Травля в школе: причины, последствия, помощь. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь

Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). Рассмотрим некоторые формы детской жестокости.

В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обсуждаемого нами явления. Д.Лейн и Э.Миллер (2001) ассоциируют этот термин с травлей и определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Мотивация к буллингу и моббингу различна: месть, восстановление справедливости, инструмент подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа – универсальное место для разрядки многочисленных негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой» Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

Выявление и диагностика медико-психологических последствий буллинга (моббинга)

Объективные сложности раннего выявления буллинга в нашей стране ограничивают возможность целенаправленной работы в этом направлении. Выявление буллинга носит случайный и эпизодический характер. В этой связи каждый педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к встрече в своей профессиональной деятельности с буллингом, чтобы распознавать основные проявления его наиболее тяжелых последствий: насильственного, суицидального и зависимого поведения. На практике в нашей стране больше ориентируются на выявление детей и подростков, относящихся к группе риска по буллингу.

К факторам, позволяющим отнести ребенка к группе риска по буллингу относятся:

- множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.

- провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения.
- стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка, не только физические недостатки, например, «заячья губа» или тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле.

В ситуации травли всегда есть:

  • ? Зачинщики.
  • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе.
  • Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву и др.
  • ? Преследователи.

Некоторые из них:

  • подчиняются «стадному чувству»;
  • пытаются заслужить расположение лидера класса;
  • боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.

На проявления буллинга (моббинга) все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга (моббинга) могут обнаружиться их следующие особенности:

Поведенческие особенности:

Дистанцированность от взрослых и детей;

Негативизм при обсуждении темы буллинга;

Агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

Напряженность и страх при появлении ровесников;

Обидчивость и раздражительность;

Грусть, печаль и неустойчивое настроение.

У подвергающихся хроническому стрессу несовершеннолетних снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; возникают психосоматические расстройства (классические рвоты детей перед школой, вегето-сосудистая дистония, тахикардия, брадикардия, энурез и др.)

Достоверная информация может быть также получена в результате искренней беседы специалиста и пострадавшего ребенка. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. С другой стороны, любой педагог, психолог или социальный работник должен быть готов к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. В этом случае может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. За родителями, которые могут и потерять доверие своих детей, в качестве таких положительных идеалов доверия часто следуют педагоги и психологи. Крах детской надежды может привести к фатальным последствиям.

Для определения ситуации буллинга (моббинга) и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования. Необходимо опросить как самого пострадавшего, так и возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей. Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

Реальность самого буллинга;
- его длительность;
- его характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления буллинга;
- участники (инициаторы и исполнители буллинга);
- их мотивации к буллингу;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамику всего происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.

Помощь детям, пострадавшим от насилия

Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее.

Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга)

Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга (моббинга).
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность - он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать к Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе"?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.

  1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию;
  2. Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно;
  3. Оказать поддержку потерпевшему;
  4. Показать обидчику своё отношение к ситуации;
  5. Оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего;
  6. Помнить, что наказание должно соответствовать проступку;
  7. Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему;
  8. При необходимости привлечь родительскую общественность.

По материалам сайта: www . nsportal . ru

Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в .

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

  • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
  • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
  • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
  • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
  • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
  • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
  • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
  • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения . Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Интровертированные личности .

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Общественность сейчас очень обеспокоена буллингом в школах, детских садах и роддомах. Но на самом деле буллинг вовсе не исключительно детское развлечение. Это подтвердит любой, кто имел счастье побывать в жестком иерархичном коллективе: тюрьме, армии, монастыре или рекламном отделе.


Допустим, во взрослых коллективах редко плюются жеваной бумагой или втирают жвачку в волосы (хотя всякое случается), но быть жертвой буллинга там ничуть не веселее, чем в школе. Почему буллинг - такая важная часть человеческой культуры и как с ним бороться?

Природа буллинга


Если взять, например, коробку с котятами или вольер со щенками, мы быстро убедимся, что буллинг вовсе не человеческое изобретение. Детеныши животных в минуты досуга безостановочно развлекаются тем, что грызут друг другу хвосты, бьют лапами по морде и в шутку кусают, иногда и чересчур увлекаясь. Зверьки таким образом учатся важным социальным функциям: обкатывают модели «нападение на врага», «защита территории», «преследование добычи». Собственные братья и сест­ры - великолепные тренажеры для таких упражнений, тем более что все происходит понарошку: когти втянуты, челюсти расслаблены.


Но параллельно в такой полушуточной возне возникает иерархическая пирамида: всем становится понятно, кто здесь сильнее, наглее или выносливее, с кем лучше не связываться, а кого можно, не церемонясь, отпихивать от миски. У взрослых животных такие потасовки бывают ожесточеннее, но когда они происходят среди членов одной группы, то все равно это почти всегда лишь имитация, позволяющая, однако, довольно точно распределять роли в стае.

В человеческом обществе все выглядит примерно так же. Мы применяем редуцированное или имитированное насилие там, где не собираемся применять настоящее. Чтобы выразить не­удовольствие коллеге, необязательно варить его в горячей смоле - достаточно в шутку погрозить ему кулаком. Вместо того чтобы скальпировать врага, мы даем ему кличку «рыжий хрен с шестого этажа» и вполне удовлетворяемся достигнутым. Зачем перегрызать глотку противнику, если достаточно плюнуть ему в суп?

Буллинг живет и процветает даже в группах, где исключено формальное насилие, - например, в офисах крупных корпораций. В развитых странах с ним пытаются бороться, но законы и нормы, регулирующие его, часто выглядят еще глупее и противнее, чем сам буллинг. Чего стоит, например, запрет на любые клички и сокращенные формы имен, на любые комментарии по поводу внешности и одежды сотрудников, на любые физические контакты, кроме рукопожатий на переговорах, и т. п.

Буллинг или амикошонство


Никто не говорит друг другу таких кошмарных, оскорбительных вещей, как некоторые лучшие друзья. Дружеские подколы, хохмы, розыгрыши, потасовки и прочие прекрасные вещи, которые делают дружбу мужчин (особенно молодых) такой насыщенной и разнообразной, - распространенное явление в самых разных культурах. Если кто-то думает, что такие отношения - удел представителей диких племен или полупервобытных парней с рабочих окраин, то он может почитать, например, рассказы Вудхауса о развлечениях молодых английских аристократов, которые не могли уснуть без того, чтобы не подложить закадычному другу лорду У. пару тритонов под подушку. Можно вспомнить также описание попоек китайских сюцаев - молодых ученых, которые, утомившись читать трактаты, мазали друг друга сажей и устраивали сложные кошмарные приколы с участием демонов, духов и подвешенных в темноте медных котлов, о которые вусмерть перепуганный друг должен в конце мероприятия стукнуться башкой. Такие отношения назывались в пушкинскую эпоху французским словом «амикошонство» - «дружеское свинство», каковое свинство подразумевало фамильярность и чрезвычайную простоту в общении, доходящую до взаимных оскорблений под видом легкой болтовни.

Такие формы дружеского буллинга - важный элемент именно мужской культуры. Мы таким образом проверяем друзей на стойкость, на лояльное к нам отношение, на готовность к неформальным контактам и так далее и тому подобное. Но хороший друг всегда знает границы нашего персонального терпения и, переступив их, просит прощения (не всегда словами, правда, ну и ладно).

Истинный же буллинг не подкреплен ни дружескими чувствами, ни готовностью обидчика получить сдачу: это всегда агрессия, пусть даже на первый взгляд невинная.

Методы буллинга

Вербальный

Клички, угрозы, мат, оскорбительные замечания, резкая критика часто без повода, свистки, смех и тот пукающий звук, который некоторые виртуозы умеют производить губами и языком, не заплевав себе подбородок, - это все вербальный буллинг. К буллингу некоторые психологи и юристы относят также разговоры, которые могут задеть чувства тех, кто эти разговоры может случайно услышать. Например, обсуждение стате́й девочек в стриптиз-клубе может быть расценено судом как буллинг сотрудников женского пола. Так было, например, в деле Светланы Лоховой против лондонского отделения инвестбанка Sberbank CIB, когда в 2012 году сотрудница отсудила у банка больше трех миллионов фунтов за хронический вербальный буллинг и дискриминацию по половому признаку.

Физический

Это необязательно избиение портфелем по голове или шлепки по тыльной части форменных юбок сотрудниц. Под физическим буллингом юристы готовы понимать любые нежелательные прикосновения - например, верчение пуговиц на пиджаке собеседника, приглаживание его прически, похлопывание по плечу или дружескую толкотню с зажимом головы коллеги под мышкой в качестве приветствия. Буллеры обычно не понимают, какие к ним могут быть претензии: они же просто шутили, разминались, имитировали борьбу! Жертва буллинга, напротив, обычно сообщает, что чувствовала себя помятой, растрепанной и униженной таким обращением. Кроме того, физический буллинг включает в себя порчу вещей жертвы, в том числе поедание ее ланча из общественного холодильника.

Игнорирующий

Школьные бойкоты или тюремные запреты на общение с «опущенными» - это все относится к данной форме буллинга. В менее жестких условиях буллеры обычно проявляют глухоту и просто не слышат обращенных к ним слов жертвы, а кроме того, мешают ее общению в коллективе - например, распуская о ней гадкие слухи или напрямую подходя к ней на корпоративах и митингах и уводя от нее собеседников под разными предлогами. Может показаться, что это какой-то слишком женственный метод буллинга, но на самом деле представители сильного пола тоже грешат им сплошь и рядом.

Личный

Если детские коллективы обычно буллят хором, выбирая себе жертву и изводя ее всем классом или группой, то у взрослых, самостоятельных личностей чрезвычайно распространен буллинг персональный. Невзлюбив кого-то, буллер методично и планомерно портит жертве жизнь по мелочам и по-крупному, не привлекая к процессу посторонних, так что возмущение жертвы часто смахивает на паранойю. «Да тебе показалось! Василий - нормальный мужик, с чего бы ему тебе в кофе соль подсыпать? А проект твой и правда был слабый, Василий просто сказал, что думает...» Впрочем, среди взрослых людей групповые издевательства тоже не исключение, особенно если они относятся к следующему типу.

Организованный сверху

Авторитарный начальник, который привык руководить по методу «разделяй и властвуй», часто может оказаться буллером высочайшей пробы. В результате в компании воцаряется атмосфера наушничества, доносов, любимчиков и изгоев, тотальной несправедливости и необъявленных войн. У таких начальников обычно всегда есть один-два сотрудника, на которых он натравливает остальных коллег, превращая таким образом несчастных жертв в некие громоотводы общественного недовольства. Эти сотрудники всегда во всем виноваты, их успехи смехотворны, их идеи кошмарны, из-за них коллектив лишился премий, ату их! Особенно часто такой тип буллинга случается в закрытых учреждениях типа монастырей, тюрем или военных баз, откуда жертва не может сбежать. Но этот тип можно встретить и в куда более благопристойных местах, например в университетах, театрах, музеях.

Змеи или крокодилы?


Мужчины и женщины относятся к буллингу очень по-разному, и это различие проявляется уже к 12–13-летнему возрасту, если верить социологам (например: Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнограф. обозрение. 2010. № 2). Девушки реже испытывают приступы гнева и агрессии. Помимо того, они в целом отрицательно относятся к любым формам дружеского буллинга, кроме самых мягких. В общении с подругами большинство девушек крайне церемонны и доброжелательны, подшучивание и поддразнивание между подругами куда менее агрессивно, физические контакты практически исключают любые формы борьбы. Тем не менее считать, что женщины - это такие специальные ангелы, которые никогда-никогда не травят слабых или слишком выделяющихся, - не стоит. Просто они буллят по-другому. Их вербальный буллинг в основном состоит из передачи сплетен и клеветы, а из всех методов буллинга они предпочитают игнорирующий. Более того, по мнению ряда социопсихологов и бизнес-психологов, в женских коллективах буллинг распространен гораздо шире, чем в мужских, особенно если речь идет об «организованном сверху» типе, при котором начальница преследует неугодных руками, а тем паче языками своих верных любимиц.

Как себя вести, если ты стал жертвой буллинга


Лучше всего с самого первого дня в коллективе жертвой буллинга не становиться. Что не так-то просто, так как выбор жертвы часто довольно случаен. То есть люди с яркими особенностями поведения более остальных рискуют привлечь к себе нежелательное внимание агрессоров, но все же обстановка в самом коллективе и воля случая тоже немаловажные факторы. Это охотно подтвердят родители детей, которые решали проблемы ребенка-жертвы, просто поменяв школу: на новом месте травля обычно прекращалась. И на­оборот: успешный человек, любимец коллектива, привыкший к общей симпатии, вполне может на новом месте превратиться в изгоя и лузера.

Не будь агрессивным, не расстраивайся и не взывай к совести

Эмоции жертвы - любимое лакомство агрессора, и не важно, выражаются они в жалобах, обиде или ярости. Чем активнее ты реагируешь, тем интереснее тыкать в тебя палкой. Игнорирование подколок и мелких пакостей часто само по себе решает проблему. Если, обнаружив на своем стуле подушку-пердушку, начать метать громы и молнии и нести вышеупомянутый объект в совет директоров с требованием разобраться, то можно превратиться в любимую цель буллинга всей компании. Если же, пожав плечами, сказать: «Ну очень смешно!» - устроитель подкола почувствует, что фокус не удался. А можно и расхохотаться, осмотреть подушку и признать, что вещь стоящая. Такое поведение, вероятнее всего, вызовет симпатию и у коллектива, и у обидчика, однако существует некоторый риск попасть в ловушку следующего пункта.

Не становись шутом

Если человек любит смеяться над собой и охотно приглашает желающих в этом поучаст­вовать, то либо ему на самом деле должно нравиться такое отношение, либо в один прекрасный день он поймет, что превратился в подушечку для булавок для всего коллектива. Именно записные шутники и весельчаки часто становятся жертвами самого жестокого буллинга, особенно когда они вдруг попытаются отказаться от такого амплуа. Впрочем, избежать этой проблемы можно - смотри следующий пункт.


Будь сильным физически или кажись таковым

Дело не в том, что люди боятся, что ты можешь вспылить и выбить всем присутствующим зубы. Просто большие или очень сильные люди реже вызывают раздражение и желание их пнуть. Да, это чистая биология - забота подсознания о тех самых зубах на неосознанном уровне.

Не пытайся подружиться с «королями» и «королевами»

Лесть и попытка наладить связи с местными альфами и лидерами - плохая идея. От новичка этого и ждут: такая жалкая попытка подольститься вызовет презрение (хотя формально она может быть принята милостиво), но твой статус надолго окажется где-то в районе плинтуса.

Найди себе приятелей из тех, кто в стороне.

Когда в коллективе есть люди, которые тебе нравятся и которым нравишься ты, буллинг перестает быть настолько изматывающим, да и агрессорам проще трамбовать одиночку, чем связываться с группой.

Если тебя все же сурово буллят

Если мысль о необходимости провести еще один чудесный день в этом замечательном коллективе вызывает у тебя тоску и отчаяние - беги. Бог с ними, с зарплатой и диссертацией! На окнах решеток нет, у ворот часовой не стоит? Беги! Буллинг в полный рост - это не пустяки, он способен привести к тяжелейшим нервным срывам. Вспомним, что спонтанные убийцы сплошь и рядом жертвы буллинга в школе или на работе.

Ну и ты по возможности не терроризируй никого, даже самых смешных и жалких психов, которые просто напрашиваются на то, чтобы их пнули!

ПРАВИЛА БОЯ


Буллинг или дружеский прикол?

Определить, это вы дружите или над тобой уже измываются, не так-то просто. Однако у дружбы есть симптомы, которых у буллинга нет.

Равноправие

После того как он назвал тебя краснозадым бабуином, ты имеешь полное право назвать его холерным виб­рионом, и он примет это как должное.

Задушевность

Вы можете поговорить серьезно о важных для тебя вещах, и в этот момент он ржать и шутить не будет. По крайней мере, постарается.

Доверие

Он может огреть тебя мок­рым полотенцем, но не будет рассказывать посторонним то, что ты попросил держать в тайне.

Помощь

Уронив тебя на пол и сломав тебе ногу, он не только будет навещать тебя в больнице, но и заберет к себе пожить твоего кота (а девушку не заберет).

Соблюдение границ

Есть вещи, над которыми он шутить не будет никогда, потому что знает: именно к этой теме ты относишься болезненно. Даже если он только что узнал гениальный прикол специально против лысых!

Хулиган, задира, грубиян, драчун, насильник. Все эти слова - значения одного английского bully, от которого пошло понятие "буллинг". Оно обозначает запугивание, моральный и физический террор, главной целью которого является вызов у другого человека страха и таким образом его подчинения. Когда-то это было просто бытовое, житейское явление. Сегодня оно приобрело социальный, психологический характер и стало международным термином для психологов, педагогов и других людей, занимающихся решением подобного рода проблем.

Социальный буллинг: что это такое, его типы

Акты агрессии, несущие угрозу, оскорбления различного рода — всё это относят к буллингу. Явление носит массовый характер и является серьёзной проблемой, требующей внимательного рассмотрения. Условно буллинг содержит в себе следующие компоненты:

  • негативное, даже агрессивное поведение ;
  • регулярность;
  • разные степени власти у жертвы и агрессора, поведение которого умышленное.

Буллинг бывает двух типов: непосредственный и косвенный. Первый тип относится ко всякого рода физической агрессии, а второй - к социальной. Психологи изучают такое явление, как буллинг, что это такое и как его распознать ещё в зарождении, для того, чтобы найти пути решения этой социальной проблемы и не дать приобрести ей ещё большие масштабы. Они пришли к выводу: каждая возрастная группа, проявляя черты буллинга, имеет свои особенности. Это связано с половым созреванием, принадлежностью, возрастом и другими психологическими закономерностями.

Детская среда

Чаще всего булли - это дети школьного возраста. Они не осознают, что совершают буллинг, что это такое действие, которое может сильно повлиять на дальнейшую жизнь всех участников этого процесса. Хотя и взрослые группы нередко грешат таким явлением. За буллингом всегда стоит дисбаланс власти, дающий одному ребёнку возможность доминировать над другим. Это давление носит продолжительный характер. Акты физической или вербальной агрессии принимают хронический характер и направлены на одних и тех же жертв. Отношения жертва/агрессор носят стабильный характер, где на одном полюсе буллинг, а на другом - виктимизация. Такая специфика особенно актуальна для среднего школьного возраста. Педагоги давно акцентируют внимание на проблеме под названием буллинг. Что это такое явление, которое не обходит стороной даже младшие классы! Под агрессию попадают одни и те же дети. При переходе из младшей в среднюю школу буллинг немного ослабевает или просто меняет формы проявления.

Мотивация агрессии

Для того чтобы буллинг (в школе тоже) получил мотивацию, достаточно зародиться таким чувствам, как зависть, неприязнь, желание мести или, наоборот, справедливости, жажда власти, самоутверждение, чувство лидерства и т. п. Причём при проявлении таких мотивов, как самоутверждение, дело может дойти даже до садизма.

Как проявляется буллинг и какие формы принимает

Формы, которые принимает агрессия в школьной среде, следующие:

  • систематические насмешки, причины которых совершенно разные;
  • вымогательство;
  • унижения, носящие психологический или физический характер;
  • издевательства;
  • бойкот, игнорирование;
  • нанесение ущерба личным вещам и т. д.

Хулиганы, практикующие школьный буллинг, очень изобретательны в нанесении вреда. Сегодня на передний план выходит новая форма - кибербуллинг. Современные технологии развязали руки злоумышленникам, в число которых, к большому сожалению, часто входят и подростки.

Формы унижения могут проявляться активно и в виде сознательной изоляции.

Родственные буллингу проявления

Такие действия, как моббинг и буллинг, охватывают широкую сферу деятельности людей. Более того, эти процессы происходили всегда, с древнейших времён. Для русской среды подобные проявления в коллективах известны больше как дедовщина. Современные названия пришли к нам относительно недавно. Это влияние западной культуры. Моббинг происходит от слова mob (толпа) и обозначает психологическую коллективную травлю одного человека или даже группки людей.

Для русской среды все действия, родственные моббингу и буллингу, называются просто: гонения, травля, преследование, притеснение. Кроме этих слов, существует давно забытое греческое - "остракизм".

Агрессивные формы поведения учеников

Действия школьников, которые можно трактовать как проявление и причины буллинга, делятся по поведенческим характеристикам на следующие:


Жертва сталкивается с такими видами коллективного поведения, обязательно управляемого лидером, как нашёптывания, надписи в общественных местах, распространение записок, косые взгляды… У изгоя могут вымогать деньги, ценные вещи, принуждать к воровству или другим негативным поступкам. Его личные вещи портят, прячут, пачкают и т. п.

Жертвами буллинга могут стать не только ученики. Под жестокий прессинг могут попасть даже учителя!

Формы поведения взрослых агрессоров

Как правило, взрослые в школьной среде могут косвенным образом провоцировать буллинг. Это проявляется в разных формах унижения ученика, который по каким-либо причинам не подходит под рамки взрослого. Это могут быть сарказм, устрашения в виде жестов и выражений.

Последствия буллинга для жертвы

Прежде всего, любые агрессивные действия в сторону человека приводят его в состояние стресса. Особенно опасен подростковый буллинг, т. к. в этом возрасте гормональная перестройка организма уже является своеобразным стрессом. Если к ней прибавить ещё и давление со стороны, тем более с особой жестокостью, то психика жертвы может не выдержать. Тогда последствия непредсказуемы и могут быть очень печальными.

Чаще всего жертва избегает агрессоров, реже оказывает сопротивление и ещё реже - притворяется «мёртвой», т. е. как бы «замирает». Тело человека, находящегося в таком состоянии, работает на усиленную выработку адреналина, остальное - на минимуме. Организм блокирует процессы пищеварения, учащается сердцебиение, ход мысли замедляется, нарушается работа иммунной системы…

Последствия агрессии для булли

Агрессор наносит непоправимый вред пострадавшему. Но и сам булли страдает от негативных последствий. Душа таких детей повреждается, а рассудок помутнён. Если во взрослой жизни таких булли посещает раскаяние, то они признаются в том, что совесть их мучает и не даёт покоя за совершенные действия. Им очень стыдно, и они бы многое сделали, чтобы никогда не совершать подобных действий.

К сожалению, большая часть хулиганов-булли во взрослой жизни связывается с криминалом. Весомая часть из них попадает под судимости. Жизнь перекошена, так или иначе - это отклонение от нормального и гармоничного развития личности. Поэтому педагоги и психологи бьют в колокол, призывая всех к пересмотру ценностей, реформации системы и поискам решения такой глобальной проблемы, как буллинг.

Последствия для пассивных участников буллинга - очевидцев

Все те, кто пассивно со стороны наблюдают за моббингом или буллингом, а это школьные «товарищи», технички, учителя, родители одноклассников, при этом не вмешиваются, они тоже попадают под воздействие насилия. Им свойственно чувство страха, беспомощности, вины из-за бездействия и пассивного участия в этом злодействе. Такие мысли вряд ли сделают психику здоровой. Сердце вынуждено ожесточиться, иначе ему трудно выдержать голос совести, которую постоянно заглушают. Тогда жертва для очевидцев предстаёт в ином свете, она как бы сама виновата, заслужила такое. Соответственно, атмосфера в школе накалена, и процесс искоренения буллинга становится невозможным.

Существует мнение, что жертва может сама себе помочь, поменяв свою модель поведения и отношение к происходящему. Но эти люди не понимают, что такое утверждение ложное! После психологической нагрузки, которую порождают насильнические действия, справиться с проблемой крайне трудно даже готовому к атаке человеку.

В чём заключается профилактика школьного буллинга для разных категорий учащихся

Закономерность таких явлений состоит в том, что с возрастом дети меняются. Интересно то, что у младших школьников сами булли не вызывают симпатии. Однако, когда они становятся подростками, популярностью среди них пользуются уже ребята с антисоциальным поведением. Если копнуть ещё глубже, то в уличной среде такие мальчики, булли, которые могут вести себя вызывающе и открыто агрессивно, становятся лидерами и воспринимаются толпой как «крутые» ребята. Эти лидеры имеют больше друзей, чем остальные школьники, и, соответственно, больший успех у девочек. В таких ситуациях буллинг имеет все шансы перерасти в групповой, тогда противостоять ему становится крайне трудно.

В свете всего сказанного становится очевидной острая необходимость в таких мероприятиях, как профилактика буллинга в школе с целью снижения уровня агрессии среди подростков и предупреждения преступности. Особое внимание следует уделить стремительно развивающемуся кибербуллингу, в котором по большей части промышляют мальчишки. Необходимо детей учить доверять родителям, учителям и не бояться рассказать о проблеме, если таковая существует. Девочки, пострадавшие от кибербулли, как правило, скорее заявляют об этом взрослым. Мальчики стесняются и скрывают свои чувства, испытанные от неприятных ситуаций.

Даже относительно безобидный, по поверхностным оценкам, школьный буллинг не может не иметь психологических последствий.

Хотя общепринятой стратегии в борьбе с буллингом нет, положительные результаты в профилактике разного вида насилия среди школьников имеются. Взрослые, конечно, должны реагировать на все положительным интересом, теплом и вовлеченностью с их стороны. Санкции должны быть последовательными, не карательными, без физического давления. Но, конечно, этого недостаточно. Необходимо разработать систему ценностей, которая будет воспитывать личность со стержнем! Не стоит забывать о главном: дети - это утончённые растения, которые нуждаются в постоянном поливе. Если с ними обходиться ласково, с пониманием и терпением, то ростки добра обязательно взойдут. А человеку с мягким сердцем обижать другого уже не хочется!



Просмотров