Требования безопасности перед постановкой бульдозера на ремонт.

Добавлен на сайт:

1. Общие требования охраны труда.

К работе в качестве тракториста, машиниста бульдозера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосвидетельствование в установленном на предприятии порядке, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверение на право управления данным транспортным средством, пер­вую группу по электробезопасности, прошедшие вводный и первичный инструктажи по охране труда, стажировку и получившие допуск к самостоятельной работе. Повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в три месяца, повторная проверка знаний по безопасности труда и инструктаж по электробезопасности- не реже одного раза в 12 месяцев.

Трактор, бульдозер до ввода в эксплуатацию предварительно осмотреть, провести техническое обслуживание и опробовать его в работе.

Тракторист, бульдозерист должен соблюдать принятые на предприятии Прави­ла внутреннего трудового распорядка, личной гигиены. Перед приемом пищи или курением вымыть руки водой с мылом. Соблюдать требования по охране труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безо­пасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по ох­ране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охра­ны труда. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестояще­го руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудше­нии состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления). Проходить обязательное предваритель­ное (при поступлении на работу) и периодическое (в течение трудовой дея­тельности) медицинское обследование (осмотры) в установленном порядке.
При ухудшении состояния своего здоровья, в том числе острого профессио­нального заболевания (отравления), сообщить мастеру.

Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.

Тракторист, бульдозерист должен быть внимательным, аккуратным, во время работы не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не от­влекать других. Проявлять особую осторожность при плохих погодных усло­виях, и в зимний период года, соблюдать правила пожарной безопас­ности. Должен получить противопожарный инструктаж, знать правила использования горючих легковоспламеняющихся веществ, правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения. При работе должен поль­зоваться исправной электроарматурой.

1.7. Помнить о своей безопасности и безопасности товарищей по труду.

Не выполнять распоряжений и указаний, противоречащих правилам ох­раны труда.

Тракторист, машинист бульдозера должен знать, что опасными и вред­ными производственными факторами, которые могут воздействовать на него в процессе выполнения работ, являются:

Вывешенный трактор, бульдозер или его агрегаты могут придавить ра­ботающего;

Горячая вода, пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги;

Легковоспламеняющиеся вещества могут стать причиной пожара;

Дизельное топливо при вдыхании паров, попадании с пищей, водой, выхлопные га­зы и другие токсичные вещества, попадая через органы дыхания, приводят к тяжелым отравлениям;

Оборудование, инструмент, приспособления при неправильном их ис­пользовании или неисправности приводят к травмам;

Падение тракториста, машиниста бульдозера в результате его неосто­рожных действий при выходе из кабины, обслуживании трактора, бульдозера и передвижении по территории могут привести к травмам.

1.10. Тракторист, машинист бульдозера должен работать в специальной оде­жде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуаль­ной защиты, носить на работе чистую, исправную спецодежду и обувь.

Средства индивидуальной защиты

Срок носки,

рукавицы комбинированные

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепленной прокладке

брюки на утепленной прокладке

1.11. Тракторист, машинист бульдозера обязан не только знать, но и выполнять все требования, изложенные в на­стоящей инструкции, знать и выполнять инструкцию по эксплуатации маши­ны, соблюдать правила дорожного движения.

1.12. Выезд на линию машины - по путевому листу установленного образца.

Все работы должны производиться под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделена данная техника.

В случае нарушения настоящей инструкции тракторист, машинист бульдозера несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

Перед началом работы тракторист, машинист бульдозера должен:

2.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

Получить путевой лист и согласовать со своим руководителем очередность выпол­нения работ.

Проверить техническое состояние техники, провести ежемесячное тех­ническое обслуживание, устранить обнаруженные неисправности, получить
соответствующую отметку в путевом листе, разрешающую выезд.
Внимание обратить на исправность рулевого управления, тормозов,
освещения, сигнализации, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей
жидкости.

Вытереть насухо части машины, на которые попало горючее или масло во избежание пожара.

Убедиться в том, что рычаг переключения передач установлен в ней­ тральное положение перед запуском двигателя.

Запрещается в зимнее время пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя или других систем машины.

Перед началом работы осмотреть бульдозер, проверить состояние отвала бульдозера и надежность его крепления к трактору, отсутствие заедания ры­чагов управления.

3. Требования охраны труда во время работы.

При пуске двигателя с помощью шнура запрещается наматывать шнур на руку.

Перед началом движения убедиться в отсутствии вблизи машины людей и в том, что путь свободен. При выезде из ворот при движении задним ходом в условиях ограниченной видимости нужно подать звуковой сигнал.

Переезд через железнодорожный путь разрешается только по действую­щему переезду, в других местах пересекать железнодорожный путь запреща­ется.

Не допускается производить остановку, переключать передачу и выклю­чать сцепление на железнодорожном переезде.

Буксировать или вытаскивать трактором застрявшие машины и механиз­мы разрешается только под непосредственным руководством производителя работ или мастера. При этом пользоваться жестким буксиром. Допускается использовать стальной канат при условии ограждения заднего окна кабины решеткой или проволочной сеткой.

Трактористу, машинисту бульдозера запрещается:

Работать на бульдозере на превышающем 20° подъеме или под уклон более 30°, а также на поперечном уклоне свыше 25°.

Передавать управление машиной лицу, не имеющему на это право.

Оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, перево­зить в кабине посторонних лиц, сходить и садиться на нее на ходу.

Открывать пробку радиатора на горячем двигателе без рукавиц, произ­водить ремонт, чистку, наладку, смазку при работающем двигателе.

Хранить в кабине легковоспламеняющиеся жидкости, а также промас­ленную ветошь, разводить огонь и курить вблизи места заправки трактора. Пролитое на землю топливо немедленно засыпать песком, а затем убрать все в специально отведенное место.

При обнаружении неисправности немедленно остановить машину, за­глушить двигатель и, если возможно, устранить неисправность. Если устра­нить неисправность своими силами невозможно, сообщить мастеру или лицу,
ответственному за эксплуатацию машины.

При ремонте разбирать и собирать узлы и механизмы только при помощи съемников и приспособлений.

Снимать и устанавливать тяжелые узлы и детали машины необходимо с помощью грузоподъемных механизмов.

При разборке звеньев гусениц, выпрессовки подшипников и т.п. поль­зоваться выколодками из бронзы или мягкой углеродистой стали.

Погрузку машины для перевозки на трайлере производить по надежно­му пандусу из брусьев или шпал.

3.12.. Во время транспортировки машины надежно затормозить и укрепить ее упорами.

Запрещаются развороты машины на площадке трейлера при въезде или выезде с нее, нахождение людей на площадке трейлера и в кабине трактора во время его погрузки и транспортировки.

При засыпке траншеи грунтом убедиться в отсутствии в ней людей, оборудования, инструмента.

Не производить работу в тех местах, где не обеспечена безопасность для себя и окружающих, находящихся в опасной зоне движения машины.

Разработку грунта производить только с разрешения и под руково­дством ответственного лица за производство работ.

Запрещается работать в пределах призмы обрушения грунта, а также выдвигать отвал бульдозера за край откоса во избежание его скольжения и опрокидывания. При перемещении грунта по свеженасыпанной насыпи по­дводить бульдозер к бровке насыпи не ближе, чем на 1м от края гусениц или колес трактора, во избежание сползания машины под откос. При сбросе пе­ремещаемого грунта от откоса насыпи отвал бульдозера не должен выдви­гаться за бровку насыпи также для того, чтобы избежать сползания машины.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. В случае возгорания электропроводки немедленно отключите «массу» аккумулятора выключением замка массы.

4.2 Горюче-смазочные материалы нельзя заливать водой. Для этой цели необхо­димо использовать огнетушитель, который должен быть в кабине, а также песок, брезент. Искрение в местах повреждения изоляции и ослабление креп­ления приводит к пожару. Чтобы избежать искрения вблизи батарей, провод, ведущий к «массе» всегда подсоединяйте последним.

4.3 В случае взрыва аккумуляторных батарей при попадании кислоты или электролита в глаза и на открытые части тела необходимо немедленно про­ мыть этот участок тела сначала водой и немедленно обратиться в здравпункт.

4.4. При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить в пожарную команду по телефону …., сообщить мастеру или вышестоящему руководителю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать городскую пожарную службу по телефону 112, организовать встречу пожарной команды.

4.5. При несчастном случае с Вами или другим работником прекратить работу, поставить в известность мастера оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и обратиться в здравпункт лично или позвонить по телефону …..

4.6 Обеспечить сохранность обстановки аварии или , если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. При необходимости вызовите скорую медицинскую помощь по телефону.

4.7 При аварии систем водоснабжения, отопления и т.д. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.

5. Требования охраны труда по окончанию работы.

При постановке машины на стоянку предварительно вымыть ее и очи­стить рабочие органы и механизмы от налипшего грунта, заглушить двига­тель.

Опустить рабочий орган на грунт или подставку.

Принять меры, исключающие самопроизвольное движение.

Устранить мелкие неисправности и неполадки, замеченные во время ра­боты.

Отключить аккумуляторную батарею с целью предотвращения возгора­ния при замыкании электропроводки. Навести порядок в кабине, убрать про­масленную ветошь и другие производственные отходы в установленные мес­та согласно маркировке, в зимний период слить воду из системы охлаждения
двигателя. -

Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

Обо всех неисправностях, замечаниях во время работы сообщить масте­ру, зам. начальника цеха или начальнику цеха.

1.1. Машинист бульдозера — это профессия повышенной опасности, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

1.2. К работе машинистом бульдозера допускается работник не моложе 18 лет, обученный по специальной программе, получивший необходимые практические навыки по управлению и обслуживанию бульдозера и имеющий удостоверение на право управления им, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья (стойкого заболевания или увечья), имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и получивший допуск к самостоятельной работе.

1.3. Машинист бульдозера должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.

1.4. Машинист бульдозера, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Машинист бульдозера, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: устройство, принцип работы и технические характеристики бульдозера. Правила монтажа и демонтажа навесного оборудования (отвала). Способы устранения неисправностей. Правила разработки и перемещения грунтов различных категорий при разной глубине разработки, отсыпки насыпей, разработки выемок, планировки площадей.

1.6. Перед началом самостоятельной работы машинист бульдозера должен пройти стажировку в объеме не менее восьми рабочих смен под руководством опытного машиниста для приобретения практических навыков управления бульдозером.

1.7. Машинист бульдозера, показавший неудовлетворительные знания правил движения, к самостоятельной работе не допускается.

1.8. Машинист бульдозера, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Машинисту бульдозера запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.10. Во время работы на машиниста бульдозера могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

— повышенная загазованность и запыленность воздуха;

— неблагоприятные микроклиматические условия в кабине бульдозера;

— недостаточная освещенность проезжей части (например, при работе в темное время суток);

— высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении бульдозером;

— физические перегрузки (при перемещении тяжелых узлов бульдозера);

— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей и узлов бульдозера, инструмента при его техническом обслуживании и ремонте.

1.11. Машинист бульдозера должен знать о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены; перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом.

1.12. Машинист бульдозера во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист бульдозера должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.14. Машинист бульдозера обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

1.15. Машинист бульдозера должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха; в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха машинист бульдозера обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.16. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.17. Машинист бульдозера, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.18. Машинист бульдозера, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист бульдозера должен пройти медицинский осмотр; машинист, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.

2.2. Машинист, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен приступать к работе на бульдозере, так как это может привести к несчастному случаю.

2.3. Перед началом работы машинист должен провести ежедневное техническое обслуживание бульдозера и проверить его техническое состояние.

2.4. Двигатель бульдозера не должен иметь утечки топлива, масла и воды, пропуска выхлопных газов в соединениях выхлопного коллектора с двигателем и выхлопной трубой.

2.5. Боковые щиты капота двигателя для уменьшения шума от их вибрации должны иметь амортизирующие прокладки и исправные замки.

2.6. Опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) бульдозера следует содержать в исправном состоянии.

2.7. Движущиеся, вращающиеся части бульдозера (ременные, зубчатые передачи и т.п.) должны быть ограждены защитными кожухами, обеспечивающими безопасность машиниста при техническом обслуживании.

2.8. Рычаги механизмов пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; пусковой шнур для ручного запуска должен иметь рукоятку.

2.9. В механизмах управления бульдозера не допускаются следующие неисправности и отклонения от нормы:

2.9.1. Неисправность тяг и соединений с рычагами главной муфты сцепления и управления муфтами поворота.

2.9.2. Свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота более допустимого.

2.9.3. Различная величина хода тормозных педалей.

2.10 Машинист должен знать, что к кабине бульдозера предъявляются следующие требования:

2.10.1. Переднее, заднее и боковые стекла на должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость; установка непрозрачных материалов вместо стекол запрещается.

2.10.2. Стеклоочистители должны быть исправными и легко перемещаться, обеспечивая нормальную очистку стекла.

2.10.3. Замки дверей кабины должны быть исправными, исключающими возможность самопроизвольного открывания дверей во время работы бульдозера.

2.10.4. На подушке и спинке сиденья не допускаются провалы, выступающие пружины и т.п.

2.11. Машинисту следует обращать внимание на то, чтобы пальцы гусениц были зашплинтованы заводскими шплинтами.

2.12. Перед началом работы машинист должен проверить тормоз лебедки, гидравлическую систему масляного насоса, канаты и действие звукового сигнала.

2.13. Машинист не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности на рабочем месте для выполнения предстоящей работы.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Перед запуском двигателя машинист обязан выполнить следующее:

3.1.1. Убедиться в отсутствии посторонних предметов возле вращающихся узлов бульдозера.

3.1.2. Убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении.

3.1.3. Убедиться в отсутствии людей в зоне возможного движения бульдозера.

3.1.4. Убедиться в надежности соединения пускового шнура с маховиком и в том, что при движении руки имеется достаточно свободного места; наматывать пусковой шнур на руку запрещается.

3.2. Для безопасного запуска двигателя необходимо ввести узел пускового шнура в один из пазов на маховике пускового двигателя и намотать шнур в канавку маховика по направлению часовой стрелки, затем резким движением потянуть на себя конец шнура.

3.3. Запускать двигатель в закрытом помещении разрешается только при наличии исправной вытяжной вентиляции; длительная работа двигателя в закрытом помещении допускается только с выводом выхлопных газов наружу.

3.4. Перед началом движения машинисту бульдозера необходимо убедиться в отсутствии перед бульдозером людей, а на гусеницах — неубранных предметов, и только после этого подать сигнал.

3.5. Во время движения бульдозера нельзя сходить или садиться на него, находиться на раме, касаться руками канатов или блоков.

3.6. При перемещении грунта машинист не должен допускать крутых поворотов бульдозера.

3.8. Не следует перемещать грунт на подъем крутизной более 15°, под уклон — более 30° и при поперечном уклоне — более 15°.

3.9. При перемещении грунта на подъеме необходимо следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт.

3.10. Во избежание опрокидывания на крутых склонах и насыпях нельзя допускать крутых поворотов бульдозера; повороты разрешается производить при уклоне не более 6°.

3.11. Не разрешается работать бульдозером в пределах призмы обрушения грунта, а также выдвигать отвал бульдозера за бровку откоса выемки (при сбросе грунта).

3.12. Прежде чем приступить к засыпке траншеи грунтом машинист должен убедиться в том, что в траншее нет рабочих или оставленного оборудования или инструмента.

3.13. Бульдозер необходимо остановить, если перед отвалом встретится препятствие, которое бульдозером преодолеть не удается (пень, крупный валун и т.п.).

3.14. При необходимости очистки отвала бульдозер следует остановить, а отвал опустить на землю.

3.15. На планировочных работах между бульдозерами, идущими рядом, расстояние должно быть не менее 2 м, при движении один за другим — не менее 20 м.

3.16. Запрещается работать бульдозером в воде при глубине более 0,5 м на любом грунте и во всех случаях на глинистом грунте.

3.17. При передвижении бульдозера от одного пункта к другому своим ходом машинисту следует выполнять следующие правила:

3.17.1. Поднять отвал, насколько позволяет конструкция бульдозера, и в поднятом положении надежно закрепить.

3.17.2. Передвигаться только передним ходом.

3.17.3. Следить за тем, чтобы нож отвала не врезался в грунт (особенно при подъеме).

3.17.4. Пересекать железнодорожный путь можно только на действующем переезде; запрещается пересекать железнодорожный путь в местах, не обустроенных специальными переездами; нельзя останавливать бульдозер на переезде.

3.18. При перевозке бульдозера трайлером машинист должен знать следующие требования безопасности:

3.18.1. Перед погрузкой бульдозера на трайлер машинист должен убедиться в том, что трайлер находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен.

3.18.2. Вкатывать бульдозер на трайлер можно при помощи лебедки или своим ходом по надежно устроенному пандусу из брусьев или шпал; настил пандуса следует устраивать с уклоном не более 15°.

3.18.3. Перед погрузкой следует максимально возможно поднять отвал, чтобы он не мешал движению по пандусу.

3.18.4. Машинисту запрещается производить развороты при въезде на трайлер и на его площадке.

3.18.5. После погрузки бульдозера необходимо опустить его отвал, надежно закрепить гусеницы упорными брусками.

3.18.6. Во время перевозки на трайлере в кабине бульдозера запрещается находится машинисту и другим лицам.

3.19. Во время работы машинисту бульдозера запрещается следующее:

— передавать управление бульдозером работнику, не имеющему на это права;

— оставлять без присмотра бульдозер с работающим двигателем;

— перевозить в кабине посторонних людей;

— садиться и сходить с бульдозера на ходу.

3.20. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину разрешается с помощью жесткого буксира, без сильных рывков; применять для этого стальной канат разрешается только при условии, что заднее стекло кабины машиниста защищено решеткой или проволочной сеткой.

3.21. Запрещается производить ремонт, чистку, наладку и смазку бульдозера при работающем двигателе.

3.22. При техническом обслуживании и ремонте бульдозера следует пользоваться только исправным и предназначенным для этой цели инструментом.

3.23. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками; не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.

3.24. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.

3.25. Во избежание травмирования глаз отлетающими твердыми частицами, при разборке звеньев гусениц выбивать соединительные пальцы следует выколотками из бронзы или малоуглеродистой (мягкой) стали; при выпрессовке запрещается поддерживать выколотки руками.

3.26. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой); пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону машиниста.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, машинист должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

4.2. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.

4.3. Машинист должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.

4.4. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо соблюдать следующие правила:

— нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным препаратом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи;

— нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая рану от краев наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку.

4.5. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет.

4.6. При наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя.

4.7. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается.

4.8. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму, используя медикаменты и перевязочные материалы, которые должны храниться в аптечке.

4.9. Аптечка должна быть укомплектована перевязочными материалами и медикаментами, у которых не истек срок реализации; аптечка должна находиться на видном и доступном месте.

4.10. При загорании горюче-смазочных материалов машинисту бульдозера следует немедленно прекратить доступ топлива к очагу горения.

4.11. Для тушения пожара машинисту следует применять в качестве первичного средства пожаротушения пенный огнетушитель; применение воды для тушения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, не смешивающихся с водой, не разрешается.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы машинист должен поставить бульдозер в установленное место, затормозить его, выключить двигатель.

5.2. Проверить техническое состояние бульдозера; мелкие неисправности устранить самому, а о серьезных — сообщить механику.

5.3. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

Перечень

нормативно-технических и других документов, использованных при разработке инструкции

  1. Типовая инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров (ТИ Р О 020-2003).
  1. Требования безопасности при производстве работ с применением ручных инструментов (сборник нормативных документов). — М.: НИЦ «Норматив-Информ», 2004.
  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
  1. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 1 марта 2008 г.).
  1. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. N 51 (с изменениями от 29 октября 1999 г., 3 февраля 2004 г.).
  1. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований), утвержденные Минздравом РФ от 16.08.04 N 83 (с изменениями от 16 мая 2005 г.).
  1. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
  1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80.

Машинисты бульдозеров (далее - "машинисты") при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности , изложенные в "Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности и жилищно-коммунального хозяйства ", настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Кыргызской Республики, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю удостоверение на право управления бульдозером и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ ;

б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получить задание у бригадира или руководителя работ.

2. После получения задания на выполнение работы машинист обязан:

а) осмотреть с руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками;

б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации бульдозера;

г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;

д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов - вне кабины);

е) после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

3. Машинист обязан не приступать к работе в случае следующих нарушений требований безопасности:

а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя, при которых не допускается его эксплуатация;

б) при обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, при выполнении работ по срезке или планировке грунта;

в) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя.

Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией машины.

Требования безопасности во время работы

4. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

5. При работе на пересеченной местности машинист обязан:

а) выключить первую скорость при движении машины под уклон;

б) затормозить машину при остановке ее на уклоне.

6. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей, оборудования, инструмента и строительных материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса. Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения откосов.

7. Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и нахождении ковша на земле.

8. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами без скреперов должен быть не менее 10 м.

9. При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить на безопасное расстояние, указанное руководителем. Возвращение бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается только после соответствующего сигнала.

10. При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель.

11. При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан:

а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость машинисту по ходу движения;

б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы;

в) соблюдать правила дорожного движения;

г) пересекать железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь соответствующими сигналами;

д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в ночное время.

12. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с применением жесткого буксира , без сильных рывков. Применение для этих целей стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой.

13. При выполнении сцепки машинист обязан:

а) осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку машины;

б) избегать резких рывков;

в) по первому сигналу быть готовым затормозить машину;

г) осуществлять сцепку только после остановки машины.

14. Перед погрузкой бульдозера на трайлер машинист обязан убедиться в том, что трайлер устойчив и заторможен. После погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в кабине.

15. Машинисту в процессе работы не разрешается:

а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав;

б) оставлять машину с работающим двигателем;

в) перевозить в кабине посторонних лиц;

г) выходить из кабины и входить в нее на ходу.

16. При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.

17. Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается.

18. При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным спиртом не допускается.

19. При обнаружении на участке выполнения земляных работ , не указанных при получении задания, подземных коммуникаций и сооружений, машинист обязан немедленно приостановить работу и сообщить об этом руководителю.

20. При работе на косогорах машинисту не следует:

а) делать резких поворотов машины;

б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;

в) передвигать машину поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины.

21. При передвижении машины по льду водоема машинисту следует:

а) трогать машину с места плавно на пониженной скорости без пробуксовки;

б) осуществлять повороты осторожно и на сниженной скорости;

в) держать двери кабины открытыми.

Требования безопасности по окончании работы

22. По окончании работы машинист обязан:

а) поставить машину на стоянку;

б) поставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз;

в) выключить двигатель;

г) закрыть кабину на замок;

д) сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние машины о всех неполадках, возникших во время работы.


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА БУЛЬДОЗЕРА

1. Общие требования безопасности

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы машиниста бульдозера.

1.2. К самостоятельной работе в качестве машиниста бульдозера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

- профессиональное обучение и имеющие удостоверение на право управления бульдозером;

- предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о пригодности к данной профессии;

- вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему;

- первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным методам и приемам выполнения работ.

1.3. Инструктирование по технике безопасности водителей транспортных средств, работающих в карьере, производится администрацией автотракторного хозяйства, и после практического ознакомления с маршрутами движения водителю выдается удостоверение на право работать в карьере.

1.4. Машинист бульдозера, занятый на работе, где организацией труда предусматривается совмещение производственных профессий, должен пройти обучение по всем видам работ, сдать экзамены и получить допуск.

1.5. Машинист бульдозера обязан проходить:

- периодические медицинские осмотры - ежегодно;

- повторный инструктаж по безопасности труда - не реже одного раза в квартал;

- обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, - один раз в год;

- внеплановый и целевой инструктаж по безопасности труда - по мере необходимости.

1.6. Машинист бульдозера с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.

1.7. Машинист бульдозера обязан: соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; бережно относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения по территории предприятия; знать значения применяемых на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их требования.

Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал "Стоп".

1.8. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ (мастеру или начальнику смены).

1.9. В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.

1.10. Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.11. Для питья следует использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков, питьевых бачков, термосов, личных фляжек. Использовать другие, случайные источники не допускается.

1.12. Прием пищи следует производить только в специально оборудованных помещениях (местах).

1.13. При обслуживании бульдозера имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; обрушивающиеся горные породы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная температура поверхности механизмов и охлаждающей жидкости в радиаторе; повышенный уровень шума; общая вибрация; кислота в аккумуляторной батарее; возможность поражения электрическим током при замыкании цепи.

1.14. Администрация предприятия должна обеспечивать машиниста бульдозера средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

- костюм хлопчатобумажный - 1 комплект на год;

- рукавицы комбинированные - 4 пары на год;

- очки защитные (при работе с ударным инструментом) - до износа;

- респиратор (при выполнении работ на запыленных участках) - до износа.

Зимой дополнительно:

- куртка на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;

- брюки на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;

- валенки - 1 пара на 2,5 года.

На обводненных участках работ дополнительно:

- сапоги резиновые - 1 пара на год;

- портянки суконные - 2 пары на год.

1.15. Машинист бульдозера без полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений к выполнению работ не допускается.

1.16. Машинист бульдозера обязан:

- соблюдать на производстве требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;

- соблюдать меры предосторожности при проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами и другими пожаро- и взрывоопасными веществами, материалами и оборудованием;

- знать месторасположение главного и запасных выездов из ремонтных и стояночных боксов, а также пути эвакуации людей из зоны возникновения пожара или аварии;

- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

- при разливе горюче-смазочных материалов произвести их засыпку песком или опилом с последующей уборкой пропитанной массы в тару для мусора.

1.17. Использовать первичные средства пожаротушения, немеханизированный пожарный инструмент и инвентарь для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.

1.18. Сбор использованных обтирочных материалов должен производиться в специальные металлические ящики с закрывающимися крышками.

1.19. Машинист бульдозера должен: иметь элементарное представление об опасности электрического тока и мерах безопасности при работе на обслуживаемом участке, электрооборудовании, установке; знать правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока.

1.20. Машинист бульдозера с дизель-электрическим приводом должен иметь II группу по электробезопасности.

1.21. Запрещается прикасаться к открытым токоведущим частям оборудования и оголенным проводам, производить самовольное исправление или подключение электропроводки, заливать электролит в аккумуляторы, а также вешать одежду и укладывать какие-либо предметы на механизмы, электропроводку, пульты управления и другую коммутационную аппаратуру.

1.22. О случаях травмирования и всех неисправностях работы механизмов, оборудования, нарушениях технологических режимов, ухудшении условий труда, возникновении чрезвычайных ситуаций машинист бульдозера должен сообщить мастеру (начальнику) смены и принять профилактические меры по обстоятельствам, обеспечив собственную безопасность.

1.23. При заболевании, отравлении или несчастном случае машинист бульдозера должен прекратить работу, известить об этом мастера (начальника) смены и обратиться за медицинской помощью.

1.24. При несчастном случае с другим работником необходимо: оказать пострадавшему первую помощь, соблюдая меры собственной безопасности; по возможности сохранить обстановку случая и о случившемся доложить мастеру (начальнику) смены.

1.25. В процессе работы машинист бульдозера обязан соблюдать правила личной гигиены: обеспыливать спецодежду, мыть руки с мылом перед приемом пищи, следить за чистотой рабочего места, спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Наименование организации

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА МАШИНИСТА

БУЛЬДОЗЕРА

г.

2002 г.
Соглдасовано: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель комитета профсоюза Начальник Люблинской дистанци

от «____»________________ 2002г. «____»________________ 2002г.

протокол №__________________

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА МАШИНИСТА БУЛЬДОЗЕРА


  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. К самостоятельной работе в качестве машиниста бульдозера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку, имеющие удостоверение на право управления той или иной машиной, выданное квалификационной комиссией, а также прошедшие:
-водный инструктаж по технике безопасности;

Первичный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

Повторный инструктаж;

Внеплановый и целевой инструктажи;

Медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г;

Использовать безопасные методы труда;

Выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых составителями поездов, водителями транспортных средств;

Быть предельно внимательным в местах движения транспорта;


    1. Машинист бульдозера должен знать:
-действие на человека опасных и вредных производственных факторов; возникающих во время работы;

Общее устройство бульдозера;

Требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Требования настоящей инструкции;

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;


    1. Во время работы на машиниста бульдозера могут воздействовать следующие опасные факторы:
-повышенные уровни шума и вибрации;

Движущие транспортные средства, механизмы;

Недостаточная освещенность в темное время суток;

Обрушение грунта.


    1. Прежде чем приступить к работе, машинист бульдозера обязан тщательно осмотреть машину и убедиться в ее исправности.

    1. Запрещается выезжать на работу при наличии каких-либо неисправностей машины: у трактора при неисправности двигателя, рулевого управления и ходовой части, муфты сцепления, тормозного устройства, муфты управления; топливных баков, топливопроводов и карбюраторов (подтекание топлива), прицепного устройства, а также при отсутствии крыльев (щитков) у колесных тракторов.

    1. Каждый бульдозер должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным машинистом.

    1. Запрещается приступать к работе на незакрепленной машине или на машине, закрепленной за другим машинистом.

    1. Машинист бульдозера должен использовать следующие СИЗ: костюм хлопчатобумажный; ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, каска.
Зимой дополнительно: куртка и брюки хлопчатобумажные на утепленной подкладке, валенки с резиновым низом.

    1. Для безопасной работы в темное время суток машины должны быть оснащены исправными светильниками (фарами).

    1. Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи тягач и прицепные машины.

    1. При ремонте двигателя запрещается выполнять какие-либо ремонтные работы под тракторами и прицепными машинами.

    1. Открывать крышку радиатора неохлажденного двигателя следует обязательно в рукавицах или используя концы и ветошь.

    1. При открывании крышки радиатора лицо необходимо держать подальше от заливной горловины радиатора и находиться с наветренной стороны. Необходимо также соблюдать осторожность при сливе горячей воды из радиатора.

    1. Запрещается во время работы двигателя регулировать натяжение ремня вентилятора и производить какие-либо ремонтные работы.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1.Осмотреть и надеть спецодежду, спецобувь, получить наряд на производство работ

2.2. Перед началом работы машинист бульдозера должен ознакомиться:

С записями в бортовом журнале бульдозера;

С зоной производства работ;


  • выяснить и установить местонахождение подаваемых коммуникаций, линий электропередач,
2.3.Проверить:

работу двигателя, ходовой части, рулевого управления;

систем крепления рабочего органа;

наличие ограждений движущихся частей;

отсутствия подтекания топлива;

наличие инструмента;

наличие и действие блокирующих устройств.

2.4. Перед запуском двигателя необходимо:

а) убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях двигателя, коробке

б) убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положений;

в) вытереть насухо все наружные части машины, на которые попали бензин или масло, во избежание возможного воспламенения.


    1. При запуске двигателя бульдозера все пальцы руки должны быть расположены с одной стороны пусковой рукоятки. Запрещается брать пусковую рукоятку в обхват.

    1. Запрещается заводить перегретый двигатель во избежание обратного удара от преждевременной вспышки (вследствие самовоспламенения рабочей смеси).

    1. Запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя при его заводке, а также эксплуатировать бульдозер при наличии течи в топливной или в масляной системе. Подогрев масла разрешается производить только в специальных маслогрейках.

    1. При заправке запрещается курить, зажигать спички и пользоваться другими видами открытого огня. Нельзя открывать металлическую тару с ЛВЖ ударами металлических предметов по пробке, во избежании возможности воспламенения горючего.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МАШИНИСТА БУЛЬДОЗЕРА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы машинист бульдозера обязан:


  • перед началом передвижения, а также перед поворотом убедиться в отсутствии на пути препятствий или посторонних предметов, после чего дать предупредительный сигнал;

  • при одновременной работе нескольких бульдозеров, следующих друг за другом, расстояние должно быть между ними не менее 5м.

    1. Во время работы запрещается:

  • передавать управление другому лицу или перевозить в кабине бульдозера людей, кроме лиц, которые проходят практику;

  • сидеть и стоять на раме и других частях машины;

  • удалять руками корни деревьев, камни и другие предметы из под ножа бульдозера;

  • стоять вблизи колес машины или гусениц трактора;

  • оставлять машину с работающим двигателем.
3.3.Разработка уступов, отсыпка отвалов в карьере машинист бульдозера должен вести в соответствии с утвержденным главным инженером предприятия паспортом карьера, которым определяется допустимые размеры рабочих площадок, берм, углов отвала, высоту уступа, расстояние от транспортного оборудования до бровок уступа или отвала.
3.4.Спуск под уклон следует производить только на 1-й передаче. При остановке бульдозера на уклоне необходимо включить стояночный тормоз. При подъеме на косогор необходимо следить, чтобы нож не врезался в грунт.
3.5.Переезжая железнодорожный переезд, машинист обязан следить за звуковыми и световыми сигналами, положением шлагбаумов и указаниями дежурного по переезду.
3.6. При следовании через переезд запрещается:

Объезжать на переезде остановившийся транспорт;

Останавливаться на переезде, переключать передачи и выключать сцепление;

Перевозить через переезды волоком грузы;

Самовольно открывать шлагбаум.
3.7.При остановке бульдозера на переезде руководствоваться указаниями дежурного по переезду и принять меры к скорейшему освобождению переезда.

3.8. Планировочные работы на бортах карьера, связанные со спуском грунта под откос, следует производить под руководством наблюдающего.
3.9. При продольном движении по свеженасыпанному грунту во избежание сползания бульдозера под откос запрещается приближаться к бровке откоса ближе, чем это указано в паспорте ведения работ. Выдвижение ножа бульдозера за бровку откоса при сбросе грунта под откос запрещается.
3.10.Расстояние от края гусеницы бульдозера до бровки откоса определяется с учетом горно-геологических условий и должно быть занесено в паспорт ведения работ в карьере.
3.11. Максимальные углы откоса в забое не должны превышать:

на подъем –25 град, под уклон-30 град.
3.12. При планировке отвала бульдозером машинист должен подъезжать к бровке откоса только ножом вперед.
3.13.При любой остановке бульдозера нож следует опустить на землю.

3.14.Очищать нож бульдозера от налипшей земли только после останова агрегата и производить это лопатой или скребком, но не ногами или руками.
3.15. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена. Норма освещенности в соответствии с правилами по проектированию электрического освещения строительных площадок.
3.16. При использовании машин в режимах установленных эксплуатационной документацией уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать значений, установленных ГОСТом 12.1003-83., ГОСТ 12.1012-78.
3.17.При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов) следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.
3.18.Техническое обслуживание и текущий ремонт машины следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.
3.19.Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструментов), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.


    1. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование (пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности: «не включать – работают люди!»).

3.21.Запрещается передвижение бульдозера в карьере поперек крутых склонов, угол наклона которых превышает 30°.
3.22 Прежде чем сойти с бульдозера, необходимо поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и включить тормоз.


    1. При встречном разъезде бульдозеров необходимо соблюдать интервал между машинами не менее 2 м.

    1. Не допускается работа бульдозера без ограждения движущихся деталей (приводного ремня, шарнирного соединения приводного вала, вала отбора мощности и др.).

    1. Если в радиусе выполняемой работы имеются подземные сооружения и коммуникации, работы должны выполняться под непосредственным руководством мастера или производителя работ. Все подземные сооружения (кабели, трубопроводы, колодцы и пр.), препятствующие производству работ, должныбыть предварительно обозначены вешками с соответствующими надписями.

    1. В темное время суток место работы должно быть освещено.

    1. В зимнее время года для предохранения стекол кабины от замерзания их следует протирать смесью соли с глицерином.

    2. Крутые повороты машины разрешаются только на первой скорости; выполнять команду "стоп" следует немедленно, кем бы она ни подавалась.

    1. Во время работы машинист-бульдозерист должен внимательно наблюдать за состоянием рабочих органов.

    1. Опускать и поднимать рабочий орган следует плавно, без рывков: резкий подъем или опускание рабочего органа могут вызвать обрыв каната и привести к аварии.

    1. При движении машины на подъеме необходимо следить, чтобы рабочий орган не заглублялся чрезмерно в грунт.

    1. При обнаружении в разрабатываемых грунтах крупных камней или других препятствий необходимо остановить агрегат и устранить с его пути все, что может вызвать аварию.

    2. При передвижении агрегата вблизи траншей, котлованов, а также при производстве работ по обратной засыпке необходимо учитывать призму обрушения. Расстояние от края гусениц или колес до бровки выемки должно быть не менее 1 м.

    1. Запрещается работать на машинах без действующего сигнального устройства.

    1. При эксплуатации машин в зимнее время года, кроме строгого выполнения заводских инструкций, необходимо:
а) перед запуском машины во избежание обрыва звеньев гусениц или поломки бортовых передач освободить гусеницы ото льда;

б) при длительной стоянке машин без работы установить гусеницы на деревянные щиты или соломенные маты;

в) запуск машин производить только после прогрева двигателя горячей водой или паром;

г) убедиться (путем осторожного опробования) в отсутствии в передаточных механизмах и системах

управления примерзших деталей (особенно фрикционных и тормозных лент); обнаружив примерзшие детали, их следует отогреть, а грязь и лед удалить;

д) проверить по показаниям приборов давление и температуру масла, топлива и воды;

е) не допускать переключения скоростей при передвижении по глубокому снегу во избежание остановки машины и пробуксовки гусениц;

ж) производить поворот машины при передвижении по глубокому снегу плавно с возможно большим радиусом, не останавливая движения гусениц; при поворотах необходимо выключать бортовой фрикцион и слегка притормозить гусеницу;

з) передвигаться до льду на пониженных скоростях, плавным движением с места, без пробуксовки; повороты разрешается производить с большой осторожностью, предварительно снизив скорость.


    1. Не допускается работа бульдозера без ограждения движущихся деталей (шарнирных соединений приводного вала, вала отбора мощности, приводного ремня).

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ


    1. При обнаружении при разработке грунта не указанных руководителем кабелей электропередач, трубопроводов, взрывоопасных или других неизвестных предметов работу бульдозера следует незамедлительно остановить до получения разрешения от соответствующих органов надзора.

    1. При просадке или сползании грунта машинисту бульдозера следует прекратить работу, отъехать от этого места на безопасное расстояние и доложить о случившемся руководителю работ.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МАШИНИСТА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    1. Машинист бульдозера обязан:
а) поставить машину на место, отведенное для ее стоянки, выключить двигатель и включить тормоз;

б) проверить техническое состояние машины; о больших неисправностях сообщить участковому механику для их ликвидации силами ремонтной бригады, а мелкие неисправности устранить самому;

в) в зимнее время года слить воду, масло поместить в чистую тару и плотно закрыть пробкой;

г) очистить машину от грязи и грунта, подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части;

д) сделать запись в сменном журнале о техническом состоянии машины и о принятых мерах по устранению неисправностей.
Инструкцию составил:

Главный инженер

Главный механик
Согласовано:

Инженер по охране труда



Просмотров