Управление эмоциями. Как зарождаются и развиваются эмоции

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Большинство людей верят в то, что эмоции - это природная, неуправляемая реакция организма человека на события окружающей среды. Благодаря этому мифу в нашем обществе преобладают негативные эмоции, бездушие, жестокость, эгоизм.

Теория социального психоанализа эмоций показывает то, что основные социальные эмоции человека зарождаются и развиваются из событий детства, в первую очередь из обстоятельств взаимодействия ребенка с родителями. Также теория объясняет, что маленькие дети мастерски владеют управлением своими эмоциями - включают, выключают, подбирают их как ключики для решения тех или иных ситуаций.

Теория развенчивает миф о неуправляемости эмоций и доказывает, что управлять эмоциями - это для нас естественно. Это возвращение к своему мастерству, которое было у каждого из нас в детстве.

Вот основные положения теория социального психоанализа эмоций:

Дети рождаются не беспомощными, а достаточно сильными и владеющими всеми необходимыми инструментами управления родителями для того, чтобы заботиться о своих интересах и потребностях. Основные детские инструменты управления: это комплекс оживления, удивление, интерес, хныкание, разные виды плача (недовольство, агрессия, страх, отвращение). На начальном этапе этого ограниченного арсенала ребенку достаточно для управления родителями.

Примерно с 3 до 7 лет дети мастерски владеют своими эмоциями, знают для кого и зачем они их проявляют, эмоции у них намерены, осознанны и произвольны.

В этом возрасте ребенок может мгновенно запустить и остановить свой плач, выбрать необходимую громкость и тембр, адресат. Дети четко отвечают на два вопроса: кому они плачут и зачем. Также с 3-х лет для того чтобы обыгрывать родителей и родственников ребенок осваивает новые, более серьезные, энергичные эмоции - истерику, обиду, капризы, раздражение, злость, возмущение, стеснительность, скуку, усталость, страхи, отчаяние, ужас.

С 4- лет в процессе социализации у ребенка постепенно начинается деградация управления своими эмоциями, которые к 16-18 лет превращаются в непроизвольные и неуправляемые.

В процессе общения со сверстниками, такими же профессионалами во владении эмоциональными манипуляциями, ребенок осознает, что побеждает в эмоциональных боях сверстников тот, кто делает свои эмоции максимально сильными - т.е подключает всё тело, отключает мозги и делает себя будто неуправляемым. Дети постепенно начинают скрывать намеренность эмоций, ответственность за эмоции перекладывают на других. Усваивается привычка в трудных ситуациях не думать, а переживать. Требования родителей сопровождаются эмоциями, закладывается основа для Внутреннего саботажника.

Таким образом в возрасте от 16 до 18 лет ключи управления эмоциями теряются полностью. Ребенок надевает маску. Эмоции становятся шаблонной привычкой, непроизвольной, автоматической реакцией.

При выходе во взрослую жизнь ребенок встает перед выбором: вернуть ли себе ключи управления эмоциями или же верить в то, что его эмоции непроизвольны.

Если раньше выученные автоматические эмоции помогали ребенку выигрывать, то выходя во взрослую жизнь, взрослый ребенок понимает, что на его эмоции уже никто не реагирует, что уже так не получается получить то, что хочется.

Кто-то взрослеет и возвращает себе ключи управления эмоциями. А кто-то остается в состоянии ребенка и находит друзей, с которыми можно продолжать играть в эмоции, как в детстве, и продолжает по привычке выяснять отношения, спорить, мстить уже самому себе и своей Жизни.

Если в процессе всего воспитания родители не управляют ребенком, то ребенок начинает управлять родителями.

Если не управлять ситуацией, то в первую очередь ребенок выучивает негатив. Ребенок начинает подбирать ключи и управлять родителями с помощью негативных эмоций. Родители могут управлять ребенком - его вниманием, переключать и опережать его требования, устанавливать правила и требования, проявлять твердость. Важно не потакать капризам, но и не обвинять в ловкачестве, так как это негативные внушения. Искать и внушать позитив.

А что Вы думаете о теории социального психоанализа эмоций?

Управляете ли Вы своими эмоциями полностью или же ключи управления ими где-то потерялись?

Милена Владимова


Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста

дипломная работа

3.1 Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка

Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является "золотым временем" для эмоциональной жизни в нас. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей и практических работников.

Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.

Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.). Это указывает на то, что развитие эмоций детей, в частности социальных, - это управляемый процесс, который позволяет воспитывать эмоции, делать их, по мнению Л.С. Выготского, культурными.

Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей ребенка - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

При деформации личностных отношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжело переживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след. Эмоциональная память ребенка фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.

Внутренний мир детей резонирует на внешние обстоятельства и проблемы. Эмоциональный резонанс усиливается эмпатийностью реагирования детей на эмоциональные состояния близких людей. Эта особенность функционирования эмоциональной сферы ребенка позволяет понять непроизвольность включения детей в мир взрослых проблем и трудностей. Порой сами взрослые не задумываются над степенью переживания детьми семейных ссор, конфликтов, отчужденности или разрыва семейных отношений. В жизненном опыте, который интенсивно формируется в период дошкольного детства, накапливаются пережитые ситуации, за которыми закрепляется определенный эмоциональный знак. Доминирование какого-либо знака оказывает влияние на ценностные ориентиры, которые обуславливают характер действий ребенка, что, в свою очередь, определяет модель его поведения и схемы построения отношений с людьми.

Социальные эмоции детей также можно рассматривать и как своеобразный знак личностной успешности при изменении социальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения.

В социально-эмоциональном плане успешность ребенка в новых жизненных ситуациях предполагает адекватное реагирование на происходящие изменения. Адекватность эмоциональных проявлений обусловлена освоением новых социально приемлемых способов взаимодействия, накоплением положительных эмоций, свидетельствующих о принятии окружающими ребенка. Именно позитивные социальные эмоции являются необходимой предпосылкой для развития у детей открытости, доверительности, искренности. Преобладание же негативного эмоционального фона в жизни ребенка может оказать пагубное влияние, как на его психическое здоровье, так и на процесс личностного становления.

Изучение особенностей социально-эмоционального развития современных детей позволяет обнаружить ряд противоречий, связанных с характером взаимодействий внутреннего мира ребенка и социального окружения. В процессе личностного становления ребенка возникают противоречия:

Между открытостью и направленностью эмоций ребенка к окружающему миру, стремлением к доверию и принятию его взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и преобладанием жесткости, агрессивности в межличностных отношениях - с другой стороны;

Между ранимостью и хрупкостью мира чувств и переживаний ребенка, его эмоциональной восприимчивостью, откликаемостью на состояние другого человека, с одной стороны, и трансляцией "взрослых", "посторонних" проблем, нагнетанием напряжения в эмоциональных отношениях - с другой стороны;

Названные противоречия определяют актуальность научного поиска путей и средств социально-эмоционального развития детей раннего возраста в современных условиях.

Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и экономические кризисы приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности и проявляется уже в дошкольном возрасте. Взрослые люди не всегда способны перенести возникающие жизненные трудности, справиться с проблемами, сохранить целостность и уверенность. Дети в этих условиях являются более беззащитными и уязвимыми, испытывая на себе груз внешнего неблагополучия.

Переживая ситуацию эмоционального дискомфорта, ребенок, как правило, неосознанно выбирает тот или иной способ психологической самозащиты активного или пассивного характера. Совершая агрессивные действия или пребывая в депрессивном состоянии, дети таким образом пытаются прожить конкретную ситуацию, противостоять эмоциональному негативизму, который возникает в процессе взаимодействия с окружающими людьми и искажает духовную связь ребенка с миром.

В этой связи функциональное предназначение педагога как духовного наставника в поисках личностно приемлемых и социально принимаемых способах взаимодействия ребенка с социумом возрастает. Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время из-за отсутствия системно разработанных условий и методов, способствующих эмоциональному развитию детей раннего и дошкольного возраста, педагоги испытывают трудности в формировании мира чувств ребенка, не владеют педагогическим инструментарием тонкого и бережного влияния на переживания детей. В связи с этим возникает необходимость освоения специалистами педагогических технологий, направленных на регулирование эмоционального состояния детей, на овладение детьми таких способов поведения, которые позволили бы преодолевать напряженность и возможную стрессовость возникающих ситуаций без существенных эмоциональных потерь, на формирование у детей позитивного эмоционально-оценочного отношения к различным жизненным изменениям.

Эмоции - это внешний знак внутреннего мира ребенка. Для детей всего важнее признание, принятие его другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми.

Дети раннего возраста осваивают способ взаимоотношения с другими людьми. От преобладания позитивных или отрицательных эмоций зависит все поведение ребенка, его личностное становление.

Роль педагога, как духовного наставника,- помочь детям пережить сложную ситуацию без значительных эмоциональных потерь, научить преодолевать трудности. Воспитывать эмоции у детей, делать их более культурными, формировать социально приемлемое поведение.

Социальные эмоции - основа поведения ребенка, причина его благополучия или неблагополучия.

Влияние эмоций на жизнь человека

Эмоциональный процесс имеет положительный и отрицательный знак. Регуляция поведения осуществляется благодаря формированию мозговых структур, функционирующих в определенном порядке...

З. Фрейд: теория личности

Заменяющие воспоминания при забывании иностранных слов по Фрейду

В этом наглядном примере волнение мужчины произошло от потока мыслей, который был прерван, но чье содержание не имело никакого отношения к самой теме беседы. Подавляемая тема, вспыхнувшая в голове собеседника Фрейда...

Зло как феномен

Фрейд объясняет все зло мира. Именно так. Почему нам иногда так хочется кого-нибудь ударить? Физически или хотя бы словом? Откуда в нас раздражение и ненависть, злоба и страхи, комплексы и фрустрации, стрессы и депрессии и т.д. и т.п.? Наконец...

Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом

Что же такое эмоциональное состояние ребенка? Что такое для него печаль? Радость? Тревога? Как ребенок рисует свой эмоциональный мир? И как определяется по рисунку его эмоциональное состояние? Что такое Эмоция? В руководстве "Физиология...

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Два процесса - применение орудий и использование символов -- ранее рассматривались в психологии как изолированные и независимые друг от друга. На протяжении долгого времени в науке существовало мнение...

О возможных нейрофизиологических основах природы внутреннего "Я" в изучении личности учащихся

К теме внутреннего "Я" обращались и неврологи, и нейрофизиологи, и психофизиологии, пытающиеся использовать свои методы для поиска и исследования субстрата и механизма внутреннего "Я". В работе философа Д. Дубровского логически показано...

Проблема развития в возрастной психологии

Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте

Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности...

Если обратиться к изобразительному искусству, то здесь всегда существовало традиционное разделение между формой и цветом. Хотя такое разделение может показаться весьма поверхностным и слишком академическим...

Теория личности Зигмунда Фрейда

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты...

Эмоции - состояние, которое возникает при появлении стимула, важного с точки зрения потребностей и целей организма

  • Сигнальная функция: информация о текущей ситуации
  • Коммуникативная функция: формирование отношений с окружающими

Теории:

Психоэволюционная теория (Роберт Плутчик)

Базовые эмоции: восемь эмоций соответствуют восьми основным потребностям

Компоненты : заданы генетически специфичны для эмоции неизменны

Нейрокультурная теория (Пол Экман)

Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, отвращение, радость, удивление

Компоненты: заданы генетически специфичны для эмоции врожденные компоненты могут изменяться

Культурно заданные эмоции

Базовые эмоции: не существуют

Компоненты: существуют биологические предпосылки эмоций но все компоненты подвержены влиянию культуры существуют межкультурные различия в эмоциях

Эмоции и социальное поведение

Эмпатия – понимание человеком эмоций, которые испытывает партнер (когнитивный компонент), и сопереживание ему (эмоциональный компонент)

  • Диспозициональная эмпатия
  • Ситуативная эмпатия

Аттракция – восприятие партнера как привлекательного для общения, симпатия по отношению к нему

Партнер

1. Внешность: большую аттракцию вызывают красивые люди Эффект якоря: понижение оценки окружающих после наблюдения за красивым человеком Эффект иррадиации красоты: более высокая оценка человека, имеющего красивого партнера Эффект самосбывающегося пророчества: формирование у красивых людей более позитивных характеристик под влиянием ожиданий окружающих

2. Статус: большую аттракцию вызывают высокостатусные люди

3. Ценности, аттитюды, личностные черты: большую аттракцию вызывают люди, которым приписывают позитивные «коммунальные» черты

4. Принцип подобия: большую аттракцию вызывают люди, которые похожи на нас по… …внешности …статусу …аттитюдам и ценностям

Взаимодействие

1. Знакомость - большую аттракцию вызывают люди, которые кажутся нам знакомыми

2. Близость в пространстве – большую аттракцию вызывают люди, которые находятся близко от нас

3. Отношение со стороны партнера – большую аттракцию вызывают люди, которые позитивно оценивают нас, сделали нам что-то хорошее

4. Отношение к партнеру – большую аттракцию вызывают люди, которым мы сделали что-то хорошее

Ситуация

1. Стимулы, вызывающие радость: приятные запахи, звуки, изображения, воспоминания, смешные рассказы и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в радостной обстановке

2. Стимулы, вызывающие тревогу: прием у врача, проход по ненадежному мосту, занятия экстремальным спортом и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в обстановке, вызывающей легкую тревогу

Итак, что же относят к социальным эмоциям и чувствам? К ним относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические.
Нравственные эмоции и чувства возникают у детей и развиваются в процессе общения и в ходе совместной деятельности и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами.
Интеллектуальными называются те эмоции и чувства, которые возникают у детей в процессе познания действительности. Интеллектуальные чувства дошкольников выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, с анализом и решением проблемных ситуаций.
Эстетические эмоции и чувства есть те, которые возникают у ребенка при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического. Такие эмоции и чувства вызывают у детей как творения природы, так и творения рук человека.

Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения.

В связи с этим А.В. Запорожец даёт следующее определение социальным эмоциям: «социальные эмоции - эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников». В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или как отталкивающие, как интересные, удивительные или неинтересные, обычные, добрые или как злые, как красивые или как безобразные. В соответствии с ней, как пишет А.В. Запорожец, ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых – педагогов и родителей.

Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий, и, вызванной им высокой оценки со стороны взрослых, связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующим поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Развитие эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала появляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности. Благодаря этому эмоциональные процессы начинают актуализировать и следы прошлого опыта, т.е. как бы переносить ребёнка не только в будущее, но и в прошлое, отсюда возможность появления таких феноменов, как «стыд», «чувство вины». Вышеперечисленные эмоции и чувства являются психологическими новообразованиями, которые характеризуют личность ребёнка дошкольного возраста в целом, его «систему Я» и мироощущение.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький , как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам .

б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

2. «Мои эмоции»

Игра направлена на умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый , обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

3. «Покажи настроение»

Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький , а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».

4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:

Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:

Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?

Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

5. «Мимическая гимнастика»

Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб - расслабиться. Поднять брови - расслабиться. Сморщить лоб - поднять брови - расслабиться. Закрыть глаза - открыть и расширить глаза - поднять брови - раскрыть рот - расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри - расслабиться. Улыбнуться.

6. «Настроение»

Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.

Ребенок садятся на . Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

добрый - злой; веселый - грустный; ясный - мрачный; тихий - громкий; красивый - страшный; теплый - холодный; сильный - слабый; молчаливый - общительный.

7. «Продолжи предложение»

Ребенок садятся на . Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.

8. «Послушай»

Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

9. «Ролевая гимнастика»

Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.

а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:

Очень быстро;

Шепотом;

Со скоростью улитки;

Как иностранец;

Как робот.

б). Походи, как:

Младенец;

Глубокий старик.

в). Улыбнись, как:

Кот на солнышке;

Как само солнышко.

г). Посиди, как:

Пчела на цветке;

Наездник на лошади.

д). Попрыгай, как:

Кузнечик;

Кенгуру.

е). Нахмурься, как:

Осенняя туча;

Рассерженная мама;

Разъяренный лев.

Эту игру можно провести, когда у вас дома гости. В нее с удовольствием будут играть не только , но и взрослые. Для этой можно использовать различные рисунки, аппликации, выполненные ребенком и упакованные в конверты, бандероли и т. п. На каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Например:

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -

Не для белки, не для мыши

Не для нижнего жильца -

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести дома не гостят -

Во все стороны летят.

(Почтовый ящик)

Что путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Каждый участник затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами - в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.

Эта игра - релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение, успокаиваются и расслабляются.

Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают...

Отдыхают, засыпают--

Шея не напряжена,

А расслаблена... .

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется...

Все чудесно расслабляется-

Напряжение улетело...

И расслаблено все тело...

И расслаблено все тело...

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые,

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Открыть глаза и встать».

В процессе этой , подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.

«Зайчик»

Руки согнуты перед ю, кисти опущены. Скачет, пе­редвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

«Кошечка»

Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.

Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.

«Петушок»

Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

«Воробушек»

Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

«Лошадка»

Бьет копытом - поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скачет приставным галопом - приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой.



Просмотров