Торговля – это грех? Благословение на продажу иконы.

Можно ли продавать иконы?
Можно. Запретов на продажу и покупку икон не существует.

Со времени установления иконопочитания в древней Византии торговля иконами стала повседневной реальностью православного мира. На Руси иконописание было в основном светским делом, причём основная масса икон создавалсь крестьянами-ремесленниками и продавалась на ярмарках и городских рынках, минуя храмы. В Средние века выкуп представителями знати и церкви у частных лиц наиболее редких и ценных икон для формирования своеобразных «коллекций» - комплексов общественных храмов и частных моленных – нередкое дело.

С XVIII века, когда начал формироваться интерес к русской иконе как памятнику культуры, коллекционирование икон, неизбежно связанное с их куплей-продажей, захватило высшие слои общества. В позднюю императорскую эпоху антикварный рынок икон был довольно мощным направлением, а его основными фигурантами являлись не только глубоко верующие люди (как правило старообрядцы), но и духовные лица, нередко высокого сана. И поныне православные священники – активные покупатели древних икон, оснащающие ими храмы на деньги общины или пожертвования, подходящие к этому делу с большим энтузиазмом и весьма доброжелательно настроенные как к факту самого существования иконной торговли, так и к движущим её продавцам-антикварам.

Нужно ли получать благословение священника на продажу иконы?

Если вы сомневающийся, неверующий человек или убеждённый атеист, то вам ничего не нужно.
Вроде бы это очевидно, но иногда люди подобного склада ума спрашивают об этом. Вероятно, определённое уважение к иконе коренится в нас глубже, чем кажется нам самим.

Если вы считаете себя верующим православным человеком, но не участвуете в церковной жизни , то есть не являетесь воцерковлённым верующим, то вы можете попросить о доверительной беседе батюшку любого храма и, во-первых, просто попросить: "Батюшка, благословите", в общем смысле. Во-вторых попросить у батюшки совета о продаже иконы, однако будьте готовы к тому, что ваша просьба может вызвать у батюшки непонимание и недоумение.

Если вы лишь изредка бываете в храме, а то и вовсе не бываете, если вы не участвуете в жизни общины и не поддерживаете приход, если вы не ищете духовного смысла в церковной жизни, то и совет в мирском деле продажи предмета культа вам не нужен.
Если во всех прочих аспектах бытия вас не интересуют церковные каноны и традиции, то зачем, в сущности, просить совета в продаже иконы?

Очень часто люди испытывают сомнения, можно ли продавать иконы, относящиеся к фамильному наследию или являющиеся памятными артефактами каких-либо событий прошлого или настоящего, а также иконы, которые были подарены. Для невоцерковлённых людей желание получить благословение - психологический уход от принятия ответственности за решение о продаже. В этом случае стоит просто задуматься, надо ли продавать икону, если мысль об этом вызывает диссонанс в сознании. А если решение твёрдо или обстоятельства к тому подталкивают, незачем сомневаться и искать одобрения в храме.

Если вы православный христианин, придерживающийся церковных норм , то и вам лучше просить не благословения, а совета. Благословения просят всё же на какие-то созидательные, творческие, добрые дела. Благословение - одобрение ваших планов, поддержка ваших намерений и мыслей в высоком духовном смысле.
Продажу иконы лучше обсудить с духовником не с точки зрения поиска одобрения принятого решения, а с позиций сомнений и обсуждения решения с тем человеком, кому вы доверяете, с кем привыкли планировать свою жизнь.

В Евангелии действительно сказано, что «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей». Однако там не о том, что Господь запрещает какую-либо торговлю на территории храма. Чтобы понять, о чем речь, нужно знать устройство ветхозаветного иерусалимского храма и обрядовую сторону ветхозаветного богослужения.

Храм состоял из нескольких частей: двор, куда могли входить люди, и жертвенник, на котором приносились жертвы всесожжения (сжигали принесенных в жертву животных и птиц). Притвор отделял мирскую часть от святилища, куда входить могли только священники, а в «святая святых» мог входить только первосвященник раз в году на праздник очищения. Во дворе, где приносились кровные жертвы по разным поводам, для этого и продавали животных и птиц, а также меняли монеты, которые также могли жертвовать люди.

Все это происходило именно во дворе, который являлся частью храма, а не за его оградой. Это и возмутило Спасителя, и он разогнал всех этих торговцев и менял.

Современность

Что же происходит в современных храмах? Есть ли схожесть у продажи свечей с базаром, на котором продают баранов, овец и голубей? Никакой. Продажа свечей никак не нарушает молитвы в храме, особенно если учесть, что во многих храмах свечные ящики находятся в притворе или вообще вынесены на улицу в отдельные помещения.

Более того, сегодня уже признано, что реализация свечей, молитвословов и в церковных лавках не является коммерческой деятельностью. Об неоднократно заявляла Патриархия. Дело в том, что законодательство Российской Федерации действительно выступает на стороне Церкви, видя в прихрамовой торговле лишь форму пожертвования, когда добавочная стоимость распространяемых товаров считается не коммерческим доходом, а благотворительным взносом «покупателя», добровольной жертвой на церковные нужды.

Законы

Если обратиться к текстам законов, ключевыми тут окажутся 251-я Налогового кодекса РФ и 17-я статья Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Первая, устанавливает перечень источников дохода, не учитываемых при налогообложении. Именно она выводит из-под налогов доходы, полученные религиозной организацией от «реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения» и суммы переданные Церкви «в связи с совершением религиозных обрядов».

17 же «О свободе совести и о религиозных объединениях», в свою очередь, разрешает религиозным организациям производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы, равно как и «иные предметы религиозного назначения», даруя религиозным организациям, кроме всего прочего, преимущественное право учреждать предприятия по производству этих самых предметов.

Ответ священника:

Дорогой Алексей! Это популярное обвинение православных. Но ведь Иисус Христос разгонял торгующих для собственной прибыли, церковные же лавки собирают пожертвования, и разницу между ценами закупки и реализации, передают в пользу храма. Единственное, в чем минус торговли внутри храма, так это - неизбежный шум и разговоры, что мешает богослужению. Поэтому, во многих храмах, спроектированных и построенных недавно, церковные лавки специально выносятся в притвор, или даже в отдельное здание. В остальном же, данное обвинение – беспочвенно. Не хотите торговли в храме? – Тогда жертвуйте достаточное количество денег на обеспечение храма и клира. Ведь храму приходится оплачивать: коммунальные услуги, собственные ремонты и стройки, своё социальное служение (посещение тюрем, больниц, домов-интернатов, ведь туда с пустыми руками - не пойдешь). Кроме того, необходимо платить зарплаты сотрудникам храма, певчим, и служащим в нем священникам. Где же на все эти расходы брать деньги? Хорошо осуждать церковную торговлю! А кто из прихожан, для решения этого вопроса, готов жертвовать хотя бы десятую часть своих ежемесячных доходов, на храм? Интересно, а как часто, и в каких объёмах Вы сами помогаете православным храмам для восполнения их насущных нужд и для того, чтобы им не приходилось для этого торговать в ларьках?

Теперь по поводу того, что в церкви - за всё нужно платить священнику. В Кыргызстане, где я служу, по данным Нац. Банка, в 2016 году, прожиточный минимум на человека составил 4 тысячи 794 сома в месяц. Заработная же плата провинциального священника составляет, в среднем, 2-3 тысячи сомов, хотя у многих священников в семье по четверо, пятеро детей. Исходя из этого, такой священник должен бы получать на семерых зарплату в 33500 сомов. Вот такая простая арифметика. Вы пишите, что человек рождается и умирает по воле Божьей, почему за Крещения Венчания, Освящения нужно платить? А почему Вам за Ваш труд должна выдаваться зарплата? (надеюсь, что Вы работаете и получаете её). Не лучше ли и Вам, Алексей, работать даром, а заработанные деньги расходовать не на семью и детей, а, к примеру, жертвовать в Фонд мира? Неужели труд священника, по Вашему, недостоин вознаграждения? Или Вы всерьёз думаете, что деньги батюшкам должны отпускаться непосредственно с неба? Почитайте об этом первое послание апостола Павла к Коринфянам: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?... Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». (1 Кор.9: 7,14) То есть, согласно словам апостола, Бог так устроил, чтобы священники содержались за счет общины, а не получали зарплату из небесной канцелярии. Кроме всего прочего, церковные требоисполнения не имеют твёрдой стоимости, а оплачиваются в виде пожертвования. Поясню, в чём разница. Твёрдая цена, допустим, любого товара в светском магазине, это - стоимость, оплачиваемая на сто процентов. Если Вам не будет хватать одной копейки до нужной суммы, товар Вам не продадут. Пожертвование же, это форма оплаты, которая может разниться, в зависимости от платёжеспособности человека. Вот Вам ответ и на Ваш второй вопрос: если требу заказывает неимущий (бедный, больной, или малый ребёнок) и не в состоянии вполне оплатить её, он может дать по своим силам, или даже попросить о бесплатном требоисполнении, и священник обязан за уплаченную ему сумму, или вообще, бесплатно, эту требу совершить. И действительно, это происходит.

Так что, дорогой Алексей, не стесняйтесь помогать, по своим силам, конкретному православному храму (благо, и в Германии, они – есть). Тем самым, Вы исполните одну из обязанностей православного христианина: участвовать в жизни общины, а также поможете конкретному батюшке меньше переживать о нуждах своего храма и о хлебе насущном, а больше времени и сил отдавать служению Богу и ближним. Если Вы искренне вольётесь в жизнь какого-либо прихода, то перестанете быть лишь безучастным наблюдателем, критикующим всё, что Вам не нравится, а сможете понять нужды и проблемы храма, и помочь их решению.

У меня вопрос. Можно ли торговать бижутерией с точки зрения Библейских принципов? Очень хочется получить аргументированный ответ.

Некоторые христиане читают Библию и не находят в ней никакого запрета на использование бижутерии. Соответственно, для них вопрос торговли бижутерией стоять не будет. Другие христиане напротив, читая Библию видят в ней, что всякие украшения являются ни чем иным, как идолопоклонством, и потому христианину их нельзя ни в коем случае, потому что всякий христианин, носящий украшения, становится идолопоклонником, а потому он не спасётся. Для христиан с таким пониманием торговля бижутерией будет таким же грехом. Но есть и третья группа христиан, которые полагают, что всё позволительно, если это в меру. Для таких христиан торговля бижутерией тоже не будет считаться грехом. Есть ещё одна группа христиан, которые тоже считают всякие украшения грехом, однако утешают себя тем, что они-то сами их не носят, а людям их продают лишь потому, что те этого желают. Вот эти христиане и задают такой вопрос о торговле бижутерией.

А теперь осталось лишь каждому задающему этот вопрос, определить, к какой группе христиан он относится лично.

Продолжая тему… формально в Церкви АСД существует запрет на производство и торговлю алкоголя, табака, наркотиков и свинины. Но у людей возникает немало вопросов по поводу того же производства и торговли. Относится ли производство и торговля лишь к владельцу бизнеса или распространяется на всех работников? Это очень серьезный вопрос для многих. Приведу примеры:

Я вырос в сельской местности в Молдове. в советское время там была очень развита табачная промышленность и виноделие. Целые сёла были чуть ли не поголовно задействованы в этом. В то время на каждого жителя села, за исключением механизаторов или работников разного рода контор, распределялись «нормы» — обязательная работа на полях. И часто это были табачные поля и винные сорта виноградников. Избежать работы на табаке можно было только сменив место жительства или если посчастливится «выбиться в люди» — найти конторскую или иную профессиональную работу.

А как быть с продавцом продовольственного магазина? Есть крупные магазины, где мясо, алкоголь и табак продаются в специализированных отделах. А если это небольшой магазин с одним-двумя продавцами и все продукты выставлены на общей полке? Получается, что продавцом продовольственного магазина быть грешно лишь потому, что иному покупателю надо будет подать водку, сигареты или нарезать кусок свиной колбасы? Это серьезный вопрос для некоторых людей, пытающихся найти работу.

Но я пойду ещё дальше: а как насчет производства и торговли других товаров? Я сейчас даже не пытаюсь разделить владельца бизнеса от наемного рабочего, потому что у нас нет «буквы закона» на этот счёт. Я перечислю некоторые продукты сомнительного списка:

оружие; химические лекарственные средства, особенно сильнодействующие и включающие наркотические вещества; индустрия развлечения — кино, театр, цирк, хореография; кофе, чай; мороженое, сладости — продукты, которые совершенно противоположны принципам реформы здоровья (но о которых практически никогда не говорят в ММШ))); твёрдые сыры; товары для профессионального спорта, особенно для жестоких видов спорта — бокса и боевых искусств; товары для интима и сексшопов…

Этот список можно было бы продолжать. Однако и так понятно, что есть много областей, в которых совесть христианина, если не будет явно протестовать, то хотя бы будет не спокойна. Но вот прямого ответа на эти вопросы — совершенно нет! Это дело личных отношений с Богом. Иногда я с удивлением узнаю, что среди моих единоверцев есть кадровые военные или кадровые сотрудники спецслужб, есть профессиональные спортсмены, в том числе в тех видах спорта, которые осуждаются в Духе Пророчества, а медицинские работники используют совершенно оккультные методики целительства. Я в своё время был шокирован тем, что целая команда адвентистов-клоунов проводила евангелизацию в виде цирковых представлений. И хореография уже стала нормальным явлением в некоторых заведениях моей церкви.

Может ли адвентист быть президентом страны? Не то, чтобы может — есть несколько адвентистов президентов и глав правительства в ряде стран. Не говоря уже о том, что Бен Карсон довольно уверенно шел в президенты страны-«зверя из Откровения 13 главы». Для многих совершенно не понятно, как можно совмещать веру с рядом действий, которые правителю просто необходимо исполнять. А может ли адвентистский врач проводить аборты? И это есть. Может ли христианин быть танцором балета? А актёром кино и участвовать в интимных сценах?

Для полноты картины приведу два эпизода из реальной жизни. Один от христиан других конфессий, а другой из опыта адвентистов. Однажды меня пригласили присоединиться к группе евангелистов-боксёров. На мой вопрос о методах евангелизации мне ответили, что поскольку у боксёров всегда есть проблемы с головой, то до них можно достучаться лишь одним методом: вызывают на ринг, вводят в нокаут, и только после этого «пациент» готов слушать проповедь. Для меня это звучало дико, но мне это рассказывали на полном серьезе. И я понял: они же боксёры… Но другой реальный случай шокирует: после евангельской кампании секретарь общины анкетирует крещённых. Подходит молодая женщина. На вопрос о работе отвечает просто — путана (валютная проститутка). На недоуменный взгляд секретаря общины спокойно отвечает, что всё нормально — для членов церкви у неё скидка на пол цены, а пастора она обслуживает бесплатно… Я только не знаю одного — она уже обслуживала пастора или только планировала.

Я не пытался составить абсолютно полный список профессий, которые запрещены или хотя бы сомнительны для настоящего христианина. Но вывод хочу сделать один: в большинстве случаев вы не найдёте чёткого предписания, что можно, а что нельзя. И рекомендации разных служителей церкви могут быть даже прямо противоположными. Потому:

— только ваши личные отношения с Господом могут быть самым надёжным критерием;
— но помните, что у вас есть ответственность за ближних. чтобы не подавать им соблазна.

На вопросы читателей отвечает протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии Русской Православной Церкви

Мои верующие друзья считают, что заниматься торговлей – грех. Т.е. – надо зарабатывать деньги своим трудом, а торговля использует плоды чужого труда. Является ли торговля как вид деятельности (я не говорю про обман покупателя и Т.д.) не христианской? Что вообще считается “плодами труда” ?

Светлана

Сама по себе торговля не является грехом. Это такой же инструмент, как и многое другое в человеческой деятельности. Производитель товара нуждается в торговце, и подчас требуется определенный талант, чтобы реализовать хороший продукт – материальный или информационный (как, например журнал “Фома”). И, как любой инструмент, духовно можно оценить торговлю по тому, как употреблять ее в человеческом общежитии. Греховной или добродетельной торговля будет в зависимости от отношения к ней торгующего. Мы даже не будем рассматривать обман при торговле – как качественный, так и количественный.

Я бы посмотрел на торговые отношения с другой стороны – торговля приносит определенный доход, но торговец при этом не должен быть хищником и непременно обязан от своего прибытка помогать нуждающимся. Тогда его торговая деятельность будет освящаться и иметь благословение Божие через благотворительность и милосердие. Также от своих трудов торговцы (русские люди называли их купцами) должны благотворить храмам Господним, как это было в обычае у благочестивого купечества.

Что считать “плодами труда”? Не всякий плод человеческого труда можно потрогать руками. Труд интеллектуальный часто неосязаем и неизмерим – в тоннах, погонных метрах и т.д. Чем измерить труд священника? Мне кажется, можно было бы на страницах “Фомы” подробнее осветить эту тему, тем более, что она как раз концептуально подходит журналу, по моему мнению. И второе – наверное, не всегда плоды трудов (даже материальные) могут быть ощущаемы самим трудящимся. Но могут быть оценены мерой общественного блага и мира, происходящего от труда людей, находящихся на разных жизненных послушаниях, но трудящихся ради Бога.

Я замужем за любимым человеком 14 лет. Мой муж очень хороший человек, сочувствующий другим и всегда готовый прийти на помощь. Люди это чувствуют и пользуются тем, что он никогда не отказывает в этой помощи, даже в ущерб своему здоровью. Иногда мне кажется, что он упадет где-нибудь на полдороге обессиленный или заснет за рулем автомобиля. При этом он сам не любит никого ни о чем просить. Должен ли человек уметь говорить “НЕТ”? А может, это мне нужно избавляться от эгоизма?

Спаси Вас Господи!

Ольга

Человек, конечно же, должен уметь говорить “нет” греху, тут даже обсуждать нечего. Но и в обычных житейских обстоятельствах очень важно уметь сказать “нет” – лично я не умею. А преп. Серафим Саровский при этом говорил так: “Но я не соблазняюсь ни тем, что мною одни пользуются, ни тем, что других это соблазняет”.

Как церковь относится к такому явлению, как модификация тела (татуировки, пирсинг, клеймение, шрамирование и пр.)? По сути тело – это то, что полностью принадлежит человеку. Может ли он поступать с ним по собственному разумению? В конце концов, макияж и окраска волос – это тоже своего рода модификация …

Дарья

И тело, и дух, и душа человека принадлежат Богу. Мы все – целиком Божьи дети. И вы правы – и макияж, и окраска волос есть модификация, хоть, может, и более мирная и безопасная, чем пирсинг, тату и прочее, о чем Вы говорите. Апостол Петр не зря называет главным украшением человека “нетленную красоту кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1-е Петра 3:4). А люди стараются изо всех сил украшать себя внешне (чтобы привлечь нескромное ‘внимание, выделиться, проявить себя внешне – по свойству горделивого и надменного духа), забывая, или даже не помышляя о внутренней красоте. Об экспериментах над своим телом очень метко сказал один старый священник, когда к нему подошла некая девушка просить блaгословения, чтобы “проделать дырки в ушах”, он сказал “чадо мое, все дырки, которые нужно, тебе уже проделал Господь, иди с миром”.

Здравствуйте. Хотелось бы уточнить все-таки – почему крестные не смогут стать супругами. Просмотр мнений в интернете показал, что в большинстве случаев говорится о запрете, хотя есть мнение и о том, что этот запрет ничем, по сути, не обусловлен. В том числе, такое мнение высказывается и православными священниками. Если оба (возможных) супруга верующие, имеют возможность регулярно встречаться с крестником и могут содействовать его духовному развитию, почему они не могут быть крестными? Тем более в Евангелии и посланиях Апостолов по данному вопросу нет никаких запретов. И получается, что это устная, ничем документально не подкрепленная традиция… Заранее спасибо.

Алексей

Дело в том, что по канонам требуется один восприемник, того же пола, что и крещаемый. Поэтому в настольной книге для церковно- и священноослужителей есть разъяснение, что не возбраняется вступать в брак присутствующим при крещении. Я не могу с точностью сказать, когда возникла традиция приглашать двух восприемников для крещаемого и является ли эта традиция собственно российской, но можно сказать, что, по канонам, крестным будет считаться один из восприемников, что, конечно же, не возбраняет и всем прочим участвовать в духовном воспитании нового члена Церкви Христовой.

Илл.: Малевич Казимир «Продавщица цветов. Вариант» 1904 Холст, масло 72х94 Собрание семьи Чудновских



Просмотров