Улучшение качеств товара. Правомерно ли изменение технических характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ при исполнении контракта по согласованию сторон? Товар с улучшенными характеристиками 44 фз

Представим ситуацию: бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика, заключило договор на поставку товара с поставщиком сроком на несколько лет вперед. Но случился кризис, например, и поставщик, в связи с этим, не может больше предоставлять предусмотренный контрактом товар. Может ли он заменить товар на аналогичный? А можно ли менять товар на импортный во время исполнения контракта? Разбираемся в этой статье.

Обращаем внимание, что таким же образом по нормам 44-ФЗ можно заменить и выполнение работы или оказание услуги.

Замена товара на аналогичный по 44-ФЗ

Замена товара на аналогичный допускается Законом о контрактной системе (ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Правда, при этом должен быть выполнен ряд условий:

  • Данное решение поставщика в обязательном порядке должно быть согласовано с заказчиком.
  • Заменить товар на аналогичный можно только в случае, если потребительские свойства нового товара (то есть его качество, функциональные и технические характеристики) лучше по сравнению характеристиками, прописанными в контракте на поставку.
  • Новый товар не должен числиться в списках иностранных товаров, закупка которых запрещена или ограничена.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Таким образом, 44-ФЗ допускает замену поставляемого товара на аналогичный с улучшенными потребительскими свойствами. Документально оформить поставку нового товара взамен предусмотренного контрактом можно в виде дополнительного соглашения. Соответствующие изменения заказчик обязан внести в реестр заключенных контрактов.

Можно ли менять ли товар на импортный в ходе исполнения контракта

Несмотря на то, что в целом 44-ФЗ позволят заменять поставляемый товар на аналогичный, правительство РФ может определить случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара (ч. 6 ст. 14 Закона №44-ФЗ).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Нельзя заменить товар на аналогичный, но импортный, если правительство РФ установило общий запрет или ограничения на закупку данного товара. Такие запреты и ограничения власти могут установить для защиты и обеспечения обороны страны , для защиты внутреннего рынка или для поддержки российских производителей (п. 3 ч. 14 Закона №44-ФЗ). Все подобные запреты прописаны в соответствующих постановлениях правительства.


Таким образом, если товар не значится ни в одном постановлении правительства РФ в качестве запрещенного или подлежащего ограничению при закупках, поставщик (обязательно при согласовании с заказчиком) имеет право заменить предоставляемый товар на импортный. Правда, только в том случае, если качество, технические и функциональные характеристики иностранного товара лучше того, который планировалось закупать изначально. Последнее условие касается не только замены товара на импортный, но и замены товара на любой аналогичный.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Можно если качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которые являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Основание:

Вопрос: О поставке товара (выполнении работы, оказании услуги) с улучшенными характеристиками.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара , выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.
Учитывая изложенное, заказчик по согласованию с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) вправе указать критерии для определения улучшенных технических и функциональных характеристик товара, работы, услуги при исполнении контракта.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Заключен контракт. Сейчас для составления дополнительного соглашения сравниваются характеристики товара, предусмотренного контрактом и товара "с улучшенными характеристиками". Но получается, что улучшенные характеристики прослеживаются не по всем позициям. Таким образом, по товару невозможно прописать в дополнительном соглашении по всем показателям улучшенные характеристики. Как поступить организации в данной ситуации? Какие контрольные органы и каким образом могут увидеть в этой ситуации нарушение?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Критерии определения улучшенных характеристик и качества товара Законом № 44-ФЗ не установлены, в связи с чем можно сделать вывод, что заказчик самостоятельно определяет и согласовывает с исполнителем по контракту такие критерии. Считаем, что заказчик должен быть готовым на случай проверки (например, плановой) обосновать, в связи с чем им было определено, что товар является "улучшенным" по сравнению с закупаемым согласно условиям контракта.

Контроль в сфере закупок описывает ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Частью 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  • ФАС России, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • Органы государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона о контрактной системе и ст. 95 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

При этом критерии определения улучшенных характеристик и качества товара Законом о контрактной системе не установлены, в связи с чем можно сделать вывод, что заказчик самостоятельно определяет и согласовывает с исполнителем по контракту такие критерии. Представляется, что заказчик должен быть готовым на случай проверки обосновать, в связи с чем им было определено, что товар является "улучшенным" по сравнению с закупаемым согласно условиям контракта.

Таким образом, исходя из буквального толкования Закона о контрактной системе, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Оформлено это может быть заключением дополнительного соглашения к контракту, которое и будет основанием для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Обращаем внимание, что при заключении вышеуказанного дополнительного соглашения сведения о нем должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.

В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе указанная информация направляется заказчиками в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты изменения контракта.

На данную обязанность обращено внимание также в Письме Минэкономразвития России от 13 марта 2014 г. № ОГ-Д28-1757 "О порядке направления заказчиками информации (документа) об изменении, исполнении, расторжении контракта, приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги".

Контроль в сфере закупок описывает ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Указанной статьей установлен исчерпывающий перечень органов осуществляющих контроль в сфере закупок, перечень лиц в отношении которых осуществляется указанный контроль, а также предмет и особенности осуществления контроля в сфере закупок.

Частью 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

  1. ФАС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа), органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  2. Казначейство России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  3. органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

При этом в соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий, в частности:

  • внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований;
  • внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Статьей 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена возможность изменить договор, чтобы осуществить поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ или принять его.

Что считать улучшенными характеристиками

Под такой заменой подразумевается замена продукции, которая обозначена в спецификации контракта, на аналогичную, но с лучшими функциональными и техническими характеристиками.

К примеру, в соответствии с условиями контракта поставщику необходимо поставить медицинские изделия. Однако на момент ожидаемой поставки на товарный рынок поступает новое медицинское изделие аналогичного применения, но с гораздо лучшими показателями. В такой ситуации заказчику необходимо решить: будет ли он приобретать тот товар, который указан в контракте или же существует необходимость замены предмета поставки.

Необходимо отметить, что в рамках 44-ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна как по обращению заказчика к поставщику, так и наоборот. И зачастую именно поставщики предлагают поставить лучшую продукцию. И в этом случае заказчик решает, готов ли он принять изменившиеся условия.

Как внести изменения в контракт

Разберемся, какие же действия необходимо выполнить, если стороны договорились о поставке улучшенного товара:

  1. Составляется дополнительное соглашение к договору (его оформление входит в обязанности заказчика).
  2. Стороны рассматривают его.
  3. Если нет разногласий, документ подписывается.

Без такого документа невозможно осуществить передачу продукции с лучшими показателями.

Бюджетной организации, которая выступает поставщиком, следует помнить: чтобы передать продукцию с лучшими показателями, составляется обращение к заказчику. Оно оформляется в письменном виде и может быть произвольной формы. С целью удобства в него можно включить сравнительную таблицу с показателями предыдущей и новой модели продукции.

Важно помнить, что после согласования и подписания указанного выше соглашения соответствующие изменения должны быть отражены в реестре контрактов в течение одного рабочего дня от даты заключения дополнительного соглашения (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ). Это входит в обязанности заказчика.

Образец дополнительного соглашения

Как и любое другое соглашение, рассматриваемый документ должен содержать наименование и реквизиты сторон, между которыми он заключается. Далее необходимо отразить, о чем конкретно договорились стороны. К примеру, «в рамках части 7 статьи 95 44-ФЗ стороны пришли к соглашению об изменении спецификации — Приложение № 1 к договору № 08 от 01.08.2017 в редакции». В обязательном порядке закрепляются положения, которые подвергаются изменению, их новая редакция.

При исполнении контракта возникают предложения более выгодных условий. Как сделать, чтобы и исполнитель, и заказчик признали в этом пользу? Нужно ли им договариваться? Поговорим об этом и о тех документах, которыми стороны подтверждают свои позиции.

Что такое улучшенные показатели в 44-ФЗ

Контрактной системой предусмотрена возможность более выгодных показателей качества, технических и функциональных характеристик товара, работ, услуг (ч. 7 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ ). По 44-ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками допускается при исполнении контракта (за исключением случаев по ч. 6 ст. 14).

В своем письме Минфин России (№ 24-03-07/37745 от 16.06.2017) напоминает о важных нормах закона:

  1. Условия контракта изменению не подлежат, за исключением случаев, которые указаны в статьях 34 и 95.
  2. Критерии для определения улучшенных качеств предмета контракта не установлены.

Это дает право заказчику самостоятельно принимать решение о наличии более выгодных для себя показателей среди тех, которые предложил исполнитель.

Алгоритм изменения предмета контракта на улучшенный

Законодательными нормами не предусмотрено, чтобы поставка товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ производилась на основании одностороннего решения. Непременно должно произойти согласование такой возможности между исполнителем и заказчиком. Рекомендуем подать свое предложение в письменной форме.

Например, свое предложение исполнитель по договору может оформить в виде письма заказчику. В письме следует указать:

  • реквизиты действующего договора;
  • нормы закона, на основании которых составлено обращение;
  • причины изменения поставки.

На этих основаниях исполнитель предлагает улучшения в конкретных параметрах (технических, функциональных или эксплуатационных характеристиках). В своем письме он также подтверждает намерение выполнить принятые на себя обязательства в полном объеме.

Если заказчик выразит согласие принять такую поставку, между сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение. На основании ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса , соглашение об изменении совершается в той же форме, что и договор.

До подписания соответствующего соглашения заказчику следует также в документальной форме (в качестве внутреннего организационного документа) установить, что критерии признаны им выгодными, и привести основания для такого решения (например, заключение эксперта).

Происходящие в договорных условиях с поставщиком изменения заказчик отражает в реестре заключенных им контрактов.

Образец дополнительного соглашения

В данном разделе приводим пример дополнительного соглашения к государственному контракту и предлагаем общий шаблон, на основании которого поставщик может составить свой образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ.

Обращаем внимание на указание в письме Минэкономразвития (№ Д28и-123 от 11.01.2017), что страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик.



Просмотров