Учение Иисуса Христа (Виктор Углов). Кто и зачем исказил Учение Христа

В 2013 году московский Сретенский монастырь проводит . Вторая лекция, прочитанная протоиереем Димитрием Смирновым в 1-м корпусе ВВЦ 22 октября 2013 года, была посвящена Нравственному учению Иисуса Христа.

Лекция

Ответы на вопросы

Текст лекции

Тема нашей сегодняшней беседы - «Нравственное учение Христа». Это действительно всех интересует? Вообще, должен вас разочаровать: Христос приходил на землю не для того, чтоб дать людям какое-то особенное новое нравственное учение, ведь Он говорил, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17) , это говорит о том, что чего-то особенно принципиально нового в Своём учении Он не принёс. Понятное дело, там было некоторое развитие, а смысл Его пришествия был в самом пришествии, в Его вочеловечивании. Вот это было принципиально новое, причём настолько новое, что когда апостол Павел попытался об этом говорить, то его слова были отвергнуты, как нечто совсем уж фантастическое и неприемлемое. А что касается нравственного учения, то, например, «не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - это было вообще и у древних персов, например. А вот этот универсальный религиозный принцип - «возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 19, 19; Мк. 12, 31) содержался и в Ветхом Завете, и Христос также к этому апеллировал неоднократно, и, конечно, в Его нравственном учении это содержится.

Вообще, главное в христианстве - это не то, что Христос говорил, хотя безусловно, это важно; но гораздо важнее то, что Он совершил. Может, вы обращали внимание (я, например, до сих пор этому поражаюсь): ученики ловят рыбу - уже после Воскресения Христова - проловили всю ночь, ничего не поймали, подплывают довольно близко к берегу, видят - на берегу стоит человек и обращается к ним: «Ребята, есть ли чего покушать у вас?», и Иоанн Богослов говорит: «Это Господь», Пётр бросается, плывёт к берегу, там уже костёрчик, готов ужин, они поели, не говорили ни о Царстве Божием, не говорили о спасении, просто поели. Раз евангелист описывает это событие, значит это важнее всего того, что Он, наверно, говорил за этим ужином после Своего Воскресения. Конечно, важней, а в чём эта важность? А в том, что Он Воскрес, Он хотел их убедить, что Он не дух, а именно Воскресший в теле, их Учитель, для этого показывал и Свои пробитые гвоздями руки, ноги и копием рёбра, предоставил возможность Фоме это ощутить, чтобы они в этом убедились, чтобы они стали первыми свидетелями того, что Он воскрес. Вот это важно. Вот это принципиально ново - никогда ещё Бог не становился человеком, ни в какой религиозной системе, хотя каждая религиозная система каким-то образом препарирует человеческую интуицию, и какие-то указания имеются. Например, учение о троице есть даже в китайской философии, если угодно, кто будет изучать, обязательно на это наткнётся. А Вергилий, римский поэт, говорил, что спасение миру придёт от младенца. Кто ему шепнул, в каком сне он увидел, как у него сложились эти стихи? Это тайна. Сегодня день рождения Ивана Алексеевича Бунина; многое из того, что он говорил в своей поэзии и даже прозе, явилось совершенно пророческими словами о нас с вами и о нашей жизни.

Это у поэтов бывает, потому что поэзия - вещь духовная, недаром Церковь имеет трёх богословов: Иоанна Богослова, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова. По самому тексту Евангелия Иоанн Богослов - наиболее поэтичный автор. А уж Григорий и Симеон - поэты, настоящие и выдающиеся, и до сих пор Церковь молится словами Григория и его божественные гимны стали нашим богослужением. Так в поэзии часто бывает, такое предвосхищение, пророчество, и недаром, что самый любимый из поэтов древности - это царь Давид, который аккомпанировал себе на струнном инструменте. Эти псалмы, которые также являются основой нашего богослужения, стали его частью, и в них тоже сколько угодно есть пророчеств о Христе, вплоть до того, какие слова Господь скажет, умирая на кресте. Как всякое пророчество - это чудо, и это чудо поэзии царя Давида.

Поэтому, конечно, мы можем отдельно рассматривать нравственные учения Христа. Вообще, западный школьный подход в этом и заключается, чтобы изучить предмет, его сначала расчленяют, потом отдельно изучают каждую часть, что отражается, допустим, на медицине, и это приводит к тому, что мы не встретим сейчас врача в нашей европейской медицинской традиции, который лечит пациента - один лечит глаза, другой лечит нос, третий - печень, и так далее: каждый специалист по своему. Конечно, все они знакомы с терминологией, но каждый может освоить только какую-то одну часть, и поэтому бывают очень большие проблемы: если у человека разлаживается какая-то его жизненная система, то врачи могут прописать, допустим, взаимоисключающие лекарства или прописать то, что вызывает аллергию, или прописать такое количество лекарств, что их уже организм не может переработать и так далее. В этом есть некоторый изъян.

Если выделить одно лишь учение Христа, то это будет довольно скучная вещь. Почему? Потому что она не будет иметь главного - одухотворения. Нравственное учение, безусловно, существует, но если его рассматривать отдельно, оно как бы лишится своего христианства. В христианстве главное - две вещи. Первое - это, о чём я уже помянул, это Воскресение Христово, а второе - это учение о спасении. И вот учение о спасении находится в некотором противоречии с нравственным учением. И очень много приходится с теми людьми, которые приходят в храм и хотят - судя по виду и по своим каким-то устным запросам - стать христианами, заниматься, для того, чтобы им объяснить, в чём состоит христианство. Очень у многих людей, даже если они в школе были двоечниками, есть такой «комплекс отличника», очень часто люди жалуются сами на себя, говоря, что «у меня ничего не получается …»: молиться не получается, поститься не получается, совершать добрые дела у меня не получается, всё не получается. Потому что человек думает, что «мне нужно выполнить нравственное учение Христа, и когда его выполнил, я, значит, буду хороший христианин и тогда, когда я умру, будет надо мной Суд, и согласно того, что я выполнил предписания этого учения, меня Бог поместит в некотором месте, которое я именую Раем, и будет нечто подобное, что испытывал Адам, в своём Раю.

На самом деле совсем не так. Во-первых, ни один человек никогда не может исполнить ни одну заповедь, это невозможно. Так же, как невозможно молиться, не рассеиваясь умом, молиться без помыслов, молиться, чтобы не ловить себя на том, что «я не помню, прочёл я этот кусок или нет…» Мучиться тут, собственно, не о чем: ни один человек иначе молиться не может, так могут молиться только одни Ангелы, а человек, он совсем не Ангел. Человек - существо грешное, и каждый человек обязательно должен это глубоко познать, и он должен с этим смириться, он должен это признать, комплекс отличника это не даёт, он думает: «Сейчас я вот выучу такие-то молитвы и я буду читать, утренние и вечерние, ко Святому Причащению, я буду читать Священное Писание, если время хватит, ещё святых отцов, буду ещё на лекции ходить и, в общем, как-то всё в порядке». Нет, спасает человека один единственный Бог, и только Он может человека спасти, поэтому Его и нарекли Иисус, что значит Спаситель, и человек может спастись, только если Бог его спасёт. И вот задача человека - сделать так, чтобы Господь призрел на него и захотел бы его спасти. Как однажды один прокажённый Христу спасителю сказал: «...если хочешь, можешь меня очистить» (Мк. 1, 40) , Христос ему сказал: «...хочу, очистись» (Мк. 1, 41) , и он тут же очистился. Но это речь шла о проказе, а так же человек очищается и от зависти, и от гнева, и от блуда, и от сребролюбия, и от уныния, и от чревоугодия, и от болтливости, и от тщеславия, например. Только так: если Господь хочет. Если Господь не хочет, человек постоянно будет к этому возвращаться, какие бы он упражнения ни совершал.

Всё спасение заключается не в принятии нравственного учения Христа, по отношению к своему ближнему, по отношению к Богу, и можно дальше распространить вообще на животный мир, включая и насекомых и растения. Это для христианина очень нормально - любить всё живое, это очень естественное проявление его христианской души, если такая уже состоялась. Но христианин, просто повинуясь, допустим, заповеди: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36) , должен посетить Христа в темнице. Каким образом это осуществляется? Через ближнего. Потому что Христос сказал: «так как вы сделали это одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф. 25, 40) . Каждый человек может, посетив одного из людей в темнице, тем самым посетить и Самого Христа, который, некоторое время до того в такой же темнице был. Может, получше была темница, может, похуже, это уж смотря в какую темницу попадёшь. У нас сейчас, так сказать, темницы неплохие стали, в Африке они ужасны, в арабском мире тоже, хотя и Африка, но уж самый север, близко к Европе, там никто, собственно, об этом не заботится. Но если даже человек будет постоянно посещать людей в темнице, совсем не обязательно, что он придёт ко спасению. Для этого необходимо нечто совершить, что приведёт ко спасению, и вот это нечто есть ничто иное, как покаяние. Для большинства людей совершенно непонятное слово. Если ещё человек начитанный в литературе, которая написана христианами, пусть она даже художественная, он как-то скорее почувствует, чем обычный человек, который каждое воскресение приходит на исповедь и кается, как он думает. На самом деле никакого покаяния там не было и даже, собственно, и быть не может даже теоретически. Как можно покаяться, если человек не знает, что такое покаяние? Это невозможно. Поэтому для большинства людей исповедь и покаяние - это есть тождественные вещи. Если бы они были тождественными, было б одно и то же слово, а слова разные. Спасение очень связано с покаянием, поэтому и Христос, и Иоанн Предтеча, начали свою проповедь именно вот с этих слов о покаянии: «...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2) . Человеку необходимо, после того, как он осознал, что он грешник, покаяться.

Как можно узнать о себе, что я грешник? Некоторые люди идут и ищут ответ на этот вопрос формальным путём, подходят к исповеди и говорят: «Батюшка, я великий грешник!» (или великая грешница). После этого мне, например, сразу становится очень скучно, потому что я заранее знаю, какой дальше будет текст, я этот текст знаю наизусть, с небольшими вариациями я его слушаю каждый день - в субботу вечером и в воскресение с утра гораздо гуще, а во все остальные дни, так сказать, поменьше - во всяком случае, понятно, что скажет «великий грешник». Человек думает, он скажет, что он «великий грешник», и вроде уже он получил некую индульгенцию. Я же, со своей стороны, готов дать вообще любую индульгенцию. Когда мне было тридцать лет, я пытался человеку, который ко мне пришёл, что-то объяснить, теперь я уже давно понял (и могу сказать, когда: ну уж лет двадцать пять назад уже понял), что что-либо объяснить человеку, если он не хочет, невозможно. И человеку вообще это не надо: ни разговоров о покаянии, ни разговоров о нравственном учении Христа, ни о спасении. А что он хочет, этот человек, который ко мне пришёл? Человек туго знает, что чтобы причаститься, нужно пройти исповедь, как чтобы сесть за руль, нужно иметь права. А как ты эти права получил, это вообще никого не волнует, как не волнует и то, умеешь ли ты вообще ездить. Интерес к тому, умеешь ли ты ездить, проявляют другие водители, которые сразу видят, кто перед ними, и стараются держать дистанцию. Для удобства, бывает, некоторые такие отчаянные люди вешают треугольник с восклицательным знаком, мол, держись осторожней.

Отношение к покаянию формализовалось. Это несмотря на то, что Господь говорил: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1) , которое выражается в том, что человек надевает христианскую маску, как бы изображает поверхностный цирк, где люди разыгрывают из себя христиан, и нужно что-то рассказать священнику, вроде бы «шаг ступил, и согрешил…» Или, например, такой хороший текст: «может кого осудила …» Может. Может, кого-нибудь... Если честно, то я даже уверен. Только а кого? Так, что человек живёт какой-то своей жизнью, а дальше нужно, чтоб причаститься, пройти вот эту процедуру, и у каждого свои такие... Раньше в журнале «Наука и жизнь» была такая рубрика очень интересная, я её всегда читал, называлась «Маленькие хитрости». Там рассказывались такие вещи, как сделать крючок, чтобы его повесить на кафельную плитку, на кухне, а на него полотенце, и такие всякие маленькие хитрости печатались.

А на самом деле, покаяние - это вещь ну очень серьёзная. Если угодно, то покаяние - это как раз вот те шаги, которыми человек идёт ко спасению. Происходит это так. Сначала человек должен возжелать, чтобы Бог его спас. Здесь обязательно нужно очень хорошо понять, как вообще Бог спасает. Спасает Бог так: если человек раскаялся по настоящему, по христиански, то тогда к человеку, в его сердце, приходит благодать Святаго Духа, она приходит от Бога к человеку, поэтому этот процесс именуется Таинством покаяния. Таинственным образом, через священника, который молится об этом человеке, приходит благодать Святаго Духа и очищает его от того, в чём он раскаялся, и когда он на себя смотрит, он даже может забыть то, в чём он кается. Я неоднократно был тому свидетелем, что человек даже просто забывал, как будто это вообще не он. И он совершенно изменяется, причём изменяется всегда на противоположное: жадный становится щедрым, блудный становится целомудренным, сребролюбивый становится бессребреником. То был очень жадным, а то вот прям ему удовольствие доставляет отдавать деньги. И так во всём. Как это могло случиться? Человек собственными усилиями может, например, перестать сквернословить, но это не значит, что у него в голове перестанут проноситься скверные слова, это невозможно. И он всегда найдёт какую-то компанию или, когда останется один, без внуков, он начнёт, так сказать, выражаться так, как он хотел. Терпел, терпел, терпел... Многие так и говорят: «Я, батюшка, терпел, терпел, а теперь сорвался …» Ну, сорвался. Ну а сколько можно терпеть? Один сорвётся через день, другой через пять минут, и так далее. Это терпением не побеждается. Любой грех побеждается исключительно благодатью Божией, что абсолютно справедливо дало преподобному Серафиму Саровскому право сказать, что цель христианской жизни - это стяжание Святаго Духа. Только Он приходит к нам, вселяется в нас и очищает нас от всякой скверны, а не нравственные учения Христа, которые мы скрупулёзно выполняем.

Однажды блаженный Августин сказал: «Люби Бога и делай что хочешь». Это нуждается в пояснениях. «Что хочешь» - это не в смысле, что хочет мальчик из десятого класса, потому что я заранее знаю, чего он хочет. Нет, «что хочешь» - это то, что хочет человек, который любит Бога. Он хочет то же самое, что и Бог, поэтому он может делать то, что он хочет. У них с Богом желания абсолютно совпадают, вот в чём дело.

Путь покаяния - это путь и спасения, потому что, если покаяние подлинное, это реальный шаг к полному очищению, завершающемуся явлением, приводящим к этому блаженству из Нагорной проповеди, в которой сказано: «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5, 8) . Все наши грехи содержатся в нашем сердце, потому что мы сначала желаем греха, а орган нашей воли, нашего желания - это и есть наше сердце. А что такое покаяние? Это изменение направления желания нашего сердца, вот что такое покаяние, можно, кстати, сказать, согласно нравственному закону Христову. Тогда для человека понятно, ему в радость и посетить больного, и накормить ближнего, и дать ему, когда он просит рубаху, ещё и пальто. Для него это как раз источник благодати Божией. Здесь, кстати, уместно помянуть, какие есть источники, откуда мы черпаем благодать Святаго Духа.

Ну, конечно, каждый из нас, кто имеет опыт чтения Священного Писания или святых отцов, которые есть тоже Священное Писание и его как бы продолжение, развитие, знает, что когда мы читаем это, погружаемся в это, размышляем над этим, может быть даже как-то на себя и примериваем это, то мы ощущаем благодать Святаго Духа. Особенно это проявляется, когда мы читаем уже знакомый нам текст и вдруг начинаем в нём видеть нечто, что мы при предыдущем чтении не видели. Спрашивается, откуда это? Это как раз благодатью Божией совершается. Откуда Мария Египетская наизусть знала Священное Писание, будучи женщиной неграмотной, как практически все женщины её времени? Это её Сам Святый Дух научил, как Автор Священного Писания, Он её научил, и так как Он в ней жил, Он её снабдил этими знаниями Священного Писания.

Второй источник - это есть молитва. Большинство людей читают молитвы, но молитвой является не это. Молитва - это когда душа предстоит Богу, когда душа (потому что наша душа - это есть средоточие нашего Я) обращена к Богу и говорит с Ним. Это может быть обличено в слова, это можно и по какому-то тексту, это может быть просто молча, просто вот как-то сердце открывается и устремляется навстречу Богу. И человек ощущает и присутствие Божие, и то, что Он его слышит, и человек может даже возыметь такое дерзновение к Богу, что что-то у Него попросить. В таком случае Господь обычно не отказывает человеку. И вера вообще начинается у людей с этого опыта молитвы. А без этого опыта для человека небо, Бог является закрытым, для него Бог - что-то такое неведомое, а вот познание Бога начинается именно с молитвы, это источник благодати Божией.

Третьим источником благодати Божией являются Таинства Церкви. Кто когда-нибудь в жизни, хотя бы один раз в чем-то покаялся, тот человек прекрасно ощущал присутствие благодати Божией и присутствие Самого Иисуса Христа. Священник, хоть и говорит каждому кающемуся «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое», но большинство людей заняты своими мыслями и даже не обращают на это никакого внимания. А на самом деле Христос невидимо стоит, и истинно кающийся человек ощущает присутствие Спасителя. Когда он всё-таки обращается к Нему, к Спасителю (священник - только свидетель покаяния), то тогда происходит Таинство. В девяносто девяти и девять в периоде процентах, когда человек приходит к исповеди, никакого Таинства не происходит. Происходит формальная процедура, в результате которой человека допускают до Причастия. Поэтому некоторые говорят, что если устранить вот такого рода исповедь, то вообще чуть ли не всякая духовная жизнь закончится. Как может закончиться то, чего не было? Вот сегодня был солнечный день, дождя не было. Может закончиться дождь? Не может, потому что его не было. А духовная жизнь исключительно связана с благодатью Святаго Духа. У апостола Павла сказано: «Кто Духа Христова (имеется в виду духа Благодати Божией) не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9) , то есть не принадлежит Христу. А в чём его христианство? Ну есть такая некая мечта его, потому что человек, когда чего-то не имеет, он об этом мечтает. Он может намечтать о себе, что он, например, христианин: вот как я хорошо стою, как у меня платочек повязан, вот насколько я лучше, чем прочие человечки, а вон Пелагея, дура, вырядилась незнамо во что... Ну и так далее. Человек занят какими-то такими беседами с собой, но не с Богом.

Четвёртый источник благодати Божией - это есть добрые дела. Звучит очень тривиально, но на самом деле это то, что непосредственно относится к нравственному учению Христа. Кто имеет опыт посещения больных, он знает, что когда мы уходим от больного человека, особенно если тяжело болен или умирающий, особенно если он через два дня умер, мы сердцем чувствуем присутствие благодати Божией в нашем сердце и радость от того, что как хорошо, что мы его посетили. Это ни с чем не сравнимая радость, потому что радость от благодати Божией превышает все возможные радости на земле, поэтому те люди, которые вообще вкусили эту радость, стараются всегда добрые дела совершать. И человеку, который был жадным, а стал добрым, в радость становится делать добрые дела, он от этого получает неизъяснимое удовольствие, а в силу того, что это удовольствие действительно превышает все остальные удовольствия земные, то в Евангелии Господь наш Иисус Христос называет это блаженством.

Спасение заключается в том, чтоб мы в своей унылой, лицемерной, подлой и гнусной жизни, наконец-то получили настоящее удовольствие, которое находится совсем не в той плоскости, к которой мы стремимся, к чему готовим своих детей, переживаем за внуков. Мы всё время хотим не того, и всю свою коротенькую жизнь мы вообще тратим не на то, поэтому мы мрачны, угрюмы и несчастны. А могли бы быть радостны и очень счастливы. Я вот к концу жизни, уже лет в шестьдесят, понял, может быть я ошибаюсь, что Богу угодно, чтобы человек был счастлив и счастлив не только в вечности, но и здесь на земле. И человек вполне может этому посодействовать, причём в любых обстоятельствах. И действительно, те люди, которые достигли Бога, говорили такие слова, которые мне в молодости не были понятны, потому что я слышал это от людей, которые по двадцать лет в лагерях были: «С Богом ничего не страшно» или «С Богом всегда радостно». Думаю: ну как же так? Как можно радоваться, когда ты сидишь в тюрьме? Особенно самое такое «приятное», это когда ни за что. А тут я прочёл, что в Сирии, когда боевики поймали группу христиан, окружили, один человек сказал: «Я христианин, если вы хотите меня за это убить, я не возражаю», его тут же расстреляли и с ним всех остальных. Я думаю, что он умер с радостью.

Обычно даже те люди, которые ходят в храм и думают, что они христиане, слово «рак» замещают словом «онкология», хотя, какое онкология к ним имеет отношение? Онкологией занимаются врачи, ученые-онкологи, а это простой пациент, который болен раком. Причём говорит: «у меня онкология». Почему-то никто не говорит: «у меня стоматология», никто не говорит: «у меня отоларингология» или «у меня гинекология». Как может быть у тебя наука? А человек боится даже слово «рак» произнести. Почему? Он боится смерти, он не хочет думать о переходе в вечность, он не доверяет Богу и так далее. То есть на самом деле, он даже и в церковь-то ходит из страха или из привычки, потому что в церковь ходить - это самая лучшая привычка на земле, ну лучше не придумаешь, уж лучше привыкнуть в церковь ходить, чем ещё куда-нибудь. Кстати, я не знаю ни одного случая, когда человек пошёл в церковь и побыл какое-то время, вышел из неё и пожалел, что пошёл. Вот это очень интересно! Даже если он ничего не понимает, он просто постоял там, как-то вот у него на душе... Что на душе? Да у него благодать Божия на душе! Вот и всё! Это такой опыт, ум ещё не понимает, что происходит, но он уже начинает вкушать вот эту небесную радость. В такой небольшой дозе, то самое блаженство, которое хочет Господь ему дать во всей полноте. В какой полноте? А в полноте Царства, чтобы благодать Божия воцарилась в сердце и всё оттуда вытеснила, все греховные страсти. Одна радость, причём радость необыкновенной силы и можно сказать объёма, что иначе как блаженством не назовёшь, просто блаженство, хотя некоторые говорят: «а вот как же так вот люди на земле мучаются, а я буду там, блаженствовать, как же это возможно?» Очень даже возможно, потому что в твоём блаженстве вся мирская скорбь просто растворится, её там не станет.

Просто люди, не имеющие такого опыта, какие-то рациональные глупости, конструкции какие-то рисуют, но это никоим образом не соответствует не только истине, правде, а вообще ничему. Ничего, кроме гордости, нет в этих оппонентах, в их смешных вопросах, потому что они думают, что вот дураки дожили до XXI века, ничего не понимают, и вдруг его осенило, и он сейчас даст «вопрос на засыпку». Это очень наивно, гордо, а раз гордо, значит глупо, потому что гордость всегда делает человека дураком, вот он теряет остатки разума и здравого смысла, к сожалению. Гордый человек, к сожалению, и выглядит глупо, и говорит очень много всяких глупостей. Он может говорить с апломбом, этот апломб может кого-то пугать, но если во всём разобраться или переложить на бумажку, что человек говорит, оказывается - просто смешные вещи.

Цель христианской жизни - это так думать и жить, чтобы благодать Святаго Духа захотела прийти к нам в сердце, пришла бы, очистила, а нам бы в этом утвердиться. И вот это состояние именуется спасением. Большинство людей даже и не знают, собственно, спасение от чего? Вот, Христос Спаситель пришёл, чтоб спасти людей, Он их спас на Кресте, вопрос: от чего спас? Как там, в поэме «Двенадцать» у Блока: «от чего тебя упас золотой иконостас …» От чего? От греха. Не от «онкологии», не от «стоматологии», не от пожара, не от нападения разбойников, не от того, чтоб кирпич на голову упал, не от войны, не от злых людей, нет. От греха. Если бы Христос пришёл спасти людей от ранней смерти, Он бы не дал умереть всем своим ученикам, кроме Иоанна Богослова, Он бы не допустил, чтобы в России сотни тысяч священников, монахов, верующих людей, были расстреляны. Нет, Он не за этим приходил. Он приходил, чтобы эти люди достигли благодати Божией. Они и достигли, тысячи из них мы и засвидетельствовали, всей Церковью прославляем как святых.

Что такое святой? Святой - это что, тот человек, который исполнял нравственный закон? Нет. Святой человек - это тот, который в своём сердце имел Святаго Духа. Некоторые говорят: а как же вот Николай II, какой же он святой, если он папиросы курил? Ну и что? А при чём тут папиросы? Он святой потому, что в нём, в его сердце жила благодать Святаго Духа. Я допускаю, что в тот момент, когда он закуривал, Она от него отходила, вполне может быть. Я не курю, не знаю. А когда я курил, я и не знал, что есть благодать Святаго Духа, поэтому не могу сравнить, ничего нельзя об этом сказать. Просто те люди, которые об этом говорят, не понимают вообще природу спасения. А спасение происходит только таким путём - пришествием благодати Святаго Духа. И когда Она приходит, что происходит? Происходит то, что человек, в отличие от нас с вами, людей грешных, ну как мы уже договорились, он становится святым. Как это проявляется в его обычной жизни? Он сам, без всяких указаний, без всяких понуждений начинает исполнять нравственный закон Христов, ему не трудно ни молиться, ему не трудно ни читать Священное Писание, ему не трудно делать добрые дела, ему нет никаких трудностей приступать к Таинствам Церкви, ему не нужно мучиться, что сказать на исповеди.

Вот кстати, это тоже очень важный момент, я уже хотел сегодня сказать, но что-то отвлёкся и забыл. Помните, я говорил, что как узнать, я познал, что я грешник или ещё не познал. Пётр Дамаскин говорит, что «если ты увидел, что твои грехи, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию». То есть когда ты видишь в себе такое же количество грехов, сколько песка в море, и это не просто какие-то красные слова, или ты выучил несколько списков, которые в молитвословах дают: «делом, словом, помышлением, объедением, пьянством, тайноядением, празднословием, унынием …», и так далее. Понятное дело, что я знаю это наизусть, ещё с семинарии, хотя сейчас уже, наверное, запутаюсь. Вот в чём дело: человек должен понимать и видеть. Очень важно видеть. Почему люди осуждают других? Только по одной причине - они не видят свои грехи. Я однажды лежал в больнице, с очень тяжёлыми больными, вот я был самый «лёгкий», даже ходячий. И я заметил, так как люди там живут месяцами, а некоторые годами, то увидел отношение друг к другу. Отношения самые христианские были у людей друг к другу, и они друг друга не осуждали, только сочувствовали, потому что все до одного были страдальцы, очень трудные у всех были ситуации с их собственным здоровьем. Понятно, что если у человека отрезали ногу, допустим, правую, он никогда не покажет пальцем на человека: «смотри, без левой ноги идёт!» Потому что человек, которому отрезали ногу, сочувствует человеку, которому отрезали руку, например. Он очень хорошо понял, что такое страдать, ему это очень глубоко становится понятным, он научился сочувствию, через страдание... А может быть вы и сами задумаетесь над этим вопросом: роль страдания в нашем спасении. Тоже очень важная вещь.

Если подводить итог, то спасение от греха связано с тем, что Сам Господь спасает человека при условии, что сам человек этого очень-очень хочет, и это его желание должно выражаться в том, что он всё время делает попытки Богу угодить. Например, безуспешно пытается исполнить заповеди Божии и всё время молится и просит у Бога от всей души, чтобы с ним это совершилось. Как Сам Христос сказал: «Если вы, будучи злы и тем не менее, когда сын ваш просит дать хлеба, неужели вы дадите ему камень, а если просит рыбы, дадите ему змею?» (Мф. 7, 11) . Ну конечно, мы хоть и злые, мы так делать не будем. «Кольми паче Отец наш небесный даст Духа Святаго просящим у него» (Лк. 11, 13) . Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) . Чем насытятся? Благодатью Святаго духа. А что такое правда? Это в переводе на русский язык означает «праведная жизнь». Если мы хотим исполнить нравственный закон Христов, мы исполнить это сможем только тогда, когда насытимся благодатью Святаго Духа. Ну вот и всё.

Вы ещё очень внимательно слушали, даже и не знаю, откуда Вы такие взялись. Так что если есть какие-то вопросы, я готов.

Ответы на вопросы

1. Доходит ли молитва святых до Бога? (0:18)

2. Многие люди неправославной веры (мусульмане, сектанты) имеют бо´ льшую алчбу Бога, чем подавляющая часть верующих. Не делает ли это их более достойными Царствия Божия в Его очах? (1:32)

3. Предопределено ли было предательство Иуды? (3:57)

4. В чём разница между грехом и прегрешением? (7:38)

5. Для чего нужна такая цель жизни, как спасение? (8:33)

6. Объясните значение фразы: «У каждого свой крест, и каждому Господь помогает нести его крест, и креста не бывает выше человеческих сил». Что означает «у каждого свой крест»? (9:50)

7. В чём отличие нравственности от духовности? (13:22)

8. Чему можно верить в новостных программах, а чему нет? (16:01)

9. Как может сочетаться радость и страдание в жизни? (16:40)

10. Можно ли идти правильным путём без духовного руководителя? (18:05)

11. Можно ли руководствоваться своим желанием при чтении святых отцов. Полезно ли мирянину читать «Письма к монашествующим» Игнатия Брянчанинова? (19:04)

12. Если всё происходит по воле Божией, почему страдают дети? (20:42)

13. Как научиться благодарить Бога за страдания? (23:16)

14. Когда Вы впервые ощутили на себе благодать Духа Святаго? (25:17)

15. Как бороться с механической молитвой? Почему ум рассеивается на молитве? (26:28)

16. Стоит ли заставлять детей ходить в храм, если они не хотят? (28:44)

17. Трёхлетний ребёнок не может дождаться Причастия, плачет, хочет есть. Что делать? (32:26)

18. Как быть людям, работающих на мирских работах, когда по указанию руководства приходится совершать действия, противоречащие их христианским убеждениям? (34:52)

19. Как вы оцениваете современные отношения Церкви и государства. И что будет в дальнейшем? (37:28)

20. В чём разница между осуждением и обличением? В какой ситуации один человек может указать на недостатки другого человека? (38:04)

21. Как, осознавая, что у тебя грехов, как песка в море, сохранять совесть спокойной? (39:35)

22. Как при исповедании Господа не метать бисер перед свиньями? (40:15)

23. Зачем люди, когда встречают батюшку, берут у него благословение? (40:44)

24. В каких случаях дозволяется дать отпор, а не подставлять вторую щёку? (43:22)

О своем учении Иисус Христос говорил так: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин 18, 37). О Себе Самом Иисус Христос учил, как о Спасителе человечества: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (искупления - выкупа, спасения; (Мт. 18,11; 20:28)). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).
Иисус Христос учил, что Он имеет одну сущность с Богом Отцом: «Я и Отец - одно», что Он одновременно «сошедший с небес» и «сущий на небесах», т.е. - Он одновременно пребывает на земле, как человек, и на небе, как Сын Божий, будучи Богочеловеком (Ин 3, 12; Ин. 10, 30),
Отвернувшись от Бога, люди заблудились в своих религиозных понятиях о Творце, о своей бессмертной природе, о цели жизни. Господь Иисус Христос раскрывает человеку важнейшие основы веры и жизни, дает направление его мыслям и стремлениям. Приводя наставления Спасителя, Апостолы пишут, что «Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия», - благую весть о наступлении Царства Божия среди людей (Мт 9,35).
По учению Иисуса Христа, люди призваны спасаться не индивидуально, но совместно, как одна духовная семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Церковь. Эти средства можно определить двумя словами: Благодать и Истина. (Благодать - невидимая сила, подаваемая Духом Святым, которая просвещает разум человека, направляет его волю к добру, укрепляет его душевные силы, приносит ему внутренний мир и чистую радость и освящает все его существо).
О спасении Иисус Христос учил как об условиях вступления человека в Его благодатное Царство, о том, как должен жить и к чему должен стремиться христианин, и о природе и устройстве Своего Царства.
Своих ближайших учеников, двенадцать апостолов (в переводе с греческого - посланник), Иисус находит в Галилее, на севере Палестины. Там он проповедует, совершает первые чудеса и исцеления. Там же и произносит свою главную проповедь - Нагорную (Евангелие от Матфея, главы 5-7), проливающую свет на то, как Иисус понимал свою миссию.
И тут важно понять, что он не опровергал и не нарушал еврейские законы, основанные на Божественном Писании:
«Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона...»
Возвещая наступление Царства Бога, Иисус призывал людей сделать усилие для того, чтобы войти в него. Не отменяя традиционные заповеди, он переосмыслил и усилил их: нельзя не только убивать, но и гневаться на человека; нужно любить не только ближнего, но и врага; нельзя отвечать злом на зло: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Просящему у тебя дай, и от желающего занять у тебя не отворачивайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...».
«Итак, - заключает Иисус, - будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5:48).
На страницах Евангелий мы нередко читаем о спорах Иисуса с книжниками и фарисеями (см. главу «Иудаизм»), упрекающими его в нарушении традиции. Однако нельзя забывать, что иудаизм того времени представлял собой сложный феномен, и даже внутри фарисейской традиции существовали разные школы, придерживающиеся противоположных мнений по целому ряду вопросов. Поэтому упреки в нарушении традиции, выдвинутые представителями одной из фарисейских школ против Иисуса и его учеников, могли казаться несправедливыми не только ему, но и представителям другой школы.
Проповедь Иисуса была обращена ко всем социальным слоям, но его современникам бросалась в глаза его особая расположенность к грешникам, что удивляло и возмущало многих. На упреки, обращенные к нему, Иисус отвечал: «Во враче нуждаются не здоровые, а больные... Я пришел призвать не праведников, но грешников». Неоднократно указывая на относительность принятого в обществе того времени деления людей на праведников и грешников («Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь»), Иисус подчеркивает всеобъемлющий характер любви и милости Бога.
А как воспринимали Иисуса окружающие?
В ответ на вопрос учителя: «За кого принимают меня люди?» - ученики отвечают: «За Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков». «А вы за кого принимаете меня?»
«Ты Мессия», - ответил за всех учеников Петр.
Иисус просит учеников никому об этом не рассказывать. Почему? По-видимому, Иисус понимал свое мессианство иначе, чем большинство его современников. Это подтверждает его спор с ближайшим учеником, апостолом Петром: «И начал Иисус открывать ученикам своим, что ему должно идти в Иерусалим и много пострадать и быть убитым, и в третий день воскреснуть... Но Петр, отозвав его, начал прекословить Ему. Он же сказал Петру: Отойди от меня, сатана... потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Евангелие от Матфея 16:21-23).
Видимо, Петр не мог связать предсказание Иисуса о страданиях и смерти с распространенным в иудаизме того времени образом Мессии-царя, восстанавливающего сильное и независимое царство. Иисус же понимал свое мессианство в духе пророчества Исайи о «невинном страдальце»: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст своих» (Исайя 53).
Осознавая, что, открыто провозгласив себя Мессией, он «обманет» ожидания той части народа, которая связывала с приходом Мессии надежду на освобождение от римского господства, и может спровоцировать обострение конфликта евреев с римскими властями, Иисус, возможно, и стремился до поры до времени избежать огласки.

Иисус Христос называл Свое учение Радостной илиБлагой Вестью (греч. Евангелие). Он принес миру не новые философские доктрины и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил самое отношение людей к Богу.

Проповедь Иисуса обращена не к «массам», а к каждой отдельной лич­ности. В толпе духовный уровень людей снижается, они оказываются во власти стадных инстинктов. В каждом отдельном человеке заключен целый мир, беско­нечно ценный в глазах Божиих.

Из всех имен, которыми в Писании называется Творец , Иисус предпочитает слово Отец . От Христа люди узнают, что с Создателем Вселенной можно гово­рить один на один, как с любящим Отцом, Который ждет ответной любви. Ни храмовое действо, ни даже совместная молитва не могут заменить общения с Бо­гом наедине, сокровенной беседы с Отцом. В единственной молитве, которую дал Иисус ученикам, Он учит молиться простыми словами с любовью и доверием.

Заповедь любви:

Зло, с которым человек соприкасается теснее всего, живет в нем самом: склонность к насилию, слепая мятежность, ищущая самоутверждения за чужой счет и безграничного простора инстинктам. Это зло питается ощущением собст­венного «я» как единственного центра, имеющего ценность. Растворение "я" в стихии общества, в коллективе, казалось бы, ограничивает бунт индивида, но при этом нивелирует, стирает личность. Выход из тупика - в библейской заповеди, данной еще в Ветхом Завете, задолго до Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18; Мф.5, 43; 19, 19; 22, 39; Мк.12, 31; Лк.10, 27). Она призывает к борьбе против звериных эгоистических начал, к признанию ценности другого "я". Заповедь любви к ближнему конкретизируется Иисусом в простом правиле: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, посту­пайте и вы с ними" (Мф. 7, 12; Лк.6, 31).

А как должны поступать ученики Христовы, если сталкиваются с проступ­ками других людей? При виде слабостей ближнего человек должен не выносить ему приговор, а сострадать, памятуя о собственной греховности. «Не судите, - предостере­гает Иисус, - чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так будет отмерено и вам» (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24; Лк. 6, 38).

Людям свойственно ненавидеть врагов, но ученики Иисуса Христа должны побеждать зло добром. Им следует бороться с мстительными чувствами. Мало того, они должны делать добро своим обидчикам. "Да будете сынами Отца ва­шего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте со­вершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 45; 5, 48).


Нагорная проповедь Иисуса Христа:

Нагорная проповедь Христа представляет собой собрание заповедей Нового Завета. В этих заповедях отражена система ценностей и нормы праведной жизни каждого христианина. В них существенно переосмыслены заповеди Ветхого За­вета – 10 заповедей, данных богом Яхве Моисею на горе Синай, а также сущест­венно расширено число заповедей в различных областях жизнедеятельности и мировосприятия человека. Наиболее важны из них так называемые «Заповеди блаженства» :

V Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное;

V Блаженны плачущие, ибо они утешатся;

V Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;

V Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;

V Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;

V Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;

V Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими;

V Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное;

V Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня;

V Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

(Цитата по Евангелию от Матфея)

Старое и новое:

Для людей, слушающих Иисуса, было важным решить, как соотносится Его учение с древним Моисеевым Законом? Религиозные учители Израиля времен Иисуса, фарисеи и книжники, часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил. Иисус, напротив, возвращал Ветхий Завет к его истокам - к Десяти заповедямСиная , подлинному Моисееву наследию, сохраненному пророками. Иисус углуб­ляет и дополняет этические требования Закона.

Законы Ветхого Завета и заповеди Христа:

ВЗ : «Не убивай, кто же убьет – подлежит суду.» Иисус : суду подлежит лю­бой гневающийся и оскорбляющий ближнего своего, его ждет геенна огненная.

ВЗ : «Не прелюбодействуй». Иисус : всякий, испытывающий вожделение к женщине – уже прелюбодействует с ней в своем сердце; а посему необходимо уничтожать органы тела, возбуждающие вожделение (вырвать глаз, отсечь руку), дабы потом все тело не горело в геенне огненной.

ВЗ : если разводишься с женой – дай ей разводную (обеспечь ее права). Ии­сус : любой, кто разводится (если только жена не прелюбодейка) – дает повод жене к прелюбодеянию, а также любой, кто женится на разведенной – прелюбо­дей.

ВЗ : «не нарушай клятву, а выполняй ее перед лицом Господа». Иисус : не клянись вовсе – лишь утверждай или отрицай («да, да или нет, нет – а другие слова – от лукавого»).

ВЗ : «око за око, зуб за зуб». Иисус : не противься злу! Просящему у тебя – дай!

ВЗ : «люби ближнего своего и ненавидь врага своего». Иисус : люби врагов, благословляй проклинающих тебя, молись за обижающих тебя; будь совершенен, как Отец Небесный.

Прочие заповеди:

V Не творите милостыни напоказ;

V Не молитесь напоказ;

V Не поститесь напоказ;

V Прощайте, и будете прощены;

V Не думайте о земных богатствах;

V Не служите двум господам;

V Не судите, да не судимы будете;

V Не позволяйте поругания святынь;

V Просите, и дано вам будет;

V Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами.

Земная жизнь и жизнь вечная:

Ветхозаветная религия очень долго она не находила ответа на вопрос о по­смертной участи человека. В Ветхом Завете было создано представление о Ше­оде, сумрачном царстве мертвых, Пре­исподней. Настоящее же «продолжение жизни» видели главным образом в потомках. Только в IV в. до Р.Х. появилась идея грядущего возрождения, воскресения всех людей, нового неба и земли, где будут царствовать правда и все злое будет побеждено. Иисус Христос полно­стью подтвердил веру в воскресение мертвых. Однако Евангелие учит не только о потустороннем, но и о том, как нам должно жить сегодня. Бессмертие, воскресение, Царство Божие, о которых говорит Евангелие, неотделимы от того, что совершается в этом мире. Если человек станет пренебрегать своим земным служением, это будет изменой его призванию. С другой стороны, тех, кто все силы отдает только материальному, ждет неминуемая катастрофа. Жизнь коротка и может оборваться в любой момент. И в любой момент человек может быть спрошен о том, как он прожил свою жизнь, на что употребил он данные ему спо­собности и таланты.

Царство Божие:

Иисус говорит о Царствии Божием, иногда называя его также Царством Не­бесным, как о Своем Царстве, Своем господстве в мире и в сердцах людей. Цар­ство Божие выше всего преходящего. Сокрушая власть зла, оно несет на землю законы Неба. Эту духовную реальность нельзя ставить в один ряд с каким-либо земным счастьем. Земное счастье хрупко, немного нужно, чтобы развеять его. Царство Божие - это жизнь в правде Божией, именно такая жизнь приносит че­ловеку наивысшее удовлетворение и счастье.

Кто же может проложить путь к Царству? Кто подведет к нему человека? Иисус. Он не только Пастырь; Он - Дверь, Врата, через которые входят люди в Царство Небесное. Так учил Он о Себе Самом. Он - Посредник, соединяющий Небо и землю. «Никто, - говорит Иисус, - не приходит к Отцу, как только че­рез Меня» (Ин. 14, 6).

Таким образом, Благая Весть Иисуса Христа есть весть о спасении от смерти, о приобщении мира к Божественной жизни как высшей его цели. Это Царство уже приходит в наш мир, если в душах людей воцаряется Гос­подь. Оно приносит вступающим в него не забытье, а светлое, радостное чув­ство близости Отца Небесного. Евангелие разрушило преграды, разделявшие людей. Каждый, становящийся христианином, при­обретает как бы второе гражданство, входит в народ, в котором «нет ни эллина, ни иудея... но все и во всем Христос» (Гал.З, 28; Кол.3, 11).

Иисус Христос (Иешуа Машиах), I в. до н.э. - I в. н.э. Иисус - греческая огласовка еврейского имени Иешуа. Родился в семье плотника

Иосифа, потомка легендарного царя Давида. Год его рождения с точностью не известен: по наиболее достоверной версии, он родился в царствование Августа где-то за 4 года до начала нашей эры.

Место появления на свет - город Вифлеем. Место проживания родителей - город Назарет в Галилее.

Иисус Христос - основатель одной из крупнейших религий мира - христианства.

Собственно именем является Иисус - весьма распространенное среди древних евреев (вспомним хотя бы Иисуса Навина, остановившего Солнце). А сопутствующее ему греческое слово «Христос» означает «мессия» (по-еврейски «машиах»), или «помазанник», т.е. человек, предназначенный для служения Богу. Так обычно называли пророков, священников, но по преимуществу царей. При свершении обряда помазания употреблялся елей - специально приготовленное масло из оливок. Русских царей (как и израильских) тоже называли помазанниками Божьими. Иисус Христос был, однако, помазан не на царство земное, а на царство Божие. Слово «Христос», употребленное по отношению к нему, привело, как известно, к жестоким недоразумениям, стоившим Иисусу жизни. Фарисеи внушили власть предержащим, в частности римскому наместнику Пилату, что Иисус претендует на израильский престол, т.е. на территорию, принадлежащую римскому кесарю. «Мое царство - небесное», - пояснял Христос. Но невежественная, фанатичная толпа и Пилат не вняли его словам.

Иисус, о котором повествуют Евангелия, написанные его современниками и учениками Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном, - лицо историческое. Находки древних кумранских рукописей в пещерах близ Мертвого моря, а также многие сведения, добытые поколениями уче- ных-библеистов, подтверждают реальность Христа. Вполне возможно, что бродячий пророк, выступавший с учением о праве бедных, обездоленных и рабов на царство земное и небесное, говоривший о равноправии и внушавший надежду на счастье, мог действительно в очень короткое время приобрести горячих сторонников, положивших начало широчайшему движению. Атеисты примитивного толка считают мнение о реальном существовании в I в. н.э. Иисуса Христа фантастичным. Но еще более фантастичным было бы считать, что столь мощное движение родилось без какого-либо участия в своем начале какой-то очень талантливой, возможно, гениальной личности, властной и притягательной для народных масс. Ветхий Завет, на котором воспитывались и образовывались целые поколения до Христа, весь переполнен пророчествами о пришествии Мессии, избавителя от земных страданий и горя. Как же было наконец не вспыхнуть этой постоянно тлевшей надежде, когда появился человек, в котором по стечению обстоятельств люди как бы воочию и во плоти увидели все признаки Спасителя мира?

По этому поводу существует интересное и мудрое высказывание Л. Толстого. Он писал: «Задача, которую предстоит решить, состоит в том, что 1800 лет тому назад явился какой-то нищий и что-то наговорил. Его высекли и повесили. И с тех пор, - несмотря на то что было много и много праведников, погибших за свою правду, - миллиарды людей, умных и глупых, ученых и безграмотных, не могут отделаться от мысли, что этот человек был Бог. Как объяснить это удивительное явление? Церковники говорят, что это произошло оттого, что Иисус был Бог. И тогда все понятно. Но если он не был Бог, то как объяснить то, что именно этот простой человек всеми признан Богом? И ученые старательно разыскивают все подробности жизни этого человека, не замечая того, что сколько бы ни отыскивали подробностей (в действительности же ровно ничего не отыскали), если бы они даже восстановили всю жизнь Иисуса до мельчайших подробностей, вопрос о том, почему он, именно он, имел такое влияние на людей, остался бы все- таки без ответа. Ответ не в том, в какой среде родился Иисус и кто его воспитывал, и т.п., и еще менее в том, что делалось в Риме, и что народ был склонен к суеверию, а только в том, что проповедовал этот человек такое особенное, что заставило людей выделить его из всех других и признать Богом тогда и теперь». (Евангелие. Изложение Л. Н. Толстого. - М., 1918).

Л. Толстому, как видим, прежде всего важно, что в начале начал учения, названного по имени учителя христианским, учения, перешедшего в народные массы и ставшего всемирным, был конкретный человек - «именно он», «этот человек», что именно «этого», а не кого- нибудь другого «выделили». То есть для Л. Толстого совершенно очевидно, что в начале I в. н.э. «эта» личность существовала. Не может быть учения без автора. Другое дело, - поясняет далее Толстой, - что «этому» Иисусу впоследствии различные толкователи навязывали то, чего он никогда не думал и не говорил, и что легенды, уйдя в века, обросли неправдоподобными деталями.

Надо сказать, что к моменту появления Иисуса сознание людей, издавна живших ветхозаветными чаяниями о пришествии Спасителя, было уже не только подготовлено, чтобы воспринять приход такого человека как нечто естественное и долгожданное, но и возбуждено явным нетерпением: когда же? скоро ли?.. Ведь о будущем Богоявлении в образе человека говорили многие пророки, и особенно категорично - наиболее авторитетный из них пророк Исайя, живший за несколько столетий до Иисуса. А современник Христа, пророк Иоанн, названный Предтечей и Крестителем, пылко и убежденно говорил о том, что Мессия уже появился в мире. Свои проповеди Иоанн произносил на берегу Иордана, собирая толпы возбужденных слушателей. Евангелисты рассказывают, что Иоанн нетерпеливо вглядывался в лица паломников, ища среди них Мессию. Когда на берегу среди других людей появился Иисус, Иоанн сразу же признал в нем Помазанника Божьего. Он крестил его водою из Иордана, а слетевший с небес белый голубь символизировал крещение Святым Духом. Так впоследствии родилось и стало краеугольным камнем христианской церкви понятие Троицы: Бог-Отец, Сын Божий и Святой Дух.

До появления своего на Иордане Иисус более 30 лет безвестно проживал в захолустном галилейском городке Назарете. По евангельскому преданию, он был рожден земной женщиной Марией, обрученной к тому времени с плотником Иосифом, уже имевшим детей от умершей первой жены. Весть о рождении сына от Святого Духа принес Марии архангел Гавриил.

Молва о том, что Иоанн, защитник бедных и обездоленных, проповедует равенство всех людей и ожидает близкого пришествия Мессии, дошла до Назарета, вызвала немало толков и понудила Иисуса уйти из дома на Иордан.

Он хорошо знал знаменитое предсказание пророка Исайи о Богоявлении, и мысль о своем божественном избранничестве полностью овладела его сознанием. По-видимому, и в облике и в поведении Иисуса было что-то такое, что сразу же остановило на нем исполненный надежды и ожидания взор Иоанна.

После крещения Иисус по традиции, принятой всеми, посвятившими себя Богу, ушел в пустыню для испытания духа и плоти. Там, по Евангелиям, его искушал Сатана. Он предложил Мессии покорить мир тремя способами: привлечь народ обещаниями земных благ, завоевать народы оружием или же прибегнуть к чудесам. Что касается первого искушения, то Иисус ответил словами, что не хлебом единым сыт человек; отверг и второе, заявив, что служит не золоту, а Господу; чудеса же отверг как средство чисто внешнее, неблизкое к истинной вере.

Однако самой важной и всеопределяющей особенностью личности и всех проповедей Христа была его убежденность, что он послан Богом в мир как искупительная жертва. Агнцем Божьим, т.е. жертвою, назвал его сразу же и Иоанн.

До христианства и после него ни в одной из религий мира не появлялось образа страдающего Бога. Христос был не только гоним, но и бит бичами, предан публичному суду и позорной казни через распятие наравне с разбойниками.

Коренная черта христианства - любовь к человеку и добровольное, вплоть до мучительной смерти, страдание за людей.

Христианство покоится на любви, милосердии и постоянной готовности принести себя в жертву - через покаяние, молитву, самоотвержение и смерть.

Образ страдающего Бога, искупающего своей кровью грехи человечества, уникален в человеческой культуре.

Все четыре Евангелия подробно рассказывают о том периоде земной жизни Христа, когда он полностью ощутил свое необыкновенное призвание и отдал себя на служение людям - вплоть до крестной смерти. Круг же его служения, очерченный в Евангелиях, очень широк и разнообразен: он общается с богатыми и бедными, с неграмотными и образованными, со знатными членами синедриона и с простыми рыбаками, которые и становятся его учениками. Мы видим его в пустыне, на дорогах Иудеи и Палестины, в синагогах и на рыночных площадях, на Тивериадском озере и в оливковых рощах, на брачном пиру и на тризне, на пышных церемониях и за простой трапезой в сельском доме.

В Евангелиях рассказывается немало случаев благотворного и чудесного воздействия на людей личности Христа, но собственно чудес очень мало: Христос требует веры как таковой и не любит прибегать к внешним ее проявлениям.

Иисус не спасает себя с помощью чудес ни в Гефсиманском саду, когда за ним пришли стражники, ни на суде у Пилата, ни во время казни на Голгофе. Будучи, по Евангелиям, Сыном Божьим, он идет на муки ради того, чтобы своей смертью на Кресте искупить грехи людей. В этом и заключается великий всечеловеческий подвиг Иисуса Христа.

Христианство уже при своем зарождении выдвинуло идею социального равенства, основанного на нравственном долге - на любви к ближним и милосердии. Это учение оплодотворило и облагородило всю историю человеческой культуры. И хотя, к несчастью, человеческий мир, в том числе и христианский, так и не осуществил заветы Христа, они неизменно стоят перед людьми как некое высокое и непревзойденное нравственное мерило. Любовь к ближнему - вот альфа и омега христианского учения. Казалось бы, как просто, но и как трудно на деле осуществить это простое и очевидное требование.

Основные положения христианского вероучения (догматы) сформулированы в Библии и в постановлениях христианских Вселенских соборов, в Символах веры. Символ веры - краткий свод главных догматов. Общехристианский Символ веры составлен отцами церкви и утвержден на Никейском (325 г. н.э.) и Константинопольском (381 г. н.э.) Вселенских соборах. Символ веры не требует доказательств, читается как молитва. Согласно Символу веры христиане обязаны верить в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого (Святая Троица).

Важнейшим положением христианства считается догмат Богово- площения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем якобы стал человеком, родившись от Девы Марии.

Большая роль отводится догмату искупления, в соответствии с которым своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу Отцу за грехи людей, искупил их.

Одно из центральных мест занимает догмат о воскресении Иисуса Христа, дающий людям надежду на это.

Догмат вознесения обязывает христиан верить в то, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо.

Символ веры предписывает верить в «единую святую соборную и апостольскую церковь»: признавать необходимость крещения, уповать на грядущее воскресение мертвых.

Наиболее важные элементы христианской обрядности называются таинствами. К их числу относятся: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Пивным христианским богослужением является литургия - театрализованное действие, сопровождаемое молитвой, музыкой или пением.

Важную роль играет в христианстве культ креста. Объектами поклонения являются для христиан мощи - останки «святых». Значительное место отводится праздникам. К главным христианским праздникам относятся: Пасха, Троица, Рождество Христово и ряд других.

Сам Иисус Христос неоднократно высказывался о необходимости правильно понимать Его слова и соблюдать все без исключения.

В книгах Нового Завета содержатся требования, как следует понимать и толковать Священное Писание.

Необходимо соблюдать все сказанное Иисусом Христом, а это означает, что Священное Писание - общеобязательный закон для христиан. Основания из Священного Писания:

  • q “... идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” ... (Мф. XVIII гл. 19 - 20);
  • q “... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; ... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих;” .... (Ин. XIV гл. 23 - 24)
  • q “Если любите Меня, соблюдите мои заповеди”. (Ин. XIV гл. 15)
  • q Иисус Христос установил Новый Завет - союз Бога и человека:
  • q “... сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается”. (Лк. XXII гл. 20)

Если человек не соблюдает того, что требует он него Бог, он сам лично выходит из этого союза, сам отказывается от спасения.

Слова Иисуса Христа вечны и неизменны:

q “... небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. (Мф. XXIV гл. 35; Мк. XIII гл. 31; Лк. XXI гл. 33)

Необходимо верить Иисусу Христу, правильно понимать Его слова, недопустимо их искажать:

  • q “Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе” (2. Кор. II гл. 17).
  • q “И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день”. (Ин. XII гл. 47 - 48)

Последняя цитата говорит о необходимости понимать Иисуса Христа так, как Он хотел сказать: - если трактуем Его слова не в том значении, как они сказаны, то не верим Ему и не принимаем Его слов, и Евангельское слово будет нас судить. А суд этот будет справедливым: - слышали, читали, знали! Иисусу Христу не верили, слова Его искажали! Именно этого мы и боимся, поэтому так тщательно анализируем Писание, боремся за чистоту веры. По этой же причине чадам Православной Церкви не рекомендуем полагаться на свои знания и толковать Писание самим. Не все имеют специальное образование, поэтому нужно сначала ознакомиться с учением Церкви, а оно доступно всем - книг много, узнать, как Церковь понимает Писание, убедиться самим в правильности толкований, узнать, что можно толковать только буквально, а что аллегорически не сложно.

Люди обязаны проповедовать не свои взгляды, а учение Иисуса Христа:

  • q “... мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа; “... (2 Кор. IV гл. 5)
  • q “Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа”. (Гал. I гл. 11 12)

Эти слова полностью исключают ценность для вероучения взглядов людей, если эти взгляды расходятся со словами Иисуса Христа.

Иисус Христос говорит о соблюдении слов своих учеников, а апостол особо отмечает необходимость соблюдать, написанное в посланиях Апостольских и Апостольское Предание:

  • q “... если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин. XV гл. 20)
  • q “Слушающийся вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня”. (Лк. X гл. 16)
  • q “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2 Фес. II гл. 15) ... Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечание и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его”. (2 Фес. III гл. 14)

Каждый проповедник должен помнить и неукоснительно соблюдать основной принцип Апостольской проповеди: проповедовать Христово учение, а не свое:

q “Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытые постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа; “... (2 Кор. IV гл. 1 - 5)

Священное Писание Само в Себе содержит ряд общеобязательных положений:

- учение Иисуса Христа - закон для всех христиан;

- учение Иисуса Христа неизменно во времени;

- обязанность проповедовать только Учение Иисуса Христа;

- недопустимо неправильно излагать Учение Иисуса Христа

Неправильное учение в Священном Писании названо ересью.

Мы не должны стесняться применять этот термин. Правда, это нужно делать тактично, чтобы у неправославного человека не возникло впечатления, что ему наносится личное оскорбление.

Представители неправославного христианства очень болезненно воспринимают использование термина “ересь”, “еретик” по отношению к ним. Но ведь не мы же выдумали этот термин, он дан Апостолами, дан в Священном Писании, и мы обязаны им пользоваться. Христианину нужно внимательно прочесть Писание и самостоятельно, не прислушиваясь ни к кому, кроме голоса собственной совести и души, подумать, кто точнее следует учению Апостолов и Иисуса Христа.

  • q “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель”. (2 Петр. II гл. 1)
  • q “Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден”. (Тит. III гл. 10 - 11)


Просмотров