Требования к товару по 44 фз. Обоснование закупки: на что обратить внимание

Стоит обратить внимание на ст. 3 223-ФЗ, которая претерпела огромные изменения с 1 июля 2018 года.

Ст. 3 Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

3. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Прямое указание законодателя об обязательстве заказчика описывать предмет закупки.

6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

При описании предмета закупки нельзя предъявлять требования, которые ограничат количество участников.

ст.3 Закона № 223-ФЗ:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При описании объекта закупки заказчик как правило формирует документ, который называется «техническое задание».

При этом законодатель прямо не предусматривает, что при закупках заказчик обязан составлять техзадание. Документ нужен, чтобы поставщик понимал требования к объекту закупки, а заказчик получил именно ту продукцию, которая нужна.

На практике заказчики используют и другие названия: «Спецификация», «Смета», «Дефектная ведомость».

Требования, которые содержатся в ч. 6.1 ст.3, ч.9 ст.4 223-ФЗ, говорится, что в техзадании как правило указывают:

  • характеристики объекта закупки;
  • количество товара, объем работ или услуг;
  • срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • другие сведения в зависимости от объекта закупки.

Характеристики товаров

Характеристики делят на четыре типа:

  • Функциональные
  • Технические
  • Качественные
  • Эксплуатационные
.

Функциональные характеристики

Основное и дополнительные назначения объекта закупки, условия использования.

Пример

«Поставляемый товар должен быть пригоден для применения в копировально-множительной технике всех типов».

«Товар должен соответствовать функциональным характеристикам, установленным производителем для предлагаемого к поставке товара».

Технические характеристики

Технические свойства объекта закупки, в том числе показатели, которые не могут меняться, диапазоны значений, минимальное или максимальное значение.

Пример

«Диапазон измеряемых расходов - не менее чем 0,6 куб. м/ч, но не более чем 650 куб. м/ч».

«Рабочее давление газа - не более 1,6 МПа».

Качественные характеристики

Показатели, по которым заказчик определит, отвечает ли объект закупки требованиям законодательства, стандартам, техническим регламентам.

Пример

«Поставляемый товар не должен иметь дефектов, связанных с материалами и (или) работой по его изготовлению либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя (поставщика)».

«Поставляемый товар должен быть новым, не ранее 2018 года выпуска, не использованным ранее, не подвергавшимся ранее ремонту (модернизации или восстановлению)».

Эксплуатационные характеристики

Надежность и работоспособность объекта закупки, условия эффективной эксплуатации.

Пример

«Нормативный срок эксплуатации - не менее пяти лет».

«Товар должен быть безопасен в использовании».

Функциональные, технические и качественные характеристики в техзадание включают обязательно. Эксплуатационные - при необходимости. Заказчики не обязаны выделять характеристики в техзадании отдельно.

Нерационально прописывать качественные характеристики в одном блоке, а технические - в другом. Прописать все сведения в одном разделе удобнее и проще

Для удобства информацию о характеристиках продукции можно брать из каталога товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ.

Пример технического задания:

Техническое задание
Наименование Ед.изм. Количество Требования к качеству, безопасности, техническим и функциональным характеристикам
1 Кофейный напиток кг 300

Заказчик вправе включить в техзадание иллюстрации, картинки и эскизы.

НО! Графические изображения не должны вводить участников в заблуждение, приводить к разночтению в документации

Пример: требования в документации привели к разночтению

Заказчик закупал мебель конкурентным способом. В техзадании установил требования к продукции и конкретный ГОСТ, которому должен отвечать товар и дополнил документацию иллюстрированными примерами мебели, которую планирует приобрести. В описании одного вида изделий указал - «высота не менее 780 мм, не более 780 мм», но в эскизе этого же наименования требование к высоте прописали «780-800 мм». Заявку участника, который в заявке прописал характеристики на основе данных из иллюстрации, отклонили. Участник подал жалобу в ФАС. Жалоба признана обоснованной. «Разница в иллюстрации и текстовой части техзадания привела к разночтению. Заказчик нарушил пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ» (решение Тюменского УФАС от 02.02.2018 № Т18/07-223).

Заказчик вправе прописать требование к товару, когда закупает работы или услуги - включить в документацию ГОСТы товаров, которые контрагент обязан использовать в работе.

Можно ли прописать требование к возрасту техники?

Да, заказчик вправе предъявлять требования к возрасту продукции.

Заказчик провел конкурентную закупку техники по Закону № 223-ФЗ. В техзадании прописал критерий: «Тягач с годом выпуска не старше 2 (двух) лет».

Участник счел требование незаконным и обратился ФАС. Основание: условие ограничило количество участников.

Жалоба признана необоснованной. «Заказчик вправе предъявлять требования к качеству и техническим характеристикам закупки. Критерии возраста техники не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ».

Решение Тюменского УФАС от 12.07.2017 № Т17/103-223.

Количество

Заказчик обязан прописать количество товара или объем работ и услуг, которые закупает.

Закупаете муку: «Количество товара: 200 кг».

Включить примерное количество продукции в извещение нельзя.

(п.3 ч.9 ст.4 № 223-ФЗ)

Срок поставки

Заказчик вправе прописать срок исполнения договора конкретной датой или периодом времени.

При закупке канцтоваров: «Не позднее 31 мая 2018 года» или «В течение 10 дней с даты заключения договора».

Когда договор предполагает не единовременную поставку: «Ежемесячно по заявке заказчика, в течение двух рабочих дней с даты получения заявки» или «Ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца».

Место поставки

Указывается место, куда должны поставить продукцию, - адрес или территорию. Например, закупаете поставку канцелярии. В техзадании заказчик указал: г. Москва, ул. Ленина, д.1, офис 101.

Территорию уточняют, когда точно определить адрес нельзя, например, при закупке транспортных услуг.

Пример формулировки: «Место оказания услуг: Волгоградская обл., Светлоярский район, с. Цаца».

Что нельзя указывать в техзадании?

С 1 июля 2018 года заказчикам по 223-ФЗ нельзя включать в документацию ряд требований к продукции. Запретили включать в техзадание (п.2 ч.6.1 ст.3):

  • товарные знаки (но есть исключения!);
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • название страны происхождения товара.

п.2 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Правило действует, если условия необоснованно ограничат количество участников. При этом предусмотрели исключение: требования из списка заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.

Отличия понятий «товарный знак» и «торговая марка»

Товарный знак - это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в госреестре товарных знаков, выдают свидетельство.

Торговая марка - это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара.

Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак , организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).

Наименование товарного знака заказчик обязан сопроводить фразой «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3). Важно установить параметры эквивалента.

Заказчик закупает бумагу. В техзадание можно включить фразу: «Бумага «Снегурочка» или эквивалент».

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.

В законе 223-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п.3 ст.6.1 ст.3 223-ФЗ).

Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, заказчик вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент».

Заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент.

Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением.

Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно

П.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ (исключения)

    Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.

    Например, используете в работе принтер конкретной марки и заказчику необходимы только оригинальные картриджи к данному принтеру. В техзадании в этом случае можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».

    Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей?

    Если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете - да.

    Если нет, то закупить картриджи конкретной марки можете с фразой «или эквивалент».

    Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». ФАС признала такие действия нарушением: «заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек».

  1. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
  2. Закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ.
  3. Закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Как применять ГОСТы

Заказчики применяют госстандарты, когда описывают объект закупки. При этом необходимо учитывать технические регламенты, документы из национальной системы стандартизации, другие требования к объекту закупки. Это предусмотрено п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ. Закупку товаров, работ, услуг, которые не подпадают под техрегламенты и национальные стандарты заказчик обязан обосновать. Такие правила введены статьей 25 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ.

Продукция, на которую обязательно нужен сертификат, прописана в постановлении Правительства от 01.12.2009 № 982.

Технические регламенты. Техрегламент устанавливает обязательные требования к товарам, работам, услугам. Например, к продукции, проектированию, производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации.

Технический регламент принимают:

  • федеральным законом;
  • постановлением Правительства;
  • нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;
  • международным договором России, который подлежит ратификации;
  • ратифицированным международным договором России;
  • указом Президента.

Например, для мебели действует технический регламент ТР ТС 025/2012, который утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 № 189.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям техрегламентов, производитель должен получить сертификат или оформить декларацию соответствия. Заказчик требует от исполнителя сертификат или декларацию, когда составляет документацию о закупке. Технические регламенты размещают на сайте Росстандарта.

Документы национальной системы стандартизации. К документам национальной системы стандартизации относят:

  • национальный стандарт;
  • основополагающий национальный стандарт;
  • предварительный национальный стандарт;
  • правила стандартизации;
  • рекомендации по стандартизации;
  • информационно-технические справочники.

В закупках применяют национальные стандарты и информационно-технические справочники, которые есть на сайтах www.gost.ru , docs.cntd.ru .

Национальный стандарт разрабатывает технический или проектный технический комитет по стандартизации, а утверждает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. В стандарте устанавливают общие характеристики товара, работы, услуги. Документ рассчитан для всеобщего применения (федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

В России в качестве межгосударственных и национальных стандартов применяют соответственно ГОСТ и ГОСТ Р. Заказчики в документации о закупке вправе ссылаться на оба стандарта. Сведения о ГОСТ и ГОСТ Р размещены на официальном сайте Росстандарта (gost.ru).

Информационно-технический справочник

В документе описаны технологии, процессы, методы, способы, оборудование. На сайте Росстандарта размещено 10 справочников, которые применяют к различным работам. Пример - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента», который действует с 1 июля 2016 года.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям национальных стандартов, производитель или поставщик получает сертификат. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, чтобы участник представил сертификат соответствия вместе с сопроводительными документами к продукции.

При описании объекта закупки заказчик использует стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.

В техзадание достаточно включить ссылку на конкретный ГОСТ , технические условия и санитарные нормы. Прописывать характеристики, которые предусмотрены в стандартах, не обязательно. Такие действия не нарушат пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Пример

Заказчик не уточнил характеристики из стандарта

Заказчик включил в документацию требование, чтобы товар отвечал конкретному ГОСТу. Характеристики, которые предусмотрены стандартом, не прописал. Участник пожаловался в ФАС. Контролер посчитал, что заказчик прописал не все сведения и нарушил п.1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона № 135-ФЗ.

Учреждение опротестовало решение антимонопольного органа. Суд признал выводы ФАС ошибочными. Закон № 223-ФЗ не запрещает устанавливать условие, согласно которому продукция должна отвечать требованиям нормативно-технических документов. Ссылки на государственные стандарты, санитарные правила заказчик вправе прописать в техзадании. Условие: документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики предмета закупки (п. 3 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).

ВАЖНО:

Не забывайте проверять, действует ли ГОСТ!

Если заказчик укажет недействующий стандарт, неверно опишет объект закупки - основание для обжалования закупки в ФАС.

Не забудьте проверить, чтобы ГОСТ и показатели товара отвечали друг другу.

Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет - черный». Но по ГОСТ, который указан в документации - эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.

Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки.

Заказчик закупает спецодежду для медицинского персонала. В документации указал ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий».

Выдержка из ГОСТ 12.4.280-2014:

«Настоящий стандарт не распространяется на спецодежду разового (кратковременного) использования, на стерильную спецодежду для всех отраслей медицины, спецодежду для работающих в чистых помещениях».

Пример

Что делать, если в документации заказчик указал недействующий ГОСТ?

Если сроки позволяют, внесите изменения в документацию о закупке.

Если срок для внесения изменений истек - отмените закупку. Если ошибку обнаружили на этапе рассмотрения заявок или на этапе заключения договора, тогда заявки рассмотрите, договор заключите на условиях, которые указали в извещении и документации о закупке.

Как описать продукцию, которая подпадает под 2 ГОСТа?

Заказчик указывает, что товар должен отвечать нескольким ГОСТам. В тех.задании устанавливаются показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу.

При закупке пшеничного хлеба в техзадании заказчик указал: «хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012».

Однако, если включить в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, это будет нарушением, так как этот показатель указан только в ГОСТе 27842-88 и будет противоречить ГОСТу 31805-2012.

Вправе ли заказчик указать в техзадании цвет товара?

Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако есть риск, что участник пожалуется в ФАС.

Если цвет товара - принципиальная характеристика.

Заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в ФАС жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения - объективной. Синий цвет - наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то можно использовать характеристики и показатели, которые установил официальный производитель.

НО!!! Заказчик обязан обосновать , почему не применяет ГОСТы, стандарты, технические регламенты.

Если объект закупки не подходит под описание из техрегламентов и национальной системы стандартизации, заказчик вправе установить другие требования к товарам, работам, услугам. При этом нужно обосновать, почему заказчику необходима продукция с другими характеристиками.

п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

Формулировка обоснования

Пример 1. Товар, работа, услуга с конкретными характеристиками нужна, чтобы «…повысить уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений».

Пример 2. Закупается продукция, которая необходима для «…взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных».

Можно ли при описании объекта закупки взять характеристики товара с сайта производителя?

Можно, при этом характеристики не должны ограничивать конкуренцию.

Необходимо изучить аналоги товара, которые представлены на рынке. Выявить отличные параметры и установить характеристики, под которые будут подпадать несколько товаров.

Заказчик планирует купить сушильную машину ВС-30. На рынке также представлены аналоги - ST-33 и UU 075. Характеристики машин:

Чтобы не ограничить конкуренцию, объект закупки описывают, например, так:

  • наименование продукции - сушильная машина;
  • загрузка - не менее 30 кг и не более 35 кг;
  • объем барабана - не менее 634 л;
  • вид обогрева - электрический и другие виды обогрева (при наличии).

Подобные показатели не ограничат конкуренцию и позволят поставить продукцию разных производителей. п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки . Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки - товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести . Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик . Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ . Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание - а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные . Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент ». Есть исключения - о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов . Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере .

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности , в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании :

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно . Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно - под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным . Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон . Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации . Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения . Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком .

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки , а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам - техническим, функциональным;
  • если закупается работа - к ее результатам;
  • если закупается товар - к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение . Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2019, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ - пример внедрения новых требований есть в данной статье — производится по установленным правилам. О том, какие изменения произошли в последние годы в части описания объектов закупки (далее — ОЗ), и каков порядок оценки заявок (предложений) участников закупки, поговорим далее.

Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?

Согласно положениям закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, описание ОЗ должно производиться по четко установленным правилам. Так, согласно статье 33, описывая ОЗ в конкурсной документации, заказчик обязан учесть, что:

Изменения в правилах описания ОЗ по статье 33 закона № 44-ФЗ, примеры изменений

После принятия закона «О стандартизации в Российской Федерации…» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, устанавливающего условия применения национальных стандартов, потребовалось привести в соответствие его положениям действующее российское законодательство. С этой целью был принят закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 104-ФЗ, внесший коррективы в 27 нормативных актов, в число которых попали и законы о закупках: упомянутый выше 44-ФЗ и закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В результате с июля 2016 года правила описания объекта закупки по 44-ФЗ претерпели некоторые изменения, связанные с добавлением условий о соответствии стандартам.

Практическое внедрение новшеств

Вступившие в силу изменения были сформулированы не очень четко, и большинство заказчиков испытывает трудности при формировании описания ОЗ. Так, в пункте 2 части 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ указывается, что при оформлении условий закупки заказчиком могут использоваться другие (нестандартизированные) показатели, условные обозначения или требования при условии обоснования необходимости в этом.

Законодательством о контрактных закупках не предусмотрено, что в описании ее предмета следует перечислять наименования документов, устанавливающих стандарты. В то же время с принятием закона № 162-ФЗ на территории РФ начала функционировать национальная система по стандартизации. Поэтому, описывая ОЗ, заказчик должен быть готов в любой момент предоставить подтверждение, что указанные им показатели характеристик ОЗ применяются согласно техрегламентам либо законодательства о национальных стандартах.

В том же случае, если заказчик не использует показатели (условные единицы и т. п.), утвержденные национальными стандартами (даже если он просто не указал в описании ОЗ на имеющиеся нормативы), тогда ему следует подготовить обоснование, почему он использует иные показатели. Более того, указание одних лишь ссылок на существующие стандарты без упоминания требуемых показателей будет свидетельствовать о нарушении норм, указанных в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 33 закона № 44-ФЗ. Это означает, что заказчик при составлении описания ОЗ должен учитывать установленные законодательством правила и ограничения, т. е. ему необходимо выбрать соответствующие стандарты, ГОСТы или техрегламенты, в которых прописаны технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям к предмету и целям производимой закупки.

Не знаете свои права?

Приведем несколько примеров надлежащего обозначения показателей в описании. Так, при формировании заявки на поставку пылесосов заказчик может использовать следующие нормативы:

  • ГОСТ 10280-83;
  • ГОСТ Р 51318.14.1-99;
  • ТР ТС-010-2011.

Если же в качестве ОЗ выступают продукты питания, то при их описании, согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 04.09.2015 № ОГ-Д28-11718, нельзя указывать требования к оставшемуся сроку годности в процентах. Такое требование объясняется недопущением ограничения конкуренции. В описании ОЗ в этом случае надлежит представить обоснование по использованию нестандартизованных показателей и определить конкретный период (к примеру, в сутках), в течение которого продукты сохранят свою годность. Или как вариант можно указать точную дату, до которой продукты должны сохранять свою пригодность для употребления их по прямому назначению.

Что может содержать описание объекта закупки по закону 223-ФЗ?

В закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки, осуществляемые определенными категориями заказчиков — госкорпорациями, публичными компаниями, естественными монополистами и т. д. (в отличие от закона № 44-ФЗ, где заказчиками выступают лишь муниципальные или государственные органы и учреждения) — также были внесены изменения, связанные со стандартизацией. В связи с этим заказчики обязаны устанавливать при формировании описания ОЗ требования к его качеству, безопасности, различным характеристикам, размеру, упаковке.

Как и при проведении закупок по контрактной системе, при оформлении документации, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 закона № 223-ФЗ, заказчик должен выписать требования по каждому упомянутому в условиях закупки параметру в соответствии с предусмотренными техрегламентами, принятыми в национальной системе стандартизации. Если используются другие показатели, то заказчик должен будет предоставить обоснование необходимости их применения.

Каков порядок оценки заявок и окончательных предложений участников в отношении объекта госзакупки?

Для оценки заявок и окончательных предложений участников, согласно части 1 статьи 32 закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются следующие показатели:

  • контрактная цена;
  • эксплуатационные расходы;
  • различные характеристики ОЗ;
  • квалификационные требования к участникам.

Оценка заявок участников, предложения которых были допущены к конкурсу, производится по правилам, утвержденным правительственным постановлением от 28.11.2013 № 1085 (далее по тексту — Правила).

Согласно п. 8 Правил, в документации о закупке должны быть отражены критерии оценки и показатели значимости каждого из них. При этом их должно быть не менее двух, одним из которых является цена. Суммарно все показатели значимости оценочных критериев должны составлять 100% (пункт 9 Правил).

При оценке нестоимостных критериев предложения предусматриваются показатели, которые раскрывали бы каждый из них (пункт 10). Каждый критерий оценивается по 100-бальной системе (пункт 11). Для того чтобы оценить заявки по нестоимостным критериям, заказчик может установить предельное значение указанных им характеристик. Лучшее предложение получит 100 баллов.

Поданные участниками заявки оцениваются с учетом рейтинговой суммы по каждому оценочному критерию (пункт 14). Победителем признается тот участник, заявка которого набрала самый высокий рейтинг (пункт 15).

Таким образом, заказчик при описании ОЗ должен придерживаться установленных правил, чтобы не подавлять конкуренцию — ведь из-за этого результаты конкурсного отбора могут быть признаны недействительными. Кроме того, при формировании требований заказчик должен учесть изменения правил описания закупки, произошедшие в последние годы и связанные с внедрением условий, касающихся соответствия формата запрашиваемых показателей системе национальной стандартизации.



Просмотров