Успение Пресвятой Богородицы: что празднуют православные. Успение - что такое? Успение Пресвятой Богородицы

В этой статье мы расскажем о Празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Что значит слово « Успение»

« Успение» - это устаревшее слово. Впереводе насовременный русский язык значит « смерть, кончина» .

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Это один издвунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны ссобытиями земной жизни Господа Иисуса Христа иБогородицы иделятся наГосподские (посвященные Господу Иисусу Христу) иБогородичные (посвященные Божией Матери). Успение- Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается вРусской Православной Церкви 28 августа поновому стилю (15 августа постарому стилю), установлен впамять осмерти Божией Матери. Кнему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, построгости сравнимый сВеликим постом. Интересно, что Успение- последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября поновому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа поновому стилю. Унего есть 1 день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Что можно есть наУспение Богородицы

28 августа, впраздник Успения Божией Матери, если онвыпадает насреду или пятницу, можно вкушать рыбу. Втаком случае разговение переносится наследующий день. Авот если Успение выпадает надругие дни недели, топоста нет. В2016 году праздник Успения- непостный день.

События Успения Богородицы

Все, что мызнаем осмерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто изцерковного Предания. Вканонических текстах мынепрочитаем ничего отом, как ипри каких обстоятельствах Богородица отошла коГосподу ибыла погребена. Предание- один изисточников нашего вероучения, вместе соСвященным Писанием.

ИзНового Завета мыузнаем, что Спаситель, распятый накресте, попросил своего ближайшего ученика- апостола Иоанна Богослова- заботиться оМарии: Увидев матерь иученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! Исэтого времени ученик сей взял Еексебе (Ин19:26– 27). После распятия Христова Богородица вместе сучениками своего Сына пребывала вмолитве ипосте. Вдень Сошествия Святого Духа наапостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Вписьменных памятниках начиная сIVвека мынаходим упоминания отом, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (тоесть взята) сземли нанебо. Произошло это так. Затри дня досмерти Богородице явился Архангел Гавриил ивозвестил опредстоящем Успении. Втовремя она пребывала вИерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли еетело вГефсимании, тамже, где покоились родители Богородицы иеесупруг- праведный Иосиф. Нацеремонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. Натретий день после погребения Фома захотел увидеть еегроб. Гроб открыли, нотела Богородицы внем уже небыло- лишь ееплащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения обистории праздника Успения начинаются лишь сконца VIвека. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в592– 602 годы. Скорее всего, доэтого времени Успение было вКонстантинополе поместным, тоесть необщецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIIIв., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу вцентре образа- она лежит насмертном одре, посторонам отнее- плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель сдушой Богоматери, изображаемой ввиде спеленутого младенца.

ВXIвеке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый « облачный тип» . Мыможем увидеть его, например, нафреске изцеркви Святой Софии вОхриде вМакедонии. Вверхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие ксмертному одру Богоматери наоблаках. Самый древний пример « облачного Успения» наРуси- это икона начала XIII века, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. Вверхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба сзолотыми звездами ифигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится вТретьяковской галерее.

Часто уложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

Упраздника Успения есть один день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября поновому стилю. Апредшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Ондлится с14 по27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Еесовершают поподобию службы Утрени Великой Субботы; вовремя нее читают 17-ю кафизму- « Блаженни непорочнии» . Внастоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть вомногих кафедральных иприходских храмах навторой или третий день праздника. Богослужение начинается совсенощного бдения. Навеликом славословии духовенство храма выходит клежащей посреди храма плащанице сизображением Богоматери; кадит ей, апотом обносит еевокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). Инаконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) иотпуст (благословение молящихся навыход изхрама поокончании богослужения).

Стихиры Успения вVвеке написал Константинопольский патриарх Анатолий. АвVIII веке Косма Маюмский иИоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

Врождестве девство сохранила еси, воуспении мира неоставила еси, Богородице, преставилася еси кживоту, Мати сущи Живота, имолитвами Твоими избавляеши отсмерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство ипопреставлении неоставила мира; Тыперешла квечной жизни, Мати Жизни, имолитвами Твоими избавляешь отсмерти души наши.

Кондак Успения Богородицы

Вмолитвах Неусыпающую Богородицу ивпредстательствах непреложное упование/гроб иумерщвление неудержаста: якоже боЖивота Матерь кживоту престави воутробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, вмолениях неустанную ивходатайствах надежду неизменную, гроб иомертвение неудержали, ибо кжизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся вЕеутробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, ивсеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, ивсеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь наУспение Божией Матери (28 августа 1981 года):

«Мыпразднуем сегодня престольный праздник наш; мывсе стоим перед единым иединственным Престолом, который существует: престол, накотором восседает Бог наш; но, как сказано вСвященном Писании, Бог восвятых почивает: нетолько всвятых местах, новсердце ивуме очищенных подвигом иблагодатью, вжизни ивсамой плоти святых.

Исегодня мыпразднуем день Успения Святейшей всех святых- Божией Матери. Она уснула сном земли; нокак Она была живой досамых глубин Своего естества, так иосталась Она живой: живой душою, вознесшейся кпрестолу Божию, живой ивоскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь имолится онас. Поистине Она является престолом благодати; вНее вселился Живой Бог, вутробе ЕеОнбыл, как напрестоле славы Своей. Искакой благодарностью, скаким изумлением мыдумаем оНей: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет ЕеЦерковь, прославляя Ееводной изикон,- Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Ночтоже Она оставляет нам? Одну только заповедь иодин дивный пример. Заповедь- теслова, которые Она сказала слугам вКане Галилейской: Чтобы нисказал Христос- тоисполните… Иони исполнили; иводы омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому изнас: пойми, каждый изнас, слово Христово, вслушайся внего инебудь только слушателем, ноисполни его, итогда все земное станет небесным, вечным, преображенным ипрославленным…

ИОна оставила нам пример: оНей говорится вЕвангелии, что каждое слово оХристе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала вСвое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что уНее было…

Станем имыучиться так слушать, как слушают всей любовью ивсем благоговением, вслушиваться вкаждое слово Спасителя. ВЕвангелии много сказано; носердце каждого изнас отзывается тонаодно, тонадругое; иначто отозвалось мое или твое сердце- это слово, сказанное Спасителем Христом тебе имне лично… Иэто слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами иБогом, как признак нашего родства иблизости сНим.

Иесли так будем жить, так слушать, так складывать всердце своем слово Христово, как сеют семя вовспаханную землю, тогда инад нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она кней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе отГоспода… Дабудет это иснами; дабудет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ееединственную заповедь, итолько тогда прославление Еенами вэтом святом храме, который Ейдан вжилище, будет истинным, потому что мыпоклонимся тогда Богу вНей ичерез Нее идухом иистиной. Аминь.»

Успенский собор Московского Кремля

ВУспенском соборе вКремле напротяжении шести веков возводили всан епископов, митрополитов ипатриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами ивчесть побед.

Первое каменное здание собора заложили в1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр икнязь Иван Калита. Вконце XVвека великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился ксередине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся донаших дней росписи ииконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы ипатриарха. Также вXIV- XVII веках Успенский собор вКремле был усыпальницей митрополитов ипатриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения внем вновь начали проводить в1990г.

Успенский собор воВладимире

Успенский собор воВладимире построили в1158– 1160 годах поповелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели избелого тесаного камня, онбыл одноглавым стремя небольшими притворами ибашнями узападных углов.

В1185– 1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы ибашни разобрали изаменили навысокие галереи. Собор перестроили- вчастности, онстал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась донаших дней лишь фрагментарно. Кросписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками всеверной галерее, кросписи 1189- фигуры Артемия иАвраамия вюго-западном углу древней части собора.

В1408 году Успенский собор воВладимире расписали преподобный Андрей Рублев иДаниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции « Страшного суда» , занимавшей всю западную часть храма, иеще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин ииконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся вТретьяковской галерее вМоскве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал повремени сжатвой. Вэту пору года русские крестьяне были заняты науборке урожая. Именно поэтому внародном сознании нацерковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

Увосточных славян кУспению приурочивали так называемые « Обжинки» . Обжинки- праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли « Госпожинки» , « Госпожи» , « Госпожин день» - вэтих словах нашло отражение почитание Богородицы, ккоторой верующие обращаются как кГоспоже, Владычице.

Наследующий после Успения день- 29 августа- отмечали « Ореховый (или Хлебный) Спас» . Его назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи. Кконцу августа начинали также собирать грибы, делали овощные иплодовые заготовки назиму. Старались засеять озимые: « Озимь сей затри дня доУспенья итри- после» .

« Ореховый, или Хлебный, Спас»

« Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения изЕдессы вКонстантинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (поновому стилю). Этот праздник приходился напервый день после окончания Успенского поста, тоесть наследующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

« Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи изавершать жатву хлебов.

Проповедь наУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Святитель Феофан Затворник:

«После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила вИерусалиме, вдоме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил ЕеСам Господь сокреста. Вот приблизилось время переселиться ейвнебесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась нагоре Елеонской, Ей,- рассказывает предание,- явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, иизвестил оЕекончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, иначала готовиться. Кодню Еепреставления, поповелению Божию, чудесно явились вИерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди повсему миру. Они были свидетелями Еемирной, тихой, святой иблаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, вославе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов иправедных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей исославой вознес Еенанебо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! Свозжженными светильниками ипением псалмов апостолы понесли тело Богоматери вГефсиманию, где погребены были Ееродители иИосиф. Неверующие первосвященники икнижники, пораженные величием погребального шествия иозлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг ивоинов, чтобы разогнать провожавших исжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ ивоины сяростью устремились нахристиан, нобыли поражены слепотой. Вэто время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился когробу снамерением повергнуть его наземлю; ноедва коснулся онруками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части ихповисли уодра, асам Афоний упал наземлю скриком.

Апостол Петр остановил шествие исказал Афонию: « Убедись, что Христос истинный Бог» . Афоний тутже исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию сусердной молитвой обратиться кБогоматери иприложить останки рук кчастям, повисшим уодра. Поисполнении этого руки срослись иизлечились, анаместе отсечения остались лишь знаки. Ослепшийже народ ивоины сраскаянием прикоснулись кодру иполучили зрение нетолько телесное, ноидушевное, ивсе сблагоговением присоединились кшествию.

Натретий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, поволе Божией, апостол Фома, ипожелал видеть Еегроб. Поего желанию гроб был открыт, новнем ненашли тела Богоматери. Вечером тогоже дня, вовремя трапезы своей, апостолы увидели ввоздухе Пресвятую Деву нанебесах, живую, сомножеством Ангелов. Стоящая инеизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: « Радуйтесь! Явсегда свами» ; апостолы воскликнули: « Пресвятая Богородица, помогай нам» . Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, ачерез них ивсю Церковь вЕевоскресении. Вподражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын ЕеиБог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами- посещать святые места.»

Успение Пресвятой Богородицы - одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник. В 2019 году он отмечается 28 августа. Полное церковное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

История праздника

После вознесения Иисуса Христа на Небеса Пресвятая Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Когда Царь Ирод начал гонение христиан, Богородица с Иоанном поселилась в Эфесе. Там она ежедневно молилась и просила Господа поскорее взять ее к себе. В один день к ней явился Архангел Гавриил и известил, что по истечении трех дней ее земная жизнь закончится.

Дева Мария перед кончиной пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство по разным городам. Ее желание исполнилось. Апостолы собрались у ложа Богородицы, на котором она смиренно приняла смерть. Гроб с телом Божией Матери был захоронен в пещере. Апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. Апостол Фома опоздал к погребению. Ему разрешили отворить вход в гроб и поклониться святым останкам. В пещере тела не оказалось. Апостолы убедились в телесном вознесении Богоматери на небо.

Традиции и обряды праздника

Успение Пресвятой Богородицы отмечается в Православной Церкви с особой торжественностью. Праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Священнослужители облачаются в одежду голубого цвета.

В канун праздника в центр храма выносится Плащаница, на которой изображен лик Богоматери. Затем совершается всенощное бдение, во время которого поются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На 2-й или 3-й день праздника во многих кафедральных и приходских храмах совершается Чин погребения Богоматери. Во время утрени на великом славословии священнослужители выходят к расположенной в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее. Затем они обносят ее вокруг храма. После этого священнослужители помазывают прихожан освященным маслом (елеем).

Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий Успенский пост. 28 августа прихожане разговляются. Хозяйки готовят праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

По народной традиции, 28 августа люди собирают урожай овощей и фруктов и делают заготовки на зиму. На Руси в этот день парни сватались.

Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы

В Успение Пресвятой Богородицы не стоит надевать новую или неудобную обувь, иначе весь год будет ощущаться дискомфорт.

Нельзя ругаться матом, обижать ближних, отказывать в помощи нуждающимся, грубить и быть в плохом настроении.

На Руси люди сопоставляли Божью Матерь с Матерью-Землей. В этот праздник запрещалось ходить босиком и втыкать в почву острые предметы. Эти действия обижали землю и влекли неурожай.

Приметы и поверья на Успение Пресвятой Богородицы

  • Дождливая погода на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень.
  • Если праздник совпадет с «бабьим летом», то зима будет морозной и малоснежной.
  • Девушка, которая до Успения не найдет парня, до весны будет незамужней.
  • Завершить начатые ранее дела или помочь другу в этот праздник - хорошая примета.
  • Если на Успение Пресвятой Богородицы натереть или ранить ногу, то впереди ожидаются жизненные трудности и неудачи.

Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

Дата празднования

Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

История и смысл

После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Название праздника

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Успение" — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит "смерть".

Традиции и приметы праздника

В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

Алена Филиппова

Как сообщает БФ «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» , об отшествии ко Господу и похоронах Божией Матери рассказывает церковное предание.

В рукописях IV века есть свидетельство о том, что Богородица после смерти отправилась душой и телом на Небо. За три дня до успения в Иерусалиме Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что близится день Ее смерти. Он подарил Божией Матери сияющую неземным светом ветвь райского дерева - символ победы вечной жизни над смертью, дарованной Спасителем на кресте. Поэтому Успение - не траурное событие, а праздник.

Тогда все апостолы прибыли в Иерусалим, чтобы попрощаться с Девой Марией. Только апостол Фома не смог прийти. Крыша горницы, в которой они собрались, открылась, и неземной свет осиял всех присутствующих. В горницу сошел Спаситель в окружении ангелов. Богородица помолилась к Своему Сыну и отдала душу в Его руки.

Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсимании, где покоились Ее святые родители – Иоаким и Анна и обручник Иосиф. Во главе похоронной процессии шел Иоанн Богослов, который нес райскую ветку, а гроб с телом Божией Матери несли все апостолы, кроме Фомы. Множество христиан несли зажженные свечи и кадила. Люди и ангелы пели, прославляя Пресвятую Богородицу.

В похоронной процессии был иудейский священник Аффония, который попытался перевернуть одр, на котором лежало тело Божией Матери. Ангел не допустил этого и отсек Аффонию руки в тот момент, когда он прикоснулся к гробу. Он раскаялся и получил исцеление, после чего принял христианство.

Апостол Фома прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Он захотел увидеть гроб Божией Матери. Когда гроб открыли, то Ее тела в нем не было, осталась лиш плащаница. Дева Мария душой и телом вознеслась к Своему Сыну.

Апостол Фома рассказал, что видел, как Богородица возносилась на Небо. В этот миг он попросил, чтобы Она благословила его. Тогда Божия Матерь сбросила ему Свой пояс.

Также Богородица явилась апостолам, говоря: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».

На Святой Горе 28 августа панигир отмечает Иверский монастырь. Как известно, Афон называют земным уделом Божией Матери. В афонских обителях хранится много чудотворных икон Пресвятой Богородицы, а в монастыре Ватопед – Ее пояс.

В народе праздник Успения Пресвятой Богородицы называют «Первая Причистая». Сегодня закончился Успенский пост.

Успение Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых значимых праздников после Пасхи в православном литургическом календаре. Прославляет этот день память о Божией Матери и приходится он на 28 августа по-новому стилю, и на 15 число по-старому. Перед празднованием этого святого дня всем верующим церковь повелевает соблюдать пост с 14 числа по 27 число августа месяца во имя и по примеру Пресвятой Богородицы, пребывающей в постоянных молитвах и в строжайшем посте дни, предшествующие Ее успению.

Духовный смысл и истинное значение праздника.

Многим людям может показаться абсурдным празднование дня успения, т.е. смерти Матери Божией, ведь для большинства из нас смерть ассоциируется лишь с сердечной болью и тоской, скорбью и потерей того, чей жизненный путь навсегда завершился.

Еще издревле любому простому человеку казалось, что явление смерти выступает самой непостижимой и величайшей из всех существующих загадок бытия. Смерть во все времена вызывала трепет и страх у людей, полную их растерянность, панику и недоумение.

Однако, глубоко верующие православные христиане знают и неистово верят в то, что все сущее при Божественном мироздании обрело непоколебимую и надежную жизненную основу на веки вечные. Не смерти нужно бояться людям, а образа того и поступков тех, какими их земное существование будет наполнено.

Благодаря вере такой каждый христианин воспринимает явление смерти не как полное завершение жизни человека, а лишь как тяжелое, но необходимое для вечного и подлинного существования, испытание. В связи с этим Успение Богородицы вызывает радость у православных, ведь через смерть она получила возможность снова быть с Сыном Своим.

Атеист может всю свою земную жизнь прожить под гнетом страшного ожидания собственной смерти в качестве полного самораспада, а православный верующий же, даже готовясь к смерти, — готовиться лишь к новой жизни.

Однако, не стоит считать, что христиане причисляют смерть к благим и радостным явлениям. Она, конечно же, является прямым нарушением и искажением первоначально установленного в человеческом мироздании порядка, утрата которого происходит по причине грехопадения человека, его непослушания воли Божественной и нарушения Закона Божьего.

Согласно догматическому учению Православной Церкви, Бог не желал смерти людям, они самостоятельно обрекли себя на нее по причине духовной слабости своей и неукротимой плоти. Но даже в данном случае Спаситель наш проявил к человеку несказанную милость и благодать, Он смерть земную превратил в путь к вечному совместному пребыванию человека со Своим Создателем.

Праздник Успения Богородицы установлен еще с древних времен. Упоминания о нем можно обнаружить в писаниях блаженного Иеронима, Григория и Августина, а так же в сочинениях епископа Турского.

В IV веке византийский император Маврикий в честь победы (15 августа 595 г.) своей над персами приурочил к этому дню празднование Успения Пресвятой Богородицы, определив этот день и это событие одним из самых главных общецерковных праздников.

Однако, первостепенно в различных местах сей праздник совершался в разное время: кое-где празднование Святого Успения происходило в январе месяце, а где-то – и в августе. К примеру, в VII веке в Римской Церкви на Западе было принято праздновать 18 января «кончину девы Марии», и при этом 14 число августа месяца определяли днем «взятия Её на небеса Божьи».

Лишь в VII-IX вв. праздник Успения Богородицы стал совершаться 15 августа в большинстве западных и восточных Церквей. Целью этого праздника было не что иное, как прославление и сохранность памяти о Богоматери, и о Ее воссоединении с Сыном Своим через успение.

Стихиры на Успение Богородицы появились в V веке, они были написаны патриархом Константинопольским. Затем в VIII веке появились два канона, посвященные этому празднику, созданные святыми Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти и Воскресения Спасителя всеобщего вплоть до Великого гонения на христиан находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила как Удел для проповеди слова евангельского.

Незадолго до смерти своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Ее Божественного.

В один из дней Ее пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Ее о том, что через три дня настанет Ее кончина, и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему. Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он, в свою очередь, — всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия все скромное имущество завещала вдовицам — прислужницам Своим. Велела им после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Ее уход сопровождал свет несказанный, при появлении котором, Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Ее память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Ее защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Ее, призывающих всех возрадоваться, ибо отныне Она будет со всеми и во все дни. После Воскресения и утешительного изречения тело Матери Божией покинуло землю, и было восхищено на небеса.



Просмотров