Уста Истины в Риме: фото, описание, история, как добраться? Уста истины.

Кто не слышал легенды о древней маске Уста Истины в Риме, позволяющей открыть правду? Без сомнения, это одно из самых любопытных мест Италии, притягивающее туристов, как магнит.

Это круглая мраморная плита с вырезанным на ней ликом. Считается, что это изображение Тритона (Нептуна) – бога морей или Эрколя Победителя. Но кто-то утверждает, что это лик Оракула или Фавна.

Диск имеет размер 175 см в диаметре и 19 см в толщину. Вес маски – 1200 кг. О дате ее создания также ходят споры, но археологи предполагают, что это было около IV века до н.э.

Упоминания об Устах Истины встречаются во множестве литературных источников. Так, в древнем альманахе путешественников, датируемом 11 веком, написано об их мистической силе оракула: «Отведи собеседника к маске Фавна, и ты поймешь, говорит он тебе праву или ложь».

Уста Истины: легенды и предания

О назначении маски Уста Истины ходит немало мифов и теорий. Кто-то из историков утверждает, что это обычный канализационный люк, кто-то говорит, что это древний мифический «детектор лжи», призванный опознать лгуна. И, вполне вероятно, что все версии правдивы, и за свою многовековую историю Уста Нептуна применялись по-разному.

Уста Истины – древний канализационный люк?

Это довольно любопытная версия. В древности римляне постоянно обращались к богам за помощью, а потому скульптуры с изображением божеств были обычным делом. Считается, что даже элементы водостока выполнялись в виде божественного лика, и Уста Истины – ничто иное как древний канализационный люк, заглатывающий сточные воды.

Есть занятная легенда, согласно которой именно Уста Истины дали жизнь известной поговорке «Деньги не пахнут».

В Древнеримские времена уборные были платными и предназначались лишь высшим сословиям. Их посещали богатые люди, чтобы не только справить нужду, но и пообщаться. Сам туалет имел вид каменной плиты с отверстиями, под которыми протекала проточная вода. Кстати, Клоака Массима – главный канализационный канал Рима, существует и поныне.

Бедняки справляли нужду в специальных кувшинах бесплатно. Но по легенде император Рима Веспасиан решил и их обложить налогом. Это решение вызвало негодование у сына императора, Тита. И тогда Веспасиан произнес знаменитую фразу: «Pecunia non olet» («Деньги не пахнут»).

Уста Истины, как детектор лжи

Самая распространенная легенда – Уста Истины служили детектором лжи для опознания врунов и неверных супругов. Именно этот миф усердно поддерживается кинематографом и гидами. Согласно легенде, Уста Истины откусывали руку тому, кто осмелился соврать, положив свою кисть в рот маски.

Доподлинно неизвестно, кто первым решился засунуть в отверстие диска руку, а также что из этого вышло, но известие об этом облетело весь Рим, обрастая красочными подробностями. И вот уже спустя несколько лет Уста истины приобрели славу детектора лжи, куда мужья приводили своих неверных жен, чтобы узнать об их измене.

Нужно всего лишь положить руку в рот маски.

Есть одно популярное предание о том, как хитрая жена смогла обмануть Маску и всех собравшихся.

Однажды один известный римский сановник услышал слухи о неверности своей супруги. Дабы пресечь их, он распорядился привести свою жену к Устам Истины, чтобы та прошла проверку Богов. Когда женщина приблизилась к маске, из толпы зевак выбежал мужчина, крепко обнял ее и поцеловал. Сумасшедшего прогнали подальше, ведь с него все взятки гладки.

Женщина вложила руку в отверстие маски и сказала, что к ней никто не прикасался, кроме ее мужа и того сумасшедшего. Обвинения с нее были сняты, честь сановника была восстановлена. И никто не узнал, что тот ненормальный на самом деле был ее любовником.

Действительно, все легенды сводятся к тому, что Маска Нептуна была призвана выявить лгуна, лишив его конечности. Но как? Кто-то склоняется, что за стеной, на которой располагался диск, сидел палач, готовый отрубить кисть лгуну. Другие утверждают, что маска сама откусывала руку из-за магической силы.

Уста Истины: в фильмах и искусстве

Картины и гравюры

  • Самое известное изображение маски Уста Истины – картина немецкого художника Лукаса Кранаха (Lucas Krannah), написанная в 1534 году.

  • Уста Истины Лукаса Кранаха иллюстрируют ту самую легенду о неверной жене, описанную выше.
  • В 15 веке датским гравером Лукас ванн Лейден (Lucas van Leyden) была создана серия работ «Сила женщин». Среди множества различных декораций присутствуют и знаменитые Уста.

Щит Уста Истины в кино

Уста Истины можно встретить и в кинематографе. Грандиозную известность они приобрели после выхода фильма с Одри Хепберн «Римские каникулы» в 1953 году.

«Римские каникулы»

По сценарию Грегори Пек должен был просто засунуть руку в рот маски, но он решил подшутить над своей партнершей по фильму и, закричав, вынул руку, спрятав кисть в пиджаке, словно маска откусила ее. Одри по-настоящему испугалась, чуть было не лишившись чувств прямо в кадре. Это был настолько живой эпизод, что его решили оставить в фильме.

И теперь к Устам Истины стекаются сотни туристов, чтобы засунуть руку в рот маски и сделать памятное фото.

Уста Истины можно увидеть и в других фильмах:

  • В 2000 году знаменитую сцену «Римских каникул» воссоздали в японском кино «Ускользающая невеста».
  • Есть похожая сцена и в американской мелодраме «Только ты» с Р. Дауни мл.
  • Уста Истины фигурируют в кульминационной сцене романа «Ночные крылья», где события происходят в далеком будущем. Герои должны раскрыть свои секреты перед древней маской.

Уста Истины – автомат

Сейчас маска «Уста истины» широко распространена не только в Италии, но и по всему миру. В Риме повсюду находятся автоматы, выдающие билетики с предсказаниями. Эти оракулы были созданы компанией DPS-Promatic и встречаются во многих странах.

Мы отыскали подобный автомат в «Италии в Миниатюре» в Римини.

Время работы церкви и маски

Время работы
Ежедневно с 9-00 до 18-00
Сиеста с 13-00 до 15-00

Что посмотреть рядом с Устами Истины

Церковь Санта-Мария ин Космедин, в которой находится Маска «Уста Истины».

Прямоугольный храм Фортуны Вирилис (Tempio della Fortuna Virile), посвященный речному году Портуну.

Круглый храм Весты (Tempio di Vesta), посвященный Геркулесу Победителю.

Эти два храма были частью Бычьего форума, где древние римляне продавали скот. Когда Рим стал христианским, форум был разрушен, а храмы дожили до наших дней, став христианскими.

Фонтан с тритонами Fontana di Bocca della Verità

Где находятся Уста Истины?

Отыскать самый известный древний детектор лжи очень просто — Уста Истины находятся на стене у входа в церковь Санта-Мария ин Космедин. От Колизея сюда дойти можно пешком за 15-20 минут, но и транспорт сюда ходит исправно.

Ближайшее метро: Большой Цирк (Circo Massimo).

Автобусы:

  • остановка Greca : 51, 81, 85, 87, 118, 160, 628, 715, С3
  • остановка Bocca della Verità : 4, 83, 160, 170, 716, 781, С3
  • остановка Lungotevere Aventino: 23, 280

Вход в церковь свободный, сфотографироваться с Устами Истины тоже можно абсолютно бесплатно, вот только придется выстоять немалую очередь. К тому же разрешается сделать всего один снимок.

Люди выстраиваются к Устам Истины с самого утра и до закрытия. Время ожидания в очереди составляет от 15 до 30 минут в зависимости от времени суток. Мы не стали подходить к Маске, лишь со стороны полюбовались на древний диск и людей, осторожно сующих руку в ее пасть.

Уста истины - достопримечательность необычная: с виду обычная плита с изображением неизвестного античного божества, однако, благодаря средневековой легенде и голливудскому фильму, каменная маска стала весьма популярным туристическим аттракционом Рима.

Сделаны «Уста истины» из светлого мрамора, который доставляли в Рим из Фригии (территория нынешней Турции). Этот материал был распространен у древнеримских скульпторов. Рельеф, изображающий мужское лицо, имеет диаметр почти два метра и весит больше тонны. Установить имя мастера и точную дату изготовления диска ученые не смогли. Предположительно, ему 2200-2400 лет.

Доподлинно неизвестно кто именно изображен на маске - то ли бог реки Тибр, то ли Тритон. Предназначение ее тоже до конца непонятно: очевидно, что плита была как-то связана с водоснабжением или канализацией, но чем конкретно она была - канализационным люком, водостоком или еще чем-то - неясно. К слову, похожий диск можно встретить у входа в Апельсиновый сад на Авентине, где он служит декоративным элементом фонтана.

Если в Древнем Риме Уста истины выполняли сугубо утилитарные функции(будучи канализационным люком), то во времена раннего Средневековья, когда диск поставили вертикально, он вдруг приобрел мистические свойства. Об устрашающем мраморном «лице» стали рассказывать невероятное: если человек, замешанный в обмане, просунет руку в рот маски, он тут же ее лишится. В качестве детектора лжи рельеф неизвестного бога в Риме был известен уже в XII веке - он упомянут в одном из путеводителей тех лет. К XV веку за ним окончательно закрепилось звание «Уста истины».

Римляне эпохи Средних веков искренне верили в способность маски определять ложь. Подобные легенды в то время были чрезвычайно распространены и не вызывали сомнений - в разных уголках Европы встречались похожие инструменты выявления обмана, правда, в их роли чаще всего выступала фигура льва с раскрытой пастью. Такой сюжет, например, можно увидеть на картине Лукаса Кранаха (XVI век), которая так и называется - «Уста истины».

На полотне Лукаса Кранаха изображена сцена с дамой, которую супруг заподозрил в измене. Для выяснения обстоятельств женщину привели к «Устам истины», но она схитрила - договорилась с любовником, чтобы он под видом безумца пришел на площадь и прилюдно обнял ее. С сумасшедшего не стали строго взыскивать за дерзкий поступок, зато после этого подозреваемая могла с чистой совестью заявить, что ее тела не касался ни один мужчина, кроме мужа и этого безумца из толпы.

Вторая причина, почему люди верили в легенду - убедительные факты. Историки считают, что, скорее всего, за маской прятался палач, который действительно рубил кисти рук. Рядом с площадью, где установлен мраморный диск, когда-то был рынок, откуда к маске часто приводили на проверку уличных воришек и торговцев, подозреваемых в обмане. Возможно, для устрашения лжецов и жуликов всех мастей власти города на самом деле прибегали к показательным казням.

Церковь, во дворе которой находятся Уста Истины

В XX веке никто, разумеется, уже не воспринимал всерьез миф о распознании лжи каменным истуканом. «Уста истины», наверное, так и остались бы одним из античных артефактов, которых слишком много в Риме, чтобы уделять внимание каждому. Но вышедший в 1953 году фильм «Римские каникулы», не позволил изваянию оставаться в забвении: маленький эпизод, где маска якобы откусила руку Грегори Пеку, моментально прославил «Уста истины». Посмотрев фильм, туристы из Европы и США непременно желали сфотографироваться с известной скульптурой. К диску по сей день выстраиваются очереди.

Кстати, знаменитая сцена в «Римских каникулах» - розыгрыш Грегори Пека: он решил подшутить над впечатлительной Одри Хепберн и сделал вид, будто скульптура откусила ему кисть. Актриса на секунду поверила и испугалась. Так что эмоции Одри в кадре - настоящие.


Как найти «Уста истины» в Риме

Сделать это нетрудно: маска установлена у стены церкви Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) на площади, которая называется соответственно - Площадь Уст истины (Piazza della Bocca della Verita). Посещение этой достопримечательности стоит совместить с прогулкой по Апельсиновому саду и Большому цирку, которые находятся поблизости.

Самому первому детектору лжи уже больше 2000 лет. Не верите? И абсолютно напрасно! Ещё средневековые супруги заставляли своих благоверных засовывать руки в Уста Истины, чтобы узнать, хранят ли они верность мужьям.

Удивительный Рим… Вряд ли найдётся на планете другой такой город, где вам захочется сфотографироваться с крышкой канализационного люка. А в городе на семи холмах вы не только сделаете это с удовольствием, но и отстоите ради сего действа огромную очередь. И это – не шутка! Представляем вашему вниманию Уста Истины в Риме– самый древний детектор лжи и настоящий «ночной кошмар» для неверных средневековых дам.

Римские Уста Истины в фас и в профиль

Хотя la Bocca della Verita и имеют тысячелетнюю историю «за плечами», настоящая популярность пришла к «правдолюбивому рту» только во второй половине XX века после выхода на экраны картины «Римские каникулы» с Одри Хепберн в главной роли. Это сегодня каменный рот является одной из самых растиражированных и фотографируемых достопримечательностей столицы, а ещё несколько столетий назад близкое знакомство с Устами Истины грозило потерей руки.

Сказать, что, отправившись осматривать Уста, вы не увидите ничего особенного, значит, не сказать ничего. Ни поражающими воображение размерами, ни изобретательностью архитектуры, ни изощрённостью скульптуры, которыми славились итальянские строители всех времён, Уста Истины похвастаться не могут. Пожалуй, их главное достоинство – возраст. А в остальном – это лишь круглая плита из мрамора, весящая более тонны, диаметром 1,75 метра, изображающая маску. Причём, чью именно маску, сейчас доподлинно неизвестно. Одна версия указывает на героя романской мифологии Эрколя Победителя, вторая – на главного бога-олимпийца Зевса, третья – на бога Океана Тритона. К тому же, историки не отрицают и возможности того, что мраморная маска – это собирательный образ оракула или фавна.

О местоположении

Найти римские Уста Истины достаточно просто: они разместились на площади с одноименным названием Piazza della Bocca della Verita слева под портиком у
церкви Санта-Мария-ин-Космедин . Данный храм был построен греками ещё в VI веке и назван в честь одного из кварталов Константинополя. Обычно туристы осматривают здесь фрагмент мозаики 706 года, привезенный из , полотна живописцев VIII – XII веков, алтарь из красного гранита в готическом стиле , канделябр, изготовленный в XIII веке, и 7-этажную колокольню, украшенную цветной майоликой. Но больше всего приезжих интересуют именно Уста Истины, появившиеся здесь в XVII веке и грозящие откусить руку всякому лжецу.

История и легенды

Первые упоминания об Устах Истины историки нашли уже в первом путеводителе по Риму для пилигримов Mirabilia Urbis Romae, датированном XI веком. В нём приезжим сообщали о магических способностях Уст и предостерегали о том, что всякий лжец и прелюбодей рискует лишиться здесь руки.

Возраст этого, можно сказать, первого детектора лжи более чем почтенный – почти 24 столетия. Но изготовлена маска древними римлянами была вовсе не для того, чтобы наказывать преступников и устанавливать истину. Несмотря на то, что древние жители Рима поклонялись богам, отношение между ними оставались весьма демократичными. Римляне не считали кощунственным попросить у богов помощи в отправлении естественных потребностей или украсить ликами верховных божеств стоки канализационных каналов. Такой вот декоративной крышкой сточной шахты Большой Клоаки, предшественницы , а, попросту говоря, канализационным люком и служил в первые века своего существования мраморный диск с пророческими устами. То есть, был он вещью, несомненно, нужной и полезной, но интереса для приезжих не представляющей.

Гораздо большую популярность приобрели Уста Истины уже после того, как были установлены вертикально. Сначала диск располагался рядом с храмом на торговой площади, где «кормилось» немало воришек. Считается, что за мраморной плитой в средние века прятался палач, выполнявший роль «божественного правосудия» и отсекавший руки преступникам.

Со временем, сюда стали приходить мужья, подозревающие супруг в неверности. Легенды о справедливых устах распространились на всю Европу. Одну из них запечатлел на своём полотне 1534 года «Уста истины» Лукас Кранах Старший. Хотя женщина на картине вкладывает руку в разинутую пасть чудовища, напоминающего льва, в остальном детали указывают на то, что художник изобразил именно римские Уста Истины.

Предание гласит: одному важному сановнику донесли, что его супруга изменяет ему с молодым любовником. Приведённая на площадь женщина уже собиралась вложить руку впасть, как из толпы выскочил молодой человек и начал обнимать даму. Его вид был настолько безумный, что никто из зрителей не сомневался в его сумасшествии. Когда же к женщине обратились с вопросом: «Изменяла ли она своему мужу?», она ответила: «Моё тело знает руки только двоих мужчин: мужа и этого безумца». А ведь безумец-то и был её любовником!

Заметьте, увидеть Уста Истины можно не только в столице Италии. Мраморная плита с открытым ртом нынче настолько растиражирована, что столкнуться с ней можно почти в каждом крупном городе мира. Ничего необычного в ней давно нет. И, тем не менее, редкий семейный альбом побывавших в Риме путешественников не содержит фото с правдивыми устами.

Вот и вы, будучи на Авентине неподалёку церквушки Санта-Мария-ин-Космедин, не поленитесь сунуть руку слева под портик и, конечно же, улыбнуться на камеру, ведь «ужасные» Уста Истины в Риме больше не кусаются.

По данным ученых для осмотра всех достопримечательностей Вечного города туристу необходимо почти 7 лет, настолько богат этот город памятными местами, архитектурными и художественными произведениями древних мастеров. Одной из визитных карточек в Риме считаются Уста истины, расположенные на одноименной площади, которым издавна люди приписывали мистическое значение.

Что такое Уста истины?

Это историческое произведение искусства находится в помещении церкви Святой Марии ин Космедин, история которой насчитывает более 2200 лет. В 8 столетии в ней была сооружена крытая галерея с портиком, где и поставили большой мраморный диск в виде маски, высеченной в камне неизвестным скульптором еще в 4 веке до н. э.

Историки уже не одно столетие высказывают версии о том, чье лицо изображено на диске: то ли это божество, требующее жертвоприношения, то ли декоративный люк для древнего канализационного водостока. Изображение мужского бородатого лица с разинутым ртом имеет устрашающий внешний вид, вместо ноздрей, глаз и рта проделаны отверстия. Размер камня достигает 1,75 м в диаметре, 19 см в толщину и весом более 1,2 т.

Ученые-историки высказывают мнение, что Уста являются изображением древнего языческого божества (Меркурия, Тритона, Фавна или бога Тибра). Выбитое на камне бородатое существо служило украшением канализационной шахты, используемой для отвода дождевых вод в богатом квартале города. Римские улицы имеют небольшой наклон, что позволяло с древних времен отводить водные потоки в реку, а каменные люки использовали для закрытия отверстий в канализации. Их часто украшали изображениями дев или богов.

О мраморном диске ходит множество легенд и поверий. Уже первый исторический альманах-путеводитель «Mirabilia Urbis Roma» для прибывающих в Рим пилигримов, датируемый 11 веком, упоминает его магические свойства и предсказательные возможности. Несколько столетий жители Рима (и некоторые приезжие) верят в то, что каменные Уста могут определить точно, правду или ложь говорит человек.

В этот период камень был установлен на площади рядом с церковью. Название «Уста истины» прикрепилось к нему в середине 15 века, а известность он получил после того, как его поставили в вертикальное положение в 1632 году по указанию папы римского Урбана 3 Барберини. Тогда и прошла молва о его мистических способностях определять истину. Эти слухи активно поддерживали представители церкви, используя Уста в целях инквизиции.

Знаменитая легенда об Устах истины

В эпоху Средневековья местные жители стали использовать мраморную маску в качестве «детектора лжи», утверждая, что она показывает лицо Эрколя Победителя. Этот герой фигурирует в некоторых итальянских легендах, прославившись личной ненавистью к лжецам и плутам, которым он откусывал руки.

Немалую роль сыграли произведения римского поэта Виргилия Грамматико, практикующего магию. В них он рассказал, что супругам, сомневающимся в верности другой половины, способен помочь каменный лик. Виновность неверных жен выясняли с помощью магического диска так: когда женщина, обвиненная супругом в измене, просовывала в отверстие руку, то могла ее лишиться при установленном факте прелюбодеяния. Если же рука оставалась целой, значит, она невиновна.

Одна из легенд рассказывает и о том, как можно было обмануть «детектор лжи». Когда одну из женщин, обвиненную в измене мужу, повели на испытание к каменным Устам, то по пути к ней подбежал мужчина, похожий на сумасшедшего. Он прилюдно поцеловал ее и убежал, не обращая внимания на толпу окружающих. Все подумали, что это случайность. Девушка же без страха вложила руку в отверстие камня и объявила, что, кроме мужа, ее целовал только несчастный безумец (который впоследствии оказался ее хитрым любовником). Словам ее все поверили, и она была оправдана.

После установления камня в помещении римской церкви Santa Maria in Cosmedin, возведенной греческими строителями и названной в честь района города Константинополя, римляне стали приводить сюда также пойманных воров и торговцев, подозреваемых в обмане.

Ритуал проводился следующим образом: обвиняемый человек излагал свою версию события, а затем должен был засунуть в отверстие-рот свою руку. По свидетельству очевидцев в некоторых случаях подозреваемый начинал кричать от боли и вытаскивал из «каменной пасти» окровавленный обрубок. В этом случае считалось, что кисть лжеца навечно осталась внутри камня, что делало его виновным в обмане или воровстве.

Однако историки нашли засекреченные документы, свидетельствующие о том, что позади камня всегда находился палач, который и осуществлял «возмездие». Остается открытым вопрос о том, кто же был в этой ситуации судьей и принимал решение о признании вины и наказании обвиняемого.

Такая процедура повлияла на страхи жителей Рима: во многих семьях пугали детей рассказом об ужасном наказании за обман и ложь. А неверные жены, изменившие своим мужьям, от страха рассказывали о своих грехах еще по дороге к месту судилища около страшной и злобной маски.

Уста истины в кино

Большую известность эта римская достопримечательность получила благодаря киноискусству. Страшная каменная маска стала участницей приключений главных героев в фильме «Римские каникулы» (1953), которых исполняли Грегори Пек и Одри Хепберн. В одном из эпизодов, в котором герой должен был по сценарию положить руку в Уста, Пек решил разыграть свою партнершу и немного подшутить: засунув руку в каменное отверстие, он закричал якобы от боли. Затем вынул руку, успев спрятать ее кисть в карман пиджака.

Это было сделано настолько умело, что впечатлительная актриса испугалась и почти потеряла сознание прямо на съемочной площадке. Все присутствующие во главе с режиссером и оператором, успевшим запечатлеть эпизод на пленку, с восторгом приняли шутку и даже аплодировали актеру. Позднее было решено включить эту сцену в фильм, где она произвела на всех зрителей незабываемое впечатление неповторимой гримасой ужаса, который отразился на лице главной героини.

А в 2000 году аналогичная сцена была использована японским режиссером Х. Накаты в фильме «Ускользающая невеста». Эпизоды с каменными Устами можно встретить и в голливудской мелодраме «Только ты».

Уста истины сегодня

Все достопримечательности Рима вызывают интерес у туристов, и большинство из них приходит посмотреть и на мраморные Уста. Так как желающих много, то подойти к каменному кругу можно, только отстояв длинную очередь из туристов.

По правилам каждый может сфотографироваться у камня только 1 раз . И многие это делают, причем с рукой, засунутой в пасть страшного божества, пытаясь так доказать свою честность и открытость.

Время работы церкви и маски

Сейчас эта достопримечательность и путь к ней подробно описаны практически во всех путеводителях для туристов, приезжающих в Рим. Базилика Святой Марии ин Космедин, где находятся Уста Истины, расположена на левом берегу реки Тибр на улице, ведущей к Цирку Максимус, рядом располагается Ботанический сад. Зайти внутрь может каждый желающий бесплатно, отстояв полчаса в очереди. Базилика открыта с 9.00 утра до 18.00 вечера, кроме часов сиесты (13.00-15.00).

Кроме самого камня, увидеть изображение Уст можно на многих игровых автоматах в казино и на «счастливых билетиках». Многие игроки считают, что они могут открыть истинный путь, который позволит им получить выигрыш, хотя этот факт ничем не подтверждается.

Как добраться?

Церковь расположена в историческом центре Рима на площади Bocca della Verita (здание 18), выходящей на улицу дела Грека (Via della Greca). Ее семиэтажная колокольня видна издалека и является хорошим ориентиром для туристов.

Ближайшие станции метро: Большой Цирк (линия В, Circo Massimo). Добраться до каменных Уст в Риме можно на автобусах 101, 40, 64, следующих от вокзала Рома Термини в направлении площади Венеции, а там пересесть на автобус 160, едущий в Rufino, остановка находится рядом с базиликой.

Еще один путь для любителей пеших прогулок: дойти до церкви по улице Via del teatro di Marcello вниз за 8-10 минут. На карте Рима и во всех путеводителях имеется подробное указание путей для туристов, желающих посетить каменные Уста в Риме. Рядом с церковью, около автобусной остановки, находится и одноименный фонтан Fontana di Bocca della Verita.

Вам также может понравиться:

Сюжет картины Кранаха «Уста Истины» - редкий, понятный, видимо, лишь образованным его современникам. История гуманистическая поучительная, но с другой стороны - инструкция как грамотно обманывать, произнося при этом правду.

Фрагмент картины "Уста истины". Лукас Кранах Старший. 08 июля 2015 на Сотбис в Лондоне "Уста истины" Лукаса Кранаха Старшего проданы за 14.4 миллионов долларов, что на сегодняшний момент является рекордом для работ художника / Lucas Cranach The Elder (1472-1553), La Bocca della Verità (The Jaws of Truth). Oil and tempera on red beechwood, 111 x 100 cm. Estimate: £6-8 million. Sold for £9.3 million / $14.4 million / €13 million - a record for the artist at auction and almost double the previous record. Sotheby"s, London

Изображенное Кранахом связано с Римом древним, средневековым и даже наших дней.

Пьяцца делла Бокка делла Верита /«Площадь Уст Истины» в Риме, любимое место японских туристов, получила свое название по древнеримской реликвии, хранящейся с 1632 года в церкви Санта Мария-ин-Космедин, которая относится к числу римских достопримечательностей, обязательных для посещения. Это «Уста Истины» /Bocca della Verità - античная круглая мраморная плита, достигающая 1,75 м в диаметре.

Плита-маска представляет собой мужское бородатое лицо, у которого глаза, нос и рот полые. Маска в течение долгого времени истолковалась по-разному: как оракул, как изображение некоего божества: Giove Ammone /Юпитера Аммона[*], бога Океана, Тритона, Фавна. Чаще всего римляне говорят, что это изображение бога реки Тибра.

[*] Аммон /Аммоний [греч. и лат. Ammon] - имя египетского божества, оракул которого располагался в Ливийской пустыне; у римлян Аммон объединился с Юпитером в локальном культе Юпитер-Аммон. У древних египтян Аммон — один из образов бога солнца.

Римские «Уста истины» стали широко известны после знаменитого голливудского фильма 1953 года «Римские каникулы».

3.


Уста истины в Санта-Мария-ин-Космедин , Рим в «Римских каникулах », 1953. Одри Хепбёрн в роли принцессы Анны / Audrey Hepburn in Roman Holiday, 1953. La Bocca della Verità, Santa Maria in Cosmedin

Виктор Сонькин в книге «Здесь был Рим» о Бокка делла Верита пишет так:

" …История «Уст Истины» начинается с недавних времен — от античности не сохранилось никакого упоминания о них. Своей славой этот рельеф обязан в первую очередь «Римским каникулам».

4.


Уста истины, Рим, 1953

Сцена, в которой Грегори Пек вытаскивает изо рта скульптуры руку с откушенной кистью, к вящему ужасу Одри Хепберн, — импровизация: Хепберн не знала о хитрости партнера и продемонстрировала неигровой испуг. Оксфордский археологический путеводитель с британской невозмутимостью пишет: «барельефная голова речного бога, которая откусывает руки тем, кто лжет». Без всяких «по легенде» или «как считается». Вас предупредили.

Кроме того, что это римский рельеф и что он изготовлен из фригийского мрамора с разноцветными прожилками (такой мрамор по-итальянски называется павонацетто, от слова pavone — «павлин»), мы не знаем об «Устах Истины» ничего. Не знаем, какое божество они изображают — Океана? Геркулеса? Юпитера? Фавна? Римляне склонны считать, что это бог реки Тибра. Мы не знаем, какую функцию этот рельеф выполнял в античности, — это мог быть декоративный элемент фонтана, или водосток, или крышка цистерны. "

[Виктор Сонькин. Здесь был Рим, 2013]

5.

Римские Уста, овеянные романтическими легендами, и сегодня влекут туристов со всего света - приятно же продемонстрировать свою беспорочность и убедится в верности возлюбленного/ой / La Bocca della Verità, Santa Maria in Cosmedin, 2009. via

Не вызывает сомнений, что античная маска имеет долгую легендарную славу. Предполагается, что объект упоминается в XII веке в первом средневековом путеводителе для паломников в Рим Mirabilia Urbis Romae /«Чудеса города Рима», где Устам приписывается сила возглашения оракулов. «Mirabilia Urbis Romae» включал описание достопримечательностей, христианских и языческих памятников вперемешку с историями и легендами.

6.

Уста Истины. Рисунок XIX века. Иллюстрация из книги Виктора Сонькина «Здесь был Рим», 2013, 2015

Древнеримский дренажный люк стал средневековым детектором лжи.

Женщина, обвиняемая в прелюбодеянии, должна была поместить руку в открытый рот оракула в присутствии мужа и судей. Если она обманывала, то Уста откусывали руку, если невиновна, то оставалась невредимой.

7.


Картинка к теме не относится / Chants royaux sur la Conception, couronnés au puy de Rouen de 1519 à 1528. 1501-1600. Langue: Français. Vélin, miniatures. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 1537, f. 65r.

Существовали ли специальные ухищрения, которые кусали нечестивиц и нечестивцов? Наверняка, иначе откуда бы слава взялась. Борьба за привлечение клиентов для экономического благополучия актуальна во все времена.

Уста Истины, римские или подобные ему, фигурируют в некоторых средневековых историях и легендах, изобличающих двуличие женщин.

8.


Уста истины. Лукас Кранах Старший. Примерно 1525-1528 / Lucas Cranach the Elder. The Bocca della Verità (The Mouth of Truth). Oil on red beechwood panel. 111x100 cm. Around 1525-1528. Photo Sotheby"s.

Кранах изображает историю обвиняемой женщины, которая задумала коварный план как избежать разоблачения. Ее любовник в синем, наряженный шутом, получил указание обнять ее за талию прежде чем она отправит свою руку в рот льва. Так она спасается от магического действия Уст и соответствующего унижения, объявляя: "Я никогда не была тронута мужчиной, кроме моего мужа, и этого Дурака, что сейчас рядом со мной".

Справа от сцены Кранах изобразил рогоносца мужа в мрачном черном пальто, его пристальный взгляд направлен на льва в ожидании приговора. Прелюбодейка смело кладет руку в львиный рот, уверенная, что она удачно пройдет испытание, благодаря ее умной хитрости.

Слева от сцены два судьи наблюдают, чтобы свидетельствовать останутся ли руки женщины целыми и невредимыми. Справа две элегантные дамы, предположительно сторонники обвиняемой, довольны результатом.

9.

Albrecht Altdorfer, The Mouth of Truth, 1512, Kupferstichkabinett, Berlin. Photo Joerg P. Anders 2015. Photo Scala, Florence:bpk, Bildagentur für Kunst, Kultur und Geschichte, Berlin.

Кранах изображает Уста Истины в виде льва на пьедестале. Это, конечно, не римские круглые Bocca della Verità. В подобном львином облике известны они и в других произведениях северо-европейского искусства.

Похожий лев на рисунке 1512 года Альбрехта Альтдорфера (1480-1538), сейчас хранящемся в Гравюрном кабинете Государственных музеев Берлина.

Другой пример - большая гравюра нидерландца Лукаса ван Лейдена (1494-1533), датируемая обычно около 1514 года.

Два десятилетия спустя немецкий художник Георг Пенц (около 1500-1550) в гравюре Уста Истины предлагает свой вариант иллюстрации подобного испытания женщины.

В мастерской Кранаха сюжет появляется снова в поздней версии работы 1534 года, хранящейся в Нюрнберге в Германском национальном музее. Есть предположение, что к написанию этой картины причастен старший сын Кранаха Ганс (ок.1513-1537).

13.

Уста истины, рисунок. Ганс Кранах. Около 1536-1537. Музей Августа Кестнера, Ганновер, Германия / Hans Cranach, Page from a sketchbook, c. 1536-37, Kestner Museum, Hannover. via

Среди набросков Ганса Кранаха есть рисунок на тему испытания женщины Устами Истины.

В XIV веке легенда об Устах истины в сопровождении рассказов о женской хитрости появляется не только в описаниях пилигримов, посетивших Рим. В Германии в XIV веке ходило анонимное сочинение о маге Вергилии и творимых им чудесах. Этот Вергилий - ни кто иной, как античный великий поэт Вергилий (70-19 до н.э.). В Средние века народное воображение наделило его магической силой. В поэме описывается возникшее подозрение в прелюбодеянии. Для установления правды маг изобретает скульптуру Уста Истины.

14.


Фрагмент. Уста истины, рисунок. Ганс Кранах. Около 1536-1537. Музей Августа Кестнера, Ганновер, Германия / Hans Cranach, Page from a sketchbook, c. 1536-37, Kestner Museum, Hannover. via

Эту историю позже подкрепило издание около 1475 года «Mirabilien Blockbuch» - переведенного с латинского на немецкий язык анонимного произведения середины XII в. «Mirabilia Urbis Romae» («Mirabilia Romae») /«Чудеса Рима» - "путеводителя" для пилигримов, упомянутого выше.

Около 1475 в немецком переводе «Чудес Рима» появляется текст: "Zu unser frawen Scola graeca do stet noch der stayn der len lewtten die vinger ab pays so sie unrecht gesworen hetten. Der stayn hayst welsch, la buca de la veritate. Den stain hat Vergilius gemacht." Из которого следует, что римское чудо Уста Истины, до сих пор изобличающее нечестных жен, изготовил маг Вергилий.

Как выглядят римские Уста Истины «Mirabilien Blockbuch» не упоминает. Введение немецкими художниками скульптуры льва в композицию, вполне вероятно, - дальнейшее развитие этой идеи.

15.


Брауншвейгский лев. Бронза. Бург Дарквардероде, Брауншвейг, Германия / The Lion of Braunschweig, 12th century, bronze. Burg Dankwardrobe, Braunschweig.

Лев Кранаха Старшего похож на Брауншвейгского льва - величайшее произведение средневекового фигурного литья к северу от Альп. Скульптура льва была отлита около 1166 года по указанию Генриха Льва (1129-1195), герцога Саксонии и Баварии из рода Вельфов, для города Брауншвейг, где была его резиденция. Более чем вероятно, что Кранах Старший видел Брауншвейгского льва, поскольку написал ныне утраченный портрет герцога Эрнста I Брауншвейг-Люнебургского /Ernest I, Duke of Brunswick-Lüneburg (1497-1546) и выполнял другие брауншвейгские заказы.

16.


Немецкая плакетка с рельефом, около 1550 / The empress and the Mouth, here shown as a statue of a lion, in a German plaquette of c. 1550. via

Сюжет «Уст истины» с шутом-соучастником перекликается с эпизодом из средневекового цикла о Тристане и Изольде . В легенде рассказывается об адюльтере: плотской любви между Тристаном и Изольдой, женой короля Марка - сеньора Тристана. Благодаря своей хитрости и при помощи любовника Изольда успешно проходит, оправдавшись, суд Божий - ордалию раскаленным железом. Единственное отличие с Бокка делла Верита в том, что момент истины происходит не перед скульптурой с магической силой, а перед очами Господа.

Зато сама любовь героев вспыхнула под влиянием магического зелья. Тристан и Изольда полюбили друг друга из-за того, что по ошибке выпили любовный напиток, предназначенный совсем для иного случая - для первой брачной ночи короля Марка и королевы. Через магию Тристан и Изольда стали беспомощными жертвами судьбы и рабами вселившейся в них страсти.

17.


Le Roman de Tristan. 1201-1300. Langue: Français. Vélin, miniatures. - lettres ornées, grotesques. Bibliothèque nationale de France, Français 776, f. 67r.

Вот как рассказывается об испытании Изольды в «Романе о Тристане и Изольде» филолога-медиевиста Жозефа Бедье - вольной реконструкции 1900 года, примерно воспроизводящей историю Тристана и Изольды на современном французском языке:

Из главаы XII. Суд раскаленным железом.

[Король Марк супруге Изольде:]

" - Будь по-твоему. Они полагают, что тебе следует оправдаться перед судом искусом на раскаленном железе. "Подобало бы самой королеве потребовать такого суда, - говорили они. - Этот искус легок для того, кто уверен в своей невинности. Что ей стоит подвергнуться этому? Господь - справедливый судья, Он рассеет навсегда старые наветы". Вот что они предлагали. Но оставим все это; я их изгнал, говорю тебе.

Изольда содрогнулась; она взглянула на короля.

Государь, прикажи им вернуться к твоему двору. Я оправдаю себя клятвой.

На десятый день.

Срок очень близок, дорогая.

Наоборот, он слишком далек. Но я прошу вас до его наступления пригласить короля Артура с Говеном, Жирфлетом, сенешалом Кеем и ста рыцарями; пусть явятся к границе вашей земли, на Белую Поляну, к берегу реки, что разделяет ваши владения. Там, перед ними, хочу я произнести клятву, а не перед одними вашими баронами, потому что иначе не успею я поклясться, как они потребуют, чтобы вы наложили на меня еще новый искус, и наши муки никогда не кончатся. Но они не решатся на это, если поручителями за суд будут Артур и его рыцари.

Между тем как глашатаи, посланные Марком, спешили к королю Артуру, Изольда тайком отправила к Тристану своего верного слугу Периниса Белокурого.

Перинис бежал по лесу, избегая торных тропинок, пока не достиг хижины лесника Орри, где давно дожидался его Тристан. Перинис сообщил ему о случившемся, о новом коварстве, о назначенном сроке, часе и месте суда.

Моя госпожа просит вас, чтобы вы были в назначенный день на Белой Поляне, так искусно нарядившись паломником, чтобы никто не мог вас узнать, и без оружия. Чтобы добраться до места суда, ей надо переправиться через реку в челноке; ждите ее на противоположном берегу, где будут рыцари короля Артура. Тогда, без сомнения, вы сможете оказать ей помощь. Моя госпожа страшится дня суда, но полагается на милость Господа, сумевшего вырвать ее из рук прокаженных.

Возвратись к королеве, мой славный, дорогой друг Перинис, и скажи ей, что я исполню ее волю. "

18.


Тристан и Изольда у фонтана, король Марк следит за ними из кустов, деталь панели ларца. Слоновая кость, Париж, 1340-1350. 6 см. Лувр / Tristan and Iseult at the fountain, King Mark spying upon them, detail from a casket panel. Ivory, Paris, 1340-1350. H. 6 cm. Louvre Museum. Accession number OA 10958. via

<... На обратной дороге Перинис встречает лесничего, который когда-то застал спавших любовников Тристана и Изольду и выдал их королю. Слуга королевы убивает доносчика. ...>

" В назначенный для суда день король Марк, Изольда и корнуэльские бароны, доехав до Белой Поляны, появились у реки в прекрасном строе, и собравшиеся вдоль другого берега рыцари Артура приветствовали их своими блестящими знаменами.

Перед ними, сидя на откосе, протягивал деревянную чашку для подаяний жалкий паломник. Завернувшись в увешанный раковинами плащ [Возвращаясь из Святой Земли, паломники украшали свои шляпы или плащи раковинами в знак того, что переправлялись через море.] , он просил милостыню крикливым и унылым голосом.

Люди корнуэльцев приближались на веслах. Когда они готовились пристать, Изольда спросила рыцарей:

Как мне, сеньоры, ступить на твердую почву, не замарав в грязи моей длинной одежды? Надо бы, чтобы мне помог какой-нибудь перевозчик.

Один из рыцарей окликнул паломника.

Друг, подбери свой плащ, сойди в воду да перенеси королеву, если не боишься упасть на полпути: я вижу, ты очень немощен.

Тот взял королеву на руки. Она сказала ему тихо: "Милый!", а потом так же тихо: "Упади на песок".

Достигнув берега, он споткнулся и упал, крепко обнимая королеву. Конюшие и моряки, схватив весла и багры, хотели накинуться на бедняка.

Оставьте его, - сказала королева, - он, видно, ослабел от долгого паломничества.
Перед шатром Артура на зеленой траве постлана была богатая шелковая ткань из Никеи, и на нее были положены мощи святых, извлеченные из ковчежцев и рак. Их охраняли Говен, Жирфлет и сенешал Кей. Помолившись Богу, королева сняла драгоценности с рук и шеи и раздала их бедным нищим, скинула свою пурпурную мантию и тонкое покрывало и отдала их; отдала также сорочку, блио и башмаки, усыпанные драгоценными каменьями. Она оставила на теле только тунику без рукавов и с обнаженными руками и ногами предстала перед обоими королями. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала:

19.


Суд императора Оттона. Испытание раскаленным железом. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471-1473 годов / Dirk Bouts. Justice of Emperor Otto III: Beheading of the Innocent Count and Ordeal by Fire. 1471-1475. 1820 x h3235 mm (without frame). Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels. Google Art Project:

Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк?

Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд!

Аминь! - сказала Изольда.

Она приблизилась к костру, бледная, шатаясь. Все молчали. Железо было накалено. Она погрузила свои голые руки в уголья, схватила железную полосу, прошла десять шагов, неся ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, протянув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве.

20.


Суд императора Оттона. Ордалия раскаленным железом. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471-1473 годов / Dirk Bouts. Justice of Emperor Otto III: Beheading of the Innocent Count and Ordeal by Fire. 1471-1475. 1820 x h3235 mm (without frame). Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels. Google Art Project: . Вид диптиха полностью

Тогда из всех грудей поднялся благодарственный клик Господу. "

[Жозеф Бедье. Роман о Тристане и Изольде /Joseph Bédier. Le Roman de Tristan et Iseult, 1900. Перевод с французского Алексея Александровича Веселовского, 1903.]

В сцене суда раскаленным железом - прямой обман, построенный на примитивной игре слов, но высший Судия дает себя обмануть. Или участвует в обмане.

21.


Лев, хотя, и без Ист Истины (но кто знает?), зато живущий на полях "Романа о Тристане" с XIII века. Маргиналия. Роман о Тристане. Рукопись XIII века. Национальная библиотека Франции / Le Roman de Tristan. 1201-1300. Bibliothèque nationale de France, f. 230v.

Существовали немецкие версии истории Тристана и Изольды. Прежде всего обширный стихотворный роман Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1215) /Gottfried von Straßburg на средневерхненемецком языке. Роман Готфрида Страсбургского "Тристан", иногда его называют "Тристан и Изольда" /"Tristan und Isolde", написан в первой четверти XIII в., сохранился в нескольких рукописях.

Роман Готфрида Страсбургского остался незаконченным, очевидно, из-за смерти автора. Он обрывается на размышлениях Тристана, собирающегося вступить в брак со второй Изольдой Белорукой.

" Поэма его так понравилась, что не могла не вызвать попыток окончить ее в том же духе. Таких продолжений мы имеем два: одно, очень слабое, составлено около 1240 г. Ульрихом Тюргеймским (von Turgeim); другое, немного лучше, в самом конце XIII века — саксонцем Генрихом Фрейбергским. Готфрид Страсбургский не первый в Германии взялся за обработку Тристана: еще за 40 лет до него (ок. 1175 г.) на эту тему написал поэму вассал Генриха Льва, Эйльгард Обергский (Eilhard von Oberge), который руководствовался не тем источником, что Готфрид Страсбургский, а одною из первых французских переделок саги, составленной неким Берулем (Béroul) в Англии ок. 1150 г. Готфрид Страсбургский заставил забыть поэму Эйльгарда, и она дошла до нас только в отрывках; но позднейший прозаический пересказ для народа (первое изд. Аугсбург, 1498) основывается на Эйльгарде (Lichtenstein, «Zur Kritik des Prosaromans Tristrant und Isolde», Бресл., 1877). " [Готфрид Страсбургский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1893]

Кроме окончаний прославившегося романа Готфрида Страсбургского, написанных поэтами Ульрихом фон Тюргейм из Швабии (около 1240) и Гейнрихом фон Фриберг из Верхней Саксонии (около 1300), был еще третий вариант продолжения. Он написан на нижнефранкском диалекте и сохранился в незначительных фрагментах. Даже из количества продолжений к неоконченному произведению Готфрида видно насколько история взаимной любви рыцаря и супруги его сеньора стала популярна в разных уголках Европы, в том числе в германских землях.

В XV веке в Германии появилась "Удивительная и занимательная история о господине Тристане и прекрасной Изольде, дочери одного короля из Ирландии, о том, как они были счастливы друг с другом и каким печальным был конец этой любви". Первое издание этой немецкой "народной книги" вышло в 1484 г. Затем, по-видимому, книга неоднократно переиздавалась.

22.


Le Roman de Tristan. 1201-1300. Langue: Français. Vélin, miniatures. - lettres ornées, grotesques. Description: Commençant par: «.. k"il m"est bien avis que cil hon qui est forsenés est anques du corssage Mathan le Brun,... » et finissant par: «... La ù il s"en aloient enssi parmi la mer, il avint qu"il arriverent entor le premier somme devant une... » . Incomplet.: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 776, f. 230v.

И для сравнения - сцена Божьего суда не из обработки рубежа XIX-XX веков, а из перевода со старофранцузского одной из двух древнейших дошедших французских версий легенды - из «Романа о Тристане», сочиненного нормандским трувером Берулем в 1190-е годы.

Беруль. Роман о Тристане.

" Расселись все бок о бок, в ряд.
Поодаль короли сидят:
Меж них, обоим сжавши руки,
Изольда в ожиданье муки.
Лежат на драгоценной ткани
Святые мощи, и в охране
Говен в изглавье зорко бдит.
Артур с Изольдою сидит
И первый слово молвил он:
"Прекраснейшая среди жен,
Клянись, Изольда, пред мощами,
Что не было вовек меж вами,
Между Тристаном и тобой
Любови грешной и срамной".
И, к небу обративши взоры,
Изольда говорит: "Сеньеры,
Внемлите клятве все округ,
Внемли и ты, о мой супруг!
О боже, сущего создатель,
Святой Гиларий81, мой предстатель,
Услышана да буду вами!
Я чудотворными мощами
Клянусь - меж бедер у меня
В ночи ль, средь белого ли дня
Лишь двое были: первый тот,
Кто нес меня по топи вброд -
Тот жалкий нищий прокаженный -
Да Марк-король, кому я в жены
На веки вечные дана.
Вся правда господу видна:
Да, нищего я обнимала...
<Далее одна строка не поддается прочтению>
.. .. .. .. .. .. .. . .
И это клятвенное слово
Я подтвердить сейчас готова".
И слышит это стар и млад.
Все крестятся и говорит:
"Помилуй королеву, Боже!
Нет, так солгать никто не может!
Тот нехристь или лютый зверь,
Кто не поверит ей теперь.
Оправдана Изольда нами,
Поклявшися перед мощами
При королях, при всем народе,
Что были у нее меж бедер
Лишь двое - прокаженный тот,
Который нес по грязи вброд
Изольду в девять поутру,
Да Марк-король, ее супруг.
Пусть ад ее врагов пожрет!"
Король Артур тогда встает
И Марку слово говорит,
И речь его как гром гремит,
"Король, господен правый суд
Сейчас мы все узрели тут.
Изольда пред тобой безвинна,
И коль наветов яд змеиный
Бароны лить начнут опять,
Клянусь, всем трем не сдобровать!
Не будет мною пощажен
Ни Гондоин, ни Гвенелон,
И ты, Деноален-злодей,
Заплатишь головой своей!
Где б ни был я - стрелой примчусь,
С клеветниками расплачусь!"
И Марк ему в ответ: "Сеньер,
Благодарю". Доволен двор:
Нелюбы эти трое всем.
В отъезд сбираясь между тем,
Артур отважный и премудрый
Изольде молвит златокудрой:
"Ко мне, сеньера, слух склони,
Суровым взором не казни,
Тебе служить до гроба рад,
И пусть твои враги дрожат!
По праву преданного друга
Просил я твоего супруга
Клеветникам не верить впредь,
Наветы гнусные презреть".
"С тобою я во всем согласен", -
Так молвил Марк, и восвояси
Они уехали затем:
Марк в Корнуэльс, Артур в Дархем.
Тристан в лесу недолго прожил
И в Корнуэльс уехал тоже. "

[Беруль. Роман о Тристане. Перевод со старофранцузского Э. Л. Линецкой. Легенда о Тристане и Изольде. Серия "Литературные памятники", М., "Наука", 1976.]

23.

"Уста истины" Лукаса Кранаха Старшего на СотбисТВ / SothebysTV, 24.06.2015: ‘The Bocca della Verità (The Mouth of Truth)’ by German painter Lucas Cranach the Elder is a Northern Renaissance work of great size, quality and importance. Richard Charlton Jones explores the legend behind the painting.

Примечания :

Средневековая легенда о любви юноши Тристана из Леонуа и королевы корнуэльской Изольды Белокурой относится к числу наиболее популярных сюжетов западноевропейской литературы. Возникнув в кельтской среде, легенда вызвала затем многочисленные литературные фиксации, сначала на валлийском языке, затем на французском, в переработках с которого она вошла во все основные европейские литературы, не миновав и славянских.

Число литературных памятников, в которых разрабатывается сюжет, очень велико. Не все эти памятники сохранились в равной мере. Лишь в виде фрагментов знакома легенда по кельтским источникам. Совсем утрачены ее ранние французские обработки. Французские стихотворные романы второй половины XII в. дошли также далеко не полностью. Однако сохранились ряд иноязычных переводов-переработок этих ранних фиксаций легенды о Тристане и Изольде.

Французский Роман о Тристане и Изольде /Le Roman de Tristan сохранился в двух неполных вариантах, записанных нормандскими труверами Тома (70-80-е годы XII в.) и Берулем (90-е годы), однако восходят они к более ранним редакциям и опираются на кельтскую эпико-мифологическую коллизию.

Беруль /Berox Berols (вторая половина XII в.) — старофранцузский поэт. Роман Беруля сохранился в единственной рукописи второй половины XIII в., принадлежащей ныне Парижской национальной библиотеке (Э 2171). Собственно, сохранилось только 32 листа in-folio, без начала и без конца. Первые листы рукописи сильно испорчены.
Легенда о Тристане и Изольде. Издание подготовил А. Д. Михайлов. Серия "Литературные памятники" , М., "Наука", 1976. OCR
. Т. IX (1893): Гоа — Гравер, с. 438-439



Просмотров