Тренинг по сценической речи для детей. Комплекс профессиональных упражнений "сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"

Мероприятие

Важно научить ребенка не просто говорить, а говорить грамотно, четко и понятно. Для этого необходим педагог по сценической речи.

Возможно, многие родители станут задавать вопросы, а для чего мучить ребенка, водя на занятия по сценической речи, если в дальнейшем кроха не планирует поступать в театральное училище? Это абсолютно неверное предположение. Обучение сценической речи позволяет ребенку развивать язык, губы и голос. Сам того не замечая, он начнет контролировать свою речь. Слова, которые он произносит, будут четкими и понятными. Окружающим людям не придется переспрашивать по несколько раз.

Много людей неправильно дышат, и от этого искажается звучание голоса. Прислушайтесь к окружающим, кто-то говорит пискливо, кто-то звонко, а кто-то еле слышно произносит слова. Педагог по сценической речи сможет научить правильно дышать, и от верной подачи и приема воздуха будет формироваться приятный и мелодичный голос. В дальнейшем это повлияет на общение ребенка в любом коллективе, если он всегда сможет грамотно и четко изъясняться. Уверенность в голосе придаст уверенность в его дальнейших действиях.

Попробуйте провести для себя небольшой тест:

  1. Пригласите человека, который обладает тихим и монотонным голосом, и человека с бархатным и твердым.
  2. Послушайте их речь.
  3. Сделайте выводы, кому бы вы доверились больше?

Практика занятий по актерскому мастерству и сценической речи для детей

Занятия обычно проходят в мини группах или индивидуально. Благодаря этому ребенок перестает быть скованным и не боится публики, что очень важно в общении с людьми и раскрытии своего собственного «Я».

Уроки театрального искусства идут вместе с уроками по сценической речи, так как оба этих мастерства связаны между собой в своем функционале. На занятиях ребенок сможет научиться полностью расслабляться, это поможет ему в дальнейшем справляться со стрессами, свободно выражать свои мысли перед аудиторией.

Индивидуальный подход обучения позволяет сконцентрироваться на стремительно развивающемся потенциале ребенка.

К тому же на наших уроках театрального мастерства мы учим пластике. Благодаря пластике развивается грациозность в движениях и гибкость.

Как проходят занятия в мини группах?

Занятия проходят в увлекательной игровой форме. Под руководством педагогов и без родителей. С помощью музыкальных и творческих игр развивают слух, память, чувство ритма. Подвижные игры, ритмика, дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика, логопедические потешки, песенки, стишки, способствующие развитию речи и артикуляционного аппарата. Игры в сказку: детки совместно с педагогом обсуждают всех сказочных героев, распределяют роли и создают маленькую сценку.

А еще пальчиковые краски, песок, тесто, пластилин, глина, бумага, рис, горох, манка, природный материал, конструирование из объемных и плоских фигур, шнуровка, прищепки и многое другое. В нашей жизни ничего не проходит бесследно, это пригодится ребенку в дальнейшем. Ведь всем известно, что чем больше человек знает и умеет, тем выше он ценится окружающими.

Наши дети - это продукт нашего воспитания, поэтому ко всему определенному набору (занятия в школе, дополнительные занятия с репетиторами по математике, танцы, рисование) можно еще прибавить занятия с педагогом по сценической речи и актерскому мастерству. В любом случае, вашему ребенку эта практика никогда не будет лишней!

Чтобы столкнуться с трудностями при произношении некоторых слов, не обязательно иметь проблемы с дикцией. Сложности произношения характерны для русского языка из-за растущего количества сложносоставных слов, львиная доля которых приходится на специфические, но часто употребляемые, в т. ч. заимствованные термины (сельхозпродукция, гидрометеорология, ребренд...

Мы, певцы, – главный инструмент оркестра. Мария Каллас Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки». Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться. По аналогии со сп...

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талан...

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребен...

Звуки [Р] и [Л] в речевых нормативах стоят особняком, их закрепление в детской речи допускается к 5–6 годам, в то время как все остальные звуки ребенок должен четко проговаривать уже в 4,5 года. Послабление обусловлено сложностью звука, для его освоения требуются определенные физические данные и достаточно развитый речевой аппарат. Автоматизация звука [Р] ...

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в инф...

В связи с тем, что человек существо социальное и большую часть времени проводит в социуме, то и общаться с людьми ему приходится очень часто. Более того, первое впечатление, которое накладывает большой отпечаток на отношение к вам вашего нового знакомого, складывается при оценивании многих составляющих. Это и внешний вид, и манеры, голос и, конечно, речь. ...

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который препода...

Сильный уверенный голос нужен не только генералу, но и всем тем, кто хочет завоевать уважение к себе и добиться поставленной цели. Многие из нас забывают, что голос, как и мышцы, можно тренировать и развивать. Только, если в случае с мышцами тела нужны занятия физкультурой, то для развития силы голоса понадобятся дыхательные упражнения и вокальные заняти...

Диапазон голоса среднего вокалиста составляет две октавы. Обычно этого вполне достаточно для эстрадного пения. Если вы начинающий вокалист и ваша цель – научиться петь комфортно и уверенно, то именно до этих границ и следует расширять диапазон. Развить диапазон голоса вверх несложно, если действовать с умом и не торопить события. Главная ошибка дилетантов...

Хороший голос – результат упорного труда над ним, в котором часто задействованы не только собственные силы, но и регулярная бдительность и контроль со стороны педагогов сценической речи и вокала. В процессе постановки голоса необходимо научиться регулировать свой вдох и выдох, делать их бесшумными и короткими, но при этом мощными и удобными. Наша студия...

Чтобы добиться определенного результата в таком нелегком деле, как развитие певческого голоса, необходимо точно сформулировать себе задачу. Если вы хотите выйти на профессиональный уровень и улучшить голос для пения, по силе и красоте звучания не уступающий звездам мировой эстрады, то вам не обойтись без грамотного педагога по вокалу. Конечно, педагог – эт...

Каждый начинающий вокалист в начале своей профессиональной карьеры задумывается о качестве своего голоса и о том как улучшить его для пения перед аудиторией. На эти вопросы давно ответили педагоги актёрского мастерства и вокала и, не прибегнуть к их советам было бы глупо. В основном выделяют следующие недостатки звучания голоса: Гнусавость – это час...

Голос – это вторая внешность: при первой встрече вас сначала видят, затем слышат и лишь потом вникают в суть слов и манеру поведения. Как бы ни было обманчиво первое впечатление, именно оно заменяет незнакомому человеку всю первостепенную информацию о вас, в которой он остро нуждается, но еще не успел собрать. Невероятно, но один только звук вашего голоса...

Женщинам, обладательницам бархатного голоса, можно сказать, повезло в жизни. Чарующий низкий объемный голос вызывает доверие, создает ореол тепла и нежности вокруг своей хозяйки, вызывает желание слушать, особенно у мужчин. Все, сказанное таким голосом, звучит убедительнее и весомее, такому голосу хочется верить, доверять и даже подчиняться. Если природа н...

Некрасивый от природы голос сам по себе очень редкое явление. Если не верите, то вспомните хотя бы одного ребенка, голос которого показался бы вам противным. Почему ребенка? Дело в том, что только маленькие дети обладают настоящим открытым голосом, которым не стесняются пользоваться. Перед ними не стоит задача сделать голос красивым, ведь он естественен. В...

Большинство учеников театральной студии это те, кто хотят улучшить звучание речи путём тренировок. Работа над голосом предполагает работу сразу в нескольких направлениях: Правильная работа речевого дыхания. Разберёмся для чего на курсах постановки речи и голоса, уделяют внимание правильному дыханию. Главное назначение дыхания предоставить говорящему...

Москва – это город огромных возможностей для людей с деловой хваткой: бизнесменов, талантливых организаторов и лидеров. Чтобы добиться здесь чего-то, необходимо уметь обратить на себя внимание, заинтриговать, убедить в том, что на фоне гигантской конкуренции именно вы и ваше предложение достойны внимания работодателя, покупателя, делового партнера, инвесто...

Пришло время оспорить тот факт, что только женщины любят ушами. Мужчины не прочь влюбиться в красивый голос и речь идёт об абсолютно всех мужчинах. В то время, как только эстет и избалованный вниманием женщин модельной внешности мужчина будет любить исключительно глазами и отдавать своё сердце только девушке с параметрами 90-60-90. Мы рекомендуем удел...

Телефонный этикет и его основные правила обязаны знать деловые люди, которым по долгу работы приходится вести переговоры по телефону. Этикет существует, чтобы обе стороны в переговорах могли чувствовать себя комфортно, не тратить время на поиск взаимопонимания и общего языка, а сразу вести разговор в конструктивном русле взаимных выгод. Иными словами, собл...

Можно долго спорить, что будет более убедительным в вашей речи - использование вами угроз, шантажа, битьё кулаком по столу или же грамотно составленная речь и соответствующая манера поведения. Второму способу ведения себя во время публичного выступления придётся учиться там, где изучают искусство делового общения, в то время как для первого, достат...

Во время проведения вашей запланированной презентации, вам придется произносить речь, как минимум, дополняющую ваши визуальные материалы. К этому нужно быть готовым, а помогут вам в этом несколько простых правил устной публичной речи, которым учат наши преподаватели на тренинге «Мастерство презентации». Устная часть вашей презентации раскрывается...

Основная и главная цель речи - это не только высказать позицию по определённой теме, но и быть услышанным в аудитории. И тут, как говорится, все средства из полного курса ораторского мастерства и риторики хороши. Лучше всего управлять вниманием аудитории можно с помощью юмора, который расположит её к оратору. Весёлый, непринуждённый смех слушателей...

Чтобы не теряться в догадках, совершенна ли ваша речь, голос или это ваша маниакальная идея, рекомендуем задуматься над некоторыми моментами: Вы солидный мужчина в годах, обладаете достаточно высоким статусом, но ваш голос звучит слишком молодо и не вызывает должного доверия и уважения. Эта проблема вполне решаема, ваш выход в развитии грудного гол...

Сейчас наметилась тенденция в появлении и развитии многочисленного количества радио - вещательных станции. Молодёжь всегда стремилась попасть либо на «голубой» экран, либо на радио. С виду, работа радио - ведущего достаточно лёгкая. Что сложного запускать музыку и иногда озвучивать в эфире дату и время на часах в студии? У ди- джея, который только отв...

Красивая речь – это не безусловное врожденное качество, как, например, красивый цвет глаз или красивые волосы. Это качество приобретенное и составное. Если раньше вы думали, что успешным ораторам просто повезло такими родиться, то для вас есть хорошие новости: каждый оратор делает свою речь с нуля. Существуют некоторые предрасположенности к умению красиво...

Чтобы речь была грамотной, она должна соответствовать языковым нормам во всем, даже в кажущихся мелочах вроде произношения и отдельных ударений. Чтобы сделать речь грамотной и красивой, недостаточно просто «подтянуть» русский язык. Это поможет научиться писать без ошибок, но устная речь сильно отличается от письменной. Как бы быстро человек ни писал, говор...

Кому нужна правильная постановка голоса для речи? Разве у меня нет голоса? Постановка чего, простите? Зачем? Какое еще искусство речи? Если у вас появляются подобные вопросы в качестве первой реакции, значит, вы не жаждете славы, признания, а умение проникать в умы и сердца других людей вам ни к чему. Но многим по долгу профессии просто необходимо попада...

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем. Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприя...

Кого же принято называть хорошим рассказчиком? Как развить умение красиво говорить? Хороший рассказчик проявляет себя и успешным оратором монолога и активным участником диалога. Он в состоянии следить за мыслями всей компании рассказчиков и умеет вовремя поддержать разговор. Иногда, внутри, нам кажется, мы можем поддержать разговор и, действительно...

Всем нам нравится, когда с нами общаются доброжелательно и обходительно. Такое поведение мы воспринимаем как должное, и быстро к нему привыкаем. Это очень заметно в тех ситуациях, когда влюблённый молодой человек, или супруг постоянно дарит своей второй половинке цветы, или говорит комплименты, проявляет внимание к её самочувствию. Но стоит лишь раз...

Очень многие люди мечтают красиво и убедительно говорить. Но не все понимают, из чего же складывается само искусство говорить красиво. Между тем, помимо техники речи желающим говорить красиво нужно обрести уверенность в себе, побороть закомплексованность, научиться держать спину и смотреть в глаза собеседнику. Тренинги по сценической речи, полезные и...

Человек - существо социальное. Он постоянно контактирует со множеством людей. Для успеха на работе и в других сферах жизни необходимо научиться говорить, чтобы тебя слушали и слышали. В этом вопросе важно: содержание, смысл того, что ты говоришь; как ты формулируешь мысли; как ты произносишь слова, интонируешь предложения; невербальная информац...

Следующий просто приём поможет вам создать ощущение единства с собеседником. Чтобы плавно перейти к нему, давайте вначале пройдёмся по основным стадиям общения между людьми. Стадия первая – люди разговаривают о простых, банальных вещах – о погоде, о политике, о цветах, о природе. Как правило, эти люди только что познакомились, и их беседа выглядит...

О том, как раскрепощаются в общении, мы уже говорили. Но как часто вы замечали, даже в ходе деловых телефонных переговоров, что на многие вещи вы просто напросто не обращаете внимания, а реагируете следующими словами: «ага», «хм», «угу», «ммм, понятно». Ещё один яркий пример – в онлайн общении вы посылаете самый простой улыбающийся смайлик Это хорош...

Вы не замечали никогда, как вас бесит то, что все люди разговаривают избитыми фразами и крылатыми выражениями, которые опостылели вам? Вас буквально начинает трясти от того, когда говорят «после дождичка в четверг», «когда рак на горе свистнет», да и вообще множество всяких фраз, которые выскакивают у отдельных людей после каждого произнесённого ими с...

Перед свиданием каждый парень – герой. В его мыслях все проходит блестяще, как в голливудском фильме: разговор складывается сам собой, девушка не перестает смеяться и одаривать его восхищенными взглядами, а в завершение вечера сбываются самые смелые желания. Но за столиком в кафе что-то идет не так, разговорить девушку, если она молчит или отвечает односло...

Довольны ли вы тем, как говорите? Может, хотели бы перестать тараторить, когда нервничаете? Не шептать, опустив глаза, а спокойно отстаивать свое мнение? Справиться наконец с тем, что каждый раз, когда вам нужно выступать, у вас перехватывает горло? Смотреть собеседнику прямо в глаза?

Голос может многое рассказать о нас. Не умеем говорить звучно – значит, по какой-то причине не выпускаем свою природную энергию, силу. Говорим монотонно – возможно, нам просто не хватает игры, и не только в голосе, а и в жизни? Сбиваемся или тараторим против воли – значит, пора разобраться с тем, что происходит в нашей жизни не по нашей воле. Не нравится собственный тембр – самое время найти «свое», природное звучание. И понять, что один голос звучит как скрипка, другой – как виолончель, третий – как контрабас, и ни один не хуже остальных.

Вот несколько упражнений для того, чтобы ваш голос услышали. Их делают студенты в театральных вузах.

Правильное дыхание – это когда вам легко

Важно прислушаться к себе: кое-где в разговоре мы замедляем дыхание, притормаживаем. Кто-то – на выдохе, некоторые – на вдохе. Не потому ли и перехватывает голос в ответственный момент?

Работа над голосом начинается с постановки правильного дыхания. «Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх, – забудьте об этом, – говорит Филипп Хитров, преподаватель сценической речи в театральной студии «Бенефис». – Правильное дыхание – брюшное. Не только у нас, людей, но и во всем животном мире: вы когда-нибудь видели кота, который бы дышал грудью?»

Наша речь – это звучащий выдох. Значит, набирать полные легкие воздуха, как перед прыжком в воду, не нужно. Наша цель – мощный короткий вдох и легкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь «дышать спиной» – чувствовать, как ребра раскрываются, словно жабры у рыбы.

Но самое главное ощущение, которое должно быть у вас перед тем, как заговорить, – вам легко! Так, как бывает легко в море парить над глубиной с маской, или скользить на лыжах, или катиться с горы. У каждого есть такое воспоминание – найдите его и вспоминайте эту картинку накануне выступления.

Мы не говорим «в пространство». У наших слов всегда есть адресат, мы передаем их ему, как ценную посылку

Упражнение 1. Убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла

Обдумывая то, что мы собираемся сказать, мы забываем, что перед выступлением точно так же нужно подготовить и наше тело. Нужны простые энергичные движения, чтобы снять напряжение в теле.

Поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!» Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз.

Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

Произнести «рррр» (это называется – «шампанское для языка»), прокричать «ла-ла-ла», протянуть «иииии», чтобы звук упал от самой верхней ноты к самой нижней.

Вспомните, как мы любили это делать в детстве!

Упражнение 2. Бросать звук точно в цель

Как мы говорим? Торопливо или куда-то в сторону. А ведь сказать: «Алексей!» – это как добросить мячик этому Алексею прямо в руки. И то, как именно вы произносите это слово, для него очень важно.

Потренируйтесь обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать.

Упражнение 3. Говорить так, чтобы вас было слышно

Это упражнение для тех, кто говорит еле слышно, «в себя». Его очень любят в группах сценической речи.

Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Как в фильме «Волга-Волга». В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!» А теперь еще дальше – на километр.

Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим «в пространство». У наших слов есть адресат, мы буквально передаем ему свои слова, как ценную посылку, заботясь, чтобы он получил их в целости.

Найти «свой» голос

Большинство женщин искусственно завышают голос, сжимая гортань. Почему-то нам кажется, что так правильнее. Голос становится плоским и неестественным.

Наша цель – найти свой настоящий, природный, грудной голос. Ведь наш голос так же уникален, как отпечатки пальцев. И если он ниже, чем у других, – в этом и есть его красота.

Тембр – это на самом деле о том, что чувствуют люди, когда слышат ваш голос. Какой он для них? Чистый, нежный, медово-тягучий, бархатный, теплый, как чашка шоколада...

Очень полезное упражнение – записать свою речь и прослушать, как она звучит со стороны. Сразу могу сказать, что, скорее всего, вам поначалу не понравится. Но так делают многие актеры, именно для того, чтобы привыкнуть, полюбить его звучание и уже с этой внутренней любовью к своему голосу идти на сцену, к людям. Это упражнение нужно повторять несколько раз, чтобы объективно оценить также, чем он может быть неприятен тем, кто его слышит. Ведь очень многие ошибки дикции можно исправить с помощью специальных упражнений.

Просодия (проще говоря, монотонность) – это, если смотреть глубже, то ощущение внутренней свободы, которые вы передаете другим в каждом своем слове. Если ее нет, голос звучит скучно, на одной ноте.

Немногие знают, что у голоса есть и такая характеристика, как регистр . Вы можете «поместить» свой голос внутрь тела, и тогда он будет звучать из груди (о таком говорят – «задушевный голос»), из живота (утробное, вкрадчивое звучание, воркование), «из головы» (полетный, летящий голос). Это связано с тем, какой внутренний резонатор нашего тела используется.

Как понять, что вы нашли «свой» голос? С ним резонирует все тело: даже кончики пальцев вибрируют, когда вы произносите слова. И звучит этот природный голос только на определенной, «вашей» ноте: стоит взять выше или ниже – и вибрация пропадет. Мистика какая-то...

Театральный принцип тренировок таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое сделать удовольствием

Упражнение 1. Найти «свою» ноту

Одну ладонь положите на грудь, вторую на макушку, громко произнесите «ммммм» сквозь закрытые губы. Меняйте высоту звука, пока не почувствуете, как под ладонью вибрируют и грудная клетка, и голова. Это значит, вы поймали свое природное звучание, нашли природный голос.

Упражнение 2. Освободить гласные звуки

Это упражнение особенно полезно для тех, чей голос звучит глухо, в нос. Причина в том, что напряжен ваш язык. Сдерживаемые слова, подавленные эмоции, невыплаканные обиды – все это приводит к зажимам гортани.

Наша цель – «уложить» язык так, как его укладывает доктор, когда проверяет горло. Самостоятельно, волевым усилием это получается не сразу. Но есть простое упражнение – попробуйте зевнуть с закрытым ртом, сжав челюсти. Вы почувствуете, как язык сам опускается вниз, давая волю широкому потоку воздуха. Запомните это ощущение. Любой гласный звук, даже «И», нужно произносить на таком широком раскрытии гортани.

Упражнение 3. Сделать четкими согласные звуки

А вот с согласными все наоборот. Нас и не слышат по большей части из-за того, что мы их смазываем, «проглатываем», не произносим четко, как Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера».

Это создает ощущение небрежности, будто мы сами не ценим и не считаем важным то, что собираемся сказать . Чтобы было легче говорить, представьте такую метафору: гласные как река, согласные – как берега. Река течет плавно и свободно, когда берег не размыт.

Попробуйте такое упражнение: произнесите любую скороговорку, но без гласных (например, «От топота копыт пыль по полю летит»). Это вполне возможно – более того, вас даже поймут.

Напишите на листе целый «рассказ» из скороговорок и прочтите его... зажав между зубами пробку. Она будет мешать вам произносить согласные – делайте больше усилий! Студенты театральных вузов даже продевают сквозь пробку нить, чтобы носить ее шее и тренироваться в свободную минуту.

Да, тренировки речевого аппарата такие же упорные, как тренировки в спорте. Театральный принцип таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое – удовольствием.

Упражнение 4. Дикция – это важнее, чем вы думаете

Очень простое задание: произнесите «Король – орел» три раза подряд. Скорее всего, вы не собьетесь. Но о четкости дикции можно говорить, когда вы не будете сбиваться, произнеся эту фразу 30 раз без остановки.

Зачем это делать? Когда вы владеете своей речью, это уже придает вес всему, что вы скажете. И это значит, что вы уважаете и себя, и своего собеседника, и то, о чем вы с ним ведете разговор.

***

Как быть, если трудно даются первые слова? Психофизика предполагает, что как ум связан с телом, так и тело – с умом. Попробуйте простое упражнение: быстро потирая руки и разминая каждый палец, говорите все что угодно – не задумываясь, без пауз. Сначала это непросто, но с каждым разом будет все легче. А потом перед тем, как заговорить, достаточно будет одного такого движения – и речь польется сама!

И напоследок еще один старый театральный совет застенчивым и тем, кто боится говорить перед аудиторией. На вас смотрят? Надо этот шар поймать и отбросить в зал, снова принять и бросить – и так раскачать аудиторию.

Об эксперте

– актер, преподаватель театральной студии «Бенефис» .

Техника сценической речи - очень важный элемент в актерском мастерстве и ораторском искусстве. Это гибкость, объём голоса, интонационная выразительность, правильное дыхание. Но в первую очередь - это четкость произношения, звучность и эмоциональная заразительность - то, что сразу же будет оценивать люди во время вашего выступления.

Упражнение 1. «Язык без костей»

Смешное для постороннего взгляда кривляние перед зеркалом! Именно с разминки необходимо всегда начинать занятия!

Благодаря артикуляционной гимнастике:

  • начинает работать даже самый «вялый язык»;
  • пропадет ощущение «каши во рту»;
  • звуки становятся более четкими.

Нам нужно: Зеркало

Что делаем?

  • Приоткрываем рот. Кончиком узкого языка попеременно двигаем вверх-вниз, вправо-влево. Через минуту переходим к круговым движениям по часовой стрелке, а затем в обратную сторону.
  • Открываем рот пошире, высовываем широкий язык и загибаем его боковые края вверх. (в трубочку). Дуем. Попробуем двигать вперед - назад.
  • Кончиком языка «чистим» верхние и нижние зубы, проводим языком с внешней стороны зубов. Сначала выполняем упражнение с закрытым ртом, затем с открытым.
  • Для расслабления языка в перерывах покусываем его зубами.

Упражнение 2. «Звуковое пение»

Выполняя это упражнение:

  • ваш голос зазвучит новыми красками;
  • речь станет разборчивее.

Нам нужно: Текст.

Что делаем?

Например, текст может быть таким. «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!» ?

Мантра? ДА! Но действовать она начинает, если при ее прочтении пользоваться определенной методикой.
Итак, начинаем читать нашу мантру, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее», Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Вот именно такие мантры – действуют!

Упражнение 3. «Пробка»

Легкое и очень продуктивное занятие!

Благодаря этому занятию:

  • укрепляются мышцы губ, щек, верхнего неба;
  • мышцы лица подтягиваются, сглаживаются носогубные складки;
  • улучшается дикция!

Нам нужно:

  1. Пробка от вина или от шампанского
  2. Скороговорки

Что делаем?

Берем пробку и зажимаем ее между зубами. Начинаем читать подготовленные скороговорки. Каждую - несколько раз. Сначала медленно, замечая свои «проблемные места». Работаем над четкостью произношения, проговариваем звуки за счет артикуляции. Увеличиваем темп.

Скорее всего, Вы не сможете слышать без смеха свою же собственную речь. Но уже через пять минут веселой тренировки мышцы рта начнут работать правильно. И даже с пробкой во рту Вы сможете отчетливо произносить самые труднопроговариваемые выражения!

Затем убираем пробку и снова беремся за скороговорки. Не забываем удивляться, как вдруг наша речь «льется рекой»:)

Упражнение 4. «Шарик»

Данное упражнение можно и нужно выполнять, когда угодно и где угодно!

  • Научит дышать с помощью диафрагмы (правильно дышать)
  • Речь станет более певучей
  • Сможете долго говорить не вдыхая
  • Прокачаете пресс

Что делаем:

Надуваем живот. Чтобы вы поняли, что живот действительно наполняется воздухом, желательно положить руки на него. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через приоткрытый рот. Важно не поднимать плечи и грудную клетку, следите за этим.

Упражнение 5. «Почувствуй вибрацию»

  • Поймете откуда начинается звук
  • Почувствуете вибрацию по всему телу
  • Сделаете легкий массаж тела

Нам нужно: пространство побольше, поменьше чужих глаз

Что делаем:
Произносим звук «M» с закрытым ртом. Получится «MMMMMMMM». Таким образом, мы активизируем область груди и живота. Вы точно делаете все правильно, если почувствуете легкие вибрации в теле. Для проверки своих ощущений приложите руки к животу и груди. Продолжая «мычать» постукивайте себя кулачками по всему телу. Так вы еще больше расшевелите свои резонаторы.

Эти простые упражнения используется политиками, актерами, дикторами и людьми всех публичных профессий уже много десятилетий. Они знают - занятия сценической речью помогают раскрыть природный голос и расширить его диапазон, сделать голос более привлекательным, звучным для слушателя.

Если вы хотите изменить вашу речь, стать обладателем красивого бархатного голоса - начинайте заниматься. Ждем вас на . Успехов и хорошего настроения!

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, одно из основных профессиональных средств выразительности актера. Входит в основной курс обучения актерскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощенной речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актера. Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса, и т.д. и т.п.

В комплекс основных требований к сценической речи, кроме безупречной дикции , входят: мышечные свобода и активность гортани и глотки; повышенная выносливость голоса, дающая возможность сохранять выразительность и звучность при самых разных психофизических нагрузках; благозвучие тембровой системы и тембровая подвижность, обусловливающие умение использовать широкую гамму обертонов; полетность – свойство быть хорошо слышным в зрительных залах любых размеров и преодолевать сложные акустические условия; объем звуковысотного диапазона; глубина и объемность голоса, и т.д. При этом наличие общих требований и системного подхода к обучению в обязательном порядке сочетается с поиском и развитием индивидуальных голосовых особенностей каждого из будущих актеров, не противоречащих его психофизическим данным, но напротив, проясняющих и обогащающих его природу. Иной раз на поиски собственной голосовой индивидуальности у актера уходит чрезвычайно много времени. Так, ярчайшая индивидуальность хрипловатого, как бы сорванного, голоса В.Высоцкого , позволяющая узнавать его с первого слова, выработалась далеко не сразу. В фильме Стряпуха (1965) молодой актер В.Высоцкий разговаривает (да и поет) еще несколько усредненным тенором. Поразительно, как изменение одного компонента из арсенала актерских средств позже сделало актера практически неузнаваемым, резко расширив границы его профессионального диапазона.

Характер и стиль сценической речи менялись и развивались на протяжении всей истории театра, исходя из конкретных условий, актерских школ и творческих направлений.

Так, законы эллинской классической декламации были сформированы структурными особенностями античной драмы, архитектурой театральных сооружений, вмещавших многие тысячи зрителей. Спектакли устраивались на открытом воздухе (напомним, что никаких микрофонов не было и в помине).

В европейском сценическом искусстве, начиная с эпохи классицизма , особенности эллинской декламации были преобразованы и развиты. Они трансформировались в строгий канон торжественно-приподнятой, акцентировано ритмизированной, напевной манеры произнесения текста, сопровождаемой широким статичным жестом, подчеркивающим условность сценической речи.

Развитие романтического, а затем – реалистического и особенно натуралистического театра возвело в ранг закона сближение сценической речи с разговорной, придавая ей определенное жизнеподобие, сходство с реальной действительностью. Это открыло перед актерами огромные творческие возможности: передачу через индивидуализированную речь сложных оттенков характеров и психологии персонажей, их социального положения, биографии и т.д. Отказ от декламационного канона сформировал новые принципы сценической речи, неразрывно связанной с художественной логикой конкретного спектакля. Дополнительные творческие возможности открылись и благодаря становлению и развитию режиссерского театра, обусловливающего огромное разнообразие трактовок сценических произведений.

Современные принципы сценической речи были разработаны реформатором русского театра М.С.Щепкиным , привнесшим в театральное искусство индивидуальный подход к каждому сценическому образу. Здесь, в Малом театре, актеры утверждали и совершенствовали искусство выразительного художественного слова, раскрывали национальные, фонетические, колористические особенности и поэтическое богатство русского языка. Этому, несомненно, способствовали постановки пьес А.Н.Островского , придававшего огромное значение лексической разработке образов.

Новую эру развития сценической речи на рубеже 19 и 20 вв. начал К.С.Станиславский , в своей творческой системе обобщивший творческий опыт русского и мирового реалистического театра. Помимо внимания к речевой технике, связанной с постановкой голоса, дикцией, произношением и логикой речи, Станиславский разработал специфическую актерскую технику т.н. словесного взаимодействия. Она опирается на создание образных представлений, которые, материализуя мысль актера, отражаются в его речи, делая ее действенной и заразительной. Т.е., основу техники словесного взаимодействия составляет умение воспринимать партнера и воздействовать на него.

На эволюцию сценической речи и поиск оптимальных методических путей воспитания голоса оказало и продолжает оказывать развитие современных естественных наук – от физиологических исследований И.Сеченова и И.Павлова о высшей нервной деятельности, до нейромоторной теории колебания голосовых связок, разработанной в середине 20 в. французским ученым Р.Юссоном.

Татьяна Шабалина



Просмотров