Требования к форме плана закупок. Требования к форме плана закупок План график закупок до 100 тысяч

Закупки малого объема по 44-ФЗ - это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила. Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам. Закупки до 100 тысяч рублей Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей. Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

Специализированные и особые закупки в плане закупок

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать? Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод - 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ). Например, СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. - что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок. А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн.
руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона. Закупки до 400 тысяч рублей Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб.

Форум института госзакупок (москва)

В течение года заказчик, при условии что ему выделили 1 100 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 50 000 000 руб., при условии что соблюдает обязательное требование: сумма одного договора НЕ превышает 100 000 руб. То есть минимальное количество подобных договоров в течение года — это: 50 000 000 руб. / 100 000 руб. = 500 договоров. Пример 3: Заказчику выделено на нужды 1 000 000 (один миллион) руб.
Для определения лимита, в пределах которого можно закупить товары, работы, услуги без проведения торгов, заказчик должен общую выделенную сумму (в данном примере — 1 000 000 (один миллион) руб.) умножить на 5%. 1 000 000 руб. * 5% = 50 000 руб. Проверяем сумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год». 50 000 < 50 000 000 Условие выполняется.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Важно

При формировании план-графика на будущий год заказчики должны предусмотреть реализацию всех видов закупок, в том числе и особых. При этом сведения о них должны быть отражены в документе, в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Сотрудникам контрактной службы необходимо понимать, что представляют особые закупки, чем они отличаются от прочих и как их грамотно планировать.


Что включает в себя понятие «особые закупки» Особыми закупками называется приобретение товаров и услуг у компаний, обладающих определенными ресурсами и уровнем квалификации. При планировании они учитываются отдельно от общей массы заказов. Полный перечень товаров и услуг, которые попадают под категорию особых, приведен в постановлении Правительства № 552 от 5 июня 2015 года.

Закупки малого объема 44-фз

Расчет возможного количества малых закупок и их отражение в план-графике При расчете лимитов на малые закупки необходимо учитывать все контракты, оформленные до наступления очередного финансового периода, но оплаченные уже после его начала. Если у компании достаточно большие обороты, то им лучше рассчитывать лимиты, исходя из 5% от СГОЗ. Для остальных организации наиболее предпочтительным считается фиксированная сумма в 2 миллиона рублей.

Инфо

Приведем показательный прием расчета такого лимита. Организации на проведение закупок выделено 100 миллионов рублей. Определяем 5% от СГОЗ. Эта сумма будет равна 5 миллионам рублей. При этом соблюдается правило, что 5% от СГОЗ не должно превосходить отметку в 50 миллионов рублей.


Следовательно, 5 миллионов выгодней принять в качестве лимита.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год. Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб. Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

  1. они не должны превышать 2 млн. руб. в год;
  2. они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс.


руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений. Учет закупок до 100 тысяч рублей Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан.

Закупки до 100000 рублей по 44-фз

N 44-ФЗ, отражаются в плане-графике заказчика. В случае отсутствия информации о закупке в плане-графике заказчика заказчик обязан внести соответствующие сведения о такой закупке в план-график. 2. Непосредственное осуществление закупки у единственного поставщика Закупка, осуществляемая в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, не требует составления и размещения извещения.
Также в соответствии с ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт до 100 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Внимание

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок - они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб. Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.


Штраф за нарушение требований в закупках малого объема Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика. При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.
В некоторых случаях проводится экспертная оценка качества исполнения поставщиком своих обязательств.
  • Оплата заказчиком поставленных ему товаров или услуг.
  • При поведении закупок до 100 тысяч рублей на заказчика не накладывается обязательство по размещению в ЕИС соответствующего извещения. Все документы, касающиеся этой процедуры, заказчик обязан хранить. Сделка может быть оформлена в любой форме, предусмотренной действующим ГК РФ.

    Дробление закупок В некоторых случаях, пытаясь избежать проведения конкурсной процедуры, заказчики искусственно дробят закупку на несколько контрактов, сумма каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Такие действия заказчика квалифицируются, как намеренное нарушение действующего законодательства. В случае выявления такого нарушения заключенные сделки признаются притворными.

    Следовательно, все договорные обязательства аннулируются.

Далее законодатель предлагает «вилку»: — годовой объем закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не переходит верхний предел в 2 млн. руб.; — либо стоимость таких контрактов не превышает 5% (которые, в свою очередь, не могут быть более 50 млн. руб.) совокупного годового объема ВСЕХ закупок. Разбор будет производиться на нескольких примерах. Пример 1: Заказчику выделено на нужды 100 000 000 (сто миллионов) руб.

Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок. 100 000 000 руб. * 5% = 5 000 000 руб. Проверяем сумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год». 5 000 000 < 50 000 000 Условие выполняется. Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г.

В план закупок может не включаться.

Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.

В ежемесячный отчет включается.

В отчет Росстат включается.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в "Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908). (Приложение № 1).

Извещение о закупке Заказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

Согласно п.20 ч. IV ПП № 908, данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ, а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчикам (п.21 ч. IV ПП № 908). При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ), такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908). (Приложение № 2).

Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.

Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст.4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик имеет право (не обязанность!)"дублировать" сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст.4 Закона № 223-ФЗ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

В случаях, определенных законом, заказчик должен разместить в ЕИС (на официальном сайте) извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (ч.2 ст.93 закона N 44-ФЗ). Требования к содержанию извещения установлены в ч.2 ст.93 закона N 44-ФЗ.

Форма: электронная форма в ЕИС (на официальном сайте). Необходимо последовательно заполнить поля с соответствующей информацией о закупке.

Обязательно указать:

1) сведения о заказчике (п.1 ст.42 закона N 44-ФЗ):

наименование;

место нахождения;

почтовый адрес;

адрес электронной почты;

номер контактного телефона;

ответственное должностное лицо;

2) условия контракта (кратко):

наименование и описание объекта закупки (предмета контракта).

Проведениезакупки, например, шариковых ручек и бумаги к принтеру быстро, не тратя время на выбор подходящего поставщика, не составляя тома закупочной документации, возможно при осуществлении закупки поп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ). Очень часто сложность написания закона вызывает множество вопросов при осуществлении закупок малого объема. Представленная справка доступно и понятно, на примерах пояснит, как заказчику применять норму.

Вданном справочном материале Вы также можете ознакомиться с подробным описаниемпоследовательных действий по проведению закупки до 100 тыс. руб. порядком внесения сведений о такой закупке в план-график закупок на текущий годи сособенностями проведения приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и провести экспертизу предоставленных результатов , предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Пункт4 ч. 1 ст. 93 гласит, что заказчик имеет право на:

«осуществлениезакупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений».

Дляначала выделимобязательные требования нормы.

Первоеобязательное условие - стоимость одного контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Годовой объем закупок поп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не переходит верхний предел в 2 млн. руб.;

Либо стоимость таких контрактов не превышает 5% (которые, в свою очередь, не могут быть более 50 млн. руб.) совокупного годового объемаВСЕХ закупок.


Разбор будет производиться на нескольких примерах.

Пример1:

Заказчикувыделено на нужды 100 000 000 (сто миллионов) руб. Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок.

100000 000 руб. * 5% = 5 000 000 руб.

в год».

5000 000 < 50 000 000

Условиевыполняется.

Проверяем,какая нормаФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ

2000 000 < 5 000 000

Заказчикувыгоднее использовать лимит в 5% совокупного годового объема закупок.

Втечение года заказчик, при условии что ему выделили 100 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 5 000 000 руб., при условии что соблюдает обязательное требование: сумма одного договора НЕ превышает 100 000 руб. То есть минимальное количество подобных договоров в течение года - это:

5000 000 руб. / 100 000 руб. = 50 договоров.

Пример2:

Заказчикувыделено на нужды 1 100 000 000 (один миллиард сто миллионов) руб. Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок, для чего общую выделенную сумму (в данном примере - 1 100 000 000 (один миллиард сто миллионов) руб.) умножим на 5%.

1100 000 000 руб. * 5% = 55 000 000 руб.

Проверяемсумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляетне более чем пятьдесят миллионов рублей в год».

55000 000 > 50 000 000

УсловиеНЕ выполняется.

Проверяем,какая нормаФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ выгоднее заказчику. Для этого применяем стоимостный критерий:

2000 000 < 55 000 000

Заказчикимеет право осуществить закупки на общую сумму не более 50 000 000 руб.

Втечение года заказчик, при условии что ему выделили 1 100 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 50 000 000 руб., при условии что соблюдает обязательное требование: сумма одного договора НЕ превышает 100 000 руб. То есть минимальное количество подобных договоров в течение года - это:

50000 000 руб. / 100 000 руб. = 500 договоров.

Пример3:

Заказчикувыделено на нужды 1 000 000 (один миллион) руб. Для определения лимита, в пределах которого можно закупить товары, работы, услуги без проведения торгов, заказчик должен общую выделенную сумму (в данном примере - 1 000 000 (один миллион) руб.) умножить на 5%.

1000 000 руб. * 5% = 50 000 руб.

Проверяемсумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляетне более чем пятьдесят миллионов рублей в год».

50000 < 50 000 000

Условиевыполняется.

Проверяем,какая нормаФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ выгоднее заказчику. Для этого применяем стоимостный критерий:

50000 < 2 000 000

Наданном примере видно, что заказчику выгоднее использовать лимит в 2 млн руб.

Втечение года заказчик, при условии что ему выделили 1 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 2 000 000 руб. В данной ситуации обязательное требование «сумма одного договора НЕ превышает 100 000 рублей» должно также выполняться безоговорочно. Минимальное количество подобных договоров в течение года - это:

2000 000 руб. / 100 000 руб. = 20 договоров.

Вовсех рассмотренных примерах количество договоров может быть увеличено, в случае если стоимость уже заключенных договоров поп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ меньше 100 000 руб. каждый.

Порядок проведения закупки до 100000 рублей

Пунктом4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до 100 тыс. руб.

Напрактике часто возникают вопросы по проведению закупок малого объема, в частности, о необходимости отражения указанных закупок в плане-графике, составления отчетов, непосредственного проведения закупок и т. д.

Итак,для того чтобы осуществить малую закупку, заказчику необходимо последовательно:

1)внести сведения о закупке в план-график закупок на текущий год в случае отсутствия информации о закупке в плане-графике заказчика;

2)непосредственно осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

3)осуществить приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

1.Внесение сведений о закупке в план-график закупок на текущий год

С2016 года планы-графики размещаются заказчиками в соответствии с положениямиПостановления Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее -Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 ).

Подпунктом а п. 2 Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг , утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 предусмотрено, что закупки, которые осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности, те закупки, которые осуществляются поп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , отражаются в плане-графике заказчика.

Вслучае отсутствия информации о закупке в плане-графике заказчика заказчик обязан внести соответствующие сведения о такой закупке в план-график.

2. Непосредственноеосуществление закупки у единственного поставщика

Закупка,осуществляемая в соответствии сп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , не требует составления и размещения извещения.

Такжев соответствии сч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт до 100 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотреннойГражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Вслучае осуществления закупок товаров, работ, услуг малых объемов за наличный расчет выдача наличных средств под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, а также порядок и сроки предоставления подотчетным лицом авансового отчета с приложением подтверждающих документов определяются в соответствии сУказанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» .

3. Осуществлениеприемки и проведение экспертизы

Позаключенному в рамкахп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракту также проводится приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, является составной частью приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Экспертизарезультатов контракта, заключенного поп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , проводится в обязательном порядке. Выбор способа экспертизы является правом заказчика. В соответствии сп. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе провести экспертизу результатов контракта, заключенного по закупкам до 100 тыс. руб., своими силами.

Вслучае осуществления экспертизы результатов контракта своими силами заказчик привлекает к проведению экспертизы своих сотрудников, обладающих знаниями и соответствующей квалификацией по предмету контракта.

Результатыэкспертизы оформляются заключением (актом экспертизы), с учетом которого руководителем заказчика подписывается документ о приемке (в случае отсутствия приемочной комиссии). При наличии приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается руководителем заказчика (ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Таккак информация о контракте, заключенном в соответствии сп. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , не подлежит размещению на официальном сайте, документ о приемке и заключение эксперта (акт экспертизы) также не размещаются на официальном сайте. Указанные документы составляются и хранятся заказчиком вместе с иными документами закупки, осуществленной на основаниип. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да, включаются. В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Как заключать контракты до 100 000 и 400 000 руб.

Заказчик вправе не применять конкурентные процедуры для закупок на сумму до 100 000 и до 400 000 руб. Достаточно заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение в ЕИС, обосновывать закупку и уведомлять контрольный орган о том, что вы заключаете контракт, не нужно. Не обязательно требовать от поставщика обеспечение контракта и включать в договор расчет цены. Экспертизу полученных товаров, работ, услуг заказчик вправе провести своими силами.

Для малых закупок установлены лимиты. Их рассчитывают от величины совокупного годового объема закупок (СГОЗ).

Как рассчитать СГОЗ

Совокупный годовой объем закупок не равен годовому объему закупок по плану-графику.

СГОЗ = А + Б + В,

А - сумма контрактов, которые заказчик заключил в предыдущие годы, а оплатит в текущем году. Например, вы заключили контракт в 2015 году, но часть поставленных по нему товаров оплатите только в 2016-м. Оплату, которая пройдет в 2016 году, включите в СГОЗ этого года;

Б - сумма контрактов, которые заказчик заключил, исполнил и оплатил в отчетном году;

В - разница между общей суммой контрактов, которые заказчик заключил в отчетном году, и остатком платежей по этим контрактам, перенесенным на последующие годы. Например, в 2016 году вы заключили контракт на общую сумму 500 000 руб. Часть средств в размере 300 000 руб. вы оплатите в 2016 году, а оставшиеся 200 000 руб. - в 2017 году. В СГОЗ 2016 года включите 300 000 руб.

Какие ограничения действуют на закупки до 100 000 руб.

Заказчик вправе заключать контракты на сумму до 100 000 руб. только в рамках лимита. годовой объем таких закупок не должен превышать 5 процентов от СГОЗ и составлять более 50 млн руб. Либо вам нужно уложиться в 2 млн руб. Заказчик сам решает, какой способ выбрать, чтобы рассчитать лимит.

Пример: как выбрать способ расчета лимита

Заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Рассмотрим три ситуации.

1. СГОЗ - 15 млн руб. Заказчик рассчитал 5 процентов от этой суммы и получил 750 000 руб. Соответственно, учреждению выгоднее выбрать лимит в 2 млн руб.

2. СГОЗ - 50 млн руб. 5 процентов - это 2,5 млн руб. То есть заказчику выгоднее проводить закупки в пределах 5 процентов.

3. СГОЗ - 1,5 млрд руб. 5 процентов от этой цифры составит 75 млн руб. Следовательно, заказчик сможет заключить контракты с единственным поставщиком только на 50 млн руб. в год.

Нужно ли отдельно рассчитывать лимит закупок до 100 000 руб. для гособоронзаказа

Способ, который выбрал заказчик, чтобы рассчитать лимит малых закупок, будет действовать и в рамках гособоронзаказа. Поэтому рассчитывать отдельно лимит в рамках оборонного заказа не нужно. Свой выбор вы можете отразить в приказе или распоряжении. Это зависит от порядка делопроизводства, который установлен в вашем учреждении. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчиков оформлять выбор способа, которым рассчитывают лимит малых закупок, документально. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Когда лимиты на закупки до 100 000 руб. не действуют

В 44-ФЗ предусмотрены два исключения.

Исключение 1. Ограничения по лимиту не действуют для муниципальных нужд сельских поселений. Например, администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения заключают контракты до 100 000 руб. без ограничений.

Исключение 2. Госорганы, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ, рассчитывают годовой лимит закупок до 100 000 руб. в особом порядке. Расчет производят отдельно по каждому госоргану.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе оплатить счет по Закону № 44-ФЗ, если взамен получит товар, работу или услугу. Это связано с тем, что по Закону № 44-ФЗ возможна закупка только товаров, работ или услуг. Специалисты Минэкономразвития пояснили, что в результате уплаты регистрационных, вступительных взносов, а также членских взносов в российские, международные, межправительственные и неправительственные организации заказчик не получает товар, работу или услугу. Следовательно, уплату, в частности, членских взносов Закон № 44-ФЗ не регулирует (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 18 ноября 2016 г. № Д28и-3165).

Вывод подтверждают и разъяснения, которые касаются Закона № 223-ФЗ. Специалисты Минэкономразвития пояснили, что по смыслу Закона № 223-ФЗ к закупкам не относят финансовые операции:

  • членские взносы;
  • штрафы и госпошлины;
  • налоги с заработной платы, НДС, транспортные налоги;
  • плату за нотариальные действия, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Особенности закупок на небольшие суммы

ПУБЛИКУЕТСЯ ЛИ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОИЗВЕДЕННОЙ ВНЕ ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПКЕ НА СУММУ ДО 100 ТЫС. РУБ.?

Заказчик планирует осуществить закупку у тепловых сетей (монополист) на сумму до 100 тыс. руб. Закупка не предусмотрена планом-графиком.

Обязан ли заказчик разместить на официальном сайте извещение об осуществлении закупки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции. Указанная в вопросе закупка не может быть осуществлена по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Сведения о закупке должны быть отражены в плане-графике, а извещение об осуществлении закупки заказчик обязан разместить на официальном сайте.

Обоснование позиции

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями гл. 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. А в силу ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Так, согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускается закупка у единственного контрагента услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Кроме того, на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 возможно осуществление закупки у единственного контрагента товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в том числе услуг по передаче тепловой энергии (п. 1 ст. 4 данного Закона).

Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Системный анализ ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ показывает, что каждый из пунктов указанной части является самостоятельным основанием для осуществления закупки. Применение большинства указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ случаев обусловлено наличием определенных особенностей товаров, работ, услуг, специальным правовым регулированием какого-либо рынка, специальным статусом контрагента, особенностью ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, устанавливающий возможность закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., и п. 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. Из этого, на наш взгляд, следует, что основанием для закупки у единственного контрагента по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., является как раз отсутствие каких-либо специальных оснований, предусмотренных иными пунктами данной части. Заказчик не вправе выбирать основание закупки у единственного контрагента между пунктами, предусматривающими «общие» основания (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), и пунктами, предусматривающими специальные основания (прочие пункты ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе п. 1 или п. 8 этой части). Ведь исполнение публично-правовых, установленных законом обязанностей не может быть поставлено в зависимость от воли обязанного лица (решения считать закупку осуществленной на основании иной нормы).

В связи с изложенным мы полагаем, что каждое из оснований, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является самостоятельным, и закупка услуг по передаче тепловой энергии либо услуг по теплоснабжению, даже если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб., должна осуществляться на основании, соответственно, п. 1 или п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что предполагает размещение извещения на официальном сайте об осуществлении такой закупки.

В заключение отметим, что, если соответствующая закупка не предусмотрена планом-графиком, заказчик не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки обязан внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов на 2015 год, руководствуясь Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, а также Особенностями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н, после чего разместить на официальном сайте в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки.

МОЖЕТ ЛИ ЗАКАЗЧИК ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОБОСНОВАНИЯ НМЦК И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ЗАКУПКЕ ДО 100 ТЫС. РУБ. У ЕДИНСТВЕННОГО КОНТРАГЕНТА?

Нужно ли заказчикам делать обоснование начальной (максимальной) цены контракта с единственным контрагентом и экспертизу в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)?

На этот вопрос отвечают эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующим выводам:

1) проведение экспертизы результатов исполнения контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является обязательным. Однако такая экспертиза может осуществляться заказчиком без привлечения сторонних экспертов или экспертных организаций;

2) заказчик не обязан обосновывать цену контракта с единственным контрагентом, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни в самом контракте, ни в отдельном отчете.

Обоснование вывода

1. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Случаи, когда заказчик не обязан привлекать к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов или экспертные организации, установлены ч. 4 и 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. К ним, в частности, относятся закупки, осуществляемые у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Как видим, само по себе проведение экспертизы поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг по контракту обязательно при использовании любого способа осуществления закупки. Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь случаи, когда при проведении экспертизы не является обязательным привлечение экспертов, экспертных организаций. Поэтому проведение экспертизы результатов исполнения контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, обязательно, однако заказчик вправе проводить такую экспертизу самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Требования к процедуре проведения экспертизы силами заказчика законом не установлены. По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ такая экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено законодательством (ст. 474, п. 2, 3 ст. 513, п. 1 - 3 ст. 720 ГК РФ), и при желании может проводиться специально созданной заказчиком приемочной комиссией (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При этом необходимость оформления заключения о результатах проведенной экспертизы предусмотрена лишь для случая проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). По смыслу положений ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в случае проведения экспертизы силами заказчика приемка результатов контракта оформляется любым подписанным заказчиком (а в случае создания приемочной комиссии - всеми членами приемочной комиссии и утвержденным заказчиком) документом о приемке (например, актом), подтверждающим соответствие качества товара (работы, услуги) условиям контракта. Иных документов, в том числе отчета об исполнении контракта, оформлять в приведенной ситуации не требуется (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее - контрагент). Иными словами, заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, предусмотренное этой нормой требование о необходимости обоснования при закупке у единственного контрагента невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, цены и иных существенных условий контракта не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного контрагента по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 этой статьи.

Таким образом, в силу прямого указания закона заказчик не обязан обосновывать цену контракта с единственным контрагентом, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни в самом контракте, ни в отдельном отчете. На это указано и в п. 38 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 «О направлении ответов на поступившие вопросы».

Отметим, что согласно п. «и» подп. 2 п. 5 Особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н, в столбце 9 плана-графика должна быть указана начальная (максимальная) цена контракта (в тыс. руб.), которая определяется заказчиком в соответствии с требова- ниями ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Причем никаких исключений для случая определения цены контракта, заключаемого по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в целях отражения ее в плане-графике), Особенностями не предусмотрено. Буквально из приведенного пункта Особенностей следует, что заказчик обязан определить начальную (максимальную) цену контракта посредством применения методов, указанных в ст. 22 Закона № 44-ФЗ, и лишь после этого отразить полученный результат в плане-графике. Отражение в плане-графике произвольно определенной (в том числе без использования методов, указанных в ст. 22 Закона № 44-ФЗ) ориентировочной цены контракта в приведенной ситуации формально не соответствует законодательству. На наш взгляд, в целях соблюдения п. «и» подп. 2 п. 5 Особенностей целесообразно обеспечить наличие документального подтверждения того, что отраженная в плане-графике цена в целом соответствует уровню рыночных цен в отношении аналогичных услуг. Таким подтверждением могут быть не только коммерческие предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), направленные по запросу за- казчика, но и общедоступная ценовая информация, в том числе размещенная в свободном доступе в сети «Интернет» (п. 3.7 - 3.7.4.8 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).



Просмотров