над водохранилищем?

Фархадская ГЭС и Фархадское водохранилище долгие годы были «яблоком раздора» в отношениях Душанбе и Ташкента. Две бывшие советские республики претендовала на этот приграничный участок, который имел стратегическое значение. В годы гражданской войны Душанбе установил контроль над этой территорией, на плотине были размещены таджикские военнослужащие. Факт потери контроля за таким стратегически важным объектом, как плотина Фарходской ГЭС в Ташкенте восприняли болезненно – власти Узбекистане на раз лишили жителей поселков Плотина и Горный Спитаменского района электроэнергии, природного газа и воды. Ранее эти блага поступали из прилегающего с ним соседнего города Бекабад.

Приграничный спор был решен в начале этого года в ходе визита премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Душанбе и его переговоров с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Стороны договорились признать таджикской территорию, на которой размещена Фархадская ГЭС, а сама ГЭС будет являться собственностью Узбекистана, который потребляет 100% вырабатываемой на ГЭС электроэнергии.

Фархадский гидроузел с небольшим водохранилищем был построен в 1947 году на территории современного Таджикистана. Он предназначен для забора воды из Сырдарьи и подачи ее самотеком на земли Голодной (Узбекистан и Казахстан) и Дальверзинской (Узбекистан и Таджикистан) степей. В состав этого гидроузла входит плотина и регуляторы водоканалов, один из которых обслуживает Фархадскую ГЭС.

Как сообщает корреспондент Радио Озоди, ранее на мосту над плотиной находился пост таджикских пограничников. Сейчас там уже не видно вооруженных людей. Сам мост находится в аварийном состоянии и, по словам местных жителей, власти обещали, что скоро отремонтируют его.

Напомним, накануне госвизита Шавката Мирзияева возобновили работу девять автомобильных и один железнодорожный КПП на границе Таджикистана и Узбекистана.

С 1 марта на таджикско-узбекской границе официально возобновили работу несколько КПП. Один из них – «Хаштьяк», расположенный в Спитаменском районе, граничит с Бекабадской областью Узбекистана и расположен в 60 км от Худжанда. Отсюда до Ташкента рукой подать – около двух часов на машине.

В тот же день заработали и КПП «Саразм – Джартепа», расположенный на границе Пенджикента с Самаркандской областью Узбекистана, а также пункты пропуска «Кушкент» и «Учтурган», соединяющие таджикские Ганчи и Зафарабад с узбекским Джизаком, «Пап», соединяющий Аштский район с Наманганской областью, «Хавастабад» и «Бекабад», соединяющие район Спитамен с Сырдарьинской и Ташкентской областями, «Рават», соединяющий город Канибадам с Ферганской областью. Возобновил работу и КПП «Гульбахор», соединяющий Хатлонскую область Таджикистана с Сурхандарьинской областью Узбекистана.

С 7 марта начал функционировать и железнодорожный пункт пропуска «Амузанг», соединяющий Сурхандарьинскую область Узбекистана с таджикской железнодорожной станцией «Хошади» в Хатлонской области.

Ранее заработал пункт пропуска «Патар – Андархон», расположенный между таджикским городом Канибадам и Бешарыкским районом Узбекистана.

Правообладатель иллюстрации TASS / Maxim Slutsky Image caption Протяженность таджикско-узбекской границы составляет около полутора тысяч километров.

Никто из детей Сони Сатаровой - жительницы Сурхандарьинской области Узбекистана - еще никогда не был на родине своей матери в Таджикистане. Сразу после распада Советского Союза в стране началась гражданская война, а когда прошли неспокойные времена, между Узбекистаном и Таджикистаном был введен визовый режим.

Родительский дом Сони Сатаровой в приграничном таджикском селении Вахдат отделяет от ее собственного жилища в узбекском Саросие всего лишь несколько десятков километров, но женщина редко навещает родных в Таджикистане.

"Мои родители еще в советские времена выдали нас с сестрой замуж за родственников, живших в соседнем Узбекистане. Вся моя семья осталась в Таджикистане. Тогда границы были открыты, никто и подумать не мог, что наступит время, и мы не сможем видеть друг друга, когда захотим", - рассказывает Соня Сатарова.

Image caption Соня Сатарова сейчас очень редко приезжает в Таджикистан

"Я приехала навестить больного брата, ему уже 71 год. Мы не знаем, сколько мы проживем. Для того, чтобы получить разрешение увидеть родного человека мне пришлось выстаивать длинную очередь. Это тяжело и дорого. К свадьбе готовятся заранее, а вот смерть нельзя запланировать. Нам, чтобы проститься с близкими людьми, нужно отправлять телеграмму, получить визу, вместо того, чтобы просто приехать и попрощаться. Неправильно все это", - сетует женщина.

"Легче дойти, чем доехать"

Протяженность таджикско-узбекской границы составляет около полутора тысяч километров. Сотни лет на этих территориях совместно проживали граждане теперь независимых государств. Многие из них не только соседи, но и родственники. От границы до домов сельчан несколько десятков метров.

Ахтам Назаров - житель приграничного таджикского кишлака Вахдат - рассказал, что его родная сестра живет в узбекском селении, расположенном в трех километрах от таджикско-узбекской границы.

На машине это расстояние он преодолевал бы за пять минут, раньше он ходил пешком к ней. После введения визового режима общение родственников почти прекратилось. Им удается увидеть друг друга только раз в год, иногда еще реже.

Image caption Ахтам Назаров встречается с родственниками в лучшем случае раз в год

"Моя сестра живет совсем тут рядом. Легче дойти, чем доехать. Но видимся мы только, когда есть какие-то мероприятия - свадьбы или похороны, а просто увидеть родных невозможно, потому что нужна виза. Несколько лет назад жители приграничных селений переходили границу в неустановленных местах, но с этим сейчас очень строго, да и на границе установлены заграждения", - поясняет Ахтам Назаров.

20 февраля, впервые за 23 года, из Душанбе в Ташкент должен был вылететь первый самолет с пассажирами. О восстановлении прямого авиасообщения стороны договорились в конце прошлого года.

Прямые перелеты между Таджикистаном и Узбекистаном были прекращены в 1993 году в связи с обострением политических отношений.

Однако рейс таджикской авиакомпании "Сомон Эйр" по маршруту Душанбе - Ташкент был отменен. В понедельник утром узбекские авиационные власти отправили таджикским коллегам уведомление об отказе в приеме первого рейса.

Image caption Шамсихон Оева не видела родную дочь уже 10 лет

Как сообщил Русской службе Би-би-си источник в авиационных властях Узбекистана, главной причиной отказа стала нерешенность технических вопросов.

"Между странами до сих пор не подписано соглашение об авиасообщении. Кроме того, не решены технические вопросы, которые еще находятся в процессе обсуждения. Почему таджикские коллеги не поинтересовались, готов ли Ташкент принять рейсы из Душанбе, прежде чем приступить к полетам? Нет никаких политических мотивов в этом отказе, есть только нерешенная техническая сторона", - сообщил источник Русской службы Би-би-си.

Ранее в посольстве Узбекистана в Таджикистане Русской службе Би-би-си сообщили, что Душанбе и Ташкент договорились о восстановлении прямого авиасообщения, прерванного 23 года назад. Соответствующий протокол был подписан в Душанбе в ходе встречи официальных делегаций двух стран.

Закрытая граница

Многие жители Таджикистана и Узбекистана надеялись, что непростая ситуация в отношениях двух стран может измениться после смерти президента Ислама Каримова.

Особенно на это рассчитывают жители приграничных селений на таджикско-узбекской границе.

"Я не видела родную дочь 10 лет, а сейчас еду к ней на похороны своего зятя. И живет она рядом, я могу за 15 минут пешком добраться до дома дочери. Но нас разделяет закрытая граница. Все эти годы мы говорили с ней только по телефону. Я даже собственных внуков не видела", - говорит Шамсихон Оева, жительница приграничного таджикского селения Нуристон.

Зять Шамсихон Оевой родом из Узбекистана. В советские времена приезжал к родным в Таджикистан, где и увидел ее дочь. Молодые друг другу понравились, сыграли свадьбу и уехали в Узбекистан.

"Граница тогда была открыта, ее вообще не было. Сели на машину и приехали навестить родных, когда захотели. В Россию к сыновьям езжу постоянно, хотя где она - тысячи километров разделяют наши страны. Мои сыновья живут и работают там, а в соседний Узбекистан не могу, хотя вот она рядом, всего пару километров", - сокрушается женщина.

Image caption 43-летняя узбечка Махлие Содикова сейчас живет в Таджикистане, но на родине осталась вся ее семья - сестры и братья

Отношения Таджикистана и Узбекистана на протяжении многих лет остаются более чем прохладными, несмотря на общее историческое и культурное прошлое, связывающее два государства.

Многие эксперты называют эти отношения своеобразной холодной войной. Между странами много лет нет прямого авиасообщения, введен визовый режим и заминирована граница.

Жительница приграничного таджикского селения Вахдат Махлие Содикова очень надеется, что президенты двух стран Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев смогут договориться и наладить отношения.

43-летняя Махлие Содикова родилась и выросла в Узбекистане. В 1993 году вышла замуж за родственника, который живет в Таджикистане. Теперь она таджикская гражданка, но в Узбекистане осталась вся ее семья - сестры и братья.

"Два года уже не видела родных. В паспорте заполнена страница пограничного контроля, надо новый документ получать, а денег нет. Пятеро детей у меня. Я домохозяйка, работает только муж. С работой сейчас тоже сложно. Еще и виза нужна, а она тоже стоит денег, да и в Душанбе нужно за ней ехать, а это еще расходы. Сестре в Узбекистане тоже нужно для получения визы ехать в Ташкент. От Саросие до Ташкента далеко, от нее до нас совсем близко, но граница закрыта, поэтому не видимся. Очень хотелось бы, чтобы визу отменили", - отмечает Махлие Содикова.

Image caption У Гафура Хаитова своя продуктовая лавка на границе

Гафур Хаитов, житель приграничного таджикского селения Вахдат, владеет небольшой торговой точкой на таджикско-узбекской границе. Он говорит, что до введения визового режима границу переходили сотни человек, а сейчас здесь почти нет людей.

"Открытие границы, конечно, хорошее дело. Люди станут ездить друг к другу. Хорошо для общения, для ведения бизнеса, торговых отношений. Моя сестра живет в Ташкенте. Я давно ее не видел. Нам нужен паспорт, виза, для этого всего нужны деньги, которых у нас нет. Пока все, что я могу заработать, уходит на нужды семьи", - отмечает Гафур Хаитов.

В отношения двух стран сохраняется множество и других нерешенных вопросов, и смогут ли стороны найти компромисс, пока сказать сложно.

Узбекистан выступает против практически всех водно-энергетических инициатив Душанбе и строительства крупных ГЭС в Таджикистане и Киргизии.

В Таджикистане считают, что запуск новых энергоблоков позволит стране добиться энергетической независимости, а государствам Центральной Азии - наладить постоянное энергоснабжение.

Страна испытывает большие проблемы с электроснабжением. В зимнее время большая часть республики обесточена.

Однако Ташкент высказывает опасения, что дополнительные станции вызовут серьезные экологические проблемы в регионе и приведут к нехватке воды для потребления и орошения в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.

Осложняют отношения соседей и споры вокруг использования трансграничных рек.

Минные поля на таджикско-узбекской границе

В 1999 году таджикско-узбекская граница была заминирована в одностороннем порядке по решению узбекских властей, по официальной версии - для защиты от проникновения террористических групп.

По официальным данным таджикской стороны, за последние годы от взрывов мин на таджикско-узбекской границе пострадали сотни людей. Жертвами мин в основном становятся простые жители приграничных районов.

Ситуация усугубляется тем, что таджикская сторона не имеет точных данных о расположении и протяженности границы, где заложены мины. Экономические проблемы заставляют людей переходить границу в неустановленных местах. Они пасут скот, собирают дрова, наконец, навещают родственников в соседней стране.

Географическое расположение Узбекистана дает возможность абсолютного контроля железной и автомобильной дорог, ведущих в Таджикистан через территорию Узбекистана. Душанбе не раз становился свидетелем того, что железнодорожные грузы на границе Узбекистана задерживали без каких-либо объяснений.

Наблюдатели полагают, что именно такая позиция Ташкента заставила таджикские власти всерьез задуматься о строительстве альтернативных железных и автомобильных дорог, способных избавить страну от коммуникационной зависимости. Некоторые из задуманных проектов сейчас реализуются.

Наблюдатели полагают, что кто бы ни пришел к власти в Ташкенте, статус-кво, скорее всего, сохранится, хотя определенные сдвиги в открытии коммуникаций или визовых послаблениях вполне возможны.

И хотя наблюдатели скептически относятся к возможности кардинального потепления таджикско-узбекских отношений, простые жители двух стран очень надеются на улучшение отношений со своим ближайшим соседом.

Рассказываю, как переходили КПП «Достук» на границе Кыргызстана с Узбекистаном.

Граница с Узбекистаном

Граница с Узбекистаном находится в пяти километрах к северо-западу от центра Оша. Добраться до границы из центра можно на городском автобусе или маршрутке. Есть маршруты, которые ходят прямо до границы, но можно ориентироваться и на Новый автовокзал, он находится рядом с границей .

КПП «Достук», граница Кыргызстана с Узбекистаном.

Контрольно-пропускной пункт «Достук» работает круглосуточно, он автодорожный - через него ездят автомобили. В интернете пишут, что в сентябре 2017 года состоялось открытие границы, ранее вроде КПП работал только в светлое время суток.

КПП «Достук». Фотография сделана вечером 19 марта 2018.

Возле границы можно поменять кыргызский сом и доллары на сумы. Не делайте этого - курс на границе со стороны Оша крайне не выгоден. Говорят, деньги нужно менять в самом Оше - там тоже не рекомендую, курс такой же.

Переход границы

20 марта, в 7 часов утра мы передали ключи от арендованной квартиры хозяйке и направились в сторону границы. Так бы выехали раньше - где-то мелькала информация, что границу открывают в 8 утра, потому выдвинулись за час до планируемого открытия. От Алайской мечети ходит 13 автобус, который привезёт вас до Нового автовокзала. Автобусы в Оше в семь утра уже ходят. Наш приехал через 20 минут ожидания - отъехали от остановки в 07:32. В 08:00 ровно были на границе, с учетом прогулки от автовокзала.

Кыргызская сторона границы

В интернете пишут, что нужно закладывать около 4 часов на проход границы. Помня переход границы Узбекистана с Казахстаном в 2017 году, я в этом особо не сомневался, и планировал время перехода часам к 12 дня. Визуальный осмотр границы утром 20 марта подтвердил прогнозы, народа здесь - тьма, в обе стороны. Как и на границе с Казахстаном в Черняяевке, очередь здесь стоит на расстоянии от самого КПП. Пограничник сдерживает очередь и пропускает людей по мере продвижения людей впереди - так больше порядка. Таких «блок-постов» в очереди два: на старте (при входе в клетку), и между «клеткой» и самим зданием КПП. Очередь поделена на две части: слева переходят женщины, справа - мужчины. Женская очередь движется в несколько раз быстрее мужской - половая дискриминация по-азиатски. Тем не менее, будучи на границе в 8 утра, уже через час, в 09:10, мы уже перешли кыргызкую таможню.

Узбекский КПП

Узбекистанская часть границы находится сразу же за кыргызской, без промежуточной дороги. Когда, прорвавшись через очереди, пришли к узбекскому КПП, встретили там только закрытую дверь. Минут через 5 пришёл пограничник и открыл её. Узбекскую границу перешли на удивление быстро - в 09:25 были уже на территории Узбекистана. Важное изменение: в Узбекистане отменили заполнение деклараций , стало гораздо проще. Пограничники в Узбекистане, кажется, стали лучше, добрее. Это мы заметим и после, когда будем уезжать из Ташкента в Шымкент.

На узбекской стороне так же просвечивают сумки - но в этот раз не проверяли содержание вручную, как и содержание карманов. Зато сохранилась традиция проверять содержимое памяти телефонов. Более всего порадовало, что пограничник полез не в «галерею», а сразу в «мои файлы», где нашёл папку «Telegram», а оттуда перешёл в «картинки». Перед тем, как идти на границу, я на всякий случай обнулил медийные файлы (мало ли что могут прислать в нечитаемых ватсаповских чатах), а про кэш телеграма забыл. И надо было случиться такому, что в кэше оказалось несколько фотографий голых женских задниц. По случайному совпадению, пограничник на одну такую и наткнулся (он выбирал картинки наугад). Единственное, что я мог бы сказать ему, если бы он меня спросил, «это не моё» (само собой). Но он не спросил, отдал телефон и пропустил дальше. Мораль: очищайте в телефоне всё, что можно удалить - миллион шансов остаться в Узбекистане надолго. Ищут религиозный контент и порнографию.

С узбекской стороны границы

На момент перехода границы я болел уже второй день, и мне не особо до осмотров местности было. Благо, не на что там смотреть.

Граница это там. Таксисты и невысокая гора на фоне. Окружающая местность впечатлений не вызывает.

Населённых пунктов сразу за границей нет - дальше нужно ехать. Здесь стоят таксисты, с которыми, кажется, можно уехать до любой точки Узбекистана. Стоят автобусы, на которых можно уехать в близжайший крупный город - Андижан (ехать около 40 километров).

Из мирских радостей - уборная за 1 000 сум (50 тенге) и обмен валют. Деньги нужно менять здесь: курс такой же, как в самом выгодном алматинском месте - 0,045 тенге за 1 сум. Так как декларации отменили, можно особо не напрягаться, и менять здесь сколько захочется.

Такси до Ташкента

Вообще, планировали сначала заехать в Наманган. Или Андижан, на крайний случай - чтобы переночевать перед дорогой в Ташкент. Потом решили ехать в Коканд. Но перейдя границу, решили сразу ехать в Ташкент - времени вроде достаточно, а разбираться в том, как устроиться на ночь в узбекской провинции не хотелось. Поехали сразу в Ташкент.

Такси до Ташкента мы нашли едва перейдя границу. Как и в прошлую поездку, это была белая Нексия - большинство машин тут Нексии. Вариантов взять такси два: с попутчиками, или без. Во втором случае выкупаете всю машину, как если бы платили за четверых. Ради экономии, мы решили ехать на шареде, когда машину делят 4 пассажира.

В Узбекистане нужно торговаться - без этого вообще никак. Забавнее всего наблюдать за тем, как быстро узбеки включаются в игру торга. Тот таксист на старте просил 110 000 сум с человека (или 5 500 тенге). Минут через 5 удалось сбросить цену до 90 000 сум/человек. Цитирую таксиста: «ты так торгуешься потому что паспорт узбекский». Чуть позже узнаем, что 90 000 сум это действительно хорошая цена.

Единственным минусом такого формата оказалось долгое ожидание: никто не хотел ехать в Ташкент. Было два человека, которые никак не хотели ехать на шареде, забрали машину целиком, за 350 000 сум и уехали. А мы зависли аж на два часа,почти до 12 дня по алматинскому времени (в Узбекистане 11 утра, GMT+5). Нашёлся ещё один пассажир, и мы ждали четвертого уже втроём. Буквально минут через 10, водитель предложил накинуть по 15 000 сум на человека, и не ждать четвертого. Посчитали (это +1 500 тенге на двоих), и согласились. В итоге заплатили 210 000 сум за двоих и ехали сзади без посторонних.

В 11:40 алматинского времени (или 10:40 ташкентского) мы благополучно покинули приграничные территории и двинули в сторону города Андижан.



Просмотров