Устройство фотоаппарата. Из чего состоит фотоаппарат


Человека всегда тянуло к прекрасному, увиденной красоте человек пытался придать форму. В поэзии это была форма слова, в музыке красота имела гармоническую звуковую основу, в живописи формы прекрасного передавались красками и цветом. Единственное, что не мог человек, это запечатлеть мгновение. Например, поймать разбивающуюся каплю воды или рассекающую грозовое небо молнию. С появлением в истории фотоаппарата и развитием фотографии это стало возможным. История фотографии знает множественные попытки изобретения фотографического процесса до создания первой фотографии и берет начало в далеком прошлом, когда математики изучая оптику преломления света обнаруживали, что изображение переворачивается, если пропустить его в темную комнату через небольшой отверстие.

В1604 г. немецкий астроном Иоганн Кеплер установил математические законы отражения света в зеркалах, которые в последствии залегли в основу теории линз по которым другой итальянский физик Галилео Галилей создал первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Принцип преломления лучей был установлен, оставалось только научиться каким-то образом сохранять полученные изображения на отпечатках еще не раскрытым химическим путем.

В 1820-е гг.. Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ сохранения полученного изображения путем обработки попадающего света асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхность из стекла в, так называемой камере-обскуре. С помощью асфальтового лака изображение принимало форму и становилось видимым. В первые в истории человечества картину рисовал не художник, а падающие лучи света в преломлении.

В 1835 г. английский физик Уильям Тальбот, изучая возможности камеры-обскура Ньепса смог добиться улучшения качества фотоизображений с помощью изобретенного им отпечатка фотографии - негатива. Благодаря этой новой возможности снимки теперь можно было копировать. На своей первой фотографии Тальбот запечатлел собственное окно на котором четко просматривается оконная решетка. В будущем он написал доклад, где называл художественное фото миром прекрасного, таким образом заложив в историю фотографии будущий принцип печати фотографий. В 1861 г. фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Схема работы первого фотоаппарата была следующей, на штатив закреплялся крупный ящик с крышкой сверху, через которую не проникал свет, но через которую можно было вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение.

В 1889 г. в истории фотографии закрепляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру "Кодак", сконструированную специально для фотопленки. В последствии, название "Kodak" стало брэндом будущей крупной компании. Что интересно, название не имеет сильной смысловой нагрузки, в данном случае Истман решил придумать слово, начинающееся и заканчивающиеся на одну и ту же букву.

В 1904 г. братья Люмьер под торговой маркой "Lumiere" начали выпускаться пластины для цветного фото, которые стали основоположниками будущего цветной фотографии .

В 1923 г. появляется первый фотоаппарат в котором используется пленка 35 мм, взятая из кинематографа. Теперь можно было получать небольшие негативы, просматривая затем их выбирать наиболее подходящие для печатания крупных фотографий. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" запускаются в массовое производство.

В 1935 г. фотоаппараты Leica 2 комплектуются отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Чуть позже в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Долгие годы фотоаппараты Leica оставались неотъемлимыми инструментами в области искусства фотографии в мире.

В 1935 г. компания "Kodak" выпускает в массовое производство цветные фотопленки "Кодакхром". Но еще долгое время при печати их надо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки.

В 1942 г. "Kodak" запускают выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые последующие полвека становятся одними из популярными фотопленками для профессиональных и любительских камер.

В 1963 г. представление о быстрой печати фотографий переворачивают фотокамеры "Polaroid", где фотография печатается мгновенно после полученного снимка одним нажатием. Достаточно было просто подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке начали прорисовываться контуры изображений, а затем проступала полностью цветная фотография хорошего качества. Еще 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid будут занимать ведущие по популярности места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.

В 1970-х гг. фотоаппараты снабжались встроенным экспонометром, автофокусировку, автоматические режимы съемки, любительские 35 мм камеры имели встроенную фотовспышку. Чуть позже к 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться ж/к панелями, которые показывали пользователю программные установки и режими фотокамеры. Эра цифровой техники только начиналась.

В 1974 г. с помощью электронного астрономического телескопа была получена первая цифровая фотография звездного неба.

В 1980 г. компания "Sony" готовит к выпуску на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое идео сохранялось на гибком флоппи-диске, который можно было бесконечно стирать для новой записи.

В 1988 г. компания "Fujifilm" официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.

В 1991 г. компания "Kodak" выпускает цифровую зеркальную фотокамеру Kodak DCS10, имеющую 1,3 mp разрешения и набор готовых функций для профессиональной съемки цифрой.

В 1994 г. компания "Canon" снабжает некоторые модели своих фотокамер системой оптической стабилизации изображений.

В 1995 г. компания "Kodak", следом за Canon прекращает выпуск популярных последние полвека пленочных своих фирменных фотокамер.

2000-х гг. Стремительно развивающиеся на базе цифровых технологий корпорации Sony, Samsung поглощают большую часть рынка цифровых фотоаппаратов. Новые любительские цифровые фотоаппараты быстро преодолели технологическую границу в 3Мп и по размеру матрицы легко соперничают с профессиональной фототехникой имея размер от 7 до 12 Мп. Несмотря на быстрое развитие технологий в цифровой технике, таких как: распознавание лица в кадре, исправление оттенков кожи, устранение эффекта "красных" глаз, 28-кратное "зумирование", автоматические сцены съемки и даже срабатывание камеры на момент улыбки в кадре, средняя цена на рынке цифровых фотокамер продолжает падать, тем более что в любительском сегменте фотоаппаратам начали противостоять мобильные телефоны, снабженные встроенными камерами с цифровым зумом. Спрос на пленочные фотоаппараты стремительно упал и теперь наблюдается другая тенденция повышения цены аналоговой фотографии, которая переходит в разряд раритета.



Устройство пленочного фотоаппарата

Принцип работы аналогового фотоаппарата: свет проходит через диафрагму объектива и, вступая в реакцию с химическими элементами пленки сохраняется на пленке. В зависимости от настройки оптики объектива, применения особых линз, освещенности и угла направленного света, времени раскрытия диафрагмы можно получить различный вид изображения на фотографии. От этого и многих других факторов формируется художественный стиль фотографии. Конечно, главным критерием оценки фотографии остается взгляд и художественный вкус фотографа.

Корпус.
Корпус фотоаппарата не пропускает свет, имеет крепления для объектива и фотоспышки, удобную форму ручки для захвата и место для крепления к штативу. Внутрь корпуса помещается фотопленка, которая надежно закрыта светонепропускающей крышкой.


Фильмовой канал.
В нем пленка перематывается, останавливась на нужном для съемке кадре. Счетчик механически связан с фильмовым каналом, при прокрутке которого указывает на количество отснятых кадров. Существуют камеры с моторным приводом, которые позволяют делать съемку через последовательно заданный промежуток времени, а также вести скоростную съемку до нескольких кадров в секунду.


Видоискатель.
Оптический объектив через которое фотограф видит в рамке будущий кадр. Зачастую имеет дополнительные метки для определения положения объекта и некоторые шкалы настройки светка и контрастности.

Объектив.
Объектив - мощный оптический прибор, состоящий из нескольких линз, позволяющий делать изображения на различном расстоянии со сменой фокусировки. Объективы для профессиональной фотосъемки помимо линз состоят еще из зеркал. Стандартный объектив имеет расстояние фокусаокругленно равное диагонали кадра, угол 45 градусов. Фокусное расстояние широкоугольного объектива меньшее диагонали кадра служит для съемки в небольшом пространстве, угол до 100 градусов. для удаленных и панорамных объектов применяется телескопический объектив у которого фокусное расстояние гораздо больше диагонали кадра.

Диафрагма.

Устройство регулирующее яркость оптической картинки объекта фотографирования по отношению к его яркости. Наибольшее распространение получила ирисовая диафрагма, у которой световое отверстие образуется несколькими серповидными лепестками в виде дуг, при съемке лепестки сходятся или расходятся, уменьшая или увеличивая диаметр светового отверстия.

Затвор

Затвор фотоаппарата приоткрывает шторки для попадания света на пленку, затем свет начинает действовать на пленку, вступая в химическую реакцию. От продолжительности приоткрытия затвора зависит экспозиция кадра. Так для ночной съемки ставится более длительная выдержка, для съемке на солнце или скоростной съемке максимально короткая.





Дальнометр.

Устройство с помощью которого фотограф определяет расстояние до объекта съемки. нередко дальномер бывает совмещен для удобства с видоискателем.

Кнопка спуска.

Запускает процесс фотосъемки длящийся не более секунды. В одно мгновение срабатывает затвор, раскрываются лепестки диафрагмы, свет попадает на химический состав фотопленки и кадр запечатлен. В старых пленочных фотоаппаратах кнопка спуска основана на механическом приводе, в более современных фотоаппаратах кнопка спуска, как и остальные движущиеся элементы камеры на электроприводе


Катушка фотплёнки
Катушка на которую крепится фотопленка внутри корпуса фотоаппарата.По окончании кадров на пленке в механических моделях пользователь перематывал фотопленку в обратном направлении в ручную, в более современных фотоаппаратах пленка перематывалась по окончании с помощью электромоторного привода, работающего от пальчиковых батареек.


Фотовспышка.
Плохая освещенность объектов фотосъемки приводит к использованию фотоспышки. В профессиональной съемке к этому приходится прибегать только в неотлагательных случаях когда нет других приборов освещения экранов, ламп. Фотоспышка состоит из газорязрядной лампы в виде стеклянной трубки содержащей газ ксенон. При накапливании энергии вспышка заряжается, газ в стеклянной трубке ионизируется, затем мгновенно разряжается, создавая яркую вспышку при силе света свыше сотни тысяч свечей. При работе вспышки нередко отмечается эффект "красных глаз" у людей и животных. Это происходит потому, что при недостаточной освещенности помещения где проводится фотосъемка, глаза человека расширяются и при срабатывании вспышки зрачки не успевают сузиться, отражая слишком много света от глазного яблока. Для усранения эффекта "красных глаз" используется один из методов предварительного направления светового потока на глаза человека перед срабатыванием вспышки, что вызывает сужение зрачка и меньшим отражением от него света вспышки.

Устройство цифрового фотоаппарата


Принцип работы цифрового фотоаппарата на стадии прохождения света через линзу объектива тот же, что и у пленочного. Изображение преломляется через систему оптики, но сохраняется не на химическом элементе фотопленки аналоговым путем, а преобразуется в цифровую информацию на матрице от разрешающей способности которой и будет зависеть качество снимка. Затем перекодированное изображение в цифровом виде сохраняется на сменном носителе информации. Информацию в виде изображения можно редактировать, перезаписывать и отправлять на другие носители данных.

Корпус.

Корпус цифрового фотоаппарата имеет вид по аналогии с пленочным фотоаппаратом, но за счет отсутствия необходимости фильмового канала и места для катушки с пленкой, корпус современного цифрового фотоаппарата значительно тоньше обычного пленочного и имеет место для ЖК экрана, встроенного в корпус, либо выдвижного, и слоты для карт памяти.

Видоискатель. Меню. Настройки (ЖК экран) .

Жидкокристалический экран неотъемлимая часть цифрового фотоаппарата. Он имеет совмещенную функцию видоискателя, в котором можно приближать объект, видеть результат автофокусировки, выстраивать экспозицию по границам, а также использовать его в качестве экрана меню с настройками и опциями набора функций съемки.

Объектив.

В профессиональных цифровых фотоаппаратах объектив практически ничем не отличается от аналоговых фотокамер. Он также состоит из линз и набора зеркал и имеет те же механические функции. В любительских камерах объектив стал гораздо меньших форм и помимо оптического зума (приближение объекта) имеет встроенный цифровой зум, который способен многократно приблизить отдаленный объект.

Матрица сенсор.

Главный элемент цифровой фотокамеры небольшая пластина с проводниками которая формирует качество изображения, четкость которого и зависит от разрешающей способности матрицы.

Микропроцессор.

Отвечает за все функции работы цифровой камеры. Все рычаги управления камеры ведут к процессору в котором зашита программная оболочка (прошивка), которая отвечает за действия фотокамеры: работа видоискателя, автофокус, программные сцены съемки, настройки и функции, электрический привод выдвижного объектива, работа фотовспышки.

Стабилизатор изображений.

При покачивании камеры во время нажатия на спусковой завтор или при съемке с движущейся поверхности, например, с качающегося на волнах катера, изображение может получится размытое. Оптический стабилизатор практически не ухудшает качество полученной картинки за счет дополнительной оптики, которая компенсирует отклонения изображения при покачивании, оставляя изображение неподвижным перед матрицей. Схема работы цифрового стабилизатора изображения фотоаппарата при дрожании картинки заключается в условных поправках, вносимых при расчете картинки процессором, задействовав дополнительную треть пикселей на матрице, учавствующих только в коррекции изображения.

Носители информации.

Полученное изображение сохраняется в памяти фотоаппарата в виде информации на внутренней, либо внешней памяти. Фотоаппараты имеют разъемы для карт памяти SD, MMC, CF, XD-Picture и др., а также разъемы для подключения к другим источникам храненияинформации компьютеру, HDD сменным носителям и т.п.

Цифровая фототехника сильно поменяла представления в истории фотографии о том какое должно быть художественное фото. Если в прежние времена фотографу приходилось идти на различные ухищрения, чтобы получить интересный цвет или необычный фокус для определения жанра фотографии, то теперь есть целый набор примочек, включенных в программное обеспечение цифровой фотокамеры, коррекция размеров изображения, изменение цвета, создание рамки вокруг фото. Также любую отснятую цифровую фотографию можно подвергнуть редактированию в известных фоторедакторах на компьютере и легко установить в цифровую фоторамку, которые следом за пошаговым наступлением цифровых технологий становятся все более популярными для украшения интерьера чем-то новым и необычным.

11.01.2017

Сегодня в продаже существует огромное количество разных фотоаппаратов. Однако, пленочные и цифровые аппараты схожи по внешнему виду и принципу работы.

Принцип действия плёночных фотокамер

Принцип действия этих устройств заключается в следующем: свет проходит сквозь объектив, затем попадает на светочувствительный элемент в плёночном фотоаппарате или на матрицу в цифровом и фиксируется в виде рисунка.

Аналоговый фотоаппарат работает следующим образом: световой поток проникает через диафрагму, взаимодействует с реагентами на пленке и фиксируется на ней.

На вид фотоснимка могут повлиять следующие параметры: настройки оптики объектива, использование специальных линз, интенсивность освещения и угол падения освещения, время раскрытия диафрагмы. Эти и другие характеристики формируют художественное направление фотографии. Безусловно, основным параметром оценки снимка является точка зрения и эстетическое восприятие фотографа.

Детали пленочного фотоаппарата

Любая пленочная фотокамера включает в себя следующие детали:

  1. Объектив - сильное оптическое устройство, которое состоит из нескольких линз. Эта деталь аппарата дает возможность снимать с разного расстояния и с разной фокусировкой. В специальных фотокамерах в него кроме линз входят также зеркала. Обычный фотообъектив имеет расстояние, которое соответствует диагонали кадра. Широкоугольный фотообъектив имеет расстояние фокуса меньшее, чем диагональ кадра. Его используют для фотосъемок в малых площадях. Телескопический объектив применяют для отдаленных и ландшафтных съемок. Расстояние фокуса у него намного больше, чем диагональ кадра.
  2. Затвор - открывает шторки, чтобы световой поток попал на пленку, потом он вступает в реакцию с веществом, которым покрыта пленка. Длительность открытия затвора влияет на положение кадра. Для съемки в темное время суток нужно использовать продолжительную выдержку, а для дневной или быстрой съемки она должна быть короткой.
  3. Корпус фотоаппарата не пропускает свет, оснащен крепежами для объектива и вспышки, а также удобной рукояткой, чтобы удерживать аппарат, и местом, к которому можно прикрепить штатив. Внутри корпуса находится пленка, которую от света защищает специальная крышка.
  4. Диафрагма - деталь, позволяющая регулировать интенсивность цвета оптического изображения объекта съемки. Чаще всего встречается ирисовая диафрагма. Ее световое отверстие образуют несколько лепестков в форме серпа. В процессе фотографирования лепестки сдвигаются или раздвигаются, при этом диаметр светового проема уменьшается или увеличивается.
  5. Кассета с материалом, чувствительным к свету. У одноразовых устройств эту функцию может выполнять корпус. Не допускает попадания на пленку постороннего света до фотографирования и после.

Интересные публикации на сайте

Как работает фотоаппарат можно изучить еще в школе. Но знать конструктивные особенности интересно каждому владельцу фотокамеры. Основной принцип работы цифрового фотоаппарата можно выразить в нескольких словах: свет преображается в электричество. Все здесь служит для привлечения света, от кнопки пуск до линз.

Что же революционного с точки зрения света в цифровом фотоаппарате. Он преобразует свет в электрические заряды, которые становятся образом, запечатленным на экране. Как же это работает? Задача каждой детали фотоаппарата поймать отличное изображение. Но главное это свет.

Устройство и работа фотоаппарата

Первое что нужно для получения фото это источник света. Частицы света фотоны покидают источник света, отталкиваются от предмета и входят в камеру через несколько линз. Затем фотоны следуют по установленному пути. Целый ряд линз позволяет сделать максимально четкое изображение.

  1. Створки контролируют количество света, которое должно проникнуть внутрь через отверстие фотоаппарата.
  2. Пройдя сквозь диафрагму, линзы и войдя в отверстие, свет отталкивается от зеркала и направляется в .
  3. До этого свет преломляется, проходя сквозь призму, поэтому то мы и видим изображение в видоискателе не вверх ногами и если нас устраивает композиция, то мы нажимаем на кнопку.
  4. При этом зеркало подымается, и свет направляется внутрь, какую-то долю секунды свет направлен не на видоискатель, а в самое сердце фотоаппарата – .

Длительность этого действия зависит от скорости срабатывания створок. Они открываются на мгновение, когда свет должен воздействовать на сенсор света. Время может быть 1/4000 секунды. То есть в мгновение ока створки могут открыться и закрыться 1400 раз. Для этого существует две створки, когда первая открывается, то вторая закрывается. Таким образом, внутрь попадает чрезвычайно малое количество света. Это важный момент в понимании принципа работы цифрового фотоаппарата.

Теория обработки света

Так в чем же революционность цифровой камеры? Элемент, фиксирующий изображение, сенсор изображения (матрица) это решетка с плотной структурой, состоящей из крошечных сенсоров света. Ширина каждого всего 6 микрон – это 6 миллионных метра. 5 тысяч таких сенсоров могут поместиться на кончике остро заточенного карандаша.

Но сначала свет должен пройти через фильтр, который разделяет его на цвета: зеленый, красный и синий. Каждый сенсор света обрабатывает только один цвет. Когда в него ударяют фотоны, они поглощаются полупроводниковым материалом, из которого он сделан. На каждый поглощенный фотон сенсор света испускает электрическую частицу, она называется электрон. Энергия фотона передается электрону – это электрический заряд. И чем ярче изображение, тем сильнее электрический заряд. Таким образом, каждый электрический заряд обладает различной интенсивностью.

Затем печатная плата переводит эту информацию на язык компьютера, язык цифр и битов или последовательность единиц и нулей. Они представляют собой миллионы крошечных цветных точек, из которых и состоит фото – это пиксели. Чем больше пикселей в изображении, тем лучше разрешение. Другими словами это несколько миллионов микроскопических световых ловушек, которые вместе со всеми элементами фотоаппарата нацелены на одну задачу – преобразовать свет в электричество, что бы сделать прекрасные фотографии.



Дальше вся эта информация в цифровом виде подается в процессор, где она обрабатывается по определенным алгоритмам. Затем уже готовая фотография передается в память фотокамеры, где она и хранится и доступна для просмотра пользователю.

Так вкратце можно изобразить принцип работы цифрового зеркального фотоаппарата .

Как устроены цифровые зеркальные фотоаппараты? Большинство из них устройство имеют примерно одинаковое. Это, прежде всего, корпус, собственно камера, на которую крепится фотообъектив. Объектив служит для создания изображения на матрице, а матрица - для записи фотографического изображения. В зеркальных аппаратах съемочный объектив так же передает изображение и в видоискатель. Незеркальные аппараты имеют чуть другую схему. Изображение на матрицу и изображение в видоискатель чаще всего передается двумя различными объективами. В этом случае объектив для видоискателя маленький и находится над основным объективом. В самых простых аппаратах, так называемых «мыльницах», на экране дисплея отображается изображение, которое непосредственно попадает на матрицу.

Принцип действия фотоаппарата примерно таков: световой поток проходит сквозь объектив и попадает на диафрагму. Диафрагма регулирует количество попавшего в объектив света и пропускает его дальше, на зеркало. Свет отражается от зеркала и попадает в призму, преломляясь через которую доходит до видоискателя, в котором фотограф и видит то, что находится непосредственно перед объективом. К изображению в видоискателе добавляется и другая полезная информация о снимаемом кадре. Что это за информация, ее количество - это зависит от конкретной модели аппарата. Как говорят, от его наворочености.

В собственно момент фотографирования зеркало, входящее в эту механическую конструкцию, поднимается и открывается затвор фотоаппарата. Именно в этот момент и происходит так называемое экспонирование. Свет попадает на матрицу и создает на ней изображение. После экспонирования затвор закрывается, зеркало опускается на свое место и ваш фотоаппарат готов сделать следующий снимок. Интересно то, что весь этот сложный технологический процесс происходит внутри аппарата за сотые и даже за тысячные доли секунды.

C того дня, как придумали это механическое устройство для фотосъемки, в процесс фотографирования не было внесено ничего принципиально нового. Световой пучок проходит сквозь объектив, масштабируется и попадает на установленный внутри фотоаппарата светочувствительный элемент. Этот принцип одинаков и для пленочных, и для цифровых фотокамер.

В чем заключается различие зеркального и незеркального фотоаппаратов? В чем преимущества зеркалки? Как мы уже сказали, зеркальный аппарат имеет в своей конструкции зеркало, которое позволяет нам в видоискателе видеть точно ту же картинку, что попадает на светочувствительный элемент.

А в чем отличие между зеркальным цифровым и зеркальным пленочным аппаратом? Вот на этом давайте остановимся поподробнее.

  • Первым делом следует сказать, что в зеркальном цифровом фотоаппарате использована электронная система записи изображения. Оно записывается на электронную карту памяти. В плёночном же аппарате изображение сохраняется на фотографической плёнке.
  • Практически все зеркальные фотокамеры записывают изображение на матрицу, поверхность которой меньше чем площадь кадра в пленочном зеркальном фотоаппарате.
  • Устройство цифрового зеркального фотоаппарата таково, что фотограф может сразу просматривать отснятые кадры. Зеркальный пленочный фотоаппарат такой возможности не предоставляет. Полученное изображение мы можем увидеть на фотоплёнке после некоторой химической её обработки.
  • Пленочные зеркалки старых моделей полностью механические. Они не нуждаются в электрическом питании. А современные цифровые зеркальные фотокамеры не могут жить и работать без батареек или аккумуляторных батарей.
  • При съемке зеркальной плёночной камерой кадр лучше немного переэкспонировать, а при работе с цифровой камерой - как раз наоборот: недоэкспозиция выгоднее.
  • Зеркальные фотоаппараты, не зависимо от того, пленочные они или цифровые, позволяют пользоваться множеством всевозможных аксессуаров: сменные объективы, фотовспышки, пульты дистанционного управления и пр.

Как устроен современный цифровой зеркальный фотоаппарат.

Давайте для начала рассмотрим его принципиальное устройство. Каждый современный человек сегодня знает, что основная часть любого фотоаппарата - это светонепроницаемая коробка, которую раньше называли камерой-обскурой. В одной из стенок этой коробки проделано отверстие. На противоположной от отверстия стенке находится светочувствительный сенсор, который называется матрицей. Для того, чтобы создать фотографический снимок, современные фотоаппараты оснащены множеством дополнительных элементов. Основные компоненты конструкции фотокамеры - объектив, затвор и диафрагма.

  1. Объектив - это оптическая конструкция, состоящая из стеклянных (или, в недорогих моделях пластиковых) линз. Световой поток преломляется, проходя сквозь эти линзы, попадает на матрицу или плёнку, что делает изображение качественным.
  2. Затвор - это устройство, чаще механическое, которое установлено между объективом и матрицей. Затвор представляет собой непрозрачную плоскость. Эта плоскость открывается и закрывается с огромной скоростью, чем регулирует доступ света на матрицу. Отрезок времени, на который затвор остается открытым, называется выдержка.
  3. Диафрагма - это круглое отверстие, которое может менять свой диаметр. Она позволяет дозировать количественное поступление света на матрицу фотокамеры. Диафрагма чаще всего установлена внутри объектива, между его линзами.

Ну вот, теперь вы имеете некоторое понятие о современной цифровой зеркальной фотокамере. Теперь давайте изучать это сложнейшее электронно-механическое устройство и принцип его работы более детально. Поговорим о каждом из упомянутых конструктивных элементах поподробнее.

Объектив

Объектив - наиболее важная составляющая любого фотоаппарата. Ему всегда уделяется особое внимание.

Что такое фотографический объектив? Это оптическая система линз, собранная в оправе из металла. Объектив проецирует изображение на плоскость. В цифровом фотоаппарате - на матрицу, в пленочном - на плёнку. Хорошие фотографические объективы должны давать на плёнке или матрице резкое изображение по всей площади кадра, его пропорции должны соответствовать реальным пропорциям объекта съемки. Современный объектив - изделие достаточно сложное технически. Производство объективов - высокотехнологичное и точное производство. На заводах, выпускающих объективы, каждый из них проверяется индивидуально и очень тщательно. В былые времена, на заре фотографии, в фотоаппаратах в качестве объектива использовалась всего одна собирательная линза. Но такой примитивный объектив имел множество недостатков. Например, изображение получалось резким только в центральной части кадра, по краям оно оставалось нерезким и размытым, прямые линии ближе к границам кадра становились изогнутыми. Путем комбинации, подбора линз в одну цельную оптическую систему ученые со временем научились избегать этих недостатков.

Ещё на стадии планирования покупки зеркального фотоаппарата необходимо задуматься об объективе. Дело в том, что одна и та же модель фотокамеры при продаже может комплектоваться различными объективами, а может продаваться и вообще без объектива. Всё зависит от выбора производителя и фирмы-продавца. Обычно покупка фотокамеры в комплекте с объективом обходится несколько дешевле, чем приобретение собственно камеры и объектива раздельно. Но иногда особо придирчивых покупателей предлагаемый комплект по каким либо характеристикам не устраивает.

Для начала рекомендуем выбирать объектив исходя из его универсальности. Проще говоря, это объектив, подходящий для всех видов съемки. От того, как широки будут возможности вашего первого объектива, зависит, как быстро вы поймете на практике, какой ещё объектив вам необходим для тех видов съемки, которым вы будете отдавать приоритет в своей работе. Если вы, например, увлечетесь фотоохотой - то вам будет нужен объектив с большим фокусным расстоянием, если вашей страстью станет съемка портретов - то потребуется объектив, который так и называется - портретный.

Но, даже если у вас и появятся различные объективы, в основном вы будете снимать объективом универсальным. Специализированные объективы - широкоугольники, длиннофокусники и пр. применяются в повседневной практике достаточно редко. Но, тем не менее, зачастую возникают ситуации, когда без специальных объективов не обойтись. И тогда их применение становится очень даже оправданным.

Все объективы в основном выпускаются со стандартной резьбой, что позволяет легко их заменять на разных моделях фотоаппаратов.

Подведём итог. К приобретению своего первого объектива нужно отнестись достаточно серьезно. В противном случае неудачная дорогостоящая покупка так и останется лежать в ящике вашего стола невостребованной. А ведь универсальный объектив как раз тем и хорош, что использовать его можно во всех случаях жизни. Например, в путешествиях, когда любой лишний вес может оказаться в тягость. А объективы - вещь довольно тяжелая.

Диафрагма

Если присмотреться, внутри объектива можно увидеть несколько лепестков, каждый из которых имеет форму дуги. Накладываясь один на другой, они образуют круглое отверстие, диаметр которого можно регулировать. Это устройство называется диафрагма. Сам этот термин имеет греческие корни, и буквально означает «перегородка». В английском языке для обозначения диафрагмы употребляется другой термин: «апертура».

Диафрагма - это устройство, которое регулирует количество света, попадаемого на матрицу или плёнку. Изменяя диаметр отверстия диафрагмы, мы меняем соотношение яркостей создаваемого объективом фотографического изображения. Влияет диафрагма и на яркость самого объекта.

Посредством специального довольно сложного механизма лепестки диафрагмы сводятся к центру и отверстие, которое они образуют, уменьшается. При изменении значения диафрагмы на одну ступень, диаметр уменьшается или увеличивается в 1,4 раза. А вот количество света, попадаемого на пленку или матрицу, увеличивается в другой пропорции - в 2 раза.

Зачем нам необходима диафрагма? Почему без неё не обойтись? Для какой цели этот сложный конструктивный узел включен в фотоаппарат? Главное - для регулирования светового потока на матрицу или плёнку. Например, снимая при ярком освещении целесообразно отверстие диафрагмы сделать поуже. А при недостатке света, естественно, пошире. Но далеко не только для этого нужна диафрагма. Между прочим, по большому счету без нее можно и обойтись. Почему? А вот почему.

Как уже было сказано выше, и диафрагма, и затвор являются своего рода перегородками на пути светового потока, идущего к матрице или плёнке. Диафрагму вместе с выдержкой называют также экспопарой. Например, при одной конкретной съемке диафрагма может быть широко открыта, а выдержка установлена более короткой, а при другой съемке - с точностью до наоборот: выдержка длинная, а отверстие диафрагмы маленькое. Вроде бы, кажется, что значение выдержки и диафрагмы взаимозаменяемы. И та, и другая влияют на количество света, попадаемого на матрицу или плёнку. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Размер отверстия диафрагмы в первую очередь влияет на глубину резкости, или, как сейчас стали говорить специалисты, глубину резко изображаемого пространства (сокращенно - ГРИП). А это как раз и является весьма значимым функциональным фактором, позволяющим создавать различные творческие и технические эффекты, при помощи которых фотограф и достигает намеченного результата, поставленной цели съемки.

Не хочется вас загружать различными сложными формулами и определениями. Все равно на данном начальном этапе вы мало что запомните и поймёте. Вам сейчас важно понять и усвоить самое главное. В книжках, справочниках и формулах диафрагма обозначается буквой f. И чем большее число будет стоять около этой буквы, тем меньшим будет диаметр отверстия диафрагмы, которое оно обозначает. Например, как на своем языке говорят фотографы, дырка 2.8 шире, чем дырка 8 или 16. Сейчас в основном самое широкое отверстие диафрагмы - это 2,8 (на старинных объективах можно встретить диафрагму 1, 4). Таким образом, на большинстве современных объективов при значении 2,8 отверстие диафрагмы максимально. То есть, смело можно сказать, что диафрагмы в этом случае попросту нет. Между прочим, некоторые мастера считают, что чем меньше значение диафрагмы, то есть чем больше дырка в объективе, тем интереснее будет кадр, тем красивее будет выглядеть объект. Многие свадебные фотографы работают именно по этому принципу - как они говорят, «на полной дырке».

Теперь про глубину резкости. На старых объективах даже была нанесена специальная шкала глубины резкости. Принцип тут простой: чем отверстие диафрагмы меньше, тем глубина резкости больше. Измеряется глубина резкости в метрах. Например, при определенной фокусировке на какой то объект и при определенной диафрагме глубина резко изображаемого пространства будет от 1,5 до 5 метров. Несмотря на то, что основным способом управления глубиной резкости является диафрагма, на ГРИП так же влияют и другие параметры: размер матрицы аппарата, фокусное расстояние объектива, которым вы снимаете, расстояние до снимаемого объекта.

Для разных сюжетов и видов съемки глубина резкости нужна так же разная. Как применять глубину резкости на практике? Например, вы фотографируете пейзаж. Тогда смело закрывайте диафрагму, делайте ее отверстие меньше. И вы получите резкое изображение как ближних, так и дальних объектов снимаемого ландшафта. А если вы решили снять портрет, то фон лучше сделать нерезким, а собственно лицо модели - резким. Как этого добиться? Снимайте с маленькой глубиной резкости, то есть с большим отверстием диафрагмы. В этом случае нерезкость фона как бы оторвет портретируемого от окружающего пространства. С маленькой глубиной резкости хорошо снимать крупным планом цветы, или ещё какие-нибудь объекты небольшого размера. Резкость можно настроить на ближний край цветка. А дальний от фотографа и зрителя край вывести в нерезкость. Это будет очень красиво. За счет маленькой глубины резкости хорошо делать акценты. Зритель сразу понимает, на что автор фотографии хочет обратить его внимание.

Регулировка глубины резко изображаемого пространства - очень важное средство в арсенале фотографа.

В компактных цифровых аппаратах, или каких ещё называют, мыльницах, глубина резкости будет большой при любом положении диафрагмы. Так уж рассчитаны их объективы разработчиками. Это очень мешает реализации многих творческих идей фотографа, но в то же время дает хорошего качества повседневные бытовые снимки для фотолюбителей. Мыльницы ведь и рассчитаны на эту категорию пользователей.

Затвор

Переходим к описанию следующего элемента фотоаппарата - затвору. Для чего они необходим?

Затвор - этот дико сложный механизм, гораздо сложнее, чем механизм диафрагмы. Его можно назвать сердцем любого фотоаппарата. Затвор отмеряет время, на протяжении которого свет действует на матрицу или на фотоплёнку, и происходит собственно процесс экспонирования. Это время, на которое затвор открыт, называется выдержкой. Затвор находится внутри фотокамеры, постороннему взгляду его не видно. Но зато его в зеркальных (как цифровых, так и плёночных) камерах хорошо слышно. Именно он издает тот самый характерный щелчок, ставший символом всей фотографии.

Что же происходит с затвором в момент фотографирования?

Затвор представляет собой механическое устройство, включающее в себя одну или две непрозрачные шторки, которые могут быть расположены как горизонтально, так и вертикально. Именно эти шторки открываются и закрываются, дозируя световой поток. Выдержка измеряется во времени. Чаще всего, это доли секунды. То есть затвор, можно сказать, работает молниеносно. Трудно даже представить себе отрезок времени, составляющий 1/250 или 1/500 долю секунды, не говоря уж о 1/1000 и менее. Но механический затвор имеет предел скорости срабатывания. Тогда каким же образом работают выдержки 15000 и 1/7000 секунды, на которые способна современная фотоаппаратура? Для этих целей инженерами разработан так называемый цифровой затвор. Тут регулировка выдержки осуществляется непосредственно на матрице, электроникой. Происходит это в таком режиме: при нажатии кнопки спуска открываются шторки физического, механического затвора, причем на минимально возможное время, затем на матрицу аппарата от его «электронной начинки» поступает цифровой сигнал, который включает экспонирование матрицы, а спустя какое то время другой сигнал отключает это экспонирование, а затем закрываются шторки и физического затвора. Величина выдержки зависит от освещенности снимаемого объекта, об общей освещенности в помещении, в котором вы снимаете, от скорости движения объекта или объектов съемки. Выдержку всегда нужно соотносить с диафрагмой.

Если в современном зеркальном цифровом фотоаппарате установлено и работает сразу два затвора, может возникнуть вопрос: а зачем в таком случае нужен тут механический затвор? Ответим. Кроме своей основной функции - отмеривания времени - он так же выполняет функцию защиты матрицы от пыли и грязи. Пыль и грязь наносят ей серьезные повреждения. А ведь матрица - самый дорогой и нежный элемент современного фотоаппарата.

Механизм любого фотоаппарата, будь то плёночного или современного зеркального цифрового фотоаппарата, немыслим без затвора. Но из-за наличия в механическом затворе шторок, в цифровых зеркалках исключена возможность визирования по дисплею. Матрица закрыта этими шторками, и изображение на дисплей передаваться просто не имеет возможности. При нажатии кнопки спуска шторки открываются (за счет или пружин, или электромагнитов), и на матрице происходит формирование изображения. В цифровых аппаратах с несъемной оптикой чаще всего стоит электронный затвор. Проще говоря, матрица сама на время проведения экспонирования включается, и по окончании этого времени отключается. Во время экспонирования и происходит запись изображения. Все остальное время на дисплей выводится сигнал для визирования, или, говоря по-другому, наводки. Преимущества электронного затвора очевидно - он может работать на несравненно более высоких скоростях, чем механический. Но, тем не менее, комбинированный электронно-механический затвор намного лучше.

Несколько слов о вспышке

О фотовспышке поговорим только в общих чертах. Причем, упор сделаем на штатную, встроенную в сам фотоаппарат вспышку, которую иногда весело называют «лягушкой» (потому что она, как лягушка, выпрыгивает из фотоаппарата). Вспышка может работать в нескольких режимах, которые соотносятся с режимами работы самого фотоаппарата.

  • Автоматический режим. Вспышка срабатывает (или не срабатывает) автоматически. В этом режиме автоматически же регулируется длительность излучаемого ей светового импульса и его мощность в зависимости от условий освещения, в которых производится съемка. Такой режим удобен тем, что при нём экономится заряд электрической батареи. Но, тем не менее, он не всегда может быть использован. Например, при съемке в контровом свете. Так уж устроен фотоаппарат.
  • Принудительный режим фотовспышки. Вспышка будет срабатывать всегда, независимо от уровня освещенности. В этом режиме недоступно регулирование длительности и мощности светового импульса. Как говорят специалисты, вспышка тут полностью использует своё ведущее число. Такой режим работы со вспышкой применим практически во всех случаях съемки, однако и расход энергии батареи тут будет более высоким, чем в предыдущем режиме.
  • Режим медленной синхронизации. При таком режиме скорость срабатывания затвора (проще говоря, выдержка), устанавливается на более продолжительное время, чем длительность светового импульса. Это делается для дополнительной проработки фона и заднего плана снимаемой сцены. Ведь встроенная в фотоаппарат вспышка достаточно слаба и зачастую ее световой поток не достаёт («не добивает») до фона.
  • Режим съемки без вспышки. Тут вспышка вообще не срабатывает. Этот режим необходим в тех ситуациях, когда съемка со вспышкой запрещена или в ней нет никакой необходимости, так как условия освещенности вполне благоприятные. А при благоприятном естественном освещении изображение всегда получается намного лучше, естественно передаются цвета объектов, теневые и освещенные его участки.

В более совершенных фотоаппаратах предусмотрены и другие режимы работы вспышки, например . В этом режиме перед основной вспышкой, во время которой срабатывает затвор, производится ещё несколько коротких вспышек. Это сделано для того, чтобы у людей, которых вы фотографируете, рефлекторно сузились зрачки глаз. Ведь что такое «красные глаза»? Не что иное, как отражение яркого света вспышки, проникающего через широко открытые зрачки на глазное дно. А если зрачки будут узкими, то и отражение сильного света в глазном дне будет практически незаметным. Такой режим нужно применять лишь при съемке людей. В противном случае - это пустая трата не только энергии батарей, но и времени.

Не нужно забывать, что использование штатной, встроенной в аппарат (как иногда называют - бортовой) фотовспышки делает лица людей на снимке довольно плоскими. Происходит это из-за того, что вспышка находится в непосредственной близости к объективу и «бьёт» прямо в лоб снимаемому человеку, лишая его лицо теней. Стало быть, со встроенной вспышкой людей лучше снимать под небольшим углом - чтобы появились хоть какие-то тени на лице. Но и под большим углом снимать тоже не надо - тени будут слишком грубыми и неестественными.

Кто хоть раз в жизни делал фотографии? Неважно телефоном или камерой, выполнять их не составляет особого труда. Гораздо сложнее разобраться с принципами устройства фотокамерами и дополнительными аксессуарами. В своей новой статье постараюсь рассказать, из чего состоит фотоаппарат, зачем нужны объективы, дам советы по использованию, объяснив все как можно в более понятной и доступной форме начинающим фотографам.

История появления фото

В начале XIX века Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ сохранения сделанного изображения в камер-обскуры при помощи обработки попадающего света с асфальтовым лаком (некий аналог битума) на поверхность стекла. Благодаря асфальтовому лаку, изображение принимало форму и становилось заметным. Ньепс назвал своё гениальное изобретение «Гелиограф». Таким образом, впервые в человеческой истории рисунок делал не художник, а падающие лучи света в преломлении. Ньепс его назвал «Вид из окна», и он представлял собой довольно заметное изображение уличного пейзажа.

Вскоре Жозеф Нисефор стал сотрудничать с известным французским художником Жаком-Манде Дагерром, и значительно продвинулся в собственных исследованиях. Уже в 1833 году Дагерр (Ньепс к тому времени уже умер) объявил о создании дагерротипии – технологии создания изображений с помощью серебряных пластин.

Первое цветное фото датировано 1861 годом, когда шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл представил своё творение «Ленточка из шотландки», а первый фотомонтаж случился в 1858 году Генри Робинмоном, скомбинировавшим в один несколько негативов.

С каждым годом технологии постоянно улучшались и сейчас создание фотографии достигло настолько высокого и развитого уровня, что справиться с ними способен даже малыш, не говоря уже о взрослых людях. В настоящее время на рынке представлены множество моделей фотоаппаратов в различном ценовом сегменте от простых «мыльниц» до навороченных профессиональных зеркалок, стоимость которых в полной комплектации сопоставима с автомобилем среднего уровня. К плюсам первых относят невысокую стоимость, как следствие, общую доступность и очень компактные размеры, вторые отличаются высоким качеством снимков и выбором множества функций.

Виды фотоаппаратов

Все камеры подразделяются на несколько типов:

  1. «Мыльница» или компактные камеры. Многие слышали, такое слово, но не все чётко знают, что это на самом деле такое. «Мыльница» представляет собой самый простой и наиболее доступный вариант цифровой камеры, цена на который обычно начинается от 2 тыс. рублей. У большинства моделей отсутствуют ручные режимы съёмки, имеется не очень качественный несъемный объектив, который имеет переменное фокусное расстояние. Но главным и основным недостатком такого устройства считается наличие маленькой матрицы, из-за чего снимки получаются не очень высокого качества. В общем, камера начального и простого уровня.
  2. «Ультразум». По своей сути, это всё та же «мыльница», но большего размера. Они зачастую гораздо удобнее по эргономике, чем «мыльницы», а главное, их различие, это присутствие встроенного универсального объектива большой кратности. Показатель в 20-50 зумов обычно считается нормой для такого рода устройств, причём, качество фотографий лишь ненамного превышает снимки, сделанные «матрицей». Если суммировать вышесказанное, ультразум более универсальная и удобная камера с большим объективом, а в остальном та же сама компактная камера.
  3. Компакт-камеры продвинутого уровня. Это самый высокий класс среди компакт-камер, в ней матрица, по размерам вполне сопоставимая размерами с кроп-зеркалками, светосильный объектив, ручной режим. Главной особенностью таких фотоаппаратов является наличие объектива с фиксированным фокусным расстоянием и высокое качество снимков. Главными минусами таких устройств является невозможность смены объектива и приличная стоимость, иногда они оказываются дороже зеркалок любительского уровня.
  4. «Беззеркалки» или системные цифровые фотоаппараты (EVIL-камеры). «Беззеркалкой» считается цифровая камера со сменной оптикой, у которой отсутствует зеркало и оптический видоискатель. Это главное отличие этих устройств от зеркальных фотоаппаратов, благодаря данной технологии появилась возможность сделать более компактными размеры камеры, даже несмотря на то, что здешние матрицы вполне сопоставимы по размерам с матрицами «зеркалок». То есть «беззеркалкой» считается небольшая фотокамера, имеющая прекрасные характеристики матрицы и возможность смены объектива. Недостатками являются не очень хорошая эргономика, небольшой парк оптики и отсутствие оптического видоискателя.
  5. «Зеркалки». Зеркальным цифровым фотоаппаратом называют камеру со сменной оптикой, оптическим видоискателем, способным отобразить реальную картину снимаемых событий благодаря особой конструкции устройства и передать полную картину светового потока от объектива через зеркало прямиком в видоискатель. Во время выполнения съёмки происходит поднятие зеркала и вместо видоискателя изображение отправляется на матрицу, так происходит сохранение снимка. Суммируя, можно сказать, что «зеркалки» отличаются быстрой фокусировкой, скоростной съёмкой, отличной эргономикой, большим парком оптики и высоким качеством снимков. Многие начинающие фотографы покупают именно такие модели как например, Canon 600D, а затем, когда становятся профессионалами, переходят уже на более навороченные устройства.
  6. Фотокамеры цифровые с полупрозрачным зеркалом. По внешнему виду они практически ничем не отличаются от «зеркалок», единственное, у них отсутствует прозрачное зеркало, а вместо него применяется полупрозрачное. Другой их особенностью является наличие электронного, а не оптического видоискателя. К плюсам таких устройств относят высокую технологию передачи светового потока к видоискателю и матрице через объектив, к минусам – часть задержки света полупрозрачным зеркалом.
  7. «Дальномерки». Цифровые дальномерные камеры имеют более компактные размеры по сравнению с зеркальными камерами и отличаются очень высокой стоимостью. Их приобретение считается средством для поднятия имиджа, а выпуском в основном занимается легендарная Leica. Такими камерами владеют очень мало людей на планете.
  8. Среднеформатные цифровые фотокамеры. На сегодняшний день - это самые дорогие цифровые фотоаппараты, по качеству снимков, благодаря наличию среднеформатной матрице, оставляют далеко позади многие камеры. В основном их приобретают профессионалы, которые занимаются съёмками высокого уровня. Стоимость среднеформатной цифровой камеры может в определённых случаях достигать и около миллиона рублей. Но нам с вами они пока точно не нужны.

Как происходит формирования изображения

Создание снимка на фотоплёнке (матрице) происходит следующим образом: сначала световой поток от объекта съёмки преобразуется объективом в действительное изображение на светочувствительной поверхности, затем по интенсивности регулируется диафрагмой объектива и выдержкой, а в некоторых случаях ещё и установленными на его пути светофильтрами.

Фиксация светового потока в плёночной фотокамере происходит на фотоматериале, сначала образуется скрытое изображение, преобразуемое в настоящее после проведения химической или физической обработки (проявления). В цифровой фотокамере изображение принимает матрица (электронный датчик), который его оцифровывает и отправляет в буферное ОЗУ для запоминания, после чего оно сохраняется на флешке устройства.

Из чего состоит фотоаппарат

Думаю, многие знают, что фотоаппарат представляет собой конструкцию из тёмной коробки (камеры-обскуры) с отверстием на противоположной стороне от которого расположена матрица, то есть светочувствительный сенсор, ответственный за отображение снимков. Для улучшения качества снимков камеры-обскуры дополнительно оснащаются дополнительными устройствами:

  • объективом;
  • затвором;
  • диафрагмой;
  • вспышки.

Объектив состоит из набора линз, собранных внутри оправы в единую систему, которые обеспечивают преломление световых лучей на матрицу (плёнку) и придаёт изображению чёткость. Объективы высокого качества обязаны давать на плёнке правильное геометрическое и резкое изображение снимаемого объекта по всему полю кадра, для которого он предназначен. Производство объективов требует ювелирной работы и высочайшей точности, поэтому на заводе производится жесточайшая проверка на качество каждой единицы.

Современные объективы считаются очень сложной системой оптических линз, которые подбираются в определённой комбинации и под определённым углом. Обычную линзу в единственном числе также можно использовать как объектив (так и делали раньше в первых фотокамерах), но так как ей свойственные такие недостатки, как нерезкое и размытое изображение по краям кадра, постепенно конструкторы пришли к тому, чтобы комбинировать оптику и тем самым добиться поразительных результатов. Нынешние объективы позволяют добиться необыкновенно чётких снимков высокого качества, о чём нельзя было мечтать ещё несколько десятилетий назад. Стоимость объективов высокого и элитного уровня может достигать нескольких сот тысяч.

Перед тем как начинаете задумываться о стоимости объектива, необходимо чётко представлять, зачем он вам действительно нужен. Это очень важно. Бывают случаи, когда в вашей камере в комплекте уже идёт объектив хорошего уровня и его замена в погоне за модой и имиджем нецелесообразна. Поэтому сначала узнайте, поспрашивайте у друзей и знакомых, какой у вас стоит объектив, а затем уже решайте нужен он вам или нет.

Если же у вас в комплекте с фотокамерой не шёл объектив, то выбирайте его исходя из своих потребностей и универсальности. Понятно, что если вы начинающий фотограф, то нет смысла брать дорогие модели, лучше остановиться на объективе начального и среднего уровня. Они обычно идут со стандартной резьбой, которая подходит к большинству фотокамер, позволяет выполнять качественные снимки, обладает достаточно широкими возможностями.

Это уже по мере повышения вашего профессионального уровня и при наличии бюджета можно задуматься о приобретении объектива для портретной или макросъемки. А пока на первое время вполне достаточно приобрести универсальный объектив и наслаждаться выполнением качественных снимков собственного производства.

Виды объективов

На рынке фототехники представлено множество различных объективов, различающихся по своим возможностям и стоимости, причём все они делятся на несколько категорий. Самыми распространёнными являются стандартные, широкоугольные и длиннофокусные, используются в том числе и новичками, а не только профессионалами.

И так, типы объективов:

  1. Стандартный. Обеспечивает максимально естественный вид фотографии, который способен воспринимать человеческий глаз. Считается, что угол поля зрения такого объектива составляет от 400 до 510. Также стандартный объектив не очень подходит для съёмки удалённых объектов и макросъемки. В нём отсутствует зум, поэтому, чтобы снять кадр вам придётся подходить или отходить от нужного объекта. Зато кадры, выполненные таким объективом, обладают хорошей светосилой, чёткостью и ясностью, даже в ненастную погоду, прекрасно подходят для начинающих фотолюбителей, отличаются более компактными размерами и меньшим весом. В общем, стандартный объектив идеальный выбор для новичков. Отличным вариантом станет выбор в пользу Canon 24–105, отлично зарекомендовавший себя в глазах многих фотографов.
  2. Широкоугольный или короткофокусный. Отличается более широким углом обзора, поэтому его главным преимуществом по сравнению со стандартным объективом является возможность снимать крупные объекты не отходя назад. Это очень удобно, когда приходится щёлкать домашние интерьеры или невозможно физически отойти на необходимое расстояние. Угол поля зрения в широкоугольном объективе равен более 520, эта особенность позволяет делать снимки больших групп людей на близком расстоянии, выполнять красивые пейзажные кадры. Кроме этого, они позволяют придать дополнительную чёткость и выразительность фотографии, создать необычный и красивый эффект размытости заднего вида. Среди этого типа я советую остановиться на Sigma 12–24.
  3. Длиннофокусные или телеобъективы. Предназначены для съёмки далёких и удалённых объектов, к которым невозможно приблизиться близко. Как пример, они просто необходимы для выполнения спортивной съёмки с трибуны и с беговой дорожки, при поездках по заповедникам, когда требуется снять диких животных, представляющих угрозу жизни. Они неизменная вещь папарацци, использующих объективы для снятия «жареных» фактов жизни звёзд, шпионов и секретных агентов. Угол зрения в таких устройствах составляет от 100 до 390. Объективы с показателем ниже 100 называют сверхдлиннофокусными и применяются суперпрофессионалами и то, в редчайших случаях.
  4. Макрообъективы. Используются обычно для съёмки небольших объектов на незначительном расстоянии. Например, для фотографий бабочек, ювелирных изделий, цветов, контуров человеческого тела. Главным преимуществом такого объектива считается возможность сделать снимаемый объект более крупным, чем он выглядит на самом деле, и позволить разглядеть в мельчайших подробностях, то что не способен воспринимать человеческий глаз.
  5. Рыбий глаз или Fisheye. Очень новомодная вещица, появившаяся на рынке фототехники не так давно. Он позволяет создать ещё больший угол обзора, чем у всех других типов объективов. Края фотографии при съёмке искажаются и создаётся впечатление, что вы смотрите как будто рыбьим глазом, отсюда и его название. При многих недостатках такого объектива угол обзора может достигать в некоторых случаях невероятных 1800 к чему неспособен и близко приблизиться ни один другой вид объектива.

Затвор

Это устройство, расположенное между матрицей и объективом и представляет собой непрозрачную плоскость, открываемую и закрываемую с высокой скоростью. Затвор регулирует время засветки матрицы (выдержку) и выполняет одну из важнейших задач при съёмке – захват изображения на матрицу или плёнку. Но основной его функцией является регулирование прохождения светового потока на светочувствительный элемент камеры.

Представляет он собой механическое устройство в виде вертикальной или горизонтальной шторки, закрывается и открывается в определённый момент времени, в который необходимо попасть световому потоку на матрицу.

Диафрагма

Представляет собой круглое изменяемое отверстие, расположенное внутри объектива, через которое определяется число поступающего света на матрицу. Заглянув внутрь объектива, можно увидеть несколько лепестков в форме дуги. Это и есть та самая диафрагма.

В переводе с греческого слово «диафрагма» означает «перегородка». Она позволяет производить регулировку светосилы объектива, менять действующее отверстие и соотношение яркости оптического изображения относительно яркости самого снимаемого объекта.

Специальный привод в конструкции камеры позволяет свести лепестки диафрагмы к центру, тем самым уменьшив его отверстие. Это помогает уменьшить светосилу объектива и увеличить выдержку во время выполнения съёмки. При изменении значения на один показатель меняется диаметр отверстия где-то в 1,4 раза, а число света, падающее на матрицу, изменяется в 2 раза. Это свойство можно использовать, например, при съёмке в очень солнечную или снежную погоду.

Вспышка

Никуда не деться при выполнении фотографии и от вспышки. Она, как правило, подразделяется на несколько видов:

  • Автоматическая. Срабатывает или нет по мере необходимости в зависимости от условий освещения. Это позволяет экономить заряд батареи, но в некоторых случаях она бывает необходима, но не включается. Обычно её применяют начинающие фотографы, только осваивающие непростое ремесло.
  • Принудительная. Срабатывает всегда, независимо от степени освещённости. При таком режиме невозможно регулировка длительности импульса, то есть вспышка полностью использует своё ведущее число. Требует больший расход энергии, так как срабатывает во всех случаях.
  • Медленная синхронизация. При этом режиме производится самостоятельная установка скорости срабатывания затвора. Это делается для того, чтобы появилась возможность проработки фона, так как в большинстве случаев вспышка до него «не добивает».
  • Без вспышки. Она отключается в тех случаях, когда запрещена или не нужна и присутствует естественный цвет. Некоторые продвинутые камеры предлагают целый список значений, позволяющих улучшить качество снимка при отсутствии вспышки.

Для трёх первых режимов также доступен режим уменьшения «эффекта красных глаз». Он достигается благодаря срабатывании серии коротких вспышек без применения затвора. Это выполняется для того, чтобы у людей, которые находятся в темноте сузились зрачки, и глазное дно не отображало красное дно.

  1. Главным и одним из самых частых заблуждений считается то, что для выполнения качественного снимка необходимо иметь под рукой только самые крутые и дорогие аксессуары. Это не так. Запомните это навсегда. Главное – это фотограф, то есть вы, а камера лишь инструмент в руках. Можно имея самый крутой фотоаппарат, выполнять кадры хуже, чем простым мобильником, если не знаешь с какой стороны подойти к нему. Да, техника очень важна, но не главное, гораздо важнее качество и умение.
  2. Не гонитесь за новинками, всё равно не угонитесь, так как даже самый навороченный фотоаппарат через несколько лет безнадёжно устаревает, а ему на смену приходит более дорогой и современный аналог. Причём ваше устройство становится в несколько раз дешевле, но при этом не теряет в качестве снимков. Ну и зачем тогда тратить лишние деньги. Я уже несколько лет пользуюсь Canon 600D и абсолютно всем доволен, ни разу за все это время он меня не подвел.
  3. Чтобы сделать очень качественные кадры иногда достаточно простой «мыльницы» или смартфона с расширенным набором настроек и хорошей камерой. Многие снимки, выполненные ими, по своему уровню почти не уступают фотографиям, сделанным топовыми «зеркалками», потому что люди прекрасно понимают, как делать снимок.
  4. Чтобы сэкономить деньги, можно попробовать поискать по объявлениям зеркальную камеру бывшую в употреблении несколько лет. Особенно хорош этот вариант для новичков. Это позволит потратить значительно меньше денег, получить в свои руки отличное устройство и постепенно повышать свой уровень фотографа.
  5. Не стремитесь выбирать устройства с большими мегапикселями, они не сделают ваши кадры лучше. Гораздо важнее изучить основы фотографирования и шаг за шагом повышать своё мастерство.
  6. Одним из главных показателей качественного снимка является резкость. Она в большинстве случаев возникает из-за «шевеленки», а она может проявляться при дрожании камеры на большой выдержке при съёмках в условии недостаточной освещённости (она даже может возникать при выдержке в 1/10 секунды), неверно выбранной глубины резкости, промахах автофокуса и движении при выполнении съёмки. Главное запомните, что чем больше выдержка, тем более в неподвижном состоянии должна находится ваша камера и снимаемый объект. В таких ситуациях отличным выходом может стать приобретение штатива, который позволяет зафиксировать камеру и устранить «шевеленку». В своих более ранних статьях я уже рассказывал, как выбрать штатив, поэтому снова повторяться не буду.
  7. Старайтесь постоянно иметь камеру при себе, очень часто возникают ситуации, когда есть возможность сделать хороший снимок, но отсутствует устройство. Не пытайтесь превратить съёмку в рутинный процесс, старайтесь всегда иметь «свободные» мозги и обладать хорошим настроением, ваш позитив, несомненно, отразится и в фотографии. Иногда постоянно носить громоздкую «зеркалку» бывает тяжело, в таких случаях её можно заменить обычной, проверенной в боевых условиях «мыльницей».
  8. Гуляя по улице, обращайте внимание на интересные места для съёмки, окружающие предметы, вдруг у вас появится желание их сфотографировать в будущем, хотя сейчас они выглядят не очень привлекательно. Остановитесь и не спеша подумайте под каким углом и ракурсом можно выполнить кадр, хороший снимок не требует спешки. Особенно полезным думаю этот совет будет для новичков, так высококлассный профи обычно держит все эти ситуации в голове.
  9. Тренируйте своё фотографическое мышление, старайтесь взглянуть на привычные вам вещи несколько по-иному. Это могут быть цветы на подоконнике, привычный вид из вашего окна, фрукты в вазе на столе и т. п.
  10. Существует такое понятие «предварительная визуализация», это когда фотограф представляет себе будущий снимок, не взяв ещё в руки камеру. И вы старайтесь заранее увидеть кадр, не нажав на спусковой крючок устройства.
  11. Для большинства фотографов съёмка хобби, а не тяжёлая работа. Научитесь получать удовольствие от выполнения снимков и не превращайте её в рутину. Научитесь получать удовольствие от самого процесса, а не только от конечного результата, создавайте что-то своё, просматривайте чужие фотографии и запоминайте в них понравившиеся моменты.
  12. Не стесняйтесь учиться у других, в этом нет ничего плохого, черпайте информацию в книгах, интернет-ресурсах, советах. Старайтесь только не скопом прочитать всю информацию и забить себе мозги всем подряд, а выделяйте самое ценное и нужное, повышайте свои знания шаг за шагом, если вам непонятно какое-либо слово или термин, хорошенько вникните в его смысл и двигайтесь дальше. Смотрите, как более профессиональные фотографы выбирают падающий свет, угол обзора, степень удалённости объекта, не бойтесь экспериментировать в поиске лучшего снимка.
  13. В случае неудачи при выполнении фотографии, не спешите разочаровываться в своём увлечении. Возможно, у вас просто сегодня неудачный день, накопилась усталость и плохое настроение, отдохните, в следующий раз у вас все обязательно получится. Даже у самых крутых профессионалов бывает неудачные снимки, что уж говорить о нас с вами.
  14. Постепенно повышайте свой уровень. Вы купили хорошую «зеркалку», но до сих пор продолжаете делать снимки в режиме «авто»? Зачем он тогда вам? Пользуйтесь «мыльницей» или телефоном, а «зеркалку» забросьте. Хорошие кадры очень редко выполняются в «авторежиме», поэтому экспериментируйте с настройками, изучайте, что такое степень выдержки, диафрагма, экспокоррекция и другие параметры. В общем, начинайте с азов, а потом по чуть-чуть добавляйте к своим знаниям накопленный материал и опыт. Ну и наконец, наверное, самый важный совет. Как можно больше фотографируйте, чем больше снимков, тем выше вероятность, что набьёте и руку и действительно превратитесь из начинающего фотографа в мастера высокого уровня. Единственное, не надо щёлкать все подряд, старайтесь своё брать качеством.

Вредные привычки среди новичков

Многие считают, что чем ярче дневной свет, тем лучше получаются фотографии. На самом деле это не совсем так. Яркий свет наоборот отбеливает некоторые части снимка, скрывает детали, уменьшает яркость цветов и создаёт резкие тени, а при съёмке заставляет человека щуриться и закрывать глаза. Обычно лучшие кадры получаются ранним утром, поздним вечером или в пасмурные дни.

Выполнять фотографии следует в режиме RAW, а не JPEG. Да, снимки в JPEG занимают намного меньше места, но сейчас носители информации стоят не так много денег, чтобы терять на качестве. А в RAW сохраняется информация о яркости цвета и проявлении новых деталей, не видных ранее, что в формате JPEG невозможно, так как система камеры сама определяет экспозицию и цветовой баланс снимка.

Многие стараются разместить снимаемый объект в центре кадра, на самом деле это не всегда правильно. Правильнее будет соблюдать правило третей (когда кадр разбивается на равные трети по вертикали и горизонтали, а основные объекты снимка располагаются в точках пересечения третей или на их линиях). В этом случае практически всегда получаются качественные снимки.

Не следует выполнять фотографии на уровне глаз, это сразу превращает их в заурядные «моментальные снимки». Мы и так постоянно смотрим на окружающий мир в таком положении, поэтому старайтесь снимать сидя на корточках, это сразу придаст свежести вашей фотографии. Можно также попытаться снять с балкона, вершины лестницы, из окон верхних этажей.

Часто отлично сделанную фотографию портит задний план, поэтому при выполнении снимки учитывайте то, что расположено за объектом съёмки. Начинающие фотографы зачастую игнорируют этот факт и получают тень от проходящего человека, фонарный столб, заслоняющий все пространство, неприглядные инженерные коммуникации и многое другое. При выполнении съёмки старайтесь выбирать местность с минимальным набором строений и окружающих предметов. Можно также использовать расстояние фокуса, при котором неприглядный задний фон будет слегка размытым.

Не старайтесь щёлкнуть объект всего один раз и побежать дальше. Что вас при этом останавливает от многократного выполнения кадра не совсем понятно. Сейчас, в эпоху цифровых технологии, можно не экономить на количестве фотографий, снимайте сколько душе угодно. Часто возникают случаи, когда среди десятков одинаковых снимков попадается настоящий шедевр, его надо только обнаружить, затратив некоторое количество времени на осмотр материала.

Многие пытаются фотографировать привычные объекты как все, под тем же ракурсом, уровнем освещения, в результате чего получаются красивые снимки, но довольно обыденные и распространённые. Старайтесь делать свои кадры по-иному, снимайте ночью, с других ракурсов, в необычных погодных условиях. Как результат, вы выделитесь из толпы и заслужите уважение окружающих.

Не следует постоянно носить камеру только в руках, так как иногда никуда не деться от дрожания. Лучше всего дополнительно купить штатив и пользоваться им, благо компактных моделей на рынке предостаточно. С ним фотографии получаются более чёткими и появляется возможность выполнения разных видов съёмки. О том я писал в прошлой статье.

Заключение

В своей очередной статье постарался рассказать об устройстве фотоаппарата и его основных деталях, дать несколько полезных советов по выполнению качественных снимков, перечислить главные вредные привычки характерные для начинающих фотографов.

На этом закончу свою статью, всем отличных кадров! =)

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:




Просмотров