Убеждение – это вам по силам. Что такое убеждения

Убеждение - это коммуникационный процесс между людьми (и результат этого процесса), в ходе которого пропонент (убеждающий) передаёт оппоненту (убеждаемому) некоторую значимую информацию с целью породить у него веру в её истинность . Убеждение при этом не способно само по себе служить доказательством истинности передаваемой информации. Однако в ходе процесса убеждения часто используются те или иные формы доказательства в рамках аргументации (см. ). В этом смысле убеждение понимается как способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики (см. ) и обосновывающих (см. ) выдвигаемое пропонентом утверждение (тезис).

Цель убеждения как коммуникационного процесса достигнута, если оппонент понял пропонента и поверил ему. Чаще всего она достигается двумя способами: монологом , когда пропонент говорит, а оппонент его слушает, воспринимая передаваемую информацию, и диалогом , когда оппонент имеет возможность не только задавать вопросы, но и критиковать пропонента, анализируя его утверждения. Успешное убеждение ведёт к принятию оппонентом новых сведений и последующему их включению в сложившуюся у него систему взглядов и убеждений, а следовательно, и к изменению мотивационной основы его поведения. Поэтому в некоторых социальных практиках убеждение рассматривается как метод воздействия на мышление и поведение человека. При этом, отличие от такого распространённого метода воздействия на сознание, как внушение , убеждение основано на осмысленном (но не всегда рациональном) принятии индивидом передаваемых ему сведений, на их анализе и последующей оценке.

Результат убеждения (то есть убеждение как результат) может быть представлен как устойчивая осознанная потребность индивида, побуждающая его мыслить и действовать согласно новым ценностным ориентациям. Содержание таких потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определённую картину мира индивида, в правильность которой он верит и на основе которой он действует. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений выступает как мировоззрение (см. ). Убеждение как процесс и убеждение как результат не всегда соотносятся однозначно. Отдельного объяснения требует тот факт, что индивид способен не только формировать своё мировоззрение и действовать на основе убеждений, но в ряде ситуаций готов отдать за них жизнь.

В интеллектуальной традиции со времён Платона и Аристотеля различают два метода убеждения: диалектический и эристический . Пропонент-диалектик сообщает оппоненту ту информацию, в которую верит сам, и приводит в её защиту те аргументы, которые убедили его самого. Пропонент-эрист менее щепетилен: он стремится убедить пропонента в правильности той информации, вера в которую выгодна ему или его заказчикам.

В простейшем случае пропонент-диалектик просто воспроизводит тезис и те аргументы в его защиту, которые убедили его самого. Этого вполне достаточно, когда пропонент и оппонент находятся на одном социальном, интеллектуальном и профессиональном уровне. Но, например, для политика, борющегося за президентский пост, такая тактика убеждения обречена на провал. Процесс убеждения протекает в сознании оппонента, который верит лишь в то, что вытекает из уже имеющихся у него убеждений, причём по правилам, которые также не вызывают у него сомнения. Вот почему самое добросовестное обоснование тезиса может вызвать у него неприятие, а совокупность демагогических приёмов - восторг. Поэтому условием успешного убеждающего воздействия является способность поставить себя на место пропонента, «взглянуть на мир его глазами». Психологи называют эту способность эмпатией . Пропонент, обладающий ею, выдвигает только те тезисы, которые оппонент способен понять, и приводит в их защиту только те аргументы, которые он способен принять. Уже античные мыслители хорошо сознавали, что процесс убеждения не ограничивается только рациональными доводами и основанными на них логическими рассуждениями, хотя последние и являются сильными его средствами. ещё Аристотель в своей «Риторике» указывал, что убеждение достигается, во-первых, характером и поведением оратора; во-вторых, эмоциональным воздействием на слушателей, умением вызывать у них соответствующие обстановке чувства и настроения; в-третьих, содержанием логических доказательств. В дальнейшем эти компоненты убеждения, совместно изучавшиеся в античной риторике , стали предметом обособленного исследования в философии, логике и психологии, а сама риторика превратилась в отрасль филологии, изучавшую довольно искусственные формы построения ораторской речи.

Каждое убеждение, как правило, состоит из двух частей: описывающей и предписывающей . Эти две части обуславливают два направления процесса убеждение: пропонент сначала обосновывает истинность сообщаемых им описаний, а затем создаёт веру в рациональность сформулированных на их основе предписаний. Это разные процедуры. Убеждая оппонента в истинности описания, пропонент показывает, что оно соответствует своему предмету, а убеждая его в рациональности предписания, следующего из этого описания, он показывает его соответствие, во-первых, потребностям убеждаемого; во-вторых, законам объективного мира; в-третьих, тем или иным возможностям воплотить его в жизнь. Отсюда следует, что среди факторов, влияющих на результат убеждения, наиболее важное место занимают интересы убеждаемого. Без их учёта ни убедить, ни переубедить его невозможно.

Часто в политике, юриспруденции, этике и других социальных практиках возникают ситуации, когда низкий образовательный уровень (см. ) оппонента не позволяет убедить его в истинности тезиса теми аргументами, которые действительно доказывают его. Из этой ситуации выходят двумя способами. Нередко пропонент-диалектик, например адвокат, убеждающий присяжных заседателей в правильности предлагаемого им решения, использует эристическое доказательство, то есть становится диалектиком по целям и эристом по средствам. Но рано или поздно оппонент понимает, что ему «морочили голову», и «вместе с водой выплескивает ребёнка» - отказывается от правильных убеждений, порождённых эристическими приёмами. Второй выход заключается просто в том, что непрофессионалы не допускаются к решению проблем, в которых они некомпетентны, а эта работа передаётся заслуживающим их доверия специалистам. Так, именно с этой целью в ряде случаев сознательно ограничивают всеобщее избирательное право. Тем самым сфера «лжи во спасение» сужается. И наоборот: эристы часто сознательно расширяют крут людей, принимающих решение, чтобы мнением некомпетентного большинства подавить мнение специалистов. Эрист никогда не защищает явную ложь. Его искусство основано на том поразительном факте, что ложь часто больше похожа на правду, чем сама правда. Эристические методы убеждения тщательно описываются, исследуются и критикуются со времён Аристотеля. Но их арсенал постоянно пополняется, и их успех у непрофессионалов не уменьшается.

Помимо указанных значений термина «убеждение» в общеупотребительном смысле, в научно-ориентированных дискурсах, в частности в аналитической эпистемологии (см. ) и методологии науки (см. ) он нередко используется как термин «убеждение» (belief) в определении термина «знание» (knowledge): «знание есть оправданное убеждение»; или же им вообще заменяется термин «знание» с тем, чтобы снять вопрос об его оценке на истинность.

Уверенность в своей правоте помогает человеку не сойти с выбранного пути. Убеждение - это важно. Владение даром стратегии аргументированного донесения информации приносит ощутимую пользу в развитии отношений с другими людьми, решении вопросов на работе, в общественном транспорте, дома, в магазине и других местах.

Что же такое убеждение?

Это составная часть мировоззрения и способность влиять на людей, если говорить кратко. множество, и они будут разниться в зависимости от ситуации. Хотите ими овладеть? Присоединяйтесь. Вместе проще учиться.

Как несовершенство в силу превратить

Человек, обладающий даром убеждения, даже слабость может превратить в преимущество. Такова психология убеждения. Например, при продаже подержанного автомобиля он обязательно расскажет о мелких недочетах, на которые покупатель, может, и не обратил бы внимания. Открытие небольших недостатков создает впечатление отсутствия больших. При этом создается ощущение честности, уровень доверия между участниками разговора стремительно растет вместе с вероятностью ударить по рукам и совершить сделку.

Этот же прием убеждения человека можно использовать при устройстве на новую работу. В резюме нужно указать не только положительные характеристики, но остановиться и на переломном моменте, уделив внимание тому, когда и по каким причинам вы смогли добиться повышения на службе.

Развивайте свою харизматичность

Человек, не обладающий харизмой, лидером стать не сможет. Считаете, у вас ее нет? Бросьте, вы не обделены этим даром, как и любой другой человек. Поменяйте свое убеждение. Это просто: посмотрите на жизнь влюбленными глазами, всем, с кем общаетесь, искренне говорите комплименты, ободряйте тех, кто рядом с вами, помогайте им по мере сил.

Самый убедительный аргумент - последний

Чтобы склонить мнение на свою сторону, доказательства нужно выстроить в определенном порядке. Сначала привести сильные аргументы, затем - средние по убедительности, и только в конце «добить» самым значительным.

В случае, когда вам необходимо получить определенный ответ для решения проблемы, не озвучивайте его сразу. Предварительно задайте еще пару вопросов, на которые может быть только один ответ - утвердительный. После чего на самый важный вопрос оппонент неизбежно ответит «да».

Используйте статус

Для решения проблемы не стесняйтесь озвучить вашу должность и полномочия. В этом случае аргументы, приводимые вами, покажутся куда весомее.

Интересы людей

Доказательства должны строиться не только на аргументах материальной выгоды, особый акцент необходимо сделать на удовлетворении потребностей людей. Подскажите, какие интересы общества будут реализованы.

Признание в неправоте

Убеждение - это не только веские аргументы и доводы, но и способность признавать свои ошибки. Имейте смелость посмотреть правде в глаза и согласиться, что были не правы. Такой поступок только укрепит ваш авторитет, заставит еще больше уважать.

Наглядность

Цифры, факты, таблицы, графики, слайды, фотографии - что-нибудь из этого списка обязательно должно присутствовать в вашей аргументированной речи. Впрочем, как и искренние эмоции.

Убежденность – качество личности, выраженное в субъективном отношении к своим убеждениям и поступкам, связанным с твердой уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется.

Спорили как-то двое возле дороги. Один говорит, мол, нет Бога, потому и не верю в него. Другой горячо возражал, есть Бог, и всё тут, потому в него верю. Мимо них шёл монах. Спорщики заметили его, остановили и попросили о помощи, очень хотелось правоту свою доказать. Монах остановился. Выслушал каждого из них, подумал и сказал: « Один из вас верит, что Бога нет, другой, что Он есть. Нет смысла в такой вере. И нет смысла верить, как вы. Надо знать. А когда вы узнаете, то не будет и смысла спорить. Потому не тратьте силы и времени зря, идите и займитесь делом». – «А как же нам узнать, есть ли Он на самом деле?» – удивлённо спросили спорщики. – «Перестаньте верить в свои убеждения, и правда откроется вам», — с улыбкой ответил монах и удалился.

Счастье человека зависит от экологичности его убеждений. В основе наших мыслей, действий и поведения лежат наши убеждения и верования. Если убеждения мы способны как-то обосновать, объяснить или доказать, то верования – это некритически усвоенные представления о жизни. Какие у нас убеждения и верования – такая и жизнь. Сегодняшний уровень жизни – это отражение наших убеждений. Диапазон наших мыслей и поведения ограничен качеством наших убеждений и верований. Изменяя убеждения, мы изменяем свою жизнь. Счастье человека зависит от выбора , который он сделал в тот или иной момент своей жизни. У каждого человека есть свобода выбора. Между любым событием и нашей реакцией на него всегда есть прослойка – наше право выбора. Как отреагировать на любой раздражитель, стимул или ситуацию выбираем мы сами. Пусть промежуток между раздражителем и реакцией на него может составлять долю секунды, но в этот миг мы все равно делаем выбор. Любой выбор в нашей жизни определяется нашими убеждениями и верованиями. Например, парень возвращается вечером домой и видит, что в темном углу двора хулиганы грабят женщину. Он перед выбором: пройти мимо или заступиться за женщину. Мозг за доли секунды просчитывает все возможные последствия его действий. В это мгновение, возможно, решается вся его жизнь: каким он будет человеком, если сподличает, сможет ли он чувствовать себя полноценным мужчиной. В любом случае его выбор будет целиком зависеть от качества его убеждений и верований.

Убеждения – это личная конституция человека . В духе своего основного закона мы воспринимаем окружающий мир. Пробиться через цензуру наших убеждений необычайно сложно. Мы свято верим в истинность своих убеждений. Они представляют собой форму самовнушения, самогипноза. Мы отождествляем себя с ними. Все наши действия подчинены убеждениям. Хотя в них нет логики, их трудно доказать, но, все равно, они для нас являются в купе с верованиями единственным руководством к действиям. Юмористы шутят, что убеждения, не подкрепленные доводами, свидетельствует о том, что у вас есть своя позиция. Система наших убеждений проживает в подсознании. Перед подсознанием стоит задача систематически подтверждать нашу правоту. Для демонстрации своей воли и голоса она использует эмоции, поведенческие реакции и мысли. Система убеждений служит «приманкой» для привлечения в нашу жизнь определенных людей и обстоятельств. Она базируется не на личном житейском опыте – все с точностью наоборот. Это наш опыт является плодом наших убеждений. Словом, убеждения держат бразды правления нашей жизнью в своих твердых руках.

Так, в цирке взрослых слонов привязывают к деревянным шестам только тонкой веревкой, а маленьких слонят приковывают цепью к надежным металлическим стол­бам, глубоко зарытым в землю. Это делается для того, чтобы они не попытались убежать. Если столб достаточно прочно сидит в земле, а цепь достаточно крепка, слоненок не сможет уйти дальше по­ложенного. Рано или поздно наступает день, когда он перестает дергать цепь и оставляет попытки убежать. Металлический столб заменяют деревянным, поскольку знают, что животное привыкло к мысли о невозможно­сти побега. То же самое мы делаем с собой, ограничивая себя собственными убеждениями о своих возможностях и способностях. Получается, что мы ограничены не действительностью, а своими ограничивающими убеждениями.

Если выражаться метафорично, то в раннем детстве мы представляли собой только что купленный, но уже одухотворенный компьютер. В нас еще не установили никаких программ. Мы были совершенством, своей истинной сущностью. Позже в девственное сознание стали поступать вводные от наших родителей, воспитателей, учителей и сверстников. Так, шаг за шагом, сформировалась наша система убеждений и верований. Многие программы основывались на житейском опыте родителей. Как они понимали мир, так и передали нам. Детские убеждения занимают главенствующее место в системе наших убеждений. Посягательство на них воспринимается нами в контексте сталинского приказа «Ни шагу назад!» Нас не интересует, верны они или нет, порядочны или порочны. Мы просто верим своим убеждениям. В этом контексте нельзя считать порядочным человека только зато, что у него есть свои убеждения. Надо проверить, порядочны ли сами убеждения. Словом, наши убеждения в любом случае носят ограничивающий характер, но воспринимаются нами как истина в последней инстанции.

Метафоричен, в этом смысле, способ работы глаз лягушки. Лягушка видит большинство предметов в своем непосредственном окружении, но она интерпретирует лишь те предметы, которые двигаются и имеют определенную форму. Это очень важно для ловли мух. Однако, поскольку только движущиеся черные объекты воспринимаются как пища, лягушка будет обречена на смерть в коробке, полной мертвых мух. Так, наши ограничивающие убеждения ставят непреодолимую преграду перед нашими новыми возможностями.

Эстафету формирования наших убеждений подхватывает у родителей четвертая власть. Через телевизор, интернет нам внушаются на базе интеллектуального Макдональдса стереотипы поведения и шаблонное мышление. Источником наших убеждений также является личный опыт и взаимоотношения с авторитетными людьми.

Убеждения и ожидания

Установив в компьютер системное программное обеспечение, мы ожидаем от него ответов на все интересующие нас вопросы и выполнения функций, соответствующим данным программам. От своего системного программного обеспечения в виде убеждений мы тоже ожидаем, что оно даст правильные ответы на вопросы окружающего мира. Мы ждем от людей поведения, соответствующего нашим убеждениям. Когда они ведут себя вопреки нашим ожиданиям, у нас возникают обиды и появляется раздражение. Почему б не обидеться, ведь наши представления – это убеждения, а убеждения других – предрассудки? Мы полны ожиданий, что различные жизненные ситуации должны разворачиваться согласно нашему сценарию. Однако, мир не предсказуем. Мы сталкиваемся на каждом шагу с неожиданностями, с непонятными и необъяснимыми ситуациями. К слову, чем больше всяких неожиданностей возникает на нашем жизненном пути, тем больше наша система убеждений не соответствует запросам реальной действительности. Когда мир отворачивается от нас, мы или корректируем систему своих убеждений, или упрямо пытаемся прогнуть мир под себя.

Может возникнуть вопрос: «А что если вообще «удалить» свою систему убеждений?» Создается видимость полной свободы, жизнь можно «отпустить» плавно плыть по течению без предъявления к ней претензий. Опять же, отсутствует зависимость от убеждений. Следовательно, нас невозможно контролировать и манипулировать с помощью наших убеждений. Однако, это иллюзия. Убежденность, что можно прожить без убеждений, уже является убеждением. Нет человека без убеждений. Пусть в самом примитивном и хилом виде какая-то система ценностей есть у любого человека. Нам не подвластно достигнуть конечной станции по «дороге домой», то есть опять вернуться к моменту нашего рождения. Если гипотетически удалить весь мусор убеждений, мы становимся совершенством. Нам уже не надо проходить уроки жизни, нет необходимости стремиться быть ближе к своей истинной сущности, не нужно совершенствоваться. Мы и так совершенство. Это, конечно, фантазии. Человек – это общественное животное. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Мы, хотели бы того или нет, подвержены его влиянию и внушению. Нас вынудят обстоятельства усвоить определенные общественные предписания, законы, условия и требования «общежития». Иначе в обществе не выжить. Общественные требования и условия взаимоотношений с другими людьми вынужденно осядут в подсознании человека как убеждения.

Работа с убеждениями. Допустим, мы поставили перед собой цель стать богатым, преуспевающим человеком. Добротная цель. Чтобы дорога к ней была накатанной, нужно внимательно покопаться в своем подсознании на предмет поиска ограничивающих убеждений. Может быть, у нас в подсознании по теме «Богатство и деньги» столько мусора, что и думать об этом не стоит? Если наши убеждения будут в противоречии с целью, успеха не видать. Цель достигается только в унисоне с убеждениями. Главный довод в пользу наших убеждений – активная помощь на пути к цели.

Поэтому следует провести инвентаризацию своих убеждений по данной тематике и выявить ограничивающие убеждения. Представьте, что мы сдаем письменный экзамен по сочинению. Тема: «Богатство и деньги». Отведенное время – полчаса. Знаки препинания и орфографические ошибки не учитываются. Главное для нас – раскрыть тему, выплеснуть за полчаса все свои убеждения в данной сфере жизни. Не трудно вложить в голову новые убеждения и верования, трудно избавиться от старых. Однако мы это обязаны сделать. Например, проверив сочинение, мы обнаружили десять вредных убеждений: «Богатство непристойно», «Бог любит бедняков», «Богатство делает одиноким», «Кто богат, у того больше нет истинных друзей», «Богатство порождает зависть», «Богатые не могут спокойно спать», «Большие деньги вызывают заботы и проблемы», «Богатство приобретается за счет моего здоровья», «Приобретая богатство, я утрачиваю достоинство». Как видим, перетряска убеждений дала солидный улов. Скажите, можно с такими негативными хвостами рассчитывать на богатство? Конечно, и однозначно, нет. Поэтому берем первое убеждение и, как обвинитель, доказываем себе, словно суду присяжных, его полную для нас несостоятельность. Первое наше ограничивающее убеждение «Богатство непристойно». Для развенчания данного убеждения достаточно пяти аргументов: «Непристойно кичиться богатством. Стыдно быть бедным», «Богатство – это не только деньги. Слово богатство можно применить к различным понятиям. Богатство любви, богатство дружбы, богатство семейной жизни, богатство опыта, богатство культуры», «Богатство – это финансовая свобода. Что пристойно, а что не пристойно придумали люди, оценивая жизнь с позиций «хорошо или плохо». Я свободен от людских оценок», «Богатство – это свобода от долгов, от постоянной агонии в поисках денег, чтобы погасить долги. Непристойно жить в долг. Непристойно бегать по соседям, чтобы перехватить денег до зарплаты», «Богатство – это возможность личностного роста, достижение больших целей. Это пристойно. Общество заинтересовано в развитии своих граждан». Думается, что с такими аргументами мы рассеяли все собственные сомнения. Об этом убеждении можно забыть.

Теперь возьмем новое убеждение «Быть богатым – естественное право каждого человека» и аргументируем его. Наши доводы: «Нельзя жить по-настоящему полноценной и полнокровной жизнью, не будучи богатым», «Право человека на жизнь означает его право свободно владеть всем, что нужно для умственного, духовного и физического развития», «Бедные – это обуза для родных и для общества в целом. Человек, желающий прозябать в бедности – не нормален», «Не разумно жить только для души, отрицая тело и разум. Богатство дает возможность удовлетворить все запросы тела, разума и души», «Человек счастлив, когда он дарит что-то тем, кого он любит. Бедный может только с несчастной улыбкой спеть: «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить, но зато в эти ночи весенние я могу о любви говорить». Богатый может подарить подарки». Думаю, что этих аргументов будет предостаточно, чтобы старое ограничивающее убеждение навсегда покинуло наше подсознание.

Иногда завершенность произведения зависит от последнего штриха. Для нас этим штрихом будет наполнение нового убеждения образами. В свою очередь образы надо пропитать чувствами и эмоциями . Наше новое убеждение: «Быть богатым – естественное право каждого человека». Давайте вдохнем в него жизнь с помощью образов, чувств и эмоций. Какие у нас возникают ассоциации к словам «право на богатство»? У большинства людей — это достаток, власть, деньги, состояние, духовность, благотворительность, ум, респектабельность, роскошь, изобилие, накопление, благополучие, стабильность, сила, завещание и достояние. Включим воображение: вот мы на яхте путешествуем по всем морям и океанам, останавливаемся там, где нам вздумается, и осматриваем местные достопримечательности. Знакомимся с интересными людьми, лакомимся блюдами национальной кухни, весело проводим время и с некоторой грустью провожаем каждый прожитый день. У каждого свои ассоциации. Главное, чтобы они вызвали у нас приятные ощущения. Подсознание будет нам благодарно за этот шаг, ведь оно привыкло оперировать образами. По такому же алгоритму работаем со следующими ограничивающими убеждениями до полного их вытеснения из подсознания. Наши усилия будут вознаграждены с лихвой.

Теперь, когда у нас появилась ясность по поводу убеждений, представьте ситуацию. Вы встречаете приятеля, и он говорит вам: «У меня такие убеждения на счет убеждений: Не обольщайтесь своими убеждениями – во-первых, они не ваши, а, во-вторых, не верны. Не ваши, потому что человек – это коктейль из чужих убеждений, верований, заблуждений, стереотипов, предрассудков и суеверий. Этот коктейль приготовили в детстве. А не верны, потому что все убеждения субъективны. Пройдет время, и большинство ваших убеждений станут заблуждениями. Убеждения – это вовремя не обнаруженные заблуждения». Как вы думаете, прав ли ваш приятель?

Петр Ковалев 2013 год

Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении

Глава 1. Теоретическое определение технологий убеждения. Определение понятия «убеждение», «убежденность»

Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение. В процессе общения происходит тесная взаимосвязь между людьми, устанавливаются контакты, передается информация, происходит развитие личности. Общаясь, люди выражают свои эмоции, впечатления, рассуждения. Более того, в процессе общения формируется взаимное отношение собеседников друг к другу. В наше время также ни для кого не секрет, что при помощи общения, построенного определенным образом, можно влиять на собеседника, в том числе и убеждать его в правильности присущих вам взглядов. Хотелось бы более тщательно рассмотреть явление убеждения, методы и технологии убеждения.

Убеждение -- это метод воздействия на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Убеждение -- это прежде всего, разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:

Логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

Убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;

Помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать обобщенные положения, идеи, принципы);

Убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

Сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.

Процесс убеждения является самым сложным среди остальных способов воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции и деятельности. Поэтому мы более внимательно рассмотрим аргументирование как важнейшую основу убеждения.

Способов аргументирования существует множество. Вот некоторые из них:

1. прием снятия напряженности. Требует установления эмоционального контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов.

2. прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом использовать какие-то события, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай или необычный вопрос.

3. прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда исполнитель отличается трезвым взглядом на решаемую проблему.

4. прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы.

Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Важная характеристика убежденности -- ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Для того чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Убеждающее воздействие целесообразно применять в следующих случаях:

Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию;

Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому одинаково важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия;

Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится;

Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта. Отсюда важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения;

Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также делает процесс более долговременным.

Убеждение обычно включает:

Воздействие источника информации

Воздействие содержания информации

Воздействие ситуации информирования.

Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.

Воздействие содержания информации. Во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается.

Убедительность зависит в большой степени от учета присущих объекту воздействия установок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей и своеобразия языка. Таким образом, чтобы добиться убедительности, требуется учитывать значительное количество факторов.

Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:

1. Быть правильно ориентированным и плановым.

2. Быть направленным на конкретный объект.

3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.

4. Быть направленным на инициирование определенного поведения.

Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:

Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии;

Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.

Принцип обеспечения доверия к источнику информации. К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят создание имиджа «особой осведомленности» о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчиваются официальными источниками (это достигается передачей фактов, достоверность которых известна или может быть легко проверена); создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности», что достигается цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т. д.

Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.

Убеждение подразумевает мягкое воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание объекта.

Убеждение задействуется для долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении, привлечения к сотрудничеству, для побуждения объекта к нужному поступку.

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Каждый человек имеет свой настрой в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя: явная симпатия (склонность к принятию чего-либо); безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону); отрицание (неприятие).

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, так как человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.

Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:

В поединке разума и установки чаще побеждает установка;

В ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им понято и воспринято;

Изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;

Проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;

В случае полностью негативной установки ее переориентация обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики личности.

В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом акцентированно-логично, императивно (категорично), эксцитативно (с привлечением эмоций), альтернативно (сведением проблемы к выбору «или-или»).

Известно также, что гораздо проще убеждать тех, кто имеет яркое живое воображение, ориентацию скорее на других, чем на себя, несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).

С другой стороны, трудно поддаются убеждению лица с явной враждебностью по отношению к окружающим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими), с сильным духом критицизма, неизменной готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас).

Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков

Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности...

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма...

Вандализм. Граффити как одно из проявлений вандализма

Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами...

Воспитание детей с отклонениями в поведении

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности...

Классификация психотренингов

2.2.2 Виды социально-психологических тренингов Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Введение В наше время...

Классификация психотренингов

В широком смысле понятие "психологический тренинг" используется для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы, хотя параллельно существуют такие понятия как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы...

Организация, планирование и проведение психологического исследования

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности -- научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы...

Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем

Не нужно много говорить о том, какое значение приобретает в сегодняшнее время проблема формирования у школьников морально-волевых качеств, составляющих своеобразный стержень, позволяющий не сгибаться в сложных жизненных ситуациях...

Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне...

Психотерапевтическое значение духовности в консультировании

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Душа - 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера...

Развитие воли у подростков

Проявление воли (точнее было бы -- «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества»...

Развитие памяти и внимания как высших психических функций

Мы начнём с определения самого понятия “развитие”. В психологии этот термин подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. Первый признак заключается в том, что при всяком изменении субстрат...

Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении

Межличностная коммуникация и явление убеждения происходит не только на уровне передачи словесной информации. Обмен сообщениями между собеседниками обычно происходит на двух уровнях -- на уровне «содержания» и «отношения»...

Физиологические, психологические и социальные факторы возникновения наркотической зависимости

Термин наркотик (Narcoticos - усыпляющий) является не точным т.к. характеризует лишь наркотические вещества, обладающие усыпляющим эффектом, опиоиды например...

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.

Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.

Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.

  • Во-первых , потому, что они расходятся с убеждениями других людей.
  • Во-вторых , убеждения порой вступают в конфликт с его внутренними потребностями или естественными желаниями.
  • В-третьих , внутренние убеждения человека превращаются в барьеры и ограничения для его свободного развития и движения вперед и навстречу людям. Конечно, каждому из нас хотелось бы этого избежать. Научиться жить в гармонии с собой и миром, понимать смысл своего существования, любить и быть счастливым. Как это сделать?

На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» - эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.

И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.

Формирование убеждений

Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?

Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

  • Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
  • Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
  • Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
  • Влияние кино, интернета, СМИ.
  • Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)

Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

  • либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
  • либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

  • стремление к счастью;
  • избегание несчастья.

Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как , властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.



Просмотров