Только лучшее что такое камерная. Композиторы и исполнители камерной музыки

Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.

Что такое жанры музыки

Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.

Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).

Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.

Что такое жанр?

Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.

Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.

Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.

Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.

Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.

И возникает здесь жанр светской песни.

Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.

Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.

Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.

Перед тем, как , обязательно начните изучать различные направления. Это потом очень хорошо отражается на практике. Особенно будет полезно при создании чего-то нового!

Музыкальная форма

Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.

Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.

Или симфония.

Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.

Выразительные средства

Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.

Ритм — это глубинная организующая сила всего музыкального звучания. Он лежит в основе существования музыки. Потому что через ритм жизнь человека связана с действительностью, с космосом.

Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.

Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.

Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.

Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.

В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»

Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.

Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.

Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.

Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.

Жанры камерной музыки

Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.

Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.

Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.

Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.

Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.

Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.

Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.

Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.

Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.

— песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.

Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.

Жанры вокальной музыки

Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.

Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.

В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.

Вот список на основные жанры вокальной музыки:

  • Оратория — очень большое произведение для солистов, оркестра или хора. Обычно в таких произведениях освещались проблемы религиозного характера. Чуть позже появились светские оратории.
  • Опера — огромное драматическое произведение, которое объединяет жанры инструментальной и вокальной музыки, хореографию и живопись. Особая роль здесь отводиться различным сольным номерам (ария, монолог и так далее).
  • Камерная музыка — о ней упоминалось выше.

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.

Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.

А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.

Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:

  • Танцевальная музыка — как-правило, простая музыка для танцев
  • Соната — используется в качестве соло или дуэта для камерной музыки
  • Симфония — стройное звучание для симфонического оркестра

Жанры русских народных песен

Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

Вот список на основные жанры русских народных песен:

  • Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека. То есть с такими песнями работникам намного легче работалось. Они задавали ритм в работе. В подобных музыкальных произведениях отражалась основная жизнь рабочего класса людей. Частенько использовались трудовые возгласы для работы.
  • Частушки — очень распространенный жанр народной музыки. Как правило, это небольшое четверостишье с повторяющейся мелодией. Частушки несли в себе большой смысл русского слова. В них выражалось основное настроение народа.
  • Календарные песни — используются на различных календарных праздниках. Например, в Рождество Христово или под Новый год. Также этот музыкальный жанр хорошо использовался при гадании или же при смене пор года.
  • Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.
  • Семейные песни — использовались на различных семейных праздниках. Очень хорошо такой жанр отражался на свадьбах. Также он использовался при рождении ребенка, отправления сына в армию и так далее. Стоит сказать, что такие песни сопровождались определенным обрядом. Все это в совокупности помогало защититься от темных сил и различных бед.
  • Лирические композиции — в таких произведениях упоминается нелегкая доля русского народа. Например, очень часто упоминается о тяжелой женской доле и нелегкой жизни простых крестьян.

Жанры современной музыки

Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.

Рок

Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:

  • Фолк-рок — хорошо используются элементы народных песен
  • Поп-рок — музыка для очень широкой аудитории
  • Хард-рок — более тяжелая музыка с резким звучанием

Поп

Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:

  • Хаус — электронная музыка, которую исполняют на синтезаторе
  • Транс — электронная музыка с преобладанием печальных и космических мелодий
  • Диско — танцевальная музыка с обильными ритмическими секциями ударных и баса

Рэп

В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:

  • Рэпкор — смесь рэпа с тяжелой музыкой
  • Альтернативный рэп — смесь традиционного рэпа с другими жанрами
  • Джаз-рэп — смесь рэпа с джазом

Жанры электронной музыки

Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:

  • Хаус (house) — появился в 80-х гг прошлого столетия. Берет свое начало от диско 70-х гг. Появился благодаря экспериментам ди-джеев. Основные особенности: повторяющийся ритм бит, размер 4×4 и сэмплинг.
  • Дип хаус (deep house) — более легкая, атмосферная музыка с глубоким плотным звучанием. Включает в себя элементы джаза и эмбиента. При создании используется соло клавишных, электроорган, фортепиано и женский вокал (в основном). Развивается с конца 80-х гг. Вокал в этом жанре всегда стоит на второстепенном месте. На первом стоят мелодии и звуки для прорисовки настроения.
  • Гараж хаус (garage house) — такой же, как и дип хаус, только на главную роль выносится уже вокал.
  • Нью диско (nu disco) — более современный музыкальный жанр, основанный на возродившемся интересе к диско музыке. Сейчас очень популярно возвращаться к корням. Поэтому в основе этого жанра лежит музыка 70 — 80-х гг. Сам жанр появился в начале 2000-х гг. Используются синтезированные звуки, похожие на звуки реальных инструментов для создания диско 70 — 80-х гг.
  • Соул фул хаус (soulful house) — основа взята с house с ритмическим рисунком 4×4, а также вокала (полноценный или в виде сэмплов). Вокал тут в основном душевный и очень красивый. Плюс использование разнообразных музыкальных инструментов. Такое богатое наличие инструментов очень хорошо оживляет музыку данного жанра.

Жанры рэпа

Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:

  • Comedy Rap — интеллектуальная и забавная музыка для развлечения. Имеет сочетание реального хип-хопа и обычного юмора. Комедийный рэп появился в 80-х годах.
  • Dirty rap — грязный рэп, характеризующийся выраженным тяжелым басом. В основном эта музыка предназначена для завода публики на различных вечеринках.
  • Gangsta rap — музыка с очень жестким звуком. Появился жанр музыки в конце 80-х гг. За родительскую основу этого направления были взяты элементы из hardcore rap.
  • Hardcore rap — агрессивная музыка с шумными сэмплами и тяжелыми битами. Появилась в конце 80-х гг.

Жанры классической музыки

Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:

  • Увертюра — небольшое инструментальное вступление к спектаклю, пьесам или произведениям.
  • Соната — произведение для камерных исполнителей, которое используется в качестве соло или дуэта. Состоит из трех частей связанных друг с другом.
  • Этюд — маленькая инструментальная пьеса, предназначенная для оттачивания техники исполнения музыки.
  • Скерцо — начало музыки с живым и стремительным темпом. В основном передает слушателю шуточные и неожиданные моменты в произведении.
  • Опера, симфония, оратория — о них упоминалось выше.

Жанры рок музыки

Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:

  • Gothic rock — рок музыка с готическим и мрачным направлением. Появилась в начале 1980-х гг.
  • Grunge — музыка с твердым гитарным звучанием и мрачными депрессивными текстами. Появилась где-то в середине 1980-х гг.
  • Folk rock — образовался в результате смешения рока с народной музыкой. Появился в середине 1960-х гг.
  • Viking rock — панк рок с элементами народной музыки. В таких произведениях раскрывается история Скандинавии и самих викингов.
  • Trashcore — более быстрый хардкор. Произведения как правило, небольшие.

Жанры духовной и светской музыки

Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.

Духовная музыка

Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:

  • Литургия — пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
  • Антифон — повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
  • Рондель — создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
  • Проприум — часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
  • Ординариум — не измененная часть мессы.

Светская музыка

Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.

от позднелат. camera - комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik

Специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения К. м., как правило, предназначались для исполнения в небольших помещениях, для домашнего музицирования (отсюда назв.). Этим определялись и используемые в К. м. инстр. составы (от одного исполнителя-солиста до неск. исполнителей, объединяемых в камерном ансамбле), и типические для неё приёмы муз. изложения. Для К. м. характерны тенденция к равноправию голосов, экономия и тончайшая детализация мелодич., интонац., ритмич. и динамич. выразит. средств, искусная и многообразная разработка тематич. материала. К. м. обладает большими возможностями передачи лирич. эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки К. м. восходят к эпохе средневековья, термин "К. м." утверждается в 16-17 вв. В этот период под К. м., в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. Придворная музыка и называлась "камерной", а исполнители, работавшие в придв. ансамблях, носили звание камер-музыкантов.

Разграничение музыки на церковную и камерную наметилось в вок. жанрах в сер. 16 в. Самый ранний из известных образцов К. м. - "L"antica musica ridotta alla moderna" Николо Вичентино (1555). В 1635 в Венеции Дж. Арригони опубликовал вокальные "Concerti da camera". В качестве камерных вок. жанров в 17 - нач. 18 вв. развивались кантата (cantata da camera) и дуэт. В 17 в. наименование "К. м." было распространено на инстр. музыку. Первоначально церк. и камерная инстр. музыка не различались по стилю; стилевые различия между ними ясно выступили лишь в 18 в. Так, И. И. Кванц в 1752 писал, что К. м. требует "более оживления и свободы мыслей, чем церковный стиль". Высшей инстр. формой стала циклич. соната (sonata da camera), сформировавшаяся на основе танц. сюиты. Наибольшее распространение получила в 17 в. трио-соната с её разновидностями - церк. и камерной сонатами, несколько меньшее - сольная соната (без сопровождения или с сопровождением basso continuo). Классич. образцы трио-сонат и сольных (с basso continuo) сонат создал А. Корелли. На рубеже 17-18 вв. возник жанр concerto grosso, вначале также подразделявшийся на церк. и камерную разновидности. У Корелли, напр., это деление проводится очень чётко - из 12 созданных им concerti grossi (op. 7) 6 написаны в церковном, а 6 - в камерном стиле. По содержанию они аналогичны его же сонатам da chiesa и da camera. К сер. 18 в. подразделение на церк. и камерный жанры постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие К. м. и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

В сер. 18 в. в творчестве Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классич. виды инстр. ансамбля - соната, трио, квартет и т. д., сложились типич. инстр. составы этих ансамблей, установилась тесная связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для к-рого она предназначена (ранее, как известно, композиторы зачастую допускали исполнение своего сочинения разл. составами инструментов; напр., Г. Ф. Гендель в ряде своих "соло" и сонат указывает несколько возможных инстр. составов). Обладающий богатыми выразит. возможностями, инстр. ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов и стал своего рода "камерной ветвью" симф. жанра. Поэтому в ансамбле получили отражение все осн. направления муз. иск-ва 18-20 вв. - от классицизма (Й. Гайдн, Л. Боккерини, В. А. Моцарт, Л. Бетховен) и романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и др.) до ультрамодернистских абстракционистских течений совр. бурж. "авангарда". Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы инстр. К. м. создали И. Брамс, А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, в 20 в. - К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток, Б. Бриттен и др.

Огромный вклад в К. м. внесли рус. композиторы. В России распространение камерного музицирования началось в 70-х гг. 18 в.; первые инстр. ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина; их камерные сочинения характеризуются ярко выраженным нац. содержанием, психологизмом. Большое внимание уделяли камерному ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, а для С. И. Танеева он стал осн. родом творчества. Исключительно богато и многообразно камерное инстр. наследие сов. композиторов; его главные линии - лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая.

В процессе историч. развития стиль К. м. претерпел значит. изменения, сближаясь то с симфоническим, то с концертным ("симфонизация" смычковых квартетов у Л. Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайковского, черты концертности в "Крейцеровой" сонате Л. Бетховена, в скрипичной сонате С. Франка, в ансамблях Э. Грига). В 20 в. наметилась и противоположная тенденция - сближение с К. м. симф. и конц. жанров, особенно при обращении к лирико-психологич. и философским темам, требующим углубления во внутр. мир человека (14-я симфония Д. Д. Шостаковича). Симфонии и концерты для небольшого количества инструментов получили в совр. музыке широкое распространение, став разновидностью камерных жанров (см. Камерный оркестр , Камерная симфония).

С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в муз. иск-ве заняла вок. К. м. (в жанрах песни и романса). Исключит. внимание ей уделяли композиторы-романтики, к-рых особенно привлекал лирич. мир чувств человека. Они создали отточенный, разработанный в тончайших деталях жанр вок. миниатюры, а также вок.-песенные циклы, объединённые одной идеей ("Зимний путь" Ф. Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. много внимания вок. К. м. уделял И. Брамс. На рубеже 19-20 вв. появились композиторы, в творчестве к-рых камерные вок. жанры заняли ведущее положение (X. Вольф в Австрии, А. Дюпарк во Франции). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); исключит. художеств. высот достигли в камерных вок. сочинениях М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Многочисл. романсы и камерные вок. циклы создали сов. композиторы (А. Н. Александров, Ю. В. Кочуров, Ю. А. Шапорин, В. Н. Салманов, Г. В. Свиридов и др.). В течение 20 в. сложился отвечающий природе жанра камерный вок. исполнительский стиль, основанный на декламационности и выявлении тончайших интонационно-смысловых деталей музыки. Выдающейся рус. камерной исполнительницей нач. 20 в. была М. А. Оленина-Д"Альгейм. Крупнейшие совр. заруб. камерные исполнители-вокалисты - Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, Л. Маршалл, в СССР - А. Л. Доливо-Соботницкий, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова и др.

Многочисленны и разнообразны камерные инстр. миниатюры 19-20 вв. В их числе фп. "песни без слов" Ф. Мендельсона-Бартольди, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, камерные фп. сочинения малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, "Мимолётности" и "Сарказмы" С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, скрипичные пьесы типа "Легенды" Г. Венявского, "Мелодии" и "Скерцо" П. И. Чайковского, виолончельные миниатюры К. Ю. Давыдова, Д. Поппера и т. д.

В 18 в. К. м. предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. В 19 в. начали устраиваться и публичные камерные концерты (самыми ранними были концерты скрипача П. Байо в Париже, состоявшиеся в 1814); к сер. 19 в. они стали неотъемлемой составной частью европ. муз. жизни (камерные вечера Парижской консерватории, концерты РМО в России и т. д.); возникли организации любителей К. м. (Петерб. об-во К. м., осн. в 1872, и др.). Сов. филармонии регулярно устраивают камерные концерты в спец. залах (Малый зал Моск. консерватории, Малый зал им. М. И. Глинки в Ленинграде и др.). С 1960-х гг. концерты К. м. даются и в больших залах. Произв. К. м. всё шире проникают в конц. репертуар исполнителей. Из всех видов ансамблевого инстр. исполнительства наиболее популярным стал смычковый квартет.

Литература: Асафьев Б., Русская музыка от начала XIX столетия, М. - Л., 1930, переизд. - Л., 1968; История русской советской музыки, т. I-IV, М.,1956-1963; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; её же, Мастера советского романса, М., 1970; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Мастера советского камерно-инструментального ансамбля, Л., 1964.


ЧТО ТАКОЕ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА Камерная музыка (от итал. camera комната, палата) музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон


ЖАНРЫ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ По принятой классификации, в понятие « камерная музыка » включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, септеты, октеты и нонеты, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно - вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно - инструментальный жанр).


ИСПОЛНИТЕЛИ Основные исполнители камерной музыки: СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – гг. ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН – гг. ИОГАННЕС БРАМС – гг. ЖОРЖ БИЗЕ – гг. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – гг.


СТИЛИ Камерная музыка может быть написана в любом стиле. Её главное отличие в том, что произведения рассчитаны на небольшое количество музыкантов. По сути, сама по себе " камерная музыка " уже и есть стиль.


КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР Существует также понятие камерного оркестра как правило, это сокращённый (не более человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов


КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др.

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве. Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена. При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки. То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет. Струнным квинтетом называется сочетание струнного квартета с виолончелью, которую в данном составе может заменять альт.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение. Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию. В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира. Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается. Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

Наверное, каждый человек неравнодушен к музыке. Она сопровождает человечество неразрывно, невозможно определить, когда именно человек научился воспринимать ее. Скорее всего, это произошло тогда, когда наш предок, пытаясь выразить свои эмоции, ударил по полому С тех пор человек и музыка связаны неразрывно, сегодня существует множество ее жанров, стилей и направлений. Это фольклорная, духовная и, наконец, классическая инструментальная - симфоническая и камерная музыка. Что такое направление, как камерная музыка существует, знают практически все, но в чем ее отличия и особенности — немногие. Попробуем разобраться в этом далее в статье.

История возникновения камерной музыки

История камерной музыки берет свое начало в Средних веках. В XVI веке музыка стала выходить за пределы церковных храмов. Некоторые авторы начали писать произведения, которые исполнялись вне церковных стен для небольшого круга ценителей. Надо отметить, что сначала это были только вокальные партии, а камерно-инструментальная музыка появилась намного позже. Но обо всем по порядку.

Завораживает камерная музыка. Что такое название произошло от итальянского слова camera ("комната"), наверное, все помнят. В отличие от церковной и театральной музыки, камерная изначально предназначалась для исполнения в помещениях небольшим коллективом для узкого круга слушателей. Как правило, выступление проходило в домашних условиях, а позже — в небольших концертных залах. Пика своей популярности камерно-инструментальная музыка достигла в XVIII-XIX веках, когда во всех гостиных обеспеченных домов проводились подобные концерты. Позже аристократы даже вводили штатные должности музыкантов.

Образы камерной музыки

Изначально камерная музыка предназначалась для исполнения перед небольшим кругом людей, являющихся ее ценителями и знатоками. А размеры помещения, где проходил концерт, позволяли исполнителям и слушателям тесно контактировать друг с другом. Все это создавало неповторимую атмосферу сопричастности. Возможно, именно поэтому для такого искусства характерна высокая способность открывать лирические эмоции и различные нюансы человеческих переживаний.

Жанры камерной музыки как нельзя более точно рассчитаны на передачу с помощью лаконичных, но в то же время детально выверенных средств. В отличие от где партии исполняются группами инструментов, в таких произведениях для каждого инструмента пишется своя партия, и все они практически равноправны между собой.

Виды камерного инструментального ансамбля

С развитием истории развивалась и камерная музыка. Что такое направление должно иметь некоторые особенности в отношении исполнителей, не требует доказательств. Современные инструментальные ансамбли представляют собой:

  • дуэты (два исполнителя);
  • трио (три участника);
  • квартеты (четыре);
  • квинтеты (пять);
  • секстеты (шесть);
  • септеты (семь);
  • октеты (восемь);
  • нонеты (девять);
  • дециметы (десять).

При этом инструментальный состав может быть самым разнообразным. В него могут входить как струнные, так и В состав одного коллектива могут быть включены только струнные или только духовые. А могут быть и смешанные камерные ансамбли — особенно часто в них включается фортепиано. Вообще, их состав ограничивается только одним — фантазией композитора, а она чаще всего безгранична. Кроме того, существуют еще и камерные оркестры — коллективы, в которые входит не больше 25 музыкантов.

Жанры инструментальной камерной музыки

Современные жанры камерной музыки были сформированы под влиянием творчества таких великих композиторов, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн. Именно этими мастерами были созданы непревзойденные по отточенности содержания и эмоциональной глубине произведения. Сонатам, дуэтам, трио, квартетам и квинтетам в свое время отдали дань самые известные романтики XIX века: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Кроме того, огромную популярность в это время получил и жанр инструментальной миниатюры (ноктюрны, интермеццо).

Существуют еще камерные концерты, сюиты, фуги, кантаты. Еще в XVIII веке жанры камерной музыки отличались огромным разнообразием. Кроме того, они вбирали в себя стилистические черты других направлений и стилей. Например, у Л. Бетховена настолько четко прослеживается стремление раздвинуть границы такого явления, как камерная музыка, что такое его произведение, как «Крейцерова соната», по своему монументализму и эмоциональному накалу ничуть не уступает симфоническим творениям.

Жанры вокальной камерной музыки

В XIX веке огромную популярность завоевала вокальная камерная музыка. Появившимся новым жанрам художественной песни и романсу отдали дань такие как Р. Шуман, Ф. Шуберт, И. Брамс. Неоценимый вклад в мировую коллекцию произведений камерной музыки сделали русские композиторы. Великолепные романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, М. А. Римского-Корсакова и сегодня не оставляют равнодушными никого. Помимо небольших произведений, существует еще и жанр камерной оперы. Он подразумевает наличие небольшого числа исполнителей и не требует для постановки большого помещения.

Камерная музыка сегодня

Конечно, сегодня практически нет таких домов, где, как в прошлые века, в окружении ограниченного круга лиц играют камерные ансамбли. Однако, вопреки существующим стереотипам, это направление остается очень востребованным. Залы органной и камерной музыки во всем мире собирают миллионы поклонников как произведений классических композиторов, так и современных авторов. Регулярно проходят фестивали, на которых известные и начинающие исполнители делятся своим искусством.



Просмотров