Учение о государстве и праве Г. Гроция

Гуго Гроций (политические взгляды)

Гуго Гроций (политические и правовые взгляды)

Происхождение государства в рамках концепции Гуго Гроция

Догосударственный период жизни людей был охарактеризован Гроцием как «естественное состояние». В данном состоянии не было частной собственности, не было вышестоящих или нижестоящих людей, так как всё было общим. Со временем люди стали заниматься различными ремёслами и искусствами, ведя изысканный образ жизни. Кроме того, вместе с этим появляются многочисленные пороки, происходит переход от первобытной общности к разделению вещей (сначала движимых, а затем и недвижимых). Между людьми портятся отношения, а в обществе всё чаще возникают ссоры. Таким образом, появляется частная собственность.

При этом государство формируется на базе договора жителей. Теория данного договорного происхождения государства была противопоставлена феодальной концепции «божественности» власти. Сначала люди объединялись не по божественной воле, а на добровольных началах, убедившись на собственном опыте в бессилии некоторых отдельных семейств противиться насилию. Отсюда ведёт начало гражданская власть.

Гуго Гроций – основоположник международного права

Главной целью государства является сохранение правопорядка, а также охрана частной собственности, так как, прежде всего общество преследует цель пользования своим достоянием, которое обеспечивается каждому общими силами. Согласно Гроцию, государство – совершенный союз вольных жителей, который заключён ради общей пользы и соблюдения права.

Основной характеристикой успешного государства по Гроцию является суверенная верховная власть, к атрибутам которой прилагается правосудие, издание законов (как в светской, так и в религиозной области), назначение должностных лиц, а также прямое руководство их деятельностью, вопросы мира и войны, взимание налогов и заключение международных договоров.

Государство является общим носителем суверенной верховной власти, а носителями власти в её собственном смысле могут быть несколько (или один) человек – сообразно правам и законам того или иного народа.

Основной причиной создания «Трех книг о праве войны и мира» являлось стремление Гроция доказать, что даже во время военных действий голос закона не может заглушить оружейный грохот.

Учения Гроция о правде мира и войны было направлено на создание нового типа мирового сообщества, которое бы организовывалось по принципу равенства, взаимности и сотрудничества между всеми государствами и народами и их жителями.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ.

Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политическиймыслитель, один из основателей школы естественного права. Гроцию суждено было ссамого раннего возраста возбуждать всеобщее удивление своими редкими способностями.О нем недаром говорили, что он родился взрослым. Восьми лет он уже сочинял латинскиестихи, двенадцати – вступил в университет, в четырнадцать защищал к общемуизумлению присутствующих ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии.Шестнадцати лет он получил степень доктора в одном из французских университетов, апрежде чем написать что-нибудь крупное, он был уже известен как человек редкихдарований, как «чудо из Голландии», как назвал его однажды французский король ГенрихIV, которому он был представлен. Слава его предупредила славу его сочинений ипредопределила их судьбу.

Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны имира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а такжепринципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находилисистематическое изложение всех основных начал правоведения.

В правовой теории Гроций, являясь сторонником предложенного еще Аристотелемделения права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденцииследует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источникомволю».

Естественное право при этом определяется как «предписание здравого ума».Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствияили противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным,либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качествеоснования и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного(недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного(людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и являетсяправом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное правоявляется средством реализации требований естественного права вовнутригосударственной жизни и в международном общении. «Право не получает своеговнешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

В трактовке причин возникновения государства Гроций является сторонникомтеории общественного договора. По его мнению, при переходе от «естественногосостояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики кправовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (ицелесообразности).



Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдениюсправедливости, подчеркивает он, «относится только к тем установлениям и законам,которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами посебе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они,объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, небудучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща».Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречение:«право есть воля сильнейшего». По своему социальному смыслу государство в трактовкеГроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых иугнетенных против сильных и могущественных.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как«естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, людипребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайнойвзаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Появление частнойсобственности, необходимость ее защиты привели к тому, что «люди объединились государство». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческимустановлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное длячеловечества. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенныйради соблюдения права и общей пользы».

Сущность государства состоит в том, что это – власть, действия которой неподчинены никакой другой: власти и не могут быть отменены по усмотрению чужойвласти. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство вцелом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может бытьодно или несколько лиц.

Форма правления не имеет существенного значения: «народ может избрать любойобраз правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зренияпреимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зренияосуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательноеотношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), таки предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления.

Гроций не отрицает саму возможность суверенитета народа (принадлежности емуверховной власти), однако в своих трудах опровергал, что «верховная власть всюду и безизъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью,следует низлагать и карать».

Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения обучреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных насопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, есливооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинитвеличайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «поприроде каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Незапрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе неозначает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение».

Гуго Гроций придерживается договорной теории происхождения государства. Эта теория предполагает наличие некого естественного догосударственного состояния, в котором не было частной собственности, и строилось оно на взаимной симпатии. Однако с течение времени жизнь усложнялась, происходило развитие в искусстве и ремеслах, что привело к тому, что разница между людьми стала очевидна. Гуго Гроций пишет: «из различия способностей проистекли соревнования и даже убийство» 20 . Он объясняет появление государств общительной природой человека, при этом ссылается на то, что в основе стремления к общению лежит инстинкт самосохранения. По концепции Г. Гроция, люди объединились в государство, убедившись, что невозможно противостоять насилию отдельными разобщенными семьями. Также Гроций подчеркивает, что объединение людей в государство произошло «добровольно», а не «по божественному повелению» 21 .

Согласно своей теории происхождения, Г. Гроций дает определение государству: «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» 22 .

Основная цель и функция государства – обеспечение общественного спокойствия, поэтому оно имеет некое верховное право распоряжаться людьми и их имуществом «для осуществления государственных целей» 23 . Также к функциям государства относятся законотворчество, непосредственное управление и правосудие. Государство обладает такими признаками, как: «обладание собственными законами, судами и должностными лицами» 24 . Государство занимается только публичными или «общими делами», а в частные оно вмешивается только тогда, когда это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

Гроций развивал учение о государственном суверенитете 25 , которое давало объяснение обширным полномочиям правителей и их независимости от народа в решении вопросов жизни государства. Гроций разрабатывал теорию в основном относительно монархий, а не республик.

Основа функционирования государства по Гуго Гроцию – верховная власть. Ее действия не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены кем-либо, кроме ее носителя или его преемника: «Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Говоря «чужая» власть, я исключаю того, кому принадлежит верховная власть и кому предоставлено изменять свою волю, равно как и его приемника» 26 . Гроций выделяет такие функции власти: «Государства в целом касается издание и отмена законов в области как религиозной, так и светской. Заведование отдельными частностями относится непосредственно к публичной, либо к частной области постольку, поскольку это связано с публичными интересами. Дела частные составляют споры между отдельными гражданами, разрешение которых органами государственной власти производится в интересах общественного спокойствия» 27 .

Общим носителем единой и неделимой власти является государство в целом. Также есть носитель в собственном смысле: в зависимости от государства, его «законов и нравов», этим носителем может быть либо один человек, либо группа людей 28 . Таким образом, Г. Гроций говорит о том, что у государственного суверенитета два носителя – государство в целом и собственно лицо или несколько лиц: «Носитель может быть или в общем, или же в собственном смысле; подобно тому как общий носитель зрения есть тело, собственный же – есть глаз…» 29 .

Следующий вопрос, который Гроций рассматривает в своем трактате, - способы обладания верховной властью. В зависимости от способа обладания верховной властью Гроций выделяет несколько видов государства: один, в котором обладание властью происходит на правах полной собственности, второй, в котором власть принадлежит лицу на правах узуфрукта 30 , и третий – на праве временного пользования 31 .

Верховная власть на правах полной собственности может быть приобретена посредством войны. Гроций называет такие государства «вотчинными» и говорит о том, что в подобных государствах воля народа не играет для носителей верховной власти никакой роли, и они вправе распоряжаться чем бы то ни было по своему усмотрению, вплоть до того, что они могут отчуждать управление государством кому угодно 32 .

Верховная власть на правах узуфрукта принадлежит лицам, ставшим правителями в результате народного избрания, а также законные приемники этих лиц 33 . Гроций считает волеизъявление народа первым и основным источником возникновения многих монархий. Такие главы верховной власти в отличие от глав вотчинных государств не имеют права отчуждать свои полномочия по управлению страной без согласия народа. Таким монархиям присущ ряд особенностей, например, установление регентства, когда государь не может управлять страной вследствие несовершеннолетия или болезни: «Ибо в государствах, не имеющих вотчинного характера, регентство принадлежит тем, кому оно поручено основным государственным законом или, при отсутствии последнего, согласием народа» 34 . В вотчинных государствах регенты назначаются по усмотрению ближайших родственников государя. Следующая особенность таких монархий заключается в том, что после смерти избранного народом монарха или прекращения династии в тех монархиях, где присутствует институт престолонаследия, верховная власть возвращается народу 35 . Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что народ передает свою власть правителю или группе правителей, он все равно занимает важную позицию в управлении государством, потому что его мнение обязательно учитывается.

Гуго Гроций считал, что частные и должностные лица не должны восставать против носителя верховной власти, однако в некоторых случаях он считал подобные действия правомерными. Сопротивление власти может быть оправдано, когда жизни людей угрожает явная опасность вследствие насилия властвующих лиц: «…не подлежит сомнению, что не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям» 36 .

Подводя итог, следует отметить то, что Гуго Гроций был одним из первых мыслителей, кто подробно рассматривает проблему международных отношений, а также прав человека. Историческое значение труда Гроция заключается в том, что он исследовал правовую основу войны и мира. Многие положения трактата не потеряли своего значения и в современной международной политике.


Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ ства и естественного права. Основатель науки международ ного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс кая революция (1566-1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад ной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Свя щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу дарств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту дентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран цузском дворе (1634 г.).
Логическое основание поштико-правовогоучения: раци онализм, политические и правовые идеи философов антично сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: «О праве войны и мира».
Содержание политико-правового учения. Происхожде ние государства. Гроций определяет природу человека акси оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопостав ляя ее теории божественного происхождения государства: «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс кая власть».

Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» .
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
Гроций различает общего носителя суверенитета - го сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «ибо ка кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
Учение Гроция о суверенитете связано с его представле нием о договорном происхождении государства: до момен та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей су веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас но предписаниям естественного права должны соблюдать ся. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые зло употребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
-> становится «явно враждебным всему народу»;
-> уже отрекся от престола;
- > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
-> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», кото рые являются для индивидов обязательными: «Во всяком
случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на звания закона или права».
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником ес тественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разули Естественное право - это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник есте ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс лящему индивиду:
воздержись от присвоения чужого имущества;
верни полученную тобой чужую вещь;
возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизмен ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По-этому естественное право незыблемо и не может быть из менено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об ратить в добро».
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает за щиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи няться правовым ограничениям, если война уже началась:
«Я был свидетелем такого безобразия на войне между хри стианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку междуна родного права.

Еще по теме 6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве:

  1. § 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -



Просмотров